Обзор мультсериала "Контраптус - гений!"
Наткнулась я на этот мультсериал давно, у нас его транслировали на канале "Карусель" то ли в 2013, то ли в 2017 году, и честно скажу, он мне сразу же понравился. В оригинале на экраны он вышел ещё раньше - в 2009 году, на студии «Ellipsanime» и транслировался на местном Канале J, а создателем его был французский режиссёр Филипп Видал. Всего было снято аж 78 эпизодов.
О чём же повествовал сюжет данного мультсериала? Об одержимом наукой гении, который убивал время в своей мастерской, пытаясь создать абсолютно новое и полезное для общества изобретение и продемонстрировать его широкой публике.
Стоит заметить, что действие картины происходило во времена Средневековья, а сам горе-изобретатель всегда оставался с носом и попадал в комичные и трагичные для него самого ситуации, причём в финале каждого эпизода Средневековый народ в случае поломки, заедания или неисправности изобретения просто гонится за ним, а не пытается сжечь на костре.
В русском дубляже, а также в США и Великобритании научное светило назвали ёмко, красочно и лаконично - Контраптус, однако во французском оригинале он был наречён Леонардо - в честь персонажа цикла одноимённых комиксов Филиппа Льежуа и Боба де Гроота, проживающего в Италии, а не безымянного средневекового города. Комиксы были доступны широкой аудитории, и их юмор, в основном, основан на каламбурах, анахронизмах и бурлеске.
Примечательно, что через год после выхода мультфильма на экраны, в 2010-м году, создатели комиксов "Léonard" отпраздновали 35-летие успеха своего творения:
Прототипом персонажа Контраптуса/Леонардо являлся величайший изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, описанный в Википедии как "итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»".
В комиксах вышеупомянутых авторов есть несколько отсылок на прототип - так, Контраптус/Леонардо указывает, что ему исполнилось 5 лет в 1457 году, а год его рождения - 1452 год, как и реального Леонардо да Винчи. И итальянский город, в котором обитают герои, тоже называется Винчи
А в альбоме у Контраптуса есть изображение Моны Лизы/Джоконды, знаменитого полотна да Винчи. Кроме того, у Контраптуса/Леонардо есть служанка по имени Матурин (в русском дубляже мультсериала названная Матильдой), а также он в одном из эпизодов комиксов усыновляет ребенка, Моцареллу да Винчи, как настоящий Леонардо.
История создания Контраптуса/Леонардо: идея серии комиксов французскому сценаристу Бобу де Грооту пришла случайно в 1974 году. В одной из его предыдущих работ, пародирующей приключения небезызвестного Робин Гуда - "Робин Дюбуа" ("Robin Dubois") 1985-86 годов. По их сюжету, в Шервудском лесу Робин Дюбуа - большой бандит, чья специальность: уничтожать неосторожных путешественников, произнося "стипендия или жизнь?". В свободное время этот персонаж был не прочь потусоваться в таверне с Шерифом. При чем здесь Контраптус/Леонардо, спросите вы?
Дело в том, что в данных комиксах есть свой изобретатель по имени Мафусаил, названный в честь самого старого библейского героя. У него лиловая шляпа и длинная белая борода, он изобретает счётчик парковки. Бельгийский карикатурист Мишель Луи Альбер Ренье (Грег), который был редактором периодического издания комиксов 1975- 1976 годов под названием Achille Talon magazine, посчитал эту идею интересной. Вот как Мафусаил превратился в Леонардо.
Как описывался этот персонаж в комиксах? Самопровозглашенный гений, который постоянно изобретает новые машины, новые идеи, новые концепции. Обратная сторона медали: идей у него так много, что он не может реализовать их все, как и его прославленная модель с промедлением.
Изобретения Леонардо анахроничны, и если они не всегда идут так, как ожидалось, они всегда оказывают неожиданный или катастрофический эффект, а в большинстве случаев и комичный. Леонардо очень требователен, и любая попытка Базиля, его ученика, сбежать с работы, а также любые уничижительные замечания с его стороны наказываются непреодолимой ошибкой: ударами трубы, наковальни, часов или любого другого мыслимого снаряда, скрытого в большой белой бороде Леонардо.
Если он говорит, что ненавидит своего ученика, то заблуждается - на самом деле он очень привязан к нему, и ему страшно видеть, как он уходит. Он беспокоится о своем здоровье, и его попытка заменить его закончилась неудачей. Способность ученика ранить себя выводит Леонарда из себя, но, как это ни парадоксально, он считает работу, выполненную без каких-либо увечий или травм, неряшливой ; поэтому он берет на себя ответственность « исправить » ошибку, убедившись, что его ученик каким-либо образом пострадал.
Леонардо одновременно чрезвычайно самовлюблен и очень чувствителен к лести. Он также скупердяй, который никогда не платил Матурину и Василию и никогда не увеличивал их; многие шутки сосредоточены на этой идее Василия, который стремится получить деньги, но всегда заканчивается тем, что его хозяин катает себя в муке.
Тем не менее, он сам покупает повязки, необходимые его ученику для ухода за собой, и без колебаний изобретает что-нибудь, чтобы вылечить Базиля или облегчить ему жизнь ; тем не менее, это больше для его собственных интересов, поскольку свежий и доступный ученик всегда более эффективен и способен реализовать изобретения мастера. Леонардо было запатентовано 355 изобретений, начиная от аэрозоля и заканчивая виски, а также плуга с приводом от женщин и тапочек с двигателем.
Но, в отличие от своего реального прототипа, Леонардо да Винчи, у нашего научного светила был свой коллега по работе - ленивый и неуклюжий ученик по имени Базиль. Как показано в каждой серии мультсериала, он вынужден тестировать гениальные или нелепые изобретения своего наставника. Иногда они действительно работают, как было запланировано, но часто во время экспериментов случаются забавные казусы, и все идет кувырком.
В оригинальных комиксах он известен как Базиль Ландуйе/Базиль Лебет. Последователь Леонардо, он явно предпочитает спать в течение дня, а не работать. Базиль очень неловок : каждое действие, каким бы незначительным оно ни было, перемежается неловкостью, которая в лучшем случае заканчивается простой травмой, в худшем-пребыванием в больнице, где у него зарезервирована палата, а также годовой абонемент. Стоит отметить, что ученику удается оправиться от выдумок или обвинений Леонардо, иногда менее чем в одном квадрате, к большому удивлению Рауля, домашнего кота.
С первого альбома у ученика был девиз: «Я служу науке, и это моя радость»; но на практике, чем меньше он ей служит, тем лучше у него получается. Кроме того, он мстит, иногда сам искажая свой девиз: "Я служу науке, но это его радость!", «мне нужно идти служить науке, поскольку кажется, что это-моя радость».
Несмотря на то, что Базиль по возможности неуклюж, когда помогает своему учителю, он не менее изобретателен. Он, среди прочего, является автором мотоциклов, Ангелов Ада, роликовых коньков, перфораторов для сейфов, прессов для фальшивых билетов, смокингов и программного обеспечения. Леонардо говорит, что изобретательность ученика лучше всего выражается в разработке планов отвлечения от работы, чтобы заснуть. Его амбиции состояли в том, чтобы «сопоставить его поздние восходы с его преждевременными закатами посредством длительного сна».
Отпрыск огромной семьи, он помнит все имена или фамилии его двоюродных братьев, племянниц, двоюродных дедушек и т. д., которые часто используются Леонардом для обозначения своих изобретений. Базиль также имеет чешское происхождение, отсюда и фамилия его матери - Азерти, которая вдохновила Леонардо на изобретение пишущей машинки; кроме того, у него итальянская, французская, польская, немецкая и японская семья.
Преданность Базиля своему хозяину очень удивительна, потому что последний заставляет его испытать настоящий ад. Несмотря на все возможности изменить карьеру, которыми обладает ученик, он боится, что его уволят. Годы службы у Леонардо неизвестны. Согласно комиксам, Базиль говорил, что работал у своего наставника 10, 25, 30 и даже 40 лет у гения, но мы можем обратиться к первой цифре, потому что ученик все еще очень молод.
Также есть и третий, женский персонаж комиксов и мультсериала - вышеупомянутая Матурин (Матильда в русском дубляже):
Это - преданная служанка Леонардо/Контраптуса, состоящая в должности горничной и повара. Появляется в двенадцатой серии комиксов. Её полное имя - Матюрин Монторшон Де Ла швабра. У нее довольно сильный темперамент и мускулистые реакции. Действительно, она с трудом переносит переживания учителя и его ученика, которые часто заканчиваются тем, что пачкают комнаты в доме, которые Матурин только что убрала.
Она очень впечатлительна в своей полноте и может поколотить, если кто-то дразнит ее по этому поводу. По прибытии она производит очень сильное впечатление, поскольку ей удается в мгновение ока очистить огромную посуду, а затем решить уравнение третьей степени. Иногда она оказывается изобретательной, что не обязательно будет признаком покоя для Леонарда и его ученика. Можно заметить, что сначала она приезжала работать к Леонардо, а затем, в финале комиксов, у нее будет своя комната у своего хозяина. Ее имя было позаимствовано от имени подлинной работницы Леонардо да Винчи.
Также в доме есть и питомцы - кот Рауль Шатгре, мышь Бернадетт и даже череп по имени Йоррик - аллюзия на сцену из шекспировского "Гамлета".
Стоит рассказать поподробнее об этих персонажах. Так, кот Базиля - Рауль, в ранних сериях комиксов вообще оставался немым, но вскоре стал их полноценным персонажем. Он оказался одаренным даром слова в третьем альбоме после оплошности ученика Базиля: раздраженный замечанием своего босса о том, что он только что отпустил идиотизм, Базиль так сильно нажимает на рычаг, что проливает воду по всему городу.
Вода смешивается с последним изобретением Леонардо - резервуаром. В нём был продукт, способный заставить животных говорить, которых он собирался протестировать. Однако, у него есть особенность: Рауль не может видеть в темноте, как другие кошки. Первоначально выступая от имени Просперо, конфликт между Леонардо и его учеником заставит его стать Раулем. Он часто вмешивается, чтобы прокомментировать историю , которую Леонардо и Базиль, к его большому раздражению, проигнорировали, или просто поболтать с серой мышкой Бернадеттой или с черепом Йорриком.
Он также время от времени вмешивается в дела Леонардо, иногда даже находясь в центре сюжета. Мы также можем заметить, что Рауль спит на кровати Базиля (он часто подпрыгивает на кровати в тот момент, когда Леонардо приходит, чтобы разбудить ученика криком). Наконец, у Рауля есть адвокат, мастер Обулододо, большой черный кот, который ненадолго появляется в одном из эпизодов комиксов.
Серая мышь Бернадетт по сюжету комиксов влюблена в Рауля, любит танцевать с ним, но не выносит, когда он ее целует. Она также любит сыр. Она получает дар речи одновременно с Раулем в третьем эпизоде комиксов.
Хотя в начале серии комиксов она общалась только с Раулем, постепенно ее роль меняется, и она становится медсестрой, в том числе занимается наложением швов на Базиля каждый раз, когда он получает травму. Эта преданность дому кажется тем более удивительной, что в начале сериала Бернадетт кажется дразнящей, даже откровенно отвратительной, особенно в том, что она развлекается тем, что Рауль причиняет боль; кроме того, в одном из эпизодов она называет себя "сильным тираном".
Философский череп Йоррик же, собеседник Рауля и Бернадетты, чье имя намекает на персонажа Шекспира, поначалу также немой, начинает говорить с девятого эпизода комиксов. Ему очень нравится говорить о своем прошлом, что раздражает Рауля. Он хотел бы сыграть большую роль в истории, будучи ограниченным очень второстепенной ролью в сериале.
Из реальных личностей в комиксах про Леонардо/Контраптуса также упоминаются и появляются Христофор Колумб, Жюль Верн, Микеланджело, как соперник Леонардо, Уильям Шекспир, Король Франции Франсуа Первый и даже Адольф Гитлер.
В комиксах можно было встретить и вымышленных персонажей из других вселенных - Сильвестра и Твитти, Багза Банни и Даффи Дака из Луни Тюнз, диснеевских Дональда Дака и Микки Мауса, Розовую Пантеру, Трёх Поросят, Кота в Сапогах, Друпи, Франкенштейна, Тома и Джерри, Пиноккио и даже Смурфа.
Известно, что пилотная серия для мультсериала про Леонардо была создана в начале 1990-х студией International Rights and District Holding (IDDH), но проект не продвинулся дальше. В 2009 году Филипп Видаль снял 3D-анимационный сериал из 78 8-минутных эпизодов, который, собственно, я и буду сейчас разбирать.
Итак, у нас имеется свой список главных персонажей:
1. Леонардо/Контраптус: неутомимый гений, он живет только ради науки.
2. Базиль: ученик Леонардо, он полностью предан своему учителю и проверяет его изобретения.
3. Матурин/Матильда: она следит за тем, чтобы Леонардо/Контраптус и Базиль ни в чем не нуждались.
4. Рауль: полосатый кот, у которого есть особенность говорить.
5. Бернадетт: мышь, у которой лучший друг-кот Рауль. Любопытная, она посещает все эксперименты Леонарда.
6. Йоррик: живой череп, который стоит на подставке (в комиксах у него нет подставки), который редко появляется и играет роль фигуры в мультсериале.
В отличие от комиксов, Контраптус/Леонард не изобретает слишком много полезных предметов, которые были показаны в мультфильме лишь в паре эпизодов. Основными его изобретениями в Средние Века являются именно роботы. Они фигурируют с самого начала - заставки мультсериала - и до конца.
Один или несколько роботов будят Базиля по утрам, да так что он либо шлёпается лицом об стену, либо вылетает в окно, расположенное не прямо, а параллельно кровати персонажа, как в фильме про Суини Тодда.
Два других - складывают ненужный мусор или неисправные изобретения в коробке на складе, а другой робот, похожий на зелёную бутылку с лампочкой вместо головы - в рубрике «Ты знал об этом?/А Вы знали?» рассказывал интересные и познавательные истории о вещах, показываемых в мультсериале - например, росте людей, истории юмора и Дня Смеха... Каждая рубрика в финале снабжалась кратким и смешным комментарием Базиля.
Если в комиксах персонажи питались разными блюдами, то в мультике акцент был сделан исключительно на макаронных изделиях, которые готовила Матурин/Матильда. Коронная фраза Контраптуса/Леонардо - "УРРА-А, СПАГЕТТИ!", звучала всякий раз, когда горничная звала наших работяг обедать. И лишь единственный раз в одном из эпизодов она вместо макарон подала на обед яичницу.
Говоря о взаимоотношениях Контраптуса и Базиля, можно сказать, что взаимоотношениям между ними в комиксах они весьма совпадают. Но порой Контраптус/Леонардо бывает гораздо более безжалостен к своему напарнику: он почти никогда не называет его по имени, а только - Помощник, считает, что в его доме есть единственный изобретатель - это он сам, а когда он будит главного героя - Базиля - иногда - сам лично, а иногда - с помощью своих роботов или изобретений для дистанционной связи, тот всегда вылетает в окно или падает в колодец, и в этом состоит вся юмористическая часть мультсериала.
Был даже эпизод, когда Контраптус бил током Базиля, увеличивал его и пр. - то есть делал из живого человека подопытную мышь для своих экспериментов. И лишь один-единственный раз он расплакался и признался Матурин/Матильде, что любил Базиля, когда клонировал своего помощника несколько раз, а потом все клоны попросту исчезли в устройстве.
Все отношения между Контраптусом и Базилем невероятно похожи на дуэт Пинки и Брейна, которых мы уже разбирали. В данной интерпретации может показаться, что здесь "Контраптус - гений, а Базиль туп, как пень", однако это совсем не так. Как и в комиксах, Базиль из мультсериала также имеет склонность к изобретательству, что весьма расстраивает Контраптуса/Леонардо и задевает его эго.
Если Пинки легко сносит то, что Брейн не только угрожает, но и лупит его по-настоящему, то Базиль не выносит выходок Контраптуса, а порой может за себя и постоять, доказав наставнику, что он - тоже человек, достойный уважения не меньше, чем сам гений.
В отличие от комиксов, в мультсериале не появляется ни удочерённая Леонардо/Контраптусом девочка Моцарелла да Винчи, нет отсылок на реальных исторических личностей. Вместо них фигурируют Герцог - правитель безымянного средневекового города и его сын, а акцент сделан исключительно на изобретениях Контраптуса/Леонардо, а не его взаимоотношениях с другими персонажами.
Был, конечно, эпизод, где доктор Контраптус влюбился в соседку Клементину и попросил Базиля помочь ему завоевать её расположение, но тот чуть было всё не испортил. Затем, в другом эпизоде Контраптус и Базиль поссорились и последний создал РобоПса, роботизированную собаку, чтобы скрасить своё одиночество. Но после некоторых усовершенствований робот-Пёс уже сам начал доминировать над Базилем и вести себя нагло - спать в его кровати, играть с ним, как с собакой, и Контраптусу пришлось вмешаться, чтобы дело не зашло слишком далеко и вместо человеческой речи вернуть изобретению Базиля традиционный собачий лай.
И если в комиксах показывались взаимоотношения между питомцами Контраптуса, то в мультике они появляются в качестве фона и никаких намёков на любовь мышки Бернадетты к коту Раулю здесь вообще нет.