"Batman: Year one"
Вступление
Думаю стоит начать с того, что мне очень нравятся истории о приключениях тёмного рыцаря. Я знаком с персонажем ещё с самого детства, но с возрастом я ещё больше проникся им. "Бэтмен: год первый" я впервые прочитал два года назад, данный комикс хоть и является одной из самых популярных и показательных историй о персонаже, проходил мимо меня очень долгое время. В этом году я решил перечитать данное произведение и мне оно показалось ещё интереснее и любопытные, чем при первом прочтении. Данный текст можно просто считать фанатской графоманией с каплей интересных мыслей (надеюсь).
История создания
В 1985 году в DC comics решили сделать небольшую перезагрузку для все своих линеек комиксов. Причиной этому стала довольно обычная для любого издательства потребность привлечения новой аудитории, так как из-за 50 лет истории развития всех персонажей, молодым читателям было довольно трудно понять контекст некоторых происходящих событий.
Для данной перезагрузки DC решили придумать контекст, выпустив 12 выпусков серии комикс-кроссовера "Кризис на Бесконечных землях" (один из лучших кроссоверов в серии). По итогу этой серии вся мультивселенная была уничтожена и собрана в одну новую.
Это дало отличную возможность для сценаристов, чтобы углубить характеры персонажей, их предысторию, да и сам мир и контекст окружающий их. За обновление истории Бэтмена взялись - сценарист Фрэнк Миллер и художник Дэвид Мазукелли, которые были наиболее известны своим раном "Daredevil: Born again" для MARVEL.
Если честно, то выбор авторов просто отличный. Миллер и Мазукелли в 80-е годы были просто спасителями street-level супергероев, сначала отлично освежив Сорвиголову для MARVEL и подняв популярность персонажа на новый уровень, а потом пришли в DC Comics и сделали тоже самое с Бэтменом.
Миллер так вообще настолько проникнется персонажем, что будет писать комиксы про Тёмного рыцаря ещё долгие годы, а вот много ли хорошего из этого вышло в итоге или нет, уже совсем другой вопрос (The Dark Knight Returns 2, я о тебе говорю).
Но я отвлёкся, "Бэтмен: год первый" был опубликован в феврале 1987-го и выходил по октябрь того же года. Критики и читатели были просто в восторге от обновлённой итерации персонажа. Давайте же разбираться чем так хорош этот комикс.
Кто же главный герой?
Комикс начинается с прибытия в Готэм полицейского Джеймса Гордона и миллиардера Брюса Уэйна. Мне очень нравится как автор использует этот момент, чтобы буквально провести параллель между персонажами и показать каким разным может быть Готэм. Гордон приезжает в город на поезде, Готэм встречает его толпами людей, каждый второй в этой толпе выглядит как преступник и не очень добропорядочный человек. Уэйн же прибывает на самолёте и город встречает его вместе с папарацци и расспросами журналистов.
Дуальность момента даже подчёркнута в цветокоре, вокзал и поезд нарисованы в грязных тёмно коричневых тонах, кадры же прибытия Брюса в более светлых и холодных синих цветах.
Как бы то ни было, Гордона и Брюса на данный момент объединяет лишь одно, мысли о Готэме, о городе заполненном преступностью и человеческими пороками. Их чувства выражены в монологах, которые будут одним из основных повествовательных средств на протяжении всей истории.
Гордон думает о Готэме с ненавистью, ему не нравится этот город. Он буквально рассматривает свой приезд сюда, как наказание и попадание в ад. Мысли о переезде вместе со своей беременной женой тревожат его, он считает, что это ужасное место, чтобы растить детей.
Брюс же воспринимает Готэм как своего "противника".
На этом моменте мы видим вроде бы и разных персонажей, но по ходу сюжета мы понимаем, что их объединяет одно желание помочь. Искренне они пытаются верить в лучшее и оставаться мужественными и верными своим идеалам, хотя на протяжении всего сюжета общество пытается сломить их. Год первый является не только ориджин историей для Бэтмена, но и для комиссара Гордона, который пока всего лишь Лейтенант.
Гордону я бы сказал уделено даже больше времени, чем Брюсу Уэйну. Персонаж попадает в окружение продажных полицейских и стоически отказывается от всех соблазнов брать какие-либо деньги и закрывать глаза на преступления.
Кто антагонист ?
В истории нет конкретно выраженного злодея. Так кто же может являться антагонистом в комиксе? Может быть это продажный полицейский Фласс? Он покушался на Гордона за то , что тот остаётся честным. Так же он ни раз угрожал ему. Но нет, Фласса трудно считать антагонистом, Гордон расправляется с ним в первом же выпуске, а дальше персонаж и вовсе становится объектом насмешек.
Может антагонистом является начальник полиции Джиллиан Лоэб? Тоже нет, он хоть и доставляет проблем по ходу истории как Гордону, так и Бэтмену, является слишком уж не внушительным персонажем для того, чтобы быть злодеем.
Я бы сказал, что настоящим соперником Бэтмена в этой истории является Готэм. Вся коррупционная система этого города, преступность, улицы полные опасностей. Этот комикс показывает двух людей вставших на борьбу не просто с очередным боссом преступного мира, а целым городом, огромным организмом, в котором почти каждая его часть враждебна и полна опасностей.
Вот чем мне очень нравится это история, так это как Миллер показал борьбу с системой. Он представил Джеймса Гордона и Бэтмена настоящими анархистами, которые действуют вопреки устоям и правилам, которые существуют в Готэме. И делают они это не с помощью громких возгласов, а просто элементарно действуя. И с помощью своих поступков они совершают хоть пока и небольшие изменения, но всё равно важные изменения.
Моё отношение к Бэтмену несколько раз менялось. Когда я познакомился с ним ещё ребёнком(в 5 лет), он был как строгий отец, уверенной отцовской фигурой. Он оставался таким и после, но я начал смотреть на него с политической и философской стороны. Содержание комиксов про Бэтмена так же изменилось: из независимого борца с преступностью он превратился в должностное лицо с полицейским значком. Под моим пером он превратился в анархиста.
Бэтмен
Отдельно хочу поговорить о здешнем воплощении Тёмного рыцаря.
Дизайн явно был вдохновлён самым первым появлением Бэтмена на страницах комиксов. Более длинные уши, серо-чёрный костюм, "трусы" поверх штанов, жёлтый пояс.
Очень хорошее и логичное решение вернуться к корням, переписывая ориджин историю персонажа. Дизайн костюма очень хорошо осовременили(когда то для этого не надо было пичкать костюм техно хай-тек ерундой). Теперь он больше выглядит как боевое трико, нежели чем маскарадный костюм. Дизайн очень простой, но рабочий для картинки комикса.
Бэтмен часто изображён в тени поэтому нечасто удаётся увидеть его костюм во всех деталях.
Что же до характера Тёмного рыцаря, так с этим тоже проблем нет. Молодой Брюс Уэйн только вернулся в Готэм после своих тренировок. Им движет лишь одно желание изменить город и помочь ему.
Самую свою первую вылазку в качестве борца с правосудием он совершает без костюма. Довольно интересный момент. Брюс довольно неуклюже расправляется с сутенёром на улице, получает нож в ногу от маленькой и девочки, после его арестовывает полиция и чуть не погибнув, Брюс сбегает от них. Довольно сильно такой момент контрастирует с устоявшимся образом профессионального борца с преступностью.
Этот момент становится поворотным для Уэйна, так как он понимает, что должен стать чем то большим. Он должен стать символом. Довольно убедительный character development, который происходит всего лишь за несколько страниц, кратко и красиво, ничего лишнего.
Обожаю этот момент:
На протяжении всей остальной истории Бэтмен совершенствует свои навыки. Он проходит путь от неловкой стычки с домушниками на балконе до сражения на равных с полицейским карательным отрядом.
Вообще мне кажется очень интересным, что как бы в ориджин истории про Бэтмена, сам Бэтмен не является центром событий этой истории, а таким же участником как и остальные. Довольно крутой подход, который придаёт комиксу реалистичности.
Бэтмен в этой истории всё время рефлексирует о своих действиях, продумывая каждый свой шаг и его значение. Всё это выражено в монологах персонажа. Мне нравится, что они оформлены как рукописный текст, подразумевая, что это то, что Брюс записал в дневник после пережитых событий. Позже этим вдохновился Мэтт Ривз и Бэтмен в его фильме тоже ведёт дневник, так же недавно увидел такой же шрифт у монологов Бэтмена в Absolute серии DC комиксов.
Довольно круто, что даже такие мелочи как шрифт, каким-то образом повлияли на персонажа в медиа.
Заключение и влияние комикса
Комиксы про Тёмного рыцаря всегда были отражением своего времени. В 1939 году Бэтмен начинал как мрачный нуарный сыщик. С появлением Робина и ростом популярности супергеройки у детей тон повествования в медиа стал более комедийным и лёгким. Сериал с Адамом Уэстом только закрепил данный образ Бэтмена.
В 1970-1980-е годы Нил Адамс и Дэнни О'Нилл попытались вернуть герою его былу мрачность. По настоящему получилось это сделать с выходом "Бэтмена: год первый:
Комикс углубил персонажа и мир вокруг него, предав истории психологизм и новую глубину.