Твой промокод на :

«Маяк» — хтонический экспрессионизм

Паттинсон против Дефо, надоедливых чаек и проклятого океана.

В закладки
Аудио

Под взором пышных грозовых туч двое мужчин с суровыми, почти непроницаемыми лицами ютятся на хлипком баркасе. Вокруг вьется ледяной океан, пенящийся и жадно цепляющийся за бока суденышка; свистит ветер, безнадежно смешавшийся с соленой водой; а в небе, поодаль от назойливых брызг, галдят голодные чайки. Этот апокалиптический пейзаж, сохранивший лишь крупицы жизни, меркнет на фоне ужаса, что дремлет в прорехах непроглядного океана.

Мужчины уверенно движутся в сторону крохотного острова, напоминающего акулий оскал — волны, подобно разъяренным быкам, что мечутся по мадридским улочкам, без сожалений бросаются на острые камни лишь для того, чтобы рассыпаться на мириады капель. А свысока за этой многовековой борьбой наблюдает статный маяк, к которому и стремятся измотанные путники.

Действие «Маяка» разворачивается на севере Соединенных Штатов 1890-х годов — ужасы гражданской войны постепенно тускнеют; на Запад, который совсем недавно был диким, проникает цивилизация; а пока Европа готовится к Великой войне, вторая волна промышленной революции выводит США в мировые лидеры по объему производства. Новый Свет окончательно перевоплощается из неприветливой деревни в технологичный и неустанно бурлящий котел.

Но прогрессу нет дела до одинокого острова, на который прибывают герои — он давно застыл в безвременье. Волны все также накатывают на скалы, яркий взор маяка кружит по океану, а чайки гадят на что ни попадя. Да и технологии мало чем отличаются от тех, которыми пользовались в прошлом столетии. Это та самая неприветливая и пропахшая рыбой Новая Англия, из которой капитан Ахав отправился за головой Моби Дика.

В «Ведьме», своем полнометражном дебюте, режиссер Роберт Эггерс также обращался к прошлому родной страны. Тогда он поведал свежую, но довольно прямолинейную историю колонистов, столкнувшихся с непреодолимым злом. Картина демонстрировала непритязательный и выматывающий быт переселенцев и обнажала лицо Северной Америки 17-го века — дикой и кровожадной земли, чей предел скрывался за спинами разъяренных индейцев.

«Маяк», в отличие от «Ведьмы», является камерным, куда более многослойным и откровенно жанровым фильмом. В глобальном смысле суть картины сводится к тому, что смотрители маяка должны в течение четырех недель заниматься тяжелой работой, в более частном — им предстоить ужиться и не перегрызть друг другу глотки. Вот только изматывающий труд и похожий на клетку остров нисколько не способствуют этому.

Томас Уэйк, старик с безумным взглядом и косматой бородой, только и делает, что пьет да выплевывает нечленораздельные ругательства. А молодой Ифраим Уинслоу, в противовес взъерошенному коллеге, подозрительно молчалив и покорен, словно провинивщийся и загнанный в угол зверь. К тому же Томас в категоричной форме запрещает парню взбираться на макушку маяка, хотя это входит в его прямые обязанности.

В итоге между своенравными мужчинами назревает конфликт. И все бы ничего, но происходит это на фоне нарастающего безумия и хтонического ужаса, чьи щупальца с первых секунд фильма выныривают из недр океана. Томас Уэйк вечно кричит, аки разъяренный Посейдон, а Ифраим Уинслоу видит жуткие грезы, ставящие под сомнение реальность происходящего — события постоянно деформируются и походят на липкий ночной кошмар.

Прелесть в том, что основным источником напряжения выступают не образы или поступки героев, а монтаж, работа со звуком и визуальная эстетика всего фильма. Ключевые сцены намеренно смонтированы так, что их подлинность вызывает вопросы. Они стремительно наслаиваются друг на друга, благодаря чему приобретают двойственность — до самого финала невозможно разобрать, куда угодили герои, то ли в психологический триллер, то ли в пучину ужаса, достойную произведений Лавкрафта и древнегреческих мифов.

На фоне изобретательного монтажа, без которого «Маяк» бы утратил свою чарующую форму, без устали вопит наутофон — своего рода морская сигнализация, помогающая морякам ориентироваться в тумане. Но по воле Роберта Эггерса его жуткий и шероховатый звук выступает не символом покоя и спасения, а источником страха. Он подобен огромному Левиафану, рыскающему в поисках еды вокруг одинокого острова и двух застрявших на нем мужчин.

Едва ли не главным достоинством фильма, также подпитывающим тревожную атмосферу, являются его визуальные решения. «Маяк» — это не просто стилизация под абстрактный «винтажный» кинематограф, а попытка воскресить экспрессионизм, который властвовал в немецком кино 1920-х. Обилие крупных планов; прямолинейная, но удивительно эффектная работа со светом и тенью; нетипичные ракурсы камеры и насыщенная, местами театральная манера игры.

Хотя эти приемы не позволят спутать «Маяк» с картиной условного Фрица Ланга, они делают эпоху, в которой разворачивается действие, более осязаемой и аутентичной. Тени кажутся еще темнее, безумный хохот зловещее, а страх первобытнее. Даже кадр, имеющий почти эталонную форму квадрата, усиливает ощущение изолированности — героев окружают лишь рокот моря и безумие, вместе с которым приходит ужас.

Роберт Эггерс снял невероятно многослойную, но все же складную картину, события которой можно интерпретировать с нескольких абсолютно разных точек зрения. Но, прежде всего, это история о человеческой природе — непокорной, любопытствующей, но при этом невероятно хрупкой — и безумии, не менее черном, нежели неведомое зло, что рыщет в безмолвной пустоте космоса и расщелинах на дне беснующегося океана.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Юрий Ягупов", "author_type": "self", "tags": ["long","deaddinos"], "comments": 45, "likes": 21, "favorites": 104, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 94967, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 27 Jan 2020 07:50:07 +0300", "is_special": false }
Смотри фильмы и сериалы 45 дней бесплатно
Используй промокод
0
{ "id": 94967, "author_id": 67925, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/94967\/get","add":"\/comments\/94967\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/94967"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }
45 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
23

Теперь каждый пользователь дтф должен к лонгридам по секиро и ведьмаку еще и по маяку писать? Не, ну много букаф

Ответить
12

Хочет человек поделиться впечатлениями - пишет. Если что, тег можно забанить

Ответить
0

Пусть уже тег «маяк» ставят, запарили эти альтернативно одарённые.

Ответить
4

Это наша месть за посты про Мстителей в прошлом году.

Ответить
3

Эскобар.джпег

Ответить
0

да реально про Маяк статей 10 уже было. и какой же тег тут банить, чтобы не видеть именно про Маяк, но не более?

Ответить
0

Когда я писал статью, приписывал теги "Маяк", "Lighthouse". Видимо этот автор посчитал ненужным или забыл

Ответить
5

Пишите уж Лавкрафтовский, а? (хотя и это, в данном случае, будет притянуто за уши) А то отовсюду хтонический да хтонический...

"хтонический в представлении древних греков — олицетворяющий собой дикую природную мощь земли, относящийся к подземному царству и т. п.; подземный"
https://ru.wiktionary.org/wiki/хтонический

Ответить
29

Я вам немного объясню по-дилетантски. 

Хтонический ужас (как правило, эпитет именно к ужасу) - не просто "Подземный". Хтонические божества в античной мифологии - это те, которые существовали до "культурных" богов. До Зевса, Аполлона, Марса, которые вошли в повседневную жизнь и воспринимались как "понимаемые", "рациональные". И в классической филологии, которая исследовала античную мифологию, "Хтонический ужас" означал ужас при виде тех богов, которые существовали в эпоху иррациональную и которых невозможно рационально понять. 
Поэтому "хтонический" ужас (и прочее) - это прежде всего "иррациональный", который нельзя отогнать или объяснить доводами разума. Который поднимается оттуда, где разум не имеет власти.

Ответить
5

Спасибо за разъяснение. Но правомочность (и удачность) определения к фильму как к "хтоническому" (да и иррациональному, и сверхъестественному) для меня все равно остается спорной. Элементы есть, но фильм, опять же на мой взгляд, скорее - психологический триллер.

Ответить
10

При чем тут Лавкрафт? В чем Лавкрафтовость фильма проявляется?

Ответить
5

Щупальце один раз показали. Все.

Ответить
3

я так понял, что в необъяснимом, нарастающем безумии 

Ответить
1

Лавкрафт тут близок скорее стилистически и тематически, чем напрямую. 
Необъяснимость "природы", нарастающее безумие и слабость человека это его любимые краски.

Ответить
1

Ну под это описание и По подходит)

Ответить
–1

- время и место действия;

- протагонист, теряющий рассудок;
- морские твари, Тритон.

И, что Лавкрафт, что Маяк - тёмное фэнтези по Гранту.

Ответить
9

маяк - артхаус без развития сюжета и интересного сценария. в фильме радует глаз только актерская игра и картинка. если этого вам достаточно то фильм наверное зайдет. если нет, то и нет смысла его смотреть.

ничего выдающего в фильме не заметил.

Ответить
0

Игра актёров, собсна на этом, и на визуале, держится это кино. Требовать от мифа/притчи какого-то запутанного сюжета ну хрен знает

Ответить
0

Но в Маяке есть развитие сюжета и интересный сценарий.

Ответить
0

То же самое можно сказать и про 1917. Техническая демка с обычным сюжетом про войну. Но фильм все равно великолепен. Иногда одно инновационное решение может кардинально изменить общепринятое восприятие фильма

Ответить
2

Мне кажется, так высокопарно рецензии уже давно не пишут. Не забывай, что ты не пишешь произведение искусства, а обозреваешь его, и желательно чтобы язык был довольно простым.

Того же Долина почитай рецензию на Маяк. Нет сомнений, что он может засыпать текст трехсложными причастными оборотами. Но он наоборот пишет даже скорее разговорно. Так читать и легче, и приятнее. 

Ответить
2

Кстати, есть такой красивый чудесный старый фильм "Мальпертюи", экранизация Жана Рея. Смотрел я его давно и эстетика там совсем иная (без пердежа), но с "Маяком" нечто общее (не буду спойлерить) там есть. Тем, кого зацепила маячная интерпретация мифа, рекомендовал бы.

Ответить
2

Хм, теперь могу сказать, что посмотрел Маяк ещё до того, как это стало модно

Ответить
2

молчалив и покорен, словно... загнанный в угол зверь

Так себе  сравнение.

Ответить
0

Русалок не завезли?

Ответить
0

спасибо) но я про других

Ответить
4

Да ладно, кто может быть круче Ариэль? О_о

Ответить
0

Завезли.

Ответить
1

вкусно написал, пойду посмотрю.

Ответить
1

Этот флешмоб по Маяку уже порядком надоел.

https://cs7.pikabu.ru/post_img/big/2018/02/20/5/1519112217168761420.jpg

Ответить
0

Нет

Ответить
0

Пропустил шанс на этих выходных сходить, кто-нибудь в курсе, в онлайн кинотеатрах уже показывают или нужно ждать цифровой релиз? Видел на ivi, но там доступен предзаказ просмотра, что это значит?

Ответить
1

Насчет официальных знаю только про Амазон. Но там на английском.

Ответить
0

Жаль, что там только английские субтитры, наверняка речь будет намного сложнее уровня Upper Intermediate.

Ответить
1

Это я тебе могу точно гарантировать. Персонаж Дефо там такой словесной дичью разразится в один момент что без субтитров и не поймёшь. Плюс ещё акцент и архаизмы.

Ответить
0

Самый отвратительный и мерзостный киноопыт года. Как протухшие кишки выпотрошенных рыб. Нельзя пропускать такое.

Ответить
0

на мой взгляд, один из лучших фильмов года

Ответить
0

Верно-верно.

Пропускать в кино нельзя такое.

Ответить
0

А вот кому ржаку!!! (С жирным спойлером):

 
"Встретились как-то мужики. И начали спорить, у кого из них было самое суровое похмелье. Один жалуется - мол, так и так. Второй ноет.
Ну а третий слушает, а потом говорит: "..да ерунда это все! Просыпаюсь я как-то в неких ебенях, голый, а на причиндале ворона сидит и клюет его. Ну а мне настолько плохо, что даже КЫШ сказать не мог."

Ответить
0

Ворона печень клевала, он как бы ну, Прометей, ну ты понел

Ответить
0

Ну да, ну да. Это все сказано-пересказано в рецензиях, да и в самом фильме упоминается.

Ответить
0

Теги забыл, телеграм канал не забыл.

Ответить
0

читать невозможно)

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chvjx", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbl", "p2": "gnwc" } } } ] { "token": "eyJhbGciOiJIUzI1NiIsInR5cCI6IkpXVCJ9.eyJwcm9qZWN0SWQiOiI1ZTRmZjUyNjYyOGE2Yzc4NDQxNWY0ZGMiLCJpYXQiOjE1ODI1MzY0Nzd9.BFsYFBgalfu_3oH9Fj-oBhiEgVx976VQfprRahAELFQ", "release": "3c305b26" }
{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }