«Инцест — дело семейное» или «Дюна» в представлении Ридли Скотта

«Инцест — дело семейное» или «Дюна» в представлении Ридли Скотта

«Дюну» Алехандро Ходоровски часто называют «величайшим неснятым фильмом», хотя ценители оригинальной книги наверняка бы поспорили с этим утверждением, узнав про нюансы киносценария. Однако немногие знают, что в промежутке между съёмками «Чужого» и «Бегущего по лезвию» Ридли Скотт тоже безуспешно пытался адаптировать роман Фрэнка Герберта. Подробнее об этом в специальной статье.

Нереализованные планы

На протяжении 1970-х годов Фрэнк Герберт наблюдал за тем, как многие продюсеры и режиссёры пытались экранизировать его научно-фантастический роман. В своё время текст планировали перенести на экран Роджер Корман (король фильмов категории В) и Артур П. Джейкобс (продюсер киносерии «Планета обезьян»).

Ходоровски с Мёбиусом и человеком в униформе сардаукара
Ходоровски с Мёбиусом и человеком в униформе сардаукара

Наиболее креативно подошёл к проекту чилийский режиссёр-сюрреалист Алехандро Ходоровски, смело переиначив книгу и собрав команду из достаточно талантливых людей для воплощения своего видения. Но его вариант «Дюны» так и не был снят из-за отсутствия финансирования, в чём художник Мёбиус позже обвинил голливудского кинопродюсера Дино Де Лаурентиса.

Мы работали над этим проектом в Париже, а Де Лаурентис бегал по Голливуду и говорил: «Никогда не покупайте этот фильм, они угробят Голливуд! Вы знаете, эти чёртовы французы!». Поэтому, когда Ходоровски пришел продавать проект, то вернулся с пустыми руками.
Мёбиус

Новая попытка

Фрэнк Герберт
Фрэнк Герберт

После того, как в 1976 году Де Лаурентис приобрёл права на «Дюну», он нанял Фрэнка Герберта для написания сценария. Работа писателя, созданная на домашнем компьютере, включала в себя наброски и черновики того, чем должна была стать — как и современная экранизация Вильнёва — фильмом из двух частей. Именно Де Лаурентис стал первым кинодеятелем, предложившим разделить книгу на разные картины.

История Пола чётко делится на две части. Я не возражаю против разбития книги, если это необходимо для повествования… Насколько длинным может быть фильм, чтобы окупить вложения? Вот в чём вопрос.
Фрэнк Герберт

Согласно плану, первая часть должна была закончиться на моменте, когда Пола признали лидером фрименов, а во второй бы показали битву против Императора.

Привлечение Ридли Скотта

Ридли Скотт на съёмках «Чужого»
Ридли Скотт на съёмках «Чужого»

Примерно в середине 1979 года Де Лаурентис решил пригласить на пост режиссёра Ридли Скотта, чей «Чужой» успешно выстрелил в прокате. Скотт с радостью принял предложение и переехал в английскую студию Pinewood, чтобы приступить к препродакшену.

Меня привлекла «Дюна», потому что она выходила за рамки предыдущего опыта. «Чужой» был своего рода хардкорным фильмом ужасов, а «Дюна» могла стать значительным шагом в направлении «Звёздных войн».
Ридли Скотт
Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда (1977)
Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда (1977)

Позже в том же году Де Лаурентис со Скоттом встретились с Гербертом в Лондоне для читки его 175-страничного сценария. Однако, по общему мнению, троицы, текст был признан неподходящим для экранизации, и тогда Скотт обратился к писателю-фантасту Харлану Эллисону.

В четверг, 27 сентября 1979 года, Ридли Скотт пришёл ко мне домой на завтрак и предложил написать «Дюну». Он очень любезно отреагировал, когда я ответил, что лучше проведу свои последние годы, отдыхая на Острове Дьявола.
Харлан Эллисон

В итоге Скотту удалось нанять сценариста Руди Вёрлицера, писавшего «Пэт Гарретта и Билли Кида» (1973) для Сэма Пекинпы.

Вклад Гигера

Гигер со своими творениями для «Дюны»
Гигер со своими творениями для «Дюны»

Режиссёр также попросил Х.Р. Гигера поработать над раскадровкой и иллюстрациями к фильму. Ещё до скоттовского «Чужого», в котором он придумает знаменитого ксеноморфа, Гигер был нанят в 1975 году Ходоровски для дизайна мира Харконненов. Кандидатура художника казалась очевидным выбором. Гигер согласился, но при условии, что он сохранит за собой права на дизайн мебели.

Моё участие в обновлённой «Дюне» дало возможность создать по моим эскизам предметы фурнитуры Харконненов, а также продемонстрировать их в фильме. Было решено, что по контракту авторские права на дизайн останутся за мной, а в дальнейшем я получу модели в свободное распоряжение.
Гигер

Но «Дюна» Скотта стухла до того, как Гигер сконструировал всю мебель. Однако, сохранив права, художник позже завершил создание стульев, стола и рамы для зеркала. Их можно увидеть в музее Гигера в Грюйере (Швейцария).

«Инцест — дело семейное» или «Дюна» в представлении Ридли Скотта

Гигер также создал для неснятого фильма Скотта иллюстрацию Dune Worm XII, которую иногда ошибочно приписывают к «Дюне» Ходоровски.

Проблемный сценарий

Тем временем процесс адаптации романа в сценарий оказался нелёгким. Фрэнк Герберт был недоволен первым вариантом текста, который, по его мнению, слишком упрощал сюжет. Более поздний черновик вызвал ещё больше недовольства, так как в нём описывались кровосмесительные отношения между Полом и его матерью Джессикой, а Алия являлась одновременно дочерью и сестрой Пола! «Эта версия меня по-настоящему «отЧужачила», — шутил Герберт.

«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
Я добавил несколько эротических сцен между Полом и Джессикой. Было чувство, что между ними всегда было скрытое, но очень сильное эдипово влечение, поэтому я пошёл ещё дальше. Это произошло прямо в середине фильма, как вопиющее нарушение определённых границ. Возможно, это сделало Пола ещё более героической фигурой, ведь он переступил запретный кодекс.
Руди Вёрлицер

Наконец, спустя многие месяцы работы над текстом, Скотт и Вёрлицер получили то, что считали приемлемым черновиком сценария. Последняя редакция, по-видимому, стала более cовременной — в качестве референса был выбран фильм итальянского режиссёра Джилло Понтекорво «Битва за Алжир» (1966), послуживший примером реалистичного изображения партизанской войны в городских условиях. В структуре произошли серьёзные изменения, а диалоги стали более естественными и менее «эпичными».

Фильм «Битва за Алжир» основан на реальных событиях войны за независимость Алжира от Франции
Фильм «Битва за Алжир» основан на реальных событиях войны за независимость Алжира от Франции
Адаптация «Дюны» была одной из самых сложных работ, которые я когда-либо делал. На создание рабочего наброска ушло больше времени, чем на написание окончательного сценария. Я сделал два или три черновика, прежде чем меня полностью удовлетворила структура текста.
Руди Вёрлицер

Тупиковая ситуация

Однако Де Лаурентис и Universal Studios не были впечатлены, поскольку прогнозируемый бюджет раздулся до 50 миллионов долларов, что было слишком дорого. В сентябре 1980 года, после стольких проблем со сценарием и бюджетом, производство было окончательно закрыто, когда Скотт покинул проект из-за смерти члена семьи.

Через семь месяцев я отказался от «Дюны». К тому времени Руди Вёрлицер написал черновик сценария, который, на мой взгляд, был достойным пересказом [книги] Фрэнка Герберта. Но я также понимал, что «Дюна» потребует гораздо больше работы — по крайней мере, на два с половиной года. И у меня не хватило духу взяться за неё, потому что мой [старший] брат Фрэнк неожиданно умер от рака, пока я занимался фильмом Де Лаурентиса. Честно говоря, меня это выбило из колеи. Поэтому я пошёл к Дино и сказал ему, что отныне сценарий «Дюны» в его руках.
Ридли Скотт
Ридли Скотт на съёмках нового проекта
Ридли Скотт на съёмках нового проекта

Впоследствии Скотт переключился на новый фильм, который больше соответствовал его тогдашнему душевному состоянию — экранизации другого научно-фантастического романа, увидевшей свет под названием «Бегущий по лезвию».

Тем временем у Дино Де Лаурентиса не было ни подходящего сценария, ни режиссёра, и он оказался в затруднительной ситуации. По счастливой случайности, его дочь Раффаэлла (и одна из продюсеров фильма) пошла смотреть «Человека-слона» тогда ещё малоизвестного Дэвида Линча. Но это уже совсем другая история со своими проблемами…

Фрэнк Герберт с актёрами линчевской «Дюны» — Франческой Аннис и Кайлом Маклокленом
Фрэнк Герберт с актёрами линчевской «Дюны» — Франческой Аннис и Кайлом Маклокленом

Источники:

  1. I Found Frank Herbert’s Dune Script. Dune: Part Two Is Better (Wired)
  2. Jean "Moebius" Giraud – An evening with Moebius, 2010
  3. Dangerous Days: Making Blade Runner (2007)
  4. Harlan Ellison's Watching
  5. H. R. Giger's Film Design
  6. Ridley Scott – The Making of his Movies
  7. A Masterpiece in Disarray: David Lynch’s Dune. An Oral History
19
2
10 комментариев