Рубрика развивается при поддержке

Что такое IMAX, RealD 3D и Dolby Atmos и какие технологии лежат в их основе Материал редакции

Трёхмерное кино и широкие форматы.

В закладки
Аудио

В российский прокат вышел фильм «Гемини» — экшн от режиссёра «Жизни Пи» Энга Ли, интересный не столько сюжетом и не столько тем фактом, что там играют аж два Уилла Смита, сколько своим необычным форматом.

«Гемини» снят на модернизированные камеры ARRI Alexa, способные записывать видео в 4К и 120FPS (правда, в большинстве кинотеатров картину будут показывать максимум в 60FPS, потому что до таких технологий индустрия банально не доросла). Причём съёмки производились одновременно сразу на две камеры, установленные на специальный риг STEREOTEC 3D — всё для того, чтобы добиться подлинного эффекта объёмного изображения.

Трейлер фильма (но почему-то в 24FPS)

Понятно, что формат «Гемини» полноценно приживётся нескоро (если вообще когда-нибудь приживётся), ведь киноиндустрия слишком консервативна для того, чтобы так быстро принимать новые технологии — многие критики, например, до сих пор считают, что повышенная частота кадров убивает «кинематографичность».

Тем не менее, в наш цифровой век совсем избежать новшеств кино не удаётся, и с каждым годом на афишах кинотеатров мы видим всё больше красивых терминов: IMAX, 3D HFR, RealD, Dolby Atmos, 4DX. Многие из них давно вошли в наш зрительский обиход, а вот что конкретно они означают, скорее всего, знают далеко не все.

Cегодня мы решили рассказать о том, что такое настоящий IMAX, чем RealD и 4DX отличаются от стандартного 3D, а Dolby Atmos — от знакомого всем с эпохи DVD Dolby Surround.

IMAX

Сразу стоит сказать, что IMAX — не только название кинозалов с гигантскими экранами. Это целая система, объединяющая технологии съёмки, записи звука, обработки и кинопроекции. Проще говоря, чтобы получить настоящий IMAX-фильм, мало показать его в мультиплексе с подходящим экраном. Нужно снять кино на запатентованные компанией камеры с особым форматом кадра и лишь затем запустить его в зале с, опять же, запатентованной архитектурой и специально сконструированными проекторами.

К тому же, технология это не то чтобы современная. История IMAX началась ещё в 1967 году. Правда, тогда компания называлась Multiscreen Corporation.

Основали её четыре канадских кинематографиста: режиссёры-изобретатели Грай Фергюсон и Роман Койтор, инженер Уильям Шоу, а также бизнесмен Роберт Керр. Случилось это после того, как на выставке Expo 67 в Монреале они по отдельности представляли две экспериментальные картины: «В лабиринте» и «Человек и полярные регионы».

Обе снимались сразу на несколько камер и демонстрировались на нескольких связанных экранах одновременно — ради достижения панорамного эффекта и чувства «погружения».

«В лабиринте»

Поняв, что они преследуют общую цель — поиск технических средств, способных буквально «раздвинуть» рамки привычного киноэкрана — режиссёры объединились и начали искать путь, как облегчить работу с мультиэкраном.

Надо заметить, что стремление увеличить пространство кадра для кино было уже не в новинку. Ещё в 1929 году студия Fox представила широкоэкранный 70-миллиметровый формат Fox Grandeur, но он быстро вышел из употребления из-за высокой стоимости. В 1953-м появился анаморфированный формат CinemaScope, позволявший снимать кино с соотношением сторон вплоть до 2,66:1 против стандартного «квадратного» 1,37:1.

​В наши дни технологию CinemaScope использовали, допустим, для съёмок «Ла-Ла Ленда».

Multiscreen же хотела пойти ещё дальше и увеличить пространство кадра не только в ширину, но и в высоту. Сначала она, как и в своих экспериментальных короткометражках, пыталась сделать это с помощью несколько одновременно снимающих камер и связки синхронно работающих проекторов.

Похожую технику ещё в 1927 году использовал Абель Ганс в своём «Наполеоне»

Но такой подход слишком усложнял процесс съёмки и проекции и, к тому же, связан с огромным риском технического брака. В конце концов, Уильям Шоу изобрёл систему, которая требовала лишь одну камеру. В ней использовалась 70-мм плёнка, но заряжалась она не вертикально, как обычно, а горизонтально — так ширина кадра могла быть шире, чем сама плёнка.

Так как ни о каком мультиэкране речи больше не шло, название компании пришлось сменить. В ходе «мозгового штурма» появилась фраза maximum image («максимальное изображение»), позже превратившееся в IMAX.

Наглядное сравнение размеров 70-мм плёнки IMAX и стандартной 35-мм, на которую до цифрового бума снималось абсолютное большинство фильмов

Первый снятый по технологии IMAX фильм, короткометражная документалка Tiger Child, вышла уже через три года — её премьера прошла на Expo 70 в Японии. В 1971-м в столице Канады Оттаве построили первый постоянный кинотеатр, способный показывать кино в формате IMAX — Cinesphere, сохранившийся до наших дней.

В день открытия Грай Фергюсон показал там свой документальный короткометражный фильм North of Superior, снятый специально для демонстрации возможностей IMAX.

Сам фильм начинается с 32:58

В настоящем, нативном IMAX-зале экран расположен близко к зрителям — так, что он закрывает собой всё поле зрения человека. Ряды кресел поднимают над землёй и ставят относительно друг друга под очень крутым углом (вплоть до 30 градусов), чтобы люди с любого места, будь то самого нижнего или самого высокого, смотрели на экран прямо.

Сам экран должен обладать минимальным размером в 22 метра в ширину и 16.1 метр в длину. Самый большой на данный момент IMAX-экран, находящийся в австралийском Мельбурне, может похвастаться габаритами в 32 метра на 23 метра.

Другой кинотеатр в Сиднее, которому раньше принадлежал рекорд, сейчас реконстрирует зал, чтобы вернуть себе первенство​

Впрочем, до конца 10-х годов XXI века формат IMAX практически не использовали в коммерческом кино — не считая диснеевской «Фантазии 2000», с треском провалившейся в прокате. В основном в этих залах показывали специально снятые для них документальные фильмы о природе или короткометражные анимационные картины.

Также с 80-х годов IMAX активно сотрудничает с NASA — многие космические миссии документировали свою работу на их камеры.

Лишь в 2008 году технология открыла себе путь в большое кино. Ей заинтересовался Кристофер Нолан, который давно восхищался детализированностью изображения и художественными возможностями IMAX.

В «Тёмном рыцаре» он использовал IMAX-камеры для экшн-сцен (в частности, начальной сцены ограбления) — всего он снял на них 28 минут из финального хронометража.

Через год IMAX камеры использовал Майкл Бэй для нескольких сцен второй части «Трансформеров». Через три — Брэд Бёрд в «Миссия невыполнима: Протокол Фантом». Именно на IMAX снята знаменитая сцена, где Том Круз бегает по стенам небоскрёба Бурдж-Халифа.

На сегодняшний момент всего 17 полнометражных фильмов использовали IMAX камеры. Но почти никто не эксплуатирует их как основное средство съёмки — слишком они дорогие и тяжёлые. Лишь две ленты — «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал» — сняты целиком на цифровые IMAX Arri Alexa.

​Остальное, что вы можете увидеть на IMAX экранах — следствие постобработки Digital Media Remastering, позволяющей любой фильм конвертировать в формат IMAX.

А вот на плёночную 70-мм версию целиком не снято ни одного фильма. Рекорд принадлежит «Дюнкерку» Кристофера Нолана — 75% материала создано при помощи IMAX камер. Не получилось на них снять только сцены с диалогами: дело в том, что плёночные IMAX камеры очень сильно шумят.

Причём и прошлый, и позапрошлый рекорды также принадлежали Нолану: сначала «Тёмному рыцарю», затем — «Интерстеллару».

В том же 2008-м, когда цифровая проекция начала активно заменять плёночную, IMAX представили новую систему Digital IMAX. По сути, это упрощённая версия оригинального IMAX, приспособленная для показов в мультиплексах.

Она не требует настолько огромных экранов, а изображение в таких залах проецируется с меньшим соотношением сторон (1.90:1 вместо 1.43:1) и разрешением в 2К — что намного меньше, чем в плёночном аналоге.

Поклонники компании встретили новшество в штыки — у новых, «уменьшенных» цифровых IMAX-залов даже появилось народное название, LieMax.

​Абсолютное большинство российских IMAX — это как раз Digital IMAX

Сейчас на смену Digital IMAX приходит Laser IMAX — соотношение сторон в нём вернулось к оригинальному, а качество возросло до 4K. Но в России пока всего два кинотеатра с такой технологией — и оба находятся в Москве.

На картинке видно разницу между IMAX и обычным экраном, а также IMAX Laser и Digital IMAX (здесь он называется IMAX Xenon)​

RealD 3D

Чтобы понять, чем RealD 3D принципиально отличается от конкурентов, сначала надо понять, как стереоскопическое изображение вообще работает.

Трёхмерное кино в целом — изобретение совсем не новое. Первые эксперименты по получению объёмного движущегося изображения проводили ещё в 1890-х, первое практическое применение датировано 1915-м. Тогда пионер кинематографа Эдвин С. Портер показал публике несколько коротких зарисовок, 3D-эффект в которых достигался с помощью анаглифа.

Трейлер фильма «Бвана-чёрт» 1952 года, также снятого в 3D.

Анаглиф — метод, когда на экран проецируется сразу два изображения: одно в красном канале, другое — в синем (или, скорее, бирюзовом). Относительно друг друга изображения немного смещены, и когда зритель смотрит на них через специальные очки, то каждый глаз видит только один канал.

Получается, что зритель как бы смотрит на экран сразу с двух перспектив (левого глаза и правого глаза) и, соответственно, получается эффект трёхмерного изображения.

Конечно, анаглиф несовершенен — из-за необходимости красно-синей кодировки такие фильмы очень плохо передавали цветовую композицию. Но в целом современный метод создания 3D очень похож на тот, что использовали сотню лет назад.

Технология Dolby-3D, например, отличается лишь тем, что разделяет не целые цвета, а конкретные диапазоны длины волн в спектре. IMAX 3D идёт дальше и делит изображение с двух проекторов поляризационными фильтрами: одна часть поляризуется вертикально, вторая — горизонтально. Фильтры на очках позволяют, соответственно, видеть одному глазу только вертикальные волны, а второму только горизонтальные.

Есть ещё технология XpanD, в которой делят изображение уже сами очки. Проектор при таком показе демонстрирует фильм с частотой 48 кадров в секунду — по 24 кадра на каждый глаз, а очки по команде расставленных по залу инфракрасных датчиков попеременно закрывают створки — то слева, то справа.

Если в кинотеатре вам выдали относительно увесистые пластиковые очки с тёмным датчиком между глаз — это вот как раз XpanD.

RealD 3D больше всего похожа по технологии на IMAX 3D, но с одним значительным различием. Вместо линейной поляризации она использует круговую — так, половина кадров (для, допустим, левого глаза) поляризована по часовой стрелке, вторая (для правого) — против часовой.

Это помогает не терять эффект трёхмерности при повороте головы: если вы начнёте осматриваться в IMAX кинотеатре, изображение потеряет всю стереоскопичность.

Также RealD 3D не требует наличия двух проекторов. Вместо этого один проектор показывает кино со скоростью в 144 кадра в секунду, по 72 на глаз. При этом, чтобы избежать эффекта мерцания, каждый кадр дублируется три раза — получаются стандартные 24 FPS.

Видеоролик от самой компании RealD, объясняющий работу их технологии

Главная проблема RealD 3D — с которой все, наверняка, сталкивались — это низкая яркость изображения. Дело в том, что для работы этой технологии (как и, кстати, для IMAX 3D), необходимы специальные посеребрённые экраны — обычный экран очень плохо отражает поляризованный свет. Но даже так потеря в свете остаётся.

Сейчас RealD выпустила новую технологию, которая, правда, пока не успела стать массовой. Называется она RealD 3D XL и, по уверениям компании, должна решить проблему со светопередачей.

К слову, как и в случае с IMAX, фильмов снятых с нативным 3D делают не так много, как представляют нам маркетологи — для этого, как минимум, нужно снимать кино сразу на две камеры, и далеко не каждая студия и не каждый режиссёр готовы идти на такие затраты.

Сайт Real 3D or Fake 3D каждый год отслеживает, какие картины на самом деле сняты в стереоскопическом изображении, а какие приобрели эффект трёхмерности с помощью чуда пост-продакшена. В 2019, например, настоящим 3D может похвастаться только «Алита: Боевой ангел» (и как раз «Гемини», который на сайт, видимо, пока не добавили).

​Кадр со съёмок фильма «Алита: Боевой ангел»

4DX

Своим названием эта технология может напомнить те самые аттракционы с курортов, где вам предлагают не какие-то там жалкие «три дэ», а все 4D, 5D, 10D, 100D! По сути, 4DX и есть их кровный родственник — только масштабнее и в разы качественнее. И вместо дешёвеньких CG-роликов с американскими горками и «домами ужасов» в 4DX показывают полнометражные блокбастеры.

​Да, примерно так

Что же это за четвёртое измерение, которое нам предлагает название? Не время, разумеется (в этом смысле все фильмы, в общем-то, 4D). «Четвёртое измерение» — чисто коммерческий ход, и подразумевается под этим названием набор механических эффектов — движения кресел, туман, запахи, вспышки стробоскопа, капли и прочее-прочее, на что только хватит фантазии — которые как бы «дополняют» опыт просмотра картины и увеличивают степень погружения зрителя.

Впервые такой подход применили в далёком 1960-м в фильме «Запах тайны». В этом комедийном детективе использовали технологию Smell-O-Vision, которая в определённые моменты фильма выпускала в зал особые запахи, тесно связанные с сюжетом. Один из героев, например, там идентифицировался по запаху курительного табака.

​Что-то похожее делал Роберт Родригес в четвёртых «Детях шпионов»

Тем не менее, почти полвека «4D-фильмы» оставались в рамках аттракционов и единичных экспериментов. Лишь в 2009 году корейская компания CJ CGV решила вывести эту технологию в большое кино. Они начали активно сотрудничать с кинотеатрами и студиями, чьи фильмы они собираются показывать.

Иногда сами авторы соглашаются помочь программировать показ — то есть разрабатывать алгоритм, по которому в нужные моменты движутся зрительские сиденья, выпускаются пары тумана и запахи. Но чаще CJ CGV занимаются этим самостоятельно — от создателей фильма требуется лишь подписать контракт на показы в 4DX.

Возможности «четвёртого измерения» у 4DX, в отличие от похожих аттракционнов, вполне конкретные и закреплённые патентом — то есть сходив в разных странах на такой показ, вы получите очень похожий опыт.

4DX умеет двигать кресла зрителей в такт движению, выпускать «туман» и запахи, брызгать в зрителя водой, имитировать вспышки света, снег и ветер. Также часто над ухом у зрителя расположены маленькие динамики, имитирующие свист пуль.

4DX — самая массовая на данный момент коммерческая 4D-система, у которой почти нет серьёзных конкурентов. Ближайший, D-Box, сильно проигрывает в технологиях — из эффектов у него есть только движущиеся сиденья.

Dolby Atmos

Перед началом практически каждого сеанса в кино мы видим логотип Dolby — самой популярной в индустрии компании, занимающейся технологиями обработки и воспроизведения звука. С ней сотрудничают практически все кинотеатры: исключение составляют разве что залы IMAX, у которых своя собственная система воспроизведения звука.

Технологии Dolby позволяют нам, зрителям, слышать в кино объёмный звук — стандартно записанное стерео они декодируют в пяти-, иногда семи- или даже двенадцатиканальный звук, а особое расположение колонок в зале закрепляет эффект, будто кино разворачивается где-то в пространстве вокруг вас.

Долгое время кинотеатры пользовались различными вариациями стандарта Dolby Surround — в нём один динамик всегда расположен за экраном, остальные — вдоль стен. Иногда, если это стандарт 12.1, динамик может быть на задней стене зала.

Но относительно недавно появился Dolby Atmos — новый стандарт, который, за исключением красивого названия, мало что зрителю о себе говорит. На самом деле разница значительная, и заключается она не только в расположении динамиков — кроме фронтальных, задних и боковых в кинозалах Dolby Atmos есть дополнительные динамики на потолке.

Также изменился сам подход к воспроизведению звука. Раньше каждая звуковая дорожка закреплялась за одним каналом, чью громкость и пространственное размещение звукорежиссёр должен был выставлять самостоятельно.

Проблема здесь в том, что у разных залов совершенно разные возможности воспроизведения, и фильм, который звучал отлично в одном кинотеатре, мог ужасно показать себя в другом.

Dolby Atmos же вместо каналов предлагает привязывать дорожки к «звуковым объектам». То есть звукорежиссёру больше не нужно думать, из какой конкретной колонки пойдёт звук. Он лишь берёт свой объект — допустим, проезжающую в кадре машину — и прописывает его динамическое расположение в пространстве.

А алгоритмы Dolby Atmos на основе аудиосистемы конкретного зала сами рассчитывают, в каком динамике и с какой громкостью этот звук должен появиться.

Dolby Atmos несколько упрощает работу звукорежиссёров, но главное — позволяет зрителям, вне зависимости от оборудования их зала, получить более-менее похожий опыт (хотя бы с точки зрения пространственного сведения).

Сейчас стандарт Dolby Atmos распространяется и на домашние системы, и даже на наушники — для последних необходимо лишь купить лицензию в приложении Dolby Access.

{ "author_name": "Ефим Гугнин", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438","\u043b\u043e\u043d\u0433","long","imax"], "comments": 95, "likes": 479, "favorites": 911, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 75077, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 20 Oct 2019 18:48:50 +0300", "is_special": false }
С подпиской КиноПоиск HD тысячи фильмов и сериалов ваши
Новым зрителям 30 дней бесплатно
30 дней подписки КиноПоиск HD бесплатно для пользователей, которые не оформляли ранее подписку КиноПоиск HD или подписку КиноПоиск + Амедиатека.
Далее — 269 ₽/мес. Условия: https://ya.cc/5Irdq
0
{ "id": 75077, "author_id": 36827, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/75077\/get","add":"\/comments\/75077\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/75077"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }
95 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
67

Процесс перед началом сеанса и просто безумное мастерство оператора проектора IMAX

https://www.youtube.com/watch?v=_uFyp1WS1Fw

Ответить
11

Офигеть. Всегда думала что фильмы отправляют на HDD в цифре. 

Ответить
3

Какой смысл тогда снимать на плёнку?)

А в цифровых кинотеатрах как  Москве да. Приезжают харды. 
Слышал, что самые дешевые кинотеатры получают материал из сетевого архива но я в это не особо верю, так как это совсем не безопасно

UPD.Прошу еще обратить внимание на любопытный момент, что при показе с плёнки звук в любом случае идёт с DVD диска) Всё-таки сфера кино очень консервативна

Ответить
21

2019-й на дворе.

Кинотеатры, даже крупные, давно скачивают файлы из хранилища. Харды иногда тоже привозят. Все копии в особых форматах и без ключа не запустить 
Кинотеатр получает ключ перед стартом проката. 

На DTF была статья от киномеханика.  

Ответить
–1

Нашёл. Занятно, но большая часть текста-нытьё что всё автоматизировалось и ни у кого не было на денег на переход от плёнки к цифре

Ответить
3

можно ссыль?

Ответить
1

"Какой смысл тогда снимать на плёнку?"
 Фильмы до сих пор снимают на пленку?

Ответить
3

Да. Съёмка и проигрывание в целом разные процессы. Плёнка отлично оцифровывается. Основная проблема плёнки - тяжело хранить оригинал - влажность, температура и вот это всё. Зато спустя годы можно хоть 8к выжать при желании 

Ответить
1

Пленку не так уж тяжело хранить, зато пленку крайне тяжело проебать - физическая копия есть физическая копия. Цифра может проебаться навсегда при мощном электромагнитном импульсе в результате солнечной вспышки или ядерной бомбардировки. Так же есть у военных специальные технологии и без ЯО устраивать ЭМ вспышки, которые к хуям сожгут все ваши харды, ssd и процессоры. Так что снятый на пленку фильм как и фотография могут быть найдены потомками и через 100 лет. Кстати, Балабанов утверждал что плёнка имеет мистическую природу - для желатина используют убитых коров, пленка приобретает жертвенную природу и сакрализуется. Придаёт смысл вашим кадрам.

Ответить
0

Конечно. До сих пор, она позволит сохранить исходное качество твоего продукта. Условные исходники «Гражданина Кейна» (или что-то поновее) можно перевыпустить в любом качестве, вплоть до того, что позволяет пленка - может быть 2К/4К/8К.
Попробуй глянуть «Внутреннюю империю» Линча. Там камеры снимали в 480р/1080р, но качество записи было другим, поэтому сейчас фильм выглядит хуже, чем на релизе.

Ответить
0

8к говорят максимум что можно выжать, но на помощь придут нейросети - перерисуют хоть в 120к. Пленка вечна :)

Ответить
0

Выше в описании IMAX на картинке пишут, что с плёнки до 16К можно снять. В принципе, вероятно. Когда количество пикселей сравняется с количеством молекул оксида серебра (или какой там фоточувствительный слой) в каждом кадре. 

Ответить
0

Там же в самом ролике пишут, что проектор и фильм 30-летней давности)

Ответить
2

Здесь более подробный разбор работы чуть более современного, но всё еще плёночного IMAX проектора
https://www.youtube.com/watch?v=gENOhw1Q3vM

Ответить
0

Вроде всё понятно(честно нет XD ) Но самое интересное вот это действие, для чего он крутит эту махину?

Ответить
5

Во-первых: плёнка не самая чистая штука из-за кучи эмульсий на ней. Естественно всё оседает на деталях проектора с которыми соприкасается плёнка. И весь лентопротяжный механизм нуждается в регулярной чистке.
Во-вторых: нужно синхронизировать кадры на вакуумном прижиме(это он и есть) с остальными частями проектора, иначе не будет нужного натяжения и плёнка собьётся в кучу или наоборот от перенатяжения порвёт плёнку. Но такое вряд ли произойдёт, так как даже в таких проекторах есть "защита от дурака"

Ответить
–1

Охуеть-не встать!

Теперь понятно почему закрылся местный IMAX...

Ответить
1

Если он был не в Москве, то вряд ли это та самая причина закрытия. По всё России аймаксы стали появляться около 2010 года, когда компания вводила уже цифровые Digital IMAX проекторы

Ответить
0

Если-бы...

"LUXE 2D", и не пиздите.

https://karofilm.ru/reald

Ответить
1

Множество причин. Компания то забугорная, так что даже санкции какие-нибудь могут быть. Тут уж не разберёшь

Ответить
0

Нихуя там диаметр бобины.

Ответить
–1

Уже было на ДТФ

Ответить
39

Funny fact: За всё время было разбито 3 камеры Imax каждая ценой в 500.000$
Одна во время сьёмок Дюнкерка и две на сьёмках Тёмного Рыцаря.
Нолану явно не везёт

Ответить
4

Дядя может себе позволить немного побуянить, а если вспомнить бюджет бэтменов, то это реально как детскую игрушку разбить)

Ответить
7

Если учесть, что их не покупали, а арендовали по-недельно,то становится ещё забавнее.
Акцент на цене сделан был в сторону того, что камер этих не так и много из-за их стоимости, а еще и разбили несколько

Ответить
3

Я когда читал эту новость представлял лицо менеджера, который занимается поиском клиентов для этих камер. Но они же застрахованы, так что просто забавная инфа по факту)

Ответить
6

Я думаю, Нолану теперь в копеечку обходится страховка такой камеры)

Ответить
1

Не ему лично, а WB, но сути это не меняет))
Из серии оставайтесь на линии, Ваш звонок очень важен для нас)

Ответить
1

Так половина бюджета бетменов видимо и пошла на оплату тех камер))

Ответить
–1

Ну если инфа про 500к за камеру верна, то из 200 лямов это просто смешно)

Ответить
3

Одну он намеренно разбил, когда снимал падение самолета в Дюнкерке.

Ответить
1

Интересно, а сколько таких камер было в наличии у IMAX? Разбил, например, одну, а оборудование штучное. Условно Нолану говорят, мол, сделаем новую камеру за два месяца, а боссы WB начинают седеть😁. 

Ответить
8

Про демку Dolby Atmos, что-то вспомнилась утилита старой материнки на Реалтек. Там был эффект где пчёлка летала вокруг.

Ответить
10

Почему я это помню лол

Ответить
0

Именно материнки?

Ответить
1

конкретно чипа аудио

Ответить
9

Странно, что не Вадим писал. В любом случае, спасибо за материал!

Ответить
8

«Гемини» снят на модернизированные камеры ARRI Alexa, способные записывать видео в 4К и 120FPS (правда, в большинстве кинотеатров картину будут показывать максимум в 60FPS

Мдя. Жалко, что 60FPS будет представлять это... Не взлетит, а обвинять во всём будут "плохой" формат. Опять в зале у кого-нить будет "кружиться голова". Человек же не видит больше 24, вот голова и кружится от "лишних" кадров. И прочую туфту будут загонять.

Ответить
1

Уже собственно говоря представил, прокат как раз идёт. Всё в худших традициях, HFR у нас в стране только в связке с 3Д, причём обычным xpand, в аймаксе 2Д версия с 24 кадрами только, снова прокатчики обосрались, сделав так, что лучше бы вобще никак не делали. 

Ответить
0

Главное что стандартом не станет фреймрейт как в беспонтовых комедиях нтв середины 90-х.

Ответить
6

Офигеть,  т.е меня заставляют страдать. переплачивая  за фейковый 3д в аймакс?

Ответить
0

Требуй возврат.

Ответить
6

"Технологии Dolby позволяют нам, зрителям, слышать в кино объёмный звук — стандартно записанное стерео они декодируют в пяти-, иногда семи- или даже двенадцатиканальный звук"

https://youtu.be/9EC7wbgupaw 😄

Ответить
5

Всегда хотел узнать. Автор молодец, очень интересный материал.

Ответить
0

Честно не вижу смысле в Аймаксах.

Пошёл на 8 эпизод. Сел поближе к экрану, в итоге глазам надоело бегать туда сюда, пересел в итоге подальше.

Ответить
9

Нужно чётко знать, где сидеть в зале.
Например в своём аймакс, я знаю в каком надо сидеть ряду и кресле, не выше не ниже.

Ответить
0

И как это узнать?

Ответить
0

угол наклона зала более менее одинаков, то ряд в центре ... например 11 или 12 из 20

Ответить
0

Центр тоже не вариант, т.к придётся немного поднимать подбородок, в моём зале 7 рядов и я беру предпоследний, т.к он оптимально подходит под после зрения взгляда, голову задирать не надо, опускать тоже.

Ответить
1

В нашем Imax (Уфа) решили проблему с центром. Его там нет. В центре вход! До сих пор не понимаю как они так сделали😁

Ответить
0

Ага, я ещё не понимал, почему нельзя в центр было билеты купить, а там оказывается вход был

Ответить
0

согласен, что не должно быть никаких наклонов и тд тп
у кресел примерно 9 градусов наклон спинки, получается - что смотришь в центр екрана
7 рядов - что-то мало ... какой размер екрана в метрах ?

Ответить
0

методом проб и ошибок, начиная например с пред-пред последних рядов и идти вниз пока не найдёшь "тот самый".

Ответить
0

Согласен. Смотрел его же в Laser IMAX и совершенно не впечатлило. 

Ответить
1

Может, дело не в IMAX? =)

Ответить
0

Не, сам фильм мне очень нравится, и снят он потрясающе красиво.

Ответить
1

Не согласен процентов на 99, но это уже дело вкуса.

Ответить
0

Вопрос знатокам: в интерстеллар постоянно скакало весь фильм соотношение сторон. Зачем это было сделано?

Зы: правильного ответа не знаю, самому интересно

Ответить
10

Большой кадр на IMAX снят, другие на обычную пленку

Ответить
0

блин, а я думал какой то творческий замысел. ну типа разделения реальностей цветом в "Начале"

Ответить
1

Много блокбастеров с «прыжками», те же трансформеры. Да, все из-за аймакса.

Ответить
0

Да, там это «так получилось».
Поглядите на домашнем кинотеатре “Westworld”. Мы сначала смеялись с этих смен формата, а потом оказалось, что это творческая задумка)

Ответить
3

"Сайт Real 3D or Fake 3D каждый год отслеживает, какие картины на самом деле сняты в стереоскопическом изображении, а какие приобрели эффект трёхмерности с помощью чуда пост-продакшена."

О, а я помню похожий сайт, только про Real или Fake 4K.
Этот сайт: https://4kmedia.org/real-or-fake-4k/

Ответить
0

вот кстати 3D в Мстителях в IMAX смотрелось отлично

Ответить
0

открыл статью,  чтоб узнать.  как  высчитывали   и доказывали "оптимальную панорамность зрения IMAX"  и почему   другие размеры  и  соотношения  хуже. не  нашел или плохо искал?

Ответить
3

Да нет никакой доказанной оптимальной панорамности. Это всё борьба между маркетологами и техническими ограничениями.

Ответить
0

Про поле зрения это тема уже отдельной большой статьи, и она не только и не столько про кино. 
А в аймакс и не важно как вычитвали, написано же что в "правильных" залах все поле зрения перед зрителем должен занимать экран.

Ответить
1

в  том и вопрос,  откуда  инфа,  что "все   в поле зрения =правильно или оптимально?"  Мне  один   довольно подкованный  человек  как раз  доказывал, что  для кинокартин  FoV    может  быть  лишним,  потому  что  существуют какие-то  определенные  правила  в киноискусстве  и там все  четко выверено  для  определенного FoV.

Ответить
1

Для большинства картин это верно. Но для тех которые снимают или конвертируют специально под imax это учитывается. По сути края кадра там не более информативны чем внешняя подсветка на телеке в цветовую гамму фильма, чисто для погружения

Ответить
1

"В 1971-м в столице Канады Онтарио"
Всё же столица Канады - Оттава, расположенная в провинции Онтарио, исправьте.

Ответить
0

Спасибо, не доглядел!

Ответить
1

Классный текст, опять захотелось в кино сходить, погрузиться в 3Д!

Ответить
1

У этих камер аймакс один недостаток - они слишком крутые. Если фильм снимают не целиком на них, то отрывки снятые на другие камеры слишком уж отличаются и не в положительную сторону.
Это напрягало как в Темном Рыцаре так и в последней MI.

Ответить
1

Смотрел недавно Короля льва в IMAX Laser с Dolby Atmos и RealD 3D.

Хорошо, но хороший VR в сравнении с этим впечатляет гораздо сильнее.

В IMAX это прекрасно понимают и пробовали делать VR-прокат, но упероись в пока что слишком большую цену и отсутствие качественного контента.

Ответить
1

Спасибо за интересный текст. Отлично написано. Но, Бога ради, избавьтесь уже от "далёкого такого-то года" и "в разы". Расхожие косяки, которые кочуют из текста в текст от автора к автора. Вы же со словом работаете, неужели чувство языка не подсказывает, что это, мало того, что что штампы, так ещё и полуграмотные. 

Ответить
0

"Сейчас на смену Digital IMAX приходит Laser IMAX — соотношение сторон в нём вернулось к оригинальному, а качество возросло до 4K. Но в России пока всего два кинотеатра с такой технологией — и оба находятся в Москве."

Один из них это Формула Кино на Кутузовском, а какой второй?

Ответить
2

«Киномакс-Титан»

Ответить
–1

 Что такое IMAX, RealD 3D и Dolby Atmos и какие технологии лежат в их основе

технологии околпачивания зрителя

Ответить
0

Не получилось будлануть бокра и покурдячить бокрёнка?
Плюсую, так как разделяю твой посыл!

Ответить
0

«Но в России пока всего два кинотеатра с такой технологией — и оба находятся в Москве» - Laser Imax , так понимаю это IMAX Sapphire в ТРЦ Афимолл-Сити и IMAX Лазер в ТРЦ Океания? 

Ответить
1

Не, Sapphire — это немного про другое, там суть в удобных креслах кожаных. А Laser, да, один в Океании, второй в Киномакс-Титан. 

Ответить
0

Понял, спасибо) думал все таки что сапфир будет и картинкой на голову выше, билеты туда от 1500 до 3000 стоят... В Океании был, надо бы в Титан сходить теперь, там даже больше экран)

Ответить
0

4D кинотеатр это конечно что-то. На середине фильма просто пытался не вылететь из кресла.

Ответить
0

Еще раздражает нессотвествие размеров и как результат деформация/обрезание исходной картинки

https://i.imgur.com/jPBXXS5.jpg

последний киевский imax, второй в стране с laser 4k, но с размером экрана налажали...

Ответить
0

А у вас там фильмы на русском и украинском, сеансы поделены по времени?

Ответить
0

хз, я лох.

Ответить
0

Xpand - лютое говнище, от мерцания глаза начинают болеть за 10 минут просмотра. Приходится ездить в единственный синема парк с Read 3D на край города, чтобы кино нормально посмотреть.

Ответить
0

Может быть очки плохо настроены или батарейка садится? Живьём не видел, но всегда скептически относился к этим очкам. А если на середине сеанса батарейка сядет? 

Ответить
0

Может быть и так, но все равно мерцающие линзы - совершенно негуманная вырвиглазная технология.

Ответить
0

Нет, именно технология такая. Чтоб ты понял, попробуй просто смотреть через стекло окна на улицу - вот это поляризационное 3D. А теперь возьми ладонь, и махай ей мимо лица настолько быстро насколько сможешь,  в идеале 60 раз в секунду - вот это xpand 3D. Мозг оч устаёт это этого мельтешения перед глазами. 

Ответить
0

Попробовал Dolby Atmos в наушниках (недорогие, но неплохие JBL) на xbox one X. Пришлось купить. Классная штука, звук реально преображается, особенно когда над этим специально работали (tomb raider). 

Ответить
0

Всё же не совсем понимаю, в чем состоит техническое преимущество цифровых IMAX-камер перед "обычными"? В пленочных этим преимуществом было соотношение сторон, позволяющее расширить кадр за счет горизонтальной пленки. Но в цифровых камерах соотношение сторон можно задать какое угодно, вопрос только в количестве точек. Получается, у цифровых IMAX камер просто выше разрешение?

Ответить
0

Всё отлично, сам хожу в кино, на значимые фильмы - только в IMAX. Но как быть с проблемой людей? Меня отвлекает шушуканье, смех, запах (мерзкий) попкорна и шипение открывающейся газировки. Я киноман, я хожу смотреть кино - а быдло ебаное идёт поржать и пожрать. То есть меня отвлекают от просмотра сами люди - и вот этот фактор решающий, поэтому хожу в кино не так часто как хотел бы, преодолевая отвращение к людям. Стараюсь ходить на утренние сеансы в будни - количество людей минимально, прихожу уже когда идёт реклама - и сажусь подальше от людей на свободные места. 

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chvjx", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbl", "p2": "gnwc" } } } ]