60 дней фильмов и сериалов
по промокоду:
DTF60
Забрать
60 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 31.10.2021 г. https://hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND.

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским Статьи редакции

О сериале «Топи», «политоте», экранизации «Метро 2033» и Анджее Сапковском.

Недавно на нашем Twitch-канале прошёл стрим с Дмитрием Глуховским. Посвящён он был выходу сериала «Топи», но поговорить удалось и о многом другом. Например, о том, почему «политота» в произведениях — это нормально. Или о том, как глупо пытаться запретить мат в искусстве и соцсетях.

Выбрали главное из почти полуторачасового разговора.

В последних работах — сериале «Топи», короткометражке «Сера» или даже Metro Exodus — вы раз за разом отправляете человека из Москвы в таинственную провинцию. Откуда такой внезапный интерес к теме российской хтони?

Я действительно раньше в основном писал про Москву, но на самом-то деле мама моя из Костромской области, из крошечного города Мантурово. И я в этом городе провёл половину моего детства: меня туда отправляли на всё лето и на каждые каникулы.

У бабушки был там деревенский дом, такой, который зимой топили дровами. И я колол эти дрова, воду из колодца таскал, слизней с капусты собирал, колорадского жука бензином травил, на речке купался, с пацанами на мопедах ездил и так далее.

Так что для меня «Топи» — это не шарж и не сатирическое описание русской деревни, как её видит избалованный москвичёнок, ни разу не бывший за МКАДом. История не об этом. Это мои детские воспоминания: заблюренные естественно, нечёткие. Плюс к ним примешиваются сны и люди, с которыми я тогда встречался, и которые с тех пор умерли, но продолжают приходить во снах.

Не стоит относится к деревне в «Топях» так, будто это я вот однажды выехал за МКАД и такой: «Ох, ***** (чёрт возьми), деревня, ничего себе, фу! Сниму-ка я сериал о том, как русские люди живут по колено в говне». Нет, это совершенно другое. Это сериал о «русской смерти», о том, что мёртвое иногда выглядит реальнее живого.

Как думаете, почему российское жанровое кино до последнего времени так редко обращалось к эстетике провинциальной глубинки? Учитывая, что она прям создана для хорроров, мистических триллеров и так далее.

Думаю, просто люди обычно пишут либо о том, что они хорошо знают и понимают, либо о том, что, на их взгляд, будет хорошо продаваться. «Топи» же — совершенно некоммерческая история, и, несмотря на все усилия «КиноПоиска» по её продвижению, совсем неформатный проект. Она медленная, тягучая, вязкая, она вообще не написана целенаправленно — хотя я знаю, как сконструировать сериальный сюжет, чтобы там было по пять клифхэнгеров на серию. Но мне не хотелось этого делать.

Мне хотелось писать скорее с книжной драматургией: вот ты ходишь-ходишь, персонажи тебя заговаривают, они вроде бы «ни о чём» говорят, но постепенно ты начинаешь погружаться. Я хотел передать это ощущение погружения. Топкости.

Я не ставил себе задачу «продать» зрителю российскую глубинку или с помощью каких-то элементов привлечь западного зрителя. «Топи» вообще не предназначены для западного зрителя. И у меня от сериала ноль ожиданий: это проект, который 10 лет находился в ящике, постепенно вызревая. И я всё это время не мог найти способ его воплотить — ведь там есть неоднозначные моменты и с точки зрения политики, и с точки зрения этики.

В итоге я отказался от половины своего гонорара просто чтобы это наконец состоялось. И бесплатно перепиливал весь сценарий с целью как-то его актуализировать: всё же за эти 10 лет я что-то новое узнал, насмотрелся, начитался. В целом начал немного лучше чувствовать драматургию и героев.

Что я хотел сказать: этот сеттинг сам себя зрителю не продаёт. В отличие от той же американской глубинки — любой человек в России, который там никогда не был, всё равно знает, как она выглядит, какие там люди, о чём они разговаривают. Потому что этот сеттинг — часть голливудского мейнстрима.

И мне кажется, что только так и можно какую-то настоящую вещь сделать. Это должно идти отсюда (показывает на сердце). Поэтому я не соглашаюсь писать чужие истории — ко мне периодически приходят люди с такими предложениями, но я их вежливо как-то отправляю. Если ты начинаешь делать что-то с расчётом на продажи — это точно будет мертвяк.

Не надо пытаться понравиться какой-то воображаемой целевой аудитории. Какая ***** (к чёрту) целевая аудитория? Если у тебя внутри какая-то струна звенит, история тебя завораживает, надо сесть и этим заниматься. Может, будет провал. Может, у тебя какой-то исключительный опыт, которые другие люди просто не смогут понять.

Я, к моему счастью, человек достаточно тривиальный, банальный, и переживания у меня простые, человеческие. Поэтому мне часто удаётся синхронизироваться с обычными, стандартными переживаниями [других людей]. Отсюда и какая-то плюс-минус популярность.

Как думаете, насколько свободнее стало в российской киноиндустрии с появлением стриминговых сервисов? Ведь если бы не «КиноПоиск», «Топи» могли спокойно ещё лет 10 лежать «в ящике». На ТВ такое бы точно не показали.

Телевизор у нас очень тухлый. Он весь государственный, на нём полно запретных тем: про то не говори, туда не ходи. И в конце обязательно приходит ФСБ и всех спасает.

[Стриминговые] платформы же могут позволить себе определённую дерзость и лихость. Сиськи показать, уф! Пошутить про коррупцию! Или герои курят какую-то палочку с дымом и так закашливаются, как будто в ней не табак. Намекая на то, что кто-то в нашей стране духовной может употреблять запрещённые вещества. Такие вещи. Отчаянно смелые!

Поэтому «Топи», вещь по-своему психоделическая, конечно, ни на каком канале выйти не могла.

«Топи» по структуре — скорее многочасовой фильм, чем сериал. Почему же решили выкладывать по серии в неделю, а не весь сезон сразу? И в связи с этим другой вопрос: допустим, человек вдруг посмотрит первые серии и начнёт сомневаться, нужно ли ему досматривать «Топи». Объясните, почему он должен смотреть дальше?

Выложили три серии сейчас, а остальные по мере поступления просто потому, что они пока ещё не готовы. Они вышли из монтажа, но нужна цветокоррекция, звук, саунд-дизайн. Так что это вопрос исключительно производственного цикла.

Мы понимаем, что, может быть, лучше было бы выпускать «Топи» сразу, как Netflix это делает. Но «КиноПоиск» решил не откладывать.

К вопросу о том, зачем досматривать. Потому что жанры меняются. Сейчас вам кажется, что вы смотрите мистический триллер, потом вам будет казаться, что это хоррор, а дальше — ещё что-то третье. В «Топях» всё не то, чем кажется.

Недавно видел шутку в сети: мол, каждый раз, когда в России выходит новый мистический сериал, появляются кинокритические тексты, где его называют «русским „Твин-Пиксом“». Про «Топи» тоже так писали. Что вы думаете об этом сравнении?

Это, безусловно, лестное сравнение. «Твин-Пикс» мало того, что революционный сериал, он очень, скажем так, «размял» наше представление о том, как можно рассказывать истории, о том, что на каждую завязку обязательно нужна развязка.

Понятно, что любое сравнение с работами Линча — это очень лестно. Другое дело, что через полгода выйдет новый мистический российский сериал, и уже его сравнят с Линчем и «Твин-Пиксом». Так что я не слишком обольщаюсь на свой счёт. Как и когда «Текст» сравнивают с Достоевским. Выйдет когда-нибудь новый роман, где кто-то кого-то убивает и потом раскаивается — и он будет новым Достоевским.

Какова ваша степень участия в экранизации «Текста» и сериале «Топи»?

Если говорить о «Тексте», то там я автор сценария. Я был пару раз на съёмочной площадке, но, если честно, чувствовал себя там лишним человеком.

Люди серьёзные, работают по колено в грязи, в снежной ледяной крошке. Никто не обращает на меня внимания. Покормить — не покормили. Все смотрят на меня, как на идиота. Я постоял-постоял и поехал. Зато побывал на съёмочной площадке.

Но режиссёр Клим Шипенко обращался ко мне, когда у него были вопросы, когда изменения в сценарий какие-то вводили. Мы с ним всё обсуждали, обсуждали финал, который отличается от книжного, и так далее.

Ну а потом я приехал на премьеру и искупался в лучах славы. Было очень приятно.

Камео Дмитрия Глуховского в фильме «Текст»

С сериалом «Топи» другая история. Хотя я тоже не очень много был на съёмочной площадке. Ребята там, в Беларуси, просидели в совокупности месяца полтора, а я приезжал один раз на несколько дней.

И я посмотрел, походил — вижу: режиссёр (Владимир Мирзоев, — примечание DTF) меняет сценарий. Снимает какие-то сцены, которых не было [изначально]. И я такой: «Это чё такое?». Но он — известный театральный режиссёр, с реноме, с репутацией, и я подумал: ну ладно, доверюсь человеку, отпущу желание всё контролировать, может, всё будет нормально.

Так и получилось. Какие-то вещи, которые в сценарии проседали, он рекомбинировал, переосмыслил и перезапустил.

Глуховский на кадре из сериала «Топи»

[В сериале «Топи»] у меня ещё тайтл «креативного продюсера» есть. Я привёл на проект группу «АИГЕЛ», по монтажу со мной согласовывали какие-то вещи, по цветокоррекции тоже — хотя я дальтоник. Плюс саунд-дизайн, какие-то вопросы озвучания.

Так что до сегодняшнего момента, весь январь я был плотно вовлечён в пост-продакшен. Вот такая моя степень вовлечённости.

У российского кино и сериалов есть частая проблема: персонажи в них звучат как переозвученные голливудские герои. Вы же в «Тексте» и в какой-то степени в «Топях» смогли её избежать — я могу представить, что на экране передо мной живые люди. Как думаете, дело в вашем литературном прошлом?

Да нет, я просто слушаю, как люди разговаривают.

В первом варианте сценария [«Топей»] у меня герои говорили так, чтобы их речь можно было растаскать на цитаты. Но люди, конечно, в реальной жизни цитатами не говорят. Это утомляет, потому что надо много думать и формулировать, ну и это просто неестественно. Потом я пытался это как-то разбавить, но полностью избежать не смог.

Вообще всё зависит от задачи и от персонажа. У каждого героя есть уникальные речевые характеристики — какие-то характерные словечки, хохмы, выражения. Что касается «Текста», там герой был простым парнем, и он, конечно, не мог пользоваться какими-то слишком изощрёнными выражениями (хоть он и студент-филолог). Он должен говорить так, как говорят на улице обычные люди, иначе ему не будешь верить.

Александр Петров на кадре из фильма «Текст»

В «Топях» немного более условные герои. В отзывах часто пишут, что это «шаблонные» герои, но, думаю, люди немножко другое хотят сказать. Это типажные герои. Не совсем живые люди, а скорее собрание типажей, из которых состоит поколение 30-40. И которые страдают от типичных проблем этого поколения.

Хотелось, чтобы они, с одной стороны, говорили живо, с другой — чтобы с огоньком, не совсем обычными фразами. Насколько это получилось или не получилось — другой вопрос. Но задача была такая: чтобы они говорили не скучно.

Недавно выпустили очередной закон, запрещающий использование мата в соцсетях. В кино его уже давно использовать нельзя. Вы что об этом думаете?

Мат — органическая часть речи. И именно из-за того, что государство — якобы заботясь о нашей нравственности — его запрещает, эти запреты не хочется соблюдать. Хочется назло, сука, говорить им, ***, матом. Мне запрещают — а я буду!

В этом есть элемент бунта такого. Плюс, если официальная культура — замшелая, тухлая — будет исключительно академическим языком выражаться, то контркультура — в которой происходят вещи настоящие, живые — должна отражать реальную жизнь. Как сказал классик: «Как так, жопа есть, а слова нет?»

Если в жизни это есть, почему же нельзя перенести на экран? Поэтому [мат] становится ещё и мерилом подлинности, точности изображения жизни. В какой-то момент, конечно, может возникнуть ощущение, что это всё немного too much, но повторюсь, если бы государство не запрещало мат, не было бы желания вот так вот «отжечь».

Для меня высший пилотаж — это сплетение академической лексики, высокохудожественного русского языка и обсценной лексики, то есть мата. Самые приятные, интеллигентные люди, которых я знаю — профессора, дирижёры, так далее — с огромным удовольствием и большим изяществом используют матерную лексику в своей речи.

Да и вообще, какая мотивация пытаться запретить мат в соцсетях? Мы от этого лучше станем? Это просто лишение нас возможности ещё одного человеческого проявления. Фактически нам обрубают крайние части эмоционального спектра. Ты не можешь выразить свой **** (крайнее удивление). Как без этого быть? Ты это подавляешь, в тебе это закипает. И потом как-нибудь ****** (прорвёт).

Сейчас относительная свобода творчества есть на стримингах. Но когда-нибудь и здесь её могут ограничить. Куда двигаться тогда?

Слишком далеко смотреть в будущее не имеет смысла, там такое количество переменных возникает, что предугадать развитие событий невозможно. До этого лета нельзя было представить, что в Беларуси широкие народные массы — после стольких лет тотальной покорности — вдруг мобилизуются и попытаются покончить с ещё более затхлой формой государственности, чем у нас.

Если есть сейчас возможность открыто высказываться — надо ей пользоваться. Потому что, действительно, завтра может не быть. Завтра придётся отыскивать новые каналы коммуникации, новые формы выражения. Если не литература — то кино, если не кино — то блог, если не блог — то, не знаю, YouTube.

Я считаю, лучшее, что произошло с российской современной культурой — музыкой, стэндапом — всё случилось снизу, горизонтально. Поколение YouTube, которое не смотрит всю эту блевоту «первоканальную», творит в прямом эфире новую русскую культуру. Можно к ней относиться высокомерно, но я считаю, это самое живое, что сейчас происходит.

Ты заходишь в чарты Apple Music и видишь, что, за редким исключением, там все исполнители возникли будто из ниоткуда. Раньше, когда была монополия телевизионных продюсеров, у этих людей не было бы шанса пробиться. А тут вдруг оказывается, что у нас страна талантов. То же самое касается стэндапа, киберспорта, чего угодно.

Благодаря технологиям целое поколение получило возможность для самовыражения и самореализации. И это очень круто.

Откуда в «Топях», истории про русскую глубинку, возникает персонаж Ивана Янковского, очевидно похожий на Павла Дурова? И ещё прокремлёвский журналист. Они очень выбиваются из остального состава.

Я не под впечатлением от героического образа Павла Дурова писал эту историю. Идея «Топей» не в том, что «вот, у нас есть Павел Дуров, и мы отправляем его в место, где нет связи. Посмотрим, что он будет делать!». Нет, есть целое поколение людей, которое связывает свои надежды с технологиями. Пытается создать такой микрокосмос, где можно существовать, игнорируя всё, что происходит в этом кривом, косом «взрослом» мире.

И ладно Павел Дуров — он живёт в Дубае, у него всё хорошо. Но есть вот, например, Игорь Лосик, создатель телеграм-канала «Беларусь головного мозга», которого ещё до всех протестов приняли и до сих пор держат без суда и следствия. Он там 40 дней уже голодает и, возможно, скоро умрёт. Вот он тоже думал, что может создать маленькое ироническое — даже не оппозиционное, ироническое — СМИ и существовать отдельно от всего. И сколько ещё таких?

[Герой Ивана Янковского] — он не положительный герой. Он такой, немного ******** (наглый), как и все стартаперы, которые стали богатыми в один момент. Вспоминая Дурова: наверное, вы не застали, как он пятитысячные купюры с Дома Зингера бросал.

И вот вопрос, собственно, а всё ли решают деньги? Понятно, что они многое решают. Но что если ты попадаешь в ситуацию, где они ничего не стоят, тогда что?

В общем, это не столько Дуров, сколько просто условный представитель поколения. Типа рационально мыслящих, типа циничных, типа ни во что не верящих.

С персонажем-журналистом то же самое. Я сам по специальности журналист, и у меня много знакомых, кто пошёл работать в прокремлёвские СМИ. И поскольку официальная позиция государства по ряду вопросов из современной менялась на архаическую — возникали все эти казаки, православие, самодержавие, войны то с одной страной, то с другой — журналистам, которые изначально пришли туда работать, может, даже на благо общества, приходилось убеждать себя, что теперь вот это всё правильно. Чтобы просто не потерять работу.

Люди на моих глазах убеждали себя, что хорошо — это плохо, а плохо — это хорошо. И это очень интересный процесс, когда смотришь на них со стороны. Как люди во избежание когнитивного диссонанса убеждают себя в правильности своей работы.

Думаю, «правда и ложь» — это прям центральная тема и того, что сейчас происходит, и вообще последних пяти лет. У Трампа это происходило, у нас происходит. Осталось ли в мире место для хорошего и плохого? Для этики, для оценок. Или все говно? Они говно, и поэтому мы тоже говно, и поэтому идите в жопу со своими осуждениями.

И эти вопросы как раз можно поручить персонажу-журналисту. Так что он — не шаблон. Шаблон — это подросток-задрот, безумный учёный. А здесь просто характерные типажи, важные для тех тем, о которых я хочу поговорить.

Для меня вообще «Топи» — это про столкновение нового типа России и России вечной, которая всегда была и будет. И новая Россия как раз выражена этими городскими, немного обозревшими жителями, которые думают, что вот технологии, вот независимость, вот мы можем от всего откупиться деньгами.

Не думаете, что для истории эти персонажи слишком, что ли, политические?

Вот я веду аккаунт ВК, и мне постоянно там пишут: «Дмитрий, зачем нужна политота?». А что такое политота вообще? Почему у меня не должно быть «политоты»? Почему нельзя говорить на актуальные темы? У меня есть позиция по вопросу, для меня это важно — социполитическая ситуация в стране и мире. На самом деле я в первую очередь журналист, и потом уже какой-то фантаст.

Какие-то вещи я для себя понял, я хочу поделиться ими с людьми — которые, может, целыми днями смотрят телик и вообще не видят, что происходит.

Нет ли ощущения, что те люди, для кого эти открытия вообще были бы «открытиями» и те, кто посмотрит сериал «Топи» или фильм «Текст» — это немного разные люди?

Ну... я не теряю надежды.

Вопрос из чата: не было ли у вас желания адаптировать «Метро 2033» в виде анимации? У нас до сих пор много талантливых аниматоров, но все проблемы упираются в бюджет. Но вот если было бы финансирование, то был бы шанс на анимационный сериал по «Метро»?

Думаю, да. Во вселенной «Метро» много разных невообразимых сеттингов, которые очень дорого строить и отрисовывать компьютерной графикой — и эти вещи можно было хорошо передать анимацией. Я к взрослой анимации отношусь хорошо, и это было бы отличное ответвление франшизы.

А экранизацией сейчас вообще занимаются? Вроде «Газпром-медиа» же собирались.

Я сейчас взаимодействую с [Евгением] Никишовым и [Валерием] Федоровичем, авторами «Эпидемии» и «Перевала Дятлова». Но сценария ещё нет — это плохие новости. Ещё одни плохие новости в том, что писать его я буду сам (*смеётся*). Поэтому всё испорчу окончательно.

Но фильм всё-таки состоится?

Никто не знает. Сейчас вообще никто ничего не знает. Будет фильм или нет, можно будет меня через полгода вообще экранизировать или нельзя. Вот сейчас вышли «Топи» — и слава богу. Давайте их посмотрим.

Metro 2033

Работать с кинематографом и играми — большая ли разница?

В кино мне приходилось сценарий писать «от и до». В случае с играми — там всё-таки сидит штат из собственных писателей и геймдизайнеров. Я пишу что-то, они это берут, перерабатывают, понимают, что будет работать, а что нет. Потом возвращают мне, мы вместе думаем над арками героев, потом [разработчики] сами придумывают второстепенных персонажей на уровнях. Мне отправляют какие-то диалоги, я их полирую, переписываю.

То есть это очень интерактивный процесс. В случае с кино он более, что ли, затворнический. В кинодраматургии много архитектуры, много научного и ремесленного — в играх всё более расслаблено.

В конце немного каверзных вопросов от пользователей, которые получили больше всего лайков под анонсом этого интервью. Первый такой: «когда и почему вы поверили, что умеете писать?»

В три года. У папы спёр пишущую машинку и начал печатать. Потом всю школу писал фантастические рассказы в тетрадках. Сначала на 12 листов, потом на 24, потом на 48. Ну и постепенно обрёл уверенность в себе.

Но каждый раз, когда что-то у меня выходит, всё равно, конечно, огребаю ***** (люлей) от населения.

С другой стороны, если б мне все говорили, что я великий... ну, у нас есть перед глазами пример человека, которому 20 лет так говорили. Итог — полная потеря адекватности.

Поэтому спасибо отдельное тем, кто меня ****** (уничтожает) в отзывах и пишет, что я графоман, что у меня плоские персонажи и кривые диалоги.

Второй вопрос. «А вам не смешно, что вы считаете рассказы Сапковского посредственными, а свои — нет?»

К сожалению, у него действительно посредственные рассказы. Я дружу с продюсерами сериала «Ведьмак» — с ними собираемся делать один проект — и меня они пригласили на премьеру. Чтобы подготовиться, я решил почитать рассказы. Ну, действительно, очень плохие рассказы.

Мне жаль. Я знаю, что у него много поклонников. Но они плохо написаны. Хотя придуманы неплохо.

Это не значит, что я вот молодец. Я не молодец. Но есть *********** (отличное) фэнтези. Та же «Игра престолов» — очень круто. Не говоря уже о Толкине и так далее.

Анджей Сапковский

Вообще, как только в Советском Союзе разрешили издавать фэнтези — а долго нельзя было, потому что фэнтези считалось буржуазной ****** (чепухой) — я собрал себе огромную коллекцию. Перечитал и Теренса Х. Уайта, и Урсулу Ле Гуин, и Майкла Муркока, и всех подряд. Я прочитал очень много фэнтези, меня в то время с него штырило. Сейчас читаю — ну очень плохо.

Я не считаю, что я лучше Сапковского. Знаю, что несколько раз прохаживался по нему в целях самопиара, но он пожилой человек, и я рад, что у него этот успех сейчас случился. Продюсеры мне рассказывали, что он очень ранимый, и я сожалею, что о нём плохо отзывался в масс-медиа.

Я вообще могу плохо говорить о человеке только пока с ним не познакомлюсь. Потом мне как-то неловко становится.

И напоследок: три лучших русскоязычных писателей-фантаста на сегодняшний день.

Я знаю одного — Святослав Логинов. Это вот прям по-взрослому, хорошее, настоящее. У раннего Лукьяненко есть какие-то симпатичные вещи.

Хотя, конечно, по сравнению со Стругацкими никто не канает.

{ "author_name": "Ефим Гугнин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0442\u043e\u043f\u0438","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0432\u044c\u044e","\u0433\u043b\u0443\u0445\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439","metro","long"], "comments": 330, "likes": 282, "favorites": 221, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 637039, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 11 Feb 2021 14:03:43 +0300", "is_special": false }
0
330 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Скорый Петя

Читал его метро 2033 (помню прочитал пол книги в один присест), потом прочитал реально слабенькую 2034
Дальше еще толком не читал

Пробежался я по интервью, и без негатива к нему, я могу сказать, что в данном интервью он говорит как токсичный сноб какой то. Просто неприятные ощущения возникли. ред.

133

Это называется зазвездился и возомнил себя дохуя творцом

57

Сколько помню его всегда таким был.

31

Я помню его проект артбук по серии книг метро. Где он хотел найти художников, чтобы они нарисовали ему 300-400 иллюстраций, за какие-то копейки.

А потом в интервью возмущался по поводу художников, что они все лентяи и что все не хотят работать.

66

2034 не слабенькая, она просто абсолютно другая. Совершенно. А 2035 ещё больше отличается от первой и второй книги. 35 мне даже больше остальных зашла, реально в шоке с неё был. А роман Будущее и вовсе гениальный. Сумерки тоже любопытная работа, оригинальная. Сноб он там или нет, токсичный ли, зазвездился ли, пофигу, за 2035 и Будущее всё ему прощу, пусть хоть в отбитого дегенерата превратится, как например Лукьяненко, но уже написанные книги от этого хуже не станут.

1

А роман Будущее и вовсе гениальный

Ты же не серьезно сейчас?

22

У тебя реально свербит в одном месте от осознания того, что у кого-то мнение от твоего отличается? И вместо того, чтобы просто выразить своё мнение, ты начинаешь срач провоцировать. Зачем?

28

У тебя реально свербит в одном месте

ты начинаешь срач провоцировать

bruh
На самом деле не срач, а просто хотел зажечь дискуссию на тему "Роман Будущее — вторичная хуйня, а Глуховский - графоман, неспособный ни одной оригинальной идеи за 600 страниц книги родить и развить"

12

Ну так и выскажи что нужным сочтёшь. А спорить с аноном из интернета по меньшей мере глупо.

1

Ну, если серьезно, то к книге три претензии.
Во первых, будущее там жутко глупое. 
Люди такие умные, придумали прививку от бессмертия, но не подумали, что это приведет к перенаселению. Что делать? Правильно, пиздить палками всех, кто незаконно делает детей. Именно палками, вооружить карательные отряды оружием - не круто. Видимо, про вазектомию в этом будущем не слышали. 
На земле перенаселение, что будем делать? Нихуя, построим миллион небоскребов. Вариантов типа заселить солнечную сиcтему почему-то никто не предложил, будем жить в небоскребах и кушать кузнечиков. И бить палками тех, кто пытается рожать, причем набирать в эти карательные отряды будем нестабильных идиотов, которые обязательно все запорят. 
Во вторых, автор надергал кусков отовсюду откуда мог. Главный герой у него смесь пожарника из 451 градуса, клерика Тетраграмматона из Эквилибриума, коллектора из Потрошителей и еще пачки героев киберпанков и антиутопий, которые сначала работали на систему, а потом пошли против системы. 
Перенаселенная планета, покрытая высотками до горизонта была сто раз, от Корусанта из Стар Варса, до Вертикального мира Силверберга, до планет-Ульев из Вархаммера. Да даже у Гаррисона она была блин. 
Ну и в третьих, и это самая большая претензия — автор потратил большую часть книги на описание мира, но забыл, что книге нужна интересная история. Поэтому это книга про то как злой мужик сначала против детей, а потом влюбляется в женщину, становится отцом и проникается ценностями отцовской любви.А еще это книга про то, как раб системы боролся против врагов системы, а потом сам стал врагом и понял несовершенство этой системы Я блять даже не буду комментировать оригинальность этих двух линий. 
Короче все это уже было, и было лучше. 

34

Полегчало? :)

–8

Немножко, да. 

15

Вот и славно :) Глядишь кто и подключится к дискуссии, у кого есть желание тереть на эту тему.

–8

Претензия к глупому будущему от автора постапокалипсиса в метрополитене (который затапливается через пять секунд после отключения эллектричества) где люди косплеят немецких нацистов и советских коммунистов, немного  странное

5

По поводу вазектомии - там же европейская часть, в Китае своя тема, а в России вообще вечный только Путин. Так что везде по-разному "решили". 
По поводу оригинальности да - это какой-то переосмысленный "эквилибриум". Но, имхо, новизна сюжета - не самый важный критерий в литературе

0

Так а какой критерий важный? Богатство языка? Увлекательность сюжета? Не сказал бы, что с этим все хорошо. 

3

Ну, просто тут возникает проблема того, что всё уже сделано до нас. Хочешь написать антиутопию? Всё написано, всё сказано. И всякие 1984 и многое другое. Но тогда что писать? Об актуальном? Обвинят в политоте, в ангажированности и прочем. Хотя конечно модно просто забить и творить, как предлагает господин глуховский

3

Ну вот по сюжету мне было ок. Только это было давно и я тогда был гораздо менее требователен. То же "метро" недавно хотел перечитать и уже не пошло, хотя на момент выхода было прям "круто"

1
Философский торшер

Комментарий удален по просьбе пользователя

0

она скучновата. но про космос - в точку.

0

А что там было про космос? Что все забили на него, потому что на земле и так весело? 

0

Тоже познакомился с его творчеством на Метро 2033. Потом прочёл 2034 и абсолютно разочаровался. Больше ничего из его произведений даже не пытался читать.

16

Метро 2033 писало половина русскоязычного интернета, о чём ты вообще.

19

Тогда становится понятно, почему эти книги настолько разные. Не знал об этом.

5

А поподробнее можно?

1

Вроде как он выкладывал каждую главу по мере написания на форум. А там народ накидывал ему идей и прочего.

5

Комментарий удален по просьбе пользователя

1

А мне вся серия Метро очень понравилась. Вот произведения вне серии метро как то не пошли,хотя текст неплох.

0

Я до сих пор не знаю я прочитал его книгу 2034 или чей-то фанфик :]

13

Как по мне лучшее что у него есть это Сумерки. Там и задумка интересная, и сюжет неплохой, да и пару раз при прочтении мурашки по коже бегали. 
А то же Метро, помню, показалось очень сухим, монотонным, и вроде понравилось, но скорее чисто из-за описаний тоннелей и вот этого всего. Дальше хуже, тут согласен.

11

Да, "сумерки" классные, не считая концовки.
"Будущее", имхо, получше будет ред.

2

А чем концновка не зашла? Мне наоборот понравилась. Все с ног на голову.

2

Та ну как-то "сон собаки" совсем уж избитая фигня. С такой и не ясно, была ли у автора какая-то менее банальная развязка или он просто в процессе понял, что уже не раскрутит сюжет и просто привел все к удобному "это все была фантазия"

0

Особенно когда ягуар (или кто там, не помню) драл входную дверь?

0

Да-да, я тогда сам чуть ли не к двери побежал проверять! 0_о

0
Философский торшер

Комментарий удален по просьбе пользователя

0

А можно указать конкретно,где он "токсичный сноб"?
По моему,он все нормально

10

ну есть такой тип людей, пишешь вот, что у достоевского кошмарный язык, а они: да как можно, кто ты, а кто достоевский! обычно на форумах яжмамаш распространено, но не только. вот и глуховский посмел позицию по каким-то вопросам иметь. а так, по-моему, тоже всё нормально.

4

34-е метро реально воспринимается самым слабым, но это просто приквел к 35-му. Подводка такая, без которой ебическое 35-е просто не сработает. Не вынесет мозг. 

–4

Подводка такая, без которой ебическое 35-е просто не сработает

И так не сработало

25

34ка ещё норм, а вот 35ка хуита. Ибо уёбищные сюжетные повороты и изменение персонажей в худшую сторону просто ради "вау" эффекта, и высказывания банальных мыслей и политической "повесточки" дня, ну такое. Более того серия игр Метро лучше передают оригинал и продолжает его, хоть по факту местами это либо кривой стелс, либо калл оф дути в обёртке Метро.
Уж лучше "Второго шанса не будет" почитайте, вот он духовный наследник 33-й. И автор там не всрал повествование. ред.

4

Отличная книга, читал лет десять назад, кайф.

3

Через сообщение вижу претензию к метро в виде ,,политической повесточки,,

Раскрою для тебя тайну,это право автора,и я бы не сказал,что он делает это агиточно или ломает лор вселенной,если в ней после апокалипсиса люди стали объединяться по условным патернам тех общественных мнений которые в обществе есть.

0

Так он написал 1 удачную книгу и всё, уже молодец. В 2005 от метро ссались все кипятком, я прочитав понял что там кроме атмосферы особо то ничего и нет.

3

там кроме атмосферы особо то ничего и нет

Собственно, атмосферы было вполне достаточно ред.

4

Там атмосфера проходной эРПеГе "Фаргус представляет убийцу Фолаута от российского издателя".
Такой атмосферы "вполне достаточно" для чего?

1

Почему одну? Сумерки лучше, например

0

Прочитайте 2035, после 2034 действительно кажется что сдулся, но вот 2035 меня прям очень порадовало.

0

Это русский Сапковский, знакомьтесь. Только у Сапковского всё же лучше получается писать, по крайней мере самому)

0

да они вместе  с Климом Шипенко режиком его фанфика Текст два клоуна, у которых ЧСВ выше гор

0

Чтобы быть ближе к своей аудитории

0

Да, зазвездился Димка, бывает.

0

незачто нахуй

140

Глуховский не графоман, он просто посредственная бездарность.

92

Глуховский один из тех, кто по-умолчанию продвигает русских современных авторов и Россию, на западе.

И это хорошо. Он же не пишет лютое г*****. Его книги не плохие

Если какую то из его книг экранизирует Netflix, то еще лучше. Многие стали лучше относится к Польше, начали смотреть какие игры там делают, какие книги пишут и какие фильмы снимают (в опыте моих друзей было такое) после книг Сапковского или игр про Ведьмака. Также те кто играл в Метро 2033 или те кто читал книги Глуховского на Западе, по-другому начали относится к России, не просто как к какой-то стране

Также и с русскими режиссерами на западе, с русскими актерами или актрисами, музыкой и тд.

Это открывает путь для многих талантливых авторов. Вот уже и Кантемир Балагов для HBO снимет несколько серий и если зарекомендует себя, это откроет дорогу большему количеству авторов ред.

12

Не пиши ерунды, Балагов сам себя зарекомендовал хорошими фильмами и победой в Каннах.
Сколько ни продвигай, а ничто не продвинется, пока реальные таланты не появятся.

23

Вот это конечно у тебя аргументы... 
Ты отвечаешь на то, о чем я вообще не говорил. Причем тут как зарекомендовал себя Балагов? Вот именно что он сам себя сделал (с помощью Сакурова конечно) и вместе с Роднянским они добились того, что теперь он будет снимать сериал на HBO

Глуховский зарекомендовал себя тем, что пишет хорошие книги, по которым интересно сделать игру или снять сериал

Кто-то скажет что они совершенно разные по уровню таланта, но это вообще не важно в данном случае.

Смысл в том, что оба могут заинтересовать талантливых людей из 4A Games, Netflix и HBO

"Какая же посредственность Глуховский" - ага ага...  ред.

5

Нет, я правильно отвечаю. Ты пишешь, что кто-то один продвигает авторов/режиссёров страны, чтобы их узнавали за рубежом.
Типа Глуховский написал метро, им заинтересовались на западе и теперь будут интересоваться другими авторами.
Но это так не работает. Человек сам себя продвигает и всё.

5

Нет, это как раз таки так работает. Балагову, Найшуллеру доверяют (допустим), они рекомендуют кого-то из России (актеры, сценаристы, режиссеры) плюс в целом западные продюсеры обращают больше внимания на определенный рынок - в частности на российский. Человек себя продвигает, но любому профессионалу важны рекомендации, продвижение, отзывы и всё что с этим связано.

Это не гарантирует результата, но сам по себе процесс очень важен ред.

–1

Звучит, как полная ебанина. Балтимур Бетмамбетов снял Особо Опасен в Голливуде и чё? Дохуя кого продвинул? Да окей, засветился там Хабенский и толстый армян. И всё, ебать. Хабенский только в Шпион выйди вон сыграл в мизерной роли и всё.
С тем же Серебряковым так же. Звягинцев - топ и на западе известен, но Серебряков стал известен западному зрителю по сериалу про русскую мафию в Лондоне и сейчас станет известен по Никто. И это только потому, что он на западе живёт. А не потому что кто-то там продвигает и открывает какие-то двери.

12

Опять отвечаешь на то, чего я не писал.
Открытие дверей как раз таки стимулирует возможность для появление новых имён, стимулирует возможность зарекомендовать себя

Открытие какого-то нового рынка или авторов из конкретной страны, не гарантирует что люди между собой:
1) договорятся
2) что люди (авторы из России) сделают свою работу так, как это устроит продюсеров или так, что это будет качественно сделано
3) что люди зарекомендуют себя настолько, что их будут приглашать чаще (Тимур просто делал кино, которое не собирало кассу, но он получил шанс)
4) В конце концов, у них может быть плохой менеджер, из-за которого не получается попадать в западные проекты

Автор не может заниматься своим продвижением сам, всегда есть какой-то продюсер (как Роднянский например), какой-либо менеджер, всегда есть общая репутация которая формируется не за один день и даже год (например что у русских актеров не такой хороший английский и тд)

–5

Вообще то за всеми кто у нас по творческой части и успешен на запада стоит Роднянский..

2

Так он продюсер. Это работа его.
А смысл-то у моего оппонента крылся в том, что Глуховский выстрелил и станут больше смотреть на авторов их России. Вот я и говорю, что не станут, а каждый час себе дорогу пробивает. ред.

3

Также те кто играл в Метро 2033 или те кто читал книги Глуховского на Западе, по-другому начали относится к России

Как именно? 
Забавно, но если бы Метро написал какой-нибуть Джон Дефсон то его бы немедля обвинили в русофобии и скрупулёзно подсчитывали несуразности и клюкву в текстах.

2

Я то думал, откуда наплыв такой людей,пишущих что то в стиле "Глуховский бездарность" и " слишком много политической повесточки"а потом увидел тебя, и вспомнил что постоянно вижу твои прополитические комменты ))

2

Что за бред ты написал вообще? Какие мои политические комменты ты мог видеть на сайте где запрещена политика? Все намного проще, Глуховский на самом деле бездарь. И кремлеботы тут не причем.

3

Я тебя постоянно видел ботящим на любые околополит темы.

И на дтф  море обсуждений чего либо,что становитьяс полит обсуждениями

2

Становится – глагол, стоящий в форме настоящего времени, отвечающий на вопрос «что делает?». Вопрос не имеет мягкого знака. Именно по этой причине и глагольный суффикс не будет иметь этой буквы. Ударение в этом слове падает на гласную «О», находящуюся во втором слоге – станОвится.
Большое количество осадков становится причиной наводнений.
Он становится все выше и выше.
Катерина становится все краше.

Становиться – неопределенная форма глагола, поэтому отвечает на вопрос «что делать?». Поскольку в вопросе есть «Ь», то и суффикс глагола будет иметь эту букву. Ударение в слове падает на третий слог – становИться.
Он очень любил становиться в позу обиженного.
Становиться на мостик у нее получалось очень легко.
Этим летом может становиться как душно, так и необычайно свежо.

1

Дай пожалуйста ссылки на все прокремлевские комментарии которые я написал. Если ты конечно не балабол. ред.

0

Я просто часто вовлекаюсь(и корю себя  за такой бессмысленый проеб времени) в околополитические срачи на дтф и я твою аватарку запомнил и много раз видел

0

Чел, в моем профиле ты можешь увидеть все комментарии которые я писал. Укажи пожалуйста на все прокремлевские. Где ты там мою аватарку видел я не знаю. Но у меня на аватарке стоит транссексуальная порноакрисса. ред.

0

Ты  отрицать будешь,что мы не в первый раз сремся?Я очень часто тебя видел на любые темы вытекающие в околополитику.
ибо сам часто  вних оказываюсь.

0

Ну и? Получается мы оба любим обсуждать политику. Это же не значит что нам за это платят? Или значит? Лично мне не платят, а вам?

0

Суть в том,что и в треде и ты осуждаешь глуховского   "за неуместную политику" но по сути, сами политизированны и тебе и им  просто не нравиться та "политика" которую он высказывает

0

Братик, ты похоже меня с кем то перепутал. Я осуждал глуховского за абсолютную бездарность. Про политику в этом треде я ни слова не написал. Это ты уже свою фантазию подключил.

1

моська лает,караван идет.Да можешь хоть хоть триллион раз назвать  его бездарем,он создал отличную и родную нам вселеную метро,интересную многим,а ты ничего кроме хейтерства и ботва не сделал

–2

Ну наконец-то, а то листаю комменты, а никакой непризнанный гений никак не попадётся.

–2

... « Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»...

108

Ефим! Логинов Святослав, а не Станислав. С уважением, герой Вашего интервью 

60

Здравствуйте, Дмитрий! Спасибо за то, что продвигаете хорошее в массы! Не слушайте никого окромя хейтеров. Интервью понра, надеюсь Вас здесь больше увидеть никогда-нибудь. Удачи!

1
Автономный танк88

Жаль, без галки :( надеюсь, не фейк

3

Вроде настоящий. Типо в профиле страница вк с галкой, а чтобы привязать страницу в ВК к профилю тут - нужно залогиниться.

6

Комментарий удален

Ой. Спасибо, исправил!)

3

Да Ефим признай , тебе и сама беседа не интересна была ..)Но когда на вопрос Вадима Глуховский ушёл .. я уже начал думать , кому сильней.

1

У вас такое впечатление по стриму сложилось?)

0

Дмитрий (если это Вы), удается сейчас играть в видеоигры? Или на это времени совсем нет? Читал что некоторые авторы, вдохновляются видеоиграми ред.

3
Способный ихтиандр

@Denis Shiryaev галочка нужна?

2

не верю. без галочки не считово.  ред.

0

Обновляйся, теперь считово.

3

Комментарий удален по просьбе пользователя ред.

55
Европейский инструмент

А по-моему нормальный, очень даже адекватный и интересный дядька.

Если что, сужу исключительно по интервью и kuji/dm-подкастам с ним - меня ни разу не привлекает вот эта эстетика постсоветских/постапокалиптических ебеней, поэтому книги по метро с успехом прошли мимо, а из игр так и не осилил ни одной.

И прежде чем упрекать в токсичности, или снобизме, ну камон, ребят, загляните в тему с анонсом стрима, например, в комменты на стриме - чуть ли не каждый решил блеснуть остроумием, подъебнуть каким-нибудь оригинальнейшим вопросом, который до этого ну ни разу не задавали, и, конечно же, пройтись по поводу творчества/личности в очередной раз, а теперь вот ууу, Глуховский токсик, зазвездился!

Даже просто, исходя из подхода к общению, вот у тебя есть шанс пообщаться с интересным, известным если угодно, человеком, но всё, на что ты способен, это спросить "а ты когда начнешь нормальное что-нибудь писать, ыы?" - да с такими васянами и нужно общаться симметрично, а лучше не общаться вовсе.

46

Даже просто, исходя из подхода к общению, вот у тебя есть шанс пообщаться с интересным, известным если угодно, человеком

А с чего вы решили, что людям интересно общаться с Глуховским? Что он "интересный человек"? Интересным людям и интересные вопросы задают, благо не первая АМА-сессия на ДТФ. А Глуховской получил именно то, что соответствует его уровню. 

–11

От этого интервью складывается ощущение, будто он какой-то высокомерный токсян.
Ну и кринж, конечно, от его политических высказываний.

34

С одной стороны да высокомерный, с другой стороны когда несколько лет назад говорил что отказывался от экранизации метро потому что хотел бы видеть в ней западных актеров его тоже можно понять. С чего бы для своего детища не желать только самого лучшего?

0

Невский тоже как бы актер Голливуда ))

40

Курицын

1

Хуевуда

1

На счет голливуда не сказал бы, нужно вникать, но что у него есть роль или даже роли в зарубежных фильмах это да. Вопрос о качестве этих фильмов и его игре уже другой разговор конечно же.

0

Я думаю, главный вопрос в понимании человеком иронии ред.

0

лучшего

западных актёров

Чем же западные актёры лучше российских, украинских, японских или индийских?

9

Возможно, они не состоят на 90% из Петрова)

8

ой я тя умоялю, теже Кейджи, Крузы и тд тп. куча актеров одного амплуа

5

Так, это российские. О том, что Петрова можно не кастовать, мы забудем.
Украинские, японские, индийские актёры тоже все Петровы?

0

Педро Паскаль одобряет твой пост )
Зендая хлопает стоя))
Али ликует ))

0

А причем здесь его политические высказывания?
Лично у меня кринж от такое ощущение ботами написанной критики в тренде,в каждом из сообщений ругательных вижу "во всем виновата его политическая повесточка"
И какая такая политическая повесточка?и чем виновата?

10

Комментарий удален по просьбе пользователя

1

Ну да, антисоветчик по факту бездарь и негодяй.
Меня больше веселит что он из семьи которая очень плотно в этой системе существовала и ее обслуживала. Его дед рисовал антикапиталистические карикатуры в советском журнале. Вот неужели кокоммунисты думают, что знают лучше него о том что собой представлял совок.

–5

А что, собственно, не так с его «политическими высказываниями» ? Банальные - допустим, но где кринж-то ?

С его творчеством особо не знаком, читал только первое Метро. ред.

9

Так почитай дальше, лол. Но 2034 пропусти, это говно.

0

Ну я про интервью, а не про книги.

А может, лучше в игры поиграть ? Насколько они вообще связанны с сюжетом книг, можно ли их использовать в качестве альтернативы чтению (для того, чтобы понять лор и т.д.) ?  ред.

1

ЛОР, допустим, понять можно, но только первая игра реально была по книге. 2034 рассказывает про другого персонажа, а "исход" - это "что было бы, если бы Артём узнал сюжет "2035" за пол часа".

1

За что все так хейтят 2034? Да, до 2033 ей пиздец далеко. Хотя постой. Пока печатал вспомнил свои впечатления после прочтения. И правда был разочарован.

0

Вот все пишут типо ебать, Глуховский токсичный, зазнавшийся. Где вы это нашли? Типо просто говорит как считает, ничего токсичного и снобисткого не увидел.

40

У комми от него горит. Помню как в паблике бедкомедиана горели местные совки, но я тогда не интересовался всей этой политической темой и не понял чем он им насолил. Достаточно хоть как-то их святую корову тронуть и они начинают брюзжать, орать и плеваться.

1

АААААААААА... Так вот оно что, а я-то думаю. 

0

Ну так что сам Бэдкомедиан совок совком, что аудитория его

0
Громадный танк88

Ты на эхе его послушай. Не зазнавшийся, но токсик. Но я это недостатком не считаю лично. Недостаток у него такой же, как у большинства отечественных "либералов" - их на трампе переклинивает и голова отказывает напрочь. ред.

–5
Глубокий Макс

Интересный мужик на самом деле. Интервью с дудём понравилось, как и недавний подкаст с отвратительными мужиками.

35

а что за подкаст?

0
Глубокий Макс

Отвратительные мужики, так и называется.

0

ааа, я то думал есть какие то говно подкастеры о которых все знают.

0
Глубокий Макс

То есть, ты специально задал этот вопрос, чтобы потом это высрать ? Браво.

0

я задал вопрос, чтобы узнать о подкасте, в котором недавно появлялся герой поста, а не для того, чтобы ты искал какие то скрытые смыслы.

0
Глубокий Макс

Ок.

0

да блядь прочитай внимательно пост, там есть ссылка на трансляцию твитча
https://www.twitch.tv/videos/899253735

0

Прочёл интервью. Не вижу ни высокомерия, ни токсичности. На каких местах надо было рваться-то?)

33

Да это боты набежали.
Посмотри,там буквально каждое сообщение содержит упоминание что книга плоха "потому что содержит политическую повесточку" .Не может быть что бы разные люди так одинаково критиковали