Сказ о линейной перспективе

Приветствую, дорогой читатель, эта статья является конспектом к уроку одной онлайн школы, а так же выжимкой из нескольких статей, посвящённых исключительно линейной перспективе. Естественно это не чистый пересказ, т.к. некоторый опыт в рисовании с перспективой у меня есть, а соответственно есть что добавить. В конце статьи оставлю несколько крайне полезных ссылок. Приятного чтения!

О перспективе в целом

Перспектива помогает делать рисунки, иллюстрации и любые изображения правильными, или такими, какими вы хотите, соблюдая чёткие правила, придающие картинке баланс. Даже если вы не используете или не собираетесь использовать перспективу в классическом смысле - знать её основы очень желательно.

К тому же, по моим наблюдениям, перспектива может выполнять роль ограничителя, особенно ярко это будет выражено в абстракциях, где как раз благодаря ей можно достичь гармонии. Ограничители не всегда идут на пользу в рисовании или мы не всегда о них задумываемся во время рисования, это больше про графический и определённо про продуктовый дизайн, но на всякий случай в конце статьи оставлю ссылку на главу про пользу ограничений из книги А. Лебедева

Теперь к делу

Давайте посмотрим на картину итальянского художника Дуччо ди Буонинсенья.

Обратите внимание на перспективу и попробуйте понять, что не так.

Сказ о линейной перспективе

А что отличает картину ниже? Почему перспектива кажется более правильной?

Сказ о линейной перспективе

Всё дело в том, что вторая картина следует основным универсальным правилам перспективы:

1. Любые предметы по мере удаления от точки наблюдения сокращаются, и наоборот.

2. Все линии, удаляющиеся от точки наблюдения, сходятся в одной или двух точках на линии горизонта.

Линия горизонта

Перед тем, как рассказать о типах перспективы, нужно упомянуть о том, что такое линия горизонта.

Линия горизонта отмечена красной линией.
Линия горизонта отмечена красной линией.

В общем и целом, это линия, которая помогает строить правильную перспективу, можно сказать - лежит в её основе. Она всегда находится на уровне глаз, даже если буквально горизонт не видно.

Важно понимать, что линия горизонта необязательно должна находится в середине рисунка по вертикали, вот хороший пример:

*т.с. - точка схода (о них позже)
*т.с. - точка схода (о них позже)

То есть, если нужно нарисовать предмет, на который вы смотрите сверху - линия горизонта тоже должна быть сверху.

Перспектива с одной точкой

Как правило, в таком типе перспективы точка схода находится примерно напротив нас, то есть в центре линии горизонта.

Идеальное видео об основах перспективы. Ссылка с тайм-кодом, но на всякий случай: 2:17 - 3:19

В каких случаях нужно использовать перспективу с одной точкой схода?

Этот тип перспективы используется если объекты, которые мы изображаем, находятся параллельно линии горизонта и параллельно нам.

То есть, если вы, например, посмотрите на стол в своей комнате фронтально (чтобы его ближайшая грань была прямо перед вами), то стол границы стола уйдут вперёд, прямо к точке схода.

Отличной практикой будет подмечать, где находится линия горизонта и в какие точки схода уходят предметы в реальной жизни.

Промежуточный итог

  • Перспектива нужна для изображения «объёмных» предметов на плоскости
  • Линия горизонта находится на уровне глаз
  • Все линии соединяются в точке схода, находящейся на линии горизонта
  • Перспектива с одной точкой схода нужна для изображения предметов, которые параллельны линии горизонта

Перспектива с двумя точками схода

Теперь давайте вкратце рассмотрим другой тип перспективы.

Перспектива с двумя точками схода на примере кубиков: 5:09 - 6:10

Нужно отметить, что точки схода могут находиться как в пределах видимой области, так и за её пределами, то есть предметы могут сходиться в «невидимых» частях.

Когда лучше использовать этот тип перспективы? — В тех случаях, когда в изображении имеется объект, находящийся под углом по отношению к линии горизонта.

Перспектива с тремя точками схода

Как вы уже догадались, это тип перспективы, где всё объекты стремятся к трём точкам схода.

В данном случае направление к третьей точке схода отмечено зелёными линиями.

Сказ о линейной перспективе

К тому же это отличный пример, где все три точки схода находятся за границей изображения:

Сказ о линейной перспективе

Когда следует использовать такой тип перспективы? — В первую очередь при изображении крупных объектов, либо если нужно придать изображению много-много динамики.

Полезные ссылки и прощание:

Благодарю за прочтение, оставляйте комментарии и поправляйте, если я оказался в чём-либо неправ.

3333
11
10 комментариев

Хорошая статья, может кому-то из местных начинающих художников пригодится (также советую почекать канал CG fish, там хорошие видео про перспективу, композу, цветовую теорию и основы светотени)

3
Автор

Спасибо, ознакомлюсь с CG fish и если что добавлю в полезные ссылки)

6

Всё просто и доступно. Единственно, немного несогласен с термином «правильная» перспектива) Так как и аксонометрия, и обратная перспектива, и чертёжный метод др.Египта были по своему «правильными», а в чем то и более правильными, чем прямая. Отлично об этом пишет Борис Раушенбах. Сорян за духоту, без негатива)

2
Автор

Спасибо большое, попробую исправить)

7

Душнила, но объективно правильно)

2

А чё слева за жопы вместо деревьев

Автор

Так редизайн же

6