Продвижение национальной идеи: как развивался кинематограф Мексики

Особенности киноиндустрии, подарившей миру Куарона, дель Торо и Иньярриту.

Продвижение национальной идеи: как развивался кинематограф Мексики

Кинематографисты Мексики сейчас занимают ведущие позиции в мировой индустрии. Они успешно участвуют в фестивалях и получают награды на главных кинопремиях. Так, трое из четверых последних победителей «Оскара» в номинации «Лучший режиссёр» — мексиканцы: Алехандро Гонсалес Иньярриту получил премию в 2015 и 2016 годах, Гильермо дель Торо — в 2018 году, а Альфонсо Куарон — в 2019-м.

Один из лучших операторов сейчас тоже мексиканец — Эммануэль Любецки. Он ответственен за визуальный ряд «Сонной лощины», «Гравитации», «Выжившего» и других известных фильмов.

Но так было не всегда. Кинематограф Мексики — один из самых нестабильных в мире: он то находится в лидерах, как в середине ХХ века, то балансирует на грани коллапса, как в начале ХХI века. На такое шаткое состояние сильно повлияла постоянная смена власти и нестабильное мнение правительства Мексики относительно финансирования индустрии.

Не менялось в мексиканском кино только одно — его всегда использовали как способ показать особенности национальной культуры.

Первые фильмы

Кино в Мексику привезли в 1896 году два француза — режиссёр Габриэль Вейр и оператор Клод Фердинанд фон Бернарду. Они приехали в Латинскую Америку, чтобы снимать фильмы и заодно показать новое изобретение.

Первый киносеанс состоялся 6 августа того же года в Чапультепекском дворце в Мехико. На него попали президент Порфирио Диаз, его семья и члены правительства. Обычные мексиканцы посмотреть фильмы смогли спустя неделю — 14 августа — в здании аптеки Plateros.

К 1906 году в Мексике работали 16 кинотеатров
К 1906 году в Мексике работали 16 кинотеатров

Первый мексиканский фильм «Дон Жуан Тенорио» вышел спустя два года, в 1898-м. Его режиссёр Сальвадоро Тоскано активно занимался кинематографом, но к художественным сценариям, правда, прибегал редко. Чаще Тоскано снимал документальные кадры из жизни страны.

Кадр из фильма «Дон Жуан Тенорио» (1898)
Кадр из фильма «Дон Жуан Тенорио» (1898)

В начале ХХ века документалистика вообще была основным вектором развития всего кинематографа Мексики. Причина этому — неспокойная ситуация в стране.

В 1910 году в Мексике началась гражданская война. Запечатлеть её на плёнку пытались многие, но лучше всего это удалось братьям Альва — Гильермо, Сальвадору и Эдуардо. Их самый смелый и популярный фильм «Революция Ороско» (Revolution Orozquista) вышел в 1912 году и показывал сражение между армией генерала Викториано Уэрта и революционера Паскуаля Ороско.

Братья Альва в своих документальных фильмах рассказывали о противостоянии с двух сторон и не делали каких-то выводов, стараясь сохранить объективность истории.

Гильермо, Сальвадор и Эдуардо Альва
Гильермо, Сальвадор и Эдуардо Альва

Общественные волнения в Мексике привели к тому, что правительство начало активно контролировать кинематограф. Так, в октябре 1911 года президент Франсиско Модера ввёл должность инспекторов, которые следили за порядком в кинотеатрах. Он также планировал ввести цензуру, но не успел: в стране произошёл военный переворот, и к власти вместо Модеры пришёл Викториано Уэрта.

Новый президент довёл дело до конца и в июне 1913 года выпустил первый цензурный документ. Он запрещал фильмы, в которых:

  • показывали преступления или намерения их совершить;
  • оскверняли (намеренно или нет) власть или конкретных личностей;
  • демонстрировали аморальные поступки или нарушения общественного порядка.

После появления цензуры направление развития кинематографа в Мексике сместилось с документальных фильмов на художественные. При помощи них кинематографисты пытались завуалировано показать свой взгляд на ситуацию в стране. Например, в фильме «Сестра кровь» (Sangre Hermana) режиссёр Эрманос Альва высказывал свою симпатию армии Эмилиано Сапаты.

Также многие мексиканские режиссёры снимали мелодрамы, вдохновляясь итальянским кино, в частности режиссёром Джованни Пастроне.

Кадр из фильма  «Свет»  (La Luz, tríptico de la vida moderna) (1917)
Кадр из фильма «Свет» (La Luz, tríptico de la vida moderna) (1917)

В 1919 году правительство добавило в цензуру два новых пункта: запретили показывать симпатию к преступникам и отмену смертного приговора.

Мексика находилась в сложной экономической ситуации, и находить средства на финансирование кино не получалось. В итоге развитие индустрии сильно замедлилось, а к 1924 году производство фильмов упало на рекордно низкий уровень.

Большинство мексиканских фильмов эпохи немого кино не сохранились до наших дней.

Талантливые мексиканские актёры, например, Рамон Новарро, Долорес дель Рио и Лупе Велес уезжали делать карьеру в Голливуд.

«Золотой век» мексиканского кино

В конце 20-х годов ХХ века в Мексике наступила относительная политическая стабильность. В стране появилась первое полноценное политическое объединение — национально-революционная партия — в которое вошли большинство политических группировок, военные, мелкая буржуазия, крестьяне и рабочие.

Спокойная обстановка в стране позволила кинематографу развиваться. Так, в 1931 году Антонио Морено снял первый мексиканский звуковой фильм — экранизацию романа Федерико Гамбоа «Санта».

Кадр из фильма «Санта» (1931)
Кадр из фильма «Санта» (1931)

Следующий толчок к развитию мексиканская киноиндустрия получила благодаря Второй мировой войне. Во время неё три главные страны-конкурента Мексики по производству испаноязычного кино — США, Аргентина и Испания — фильмами занимались мало. А вот Мексика в этот период наоборот увеличила производство фильмов втрое. Помогла сделать это правительственная поддержка.

В 1942 году Национальный банк Мексики и президент Мигель Авила Камачо открыли Кинофонд (Banco Cinematográfico), чтобы спонсировать фильмы. Правительство давало деньги на производство кинокартин, которые отражали мексиканский национальный характер. Их задачей было разрушить стереотипный образ мексиканцев-бандитов, который сложился из-за Голливуда.

Благоприятные условия быстро привели к результатам. Уже в 1944 году фильм Эмилио Фернандеса «Мария Канделария» стал первым мексиканским фильмом, который показали на фестивале в Каннах. Там он был признан лучшим и забрал гран-при фестиваля, а также «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую операторскую работу.

Кадр из фильма  «Мария Канделария»  (1944)
Кадр из фильма «Мария Канделария» (1944)

Активнее всего в это время развивались несколько жанров. Первый — комедии. Популярность им обеспечивали актёры-комики. Самый известный из них — Марио Морено, он же Кантинфлас. Его называли «мексиканским Чарли Чаплином», он снимался в большом количестве фильмов и был популярен не только в Мексике, но и в Латинской Америке и Испании. Кантифлас также снимался в Голливуде: его самая известная роль — Паспарту в фильме «Вокруг света за 80 дней».

Кантифлас в фильме  «Вот в чём суть» (Ahí está el detalle)
Кантифлас в фильме «Вот в чём суть» (Ahí está el detalle)

Популярными комедийными актёрами также были Антонио Эспино, Хоакин Пардаве и Герман «Тин-Тан» Вальдес.

Второй популярный жанр — нуар. Чаще всего в нём творил режиссёр Хуан Орол. Мексиканский нуар объединял классические элементы жанра, местный фольклор, тропическую музыку и кабаре.

Постер фильма нуар «Гангстеры против ковбоев» (1948)
Постер фильма нуар «Гангстеры против ковбоев» (1948)

Третий жанр — мюзикл. Он был призван продвигать в массы мексиканскую народную музыку румберос и танец румбу. Звёздами в этом жанре были Антонио и Луис Агилары, Педро Инфанте, Хорхе Негрете и Мече Барба.

За период с 1938 по 1965 годы в Мескике сняли более сотни мюзиклов

Последний истинно мексиканский жанр фильмов — кабаретера. Он сочетал в себе элементы нуара и мюзикла. Жанр возник в 40-е годы, когда в Мексике активно развивалась ночная жизнь. Кабаре были центром отдыха, дружеского и делового общения.

Действие кабаретер как раз обязательно происходит в подобном заведении. Главная героиня жанра — танцовщица кабаре, которая попадает в криминальные передряги. В кабаретерах всегда были экстравагантные костюмы, афро-кубинская музыка и танцы, например, мамба, ча-ча-ча и дансон.

Кадр из кабаретеры «Другой рассвет» (Distinto amanecer) (1943)
Кадр из кабаретеры «Другой рассвет» (Distinto amanecer) (1943)

В 1947 году в Мексике запустили собственную национальную кинопремию «Ариэль», а в 1949 году приняли «Закон о кино». Новый документ признавал кино важным искусством, поэтому государство обязалось помогать его развитию. После этого в Мексике организовали национальный реестр фильмов и национальное киноагенство, а также создали ассоциации работников кинопроизводства.

Однако долго на вершине мексиканцам задержаться не удалось. США после окончания войны начали снова активно развивать кинематограф. Выдерживать конкуренцию не получалось, и в итоге к концу 50-х в киноидустрии Мексики началась стагнация.

Период застоя

В течение 60-х успешные мексиканские режиссёры — например, Луис Бунюэль — переехали заграницу, чтобы снимать кино там. Те, кто остался в Мексике, столкнулись с нежелательным политическим вмешательством: правительство настаивало на показе нереалистичного образа страны в кино. В итоге фильмы максимально дистанцировались от реальной ситуации в Мексике и проблем, которые заботили население. А так как кино не обращалось к народу, народ перестал ходить в кино.

Жанры, которые имели хоть какую-то популярность в это десятилетие: хорроры и боевики, но не простые, а с национальным колоритом. Главными персонажами мексиканских ужастиков были лучадоры — реслеры в масках. На экране они выполняли роль бесстрашных героев, которые готовы побороться с любой нечистью. Фильмы с лучадорами были низкобюджетными и обязательно содержали сцены драки на кулаках или реслинга.

Постер фильма «Мумии в Гуанохуато» (Las Momias de Guanajuato)
Постер фильма «Мумии в Гуанохуато» (Las Momias de Guanajuato)

Качественное кино в Мексике конечно тоже снимали, но в небольшом количестве. Особо удачные картины даже отмечались на международных премиях. Например, в 1962 году фильм «Важный человек» получил награду в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» на «Золотом глобусе». Он был номинирован в той же категории на «Оскар». В шорт-лист премии также попадали «Макарио» (1960) и «Тлаюкан» (1962). В 1965 году фильм «Гордые сыны Тараймары» получил приз международной ассоциации кинокритиков на Каннском кинофестивале.

В самой Мексике в 60-е наблюдался экономический взлёт, однако распределение материальных благ было не урегулировано. В стране было очень много бедняков и людей, живущих на грани нищеты. Поэтому многие, в том числе и представители киноиндустрии, начали сбегать в США за лучшей жизнью.

Но были и обратные примеры. Легендарный сюрреалист Алехандро Ходоровски родился в Чили, а в 1962 году переехал в Мексику и здесь — в сложное для страны время — начал карьеру. В этой стране Ходоровски снял три фильма, после чего нашёл продюсеров в Европе и уехал творить туда.

Кадр из фильма «Крот» (1970)
Кадр из фильма «Крот» (1970)

Тем временем в Мексике ситуация только ухудшалась. В 1968 году страна принимала летние Олимпийские игры, на проведение которых правительство выделило 150 миллионов долларов.

Люди были недовольны ситуацией и бунтовали, особенно активно это делали студенты. В октябре 1968 года они решили провести мирную демонстрацию. Студенты планировали стоять на площади Трёх культур в Мехико в течение суток, однако сделать этого не получилось. Ночью их окружила армия, и случилось то, что сейчас называют «Резня Тлателолько» — жертвами тех событий стали около 300 человек.

О «резне» в 1976 году был снят фильм «Каноэ» (эти события также можно увидеть в фильме «Рома» Альфонсо Куарона). Он смог появиться на свет только из-за сменившейся власти: в 1970 году президентом стал Луис Эчеверриа, который решил воскрешать мексиканскую культуру, в особенности кинематограф.

Кадр из фильма «Каноэ» (1976)
Кадр из фильма «Каноэ» (1976)

Эчеверриа дал свободу молодым режиссёрам и создал расслабленную и открытую среду для производства фильмов. Упор был сделан не на быстрое получение прибыли, а скорее на качество, разнообразие и свободу слова.

В 1975 году в Мексике открыли Кинематографический учебный центр (Centro de Capacitación Cinematográfica) для обучения и поддержки новых режиссёров, операторов и сценаристов. Большая часть фильмов в это время финансировало государство, например, в 1976 году для 37 из 42 фильмов бюджет предоставило правительство.

В это время появились режиссёры-ревизионисты, которые не боялись говорить о спорных и провокационных темах, например, об однополых отношениях, а также критиковать власть. Главные творцы этого десятилетия — Поль Ледук, Марсела Фернандес Виоланте и Хайме Умберто Эрмосильо.

В декабре 1976 года президентом стал Хосе Лопес Портильо, а вместе с ним уже по традиции сменилось и отношение правительства к кинематографу. Портильо считал, что снимать мало, но качественно — неудачная тактика. Поэтому во время его правления количество производимых фильмов выросло.

Портильо сократил государственное финансирование. Вместо этого открылись частные продюсерские компании. Самой успешной из них была Televicine (сейчас называется Videocine). Она была основана в 1978 году и до сих пор занимается продюсированием и прокатом фильмов для широкой аудитории.

Televicine производит сериалы, фильмы, телешоу 
Televicine производит сериалы, фильмы, телешоу 

В 1982 году в Мексике снова сменилась власть. Новый президент Мигель де ла Мадрид опять взял курс на государственную поддержку кино. В 1983 году по его поручению был основан Институт кинематографии (Instituto Mexicano de Cinematografía). Задача этой государственной организации — производить фильмы, распространять их в Мексике и за пределами, а также организовывать киномероприятия. Благодаря институту, в Мексике появился первый кинофестиваль: он с 1986 года проходит в Гуадалахаре.

Никакого видимого роста в кинопроизводстве при этом всё равно не было. Мексика находилась в глубоком экономическом кризисе: производилось по пять фильмов в год. Аудитория предпочитала голливудские картины — мексиканское кино их не интересовало.

Новое мексиканское кино

Девяностые годы для мексиканского кино также радужными не были. Полнометражные фильмы снимали лишь на одной студии, все остальные занимались производством мыльных опер и теленовелл. Количество рабочих мест в киноиндустрии сократилось вдвое.

Кино «Золотого века» укрепило наше национальное сознание. Я не могу объяснить, как после таких потрясающих фильмов мы скатились в абсолютную посредственность.

Гуадалупе Лоаэза, писательница

Ситуация ухудшилась в 1992 году, когда в Мексике появился «Федеральный закон о кино». Он снизил квоту на национальные фильмы с 50% до 10% и разрешил кинотеатрам свободно устанавливать цены на билеты.

С учётом того, что около 80% населения Мексики имели доходы ниже среднего — в кинотеатры никто не ходил. Население смотрело фильмы в эфире телеканалов или при помощи пиратских кассет.

В этой дико сложной ситуации в стране появилось новое мексиканское кино, или «хорошая волна» (The Buena Onda). К этому движению причисляют Альфонсо Арау, Артуро Рипштайна, Марию Новаро, Альфонсо Куарона, Гильермо дель Торо, Алехандро Гонсалеса Иньярриту и ещё многих режиссёров.

Цель представителей «хорошей волны» — сделать так, чтобы мексиканцы узнавали в кино себя. Показать настоящую Мексику, а не её карикатурное изображение.

Страна — это идея, которую можно выразить при помощи кино.

Алехандро Гонсалес Иньярриту, режиссёр

Тематика нового кино была разной: социально-географическое, классовое и гендерное разделения; особенности мексиканского характера, поиск себя.

Фильмы режиссёров «хорошей волны» — смелые и провокационные. Например, в фильме Карлоса Карреры «Тайна отца Амаро» показана коррупция в католической церкви в Мексике.

Кадр из фильма «Тайна отца Амаро» (2002)
Кадр из фильма «Тайна отца Амаро» (2002)

В 1998 году в Мексике открыли два государственных фонда: Fidecine — для спонсирования коммерческих фильмов, и Foprocine — для авторских. Но добиться достаточного финансирования от государства получалось редко. Поэтому успешные режиссёры — в том числе Куарон, дель Торо и Иньяритту — надолго в Мексике не задерживались.

Кадр из фильма «И твою маму тоже» (2001)
Кадр из фильма «И твою маму тоже» (2001)

В 2000 году к власти пришёл Винсент Фокс. У этого президента с кино отношения не ладились вообще. Сначала он планировал ввёл налог на кинобилеты, затем хотел закрыть две основные киноорганизации страны — Институт кино и Центр кинематографии. Так Фокс планировал закрыть государственные долги Мексики. Ни одну из инициатив реализовать ему не дали.

В 2002 году из-за финансовых проблем в Мексике вышло всего 12 фильмов.

В 2006 году пост президента занял Фелипе Кальдерон. Он снова вернулся к политике государственной поддержки кинематографа. После этого ситуация в киноиндустрии улучшилась.

В 2017 году в Мексике был установлен национальный рекорд по количеству произведённых фильмов — 176. Объём аудитории также неуклонно растёт: в 2018 году зрителей было 332 миллиона, тогда как в 2009 году — 108 миллионов, а в 2006 — всего 65,2 миллиона.

Популярностью у мексиканцев пользуются комедии. Например, в 2016 году семь из десяти кассовых фильмов в Мексике представляли именно этот жанр.

Мы живём в мрачной, тяжёлой реальности, наверное поэтому мы стараемся отстраниться от фильмов с социальным комментарием.

Моника Лосано, продюсер

Сейчас будущее кино Мексики кажется радужным. Работы мексиканцев, например, Карлоса Рейгадаса и Мишеля Франко, хорошо принимают критики. Мексиканский фольклор появляется в качестве темы в популярных мультфильмах, например, в «Тайне Коко» и «Книге жизни».

Кадр из мультфильма «Книга жизни» (2014)
Кадр из мультфильма «Книга жизни» (2014)

В мексиканское кино готовы вкладываться иностранные инвесторы. Так, в 2017 году Netflix вложился в производство полностью мексиканского сериала «Диаблеро». Стриминговый сервис также помог с финансированием последнего фильма Альфонсо Куарона «Рома», который в 2019 году выиграл «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Что посмотреть

«Авантюристка» (1950)

«Авантюристка» — яркий пример жанра кабаретера и вообще фильмов «золотого века» мексиканского кино. Главная героиня фильма — молодая девушка Елена Монтес — осталась бездомной после того как её мать сбежала с любовником, а отец совершил самоубийство. Елена ищет работу и вынужденно устраивается в кабаре. Там её жизнь кардинально меняется.

Продвижение национальной идеи: как развивался кинематограф Мексики

«Святая гора» (1973)

Третий и последний фильм Алехандро Ходоровски, который он снял в Мексике. «Святая гора» рассказывает о Иисусе Христе, который случайно попадает в современный грешный мир. Там он натыкается на эзотерическую школу магов и вместе с ними отправляется к Священной горе. На ней обитают мудрецы, знающие секрет бессмертия. Фильм наполнен метафорами и символизмом, а также сильно критикует религию, поэтому в год выхода консервативная публика его приняла плохо.

Продвижение национальной идеи: как развивался кинематограф Мексики

«Любовь во время истерии» (1991)

Режиссёрский дебют Альфонсо Куарона и один из первых фильмов снятых Эммануэлем Любецки. История о бабнике по имени Томас, который во время одной из интрижек заражается СПИДом.

Фильм эмоционально поделён на две части. Первая — комедийная, в которой герой ведёт себя как карикатурный Дон Жуан и бегает от одной любовнице к другой. Вторая — драматическая, в ней герой пытается смириться с шокирующей новостью и решает, как ему провести последние дни жизни.

Продвижение национальной идеи: как развивался кинематограф Мексики

«Как вода для шоколада» (1992)

Фильм Альфонсо Арау, благодаря которому мексиканское кино снова начало выходить на широкую международную аудиторию. В 1993 году «Как вода для шоколада» побила мировой рекорд по сборам в США среди иностранных фильмов. Также картина выиграла «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.

Сюжет фильма основан на одноименном романе популярной мексиканской писательницы Лауры Эскивель. Главные герои «Как вода для шоколада» Тита и Педро влюблены, но не могут быть вместе из-за матери девушки. По семейной традиции, младшая дочь должна следить за мамой до самой смерти. Чтобы быть ближе к возлюбленной, Педро женится на её старшей сестре.

Продвижение национальной идеи: как развивался кинематограф Мексики

«Хронос» (1993)

Дебютная полнометражная работа Гильермо дель Торо и номинант на лучший фильм Московского международного кинофестиваля. Это история о бессмертии и о том, к чему может привести стремление к вечной жизни.

«Хронос» — небольшой механизм, изобретённый испанским алхимиком в XVI веке. Необычное устройство дарит обладателю бессмертие, но с одним условием, его постоянно нужно подпитывать собственной кровью. Изобретатель умер, а спустя несколько столетий «Хронос» случайно попал в руки другого человека.

Продвижение национальной идеи: как развивался кинематограф Мексики

«Закон Ирода» (1999)

Сатирическая комедия, высмеивающая политику и социальные проблемы Мексики ХХ века. Главный герой фильма Хуан Варгас — амбициозный, но невежественный политик, член Мексиканской революционной партии. Варгаса назначают временно исполняющим обязанности мэра городка Сан-Педро-де-лос-Сагуарос, который погряз в нищете и социальной отсталости.

Сначала главный герой хочет помочь городу, а потом понимает, что сделать это будет крайне непросто. К тому же выясняется, что три предыдущих мэра были линчёваны.

Продвижение национальной идеи: как развивался кинематограф Мексики

«Сука-любовь» (2000)

Первая полнометражная работа Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Фильм собрал в мировом прокате 20 миллионов долларов — что для мексиканского кино большая сумма — и получил 50 наград, в том числе как лучший фильм на иностранном языке на BAFTA. «Сука-любовь» попала и в шорт-лист «Оскара», но уступила на премии фильму Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон».

«Сука-любовь» — фильм о реальной Мексике конца девяностых годов. Состоит он из трёх историй о любви: первая — молодого человека к жене старшего брата, вторая — любовь к недосягаемому, третья — к прошлому. Тяжёлое и эмоциональное кино с отличным сюжетом и режиссёрской работой.

Продвижение национальной идеи: как развивался кинематограф Мексики

«Япония» (2002)

Лауреат Каннского кинофестиваля за лучшую операторскую работу. Главный герой «Японии» — художник, который решает сбежать из Мехико в горы. Он устал от жизни и готовится к смерти. В горах художник находит деревушку и поселяется в скромном доме индейской вдовы. Новое знакомство и смена обстановки заставляют героя взглянуть на жизнь по-новому.

Продвижение национальной идеи: как развивался кинематограф Мексики

«После мрака свет» (2012)

Номинант на лучший фильм и победитель в категории «Лучший режиссёр» на Каннском фестивале. В самой Мексике «После мрака свет» приняли холодно, зато заграничные критики фильм называли редкостью, которую обязательно стоит посмотреть.

История о богатой семье, которая вынужденно переезжает из города в небольшую деревню. Там они нанимают строительную бригаду из местных жителей и неожиданно для себя находят непримиримого врага.

Продвижение национальной идеи: как развивался кинематограф Мексики

«Пустыня» (2015)

Фильм Хонаса Куарона — сына Альфонсо Куарона — социальная драма о современной Мексике. Её главные герои пытаются нелегально попасть в США. Для этого им нужно пройти пустыню и каким-то образом пересечь границу, не попавшись на глаза пограничникам. Всё идёт хорошо, пока на мексиканцев не начинает охотиться обычный американец.

Продвижение национальной идеи: как развивался кинематограф Мексики
7373
10 комментариев

Уже в 1944 году фильм Эмилио Фернандеса «Мария Канделария» стал первым мексиканским фильмом, который показали на фестивале в Каннах.Каннский фестиваль был впервые проведён в 1946 году

Ну то есть фильм был вне конкуренции.

6

Комментарий недоступен

1

Так Нарко - Колумбия.

Прочёл статью с интересом. Спасибо вам за такой крутой материал! Досадно, что так нелегко и жёстко протекает развитие мексиканского кинематографа, подобная ситуация ужасна для любой страны.

Спасибо за статью! Это здорово что киноиндустрия в такой проблемной стране, как Мексика, несмотря ни на что идет вперед. Могу посоветовать хороший фильм El Infierno - абсурдный, смешной и жестокий, прям как Мексика, к сожалению.

отличная статья, но ждал пару абзацев про мексиканскую сериальную индустрию (кто смотрел телевизор в 90е, поймет)