«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Будут спойлеры!!!
Будут спойлеры!!!

Пола Томаса Андерсона обожаю, пошел на один из первых сеансов «Битвы за битвой», а ушел с ощущением, словно я посмотрел «Старикам тут не место» с героями «Большого Лебовски».

В видео-версии, кстати, чуть больше прошелся по темам фильма. Тут опасаюсь зарейджбайтить.

Я расскажу, как финальная погоня раскрывает название, как фильм поднимает тему полицейского государства, культа силы, как я сходил на сеанс со скинхедами (в 2025 году!!!) и почему главный злодей - инцел. Погнали!

«Битва за битвой» — это попытка Пола Томаса Андерсона вернуть зрителя в кинозалы. Не только потому, как три часа не высидеть дома, а потому как это динамичное полотно, сидящее на всех стульях. Это глубокое, масштабное кино от живого классика и бодрейший триллер с элементами боевика для зумеров.

Кстати, к зумерам фильм относится очень вежливо. Один из редких фильмов, не осуждающих новое поколение, а интегрирующий его в историю.
Кстати, к зумерам фильм относится очень вежливо. Один из редких фильмов, не осуждающих новое поколение, а интегрирующий его в историю.

Смотреть политические фильмы — всё равно что есть овощи. Есть много отличных политических фильмов, но сейчас я хочу видеть только ту историю, которая мне близка. И единственное, что имеет значение, — это эмоции. Эмоции возникают из-за истории семьи. Они возникают из-за того, как мы любим и ненавидим. Когда фильмы начинают поучать, я перестаю их смотреть. Невозможно идти в ногу со временем — поэтому лучше сосредоточиться на том, что никогда не выходит из моды. Вы можете понять, что никогда не выходит из моды, определив, что в истории действительно волнует аудиторию. Наш вопрос: сможет ли отец найти свою дочь? Или: что значит быть семьёй?

Пол Томас Андерсон.

Операторская работа

Фильм снят на ретро-камеру Vistavision, с чем и связана специальная благодарность актёру Рибизи Джованни («Аватар»). В касте его даже нет, но он в качестве хобби восстанавливает старые камеры. Он и предоставил Томасу Андерсону один такой образец 35-миллиметрового Vistavision. Из недавнего, на такую же пленку был снят «Бруталист», а в ХХ веке её использовали последний раз в 1961-м году.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Картинка часто слегка переэкспонирована. На улице видны пересветы, а в помещениях легкая дымка и свечения ламп. «Профессиональные операторы» скажут, что это косяки. Но мне кажется, так оператор Михаэль Бауман и Андерсон старались подхватить не только визуал старого кино без постобработок, но и «сырость», натуралистичность происходящих событий. Визуально показать, что это не фантази. Что это близкая как ролики в ТикТоке, реальность. Гиперболизированная, само собой, но из сегодняшних американских болячек. Но не переживайте, я и тут приплету, ведь часть поднимаемых фильмом проблем еще острее ощущаем мы.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Кратко о сюжете

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

ПТА показывает альтернативную Америку, что стала полицейским государством. Он утрирует сегодняшнюю конъюнктуру, показывая старых и узколобых расистов с одной стороны и радикально-кровожадных либералов с другой. Однако мне кажется, что сегодняшний конфликт в США — это фон для рассказа истории о человеке в тисках своего времени.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Замес вкратце: авторитарный полковник миграционной службы ищет свою внебрачную дочь от главы подпольной ячейки партизан «Френч 75» спустя 16 лет после её рождения. Мать быстро отчаливает в поисках своей борьбы, а воспитывать (а после искать) подростка остаётся лишь мужу, такому же партизану с параноидальными взглядами на фоне употребления веществ и многолетней борьбы с властью.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Фильм вышел невероятно вовремя — инцидент Джимми Киммела, убийство Чарли Кирка, введение нацгвардии, оговорка с «plenary authority» на CNN и подобные случаи показывают накал страстей между двумя лагерями. Как уверенность и авторитарность красных лбом не может пробить остервенелую либеральность синих. Название у фильма говорящее, ведь одна битва породит другую, и цикл никогда не порвёт.

Главная метафора фильма

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Главная визуальная метафора это финальная погоня. Я могу только гадать, какими божественными силами фокус-пуллеру удавалось держать четкость объектов при съемке в движении на длиннофокусные объективы. Только телевики помогают сузить пространство так, чтобы мы отчетливо видели холмистую дорогу, а машины плавно двигались в кадре.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

В начале фильма глава ячейки прямо говорит - после их заварушки в центре миграции начнется одна битва за другой. Кстати, мне кажется, это более органичный перевод нежели «Битва за битвой». Героиня говорит не только о старте революции, но и передаче вечной борьбы взглядов другим поколениям.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

В финальной погоне участвуют три машины: Боб представляет собой прошлое, киллер — настоящее, а Уилла — будущее. Метафора заключается в том, что данная погоня бесконечна. Решить ее можно, только остановившись перед лицом опасности. Уилла, изначально не заинтересованная ни в каких революционных штуках, встречается с сегодняшним воплощением проблем лицом к лицу. Потому в финале она примыкает к революционной ячейке, ведь так битва Перфидии и Боба передалась новому поколению. А Бобу больше не нужно безуспешно брать на себя ответственность за других, плетясь в хвосте.

Про Боба

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Здесь хочу зацепиться за героя Леонардо ДиКаприо. Казалось бы, это классический отец в погоне за ребенком. Как Бролин из »Орудий», как Джекман из «Пленниц», как Ниссон из «Пленницы«, да хоть как Марлин из «Поисков Немо». Кстати, тоже потерявший жену. Однако ДиКаприо в интервью рассказывал, что фишка Боба в том, что он везде лажает. Что не может куривший шмаль 15 лет скуф взять винтовку и найти отпрыска. Более того, факапы для него придумывались ДиКаприо и Андерсоном на ходу. В главном герое заключена главная проблематика ленты – борьба за кого-то или борьба против кого-то.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Это хороший персонаж, который поначалу хотел изменить мир, придерживаясь крайне левых взглядов, но с возрастом становился всё более раздражительным и замкнутым …. Никто не может убежать от неизбежного, а для него это значит стать отцом и увидеть, как подрастает новое поколение. Это просто код для фразы «Они делают это не так, как мы делали». И тогда вы начинаете раздражаться, независимо от того, насколько либеральными и восторженными вы были в юности. Когда вы сталкиваетесь с обыденными, повседневными жизненными трудностями, они просто изматывают вас.

Пол Томас Андерсон

Бобра за или против

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

ПТА не просто показывает комичность и безжалостность накалённого конфликта. Республиканцы — однозначные злодеи, утрированные расисты и националисты. Однако демократы спущены до партизанских ячеек, чей толерантный дискурс перешел в стадию прямого насилия. Но среди них есть одно четкое сравнение - деятельность Боба и Френч 75, противопоставленная Сенсею и его убежищу для беженцев.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Пол Томас Андерсон не рассказывает, какие либералы бедные-несчастные вынуждены взяться за оружие, а республиканцы мерзкие и злые поскольку захватили силовой аппарат и маринуются в расистских взглядах. «Битва за битвой» говорит более общую мысль. История показывает, что борьба против кого-то лишь наращивает степень ненависти, насилия и укоренения противников в своих взглядах. Что она сжигает революционера изнутри. В свою очередь, борьба за кого-то действительно имеет значение, может остаться в тени и внести свой вклад. Члены Френч 75 умирают без надежды на победу, когда мексиканцы Сенсея прячутся в метре от силовиков и живут в надежде на будущее.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Но не всё так просто — «не злись на врага, а помогай ближнему». В конце Уилла принимает участие в революции, ведь ПТА показывает нужду в балансе данных сил, который мы давно потеряли. Собственно, данную нужду показывает эпизод в школе. Товарищи Уиллы сдают ее не потому, что они просто «крысы», а потому как новое поколение застряло в тисках сегодняшнего дня. Возвращаясь к метафоре с дорогой — старшее поколение плетется сзади, а сегодняшнее уже нагоняет.

Полицейское государство

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Что особенно в фильме будет знакомо, так это отображение полицейского государства. Комичный полковник в исполнении Шона Пена под видом борьбы с преступностью исполняет свои хотелки. Если Пен показывает героя неуклюжим (наподобие персонажа Брэда Питта в «Машине войны»), то страшными выглядят толпы оперативников и полицейских, готовых выполнять преступную прихоть начальника, даже не зная о его помыслах. У них даже фраз, кроме выкриков приказов, на экране нет. Мне кажется, ПТА намеренно фокусирует внимание на кадрах с полковником, окруженным бойцами.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Меня это заставило задуматься: они знают о его помыслах, но им плевать? Либо они не знают, а потому из чувства долга, чести и братства идут на дело? И ведь непонятно, какой из этих вариантов страшнее.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Главный злодей инцел

Мне кажется, что главный злодей в «Одна битва за другой» (да и по жизни) — это прошлое. Это история о том, как шлейф прошлого догоняет и пагубно влияет на будущее. Отражено это и в героине Чейз Инфинити, что к финалу примыкает к партизанской борьбе; и Леонардо ДиКаприо, что параноидально ожидает нападения спустя 16 лет после рождения дочери; и героя Шона Пена, идеология которого основана на силовом и расистском прошлом.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

И немного о полковнике Локджо. Наткнулся на рандомную мысль в интернетах о том, что главный злодей фильма-то — инцел. У меня прям jigsaw falling into place — точняк же! Но это не такой инцел, какого показывают карикатурные мемчики. Пол Томас Андерсон нормально так накинул мяса на стандартный образ: Локджо пренебрежительно относится к женщинам. Кроме Перфидии, в его жизни их вообще будто нет. Может, потому он и словил мгновенный комичный стояк. Инцелы часто становятся одержимыми женщинами, появись хоть малейший шанс на соитие — вот и Локджо мертвой хваткой вцепился в Перфидию.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Даже шуточка про гейскую шутку вставлена в сюжет не случайно, когда Уилла подкалывает потенциального отца за его излишне узкую футболку. Он отрицает любую причастность к феминности, хотя в закоулках лицемерно отдался Перфидии под дулом пистолета, хоть и против ее воли. Но в моменте его роль была сабмиссивная.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Герой Шона Пена громоздкий, неповоротливый, сильный, безжалостный и чистый лишь с виду. За этим стоит дикая неуверенность, обида и отрицание. А фасад в виде культа силы лишь подогревает образ гордого орла. Кстати, это тоже одна из тем «Битвы за битвой».

Культ силы

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Пол Томас Андерсон не показывает, что показушная сила рассыпается перед духовной. Это было бы наивно и поверхностно для живого классика. История демонстрирует, что культ силы — это главная опасность. Источая силу и статус, все члены Рождественских искателей приключений (кстати, перевести на испанский, и получится ККК, задумывал ли так ПТА или нет) всем видом демонстрируют свою правоту, знание истин мира и уверенность, но на деле лишь узколобость и закостенелость.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Концовка

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Это история-сравнение не республиканцев и либералов, а тех, кто борется за что-то и против чего-то. «Битва за битвой» показывает, что последний подход лишь подливает масла в огонь, тратит силы и время.

«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра

Далеко за примерами даже ходить не надо. Буквально перед сеансом до нас с товарищем докопались скинхеды, требующие пояснить за антифа-шмот. Кстати, они тоже шли на сеанс. Чем не люди, живущие национальными обидами прошлого? Пацанам 20 не было, а они уже против всех вызывают двух типов во двор помахаться. Но таким образом они никому не помогут и «их борьба» никак не продолжится. Наоборот, только врагов себе наживут. Правда, махаться не стали. Конфликт разрулили, но это наглядный пример того, что «Одна битва за другой» актуален для всех стран.

Ну а если понравилось, поддержите видео-версию, там больше яда.
18
12 комментариев