Рецензия на фильм "Фатерлянд" ("Страна отцов")

Фильм-рассуждение о будущем нацистской Германии, победившей во второй мировой войне.

Рецензия на фильм "Фатерлянд" ("Страна отцов")

Фильмов, в той или иной степени затрагивающих тематику германского фашизма, довольно много, но чаще всего их художественный максимум это лишь сеттинг, военная форма, знамёна, свастика, показная одержимость чистотой расы нацистских идеологов и прочее в том же духе. Что найти куда сложнее так это фильмы, не просто оперирующие нацистской атрибутикой, а ко всему этому ещё пытающиеся представить себе мир во власти нацистских идеалов. Казалось бы, тема благодатная для фантазии, повествования, возможных аллегорий, непременных аналогий, но такого кино просто нет. Не считая эпизодических сюжетов каких-нибудь винтажных сериалов, но и там концепция обыгрывается лишь косвенно. В данном случае, «Страна отцов» как фильм прежде всего интересен тем, что пытается именно вообразить себе мир, павший под волей нового порядка. Но насколько хорош этот фильм? Здесь по порядку:

Канва, предваряющая сюжет фильма, такова: Вторая мировая война окончилась победой Германии, в состав которой вошла вся Западная Европа. Единственными силами, не покорившимися Рейху, являются партизаны разорённого СССР и оставшиеся нейтральными США. Нацистские преступления остались в тайне от всего мира, а Германия пытается создать себе почтительный статус благородной и великодушной империи, на самом деле оставаясь тоталитарным государством, держащим под контролем все сферы жизни своего населения. В таких реалиях берёт своё начало история о том, как офицер СС и американская журналистка оказываются втянуты в интригу с убийством высшего партийного руководства, в результате чего находят доказательства вершившихся Германией военных преступлений, что навсегда делит их судьбы на до и после.

Рецензия на фильм "Фатерлянд" ("Страна отцов")

Объективно признавая, фильм плох. Всецело из-за бесхарактерности и несуразности сюжета, который построен по примитивным и поверхностным канонам антиутопии, где несколько отважных деятелей свергают деспотичный режим каким-нибудь экстраординарным поступком, в данном случае, передачей американским властям документов о происходившем холокосте. Аналогичный фильм, что и делается, можно снять про что угодно, меняя место действия, героев, причину конфликта и результат. Но даже не это умаляет историческую достоверность и культурную ценность фильма, а непосредственно то, что история просто исполнена американского патриотизма. Ещё раз, фильм-рассуждение о господствующей над Европой нацистской Германией, насыщенный американской исключительностью. Это звучит надуманным обвинением, но только под таким виденьем становятся понятны и объяснимы напрочь противоречивые и абсурдные моменты в фильме. Например, почему немцам, покорившим, повторюсь, всю Европу, просто необходимо сотрудничество с США в борьбе с несчастными советскими партизанами, и, что куда интереснее, как эта огромная организованная империя, спустя 20 лет после победы в войне, умудряется разрушиться в момент, не достигнув с американской стороной необходимых соглашений? Как можно объяснить подобный бред, если не пристрастностью того, кто его написал? Но на политической повестке ахинея не заканчивается. Стоит сказать хотя бы о том, что Германия, а в частности Гестапо, решив упокоить правду о холокосте, начинает убивать высшее военное руководство, во времена войны вовлечённое в этот процесс. Это спустя 20 лет по завершению войны, это при том, что как минимум сотни солдат СС являются носителями этого знания. И как же тайная полиция выполняет свою работу? Они просто выбрасывают тела убитых в речку, очевидно, утратив весь профессионализм за годы господства своей державы. Ну а про то, что труп в речку выбрасывает лично директор Гестапо, вообще лучше не вспоминать.

Рецензия на фильм "Фатерлянд" ("Страна отцов")

Но при всём этом, не смотря на никчёмный сюжет, на отсутствующую культурную и познавательную ценность, у фильма всё же есть свои достоинства. Они куда менее очевидные и в массе своей субъективные, но всё-таки присутствуют. Прежде всего антураж и экспозиция этой империалистической утопии. Фильм очень скуден не только на смысловую, но и на художественную часть, ничто в нём не выдаёт той грандиозности и броскости, какие следовало бы ожидать от описываемой эпохи, но при этом "Страна отцов" чудесным образом умудряется создать настроение происходящего, не показать, но убедить в том, что герои, помещённые в скудные декорации, действительно вовлечены в дела высших государственных структур, а их действия способны отозваться колоссальными последствиями. Актёры и их взаимодействие воплощают преследуемые фильмом образы, пусть несколько надуманные, но всё-таки натуральные и живые. Пусть мир вокруг картонный и умозрительный, но герои живут в нём без оглядки на его мнимость, для них он настоящий, а их собственные действия чрезвычайно важны. Разумеется в столь бюджетной и камерной картине всё и вся существует именно вокруг персонажей, и именно благодаря им, а не интерьерам или сюжету, зритель способен поверить в происходящее на экране, принимая глупости и условности, ведь они имеют важность для главных героев. Персонажи человечны и сами достраивают реальность вокруг себя там, где на это оказались бессильны прочие художественные инструменты.

Рецензия на фильм "Фатерлянд" ("Страна отцов")

Подводя итоги, это достаточно бредовый фильм, весьма вторичный, лишённый смыслового или эстетического значения, но всё-таки способный быть интересным в отдельных аспектах. Хоть сюжет и примитивен, но он выдерживает необходимую сценарную структуру, а в дальнейшем уже сами герои этой истории начинают располагать к себе, обретая индивидуальность посреди окружающей плоскости. И что самое главное, не смотря на скупость средств при попытке описать мир победившего нацизма, некое образное его ощущение фильм всё-таки передаёт. Можно принять как данность, что действие картины разворачивается в послевоенном Берлине, можно поверить, что при общей наивности речь идёт об очень серьёзных вещах, в которые вовлечено высшее руководство страны, верится в устремления персонажей, в их поступки. Да, этого крайне мало, но фильм хотя бы попытался, за что его нельзя назвать отвратительным. Думается, с ним можно ознакомиться хотя бы за отсутствием аналогичных картин на подобную тематику. Конкурировать в своей нише ему всё равно почти не с кем.

Рецензия на фильм "Фатерлянд" ("Страна отцов")
5353
27 комментариев

Думается мне, что «Страна отцов», в русском языке, звучит как - «Отечество». Собственно, вот этим словом и переводится название фильма.

60
Ответить

Скорее "Отчизна"

15
Ответить

Ну или хотя бы «Родина». Но точно не страна отцов

14
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Зачем думать? Есть давно устоявшийся перевод и книги, и фильма. "Фатерланд".

Ответить

Тут смысл немного глубже. Есть слово "Mútterland" которое переводится как родина/отечество. Тогда как "Фатерлянд" это аналог слова "матчество" (синоним к отечеству, но вместо отец используется мать для основы).

Ответить

Первая мысль после прочтения заголовка. Вторая - читать пост после такого "я, конечно, не буду". Кстати, можно перевести как "отчизна", кому как нравится. Но уж точно не "Страна отцов".

Ответить