Время для «Благих знамений»

Как готовилась экранизация романа Терри Пратчетта и Нила Геймана.

В середине февраля стало известно, что уже 31 мая состоится премьера одного из самых ожидаемых сериалов года — «Благих знамений», основанных на одноимённом романе Терри Пратчетта и Нила Геймана. В ожидании премьеры, мы подготовили для вас перевод материала от Drama Quarterly о том, как создавалась экранизация знаменитой книги.

Время для «Благих знамений»

Долгие годы считалось, что культовый роман Нила Геймана и сэра Терри Пратчетта «Благие знамения» невозможно экранизировать, — до настоящего времени. Нил Гейман и режиссёр Дуглас Маккиннон рассказывают, как они превратили эту забавную и фантастическую историю конца света в шестисерийное телевизионное шоу.

Когда звезда «Безумцев» Джон Хэмм присоединился к команде мини-сериала по роману Нила Геймана и сэра Терри Пратчетта «Благие знамения», он взял на себя то, что считал невыполнимой задачей.

Я думаю, это была одна из самых забавных и крутых книг, которые я когда-либо читал. Очевидно, что роман невозможно экранизировать.

Джон Хэмм, актёр
Терри Пратчетт и Нил Гейман
Терри Пратчетт и Нил Гейман

Долгое время Гейману можно было простить, что он тоже так думал. Он написал книгу в соавторстве с ныне покойным автором фэнтези Пратчеттом в 1989 году. Она была опубликована в следующем году и быстро стала культовой.

Прошло немало лет, в течение которых пытались снять фильм по мотивам романа, однако все попытки оказались неудачными: либо потому, что в книге было слишком много сверхъестественного, либо потому, что там слишком много персонажей, либо по обеим этим причинам.

Но летом 2014 года, когда Пратчетт уже страдал болезнью Альцгеймера, он написал Гейману и попросил его заняться адаптацией «Благих знамений», потому что хотел увидеть экранизацию перед смертью. К сожалению, эта мечта не осуществилась, Пратчетт скончался в марте 2015 года. Гейман осознал, что должен выполнить последнюю просьбу своего дорогого друга.

Я чувствую себя, как один из тех людей, которым удаётся сделать что-то совершенно невозможное, потому что никто не указывает мне, что это невозможно. Оглядываясь назад, скажу, что мне следовало этого ожидать. В течение нескольких лет мы обращались к полудюжине лучших писателей в мире и просили их сделать адаптацию «Благих знамений», но все они объясняли, что это, пожалуй, невозможно. Но затем Терри спросил меня, буду ли я заниматься адаптацией.

До этого момента мы с Терри договаривались, что будем делать что-то по «Благим знамениям» только вместе или не будем браться за это вообще. Но Терри вдруг сказал: «Я не могу этого сделать, так что ты должен, потому что я хочу увидеть фильм перед смертью». Потом он умер, оставив меня с «Благими знамениями», и я не мог себе позволить поставить точку или рассуждать, что возможно или невозможно, потому что я должен был исполнить просьбу Терри. Когда я написал сценарий, мне просто повезло, что он понравился людям.

Нил Гейман, писатель, исполнительный продюсер сериала
Переиздание романа с «кинообложкой» выйдет в России в конце марта
Переиздание романа с «кинообложкой» выйдет в России в конце марта

Гейман потратил 18 месяцев на написание шести сценариев. Он пытался переосмыслить историю для телевидения и привнести в сюжет дополнительные эмоции и внезапность, одновременно желая остаться верным оригинальному материалу — истории дружбы между ангелом и демоном, которые слишком долго жили на Земле и теперь хотят остановить апокалипсис.

Майкл Шин («Мастера секса») и Дэвид Теннант («Доктор Кто», «Джессика Джонс») играют, соответственно, беспокойного ангела и торговца редкими книгами Азирафеля и прыткого демона Кроули, которые жили на Земле с самого начала и прониклись нежными чувствами к образу жизни смертных и друг к другу. Так что они ужасаются, когда узнают, что если Небеса и Ад добьются своего, то конец света наступит в следующую субботу. Кажется, что всё идет по божественному плану, пока не выясняется, что кто-то, похоже, потерял Антихриста.

Сериал выпустят Amazon Prime Video и UK pubcaster BBC2. Amazon планирует премьеру шестисерийной фэнтези драмы этой весной, а затем сериал появится на «Би-би-си». Шоу продюсируют Narrativia, The Blank Corporation и BBC Studios, которая также выступает дистрибьютором.

Когда люди делают фильмы, они тратят много времени на беспокойство о таких вещах, как интонация и последовательность, и рассказывают одну историю четко, тогда как «Благие знамения» рассказывают несколько историй с несколькими персонажами, хотя в центре внимания остаются два героя, Азирафель и Кроули.

Сюжет блуждает по разным путям и дорогам, и всё же главная тема — добро против зла — соединят все линии. Когда я прочитал сценарий, то почувствовал, что это не невозможная, а просто очень трудная задача.

Дуглас Маккиннон, режиссёр и исполнительный продюсер

Когда дело доходит до киноадаптации одной из его собственных книг, Гейман шутит, что сам текст сценария должен сказать: «Нет, дайте кому-то другому сделать это». «Американские боги» и «Люцифер» — два других сериала, которые в настоящее время продолжают снимать, основаны на творениях Нила Геймана. Но написание сценария для «Благих знамений» он не мог делегировать кому-то другому из-за обещания Пратчетту.

Чтобы написать сценарий для шести эпизодов, он взял роман, разделил его на шесть частей и начал прикидывать, что из этого может получиться. Однако Гейман быстро обнаружил, что если бы он работал таким образом, ни Кроули, ни Азирафель не появились бы в третьем эпизоде, поэтому он написал дополнительный материал с участием их обоих, чтобы вставить в оригинальную историю.

На самом деле, [все эти истории] оказались очень важными для того, что мы делаем. Они кратко передали ключевые темы и в итоге придали им даже большую значимость, чем было в романе.

Нил Гейман, писатель, исполнительный продюсер сериала
Время для «Благих знамений»

Гейман признаёт, что некоторые из его любимых фрагментов из книги не попали в сценарий, потому что, в конечном счёте, их просто невозможно экранизировать. Например, сцены, происходящие в головах людей, или разговоры между группой мотоциклистов в шлемах под рев двигателей. Однако некоторые фрагменты были расширены по сравнению с романом — например, роль Архангела Гавриила в исполнении звезды «Безумцев» Джона Хэмма.

Ангелы были персонажами, о которых мы с Терри много говорили и думали после того, как мы написали книгу. И если бы мы когда-нибудь сделали продолжение, там их было бы больше.

Так что я решил использовать часть работы, которую мы сделали тогда, и создать четырёх ангелов, которых нет в книге: Гавриил, которого сыграл Джон; Михаила, которого сыграл Дун Макичен; Пол Чахиди играет Сандальфона и Глория Обианье играет Уриила, и все они замечательные — эти невероятные ангелы в очень строгих костюмах.

Нил Гейман, писатель, исполнительный продюсер сериала

Маккиннон, чьей режиссёрский послужной список включает «Шерлока», «Доктора Кто» и «По долгу службы», говорит, что над «Благими знамениями» он работал совместно с самим Гейманом, который почти всегда присутствовал на съёмочной площадке, участвовал в кастинге и выборе каждого костюма и каждый день приходил в комнату монтажа.

Однако Гейман не хотел навязывать определённый стиль сериалу. Любой, кто читал книгу, знает, что у неё есть собственная уникальная тональность. Тут же речь шла о сериале, постановка которого зависела от решений Маккиннона. Он также носил с собой экземпляр книги во время съёмок.

Я сделал один или два эпизода «По долгу службы», а «Благие знамения» — совсем другой сериал со своим неповторимым стилем. Он требовал гораздо более эпического и кинематографичного повествования.

Дуглас Маккиннон, режиссёр и исполнительный продюсер

Но самым большим вызовом для режиссёра оказался масштаб постановки, с которым он сталкивался каждый день.

Мы редко останавливались в одном месте на один или два дня, съёмки сериала проходили в Лондоне, Оксфорде и Южной Африке в течение 93 дней. Каждый раз нам приходилось уезжать со всем отснятым материалом.

Двести участников, подбор актёров — организовать всё было трудной задачей. Но это был потрясающий вызов, действительно захватывающий и выдающийся.

Дуглас Маккиннон, режиссёр и исполнительный продюсер
Время для «Благих знамений»

Гейман описывает «Благие знамения» как «колоссальный, гигантский проект» и уточняет — он очень доволен, что им не пришлось ничего переснимать.

Мы пришли, мы получили то, что нам было нужно, мы ушли, и это было потрясающе.

Нил Гейман, писатель, исполнительный продюсер сериала

Но Гейман не торопится вновь примерить на себя роль шоураннера.

Я с нетерпением жду, когда стану исполнительным продюсером на пенсии. По времени выходит, что я отдал проекту четыре года своей жизни, но есть много других вещей, которые я хочу сделать. Я так многому научился у Дугласа и у каждого причастного к шоу, узнал о мелочах создания такого сериала. Думаю, теперь я буду гораздо полезнее, так как могу предлагать идеи и общаться с шоураннерами гораздо успешнее.

Нил Гейман, писатель, исполнительный продюсер сериала

Гейман говорит, что по своей сути «Благие знамения» — это книга о человечности и дружбе. Но больше всего он гордится тем, что шоу не похоже ни на что другое на телевидении, и это подвиг, если учитывать, что в данный момент в производстве находится более 500 сериалов.

Обычно, если вы пытаетесь что-то описать, вы делаете это, сравнивая с другими вещами. Вы говорите: «Ну, это «Касабланка» в космосе» или что-то в таком духе». Но «Благие знамения» не похожи ни на что другое. И когда люди смотрят «Благие знамения», они могут сравнить его только с «Благими знамениями».

Хорошо это или плохо, но ни на что другое они не похожи. Меня это не волнует. Что меня волнует, так это то, что мы сделали нечто уникальное, особенное и, по крайней мере, для меня и Дугласа, абсолютно волшебное.

Нил Гейман, писатель, исполнительный продюсер сериала

Актёрский состав

Если говорить о кастинге, то нечасто на экране мы можем увидеть более внушительный актёрский состав, чем тот, что собран для «Благих намерений». Майкл Шин и Дэвид Теннант, играющие главные роли ангела Азирафеля и демона Кроули. Второстепенные роли играют: Джон Хэмм (Архангел Гавриил), Миранда Ричардсон (мадам Трейси), Мирей Инос (Война), Марк Гейтисс (Гармония), Дерек Джекоби (Метатрон), Анна Максвелл Мартин (Вельзевул), Дэниэл Мейс (Артур Янг), Шан Брук (Дейдра Янг), Адриа Архона (Анафема Гаджет), Нина Сосанья (сестра Мэри Таратора) и Дэвид Моррисси (капитан Винсент), а также многие другие известные актёры.

Время для «Благих знамений»

Теннант и Шин знали друг друга и даже снимались в одном фильме «Золотая молодёжь» 2003 года, но они никогда не играли вместе. Но играя пару лучших друзей и деля большую часть экранного времени на протяжении длительных съёмок, они стали очень близки друг другу.

Мы провели много времени, сидя на скамейках в парке, обсуждая конец света, в какой ресторан мы собираемся пойти дальше или что ещё [наши герои] сделали, что ещё сильнее все испортило. Мы и до этого знали друг друга, но никогда не работали вместе. В такие моменты думаешь: «Это может быть ужасно. Что если мы будем работать невпопад?» К счастью, я думаю, мы очень быстро нашли общий ритм.

Если вы играете двух персонажей, которых зритель видит впервые, но тут же ощущает, словно всегда их знал, благодарить за это следует сценарий. Вы знаете, что это действительно уникальный, странный, своеобразный мир сразу, как только вы начинаете играть. Сплошное счастье.

Дэвид Теннант, актёр

Всякий раз, когда я думаю о том, чтобы сыграть персонажа, а это не относится ни к какой другой роли, которую я играю, я думаю об этом только с точки зрения нашего с Дэвидом тандема. Я не думаю о нём как об индивидуальном персонаже, я думаю о нём как о «нас».

Майкл Шин, актёр
Время для «Благих знамений»

Миранда Ричардсон играет мадам Трейси, экстрасенса и по совместительству куртизанку, которая помогает Кроули и Азирафелю, когда они пытаются спасти мир от Армагеддона.

Физически играть её с этой прической, макияжем и костюмом, было очень весело, потому что это перформанс для неё. Я получила огромное удовольствие.

Миранда Ричардсон, актриса

Хэмм, известный тем, что семь сезонов играл в «Безумцах» роль Дона Дрейпера, был фанатом Геймана и прочитал книгу некоторое время назад. Поэтому, когда Гейман написал ему по электронной почте с просьбой сыграть персонажа, которого не было в книге, Хэмм согласился не раздумывая.

Я знал, что каким бы ни был персонаж, он точно будет превосходным. Потом я увидел, кто ещё будет принимать участие в съёмках и подумал, что это будет забавно. Мне нравится работать здесь [в Великобритании]. У меня есть шанс побыть здесь пять или шесть недель и по-настоящему поиграть в эту увлекательную, весёлую работу. Так что для меня это не было проблемой. Я был просто счастлив, что меня позвали.

Джон Хэмм, актёр

Вот как Хэмм отвечает, когда люди спрашивают его, о чём «Благие знамения»: «Я говорю, что это комедия об Апокалипсисе. Такое начало обычно удивляет и требует дальнейших объяснений, и это лучший способ заинтересовать».

11 показ
20K20K открытий
20 комментариев

Я выскажу, весьма вероятно, не самое популярное мнение, но восторга от книги что-то не испытал. Очень сумбурное произведение, которое местами видно, что писало два человека. Повествование дерганное и поначалу не то чтобы уж очень интересное. Здорово становится только сильно под конец, да и то действие частенько прерывается какой-то прокрастинацией. Велика вероятность, что просто я не понял гениальную задумку авторов, так что очень надеюсь на сериал.

Ответить

Переводов на русский несколько, и все они кошмарны до безобразия. Особенно официальный со сносками у каждой шутки.

На английском книга идёт очень легко и написана совершенно прекрасно. Там тоже ощущается где - Пратчетт, а где - Гейман, но это так не мозолит глаза.

Ответить

А в каком переводе вы читали? у меня один вызвал схожие чувства, а вот другой — полный восторг.

Ответить

В оригинале мне очень даже зашло. Ритм и стиль довольно ровные, для книги с двумя авторами. Написано, как отмечено ниже весело и легко.
На сериал надеюсь, потому как сценарий от самого (одного из, к сожалению) автора, и этот автор - Нил Гейман )

Ответить

Согласен. Не смог ее дочитать, хотя все что до этого я читал у Геймана, заходило мне на ура. Событий ноль, персонажи, кроме своего происхождения, ничего интересного из себя не представляют, количество мест, которые бы вызвали у меня улыбку или заставили переживать, тоже близко к нулю. Кароч, странная книга, хотя большинству, как я понимаю, таки зашло.

Ответить

Кинообложка у издания, кстати, могла бы быть вполне симпатичной если б не идиотская желтая блямба :(

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить