Есть популярное мнение, что 1999 год был лучшим в истории кино. Так вот, знайте: 1969 год - это «1999 в советской анимации».

Большинство мультфильмов нашего детства представили именно в этом году. Ну а я представляю вам новый ностальгический ЛОНГ.

Есть популярное мнение, что 1999 год был лучшим в истории кино. Так вот, знайте: 1969 год - это «1999 в советской анимации».

Разумеется, расцвет не мог случится на пустом месте: «Союзмультфильм» основали ещё в 1936 году, а в 50-е вышли такие прекрасные полнометражные ленты, как «12 месяцев» и «Снежная королева» (которая имела успех в том числе на Западе). Эти работы были по-своему уникальны с точки зрения эстетики, однако общий стиль, равно как технологии создания, мало чем отличились от продукции студии Уолта Диснея. Открытого доступа к западным продуктам в Союзе тогда не было. Но восхищённый героизмом наших солдат в борьбе нацистами, Дисней по случаю Победы подарил СССР копии своего шедевра «Бэмби» - и именно этот мультфильм, судя по всему, оказал на советскую анимацию тех лет ключевое влияние.

В 60-е всё начало меняется. Объёмная, реалистичная в плане рисовки персонажей и, вместе с тем, идеализированно-сказочная анимация Диснея выходила из моды, передовым считался стиль восточноевропейских студий - в первую очередь, югославской Загреб-фильм. Их работы были более дешёвыми и «плоскими», лица и тела рисовались в карикатурном или даже абстрактном ключе, зато отказ от прежних стандартов открыл авторам широчайший простор для реализации смелых идей, в том числе в области монтажа. При этом, вместо зверушек, принцесс и магических существ на экранах появлялись обычные люди, действие обычно происходило в современных городах, а сюжеты могли носить сатирический характер. Такой стиль казался глотком свежего воздуха, чем-то искренним и настоящим на фоне вылизанной продукции Диснея. Неудивительно, что целевой аудиторией мультфильмов становились не только дети, но взрослые.

Советские аниматоры довольно быстро подхватили тенденцию, зародившуюся в соседних странах соцслагеря. На помощь пришла и хрущёвская «оттепель»: уже не требовалось бездумно следовать линии, заданной сверху - авторы (до определённой степени) сами могли выбирать как стилистику, так и темы. Более того, цензурный контроль за анимацией в принципе был не таким серьёзным, как за «живым» кинематографом, и мультфильмам позволялось быть несколько более злободневными и остросоциальными. Нечто похожее происходило при Сталине, когда на эксперименты в детской литературе долгое время закрывали глаза.

В 1962 году вышла «История одного преступления» - дебютная лента Фёдора Хитрука (режиссёра, о котором речь ещё неоднократно пойдёт ниже). Главный герой этой короткометражки, интеллигентный мужчина средних лет, до полусмерти избивает двоих женщин у себя во дворе. Но вместо однозначного осуждения авторы пытаются вызвать у зрителя сочувствие к преступнику: человек просто сорвался, его довело бытовое хамство соседей, шумящих в ночное время и мешающих заснуть честным труженикам. Практически Майкл Дуглас из фильма «С меня хватит»!

Минимальная детализация персонажей в данном случае - «не баг, а фича»
Минимальная детализация персонажей в данном случае - «не баг, а фича»

Спустя 4 года состоялся другой важный дебют: выпускник ВГИКа Андрей Хржановский представил свою дипломную работу «Жил был Козявин» - шедевр на стыке сюрреализма и кафкианского абсурда, герой которого, простой серый госслужащий, получает от начальника задание и бездумно его выполняет, буквально обойдя всю планету по прямой (не желает отходить от заданного курса, понимаете?). Хржановский высмеивал черствость бюрократов и отсутствие у них критического мышления куда более дерзко, чем, к примеру, Рязанов в «Карнавальной ночи»; ленту поначалу забраковали, но в итоге всё-таки разрешили выпустить без каких-либо правок.

«Жил был Козявин» удивляет не только подтекстом, но и чисто визуальными метафорами 

Помимо смелых высказываний на социальные темы, советская анимация 60-х для взрослых могла похвастаться и просто весёлым «хулиганством». Ещё одна знаковая картина Худрука, «Фильм, фильм, фильм», посвящена внутренний кухне киноиндустрии и проблемам, с которыми сталкиваются киноделы в ходе своей работы. Рок-н-ролл в саундтреке, обнажённая грудь, алкоголь, курение, крепкие мужские поцелуи и прозрачные намёки на суицид - сегодня у такого мультфильма ровно 0 шансов пройти цензуру РКН, однако в то время отечественным творцам всё это позволялось.

ОСУЖДАЕМ!
ОСУЖДАЕМ!

Свободный дух стал ощущаться и в детском сегменте. Сюжет мультфильма Бориса Степанцева «Малыш и Карлсон» (1968) строится вокруг одинокого и меланхоличного ребёнка, который безумно хочет найти себе друга. И всё же гораздо больше зрителям запомнился Карлсон - очевидный антигерой, обжора и нарушитель общественного спокойствия, пугающий преступников скорее забавы ради. Персонажа Василия Леванова никак нельзя назвать образцовым советским гражданином, однако его харизма перевешивала все недостатки, а реплики «мужчины в самом расцвете сил» мгновенно разошлись на цитаты.

Нарочито наивные задники в данном случае работают ещё и на смысловую нагрузку: они отражают воображаемый мир, который создаёт вокруг себя Малыш. Я же не открою вам глаза, упомянув, что Карлсона можно воспринимать и как плод детской фантазии?
Нарочито наивные задники в данном случае работают ещё и на смысловую нагрузку: они отражают воображаемый мир, который создаёт вокруг себя Малыш. Я же не открою вам глаза, упомянув, что Карлсона можно воспринимать и как плод детской фантазии?
В меру упитанный летун вновь появился на экранах спустя 2 года. По сюжету сиквела, его начинает видеть и строгая домработница Фрэкен Бок. Она «сходит с ума», а на самом деле просто снимает оковы взрослого человека и возвращается в причудливый мир детства.
В меру упитанный летун вновь появился на экранах спустя 2 года. По сюжету сиквела, его начинает видеть и строгая домработница Фрэкен Бок. Она «сходит с ума», а на самом деле просто снимает оковы взрослого человека и возвращается в причудливый мир детства.

Нельзя не упомянуть и покадровую анимацию, которая у нас по-настоящему возродилась именно в 60-х. Конечно, кукольные мультфильмы создавали ещё в довоенное время и даже до революции, однако всенародно любимыми они стали с приходом нового поколения творцов - таких, как Роман Качанов. Подобно «Малышу и Карлсону», его «Варежка» также посвящена силе детского воображения, и даже причина для грусти у ребёнка точно такая же (отсутствие собаки). Но по интонации лента получилась совершенно иной: не бесшабашной, а очень слезливой и нежной.

Одним из художников «Варежки» был Юрий Норштейн - в следующем десятилетие этот мужчина снял культового «Ёжика в тумане».
Одним из художников «Варежки» был Юрий Норштейн - в следующем десятилетие этот мужчина снял культового «Ёжика в тумане».

Выше я перечислил только некоторые работы, которые мне кажутся наиболее показательными. А ведь в 60-х были ещё «Каникулы Бонифация», «Вовка в Тридевятом царстве» и многие другие!…Таким образом, к концу декады советская анимация набрала полный ход и была готова к грандиозному скачку, который совпал с началом работы Останкинской телебашни и переходом ТВ на цветное вещание. Итак, благодаря каким же мультфильмам 1969 год стал настолько важен для нашего культурного кода? И какова была их дальнейшая судьба?

«Винни-Пух»

Режиссёр: Фёдор Хитрук

Сказка британца Алана Александра Милна была рассчитана на самых маленьких читателей (точнее, одного читателя - его сына). Такими же незамысловатыми получились картины про пухлого любителя мёда и его друзей, снятые в 60-х на студии Дисней. Однако советская анимационная версия получилась куда сложнее и остроумнее - сказался опыт Хитрука в мультфильмах для взрослых, а также талант автора сценария-пересказа Бориса Заходера. По количеству крылатых фраз, вошедших в наш лексикон, «Винни-Пух» уступает разве что картинам Гайдара, причём с возрастом их смысл кажется всё более глубоким.


Схематичный, «детсадовский» визуальный стиль здесь контрастирует с образом главного героя: на протяжении всей истории Винни-Пух упражняется в формальной логике, словно начитавшийся Аристотеля студент-гуманитарий, и ход его мыслей приводит к непредсказуемым последствиям. Очаровательный синтез глупости, беззлобности и уверенности в себе, тяга к простым радостям, харизма актёра Евгения Леонова - Винни напоминает того самого «я сто раз так делал» кореша, с которым можно пойти хоть на край света, напевая песни (их тут исполняет сам Леонов), вляпаться в передряги, выйти сухим из воды, а потом вспоминать об этом при встрече за кружечкой чего-нибудь вкусного. Поэтому и к мультфильму хочется возвращаться снова и снова.

Есть популярное мнение, что 1999 год был лучшим в истории кино. Так вот, знайте: 1969 год - это «1999 в советской анимации».

Успех «Винни-Пуха» позволил Хитруку продолжить работу над материалом Милна, уделив внимание образам других персонажей. По сути, этот цикл можно назвать коллективным портретом советской интеллигенции: кроме нахрапистого экстраверта Винни, на нём запечатлены тихий, вечно остающийся на вторых ролях Пятачок, высокомерный и слишком воспитанный для конфронтации Кролик, меланхоличный неудачник Иа и безграмотная, но умеющая в самопиар Сова. Великолепными получились и сюжеты, которые сочетают не меркнущий с годами юмор, поучительный вывод без доли морализаторства и понятный взрослому зрителю подтекст.

«Винни-Пух идёт в гости» (здесь и далее фото дополняется названием, если оно относится к продолжению мультфильма)
«Винни-Пух идёт в гости» (здесь и далее фото дополняется названием, если оно относится к продолжению мультфильма)

В сиквеле «Винни-Пух идёт в гости» (1971), где герой так наедается, что не может покинуть дом без посторонней помощи, пристрастие к мёду выглядит очевидной метафорой бытового алкоголизма. «Винни-Пух и день забот» (1972) - это вообще кладезь житейской мудрости, притча о разрушающей силе пессимизма и, наоборот, о позитивном взгляде на мир и дружбу как способе буквально найти себя. Творческий потенциал Хитрука и Заходера был поистине велик, но их цикл так и остался трилогией. В нашей стране он полюбился нескольким поколениям зрителей, а режиссёру Диснеевского «Винни» Вольфгангу Райтерману он, говорят, понравился больше собственной ленты. Современные российские авторы посягать на эту классику пока что не решаются - возможно, оно и к лучшему.

«Винни-Пух и день забот»
«Винни-Пух и день забот»

«Умка»

Режиссёры: Владимир Попов, Владимир Пекарь

Этот трогательный мультик про медвежонка, сумевшего поладить с чукотским мальчиком, вряд ли способен поразить рисовкой или монтажными приёмами, а сюжет его рассчитан в первую очередь на младшеклассников. И всё же есть в нём особая магия, обволакивающая атмосфера родительского тепла и единения с природой. Её подчёркивают чудесная Колыбельная в исполнении Аиды Ведищевой и другие мелодии композитора Евгения Крылатова, слегка отдающие модной в те годы психоделией. Привычный мотив поиска друзей в «Умке» равен выходу из зоны комфорта, пересмотру заложенных предками стереотипов. Не даром мальчик и медвежонком задают друг другу столько вопросов: их короткая встреча оказывается взаимовыгодна в плане расширения представлений о мире. И вот мальчик уже смотрит гораздо дальше своих заснеженных просторов - в ночное небо, на звёзды, которые теперь напоминают ему о косолапых товарищах.

Есть популярное мнение, что 1999 год был лучшим в истории кино. Так вот, знайте: 1969 год - это «1999 в советской анимации».

Сиквел «Умка ищет друга» (1970) создавали в основном те же самые люди, однако он получился уже не таким выразительным. Действие происходит в посёлке полярников, мальчик-чукча на экране почти не появляется, акцент сместился на примитивную буффонаду вроде опрокинутых кастрюль, всё волшебство куда-то испарилось. Обиднее всего для юного зрителя был тот факт, что мультфильм кончился на драматичном клиффхэнгере, а продолжение никто делать не собирался. И только в 2019 году Союзмультфильм выпустил завершающую часть истории под названием «Умка на Ёлке», воссоединив медвежонка с его мамой - это милая и душевная картина, но стилистически она не имеет с оригиналом ничего общего (как-никак, прошло полвека с момента его премьеры).

«Умка ищет друга» 
«Умка ищет друга» 
«Умка на Ёлке»
«Умка на Ёлке»

«Крокодил Гена»

Режиссёр: Роман Качанов

Нетрудно заметить, что тема одиночества больше всего волновала советских авторов того времени. Она раскрывалась и в кукольном мультфильме, основанном на повести детского писателя Эдуарда Успенского. Формально его главным героем является, собственно, крокодил по имени Гена, клеящий по городу объявления о поиске друзей, но международную славу обрёл ещё более странный на вид персонаж. Стараниями художника Леонида Шварцмана, образ ушастого мигранта непонятной расы получился настолько умилительным, что влюбил в себя беспрецедентное число зрителей как в нашей стране, так и за её пределами и стал, пожалуй, главной «торговой маркой» отечественной анимации.


Секрет ещё и в том, что с Чебурашкой очень легко себя ассоциировать: многие люди (особенно в детстве) когда-нибудь ощущали себя чужеродным для общества элементом, пытались творить добрые дела и надеялись, что высшая справедливость всё-таки существует. Мультфильм Качанова помогает сохранить эту надежду, ведь в его мире личностей самого разного происхождения принимают такими, какие они есть - высоким и низкими, носатыми и волосатыми, бурыми и зелёными; координируясь для общего блага, они делают друг друга счастливее, а сам факт координации становится важнее итогового результата. И даже самые обиженные циники вроде старухи Шапокляк, глядя на это чудо, способны стать немного добрее.

Есть популярное мнение, что 1999 год был лучшим в истории кино. Так вот, знайте: 1969 год - это «1999 в советской анимации».

В советское время Гена и Чебурашка удостоились ещё трёх мультфильмов, также поставленных Качановым. «Чебурашка» (1971) повествует о стремлении друзей вступить в пионер-отряд с помощью благоустройства дворика. В «Шапокляк» (1974) поездка на южный курорт срывается из-за козней старушки, но вскоре она объединяется с героями, чтобы остановить вредную для экологии деятельность фабрики и браконьеров. Название «Чебурашка идёт в школу» (1983) говорит само за себя. Все эти картины так или иначе посвящены проблемам социализации и альтруизма, они имеют очевидный воспитательный характер и потому (будем честны) не могут похвастаться сюжетом, интересным для ребёнка старше 12-13 лет.

«Чебурашка»
«Чебурашка»

Зато именно для сиквела и триквела композитор Владимир Шаинский создал потрясающие песни, которые остаются с нами спустя долгие годы: «Пусть бегут неуклюже» и «Голубой вагон». А вот «Я был когда-то странной» не фигурирует ни в одном из мультфильмов - эта песня написана для аудиоспектакля в 1975 году, причём исполняет её Клара Романова, которая была голосом Чебурашки на протяжении всего анимационного цикла. Также стоит отметить, что ушастый образ себя прекрасно чувствует и в наши дни: игровая полнометражка (2023), хоть и была неоднозначно встречена критиками и комментаторами в соцсетях, стала самым кассовым фильмом за всю историю российского проката.

Х/ф «Чебурашка»
Х/ф «Чебурашка»

«Весёлая карусель», выпуск №1

Художественный руководитель: Роман Качанов; режиссёры: Леонид Носырев, Анатолий Петров, Геннадий Сокольский

В том же году режиссёр «Крокодила Гена» возглавил проект совершенно иного рода - альманах из нескольких не связанных между собой коротких сюжетов, поставленных молодыми и перспективными авторами. Идея «Весёлой карусели» пришла в голову мультипликатору Анатолию Петрову, в качестве детского аналога тележурнала «Калейдоскоп» (к которому он также приложил руку). Простенькая заставка не должна вводить заблуждение: «Карусель» - это один из самых необычных и экспериментальных мультфильмов эпохи.


В сюжете «Мозайка» вся пищевая цепочка саванны создана из больших и маленьких треугольников, которые тасуются и пересобираются в комбинации, подобно атомам нашей Вселенной. Герой более ординарного в плане рисовки «Антошки» (тот самый, не желающий копать картошку) оправдывает свою лень отсутствием обязательств и справедливо становится объектом насмешки со стороны инициативных граждан - неплохая сатира над теми, чья хата всегда «с краю». В «Рассеянном Джованни» Петров экранизирует сказку левого итальянского писателя Джанни Родари, визуально сюжет вдохновлён Пикассо и модным в 60-х поп-артом, а на смысловом уровне отсылает к парадоксу Тесея. Наконец, задорный и смешной «Ну, Погоди!» - это своего рода пилотный эпизод культового противостояния (оказывается, у Волка бомбануло из-за неудачного похода в тир). В общем, «Весёлая карусель» осветила совершенно разные области советской анимации.

Есть популярное мнение, что 1999 год был лучшим в истории кино. Так вот, знайте: 1969 год - это «1999 в советской анимации».

Цензоры ругали первый выпуск, называли его «полигоном для абстрактного искусства», что, по всей видимости, только подогревало зрительский интерес. Несмотря на критику, альманах продолжил своё существование и стал выпускаться ежегодно. Правда, смелых экспериментов авторам на долгое время перестали позволять, но многие эпизоды вошли в золотой фонд отечественной культуры. К примеру, лентяй Антошка, которого режиссёр Леонид Носырев сделал своей визитной карточкой, появился в сюжетах «Два весёлых гуся» (1970) и «Рыжий, рыжий, конопатый» (1971) - они также построены на музыкальных номерах Владимир Шаинского.

Выпуск № 3, сюжет «Голубой метеорит»
Выпуск № 3, сюжет «Голубой метеорит»

Были в «Карусели» и более креативные моменты, и более серьёзные: «Голубой метеорит» (1971) удивляет монтажными приёмами в духе Кубрика и стилем, который можно определить как футуристичный гиперреализм; выполненное в похожей рисовке «Чудо» (1973) показывает детей бетонных джунглей, которые бегут через весь город, чтобы увидеть пробивающийся сквозь асфальт росток берёзы; «Про черепаху» (1980) изящно напоминает о скоротечности жизни и важности ловить каждое мгновение. Эксперименты вернулись в годы Перестройки и продолжались в 90-е - увы, действительно сильные, ориентированные на массового зрителя эпизоды в ту пору выходили редко. В 2001 году съёмки «Весёлой карусели» были остановлены, однако спустя 11 лет состоялось в целом удачное возвращение, включавшее сюжеты с классической, кукольной и компьютерной анимацией. Альманах шёл на канале… «Карусель», вплоть до конца десятилетия.

Выпуск №42, сюжет «Привередливая мышка»
Выпуск №42, сюжет «Привередливая мышка»

«Ну, погоди!»

Режиссёр: Вячеслав Котёночкин

Концепция «злой гоняется за добрым и страдает» занимала важное место в анимации ещё с 40-х, когда Metro-Goldwyn-Mayer запустили «Том и Джерри». Сложно сказать, видели ли это шоу авторы дебютного выпуска «Весёлой карусели», но после его успеха боссы Союзмультфильма решили сделать из сюжета про погоню волка за зайцем полноценную 10-минутную картину. Сценарий доверили троице молодых юмористов, написавшей оригинальную историю (Феликс Камов, Аркадий Хайт, Александр Курляндский), а вот на должность режиссёра начали искать человека поопытнее. Большинство авторов отказались работать на мультфильмом, посчитав задумку слишком несерьёзной; согласился лишь питавший страсть к разного рода ритмичной анимации Вячеслав Котёночкин - и это было ключевое решение в его карьере.


«Ну, погоди!» подкупает прежде всего динамикой происходящих в кадре событий. Озвучкой занимались великолепные актёры Анатолий Папанов и Клара Румянова, которым для раскрытия характеров героев требуется считанное количество слов (скорее даже звуков). Волк пинает урну, Заяц подрезает цветочки на балконе. Волк забирается наверх под альпинистскую песню Высоцкого, Заяц случайно «опускает» его прямо в лапы милиции. Из города действие переносится на пляж, где хищник продолжает свою охоту, попадая в череду нелепых ситуаций: опрокидывает на себя забор, чуть не тонет, несётся на катере по асфальту, падает на семейство ежей, отлетает от трамплина на берег, пугается лопнувшего надувного Зайца-игрушки, утягивается катером в воду… Ни секунды лишней информации, ни одного затянутого фрагмента! Комичный эффект достигается ещё и тем, что клыкастый пижон страдает в основном не от рук «добычи», а из-за своей самоуверенности, из-за пренебрежения нормами безопасности и общественного порядка. Конечно, в этом есть определённый воспитательный мотив, однако «Ну, Погоди» смотрели ради безудержного веселья, изобретательных физических гэгов, ярких образов антропоморфных зверей (здесь есть даже, страшно сказать, фурри-контент!) и «фирменного» волчьего ругательства. Важную роль играл и бодрый саундтрек, в котором кроме Высоцкого была нестыдная советская эстрада, чудной венгерский джаз и многое другое.

Есть популярное мнение, что 1999 год был лучшим в истории кино. Так вот, знайте: 1969 год - это «1999 в советской анимации».

Как и в случае с «Весёлой каруселью», новые выпуски «Ну, Погоди!» стали, за редкими исключениями, выходить каждый год. Котёночкин со своей командой, сохраняя визуальный стиль и концепцию неизменными, помещали героев в самые разные локации и очень креативно пользовались их особенностями. Парк аттракционов и спортивный комплекс, колхоз и цирковая арена, стройплощадка и музей - мультфильм можно назвать своего рода энциклопедией советской жизни 70-80-е, изучать которую сейчас не менее увлекательно, чем следить за мучениям Волка. Отражается это и в одежде персонажей, и (ещё раз подчеркну!) в потрясающем саундтреке размазом от фанка до электроники, и в редких, но искромётных отсылках, вроде шагающих под ручку Аллы Пугачёвой и Раймонда Паулса. Глобально история как будто не развивается, однако сценаристы стабильно находят возможность удивить: то они заставляют Волка примериться с Зайцем ради общего выживания, то делают из ушастого добряка телевизионную звезду, то отправляют его на московскую Олимпиаду. Есть в «Ну, Погоди!» и сквозной второстепенный герой - безымянный бегемот, вечно наказывающий Волка; он демонстрирует ущербную природу хулиганов, которые способны задираться лишь на самых слабых и обычно теряют прыть в более-менее конкурентной борьбе.

Выпуск №14
Выпуск №14

Мультфильм держал планку на протяжении полутора десятков лет, а к середине 80-х, как мне кажется, вышел на свой прайм. Именно в тот период друг за другом появились самые необычные эпизоды (с 14 по 16-ый). Клуб юного техника с тем самым криповым робо-зайцем - вечный охотник сам становится жертвой; Дом культуры с хором из мальчиков-зайчиков, упомянутой выше Пугачёвой и пародией на типичный ВИА - любовное письмо советской муз. индустрии. Наконец, мир сказок, в который Волк попадает из-за теплового удара на пляже - постмодернистский угар в духе Шрека и книжного Ведьмака.


В годы Перестройки мультфильм встал на паузу и возобновился в 1993 году двумя эпизодами, которые круто передают дух своего времени (бронированные двери, рынки на стадионе, повсеместная коммерция и т.д.). Последние выпуски создали в середине 2000-х, в стыдненьком 3D, без Котёночкина и классического дуэта озвучки. Однако образы из «Ну, Погоди!» продолжили жить в нашей массовой культуре - их использовали, к примеру, в Atomic Heart. А с 2021 года на платформе Okko начал выходить мультсериал-ребут, с голосами таких современных селеб, как Гарик Харламов, Дмитрий Хрусталёв и Михаил Кшиштлвский - отзывы противоречивые, многие ругают компьютерную анимацию и внешность героев (ПОДВОРОТЫ!), но проект держится вот уже четвёртый сезон.

«Ну, Погоди! Каникулы»
«Ну, Погоди! Каникулы»

«Бременские музыканты»

Режиссёр: Инесса Ковалевская

Ещё на этапе своего создания этот мультфильм стал совершенно особенным для СССР явлением. Группа молодых, не слишком известных, но полных страсти авторов - поэт Юрий Энтин, композитор композитор Геннадий Гладков, постановщица Инесса Ковалевская - прониклись духом 60-х и решили создать нечто вроде детского анимационного рок-мюзикла. В качестве основы они решили взять сказку братьев Гримм, а Василий Ливанов, который был не только отличным актёром, но и сценаристом, помог освежить древний материал и сделал главными героями людей: Трубадура (его и прочих мужских персонажей озвучил Олег Анофриев) и Принцессу (её роль доверили певице Эльмире Жерздевой). Образы влюблённой парочки и визуальный стиль картины в целом определили западные журналы, которые читала в те годы Ковалевская: брюки-клёш, длинные распущенные волосы, яркая цветовая гамма, лёгкая психоделия (деревья в виде карточных мастей отсылают к Л. Кэрролу) - то есть эстетика хиппи в чистом виде.


Однако куда важнее, что «Музыканты» выразили главную субкультуру эпохи на идейном уровне: Принцесса меняет благополучие и стабильность дворца на, очевидно, не слишком комфортную, но свободную и насыщенную эмоциями жизнь в дружной компании бродяг; свобода в её случае заключается не столько в физическом перемещении, сколько в самом факте отказа от навязанных правил и распорядка, в возможности самостоятельно выбирать будущее. Несмотря на то, что антагонистом выступает классический европейский монарх, легко считывается насмешка авторов над государственным контролем как таковым. И всё же Трубадур со своим битлообразным звериным ансамблем - никакие не революционеры, ведь насилие они применяют исключительно против настоящих бандитов («камео» Вицина-Никулина-Моргунова плюс колоритная Атаманша); не патриотический долг, не материальная награда, а искренняя любовь заставляет героя пресечь атаку на первое лицо. Пускай во дворец «прогрессивные деятели искусства» проникли обманом, зато они смогли расшевелить это сонное царство, заставили короля и его свиту в пуститься в безудержный пляс, поменяв таким образом культурные нормы (подобно тому, как их меняли реальные артисты-хиппари).

Есть популярное мнение, что 1999 год был лучшим в истории кино. Так вот, знайте: 1969 год - это «1999 в советской анимации».

Как вообще цензура пропустила мультфильм с таким сильным влиянием западной культуры и таким дерзким посылом - большая загадка. Тем не менее, после премьеры «Бременских музыкантов» авторы столкнули с чудовищной волной критики. Их упрекали в непрофессионализме и «тлетворном влиянии», саму ленту называли «марихуаной для детей». Ковалевская едва не поплатились за свой шедевр карьерой. Спасением послужила народная любовь и, возможно, реформы экономиста Косынина, на время внедрившего в СССР рыночные механизмы: аудиоверсию мюзикла буквально сметали с прилавков, за пару лет было выпущено 28 миллионов пластинок. Очевидно, что проект имел большой коммерческий потенциал, поэтому Союзмульфильм инициировал создание сиквела. Большинство людей, работавших над оригинальной картиной, остались при делах. Но вместо Ковалевской (которая считала историю законченной) режиссёрское кресло занял Василий Ливанов. А партии Трубадура и других мужских героев пригласили исполнять Муслима Магомаева, к тому моменту уже ставшего в СССР суперзвездой - именно в сиквеле, получившем название «По следам Бременских музыкантов», впервые прозвучала его легендарная баллада «Луч солнца золотого».

На первый взгляд, в новой картине авторы немного сгладили углы и подстелили себе соломку, ведь «западниками» в ней выглядят скорее отрицательные герои. Сыщик, нанятый для поиска Принцессы - очевидно иностранец; сам король навязывает дочери неких «певцов заграничных». А группа Трубадура представлена как артисты из народа, которые мимикрируют под вычурный стиль исключительно чтобы «украсть» свою подругу из дворца. С другой стороны, почвенничество в 70-е было скорее модным явлением интеллигенции, чем официальной повесткой и в какой-то мере ей даже оппонировало, так что Ливанов всё равно рисковал. Изменились и акценты в сюжете, который стал больше про сепарацию детей и борьбу с родительской гиперопекой, ну и подспудно про начало сексуальной жизни (Принцесса неспроста теперь носит обтягивающее мини). И всё же с точки зрения ценностей «По следам Бременских музыкантов» остались верны оригиналу: это история про свободу, про открытость к новому опыту, про дух молодости и, конечно же, про любовь.

«По следам Бременских музыкантов» 
«По следам Бременских музыкантов» 

В 2000 году Ливанов, Энтин и Гладков приняли участие в создании триквела, который поставил опытный мультипликатор Александр Горленко. «Новые бременские» получили довольно неплохой для своего времени бюджет; хронометраж вместо привычных 20 минут составил почти час, вокальные партии исполнили Филипп Киркоров, Сергей Пенкин, Михаил Боярский, Надежда Бабкина и прочие звёзды. К сожалению, затея обернулась неудачей: вместо красочной и душевной истории зрители получили кринжовую сатиру на реалии 90-х, которая просто эксплуатировала всеми любимых персонажей и сказочный сеттинг, а песни даже близко не стояли к шедеврами из первых двух частей.


Свежий взгляд на Бременских музыкантов показал режиссёр Алексей Нужный в одноименном игровом фильме, вышедшем в канун 2024 года. Эта работа стала для композитора Гладкова последней в жизни - вместе с Максом Фадеевым и россыпью топовых актёров ему удалось как осовременить свои старые хиты, так и создать неплохие номера для нового сюжета. Что касается общего качества картины и реакции на неё, то повторилась история с «Чебурашкой»: насмешки в интернете, задранные носы критиков, впечатляющий кассовый успех и, очевидно, задел на продолжение.

Х/ф «Бременские музыканты» 
Х/ф «Бременские музыканты» 

В последние годы многие культовые произведения всё чаще подвергаются переоценке, и упомянутые выше мультфильмы исключением не стали. Тысячи лайков собирают в соцсетях респекты Бременскому королю: своды дворцов, дескать, гораздо безопаснее, чем цветочные поляны и трипы с бомжами, дочерей (даже повзрослевших) нужно держать в ежовых рукавицах, никакой свободы на самом деле не существует, и все, кто с этим не согласен - «coeвые куколды». Чебурашку, главный символ инаковости в нашей анимации, медийные персоны называют «чудовищной диверсией», призывают отказаться от него ради «возрождения Традиций». И вот уже Волк из «Ну, Погоди!» - не хулиган, а харизматичный сигма-бой, гнобящий женаподобного зайца «по праву сильного»…


Конечно, легче всего над такими индивидами посмеяться, покрутить пальцем у виска. Однако проблема на лицо. Во-первых, их очень и очень много; во-вторых, они кажутся людям вроде меня не просто обладателями других ценностей, а чуть ли не параллельной ветвью эволюции, с которой невозможно найти точки соприкосновения. Просто поразительно: мы все росли на одних и тех же добрых мультфильмах, а потом насмотрелись совсем другого, «взрослого» контента и теперь между нами выросла стена выше Эвереста и прочнее вибраниума. Но что, если воспоминания из детства, вроде этих мультфильмов или того, как мы смотрели их вместе с родителями - чуть ли не единственное, что всех нас объединяет? Что, если это наша настоящая духовная скрепа? Ни Винни-Пух, ни Крокодил Гена, ни другие вымышленные герои сами по себе не станут нашим спасением в пору ненастную, но помогут услышать голоса друг друга, вспомнить о том, что в детстве эти голоса были не такими уж и разными. А там, глядишь, и до солнечных дней доживём.

37
4
2
1
4 комментария