Как создаются и продвигаются полнометражные 2D-мультфильмы в России: разговор с авторами «Огонёк-Огниво»

О состоянии анимации в России, выборе визуального стиля и культурном коде.

«Огонёк-Огниво» — новый полнометражный мультфильм-мюзикл от отечественной студии «Вверх» («Сказ о Петре и Февронии») . Примечателен он, в первую очередь, тем, что исполнен в 2D, то есть, нарисован руками и покадрово.

Первый тизер мультфильма

Сюжет вдохновлён сказкой «Огниво» Андерсена, однако основан на ней лишь отчасти. Бедный Гончар находит Огниво – магический артефакт, делающий его владельца богатым. Но, разумеется, богатства просто так не даются, и Гончар попадает во власть проклятья и алчности. Спасти его попытается рыжеволосая жизнерадостная девочка Огонёк. Фильм должен выйти в кинотеатрах в 2020 году.

Год назад мы общались с Bubble, чтобы узнать, как рисуются комиксы, теперь же речь пойдёт о мультипликации. Мы связались с авторами мультфильма, чтобы обсудить самые разные аспекты: от творчества до, конечно же, денег. На большую часть вопросов отвечал режиссер Константин Щёкин, и на несколько — художник-постановщик Василий Красников (отмечен в тексте отдельно).

Как создаются и продвигаются полнометражные 2D-мультфильмы в России: разговор с авторами «Огонёк-Огниво»

О мультипликации в России

В сети часто можно встретить мнение, что русский кинематограф в ужасном состоянии. И про нашу анимацию говорят примерно так же. Что вы думаете обо всём этом? В каком состоянии находится анимация в нашей стране?

Мы не согласны с этим мнением. В сети полно молодых и не очень нигилистов, которые вместо того, чтобы сделать что-то своё — яркое и интересное, — беспочвенно ругают чужое и распространяют негативные эмоции.

Они не правы. И русский кинематограф, и анимация в частности сегодня вполне конкурентоспособны на фоне большинства самых передовых иностранных кино- и анимационных фильмов. Может быть, за редким исключением, где производственные бюджеты не наших кинокартин позволяют сделать их более яркими и зрелищными.

А так как зритель уже насытился ничего не значащими спецэффектами, он все больше и больше будет обращать внимание на содержание фильма. Так что у нашего кинематографа есть уверенная перспектива дальнейшего роста при достаточной активности Министерства культуры и инвесторов, заинтересованных в этом росте.

Как, по-вашему, можно бороться с предубеждениями против российского кино и мультипликации в частности? Хорошие фильмы выходят, но аудитория всё равно предвзято к ним относится.

«Рецепт прост…» (цитата из «Огонёк-Огниво»). Необходимо вкладывать как можно больше любви и тепла в свои картины. Они могут быть совершенно разных жанров: и мелодрамы, и боевики, и приключенческие фильмы. Нужно только, чтобы в них была любовь, и чтобы зритель это чувствовал. И ещё. Этих картин должно быть много, и сделаны они должны быть профессионально.

Кого из своих коллег по цеху в СНГ вы бы хотели отметить? Кто преуспел или, быть может, подаёт надежды?

У нас очень много талантливых людей, работающих в области анимации. Но выделив кого-то из них, мы ненароком можем обидеть остальных. Поэтому мы говорим, что очень тепло и искренне относимся ко всем своим друзьям и коллегам.

Насчет надежд. Надежды каждый год летом подают выпускники ВГИКа. Главное, чтобы потом они не рассасывались в никуда, гонясь за быстрым заработком, а пытались отдавать то, что в них было вложено мастерами и преподавателями.

Как создаются и продвигаются полнометражные 2D-мультфильмы в России: разговор с авторами «Огонёк-Огниво»

«Огонёк-огниво», без всякого преувеличения, выглядит богато. Сколько денег нужно на такой мультфильм и где их взять? Где вообще деньги на анимацию в России берутся?

Деньги на анимацию в России даёт либо государство, либо инвесторы. Только деньги на полнометражный мультфильм — это «длинные деньги». То есть, приносящие возможный доход через годы. Поэтому частный бизнес не очень охотно идёт на такие капиталовложения.

«Огонек-огниво» стоит не больше, чем среднестатический полнометражный анимационный 3D-фильм, и в разы меньше, чем аналогичный фильм, произведенный в Европе или Америке.

Что нужно, чтобы в России расцвела анимация, и в чём сейчас её главная проблема?

На наш взгляд, главная проблема российской анимации кроется сегодня в неэффективности высшего менеджмента. Следовательно, для расцвета анимации необходимо для начала делать три вещи. Первое — инвесторам внимательно относиться к высшему звену управления в отрасли. Второе — не прекращать финансирование. Третье — правильно выращивать необходимых для анимации специалистов.

Netflix вкладывается в самые разные эксперименты. Недавно вот был альманах Love, Death & Robots, который вы наверняка видели. Как думаете, почему наши стриминговые сервисы не вкладываются в анимацию? Тот же Start, или даже «Кинопоиск».

Нам кажется, что у наших стриминговых сервисов нет пока лишних денег для вложения в анимацию.

Как начинающему аниматору найти своё место в индустрии? Можете ли вы дать какие-то советы? С чего стоит начинать, как продвигать себя?

Начинать надо с привычки просиживать свои штаны за столом. И чем больше времени начинающий аниматор или художник проведёт в упорном труде, тем быстрее он добьётся успеха. А хороший специалист всегда найдет себе работу. У нас замкнутый, достаточно небольшой мир, где все друг друга знают. Поэтому новый талантливый и упорный человек сразу становится заметен и интересен своим коллегам.

Василий Красников: Спектр задач аниматора весьма велик. Это выразительный рисунок и чувство движения, понимание композиции кадра и законов монтажа, актёрский и режиссёрский навык. Как любому художнику, аниматору необходимо развивать наблюдательность, подмечать в жизни интересные сценки, зарисовывать характерные позы, эмоции.

Развивайте анимационное мышление, стремитесь точно понять разыгрываемую вами сцену в контексте повествования фильма. Как в любом коллективном труде, в анимации очень важно умение слушать и понимать точку зрения остальных участников производства, находить общий язык, осознавать важность каждого этапа в создании мультфильма.

Как создаются и продвигаются полнометражные 2D-мультфильмы в России: разговор с авторами «Огонёк-Огниво»

Почему подавляющее количество анимации в России построено на культурном коде? То есть, даже тот же «Киберслав», что нашумел год назад, напоминает аниме, но при этом всё равно несёт культурный код. Почему он так популярен в нашей мультипликации, как думаете? И славянство в частности.

Мы думаем, что так называемый культурный код — это неотъемлемая часть любого большого произведения, созданного человеком, любящим свою родину. И так или иначе этот код будет проступать в этом творении. Анимация здесь не исключение.

Шерлок Холмс, созданный Игорем Масленниковым и признанный англичанами как лучший фильм о Холмсе — это русский Шерлок Холмс. А Кира Найтли в роли Анны Карениной странно смотрится на фоне российских снегов. Но это не плохо. Это хорошо. И как раз больших проблем в проявлении неких национальных черт в разных произведениях культуры мы не видим. Глобализация, однако.

Насколько вообще востребована двумерная анимация? На Западе превалируют 3D-мультфильмы, но в России дела обстоят несколько иначе — посмотреть хотя бы на популярность фильмов «Мельницы». С чем это связано?

Прямо по Карлу Марксу. Это связано с развитием производительных сил. Это мы о мировом опыте перехода к 3D-анимации. 3D-анимация технологически содержит меньшее количество ручного труда и чуть более механистична. Поэтому считается, что она более дешёвая.

Общая мировая тенденция — удешевление производства и уменьшение количества ручного труда, — коснулась и анимации. Поэтому в мире так много 3D и всё меньше специалистов, умеющих рисовать руками. У нас ещё пока они остались. Поэтому нам очень дорога поддержка всех, кому ещё нравится классическая рисованная анимация.

Как создаются и продвигаются полнометражные 2D-мультфильмы в России: разговор с авторами «Огонёк-Огниво»

О производстве

Подозреваем, как и многое другое, создание мультфильма начинается с идеи. Но откуда эти идеи берутся? Прежде чем придумать «Огонёк-Огниво», вы изучали потребности аудитории, какие-то тренды? На что ориентировались?

Откуда берутся идеи? Из воздуха! Нет… Мы бы сказали чуть общее. Из эфира. Из вселенной , которая тебя окружает. Из всего и из ничего.

Перед началом работы над фильмом у нас было чёткое понимание, что мы хотим сделать именно эту сказку, где есть деньги, но рассказать её как сказку о любви. А поскольку в отрубленной солдатом голове ведьмы из первоисточника любви мало, мы придумали новых персонажей, которые теперь живут своей оригинальной жизнью. Ах, да! Собаки остались. Медная, Серебряная и Золотая.

Сколько людей задействованы в проекте и кто чем занимается? Пользуетесь ли вы услугами фрилансеров?

Работа над любым полнометражным анимационным фильмом занимает минимум два с половиной — три года. За всё это время над картиной успевает поработать около 200-250 человек.

Производство организовано как цеха на большом заводе. В зависимости от технологии производства они бывают разные. У нас это цеха анимации, прорисовки, фазовки, заливки, компоузинга. Отдел художников, режиссерский отдел, администрация. Почти в каждом цехе работают фрилансеры. Они составляют основную массу персонала.

Как создаются и продвигаются полнометражные 2D-мультфильмы в России: разговор с авторами «Огонёк-Огниво»

Давайте немного поговорим о сценарии. Как он выглядит? Это раскадровки, как в комиксах?

Сценарий — это большая толстая пачка напечатанной бумаги, состоящая из ста страниц. То, что похоже на комиксы — это раскадровка, которая рисуется по сценарию режиссерами.

Участвуют ли художники в создании сценария? Производство мультфильма — это ведь не книгу написать, тут нужно учитывать особенности анимации, да?

Совершенно верно. Поэтому часто случается, что к работе над сценарием анимационных фильмов подключается художник-постановщик. Но львиная доля сценариев пишется конечно же сценаристами и режиссёрами.

Стилизацию, как в «Огонёк-Огниво», сейчас встретишь нечасто. Зато вот есть «Гравити Фолз» с очень популярным сейчас визуальным стилем, и, например, «угловатые» «Утиные истории». Как вообще выбирается стиль для мультфильмов?

Стиль или художественное решение полнометражного анимационного фильма определяется всецело художником-постановщиком. Это его вотчина. Он рисует персонажей, локации, предлагает их режиссеру. Во время обсуждений рождаются конечные варианты каждого персонажа и вырабатывается стиль.

Художественное решение зависит от многих факторов. От содержания сценария, от жанра мультфильма, от аудитории, на которую фильм рассчитан. Более того, надо сказать, что визуальный стиль полнометражных фильмов должен быть гораздо сложнее и интереснее, чем стиль сериалов, чтобы длительное время удерживать зрителя перед экраном.

Василий Красников: При создании стиля мультфильма, художник отталкивается от истории. Когда история захватывающая и динамичная, то и решение для неё подбирается соответствующее. Мы стремились создать убедительный мир, в котором зритель сможет раствориться, при этом не перегружая его деталями, которые могут отвлечь от сюжетных поворотов. То есть, в нашем случае это ярко выраженный акцент на атмосферность, для создания которой музыка и градации колорита играют первостепенную роль. «Магия и технологии», взрывная смесь в личной истории главных героев, способны сильно влиять на развитие сюжета. И это добавляет миру героев динамику и уникальность. На протяжении всего мультфильма город меняется вместе с героями — что для художника отличная возможность проявить фантазию.

Многие современные сериалы более броские в плане подачи, так как ориентированы на просмотр с экрана смартфона, планшета. Это правильно. Согласитесь, Gravity Falls выглядит словно оживший комикс (в самом лучшем значении этого слова), его стилистика изумительна, как и стилистика многих других популярных сериалов. Но когда речь идет о кинозале, адаптации тех же сериалов отличаются в пользу насыщенности деталями и проработанности сеттинга.

Как создаются и продвигаются полнометражные 2D-мультфильмы в России: разговор с авторами «Огонёк-Огниво»

На монтаже фильма часть отснятого материала остаётся за бортом. Бывает ли такое при создании мультфильма? И в чём вообще отличие монтажа мультипликации от обычного кино?

К сожалению, бывает. А в случае с анимацией можно даже сказать, что к большому сожалению. Ведь готовый анимационный материал стоит очень дорого.

Существует правило: чем тщательнее проведён подготовительный период в анимации, тем меньше материала уходит в корзину. И в кинематографе, и в анимации монтаж подчиняется одним и тем же законам комфортного и некомфортного восприятия зрителем. Единственно, что отличает анимационный монтаж — это его покадровая точность. Он должен делаться более тщательно. И ещё: одна сцена при монтаже в анимации допускает меньшую длительность, чем в кино. Это происходит из-за условности анимационной подачи материала.

Как вы придумывали визуальные образы персонажей и уникальные движения? Допустим в кино к образу какие-то штрихи может добавить сам актер, в мультфильме также? За основу берётся какой-то актер, референс из других мультфильмов?

Движение персонажа в анимации зависит прежде всего от его роли в сценарии, от его характера. Но влиять на поведение персонажа могут самые разные факторы. Да, прежде всего это психофизиологические характеристики актера, который его озвучивает.

Допустим наша главная героиня Огонёк стала гораздо подвижнее после того, как её озвучила Наташа Терешкова. Пожарный, получивший голос Эдгара Запашного, стал более суровым. Нахлобучка, озвученный Александром Олешко, более интеллигентным, а УПС, в уста которого вложил свой голос Сергей Бурунов, более обаятельным и трогательным.

Так же сильно влияет на рисунок движения персонажа опыт, умение и талант аниматора, который его рисует. Возможен подбор и референса из другого мультфильма, но в фильме «Огонёк-Огниво» референсы для движений мы не использовали.

Как создаются и продвигаются полнометражные 2D-мультфильмы в России: разговор с авторами «Огонёк-Огниво»

Вы всё отрисовываете покадрово или есть какие-то технические хитрости? Сколько примерно времени уходит на создание 1 минуты анимации?

На создание одной минуты сложной рисованной анимации при полностью налаженном производстве уходит около 10 дней. Задействованы в этом около тридцати человек. В секунде 25 кадров. Анимация обычно рисуется через кадр. То есть за секунду зритель успевает увидеть 12 кадров. Этого бывает достаточно для имитации плавного движения персонажей на экране. Но если в кадре панорама или крупный план, мы всё отрисовываем покадрово.

Каким софтом пользуются ваши аниматоры? Какие есть плюсы и минусы у программ, что вы используете?

Мы пользуемся некоторыми продуктами фирмы Adobe. Здесь следует упомянуть, что программное обеспечение — не главное в нашей профессии. Самое важное — это талант наших ребят, работающих на студии. Софт — это кисть в руках художника. Нужно быть умелым художником, и тогда ты сможешь работать с любыми кистями. Нужно быть талантливым фотографом, и ты сможешь снимать любым фотоаппаратом. Нужно быть гениальным музыкантом, и ты будешь извлекать прекрасные звуки из совершенно разных инструментов.

Сколько вы уже работаете над «Огонёк-огниво»? Приходилось ли как-то менять производственный процесс за это время? Может быть, использовать новые инструменты или программы?

Над фильмом мы уже работаем 2 года. Производственный процесс при работе над полным метром отлаживается в самом начале. Если что-то приходится менять во время производства, значит налицо грубейшая ошибка супервайзеров и продюсеров фильма. Обычно такого не бывает.

Как создаются и продвигаются полнометражные 2D-мультфильмы в России: разговор с авторами «Огонёк-Огниво»

Как устроена работа оператора в мультипликации?

Классический оператор в мультипликации — это человек, который на анимационном станке снимал крашеный целлулоид, перекладку или покадрово пластилин на стенде. При работе на компьютере эта должность уходит в небытие.

Правда, сейчас иногда операторами называют компоузеров. Но это совершенно другая профессия. Хотя, в принципе, они так же соединяют анимационные слои, но уже на компьютере...

«Огонёк-огниво» подаётся как «музыкальный» мультфильм. Речь ведь о том, что там будет много песен, так? Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом. Каких музыкантов вы привлекаете и как, кто пишет песни и исполняет их?

Да. В фильме «Огонек-огниво» будет много песен и танцев. Музыку к фильму и песни написал замечательный композитор и аранжировщик Артур Байдо, известный аудитории по работе в мюзиклах We Will Rock You, Mamma Mia, «Лукоморье», «Остров сокровищ», «Винил» и так далее.

Хореографию к танцам в фильме поставила известная балетмейстер, педагог и хореограф-постановщик Ирина Кашуба. Она работала с танцорами в мюзиклах «Призрак оперы» и «Красавица и чудовище». Вокал главной героини в финальной песне принадлежит очаровательной, талантливой и любимой всеми Наташе Подольской. А вот кто будет петь песню за главного героя мы сказать пока не можем. Пусть пока это будет загадкой.

О продвижении и выпуске мультфильма

Судя по данным ЕАИС, «Сказ о Петре и Февронии», ваш предыдущий мультфильм, собрал в прокате почти 50 миллионов рублей. Кажется, это мало. Как вы думаете, с чем были связаны такие результаты? Какие выводы вы сделали из этого опыта?

«Сказ о Петре и Февронии» был рассчитан на определённую аудиторию. В итоге, в прокате все эти зрители и посмотрели фильм. Поэтому 50 миллионов рублей — это как раз то, что должен был собрать этот фильм.

«Огонёк-огниво» рассчитан на массовую аудиторию. Это фильм для семейного просмотра. Более того, он будет интересен и подросткам, и молодежи. Поэтому мы ожидаем гораздо более широкого проката.

Что вы планируете сделать в плане продвижения, чтобы «Огонёк-Огниво» был успешен в прокате?

Планируем провести широкую рекламную компанию во всех областях масс-медиа. В частности, активно сотрудничать с нашими друзьями.

Как создаются и продвигаются полнометражные 2D-мультфильмы в России: разговор с авторами «Огонёк-Огниво»

Что вы думаете о современных детях? Действительно ли они интересуются культурой нашей страны? Сейчас же супергероика в тренде.

Дети, прежде всего, интересуются играми. В самом широком понимании этого слова. И через игру познают мир. Будет больше игр с супергероями — дети будут интересоваться ими. Будет больше игр, основанных на истории и культуре и нашей героике — дети станут более образованными и патриотичными. Поэтому мы в ответе за то, что делаем и показываем зрителю.

Можно заметить, что Netflix уже давно делает упор на региональный контент — последнее время и на российский тоже. Не думали выйти на их площадке?

Думаем об этом. Если Netflix заинтересуется нашим контентом, будем рады сотрудничать с ними.

Возможен ли прокат «Огонёк-Огниво» за рубежом? Насколько вообще отечественная анимация там интересна?

Возможен. Мы сегодня так же работаем в этом направлении. Отечественная анимация там уже интересна и популярна: «Маша и медведь», «Снежная королева» и так далее. И будет ещё популярнее. Главное, чтобы её было много, чтобы она была сделана профессионально и несла в себе любовь. Тут-то мы и возвращаемся в начало нашего интервью... Спасибо!

7777 показов
11K11K открытий
11 репост
70 комментариев

Мы не согласны с этим мнением. В сети полно молодых и не очень нигилистов, которые вместо того, чтобы сделать что-то своё — яркое и интересное, — беспочвенно ругают чужое и распространяют негативные эмоции.Они не правы.

Где-то я это уже видел, "сперва добейся", "токсичные".

И русский кинематограф, и анимация в частности сегодня вполне конкурентоспособны на фоне большинства самых передовых иностранных кино- и анимационных фильмов. Может быть, за редким исключением, где производственные бюджеты не наших кинокартин позволяют сделать их более яркими и зрелищными.

Да-да, все дело только в бюджете и фильм с большим бюджетом ну никак не может быть плох, а с маленьким хорош.

Ответить

Он не говорит: "сперва добейся, а потом критикуй".  Просто о том, что многие люди предаются эмоциональному садомазохизму. Но тут и спорить не о чем.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я припоминаю один мультфильм с бюджетом в миллиард, не очень помогло

Ответить

У них дешёвое 3д, а у нас нет денег, поэтому мы рисуем вручную дорогое 2д, стилизованное под селшейдинг.

Ответить

мы путаете мягкое с соленым. Дрогая будет цг анимация и риг , очень дорогая. 

Ответить

Стилизованное? Слава богу - нет.

Ответить