«Дикая груша» — бездонный сад

Один из лучших фильмов Каннского кинофестиваля 2018-го года.

«Дикая груша» — бездонный сад

После отсутствия в несколько лет юный Синан возвращается в родной городок на западе Турции, правда, он больше похож на размашистую деревню, затаившуюся близ обломков древней Трои. Учеба в колледже на педагогическом отделении закончена, осталось лишь сдать экзамены, но куда двинуться дальше совершенно неясно. Из-за переизбытка молодых учителей достойных рабочих мест не хватает, поэтому бывшие студенты либо отправляются в армию, где и продолжают карьеру, либо в отдаленные села, усеявшие восточную часть страны.

Всем приходится с чего-то начинать, но преподавание на юго-востоке Турции осложняется не столько его излишней провинциальностью, сколько близостью Ирака и Сирии. Расстояние от турецкой границы до центра Алеппо, в котором совсем недавно свирепствовала война, не превышает и пятидесяти километров, поэтому терроризм в регионе, несмотря на усилия турецких властей, по-прежнему крепок.

Помимо расплывчатых перспектив, возвращение Синана омрачает обстановка в семье. Отношения родителей тлели много лет, но наконец наступил миг, когда от них не осталось и горстки пепла — все унес ветер. Вдобавок к этому измученных отца и мать терзают многочисленные долги, и лишь помощь близких не дает им пойти по миру. И ведь нужда разинула голодную пасть в самый неподходящий момент, в мгновение, когда Синану так необходима лишняя тысяча лир.

«Дикая груша» — бездонный сад

Несмотря на внушительный послужной список и ворох мелких наград, турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан получил широкое признание совсем недавно — это произошло на Каннском кинофестивале 2014-го года, где его драма «Зимняя спячка» получила «Золотую пальмовую ветвь». То был долгожданный триумф, к которому режиссер осторожной поступью подбирался долгие годы, и, вероятнее всего, ему уже не удастся его повторить.

Все потому, что он снимает структурно похожие картины, которые отличаются только сюжетами и мелкими нюансами. В основной массе Нури Бильге Джейлан создает неторопливые драмы внушительного хронометража, которые вмещают в себя не так много действа. В какой-то мере в форму кино он обличает саму жизнь, со всеми ее особенностями — неторопливым бытом, долгими и зачастую пустыми разговорами.

Благодаря этому его фильмам удается сохранить бессмысленную многозначительность бытия. Но также из-за подобного единообразия создается впечатление, что «Золотая пальмовая ветвь» досталась режиссеру не столько за исключительность его работы, сколько за общий вклад в кинематограф и отсутствие реальных конкурентов. Нечто подобное произошло на прошлогоднем Каннском кинофестивале, когда победа в основном конкурсе досталась «Магазинным воришкам» Хирокадзу Корээды.

По возвращении домой Синан — главный герой «Дикой груши», новой драмы Нури Бильге Джейлана, — достигает перепутья. Образование, выступающее подготовкой ко взрослой жизни, окончено, а потому пора броситься в сплетение обжигающей рутины и сопутствующей ей работы, лишь в редкие мгновения приносящей радость. Но у главного героя есть миг, чтобы вдохнуть поглубже и забыть о всяких сожалениях. Именно об этом скоротечном периоде и повествует картина.

От вступления во взрослую жизнь Синана отделяет лишь одна вещь — написанный во время учебы роман. Для главного героя книга олицетворяет мечту, на которую он жадно взирает, ведь в случае успеха ему не придется учить чужих детей и он сможет жить, не спеша продавая самого себя под видом придуманных историй. Одно плохо, денег на публикацию книги у Синана нет, из-за чего он подобен древу с оголенными корнями, той самой дикой груше — держаться в высохшей земле все сложнее, но рядом нет никого, кто мог бы пересадить ее в плодородный сад.

«Дикая груша» — бездонный сад

В идеале главный герой мог бы рассчитывать на помощь отца, но и его дела оставляют желать лучшего. Будучи учителем младших классов, он зарабатывает гроши, и тягу к жизни в нем поддерживают любимый пес да засушливый участок земли, на котором он в течение нескольких месяцев безуспешно роет колодец. Более того, отец, подобно сыну, готовится вступить в новый жизненный этап — выйти на пенсию и окончательно отдалиться от семьи, с которой он утратил связь.

Формально стареющий учитель является второстепенным персонажем, который необходим для демонстрации того, сколь бессмысленной и тяжелой может оказаться жизнь главного героя — напрочь лишенная любви, уважения и надежды на будущее. Оттого Синан, видящий в отце заурядного неудачника, все сильнее желает вырваться из порочного круга, любой ценой опубликовав спасительный роман. На самом же деле отец не уступает сыну в значимости — это полноценная личность, преодолевающая по ходу фильма внушительный путь.

Еще до отъезда главного героя в колледж его отец пристрастился к азартным играм — подобно Буковски, он изо дня в день делал ставки на лошадей, пока не погряз в долгах и не утратил всякое доверие близких. И хотя к началу фильма он пребывает в завязке, семья постоянно его подозревает — их взгляды сродни пчелиным укусам, обращенным на невинную жертву. Некогда глава семьи, а теперь изгой, которому уже не суждено преодолеть подозрений родных.

«Дикая груша» — бездонный сад

Большую часть времени фильм наблюдает за блужданиями Синана по родному городу в поисках денег на публикацию книги и размашистыми беседами, глобально не влияющими на сюжет, но украшенными восточной витиеватостью. В некотором роде Нури Бильге Джейлан снял собственную интерпретацию романа «Над пропастью во ржи», в которой он не столько рассказывает историю, имеющую осязаемые начало и конец, сколько пытается запечатлеть болезненный момент перевоплощения мальчика в мужа, мало чем отличающийся от прыжка в бездонный колодец.

Общая размеренность происходящего, слегка убаюкивающая и обыденная, позволила Нури Бильге Джейлану использовать в «Дикой груше» очень любопытный прием. Вопреки трагичности событий и неустроенности героев, фильм создает уютную атмосферу, которой способствуют долгие беседы и обилие завораживающих кадров. В прорехи, образованные этим спокойствием, вклинилось несколько броских сцен, которые наполняют происходящее инфернальным и пугающим подтекстом.

У Нури Бильге Джейлана вновь получился фильм, вроде бы не повествующий ни о чем конкретном, но при этом рассуждающий обо всем на свете. Его работа подобна огромным произведениям живописцев, творивших сотни лет назад — картинам, на которые без опаски можно опереть грузные музейные своды. Это фильм, которому не суждено стать классикой мирового кинематографа, и тем не менее он всегда найдет благодарного зрителя — слегка потрепанного жизнью, но не утратившего к ней интереса.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

33 показа
3.5K3.5K открытий
23 комментария

Смотрел зимнюю спячку, запомнился и понравился самобытной атмосферой. Грушу тоже буду смотреть теперь, спасибо за обзор.

Ответить

душит меня всякая кустурица....ну придется смотреть.

Ответить

Хотел посмотреть Спячку
но продолжительность пугает, но кино стоит того тоже?

Ответить

Спячка вызывает ровно два состояния:
Это либо собственности спячка
Либо полноценное погружение до самого конца

Ответить

Тут дело не в продолжительности, а в твоем отношении к кино в целом. Хронометраж не имеет значения, ты либо и 20 минут не высидишь, либо не заметишь, как фильм пролетит, будь он хоть 7 часовой

Ответить

Как по мне стоит. К тому же всегда можно одолеть его в пару заходов =)

И если начинать знакомство с Нури Бильге Джейланом, то лучше со "Спячки". Она привычнее что ли.

Ответить

А там есть ломка 4 стены?

Ответить