От боксёра до ветерана Вьетнама: как роль в «Рэмбо» сделала Сильвестра Сталлоне звездой

А также рассказ о съёмках культового фильма «Первая кровь».

От боксёра до ветерана Вьетнама: как роль в «Рэмбо» сделала Сильвестра Сталлоне звездой

За последние десятилетия вышли сотни знаковых боевиков, но мало какие из них могут потягаться по популярности с «Рэмбо». Фильм о тяжёлой судьбе ветерана Вьетнамской войны перерос в полноценную франшизу с несколькими продолжениями и ответвлениями в виде комиксов, анимационного сериала и видеоигр. Джон Рэмбо за это время обрёл статус легендарного персонажа, а Сильвестр Сталлоне в глазах зрителей стал образцовым экшен-героем.

Спустя долгие годы серия наконец уходит на покой — в прокат вышла финальная часть под названием «Рэмбо: Последняя кровь». В ней постаревший солдат вновь берётся за оружие, чтобы расправиться с мексиканским картелем, похитившим его воспитанницу. Фильм, к сожалению, получился не слишком удачным: критики ругают его за плохой сценарий и карикатурность.

Но когда-то Рэмбо не был ходячей машиной для убийств: в первом фильме нам представили совершенно другого персонажа — сломленного внутри человека. Рассказываем о трагичной фигуре Джона Рэмбо и его влиянии на карьеру Сильвестра Сталлоне. А ещё — об удивительной истории создания «Первой крови», смелого и провокационного по меркам своего времени фильма.

В тени Рокки Бальбоа

«Рэмбо» не добился бы такой оглушительной популярности без исполнителя главной роли Сильвестра Сталлоне. Сейчас актёр находится на пике славы — одно его имя способно обеспечивает фильмам кассовый успех. Но раньше ситуация была совершенно иной. До выхода «Первой крови» он считался актёром одной роли, к которому почти случайно пришла популярность.

В 1976 году вышел «Рокки» — частично автобиографичный фильм о неудачливом боксёре за авторством самого Сталлоне. Актёр полностью вложился в этот проект: он не только написал сценарий и исполнил главную роль, но и поставил на кон своё финансовое состояние. Сталлоне желал сыграть в фильме и отказывался от продажи сценария без выполнения этого условия.

Это дерзкое желание выглядит ещё более отчаянным, если знать, как Сталлоне жил в то время: на его банковском счету было всего 102 доллара, а из-за постоянной нехватки денег он вынужден был продать машину.

Актёр не мог позволить себе даже покупать корм для пса, поэтому продал его за пятьдесят долларов. Позже, когда он получит гонорар за сценарий «Рокки», ему придётся выкупить своего друга обратно за непомерные 15 тысяч долларов.

​Сильвестр Сталлоне на съёмках «Рокки» вместе со своим псом Баскусом
​Сильвестр Сталлоне на съёмках «Рокки» вместе со своим псом Баскусом

В день своего 29-летия Сталлоне задумался о своей жизни и решил поменять её. Ему захотелось во что бы то ни стало написать какой-нибудь сценарий. Идей было много, но ни на одной из них он не мог сосредоточиться как следует. На последние деньги он приобрёл билет на бой Мухаммеда Али и Чака Вепнера. Это событие изменило его жизнь.

Чаку Вепнеру, отчаянному боксёру, у которого никогда не было своего момента славы, выпал один шанс на миллион. Никто не считал, что бой продлится долго. Но матч продолжался и продолжался, и произошло настоящее чудо. [Вепнер] всё ещё держался на ногах.

Толпа была в восторге. Вепнер сражался на протяжении 15 раундов и зарекомендовал себя как один из немногих, кто продержался так долго в бою с великим Али. Мы стали свидетелями невероятного торжества силы человеческого духа, и нам всем это понравилось.

Сильвестр Сталлоне

Бой вдохновил Сталлоне на создание сценария про Рокки Бальбоа. Он потратил на его написание три с половиной дня. Позже он отнёс сценарий в компанию United Artitsts, где им тут же заинтересовались продюсеры во главе с Ирвином Уинклером. Студия предложила Сталлоне продать сценарий за 75 тысяч долларов — большие по меркам того времени деньги. Но как только он услышал о желании продюсеров поставить на главную роль вместо него одного из популярных актёров, то сразу отказался.

Тогда Уинклер повысил ставки — и поднял цену до 125 тысяч долларов. Сталлоне всё же не сдался и настоял на своём.

У меня тут же заболела голова. Я даже не подозревал, что мне могут предложить так много денег. Студия всё хотела убедить меня отдать главную роль какой-нибудь кинозвезде, но я понимал, что фильм рассказывает о совсем других вещах: о вере в себя, о том, что нельзя никому продаваться и о том, как важно воспользоваться шансом на миллион.

Сильвестр Сталлоне

Уинклер рассматривал многих актёров на роль Рокки — Бёрта Рейнольдса, Роберта Редфорда, Райана О'Нила и Джеймса Каана. Упрямость Сталлоне всё же убедила продюсера согласиться с его условием. Сам актёр согласился получить меньший гонорар в обмен на главную роль.

​Сильвестр Сталлоне на съёмках «Рокки»
​Сильвестр Сталлоне на съёмках «Рокки»

Усилия Сталлоне не прошли даром — «Рокки» ждал грандиозный успех. Миллионы зрителей по всему миру вдохновились его историей, а сам фильм быстро стал культовым и в десятки раз окупил свой бюджет.

Культурное влияние «Рокки» не могло остаться незамеченным в Голливуде. Киноакадемия присудила фильму десять номинаций, включая «Лучшего актёра» и «Лучший сценарий». Он победил в трёх: за «Лучший фильм», «Лучшего режиссёра» и «Лучший монтаж».

Казалось, что карьера Сталлоне после выхода «Рокки» пойдёт в гору, но с этим не заладилось. Влиятельные люди в индустрии высоко оценили старания актёра, но не торопились приходить к нему с заманчивыми контрактами. И тогда Сталлоне начал совершать одну ошибку за другой.

Сначала он решил попробовать себя в режиссуре и снял «Райскую аллею» — фильм о трёх братьях, мечтающих вырваться из бедности. Один из них решает зарабатывать деньги на профессиональном реслинге, что раскалывает семью. Идея этого фильма пришла к Сталлоне ещё до «Рокки», поэтому после успеха своего главного фильма он вернулся к старому проекту.

​«Райская аллея» (1978)
​«Райская аллея» (1978)

К сожалению, режиссёрский дебют Сталлоне не понравился ни зрителям, ни критикам. Сюжет фильма они называли примитивным, а режиссуру — ужасной. «Райскую аллею» посчитали гигантским шагом назад по сравнению с «Рокки», которому она уступала во всём.

Неудачи Сталлоне на этом не закончились. В том же году вышел «Кулак», действие которого разворачивалось на фоне борьбы рабочих за права в 1930-е годы. Сталлоне написал сценарий и исполнил главную роль. Некоторым критикам этот фильм понравился, но зрители оценили его не очень высоко.

Спустя время журналисты сошлись во мнении, что у «Кулака» есть немало проблем, среди которых особенно выделялись затянутый хронометраж и нагруженный сюжет. Не обошлось и без сравнений с «Рокки», хотя в этом случае критики были более благосклонны к актёрской игре Сталлоне.

​«Рокки 2» (1979)
​«Рокки 2» (1979)

Продолжение «Рокки» должно было вернуть успех Сталлоне, который сам занялся его режиссурой. Так оно и случилось — вторая часть стала хитом в прокате. Но у этой счастливой монеты была и обратная сторона. Критики остались недовольны тем, что Сталлоне вновь вернулся к образу Бальбоа и во многом повторил первый фильм. К тому же, в этот раз Академия проигнорировала эту ленту и оставила «Рокки 2» без единой номинации.

Сталлоне оказался в трудной ситуации. На его счету была лишь одна по-настоящему успешная роль, а сторонние проекты не принесли ему той славы, которой он хотел. Он рисковал навсегда остаться в глазах зрителей лишь Рокки, которому, как и его персонажу, лишь однажды улыбнулась удача.

Через два года вышли ещё два фильма с участием Сталлоне — «Ночные ястребы» и «Бегство к победе». Обе картины получили средние оценки от критиков, которые не посчитали игру Сталлоне выдающейся.

Но затем ситуация резко изменилась. В 1982-м вышел «Рокки 3», который чуть не дотянул до успеха первых двух частей. А вскоре после него вышел ещё один фильм, который наконец стал переломной точкой в карьере Сильвестра Сталлоне.

Речь идёт, конечно же, о «Рэмбо: Первая кровь».

На пути к «Рэмбо»

От боксёра до ветерана Вьетнама: как роль в «Рэмбо» сделала Сильвестра Сталлоне звездой

«Первая кровь» — многострадальный проект, который создавали на протяжении десяти лет. История его создания так же терниста, как и судьба самого Джона Рэмбо: фильм прошёл через множество изменений и поправок прежде чем выйти.

Сейчас этот факт позабылся, но у «Первой крови» есть одноимённый первоисточник в виде романа за авторством Дэвида Моррелла. Он вышел в 1972 году, под конец Вьетнамской войны, и сразу стал бестселлером. У писателя купили права на киноадаптацию, но Warner Bros. не смогла сразу запустить проект в производство из-за провокационного сюжета — война всё ещё продолжалась.

​Обложка к «Первой крови» Дэвида Моррелла
​Обложка к «Первой крови» Дэвида Моррелла

Спустя некоторое время после окончания Вьетнамской войны к фильму пытались подключить многих знаменитых актёров. Продюсеры предлагали роль Рэмбо Аль Пачино, Клинту Иствуду, Стиву Маккуину, Джону Траволте, Роберту Де Ниро, Джеффу Бриджесу и Полу Ньюману. Однажды проектом даже заинтересовался Майк Николс, режиссёр культового «Выпусника» с Дастином Хоффманом. Ему он и предлагал сыграть в «Первой крови», но актёр отказался. Тогда из производства вышел и Николс.

Среди кандидатов также рассматривались Ник Нолт и Майкл Дуглас, но и их фильм не заинтересовал. На этом этапе производство забуксовало. Кроме того, руководству студии не понравился ни один сценарий, который им предлагали.

В 1979 году глава Warner Bros. Роберт Шапиро взял инициативу в свои руки и связался с Тедом Котчеффом, известным канадским режиссёром. Котчефф к тому моменту уже зарекомендовал себя как исключительный постановщик благодаря победе на Берлинском кинофестивале в 1974 году за фильм «Воспитание Дадди Кравица».

​Тед Котчефф (справа) на съёмках фильма «Переключая каналы», 1988
​Тед Котчефф (справа) на съёмках фильма «Переключая каналы», 1988

Шапиро отправил режиссёру копию «Первой крови» и предложил написать по нему сценарий, если книга ему понравится. Котчефф запоем прочёл роман и ответил согласием на это предложение.

Он приступил к сценарию вместе с Майклом Козоллом, которого ему наняли в помощь. Через три месяца они отправили в студию финальный вариант. Вскоре Котчеффу сообщили о плохих новостях.

Прошла неделя, две недели... затем три. И я понял, что творится что-то неладное. Наконец Боб Шапиро пригласил меня в офис и сообщил, что проект отменили. Он сказал мне: «Правые называют ветеранов Вьетнама кучкой неудачников, а левые считают, что солдаты там убивали детей. Сейчас Рональд Рейган стал нашим президентом, патриотизм снова в моде. А этот фильм совсем не патриотический».

И тогда я ему ответил: «Господи, Боб, ты не мог сказать мне об этом ещё три месяца назад, ещё до того, как я надорвал свою задницу?». Он извинился, и я решил, что «Первую кровь» окончательно спустили в унитаз.

Тед Котчефф, режиссёр

Готовый сценарий Котчеффа и Козолла отправили на полку, и режиссёр остался без работы. Тем не менее, он не забывал о «Первой крови» и всё жалел, что такой перспективный фильм никогда не выйдет в свет. Но подвернулся счастливый случай: к Котчеффу обратился продюсер Эндрю Вайна из компании Orion Pictures.

Режиссёр рассказал Вайне об интересном сценарии, который можно сразу запустить в производство. Продюсер провёл переговоры с Warner Bros. и через год смог выкупить права на «Первую кровь». Тогда производство сдвинулось с мёртвой точки.

Продюсеры привлекли финансирование в размере 16 миллионов долларов и предложили Котчеффу выбрать любого актёра на роль Рэмбо. Режиссёр, не раздумывая, сообщил, что хочет привлечь к проекту Сильвестра Сталлоне. Это вызвало массу сомнений в студии.

Я ответил, что идеальным актёром на роль Рэмбо был бы Сильвестр Сталлоне. Продюсерам эта идея сначала не понравилась, потому что все в Голливуде знали, что он годится только на роль Рокки. Остальные фильмы с его участием, вроде «Райской аллеи», «Кулака» и «Ночных ястребов», провалились.

Но я сказал: «Слушайте, мне плевать на то, что говорят о нём. Он идеально подходит на эту роль. В нём есть жёсткость, но он вызывает симпатию. Не могу представить, чтобы Рэмбо сыграл кто-то другой». И тогда продюсеры согласились с моей идеей.

Тед Котчефф
, режиссёр

В тот же день Котчефф отправил сценарий фильма агенту Сталлоне, а на следующее утро актёр ответил согласием.

Так началось полноценное производство «Первой крови».

Проблемы производства и способы их решения

От боксёра до ветерана Вьетнама: как роль в «Рэмбо» сделала Сильвестра Сталлоне звездой

Сталлоне долгое время не везло с фильмами. С момента выхода «Рокки» прошло целых 5 лет, и с тех пор ему так и не удалось выйти из образа боксёра. Поэтому главная роль в «Первой крови» сразу его заинтересовала.

На следующее утро после прочтения сценария актёр сразу позвонил Теду Котчеффу и согласился сыграть в фильме. Но перед этим он сказал, что сценарий нуждается в некоторой переработке, и предложил взять его и на должность сценариста. Котчефф принял предложение — сценарии в фильмах Сталлоне ему всегда очень нравились.

С приходом актёра концепция фильма изменилась, и «Первая кровь» ушла в другом направлении от оригинала. В романе Джон Рэмбо убивал людей, преследовавших его, а Сталлоне это не понравилось: он считал, что «зелёный берет» устал от войны и в последнюю очередь стал бы убивать американцев.

Также Сталлоне придумал другую необычную идею. Он захотел, чтобы Джон Рэмбо не сказал ни одного слова за весь фильм. С этим предложением он пришёл к Котчеффу и вместе они начали перерабатывать сценарий под эту основу. Где-то на полпути они поняли, что идея не работает — молчание героя воспринималось натянутым. Но это не помешало им убрать большинство строчек героя из сценария.

От боксёра до ветерана Вьетнама: как роль в «Рэмбо» сделала Сильвестра Сталлоне звездой

Затем сценарий прошёл через множество переписываний, а в финальном варианте Сталлоне попросил изменить концовку. Котчефф хотел полностью изложить сюжет романа, в конце которого Рэмбо умирает. Актёру такой финал истории не понравился, поэтому в качестве компромисса Котчефф во время съёмок поставил две концовки: в первой Рэмбо умирает, а во второй он, как и в нынешней версии, сдаётся полиции.

После доработки сценария съёмочная команда приступила к поиску места для съёмок, а режиссёр начал процесс кастинга. Продюсеры предлагали роль шерифа Уилла Тисла двум известным актёрам — Джину Хэкмену («Французский связной») и Роберту Дюваллю («Крёстный отец»). Оба отказались, и Котчефф взял на эту роль малоизвестного в то время Брайана Деннехи.

Также затянулся процесс прослушиваний на роль полковника Сэмюэля Траутмана. Студия хотела пригласить популярного актёра, который бы привлёк зрителей одним своим именем. Котчефф предложил сыграть полковника Ли Марвину, обладателю «Оскара» за роль в фильме «Кэт Баллу». Тот отказался, и тогда режиссёр связался с Кирком Дугласом.

​Кирк Дуглас и его сын Майкл на съёмках фильма «Откинь гигантскую тень», 1965
​Кирк Дуглас и его сын Майкл на съёмках фильма «Откинь гигантскую тень», 1965

Дуглас прочитал сценарий и сказал, что согласен сыграть в фильме. Тем временем съёмочная команда уже была готова приступить к съёмкам в городе Хоуп, Британской Колумбии. На дворе был ноябрь 1981 года.

Но режиссёр во время репетиций столкнулся с неожиданной проблемой: Кирк Дуглас отказывался читать свои строчки из сценария и постоянно просил об изменении диалогов с его участием.

Котчефф вспоминал, что знаменитый актёр странно вёл себя на съёмочной площадке: постоянно говорил о себе в третьем лице, заменял свои строчки на шаблонные и вымученные фразы из фильмов 40-х и даже хотел изменить характер полковника. Дело дошло даже до того, что Дуглас попросил отдать ему часть строчек шерифа Тисла, хотя это противоречило сценарию.

​Постер «Первой крови» для профильных киноизданий. Кирк Дуглас тогда ещё числился в проекте
​Постер «Первой крови» для профильных киноизданий. Кирк Дуглас тогда ещё числился в проекте

Котчефф устал от эксцентричного характера актёра и за три дня до начала съёмок предложил Дугласу уйти, если ему не нравится сценарий. Тот именно так и поступил, и режиссёру пришлось в спешке искать нового актёра. Чуть ли не за день до начала съёмок он нашёл подходящего кандидата в лице Ричарда Кренны.

Лишь после этого съёмки «Первой крови» начались полным ходом. Истории из них — тема для отдельного разговора.

​Ричард Кренна в роли полковника Сэмюэля Траутмана
​Ричард Кренна в роли полковника Сэмюэля Траутмана

Сталлоне долгое время не знал, как именно ему нужно сыграть Джона Рэмбо. Он не был похож на главного героя романа: Рэмбо в книге напоминал скорее безумца и был существенно моложе актёра. Тот лишь во время съёмок начальной сцены фильма понял, что Рэмбо нужно показать как большого ребёнка, который не кажется окружающим опасным.

Спонтанность и импровизация стали неотъемлемыми элементами съёмок фильма. Зима в Канаде была настолько холодной, что режиссёр опасался за здоровье Сильвестра Сталлоне — по сценарию он должен был выживать в лесу без верхней одежды. К его удивлению, Сталлоне так ни разу и не заболел. Лишь однажды он почувствовал обморожение, когда выпил стакан с бренди и поучаствовал в сцене погони на мотоцикле.

С этой погоней связана и другая история. У актёров не было ни страховочных тросов, ни своих каскадёров: во всех сценах с вождением они снимались сами. Сталлоне вспоминал, что эти эпизоды даже не удосужились нормально отрепетировать, а момент, когда полицейская машина ударяется об асфальт после прыжка, был настоящим. Актёры не получили ушибов, поэтому сцену оставили в фильме и позже досняли.

​Съёмки сцены погони на мотоцикле
​Съёмки сцены погони на мотоцикле

Нехватка бюджета повлияла и на реквизит. Долгое время режиссёр не мог определиться с костюмом Рэмбо, который он должен был найти в лесу. На помощь пришёл Сталлоне, который случайно обнаружил кусок гнилого холста.

Этот холст съёмочная команда позже берегла и хранила в специальном месте: другого такого же костюма у них просто не было, поэтому он стал их самым важным реквизитом. Сталлоне считает, что именно это «сокровище» сплотило людей на съёмках, и до сих пор хранит его в своём доме.

​Тот самый гнилой холст
​Тот самый гнилой холст

А сцену, где Рэмбо падает прямиком на дерево, снимали аж два раза. Сталлоне хотел упасть и в третий, но после второго дубля сломал ребро. Этот момент в аудиокомментариях он вспоминал со смехом.

Было очень легко изображать боль, потому что боль была настоящей.

Сильвестр Сталлоне

Но рисковал актёр не только в этой сцене. Чуть ранее в фильме был эпизод, где Сталлоне висел на скале. Он опасался, что может поскользнуться и упасть, и Котчефф нашёл решение. Съёмочная команда привязала верёвку к лодыжке актёра, «на случай, если придётся извлекать тело». Сам Сталлоне понял, насколько он рисковал только когда осмотрел площадку. Члены съёмочной команды прижались к деревьям из-за страха.

От боксёра до ветерана Вьетнама: как роль в «Рэмбо» сделала Сильвестра Сталлоне звездой

Также Сталлоне решил проверить, насколько правдоподобно выглядит рана на его руке. Гримёры добились впечатляющего результата, но актёр всё же хотел убедиться в реалистичности этого момента. В перерыве между съёмками он зашёл в больницу, где попросил обезболивающих. Медсёстры перепугались и даже назвали Сталлоне «самым невозмутимым человеком в мире». После этого актёр поблагодарил гримёров за проделанную работу.

Сталлоне, помимо прочего, однажды сходил в местный бар в образе Рэмбо. Местные жители его побаивались, принимая за безумца. Но весь его грозный образ улетучился, когда он заказал себе кампари (ликер) с газировкой.

На съёмках, к тому же, произошел странный случай: кто-то украл целый грузовик с пятьюдесятью настоящими M60, которые предоставили команде. Похитителя так и не нашли, а продюсерам пришлось компенсировать утрату из собственного кармана.

Вскоре съёмки закончились, и Котчеффу пришлось выбрать концовку для фильма. Как уже говорилось, он снял две версии — свою и ту, на которой настаивал Сталлоне. На тестовых показах зрителям продемонстрировали фильм с версией Котчеффа, которая им совершенно не понравилась. Аудитория была в ярости из-за смерти полюбившегося им Рэмбо. Тогда в финальную версию включили концовку Сталлоне.

Альтернативная концовка «Первой крови», в которой Рэмбо умирает

Постпродакшн фильма, по словам Сталлоне, был сущим мучением. Первая версия длилась три с половиной часа, и фильм так не понравился Сталлоне и его агенту, что он угрожал выкупить права на снятую плёнку и сжечь весь материал. Так, сцена преследования Рэмбо в лесу длилась целых 40 минут, и весь фильм ощущался безбожно затянутым.

Продюсеры согласились со Сталлоне и при монтаже вырезали два часа, оставив только самое главное. Именно эту версию показали в кинотеатрах, и именно в таком виде «Первая кровь» стала абсолютным хитом.

При бюджете в 15 миллионов долларов фильм заработал в прокате 125, многократно окупившись. Критики высоко оценили картину, отметив исключительную игру Сильвестра Сталлоне, проработанный сюжет и отличную режиссуру. Зрители тоже остались в восторге: по сей день именно «Первая кровь» остаётся самой высокооценённой частью серии.

Сам Сталлоне с теплотой вспоминает первую часть истории Рэмбо. В аудиокомментариях он даже признался, что по сей день считает «Первую кровь» пиком своей актёрской карьеры.

Думаю, что «Первая кровь» — лучший фильм, в котором я снимался.

Сильвестр Сталлоне

Призраки прошлого

От боксёра до ветерана Вьетнама: как роль в «Рэмбо» сделала Сильвестра Сталлоне звездой

«Первая кровь», в отличие от продолжений, рассказывает действительно трагичную и непростую историю. Джон Рэмбо, бывший «зелёный берет», возвращается на родину, где ему не рады. Он оказался чужаком в чужой уже для него стране.

Рэмбо — не единственный ветеран Вьетнамской войны, которого ждала такая участь. Всё его поколение, безнадёжно потерянное и отчаянное, пережило самый непростой период в истории США. Раньше солдаты и патриотизм значили многое для рядовых американцев, но Вьетнамский конфликт расколол общество на два лагеря — сторонников и противников войны.

За восемь лет активных боевых действий в Америке зародились несколько массовых антивоенных движений, а смута и конфликты проникли даже в относительно стабильные политические круги. Страна тратила миллиарды долларов на ведение войны, смысл которой был не очень понятен даже самым лояльным гражданам. За чьи интересы приходится умирать тысячам молодых парней? Какой цели собираются добиться политики? Что руководство страны забыло в далёкой стране на неведомом континенте?

​В Вьетнамской войне <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fria.ru%2F20150302%2F1050377278.html&postId=70713" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">приняло участие</a> более 2,6 миллиона американских солдат
​В Вьетнамской войне приняло участие более 2,6 миллиона американских солдат

Вьетнамская война отличалась от всех предыдущих с участием США совершенно иным отношением к солдатам на родине. В двадцатом веке все ветераны, начиная с Первой мировой и заканчивая Корейской войной, чествовались как герои. Во Вьетнаме же американская сторона официально проиграла и потому бойцов встретили неоднозначно. Консервативно настроенные граждане считали военных виновниками в проигрыше, а либералы обвиняли солдат в преступлениях против человечества.

После окончания конфликта возник термин «вьетнамский синдром» — посттравматическое стрессовое расстройство. Ветераны страдали от постоянных воспоминаний о жутких событиях, произошедших с ними и их товарищами. Они пережили немало бед на службе, а дома чувствовали себя только хуже. Одни мечтали забыть о страшных днях во Вьетнаме, а другие не могли приспособиться к мирной жизни. Так или иначе, «вьетнамский синдром» был массовым явлением и закрепился в сознании рядовых американцев.

Джон Рэмбо — тоже одна из жертв этой участи. За службу родине ему присудили Почётную медаль Конгресса США, но даже образцовое поведение не помогает ему найти работу. Словно бродяга, он блуждает по городам и не может ужиться ни в одном месте.

​Во Вьетнаме Рэмбо выживал в самых трудных ситуациях и пережил пытки в плену
​Во Вьетнаме Рэмбо выживал в самых трудных ситуациях и пережил пытки в плену

Но в Америке Джон столкнулся с самыми неожиданными врагами — своими соотечественниками. Война уже давно закончилась, но в сознании американцев ветераны стали новой угрозой. Часто люди, страдавшие «вьетнамским синдромом», совершали преступления: грабили, насиловали, убивали и продавали наркотики. Обезумевшие солдаты пугали мирных жителей, которые часто воспринимали их как бандитов.

Неудивительно, что Рэмбо тоже оказался в этой ситуации. В городке Хоуп его встретили недружелюбно: шериф Тисл хотел оградить жителей от бешеного зверя, которого видел в Джоне.

— Почему ты докопался до меня?
— Что?
— Я спросил, почему ты докопался до меня? Я ничего тебе не сделал.
— Во-первых, тут я задаю вопросы. А во-вторых, здесь не место парням вроде тебя. Бродягам. Знаешь, раньше здесь было много таких как ты. Вот почему! Кроме того, тебе здесь не понравится. Это маленький и тихий городок. Некоторые даже называют его скучным. Но нам он таким и нравится. И мне платят, чтобы он таким и оставался.

из диалога между Рэмбо и шерифом Тислом

Тисл арестовал Рэмбо сразу после того, как тот решил вернуться в город. Полицейские боялись того, что может натворить бывший солдат и потому пошли на упреждение.

От боксёра до ветерана Вьетнама: как роль в «Рэмбо» сделала Сильвестра Сталлоне звездой

Шериф и его помощники жестоко обращались с Рэмбо, демонстрируя ему свою власть над ним. В Хоупе, судя по всему, почти не было преступлений — и они утоляли жажду крови на ветеране.

Рэмбо, как настоящий солдат, молча терпел унижения и не поднимал руку на служителей закона. В армии он привык подчиняться приказам, а полицейские хоть и устроили беспредел, но всё ещё были его согражданами. Именно за них он воевал во Вьетнаме и потому прекрасно понимал их нелюбовь к нему.

Всё изменилось, когда к нему поднесли лезвие бритвы. Решётки изолятора в его глазах сменились на бамбуковые прутья, а бритва стала для него вьетнамским мачете. Синдром, от которого так страдал Рэмбо, усилился в разы, а потому солдат пустился в бегство.

От боксёра до ветерана Вьетнама: как роль в «Рэмбо» сделала Сильвестра Сталлоне звездой

В образе Рэмбо нетрудно увидеть монстра Франкенштейна, сотворённого его же страной. Об этом упоминал и сам Сталлоне в аудиокомментариях к фильму: по его словам, именно Америка ответственна за чудовище, в которое превращается Рэмбо.

Во Вьетнаме он был лучшим из лучших, наиболее подготовленным к партизанской войне в тяжёлых условиях. Джон не стремился к этой жизни, но лишь её он знал по-настоящему. На службе он убил сотни людей по приказам своего руководства и мог бы с лёгкостью расправиться с полицейскими и Национальной гвардией. Но Рэмбо не стал этого делать по своим причинам.

За весь фильм он своими руками не убил ни одного человека — лишь один случайно погиб из-за падения с большой высоты. Убеждения Рэмбо не позволяют ему атаковать — лишь защищаться. Он не стремится отомстить своим обидчикам, лишь хочет уйти без жертв.

— Похоже, вытаскивать тебя из беды становится делом всей моей жизни.
— Если бы не этот сраный коп, ничего бы не случилось. Я просто хотел поесть. Но он ко мне привязался, сэр.
— Ты и сам перегнул палку, Джон.
— Они первыми пролили кровь. Не я.

из диалога между Рэмбо и полковником Траутманом
От боксёра до ветерана Вьетнама: как роль в «Рэмбо» сделала Сильвестра Сталлоне звездой

Городок Хоуп в таком случае превращается в олицетворение всей Америки, а Рэмбо — в обобщённую фигуру ветерана. Никто из них на самом деле не хочет крови, лишь недопонимание доводит всё до печального исхода.

Понять можно и позицию полицейских, и позицию Рэмбо. Шерифу не нужен буйный ветеран, а бывшему «зелёному берету» хочется лишь покоя. Рэмбо устал от постоянного осуждения и лишь желает забыть о войне, в которой принимал участие. Пацифизм, присущий ему, понятен всем зрителям — уж слишком много он пережил на войне.

В конце фильма мы понимаем, что всё это время Рэмбо был лишь жертвой обстоятельств. Защитная оболочка, укрывавшая его, окончательно спадает, когда он объясняет свою ситуацию полковнику Траутману.

— Всё кончено, Джонни. Всё кончено.
— Ничего не кончено. Ничего! Это нельзя просто прекратить! Не я начал ту войну. Вы меня призвали, не я вас. И я делал всё, что должен был, ради победы. Но победить нам не дали. А когда я вернулся на родину, то в аэропорту стояли эти придурки. Они обвиняли меня, плевались. Называли детоубийцей, подонком. Кто они такие, чтобы обвинять меня? Кто они такие? Я там был, не они. Так какого хера они выступают?
— Это было трудное время для всех, Рэмбо. Теперь всё в прошлом.
— Для тебя! Что мне эта гражданская жизнь? На войне был кодекс чести. Ты за меня, я за тебя. А здесь что?
— Ты последний из элитной группы. Не стоит заканчивать так.
— Там я мог летать на вертолёте, управлять танком, отвечать за оборудование, которое стоит миллионы долларов. Здесь меня не берут даже машины парковать!

из диалога между Рэмбо и полковником Траутманом

Ветеран столкнулся с самой большой несправедливостью — непониманием от людей, за которых он воевал. Рэмбо чувствовал себя в большей безопасности под шквалом огня в дремучих джунглях, а в американской глубинке, среди своих, оказался лишним.

Во всём мире остался лишь один человек, который его понимает — полковник Траутман. В начале фильма Рэмбо узнал, что остался последним из своей группы. Смерть близкого друга он воспринял с особенной болью: для Джона всё потеряло смысл. Ему уже нечего терять, и на войне он увидел всё.

Где все? Господи! У меня был друг, который остался там. Все парни остались там, здесь остались только придурки. Кто были мои друзья? Здесь уже нет никого! Помнишь Дэнфорта? Он носил эту чёрную повязку на голове, я взял маркер и написал: «Нашедшему просьба отправить это в Лас-Вегас». Потому что мы постоянно говорили с ним о Лас-Вегасе и его чёртовой машине, красной «Шевроле Камаро 1958». Он говорил, что будет кататься на ней, пока шины не сотрутся.

И я помню, как однажды к нам в бар в Сайгоне зашёл мальчишка с коробкой для чистки обуви. Он всё говорил: «Вам не почистить ботинки?». Я отказывался, но он продолжал предлагать, и Джон согласился. Я пошёл за пивом. А в коробке была бомба. Он открыл коробку, и взрывом его тело разорвало на куски. Он лежит там и орёт, а я весь в его кусках. Я пытаюсь собрать с себя куски моего друга. Я весь в его крови и внутренностях! Я пытаюсь собрать их вместе! Я пытаюсь их собрать, а эти грёбаные внутренности всё время вываливаются. И никто не может мне помочь!

А он всё повторяет: «Я хочу домой! Я хочу домой!». И зовёт меня: «Я хочу домой, Джонни! Хочу за руль моего Шевроле!». А я не могу найти его грёбаные ноги! Я не могу этого забыть. Уже семь лет. Каждый день для меня — боль. Иногда я просыпаюсь и не понимаю, где я. Я ни с кем не разговариваю. Иногда целыми днями. Иногда целыми неделями. Я не могу этого забыть.

Джон Рэмбо

Этот монолог — главный сюжетный момент «Первой крови». Её сила заключается в той боли, которую пришлось испытать всем ветеранам Вьетнамской войны: потеря друзей, адские лишения, смерть перед глазами.

В этой сцене становится понятен замысел создателей фильма. Он целиком и полностью сконцентрирован вокруг настоящей личности Джона Рэмбо — беззащитного человека. Перестрелки и взрывы служат лишь дополнительными элементами к основному конфликту между обществом и ветеранами.

От боксёра до ветерана Вьетнама: как роль в «Рэмбо» сделала Сильвестра Сталлоне звездой

«Первая кровь» не принуждает зрителя симпатизировать Рэмбо. Он потерянный человек, который не может найти своего места в этом мире. Порочный круг жестокости вынуждает его вновь и вновь показывать свой оскал, даже несмотря на то, что он не желает никому зла.

Но фильм даёт понять одну важную вещь: у каждого человека есть своя правда. Кто по-настоящему пролил «первую кровь»? Люди, которые провоцировали бывшего солдата? Или же сами военные, которые не справились с задачей? Винить здесь на самом деле некого — трудности есть у всех.

Настоящее превосходство «Первой крови» по сравнению с продолжениями заключается в идее, которую вложили создатели. Джон Рэмбо — продукт своей эпохи, не похожий ни на одного другого персонажа. Так же, как и Трэвис Бикл из «Таксиста», он показывает зрителям оборотную сторону этого неприглядного мира, где люди постепенно сходят с ума из-за гнетущей реальности. Солдаты, прошедшие через ад, тоже нуждаются в защите.

Трагедия первого фильма ощущается ещё более значимой в контексте почти бессмысленных сиквелов: Рэмбо в них нарушает идею о желании покончить с насилием. В «Первой крови» он не убил ни одного человека, а уже во втором расправился с десятками людей. О масштабах резни в других частях и говорить не стоит — Рэмбо в них окончательно превратился в машину для убийств.

Но у зрителей всегда будет «Первая кровь» — непростой, тяжёлый фильм о судьбе ветерана. Именно этот Джон Рэмбо останется в истории кино как культовый персонаж, оригинальный фильм о котором остаётся актуальным и по сей день.

Сильвестр Сталлоне благодаря этому фильму приобрёл статус разнопланового актера и вышел из образа Рокки Бальбоа. У зрителей появился новый герой — трагичный и непростой. Влияние Рэмбо на кинематограф очевидно: персонажи боевиков наконец приобрели необходимую глубину.

В этом плане «Первая кровь» была и остаётся одним из лучших фильмов в жанре. Если вы давно его не пересматривали, то это стоит сделать — он не устарел, а даже приобрёл еще больший вес. Именно это — критерий действительно отличной картины.

367367
58 комментариев

Спасибо, великолепный текст.Только думал написать про неадекватность сиквелов - а тут и про это есть. 

Честно говоря, мне больше нравится идея фильма, чем книги, эта история более трагична и больше цепляет зрителя. От изменений сюжета фильм только выиграл: получилось очень... душевно, что ли.

Только вот жаль, что все продолжения - ну очень так себе. Новую часть смотреть и вовсе не хочется.

38

Комментарий недоступен

35

Я вот тоже прихерел. Во первых с того, что такое количество огнестрела (автоматического!) выдали на съёмки, а во вторых, с того, как буднично об этом написано, мол ну спёрли, ну недоглядели

3

Наверняка какой-нибудь чувак в Техас себе увёз))

1

Актёр не мог позволить себе даже покупать корм для пса, поэтому уже готовился отдать его.

>

В каком смысле "готовился"? Позже ему вообще было нечего есть и он продал собаку. За $50.

Продал и сидел ждал. Через 2-3 недели ему заплатили за сценарий первый гонорар и он побежал выкупать назад Баскуса. А купивший уже знал про успех Сталлоне и запросил $15.000.

И Сталлоне выкупил собаку назад за 15 тыс.

С месяц назад он постил фото с ним, в очередной раз вспоминал.

23

Дописал про Баскуса, спасибо за то, что указали.

3

Извините, если ввёл в заблуждение, потому что я просто опустил эту историю, хоть и знал про неё. А так, конечно, вы во всём правы. Как приду домой, подправлю этот абзац.

2