«Темные начала»
Создатели смогли превратить спорную детскую книгу – первую из трилогии — в более глубокий сериал.
Каким чудом?
В детском кино нельзя философствовать — зрители заскучают. Надо показывать. И на отсылках к прошлым шедеврам тоже не выедешь — дети их просто не смотрели. Нужны простые и понятные герои, которые ведут себя почти как люди вокруг. Надо просто создать на экране таких персонажей. А потом добавить им глубины — не словами, но деталями образов. Интонациями и жестами, одеждой и действиями на заднем плане.
Три столпа есть у этого успеха.
Первый – актёры.
"Темные начала" – эталон кастинга для детского фэнтези. И дело даже не в отдельных актерах, каждый из которых подходит к роли, как пуля к стволу своего калибра.
Очень хороши дуэты и трио.
Мать-дочь — основная линия противостояния.
Мать — живая женщина, прошедшая страшную для любой аристократки катастрофу. Потом много лет делавшая карьеру – прислушиваясь к шепоткам за спиной. И вот, наконец, она, увядающая красавица, может позволить себе вернуть домой незаконного ребенка. К дочери она тянется сильнее, чем алкоголик к бутылке, но воспитывать её совершенно не умеет. У матери явные проблемы с устойчивостью психики. Оттого подражает в драке движениям своего даймона-обезьяны и разносит комнату сбежавшей Лиры. Она постоянно готова рисковать жизнью, чтобы получить сравнительно немногое, на что прямо намекают сценой с жуками-шпионами или обманом короля панцербьорнов. Она осознает себя как грешница, и попытка отсечь от человека пыль — для неё тоже смысл жизни.
Дочь — без царя в голове, без крепких корней, идущая к почти полному одиночеству – она как бы зеркальное отражение матери: уравновешенная и умная девочка каждый раз переворачивает шахматную доску, разрушая всё вокруг себя куда быстрее любого маньяка. Она хочет добра, не до конца понимая, что это такое, но лишь чувствуя… В итоге попадает в положение, когда надо найти своих – и каждый раз получается, либо это чужие, либо мертвецы. Один единственный вечер с другом – и вот уже никого нет в целом свете, кроме даймона. Этот мир, в итоге, оказывается для неё чужим.
Подросткам — куда тяжелее дается искренняя игра, чем детям младших возрастов. В этом смысле актриса и сама потянула, и ей очень хорошо поставили образ.
Лира и её маленький друг Роджер. Девочка вообще-то живет в стратифицированном до невозможности обществе — но себя аристократкой не ощущает. Она привыкла к доле привилегий, но в Иордан-колледже, с его традициями, маленькую приживалку никогда не признали бы настоящей знатной дамой. А вот мальчик-лакей – с пеленок воспитывался как слуга. Он будто личинка Бэрримора, старается быть вежливой тенью почти при всех разговорах с взрослыми. От маленького ребенка такого не ждешь. Но вот с Лирой они друзья. Подчеркнуто убраны социальные перегородки.
Опытная чиновница-интриганка — и её коллега-оперативник. Они явно не равны по общественному статусу и служебному положению. Но общее дело сближает их куда больше возможного романа. Партнеры доверяют другу-другу убийство третьих лиц так же спокойно, как могли бы передавать кусочек торта за столом.
Три духовных лица разной степени фанатизма и подлости. Тут создатели оторвались по полной. На экране показаны опасные и мерзкие люди. Но самый фанатичный из них, отец Макфейл, вне конкуренции — простым глазом видно, что ради благого дела он может пролить любое количество крови.
Цыганский вожак — и ведьма. Трагедия разных возможностей и возрастов. Та любовь, что была между ними сорок лет назад, превратилась в ностальгию просто потому, что для обычного человека уже пришло время старости, а ведьма все так же молода. Но страх, что нельзя будет хотя бы поговорить, хотя бы вспомнить о прошлом – они преодолели.
.
Второй столп – вселенная.
Нам постоянно намекают на то, что мир там не такой, как Земля — выкладывают на стол всё новые карты. Деймоны — не даром на съемочных площадках возились с куклами, получилось почти идеальное взаимодействие компьютерных образов и актеров. Вполне доступные параллельные миры. Шпион, который навещает земной Лондон, и его отношения с агентом — это целый пласт. Цыгане — которые не этническая группа в нашем понимании, а какие-то вольные общинники, ремесленники со своими плавучими мастерскими. Политическая конструкция Магистериума – почти всеохватное государство, которое не может больше без войны. Уровень и направление развития техники – цельнометаллические дирижабли и алитиометры. Медведи и ведьмы – вообще все ставят с ног на голову. На планете имеется два вида разумных существ, причем люди вдобавок разделены на долгоживущих ведьм и «простых».
Этим создается эффект недосказанности – и потому сложно заявить о противоречиях и накладках. Конечно, фанатичный Магистериум вырезал бы медведей еще пару сотен лет назад (какой шикарный крестовый поход можно организовать под это дело), а машины на улицах подразумевают двигатели – и самолеты, хотя бы на уровне «кукурузников». Не говоря про ученых, которые десять лет держали в руках машинку, дающую ответы на все вопросы – где научная революция? Но достаточной картины мира в первом сезоне не показали…
Многие критикуют книгу за богоборчество, но то, что показано в первом сезоне — вполне может сойти и за религиозную пропаганду (после фильма "Догма" понятно, что религию можно пропагандировать в любой форме). То, что девочка отправилась разбираться насчет бога и греха, оставив за спиной всех своих знакомых, вполне укладывается в протестантское "спасение личной верой".
Единственное, что можно сказать — с расизмом они плохо борются :) Иначе бы индейцы и монголоиды хотя бы мелькали на заднем плане.
Дизайн маскирует очень многое из противоречий сеттинга – нарастает визуальное впечатление. Колледж представлен как идеализированный университет позапрошлого века – хорошо, но ничего особенного, и нет даже попытки обойти «Хогвартс». Квартира и дирижабли – образ иных 30-х годов прошлого столетия – уже куда сильнее. Лаборатория на севере — оранжевые инфракрасные лампы и сине-зеленого оттенка стены, переданное ощущение холода и тепла в лабиринте коридоров. И там, как минотавр, существует помесь центрифуги с гильотиной, которой приносят новые и новые жертвы. Всё это вначале показанное в работе, а потом разрушенное — просто великолепно. Дворец медведей — с остатками их еды — впечатляющая берлога хищников. Наконец, финальный бой и раскрытие портала – эффектный хаос, который обещает разрушить мир.
Да, местами диссонанс. На морозе совершенно не видно дыхания людей. И воздушный шар, который смог медведя поднять – фантастика, которую замаскировали просто тем, что шар не показывали целиком.
Но в съемках присутствует старание, когда любой объект пытались целиком раскрыть в кадре. Ружье не просто на стене, вот вид сквозь стволы, вот щелканье механизма, а вот приклад и щека стрелка. Деталировка. Деймон-змея шпиона выползает из пустого черепа и обвивает руку человека, возвращаясь к хозяину. Или готова выползти из рукава, чтобы произвести впечатление на агента-землянина. Тот момент финального боя, когда сияние авроры достаточно освещает маску десантника, чтобы можно было увидеть его глаза, понять удивление бойца – из вооруженной куклы тот становится человеком. Образ медсестры с отрезанным деймоном — «у тебя же не лоботомия!» — но видно, психика разрушена. Она-то как раз и есть кукла. Громадный зал магистериума – и каменные скамьи в комнате для переговоров. Знаки отличия на воротнике священника-фанатика – с нацистским рефреном — и татуировка летающей ведьмы. Образность и символизм – работают рука об руку. Подобной тщательности страшно недостаёт многим другим сериалам, скажем, «Ведьмаку».
Третья опора – развитие сюжета.
Каждая пара персонажей – несет свой конфликт и противопоставляется иной паре – и эти конфликты срабатывают один за другим, как фейерверки. Мать не успела сделать из дочери аристократку, которая брезгливо подожмет губы при упоминании о детских смертях. Отчасти не хватило времени, отчасти — опыта. После чего идут попытки вытащить дочь с другой стороны баррикад – и каждый раз все только хуже.
Отец показал ей, что можно нарушать почти любые правила – но потом слово «почти» умерло вместе с Роджером, натурально пущенным на расходные материалы. Между этими двумя крайностями девочка приближается к отцу в умении отринуть все ради поставленной цели. И совсем не зря она уходит вслед за ним…
Интриганка-мать и её коллега-шпион – просто разъезжаются по своим линиям интересов. Сойдутся или нет, сказать совершенно невозможно. Зато Магистериум и цыгане – будут становиться похожими друг на друга тем больше, чем упорнее станут воевать между собой.
Хотя и в финале пережали с контрастом – показали невинную дружбу детей и прозрачно намекнули на самоудовлетворение матери, на её порочное одиночество. Но общий баланс выдержали, и на будущий сезон несколько закладок – оставили.
Перед нами история о том, что взросление делает человека предельно одиноким – родители утрачивают власть, любые друзья и увлечения – могут оказаться лишь попутчиками и капризами. Да, ребенку может повезти – и он вырастет в правильной семье, в здоровом обществе, где обходятся без экспериментов над детьми. Только вот свою жизнь всё равно надо выбирать самому. И насколько Лира сможет найти для себя что-то настоящее, а насколько станет лишь марионеткой, бегущей в лабиринте очередного «пророчества» (или борьбы за безуглеродную экономику) — об этом мы узнаем в следующем сезоне.
Инсайдер, которого ранее пытался заставить замолчать Ubisoft, вновь раскрыл новые подробности о Far Cry 7. Согласно свежей утечке, седьмая часть популярного шутера может отправить игроков в Новую Англию — регион на границе США и Канады. Первоначальные слухи 2023 года указывали на Аляску, но теперь источники утверждают, что действие развернется сред…
Сборы картины превысили 1,7 миллиарда долларов — при этом основную часть денег она получила на родине.
Одновременно рецепт практичной сборки и объяснялка, как правильно собирать игровой компьютер.
Компания уже ведёт переговоры с партнёрами и разработчиками игр.
Стена текста, не разбавленная картинками, всегда воспринимается хуже. Попробуйте разнообразить оформление статьи)
И это ведь вы изначальный автор? http://fantlab.ru/blogarticle64226
"И это ведь вы изначальный автор?"
Имя и фамилия у меня не изменились :)
Сериал хорош. Распробовал его к серии третьей. И да, не знаю как на счет адаптации книжного оригинала, но с точки зрения повествования он более ровный, чем Ведьмак от Нетфликс. Создатели сразу грамотно понимают, куда историю ведут, видно за кадром тщательную работу на долгосрочную перспективу.
Ведьмак интересней.
Главная героиня не может в эмоции, такое сложилось мнение.
Дафни Кин? Наоборот, у неё эмоции во все края, просто с её мимикой их надо разглядеть.
Это Кидман куклой была - а тот что "мать", что "дочь" - вполне могут.