«Этернавт». Не выходи из комнаты, не совершай ошибку
— Netflix показывает сплошной кал и повесточную ерунду
В 2025 году Netlfix показал постапокалипсис без бодипозитивных богинь выживания. Он игнорирует жанровые штампы. Он играет на ожиданиях. Он чертовски хорош. Он родом из Аргентины.
Встречайте! «Этернавт»
Представьте себе картину: несколько мужиков пьют виски, играют в покер и отлично проводят время. За окном падает снег. Да не простой, а ядовитый. Из-за него перегорает электроника и отключается электричество. Люди мрут сотнями, но многие домоседы остаются живы.
Мужики в шоке. Один из них, вопреки уговорам, бежит на улицу, где сразу же умирает. Остальные смотрят, думают, пытаются понять происходящее. Компанию охватывают разные чувства: выжившие не могут договориться о том, как поступать правильно.
Центральным героем становится Хуан, ветеран Фолклендской войны. Он хочет найти супругу и дочь, неизвестность снедает его. Вместе с друзьями, которым тоже немного за 50, Хуан пытается понять, как защититься от опасности. После часов наблюдений и экспериментов компания собирает комплект для выживания. Хуан выходит из дома, чтобы столкнуться с испуганными людьми и неведомым на улицах Буэнос-Айреса.
Страх неизвестного
«Этернавт» целиком строится на саспенсе. Зрители избалованы типовыми решениями постапока, что играет с ними злую шутку. Они ждут зомби, рейдеров, монстров, злых русских или другой подставы, но первое время получают только образ человека, который борется со стихией.
Люди появляются потом: это не злобные банды насильников и мародеров, а испуганные горожане, цепляющихся за любую соломинку, чтобы выжить. Драмы этих людей создают настолько густую атмосферу, что ее можно потрогать. Злодеи тут тоже есть, но они экстремум: гораздо больше вреда протагонистам создает несговорчивость, страхи и ожидание чего-то дурного.
Авторы сериала отлично передали проблемы людей в изоляции. Вот герои считают, что их действия самые правильные. Вот они ошибаются. Вот они возвращаются к стартовым условиям и снова ошибаются. Вот они ругаются. Вот они находят худой компромисс. Персонажи ведут себя естественно, демонстрируют разные характеры, развиваются. Наблюдать за ними интересно.
Бешеная динамика
В четвертой серии зрителю приоткрывают завесу того, что случилось на самом деле. К этому моменту мы уже видим людей, которые научились справляться с трудностями: горожан, военных, негодяев, да мало ли. Новое знание переворачивает повествование.
До финала четвертой серии можно подумать, что «Этернавт» — это сюжет о психологии человека в трудной ситуации, о находчивости, о том, как важно что-то знать и уметь делать руками. Сериал никуда не спешит, он полон диалогов и длинных планов. Кажется, что опреатор-постановщик вдохновлялся решениями Грега Фрейзера или Роджера Дикинса.
Однако в пятой серии повествование снова переворачивает картину мира, меняет правила игры. При всей неторопливости, динамика у «Этенравта» какая-то бешеная. На первый взгляд кажется, что невозможно сочетать глубокое, полное эмоций повествование, и резкие повороты сюжета. Сериал, однако, с этим справляется.
Белизна смерти
В основном «Этернавт» использует три цветовые схемы: базовая гамма — синевато-холодная, улицы белые и серые, а приглушенные теплые цвета появляются в прошлом героев и в безопасных помещениях. Особняком стоят воспоминания Хуана с их кроваво-красным цветом под холодным фильтром. Выбор цветов правильно репрезентует ситуации и настроение.
Декорации тоже потрясные. И дома, и поезд, и торговый центр, и улицы — все выглядит очень круто. Пожалуй, их можно сравнить с прогулкой по Раккун-Сити. Все вместе это создает целостное ощущение «выживалки», где зритель находится вместе с героями.
Резюмирую: «Этернавт» — отличный сериал. Буду ждать второй сезон с большим интересом. Давно меня так не радовал проект от Netflix.