Как монтаж влияет на восприятие мультфильма

В отличие от игрового кино, при создании анимации не нужен оператор. В мультфильмах нет буквальной «камеры», есть ее имитация. Но в обоих видах киноискусства, чтобы соединить отснятый или нарисованный материал в общее полотно, нужен монтаж. Он влияет на восприятие зрителя: делает произведение целостным, создает моменты напряжения и расслабленности, формирует темп повествования.

Что такое монтаж в анимации

Монтаж — это процесс создания готового фильма путем нарезки и сочетания кадров, фрагментов видео. То есть, сборка целого из отдельных элементов. Но нужно сделать это так, чтобы при просмотре зритель не замечал, что видеоряд состоит из нескольких кадров или сцен. Цель монтажа — сделать произведение понятным, удобным для восприятия и вместе с этим вызвать определенный эмоциональный отклик.

Пример монтажа в «Горбуне из Нотр-Дама»

Монтаж — один из важнейших этапов производства мультфильма. Монтажер нередко выполняет функции постановщика. Дело в том, что вырезать «лишние дубли» — слишком накладно. Игровое кино может себе такое позволить, а в анимации каждый лишний кадр — это прибавка 500-1500 условных единиц к стоимости производства. Поэтому монтаж каждой сцены мультфильма должен быть тщательно продуман.

Монтажер анимации за работой
Монтажер анимации за работой

Монтаж и восприятие

О принципах комфортного монтажа вы можете узнать в нашем ролике. А сейчас поговорим о влиянии монтажа на зрителя.

Монтаж создает целостное повествование

Монтаж делает мультфильм компактным и выразительным, чтобы зритель не запутался и не заскучал.

Допустим, нужно показать действия разных персонажей одновременно, но в разных локациях. Как это сделать при помощи монтажа? В мультфильме «Песнь моря», когда Сирша поет, ее песня разносится далеко вокруг. Мы видим кадры, показывающие определенную локацию: поле, город, остров в море, и после — героев, живущих в этих локациях. Так чередование кадров дает возможность понять, где происходит действие.

Сцена из Песни моря

В 4 сезоне мультсериала «Бесконечный поезд» есть сцена, где действия главных героев показаны параллельно: экран разделен на 2 половины, на каждой — нарезка фрагментов из жизни одного из друзей. Это демонстрирует, как изменилась жизнь Райана и Мин Ги после ссоры и расставания. Один — бунтарь, второй — прилежный студент, но оба продолжают заниматься музыкой. Мы понимаем: несмотря на разлуку, у героев по-прежнему общее увлечение. Акцент сделан только на важных фрагментах жизни героев, ненужные остаются за кадром — и у нас создается ощущение течения времени. Сцена выразительна, информативна и экономит хронометраж — во многом благодаря монтажу!

Пример параллельного монтажа
Пример параллельного монтажа

Монтаж передает настроение

Помните сцену из первой части «Шрека», где главный герой ужинает в одиночестве, выставив Осла за дверь? Сначала нам показывают приготовления Шрека к трапезе, потом его грустное лицо крупным планом, после этого мы видим дверь и снова Шрека — причем на переднем плане оказывается пустое кресло. Из-за такой последовательности кадров мы даже без реплик понимаем, что герою грустно и он не может наслаждаться одиночеством, как прежде. А почувствовать это позволяет монтаж.

Шрек ужинает один

Монтаж помогает сделать сцену смешной, страшной или драматичной.

Распространенный юмористический прием — эффект неожиданности. Создать его позволяет быстрый переход между планами. Сначала нам подкидывают кусочки пазла, по которым мы составляем представление о происходящем. Но вдруг появляется общий план и становится ясно, что представление было ошибочным.

В начале мультфильма «Ранго» мы видим главного героя-хамелеона в определенных декорациях: песок, пальмы, синее небо. Но как только зритель успевает привыкнуть к этому окружению, резкая смена плана показывает, что на самом деле Ранго все это время был в террариуме на заднем сиденье машины. Этот внезапный переход вызывает смех.

В аниме «Сказание о принцессе Кагуя» в одной из сцен главная героиня бежит в родную деревню. Показать тревогу и волнение принцессы позволяет и музыка, и «рваная» анимация. А еще — монтаж. Сначала мы видим лицо девушки крупным планом, потом деталь — сломанную тарелку. После этого чередуются кадры, где Кагуя бежит, нам показывают дальний план, а после него снова лицо героини. Возникает закольцованность: акцент сделан на переживаниях принцессы, и зритель проникается ее чувствами. Так работа монтажера наполняет сцену драматизмом.

Принцесса Кагуя. Побег

А как быть с жанром хоррора? В короткометражном мультфильме «Horror» нагнетание атмосферы, саспенс возникает благодаря длительности планов. Кадры сменяются редко, из-за чего возникает ощущение тревожного ожидания.

Короткомеражка Horror

Монтаж формирует ритм и темп повествования

Темп — это длина отрезка в монтаже. Чем короче отрезки, тем быстрее темп, тем динамичнее действие на экране.

В диснеевском «Геркулесе», чтобы показать, как герой тренируется, используется нарезка. Кадры быстро сменяют друг друга, Геркулес становится сильнее с каждым новым фргаментом, поэтому у зрителя возникает ощущение, что в мире героя прошло достаточное количество времени. А формат клипа с песней делает сцену целостной и законченной.

Сцена из Геркулеса

А помните знаменитую сцену с ленивцем из «Зверополиса»? Обратите внимание на монтаж: на протяжении всей сцены чередуются два-три плана, где героев показывают со спины или с лица. Темп сцены медленный — это подчеркивает медлительность ленивца и нетерпение персонажей. При этом происходящее намеренно затянуто ради юмористического эффекта: наше терпение испытывают, как и терпение Джуди.

Зверополис. Сцена с ленивцем

Ритм — циклическое чередование отрезков разной длины. Другими словами, это создание моментов напряжения (повышенное внимание) и расслабления (пониженное внимание).

«Первобытный» Тартаковского — мультсериал с уникальным ритмом. Чередование длительных панорамных планов и динамичной боевки с быстрой сменой кадров влияет на восприятие — зритель успевает и насладиться красотой доисторического мира, и поволноваться за судьбу героя. Моменты покоя и напряжения сбалансированы.

Первобытный. Битва с мамонтом

Для этого важно правильно рассчитать тайминг — длительность каждого плана в монтаже. Можно заметить общий для работ Тартаковского прием. Персонаж часто выжидает, выдерживает позу — долгий дальний план, а потом уже бросается в бой — динамичное чередование планов. Таким образом, для зрителя элемент ожидания придает вес будущему действию.

Как монтаж влияет на восприятие мультфильма

Кадр из «Первобытного»

Монтаж позволяет удерживать внимание

Одна из задач монтажа — удержать ЦА у экрана. Особенно это важно при создании детского шоу: маленькие дети быстро отвлекаются. Для этого монтажер использует быстрый темп, частую смену планов. Нужно чтобы на экране постоянно что-то происходило, действие быстро менялось.

В 9 серии «Маши и медведя» («Позвони мне, позвони») Медведь смотрит телевизор, отходит на минутку в сторону, а когда возвращается, его кресло уже заняла Маша. Мы не видим, когда она пришла, Медведь тоже этого не заметил. Это произошло между кадрами, событие как будто вырезали. Так действие ощущается более динамичным, а реакция медведя — удивление внезапному появлению девочки — кажется забавной.

Как монтаж влияет на восприятие мультфильма
Маша появляется между кадрами
Маша появляется между кадрами

Монтаж создает подтекст

Знали ли вы, что горизонтальное движение в кадре производит разный эффект на зрителя в зависимости от направления? По исследованиям Кливлендского университета, движение слева направо воспринимается зрителем позитивно, а справа налево — негативно. Соблюдение монтажа по направлению движения позволяет это реализовать.

В мультсериале «Рапунцель: Новая история» алхимик Вэриан изначально представлен как положительный персонаж. В одной из сцен он идет через снежную бурю — при этом двигаясь справа налево! Такое направление движения выбрано неслучайно. В этом же эпизоде Вэриан становится антагонистом, врагом Рапунцель.

При монтаже сцены были выбраны только те фрагменты, где герой идет влево. Это наполняет сцену символизмом.

Рапунцель: Новая история. Сцена с Вэрианом

При просмотре мультфильмов мы не обращаем внимания на монтаж. Но он напрямую влияет на восприятие. Если один и тот же материал смонтировать по-разному, финальный результат будет восприниматься как разные истории. Монтаж — это способ повествования, он позволяет вжиться в происходящее, почувствовать ритм, тон, настроение мультфильма.

Источник

192192
10 комментариев

Вот по этому в западных мультиках (тех, которые якобы 2д, а по факту как потом оказывалось - просто захват движений живых актеров был) почти всегда статичная камера с видом сбоку. Хорошо, что есть аниме, где знают как работать с ракурсами и прочим.

2

Примеры клёвые.
Сорян, но это не монтаж, а режиссура на основе написанного сценария. То что в Шреке показывают пустое кресло и молчаливого Шрека – это задумка сценария и работа режиссёра, который контроллировал как должны выглядеть кадры, а не то что отсняли кучу материала где шрек устроил вечеринку, но монтажёр вырезал это и оставил только то что нужно. Монтажёр склеивает все сцены в заранее заданной последовательности.

2

Утонул в мурашках и прослезился от отрывка из «Песни моря».

1

Комментарий недоступен

Если коротко, то в анимации монтажёр почти всегда превращается в режиссёра монтажа, при условии отсутствия детального сценария\раскадровки\etc., которые могут совсем не оставить свободы для творчества.

А если анимация делается по раскадровкам полностью на компьютере, то львиная доля "операторской" работы выполняется ещё на стадии создания основ для анимационного кадра. Так что скорее постановщик выполняет функции монтажера, а не наоборот.)

Комментарий недоступен