«Рокетмен» — фильм, который не испортят никакие цензоры

Как бы они ни старались.

За несколько дней до выхода «Рокетмена» случился скандал: отечественный прокатчик решил вырезать из картины все сцены, в которых показаны гомосексуальные отношения. Под удар попали заодно и сцены с употребления наркотиков, несмотря на рейтинг 18+. В Министерстве культуры быстро заявили, что не имеют к этому никакого отношения, сам прокатчик сослался на «необходимость соответствовать российскому законодательству», а авторы выразили сожаление, что такая ситуация случилась.

Появился вопрос: стоит ли идти на фильм, из которого что-то убрали? Мы посмотрели российскую версию «Рокетмена» и можем сказать, что байопик об Элтоне Джоне — фильм-праздник, который нужно увидеть на большом экране каждому ценителю музыки. Даже несмотря на действия прокатчика.

«Рокетмен» — фильм, который не испортят никакие цензоры

Не такой, как другие

Если посмотреть «Богемскую рапсодию» про группу Queen, а после этого сразу включить трейлер «Рокетмена», то можно подумать, что это два абсолютно одинаковых фильма, только про разных звёзд. Даже режиссёр у них один — Декстер Флетчер. Кроме того, в топе комментариев на YouTube под трейлером можно увидеть мысли фанатов о возможном появлении Рами Малека, сыгравшего Фредди Меркьюри, в сцене после титров и старте новой «киновселенной о знаменитых рок-музыкантах». Настолько картины могут показаться близкими по духу и внутренней структуре.

До этого, конечно, не дошло, но у фильмов всё-таки есть забавное пересечение: и там, и там появляется музыкальный менеджер и продюсер Джон Рид. В случае с «Рапсодией» его сыграл Эйдан Гиллен, а в «Рокетмене» — Ричард Мэдден. Оба актёра играли в сериале «Игра Престолов»: роли Мизинца и Робба Старка соответственно.

«Рокетмен» — фильм, который не испортят никакие цензоры

Между двумя фильмами есть и ещё одна общая черта: при желании к ним обоим можно выдвинуть, одни и те же претензии — о темпе повествования, поверхностности, а также изменении реальных событий в угоду драматичности. Однако там, где авторы «Рапсодии» просто показывают череду эпизодов на быстрой перемотке, съёмочная группа «Рокетмена» поступает мудрее: режиссёр и сценарист обосновывают выбранный способ подачи сюжета.

Историю фильма рассказывает сам Элтон Джон в реабилитационной клинике. Это мигом снимает все возможные вопросы: персонаж раскрывает только те подробности, которые хочет. Если что-то осталось за кадром, прошло слишком быстро или случилось раньше, чем нужно, то всё можно списать на самого говорящего.

«Рокетмен» — фильм, который не испортят никакие цензоры

Главный герой, по собственному признанию в первые минуты «Рокетмена» — алкоголик, наркоман и шопоголик: мало ли что может придумать и перепутать такой человек в завязке. Приём ненадёжного рассказчика мигом настраивает зрителя на необходимое настроение. Можно не сокрушаться о несовпадениях с реальной жизнью, а просто наслаждаться первоклассным шоу.

Шоу-маскарад

А посмотреть в «Рокетмене» есть на что. Декстер Флетчер неоднократно говорил, что к фильму стоит относиться как к мюзиклу-фантазии, а не классическому байопику. Авторы знакомят зрителя с основными моментами ранней биографии и первых 20 лет карьеры сэра Элтона, но в детали особо не углубляются.

У этого подхода, конечно, есть и недостаток. Вряд ли зрители, не знакомые с творчеством певца, смогут сразу после просмотра найти понравившуюся песню: акцента на названиях синглов и альбомов Флетчер почти не делает. Композиции, к тому же, звучат не в порядке создания: придётся слушать официальный саундтрек, чтобы отыскать нужную песню.

«Рокетмен» — фильм, который не испортят никакие цензоры

Однако отказ от строгих временных рамок позволил Флетчеру сосредоточиться на эмоциональной составляющей каждой сцены. Знаменитые хиты Элтона Джона подобраны таким образом, чтобы подчеркнуть душевное состояние героя в определённый момент. Так, титульная композиция Rocketman играет, когда герой сильнее всего задумывается об одиночестве и пытается утопиться: в этом эпизоде он действительно напоминает космонавта в открытом космосе.

Кроме смыслового наполнения каждая сцена отличается выверенной постановкой. Так как «Рокетмен» больше всего напоминает мюзикл, то музыкальных номеров здесь много. Далеко не каждая песня звучит только когда главный герой находится на сцене: персонажи могут в любой момент начать петь и танцевать.

«Рокетмен» — фильм, который не испортят никакие цензоры

Эти моменты не такие масштабные, как, например, в недавнем «Аладдине» — аналогии можно провести скорее с «Величайшим шоуменом» и «Ла-Ла-Лэндом». Впрочем, это никак не влияет на их фантастическую постановку. Несколько раз режиссёр даже обращается к образам в голове Элтона Джона, связанным с несчастливым детством героя.

Но вся красота была бы бесполезна без убедительной актёрской игры. И тут «Рокетмен» вновь радует. Тарон Эджертон хоть и не слишком похож на певца в молодости, но легко компенсирует это своей харизмой и зажигательной игрой. Лучше всего ему удаётся показать именно внутренние переживания персонажа в моменты, когда тому, борясь с желанием всё бросить, приходится изображать улыбку перед тысячами людей. А ведь актёр ещё сам исполняет почти все песни в фильме — голос у него отличный.

Ричард Мэдден и Джейми Белл («Фантастическая четвёрка») также прекрасны в своих образах. Первый, напомним, играет Джона Рида — агента и любовника Элтона Джона, а второй исполняет партию Берни Топина — лучшего друга и соавтора почти всех песен исполнителя. Также стоит выделить Брайс Даллас Ховард («Мир Юрского периода») в роли эгоистичной мамы Элтона: именно родительская тема — одна из главных на протяжении всего фильма.

«Рокетмен» — фильм, который не испортят никакие цензоры

Удалять нельзя оставить

Конечно, сложно обойти тему незапланированного монтажа фильма российскими прокатчиками. В самом начале материала я сказал, что «Рокетмена» стоит смотреть, несмотря на все изменения. Если говорить честно, то зритель, ничего не слышавший о вырезанных сценах, возможно и не заметит подвоха.

Я во время просмотра внимательно следил за всеми эпизодами, пытаясь найти те, в которых чего-то не хватает. В итоге, меня насторожило два момента: в самом начале, когда герой едет со своей группой в машине, и ближе к середине, когда он уединяется с Ридом в комнате звукозаписывающей студии.

«Рокетмен» — фильм, который не испортят никакие цензоры

Поиски в интернете показали, что именно этих моментов коснулась цензура. Но, если бы я не вглядывался в каждый кадр, то заподозрил бы неладное лишь в первом случае — слишком уж грубый и резкий получился переход к следующему эпизоду.

Однако удаления второго эпизода дало о себе знать в конце фильма. В этом моменте Элтон Джон говорит, что часто спал с кем попало и «баловался» самыми разными веществами, но в это трудно поверить — ничего такого в нашей версии фильма нет.

«Рокетмен» — фильм, который не испортят никакие цензоры

Меня больше удивил и, если честно, разозлил другой момент. В финальном титре оригинальной версии говорится, что сэр Элтон нашёл своё счастье с другим мужчиной. У нас это пояснение заменено на сообщение о том, что певец основал фонд борьбы со СПИДом, помог многим людям и до сих пор работает с Топином. Это, конечно, тоже прекрасно. Но, как уже было сказано выше, тема отношений с родителями — одна из главных в фильме. А с ней тесно связан и гомосексуальный контекст повествования.

Мама Элтона говорит сыну, что он никогда не будет счастлив из-за своих предпочтений: услышанное выбивает героя из колеи на долгое время. Упоминание, что певец всё-таки обрёл своё счастье, несмотря на все жизненные проблемы и предубеждения общества — очень важно для понимания личной драмы персонажа и логичного завершения истории.

«Рокетмен» — фильм, который не испортят никакие цензоры

Согласно нашей версии фильма, Элтон Джон все последующие годы после реабилитации поддерживал только крепкие дружеские отношения со своим соавтором. Это «небольшое» изменение напрочь убивает главный месседж всех причастных к производству фильма людей. А ещё — показывает неуважение к чужой работе.

Именно из-за опасений, что российские зрители могут не до конца понять главную идею этой истории, Элтон Джон и Тарон Эджертон выразили свои сожаления о цензуре. И они правы: произведение нельзя просто взять и изменить, как хочется.

От «Рокетмена» можно получить много удовольствия даже из-за отсутствия некоторых сцен и изменения первоначального замысла авторов. Но это вовсе не заслуга цензоров, которые пытались «аккуратно» удалить неугодный материал, чтобы зритель не почувствовал подвоха. Благодарить надо съёмочную группу и продуманный сценарий.

Поэтому, если вам нравятся мюзиклы и музыка Элтона Джона, то обязательно сходите на «Рокетмена», пока он идёт в кинотеатрах. Есть большой шанс, что с сеанса вы выйдете в отличном настроении, планируя ещё не один раз послушать отдельные композиции дома. Проверено на личном опыте.

6666
55 комментариев

натурально не понимаю, кому может быть интересен байопик об одном из скучнейших музыкантов двадцатого века. никаких адских выходок, никакой драмы, ничего

30

Натурально не понимаю, как можно не понимать, что если про "об одном из скучнейших музыкантов двадцатого века" снимают фильм, то не такой уж они и скучнейший. Его любять во всем мире, поэтому и сняли фильм, даже мне, человеку, который не слушал ни одной его песни это понятно. Хватит уже свои вкусы проецировать на всех.

32

Алкоголизм, наркомания, проблемы в семье из за ориентации - это не достаточная драма?
И как исполнитель Элтон охуенен. Достаточно в здравом уме с кое каким знанием английского послушать пару песен, чтобы понять, что звание "сэр" королева просто так не раздает.

8

Это в тренде. Будут смотреть. Еще и сиквел снимут

1

Кроме того, в топе комментариев на YouTube под трейлером можно увидеть мысли фанатов о возможном появлении Рами Малека, сыгравшего Фредди Меркьюри, в сцене после титров и старте новой «киновселенной о знаменитых рок-музыкантах». Я хочу такую вселенную. Противостоять они будут современным исполнителем и их жанрам. Но надо еще пару ориджинов и начать тизерить злодеев, типа там яйцо с бибером в сцене после титров показать.

24

Не знаю, почему так модно хейтить Бибера.
Можете обвинить меня за дурной вкус, я не фанат ни первого, ни второго, но из двух зол в том же радиоприёмнике за рулём мне больше нравится слушать именно Джастина.

12