«Дикая груша» — бездонный сад

Один из лучших фильмов Каннского кинофестиваля 2018-го года.

В закладки
Аудио

После отсутствия в несколько лет юный Синан возвращается в родной городок на западе Турции, правда, он больше похож на размашистую деревню, затаившуюся близ обломков древней Трои. Учеба в колледже на педагогическом отделении закончена, осталось лишь сдать экзамены, но куда двинуться дальше совершенно неясно. Из-за переизбытка молодых учителей достойных рабочих мест не хватает, поэтому бывшие студенты либо отправляются в армию, где и продолжают карьеру, либо в отдаленные села, усеявшие восточную часть страны.

Всем приходится с чего-то начинать, но преподавание на юго-востоке Турции осложняется не столько его излишней провинциальностью, сколько близостью Ирака и Сирии. Расстояние от турецкой границы до центра Алеппо, в котором совсем недавно свирепствовала война, не превышает и пятидесяти километров, поэтому терроризм в регионе, несмотря на усилия турецких властей, по-прежнему крепок.

Помимо расплывчатых перспектив, возвращение Синана омрачает обстановка в семье. Отношения родителей тлели много лет, но наконец наступил миг, когда от них не осталось и горстки пепла — все унес ветер. Вдобавок к этому измученных отца и мать терзают многочисленные долги, и лишь помощь близких не дает им пойти по миру. И ведь нужда разинула голодную пасть в самый неподходящий момент, в мгновение, когда Синану так необходима лишняя тысяча лир.

Несмотря на внушительный послужной список и ворох мелких наград, турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан получил широкое признание совсем недавно — это произошло на Каннском кинофестивале 2014-го года, где его драма «Зимняя спячка» получила «Золотую пальмовую ветвь». То был долгожданный триумф, к которому режиссер осторожной поступью подбирался долгие годы, и, вероятнее всего, ему уже не удастся его повторить.

Все потому, что он снимает структурно похожие картины, которые отличаются только сюжетами и мелкими нюансами. В основной массе Нури Бильге Джейлан создает неторопливые драмы внушительного хронометража, которые вмещают в себя не так много действа. В какой-то мере в форму кино он обличает саму жизнь, со всеми ее особенностями — неторопливым бытом, долгими и зачастую пустыми разговорами.

Благодаря этому его фильмам удается сохранить бессмысленную многозначительность бытия. Но также из-за подобного единообразия создается впечатление, что «Золотая пальмовая ветвь» досталась режиссеру не столько за исключительность его работы, сколько за общий вклад в кинематограф и отсутствие реальных конкурентов. Нечто подобное произошло на прошлогоднем Каннском кинофестивале, когда победа в основном конкурсе досталась «Магазинным воришкам» Хирокадзу Корээды.

По возвращении домой Синан — главный герой «Дикой груши», новой драмы Нури Бильге Джейлана, — достигает перепутья. Образование, выступающее подготовкой ко взрослой жизни, окончено, а потому пора броситься в сплетение обжигающей рутины и сопутствующей ей работы, лишь в редкие мгновения приносящей радость. Но у главного героя есть миг, чтобы вдохнуть поглубже и забыть о всяких сожалениях. Именно об этом скоротечном периоде и повествует картина.

От вступления во взрослую жизнь Синана отделяет лишь одна вещь — написанный во время учебы роман. Для главного героя книга олицетворяет мечту, на которую он жадно взирает, ведь в случае успеха ему не придется учить чужих детей и он сможет жить, не спеша продавая самого себя под видом придуманных историй. Одно плохо, денег на публикацию книги у Синана нет, из-за чего он подобен древу с оголенными корнями, той самой дикой груше — держаться в высохшей земле все сложнее, но рядом нет никого, кто мог бы пересадить ее в плодородный сад.

В идеале главный герой мог бы рассчитывать на помощь отца, но и его дела оставляют желать лучшего. Будучи учителем младших классов, он зарабатывает гроши, и тягу к жизни в нем поддерживают любимый пес да засушливый участок земли, на котором он в течение нескольких месяцев безуспешно роет колодец. Более того, отец, подобно сыну, готовится вступить в новый жизненный этап — выйти на пенсию и окончательно отдалиться от семьи, с которой он утратил связь.

Формально стареющий учитель является второстепенным персонажем, который необходим для демонстрации того, сколь бессмысленной и тяжелой может оказаться жизнь главного героя — напрочь лишенная любви, уважения и надежды на будущее. Оттого Синан, видящий в отце заурядного неудачника, все сильнее желает вырваться из порочного круга, любой ценой опубликовав спасительный роман. На самом же деле отец не уступает сыну в значимости — это полноценная личность, преодолевающая по ходу фильма внушительный путь.

Еще до отъезда главного героя в колледж его отец пристрастился к азартным играм — подобно Буковски, он изо дня в день делал ставки на лошадей, пока не погряз в долгах и не утратил всякое доверие близких. И хотя к началу фильма он пребывает в завязке, семья постоянно его подозревает — их взгляды сродни пчелиным укусам, обращенным на невинную жертву. Некогда глава семьи, а теперь изгой, которому уже не суждено преодолеть подозрений родных.

Большую часть времени фильм наблюдает за блужданиями Синана по родному городу в поисках денег на публикацию книги и размашистыми беседами, глобально не влияющими на сюжет, но украшенными восточной витиеватостью. В некотором роде Нури Бильге Джейлан снял собственную интерпретацию романа «Над пропастью во ржи», в которой он не столько рассказывает историю, имеющую осязаемые начало и конец, сколько пытается запечатлеть болезненный момент перевоплощения мальчика в мужа, мало чем отличающийся от прыжка в бездонный колодец.

Общая размеренность происходящего, слегка убаюкивающая и обыденная, позволила Нури Бильге Джейлану использовать в «Дикой груше» очень любопытный прием. Вопреки трагичности событий и неустроенности героев, фильм создает уютную атмосферу, которой способствуют долгие беседы и обилие завораживающих кадров. В прорехи, образованные этим спокойствием, вклинилось несколько броских сцен, которые наполняют происходящее инфернальным и пугающим подтекстом.

У Нури Бильге Джейлана вновь получился фильм, вроде бы не повествующий ни о чем конкретном, но при этом рассуждающий обо всем на свете. Его работа подобна огромным произведениям живописцев, творивших сотни лет назад — картинам, на которые без опаски можно опереть грузные музейные своды. Это фильм, которому не суждено стать классикой мирового кинематографа, и тем не менее он всегда найдет благодарного зрителя — слегка потрепанного жизнью, но не утратившего к ней интереса.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

#long #DeadDinos

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Юрий Ягупов", "author_type": "self", "tags": ["long","deaddinos"], "comments": 23, "likes": 66, "favorites": 160, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 50882, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 20 May 2019 07:53:37 +0300" }
{ "id": 50882, "author_id": 67925, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/50882\/get","add":"\/comments\/50882\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/50882"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }
23 комментария

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

Смотрел зимнюю спячку, запомнился и понравился самобытной атмосферой. Грушу тоже буду смотреть теперь, спасибо за обзор.

Ответить
1

душит меня всякая кустурица....ну придется смотреть.

Ответить
0

Хотел посмотреть Спячку
но продолжительность пугает, но кино стоит того тоже?

Ответить
2

Спячка вызывает ровно два состояния:
Это либо собственности спячка
Либо полноценное погружение до самого конца

Ответить
1

Тут дело не в продолжительности, а в твоем отношении к кино в целом. Хронометраж не имеет значения, ты либо и 20 минут не высидишь, либо не заметишь, как фильм пролетит, будь он хоть 7 часовой

Ответить
0

Как по мне стоит. К тому же всегда можно одолеть его в пару заходов =)

И если начинать знакомство с Нури Бильге Джейланом, то лучше со "Спячки". Она привычнее что ли.

Ответить
0

А там есть ломка 4 стены?

Ответить
0

Неа. Конкретно этому фильму такой прием бы только навредил.

Ответить
1

Вроде симпатичные скриншоты, но смотреть не тянет.

Ответить
1

Кстати говоря, трейлер неплохо передает настроение самого фильма. Если и он не заинтересует, то точно стоит пройти мимо.

Ответить
1

Это общая черта фильмов с низкими ставками, их мало кто смотрит. Лучше Margin Call гляну, так актеры любопытнее.

Ответить
3

Сижу и думаю: как вообще может прийти в голову эти два фильма вообще сравнить? Это же вообще не имеет смысла. Вы человек с каким-то уникальным мышлением.

Ответить
0

Проблема со сравнениями и, соответственно, с восприятием? А смысл у тебя ближе к meaning или sense? А в древние времена посидеть бы не случилось, схватывал(или отхватывал) на лету))

Ответить
0

meaning или sense

Я по-русски пишу, к русскому "смысл" оно ближе всего.

в древние времена

Мы в 2к19, проснитесь.

Ответить
0

Тоже не сразу понял, там любопытная типизация по уровню значимости событий для героев, но она выходит настолько широкой, что туда сразу несколько жанров с оговорками можно впихнуть.

Ответить
0

Даже если так, то он пытается авторское кино подогнать под эту типизацию, что в принципе неверно. Авторское кино на то и авторское, что не попадает под стандарты - у каждого автора они свои.

Ответить
0

Низкими ставками? Это как?

Ответить
0

Вот если тебе ствол в рот засунуть, это высокая ставка. А просто сказать - типа, кончай херней страдать, займись делом)

Ответить
0

Главного героя «Дикой груши» планируют отправить в восточную Турцию, чтобы он учил грамоте детей возможных террористов. Куда уж выше ставки? =)

Ответить
0

А про восточный эквадор много знаешь, сможешь указать на карте))

Ответить
0

В Южную Америку точно попаду.

Ответить
0

Так а кончилось то чем? Фея нарисовалась?

Ответить
0

На дне колодца показались чьи-то рога - явно не животного происхождения.

Ответить
0

Прямой эфир

{ "remaining": "WzAsMSwyLDMsNCw1LDYsNyw4LDld" } [ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Новая игра Ubisoft на релизе выглядит
точно так же, как и на E3
Подписаться на push-уведомления