«Битва за Битвой» не только о западных, но и наших проблемах I Пол Томас Андерсон наш слоняра
Пола Томаса Андерсона обожаю, пошел на один из первых сеансов «Битвы за битвой», а ушел с ощущением, словно я посмотрел «Старикам тут не место» с героями «Большого Лебовски».
Я расскажу, как финальная погоня раскрывает название, как фильм поднимает тему полицейского государства, культа силы, как я сходил на сеанс со скинхедами (в 2025 году!!!) и почему главный злодей - инцел. Погнали!
«Битва за битвой» — это попытка Пола Томаса Андерсона вернуть зрителя в кинозалы. Не только потому, как три часа не высидеть дома, а потому как это динамичное полотно, сидящее на всех стульях. Это глубокое, масштабное кино от живого классика и бодрейший триллер с элементами боевика для зумеров.
Смотреть политические фильмы — всё равно что есть овощи. Есть много отличных политических фильмов, но сейчас я хочу видеть только ту историю, которая мне близка. И единственное, что имеет значение, — это эмоции. Эмоции возникают из-за истории семьи. Они возникают из-за того, как мы любим и ненавидим. Когда фильмы начинают поучать, я перестаю их смотреть. Невозможно идти в ногу со временем — поэтому лучше сосредоточиться на том, что никогда не выходит из моды. Вы можете понять, что никогда не выходит из моды, определив, что в истории действительно волнует аудиторию. Наш вопрос: сможет ли отец найти свою дочь? Или: что значит быть семьёй?
Операторская работа
Фильм снят на ретро-камеру Vistavision, с чем и связана специальная благодарность актёру Рибизи Джованни («Аватар»). В касте его даже нет, но он в качестве хобби восстанавливает старые камеры. Он и предоставил Томасу Андерсону один такой образец 35-миллиметрового Vistavision. Из недавнего, на такую же пленку был снят «Бруталист», а в ХХ веке её использовали последний раз в 1961-м году.
Картинка часто слегка переэкспонирована. На улице видны пересветы, а в помещениях легкая дымка и свечения ламп. «Профессиональные операторы» скажут, что это косяки. Но мне кажется, так оператор Михаэль Бауман и Андерсон старались подхватить не только визуал старого кино без постобработок, но и «сырость», натуралистичность происходящих событий. Визуально показать, что это не фантази. Что это близкая как ролики в ТикТоке, реальность. Гиперболизированная, само собой, но из сегодняшних американских болячек. Но не переживайте, я и тут приплету, ведь часть поднимаемых фильмом проблем еще острее ощущаем мы.
Кратко о сюжете
ПТА показывает альтернативную Америку, что стала полицейским государством. Он утрирует сегодняшнюю конъюнктуру, показывая старых и узколобых расистов с одной стороны и радикально-кровожадных либералов с другой. Однако мне кажется, что сегодняшний конфликт в США — это фон для рассказа истории о человеке в тисках своего времени.
Замес вкратце: авторитарный полковник миграционной службы ищет свою внебрачную дочь от главы подпольной ячейки партизан «Френч 75» спустя 16 лет после её рождения. Мать быстро отчаливает в поисках своей борьбы, а воспитывать (а после искать) подростка остаётся лишь мужу, такому же партизану с параноидальными взглядами на фоне употребления веществ и многолетней борьбы с властью.
Фильм вышел невероятно вовремя — инцидент Джимми Киммела, убийство Чарли Кирка, введение нацгвардии, оговорка с «plenary authority» на CNN и подобные случаи показывают накал страстей между двумя лагерями. Как уверенность и авторитарность красных лбом не может пробить остервенелую либеральность синих. Название у фильма говорящее, ведь одна битва породит другую, и цикл никогда не порвёт.
Главная метафора фильма
Главная визуальная метафора это финальная погоня. Я могу только гадать, какими божественными силами фокус-пуллеру удавалось держать четкость объектов при съемке в движении на длиннофокусные объективы. Только телевики помогают сузить пространство так, чтобы мы отчетливо видели холмистую дорогу, а машины плавно двигались в кадре.
В начале фильма глава ячейки прямо говорит - после их заварушки в центре миграции начнется одна битва за другой. Кстати, мне кажется, это более органичный перевод нежели «Битва за битвой». Героиня говорит не только о старте революции, но и передаче вечной борьбы взглядов другим поколениям.
В финальной погоне участвуют три машины: Боб представляет собой прошлое, киллер — настоящее, а Уилла — будущее. Метафора заключается в том, что данная погоня бесконечна. Решить ее можно, только остановившись перед лицом опасности. Уилла, изначально не заинтересованная ни в каких революционных штуках, встречается с сегодняшним воплощением проблем лицом к лицу. Потому в финале она примыкает к революционной ячейке, ведь так битва Перфидии и Боба передалась новому поколению. А Бобу больше не нужно безуспешно брать на себя ответственность за других, плетясь в хвосте.
Про Боба
Здесь хочу зацепиться за героя Леонардо ДиКаприо. Казалось бы, это классический отец в погоне за ребенком. Как Бролин из »Орудий», как Джекман из «Пленниц», как Ниссон из «Пленницы«, да хоть как Марлин из «Поисков Немо». Кстати, тоже потерявший жену. Однако ДиКаприо в интервью рассказывал, что фишка Боба в том, что он везде лажает. Что не может куривший шмаль 15 лет скуф взять винтовку и найти отпрыска. Более того, факапы для него придумывались ДиКаприо и Андерсоном на ходу. В главном герое заключена главная проблематика ленты – борьба за кого-то или борьба против кого-то.
Это хороший персонаж, который поначалу хотел изменить мир, придерживаясь крайне левых взглядов, но с возрастом становился всё более раздражительным и замкнутым …. Никто не может убежать от неизбежного, а для него это значит стать отцом и увидеть, как подрастает новое поколение. Это просто код для фразы «Они делают это не так, как мы делали». И тогда вы начинаете раздражаться, независимо от того, насколько либеральными и восторженными вы были в юности. Когда вы сталкиваетесь с обыденными, повседневными жизненными трудностями, они просто изматывают вас.
Бобра за или против
ПТА не просто показывает комичность и безжалостность накалённого конфликта. Республиканцы — однозначные злодеи, утрированные расисты и националисты. Однако демократы спущены до партизанских ячеек, чей толерантный дискурс перешел в стадию прямого насилия. Но среди них есть одно четкое сравнение - деятельность Боба и Френч 75, противопоставленная Сенсею и его убежищу для беженцев.
Пол Томас Андерсон не рассказывает, какие либералы бедные-несчастные вынуждены взяться за оружие, а республиканцы мерзкие и злые поскольку захватили силовой аппарат и маринуются в расистских взглядах. «Битва за битвой» говорит более общую мысль. История показывает, что борьба против кого-то лишь наращивает степень ненависти, насилия и укоренения противников в своих взглядах. Что она сжигает революционера изнутри. В свою очередь, борьба за кого-то действительно имеет значение, может остаться в тени и внести свой вклад. Члены Френч 75 умирают без надежды на победу, когда мексиканцы Сенсея прячутся в метре от силовиков и живут в надежде на будущее.
Но не всё так просто — «не злись на врага, а помогай ближнему». В конце Уилла принимает участие в революции, ведь ПТА показывает нужду в балансе данных сил, который мы давно потеряли. Собственно, данную нужду показывает эпизод в школе. Товарищи Уиллы сдают ее не потому, что они просто «крысы», а потому как новое поколение застряло в тисках сегодняшнего дня. Возвращаясь к метафоре с дорогой — старшее поколение плетется сзади, а сегодняшнее уже нагоняет.
Полицейское государство
Что особенно в фильме будет знакомо, так это отображение полицейского государства. Комичный полковник в исполнении Шона Пена под видом борьбы с преступностью исполняет свои хотелки. Если Пен показывает героя неуклюжим (наподобие персонажа Брэда Питта в «Машине войны»), то страшными выглядят толпы оперативников и полицейских, готовых выполнять преступную прихоть начальника, даже не зная о его помыслах. У них даже фраз, кроме выкриков приказов, на экране нет. Мне кажется, ПТА намеренно фокусирует внимание на кадрах с полковником, окруженным бойцами.
Меня это заставило задуматься: они знают о его помыслах, но им плевать? Либо они не знают, а потому из чувства долга, чести и братства идут на дело? И ведь непонятно, какой из этих вариантов страшнее.
Главный злодей инцел
Мне кажется, что главный злодей в «Одна битва за другой» (да и по жизни) — это прошлое. Это история о том, как шлейф прошлого догоняет и пагубно влияет на будущее. Отражено это и в героине Чейз Инфинити, что к финалу примыкает к партизанской борьбе; и Леонардо ДиКаприо, что параноидально ожидает нападения спустя 16 лет после рождения дочери; и героя Шона Пена, идеология которого основана на силовом и расистском прошлом.
И немного о полковнике Локджо. Наткнулся на рандомную мысль в интернетах о том, что главный злодей фильма-то — инцел. У меня прям jigsaw falling into place — точняк же! Но это не такой инцел, какого показывают карикатурные мемчики. Пол Томас Андерсон нормально так накинул мяса на стандартный образ: Локджо пренебрежительно относится к женщинам. Кроме Перфидии, в его жизни их вообще будто нет. Может, потому он и словил мгновенный комичный стояк. Инцелы часто становятся одержимыми женщинами, появись хоть малейший шанс на соитие — вот и Локджо мертвой хваткой вцепился в Перфидию.
Даже шуточка про гейскую шутку вставлена в сюжет не случайно, когда Уилла подкалывает потенциального отца за его излишне узкую футболку. Он отрицает любую причастность к феминности, хотя в закоулках лицемерно отдался Перфидии под дулом пистолета, хоть и против ее воли. Но в моменте его роль была сабмиссивная.
Герой Шона Пена громоздкий, неповоротливый, сильный, безжалостный и чистый лишь с виду. За этим стоит дикая неуверенность, обида и отрицание. А фасад в виде культа силы лишь подогревает образ гордого орла. Кстати, это тоже одна из тем «Битвы за битвой».
Культ силы
Пол Томас Андерсон не показывает, что показушная сила рассыпается перед духовной. Это было бы наивно и поверхностно для живого классика. История демонстрирует, что культ силы — это главная опасность. Источая силу и статус, все члены Рождественских искателей приключений (кстати, перевести на испанский, и получится ККК, задумывал ли так ПТА или нет) всем видом демонстрируют свою правоту, знание истин мира и уверенность, но на деле лишь узколобость и закостенелость.
Концовка
Это история-сравнение не республиканцев и либералов, а тех, кто борется за что-то и против чего-то. «Битва за битвой» показывает, что последний подход лишь подливает масла в огонь, тратит силы и время.
Далеко за примерами даже ходить не надо. Буквально перед сеансом до нас с товарищем докопались скинхеды, требующие пояснить за антифа-шмот. Кстати, они тоже шли на сеанс. Чем не люди, живущие национальными обидами прошлого? Пацанам 20 не было, а они уже против всех вызывают двух типов во двор помахаться. Но таким образом они никому не помогут и «их борьба» никак не продолжится. Наоборот, только врагов себе наживут. Правда, махаться не стали. Конфликт разрулили, но это наглядный пример того, что «Одна битва за другой» актуален для всех стран.