Киберпанк в анимации

Киберпанк в анимации

Мультипликация это мир без границ. Возможно, поэтому, атрибуты того, что сегодня называют киберпанком начали появляться в мультфильмах за долго до того, как киберпанк сформировался как жанр, например человек-кинокамера из отечественного мультфильма "Советские игрушки" (1924 год)

Киберпанк в анимации

Не говоря уже о более поздних научно-фантастических работах мультипликаторов, таких как "Возвращение" Владимира Тарасова (1980 год)

Киберпанк в анимации

или "Тяжёлый метал" Джеральда Поттертона (1981 год)

Киберпанк в анимации

Однако, полноценным киберпанком эти мультфильмы назвать сложно. В большом количестве научной фантастики тех времён (да и более ранних тоже) встречался как трансгуманизм, так и корпорации, контролирующие общество путём промывания мозгов. Вообще интернет-споры о том, какое произведение является киберпанком, а какое нет, это отдельная дисциплина Специальной Олимпиады. Именно поэтому, сначала давайте разберёмся,что такое киберпанк.

Слово "киберпанк" было придумано писателем Брюсом Бетке, который в 1983 году опубликовал одноимённый рассказ (к слову, жанровым киберпанком он не считается). Ну а вторую жизнь термину "киберпанк", подарил критик Гарднер Дозуа, в своих рецензиях на романы Уильяма Гибсона. Тогда же и были сформированы краткие критерии киберпанка "High tech. Low life", при этом "low life" обозначает не только бедность, но бесправие, незащищённость, угнетённость обычных людей.

Киберпанк в анимации

Но не стоит причислять к киберпанку любую научно-фантастическую антиутопию. Классические киберпанк-романы, по мнению поклонников, имеют ряд характерных для сеттинга штампов, таких как развитый трансгуманизм, киберпространство и развитые транснациональные корпорации, контролирующие власть.

Подобное было, например, в романе Евгения Замятина "Мы" (1920 год), однако киберпанком он не считается (хотя, наверняка, кто-нибудь поспорит). Одной из причин является то, что помимо вышеперечисленных штампов, классические киберпанк-произведения рассказывают о ближайшем будущем, Земли, а не о временах развитых межгалактических путешествий.

Киберпанк в анимации

Вторая причина более спорна, так как однозначно никто из "крёстных отцов" киберпанка её не подтверждал. Нельзя не отметить, что жанр появился в США в середине 80-х. В то время в Америке доминировала мода на всё японское. Японию считали страной будущего и все что было связано с ней моментально становилось иконой высоких технологий - японские техника, автомобили, боевые искусства, музыка, стиль одежды, макияж, еда и даже мультипликация оказывали огромное влияние на культуру США в восьмидесятые, в том числе и на научную фантастику. Вследствие этого, ещё одним аспектом классических киберпанк-романов является серьёзное влияние Японии на мировую ситуацию. Как вы видите, жанр получается довольно узкий.

Киберпанк в анимации

Литературный киберпанк оказал существенное влияние на американский кинематограф, а вот анимационная индустрия, в 80-е годы в США была преимущественно детской, киберпанк не подходил для мультиков, так как, нёс в себе слишком сложный идейный подтекст.

Но взрослая мульт-индустрия была в Японии и, конечно же, японцы не обошли стороной такое интересное явление. За всё время существования феномена, ни в одной другой стране (да и, наверное во всех странах вместе взятых) не было выпущено такого количества мультфильмов и комиксов в жанре "киберпанк".

Уже в 1986 году выходит аниме "Мегазона 23", которое многие поклонники считают первым киберпанк-аниме. Общего с жанром и правда много - компьютерные технологии, правительственный заговор, постапокалиптический мир. Но, всё же, если вспомнить и перечислить характерные черты киберпанка, то "Мегазона 23" это скорее фантастический боевик.

Киберпанк в анимации

В последующие несколько лет японские авторы выпускают ряд анимационных фильмов, которые в современной культуре считаются классическими представителями анимационного киберпанка (примечание: да, далеко не все они соответствуют описанию жанра, однако западные поклонники причисляют их к киберпанку), среди которых: "Черная магия М-66"

Киберпанк в анимации

"Grey: Digital Target"

Киберпанк в анимации

"Bubblegum Crisis"

Киберпанк в анимации

"Dominion: Tank Police"

Киберпанк в анимации

и, конечно же "Akira"

Киберпанк в анимации

Последний считается многими критиками одним из величайших анимационных и научно-фантастических произведений всех времен, так же как и важной вехой в истории японской анимации. Фильм оказал существенное влияние на популярную культуру по всему миру, именно из "Акиры" черпали вдохновение авторы многих работ в индустрии анимации, комиксов, кино, музыки, телевидения и компьютерных игр. Вероятно, секрет успеха Акиры в том, что это не просто боевик с торчащими из людей проводами. Как и положено киберпанку, мультфильм имеет социальный подтекст и поднимает личностные проблемы, возникающие в обществе, контролируемом за счёт высоких технологий. При этом аниме заставляет задуматься о вещах, которые совсем не обязательно должны быть связаны с правительственными заговорами или высокими технологиями.

Примерно в это же время, на волне популярности фильма "Робокоп", американские авторы начинают выпуск одноимённого мультсериала. Он расчитан на детскую аудиторию и абсолютно не затрагивает проблематику "телесного" и "душевного" миров, за которую зрители полюбили фильм.

Киберпанк в анимации

Однако, данную проблематику хорошо раскрывает аниме "Appleseed". Среди японцев есть мнение, что именно из манги "Appleseed" 1985 года черпали своё вдохновение авторы Робокопа. А ещё у японского робота-полицейского классные кроличьи ушки.

Киберпанк в анимации

К началу девяностых японцы выпускают ещё несколько жанровых мультфильмов, таких как Cybernetics Guardian, Кибергород Эдо и Goku Midnight Eye. Однако, настоящим подарком для поклонников жанра становится мультфильм Эон Флакс, вышедший на MTV в 1991 году. Изначально это были короткие бессловестные зарисовки, переросшие в мультсериал с целостным сюжетом.

Киберпанк в анимации

Но, к сожалению, киберпанк на западе не прижился как мультипликационный жанр. Во взрослой анимации стали доминировать комедии, а создание чего то серьёзного стало слишком рискованным и дорогим делом. К тому же, мода на научную фантастику скоро закончилась и на первый план вновь вышло фэнтези.

Однако, японцы продолжили радовать зрителей аниме-киберпанком и в девяностые и в нулевые. Они выпустили философский "Призрак в доспехах", заставляющий зрителя задуматься над кибернетической эволюцией и поразмыслить над такими вопросами, как "Имеет ли копия человеческого разума копию человеческой души?". Именно этим мультфильмом вдохновлялись братья Вачовски при создании Матрицы.

Киберпанк в анимации

В ответ японцы выпустили серию тематических короткометражек от разных авторов под единым названием "Аниматрица"

Киберпанк в анимации

Особо много киберпанк-аниме рисовали в начале нулевых. Японцы сделали мрачные и тяжёлые "Texhnolyze" и "Эрго Прокси", которые продолжили развивать идеи киберпанк-течения.

Киберпанк в анимации

Огромное количество киберпанк-аниме выходит и по сей день, однако, пока, критиков мало что впечатлило. Хотя, известных и коммерчески успешных проектов хватает, например "Blame!", изготовленный специально для Netflix.

Киберпанк в анимации

А вот кто действительно попробовал вложить силы в развитие жанра, так это сербский автор Алекса Гаич. Его мультфильм "Эдит и я" напротив рассказывает об обществе счастливом и окончательно погрязшем в потреблении на примере студентки, которой проще вживить имплантант, чем подготовиться к экзамену со всеми вытекающими последствиями. Но, несмотря на изменённый сеттинг, сама проблематика смотрится вторично.

Киберпанк в анимации

Именно вторичность является главным бичом киберпанка в текущем десятилетии. Как среди фильмов, так и среди мультфильмов, выходили, по большей части, ремейки - "Вспомнить всё", "Робокоп", "Призрак в доспехах", "Трон: Наследие", "Appleseed", "Бегущий по лезвию".

Да и литературные отцы киберпанка признали жанр изжившим себя и теперь, по большей части, занимаются развитием пост-киберпанка. Сам же киберпанк сегодня существует скорее в виде ретрофутуризма и чаще появляется в компьютерных играх, нежели в книгах или на экранах. Хотя, русские авторы коллектива "Evil Pirate Studio" выпустили трейлер мультфильма "Киберслав", который интернет-СМИ назвали "древнеславянским киберпанком"

Киберпанк в анимации

Будет ли работа интересной? Этого мы, пока, не знаем, как и того, выйдет ли она впринципе. Будет ли это развитием жанра киберпанк? Скорее всего, никакого отношения к реальному киберпанку иметь фильм не будет. В любом случае, приятный визуал и сеттинг авторы нам уже показали, главное чтобы сценраий не подвёл (а в русских фильмах с этим слишком часто бывают проблемы).

Материал подготовил Вася Свежий. Вступайте в группу ВК, если хотите ещё больше интересных фактов из мира мультипликации. До скорого!

3434
20 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

Как всегда, прекрасный комментарий. Не зря подписался. Помню, может месяц назад, прочитал ветку комментариев про "киберпанк" под одним постом. Узнал много чего нового, стал интересоваться этой темой. Так что моё почтение и большое спасибо!

2
Ответить

Как там Блэйм, получился или мангу проебали?

Ответить

Добавить побольше кадров в секунду и было бы прям хорошо. А так сделали довольно классический эпизод из жизни Килли: он куда-то идет, встречает каких-то челиков, помогает им, часть из них дохнет в процессе, Килли идет дальше.

1
Ответить

Да про школьников оно.

Ответить

Красиво, бестолково, с пивом потянет. До манги полнометражке как до луны, конечно, но разок её посмотреть можно.

И, кстати, тенденция относить Блейм к киберпанку мне кажется странной — это в лучшем случае посткиберпанк, а скорее даже фантастический боевик с элементами киберпанка. У Нихея под определение киберпанка больше подходит Биомега, да и то только в первой половине сюжета.

Ответить

Эон Флакс - топищще! Так пендосскую цензуру не помню кто траллил.)

Ответить