Герой без пекла: обзор фильма «Хеллбой»

Нераскрытые персонажи, слишком много флэшбеков и отвратительный монтаж.

Герой без пекла: обзор фильма «Хеллбой»

Новый «Хеллбой» — это переосмысление истории «героя из пекла». Прошлые части снимал Гильермо дель Торо, а на этот раз съёмками руководил Нил Маршалл («Спуск», «Центурион»). Главную роль исполнил Дэвид Харбор («Очень странные дела»).

Ещё до премьеры перезапуск вызывал смешанные чувства. С одной стороны, фильмы дель Торо критиковали за излишнюю сентиментальность: он зачем-то сделал любовную линию между Хеллбоем и Лиз главной движущей силой всей истории. С другой — вокруг прошлых частей сложился настоящий культ, так что многие фанаты заранее осуждали смену режиссёра и рекаст.

Герой без пекла: обзор фильма «Хеллбой»

Но если смотреть без привязки к предыдущим версиям, задача кажется не такой уж сложной: нужно лишь сделать динамичный боевик с элементами ужастика и добавить туда чёрного юмора и харизматичных актёров. И у нового «Хеллбоя» были все шансы, тем более, что рейтинг R давал простор для любой жести.

К сожалению, хорошего перезапуска не получилось — почти все элементы фильма не работают. Трудно сказать, кто именно в этом виноват. Издание The Wrap, например, пишет, что режиссёра фактически отстранили от работы на середине съёмок, оператора уволили чуть позже, а финальный монтаж проходил вообще без их участия. С Дэвидом Харбором, якобы, тоже были проблемы.

Но рядовому зрителю эти подробности ни к чему. Есть только фильм, который в буквальном смысле трудно смотреть.

Кто ты, чудовище?

Сюжет рассказывает о всё том же Хеллбое, который работает в «Бюро паранормальных исследований и обороны» (B.P.R.D.) под руководством своего «отца» Тревора Брума (Иэн Макшейн). Он отлавливает всевозможных чудовищ и защищает мир.

Герой без пекла: обзор фильма «Хеллбой»

И уже тут появляется первая проблема: о деятельности Хеллбоя толком не рассказывают. Фильм начинается с его драки с бывшим коллегой и другом — только вот кто это такой и в чём причина конфликта, нам толком и не пояснят. При том, что отсылки к этой сцене будут мелькать и дальше.

Затем темп лишь растёт, события просто валятся на зрителя одно за другим. Динамике в боевике вроде бы нужно радоваться, но при просмотре «Хеллбоя» просто хочется сказать: «Стоп! Расскажите сначала хоть что-нибудь о жизни персонажа».

Потому что о буднях Хеллбоя мы узнаём лишь какие-то поверхностные факты, да и то мельком. Его характер, жизнь, причины, по которым он считается хорошим охотником — обо всём этом просто забыли. Хеллбой просто есть — смотрите, как он дерётся.

Герой без пекла: обзор фильма «Хеллбой»

При этом полюбить героя с первого взгляда не получается — у Харбора серьёзная проблема с гримом. И дело даже не в его ненатуральности. Просто и в комиксах, и в старых фильмах Хеллбой при своей необычной внешности оставался обаятельным. Здесь же его лицо сделали неприятным. А ведь в жизни у Рона Перлмана, игравшего в фильмах дель Торо, намного более специфическая внешность, чем у Дэвида Харбора.

К тому же громоздкий грим мешает Харбору нормально передавать эмоции — двигается только рот, о мимике можно забыть. Так что об эмоциях героя мы узнаём двумя способами: либо напрямую с его слов, либо же из множества флэшбеков.

Есть только миг между прошлым и будущим

Именно флэшбеками авторы попытались как-то раскрыть героев, но создали этим ещё больше проблем. Сцен из прошлого слишком много, и все они построены по одному принципу.

Каждый раз, когда нужно рассказать предысторию персонажа, это делают не с помощью какого-то контекста или ситуации — просто герою вовремя задают соответствующий вопрос, основное действие приостанавливается, а зрителю под закадровый голос показывают, что произошло. Иногда это выглядит уместно, но чаще — будто рекламные посты в Инстаграме, которые начинаются со слов «мои подписчики часто спрашивают». Вроде бы приём стандартный, но к пятому флэшбеку наскучивает.

Герой без пекла: обзор фильма «Хеллбой»

При этом о прошлом и даже будущем Хеллбоя рассказывают необоснованно много: его появлении на Земле, родословная, демоническое предназначение и многое другое. Это, может, было бы и хорошо, вот только авторы при этом забывают показать, чем герой живёт именно сейчас.

Эмоции Хеллбоя непонятны. Вроде бы он страдает из-за своей уродливости. Но при этом не прячась ходит по улице, и люди не обращают на него особого внимания. Герой спорит с отцом о воспитании — но проблем с этим у Хеллбоя не наблюдается.

Хватило бы буквально нескольких сцен, отражающих его привычки, помимо подпиливания рогов. Но на них здесь просто нет времени. Зато в фильме уделено несколько минут Лобстеру Джонсону, который разбирается с фашистами. Кто это? Да не важно, он больше не появится в фильме.

Герой без пекла: обзор фильма «Хеллбой»

И ровно то же касается остальных героев. Их прошлое показано во флэшбеках, но в настоящем они все берутся буквально из ниоткуда. Алиса (Саша Лейн) много лет не общалась с Хеллбоем, а в нужный момент просто приехала за ним на микроавтобусе. Это первый, но, увы, далеко не последний, «бог из машины» в фильме.

Ещё интереснее ситуация с ведьмой Нимуэ (Милла Йовович). Когда-то давно она получила огромную силу и впала в безумство, из-за чего её убили — части тела столетиями оберегали в самых тайных местах, чтобы она не возродилась. А потом явно не блещущий умом Груагах их просто нашёл и собрал.

Герой без пекла: обзор фильма «Хеллбой»

О развитии отношений между героями и мотивации можно вообще сразу забыть. Такое ощущение, что сценаристы перед написанием диалогов и сцен просто случайно решали, какие эмоции «выдадут» героям. Вот Алиса общается с Хеллбоем как старый приятель, хотя он её даже не узнаёт. При этом сам без особых на то причин и предпосылок берётся защищать то, с чем всю жизнь воевал.

Вспомните долгую и аккуратную подводку к аналогичной ситуации в «Золотой армии». Здесь же герой пару минут говорит с Нимуэ, вовсе не похожей на чудовище — и вот уже готов перейти на сторону нечисти.

Путь в никуда

Возможно, все эти провалы в мотивации персонажей хотели компенсировать динамикой сюжета. Но при никудышном сценарии даже экшен работает плохо — нужна хоть какая-то логика. А если проследить за действиями Хеллбоя, то станет понятно, что он постоянно просто куда-то идёт или бежит.

Потом ему говорят, куда нужно бежать дальше. Причём иногда это делают одноразовые персонажи-функции, которые больше не появляются в сюжете (всё те же «боги из машины»). От самого героя не зависит вообще ничего — его буквально выкидывают в следующую локацию с инструкцией, что делать дальше.

Здесь нужно отвлечься и отдать должное дизайнерам: некоторые пейзажи выглядят красиво. Но в фильме как-то странно скачет уровень графики. Во время действительно впечатляющего сражения с великанами Хеллбой хватает огромные, но явно невесомые предметы, что выглядит очень странно. А появление внушительных демонов на улицах города соседствует с фонами в духе обоев рабочего стола и совершенно ненатуральными CGI-рогами героя.

Герой без пекла: обзор фильма «Хеллбой»

В противовес вечно бегущему Хеллбою в фильме есть кровавая королева Нимуэ, которая по глубине проработки образа может посоревноваться с Чаровницей из «Отряда Самоубийц». Большую часть действия Нимуэ просто стоит, иногда даже машет руками.

Ну и, конечно, ещё говорит. Вообще диалоги — одна из самых затянутых и провальных частей фильма. Они длятся бесконечно долго, и это вовсе не тарантиновские динамичные съёмки — просто «говорящие головы» произносят банальные фразы про добро, зло и предназначение. С середины фильма уже хочется составить таблицу «бинго» со стандартными фразами вроде «ты сам выбираешь судьбу».

Герой без пекла: обзор фильма «Хеллбой»

Хуже только, когда герои пытаются пошутить. В комиксах одна из главных черт Хеллбоя — остроумие. Из охотников за нечистью больше язвит разве что Джон Константин. В фильме же все шутки на уровне показанной в трейлере фразы: «Знаешь, у нас несовместимость по зодиаку. Я — козерог, а ты — больная сука».

Кстати, эту фразу Хеллбой произносит во время особенно напряжённой схватки. Но это не важно: в новом фильме у героев всегда есть время, чтобы остановиться и поговорить, поэтому часто их противостояние выглядит как неудачный рэп-баттл.

Кому же это нужно

Вдобавок ко всему вышеперечисленному, фильм портят технические недоработки. Монтажные склейки сделаны так неаккуратно, что герой может начать резко двигаться, а в следующем кадре уже медленно идти. Или же Луна оказывается позади персонажа, с какого бы ракурса его не показывали. Иногда кажется, будто смотришь не дорогой боевик, а посредственный сериал.

Герой без пекла: обзор фильма «Хеллбой»

В статье The Wrap пишут, что Дэвид Харбор отказывался переснимать дубли, и после просмотра фильма в это нетрудно поверить — картину будто «слепили из того, что было». Только полюбить это вряд ли у кого-то получится.

Создаётся ощущение, что авторы так и не разобрались, для кого же снимали этот фильм. Те, кто не знаком с историей Хеллбоя, так и не поймут, что это за герой, какая у него жизнь и характер. А для тех, кто читал комиксы и смотрел предыдущие экранизации, новая версия покажется глупой, плоской и полной ненужных флэшбеков.

Герой без пекла: обзор фильма «Хеллбой»

При этом в «Хеллбое» чувствуется нереализованный потенциал хоррора — видимо, опыт Маршалла всё же помог. Баба Яга выглядит действительно интересной, демоны в финале впечатляют. Только вот их из фильма легко можно было убрать: они не важны для сюжета и никак не влияют на развязку.

Впрочем, и не в развязке здесь дело — она предсказуема. Просто обидно за потерянные возможности и неинтересного героя.

11 показ
20K20K открытий
92 комментария

Если заменить в рецензии "Хеллбой" на "Любой Фильм Марвел", текст ничего не потеряет.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я не фанат фильмов Марвел и видел только несколько, но они хорошо поставлены, срежиссированы, все необходимые линии персонажей раскрываются отлично, да и юмор вполне на уровне. (Видел только первых мстюнов, первую часть кэпа, железного человека и всех челопуков)

Ответить

Всем хейтерам и любителям Марвел посвящается

Ответить

Да по трейлеру было понятно, что фильм будет никакой
Типичные не смешные шуточки
Плохой сюжет и анимация
Посмотрел чем занимался режиссёр до этого, так там всё ужасно

Ответить
Комментарий удалён модератором

Да ты прям описал дилогию "Хеллбоя" Гильермо дель Торо. Правда, Ходор ?

Ответить