Киберпанк в анимации

Киберпанк в анимации

Мультипликация это мир без границ. Возможно, поэтому, атрибуты того, что сегодня называют киберпанком начали появляться в мультфильмах за долго до того, как киберпанк сформировался как жанр, например человек-кинокамера из отечественного мультфильма "Советские игрушки" (1924 год)

Киберпанк в анимации

Не говоря уже о более поздних научно-фантастических работах мультипликаторов, таких как "Возвращение" Владимира Тарасова (1980 год)

Киберпанк в анимации

или "Тяжёлый метал" Джеральда Поттертона (1981 год)

Киберпанк в анимации

Однако, полноценным киберпанком эти мультфильмы назвать сложно. В большом количестве научной фантастики тех времён (да и более ранних тоже) встречался как трансгуманизм, так и корпорации, контролирующие общество путём промывания мозгов. Вообще интернет-споры о том, какое произведение является киберпанком, а какое нет, это отдельная дисциплина Специальной Олимпиады. Именно поэтому, сначала давайте разберёмся,что такое киберпанк.

Слово "киберпанк" было придумано писателем Брюсом Бетке, который в 1983 году опубликовал одноимённый рассказ (к слову, жанровым киберпанком он не считается). Ну а вторую жизнь термину "киберпанк", подарил критик Гарднер Дозуа, в своих рецензиях на романы Уильяма Гибсона. Тогда же и были сформированы краткие критерии киберпанка "High tech. Low life", при этом "low life" обозначает не только бедность, но бесправие, незащищённость, угнетённость обычных людей.

Киберпанк в анимации

Но не стоит причислять к киберпанку любую научно-фантастическую антиутопию. Классические киберпанк-романы, по мнению поклонников, имеют ряд характерных для сеттинга штампов, таких как развитый трансгуманизм, киберпространство и развитые транснациональные корпорации, контролирующие власть.

Подобное было, например, в романе Евгения Замятина "Мы" (1920 год), однако киберпанком он не считается (хотя, наверняка, кто-нибудь поспорит). Одной из причин является то, что помимо вышеперечисленных штампов, классические киберпанк-произведения рассказывают о ближайшем будущем, Земли, а не о временах развитых межгалактических путешествий.

Киберпанк в анимации

Вторая причина более спорна, так как однозначно никто из "крёстных отцов" киберпанка её не подтверждал. Нельзя не отметить, что жанр появился в США в середине 80-х. В то время в Америке доминировала мода на всё японское. Японию считали страной будущего и все что было связано с ней моментально становилось иконой высоких технологий - японские техника, автомобили, боевые искусства, музыка, стиль одежды, макияж, еда и даже мультипликация оказывали огромное влияние на культуру США в восьмидесятые, в том числе и на научную фантастику. Вследствие этого, ещё одним аспектом классических киберпанк-романов является серьёзное влияние Японии на мировую ситуацию. Как вы видите, жанр получается довольно узкий.

Киберпанк в анимации

Литературный киберпанк оказал существенное влияние на американский кинематограф, а вот анимационная индустрия, в 80-е годы в США была преимущественно детской, киберпанк не подходил для мультиков, так как, нёс в себе слишком сложный идейный подтекст.

Но взрослая мульт-индустрия была в Японии и, конечно же, японцы не обошли стороной такое интересное явление. За всё время существования феномена, ни в одной другой стране (да и, наверное во всех странах вместе взятых) не было выпущено такого количества мультфильмов и комиксов в жанре "киберпанк".

Уже в 1986 году выходит аниме "Мегазона 23", которое многие поклонники считают первым киберпанк-аниме. Общего с жанром и правда много - компьютерные технологии, правительственный заговор, постапокалиптический мир. Но, всё же, если вспомнить и перечислить характерные черты киберпанка, то "Мегазона 23" это скорее фантастический боевик.

Киберпанк в анимации

В последующие несколько лет японские авторы выпускают ряд анимационных фильмов, которые в современной культуре считаются классическими представителями анимационного киберпанка (примечание: да, далеко не все они соответствуют описанию жанра, однако западные поклонники причисляют их к киберпанку), среди которых: "Черная магия М-66"

Киберпанк в анимации

"Grey: Digital Target"

Киберпанк в анимации

"Bubblegum Crisis"

Киберпанк в анимации

"Dominion: Tank Police"

Киберпанк в анимации

и, конечно же "Akira"

Киберпанк в анимации

Последний считается многими критиками одним из величайших анимационных и научно-фантастических произведений всех времен, так же как и важной вехой в истории японской анимации. Фильм оказал существенное влияние на популярную культуру по всему миру, именно из "Акиры" черпали вдохновение авторы многих работ в индустрии анимации, комиксов, кино, музыки, телевидения и компьютерных игр. Вероятно, секрет успеха Акиры в том, что это не просто боевик с торчащими из людей проводами. Как и положено киберпанку, мультфильм имеет социальный подтекст и поднимает личностные проблемы, возникающие в обществе, контролируемом за счёт высоких технологий. При этом аниме заставляет задуматься о вещах, которые совсем не обязательно должны быть связаны с правительственными заговорами или высокими технологиями.

Примерно в это же время, на волне популярности фильма "Робокоп", американские авторы начинают выпуск одноимённого мультсериала. Он расчитан на детскую аудиторию и абсолютно не затрагивает проблематику "телесного" и "душевного" миров, за которую зрители полюбили фильм.

Киберпанк в анимации

Однако, данную проблематику хорошо раскрывает аниме "Appleseed". Среди японцев есть мнение, что именно из манги "Appleseed" 1985 года черпали своё вдохновение авторы Робокопа. А ещё у японского робота-полицейского классные кроличьи ушки.

Киберпанк в анимации

К началу девяностых японцы выпускают ещё несколько жанровых мультфильмов, таких как Cybernetics Guardian, Кибергород Эдо и Goku Midnight Eye. Однако, настоящим подарком для поклонников жанра становится мультфильм Эон Флакс, вышедший на MTV в 1991 году. Изначально это были короткие бессловестные зарисовки, переросшие в мультсериал с целостным сюжетом.

Киберпанк в анимации

Но, к сожалению, киберпанк на западе не прижился как мультипликационный жанр. Во взрослой анимации стали доминировать комедии, а создание чего то серьёзного стало слишком рискованным и дорогим делом. К тому же, мода на научную фантастику скоро закончилась и на первый план вновь вышло фэнтези.

Однако, японцы продолжили радовать зрителей аниме-киберпанком и в девяностые и в нулевые. Они выпустили философский "Призрак в доспехах", заставляющий зрителя задуматься над кибернетической эволюцией и поразмыслить над такими вопросами, как "Имеет ли копия человеческого разума копию человеческой души?". Именно этим мультфильмом вдохновлялись братья Вачовски при создании Матрицы.

Киберпанк в анимации

В ответ японцы выпустили серию тематических короткометражек от разных авторов под единым названием "Аниматрица"

Киберпанк в анимации

Особо много киберпанк-аниме рисовали в начале нулевых. Японцы сделали мрачные и тяжёлые "Texhnolyze" и "Эрго Прокси", которые продолжили развивать идеи киберпанк-течения.

Киберпанк в анимации

Огромное количество киберпанк-аниме выходит и по сей день, однако, пока, критиков мало что впечатлило. Хотя, известных и коммерчески успешных проектов хватает, например "Blame!", изготовленный специально для Netflix.

Киберпанк в анимации

А вот кто действительно попробовал вложить силы в развитие жанра, так это сербский автор Алекса Гаич. Его мультфильм "Эдит и я" напротив рассказывает об обществе счастливом и окончательно погрязшем в потреблении на примере студентки, которой проще вживить имплантант, чем подготовиться к экзамену со всеми вытекающими последствиями. Но, несмотря на изменённый сеттинг, сама проблематика смотрится вторично.

Киберпанк в анимации

Именно вторичность является главным бичом киберпанка в текущем десятилетии. Как среди фильмов, так и среди мультфильмов, выходили, по большей части, ремейки - "Вспомнить всё", "Робокоп", "Призрак в доспехах", "Трон: Наследие", "Appleseed", "Бегущий по лезвию".

Да и литературные отцы киберпанка признали жанр изжившим себя и теперь, по большей части, занимаются развитием пост-киберпанка. Сам же киберпанк сегодня существует скорее в виде ретрофутуризма и чаще появляется в компьютерных играх, нежели в книгах или на экранах. Хотя, русские авторы коллектива "Evil Pirate Studio" выпустили трейлер мультфильма "Киберслав", который интернет-СМИ назвали "древнеславянским киберпанком"

Киберпанк в анимации

Будет ли работа интересной? Этого мы, пока, не знаем, как и того, выйдет ли она впринципе. Будет ли это развитием жанра киберпанк? Скорее всего, никакого отношения к реальному киберпанку иметь фильм не будет. В любом случае, приятный визуал и сеттинг авторы нам уже показали, главное чтобы сценраий не подвёл (а в русских фильмах с этим слишком часто бывают проблемы).

Материал подготовил Вася Свежий. Вступайте в группу ВК, если хотите ещё больше интересных фактов из мира мультипликации. До скорого!

3434
20 комментариев
[]