Эра правообладания (рассказ)

В рассказе я попытался представить будущее в котором невозможно скачать игру с торрента. Не возможно просто послушать музыку бесплатно. Все защищено авторским правом! Тебе придется платить даже за самые невинные нарушения этого права. Чем больше я пытался представить это будущее, тем больше понимал, что мы уже живем в нем. Хорошо ли это? Может быть...

В закладки

У рассказа есть аудиоверсия, озвученная профессиональным диктором. тут

Эра правообладания

Хорошее настроение имеет только одну неприятную особенность - оно на дух не переносится другими людьми. Стоит кому-то заметить счастливое лицо на другом человеке, как тут же срабатывает древний инстинкт - смыть с его рожи довольную улыбку.

Первую, робкую попытку испортить мне настроение сделала робомедсестра. После очередной плановой замены противоракового импланта, она слишком больно ввела иглу шприца. Лекарство жгло вены изнутри и лишняя боль от укола была совершенно ни к чему. Я стерпел и спустя всего пять минут боль прошла. Это была последняя процедура и рак мозга был полностью уничтожен. Разве это не повод для отличного настроения?

Но дома меня ждала сердитая жена.

- Добрый вечер, лю-бима-ая! - пропел я последнюю строчку припева популярной песенки, пытаясь поделится с супругой своим настроением и отвести скандал.

- Какого, черта, Калитин? - зашипела она.

“Плохо дело” - подумал я, - “Если супруга называет меня по фамилии, то настроена она очень воинственно”.

В кармане пикнул смартфон - пришло смс:

“С вашего лицевого счета удержано 34 рубля за нелицензионное использование композиции “Добрый вечер, любимая!”” - женским голосом зачитал сообщение смартфон.

- Калитин! Ты опять? Ты же знаешь, что у нас каждая копейка на счету, а ты снова распеваешь защищенные авторским правом песенки? Боже! И когда же все это кончится? Сколько раз я тебе говорила, что нельзя использовать чужой контент без разрешения!? Правильно мне мама говорила...

- Извини, я не знал, что эта композиция платная. Она просто пришла мне в голову, когда я тебя увидел - пытался оправдаться я, но тщетно.

- Твоя учительская зарплата и без того крошечная, а ты еще намеренно делаешь все, чтобы мы снова жили впроголодь! Нам за газ нечем заплатить! Об этом ты хотя бы подумал? Еще раз такая выходка и я уйду от тебя!! - визжала супруга.

В сердцах бросив мне свежую газету, она ушла в комнату. Настроение было испорчено. Помявшись в коридоре и так и не раздевшись я решил, что правильным будет не накалять обстановку и часик прогуляться.

В раздумьях я бродил по немноголю́дному городскому парку. Поздним вечером здесь быстро темнело и народ расходился по домам. Я шел по главной аллее не замечая никого, окутанный своими мрачными мыслями. Супругу я ни в чем не винил. Ей той же пришлось пережить операцию по имплантации противоракового прибора. Две операции на семью, тем более на такую не богатую, как наша, действительно было слишком накладно для бюджета. Сев на случайно подвернувшиеся скамейку, я наконец-то прислушался к окружающим меня звукам.

“Да твою ж мать!!” - спохватился я - “Где мои беруши?”

Я лихорадочно шарил по карманам, пока не нашел черную коробочку с электронными заглушками для ушей. Но я не успел. Предательская лавочка находилась в десятке метров от летней сцены, где местные артисты завершали свой ежедневный концерт для горожан. Я услышал, как скрипач взял высокую ноту популярного старого шлягера и мой смартфон тут же отчитался о снятии средств.

“С вашего лицевого счета удержано 157 рублей за прослушивание композиции “Vive l'amour”. Если денежные средства с Вас удержали ошибочно, то, пожалуйста, обратитесь в службу поддержки корпорации ”ТриМ-рекордс”.

Я даже не успел расстроится, как позвонила моя жена. У нас с ней был единой лицевой счет и она без сомнения тоже получила смс об оплате.

- С меня хватит! Я ухожу. - неожиданно кратко сказала она и бросила трубку.

Проснувшись утром я обнаружил, что лежу на диване в верхней одежде. Голова, зажатая в тиски выпитого накануне дешевого алкоголя, раскалывалась. Кинув в рот мятную жвачку, помятым, я отправился на работу.

Жена была права - учительская зарплата была очень низкой. Мировая история не приносила доход и не могла заинтересовать родителей учеников, которые сами решали сколько учебных предметов нужно для их отпрысков.

Я зашел в обветшалый трамвай. Последнее время техников не хватало для поддержания трампарка в приличном состоянии и городской автотранспорт постепенно отмирал - трамвай ходил все реже и реже. Прикрывая рукой глаза от картин художников на проекционном экране я оплатил за проезд. Автоматические камеры регистрировали любой, даже мимолетный взгляд на картины, заменявшие трамваю окна, и снимали со счета небольшие авторские отчисления в пользу художников. Я же решил экономить на всем, даже на самом дешевом.

- Смотри, какой дядя не хороший! Специально прикрывает рукой глаза, чтобы не платить за просмотр картин! - меня заметила молодая мама с дочкой в коляске. Она была чем-то раздосадована и имела огромное желание поскандалить. - Фу, таким быть! Запомни, Светик, что автору нужно на что-то жить и закрывая глаза мы лишаем автора его законных авторских отчислений! Никогда не будь такой как этот не хороший дядя!

Девочка не хотела быть дядей и потому во все глаза начала смотреть на картины. На телефон мамочки посыпались смски о снятии средств. Мне стало стыдно за себя и я опустил голову На проекционном полу демонстрировалась реклама. Какая-то певица рекламировала новый улучшенный смартфон. Трампарк зарабатывал на чем возможно, даже на тех кто хотел сэкономить. .

Я зашел в класс. Не смотря на то, что экзамены по истории запретили более 5 лет назад, ученики все еще приходили на мои лекции.

- Сегодня, ребята, мы начинаем большую и очень важную тему - “История авторского права”...

Эта тема интересовала многих. В наше время нужно было знать все об авторском праве. Быть деятелем муз означало стабильный доход, приличные гонорары и пожизненные авторские отчисления.

- История авторского права берет свое начало в средних веках. В то время только король мог выдавать, так называемые “привилегии” - прообраз современных патентов. Автор произведения должен был лично просить монарха выдать ему эти самые “привилегии”. Хотя это было далеко не так просто, как могло бы Вам показаться. Церковь, как прочем и многие деятели культуры того времени, считали, что произведение есть “божий дар”, который автор выразил в доступной ему форме. Потому просить право на “божий дар” считалось грехом. Первый закон регулирующий эту сферу человеческой деятельности был принят во времена правления английской королевы Анны, в 1710 году. Этот закон устанавливал право автора на владение произведением только на 14 лет, после чего только суд мог решить дальнейшую судьбу творения.В 19-м столетии, во многих странах, этот срок увеличился до 50 лет…В начале нашего века, нелегальное цифровое копирование контента приобрело настолько ужасающие размеры, что авторы были вынуждены просить милостыню на всевозможных краудфандинговых площадках. Банды цифровых пиратов на торрентах, грабили не способных защитить свой труд, правообладателей, отнимая у них последние крохи. Взламывая контент, копируя его, они обрекали правообладателей на нищенское прозябание. Современные историки, после проведенных исследований, так описывают то время: “Авторы, загнанные в угол, голодом, побоями и пытками, теснились к друг-другу. Цифровые пираты, прямо у них на глазах, цинично растерзали маленькую девочку, посмевшую написать сказку про ослика Петю. Они выжгли у нее на груди “Веселого Роджера”. Пираты облили оставшихся правообладателей бензином и сожгли их”.

После этих слов девочки заплакали.

- Теперь вы видите, дети, какое страшное время было во времена цифрового пиратства? Но все изменилось после создания корпорации “ТриМ рекордс”! Усилиями этой корпорации были приняты множество нужных законов в защиту правообладателей. Армией были наголову разбиты войска цифровых пиратов в Европе. Последний оплот это страшной организации остался в Ираке и Кувейте. Все вы знаете из новостей, что сейчас армия корпорации ведет успешную операцию по уничтожению оставшихся там банд. Зло, которое принесли эти нелюди, должно быть наказано!

- Современные технологии, - продолжал я. - GPS - спутники, умные телефоны, позволили правообладателям взимать плату за контент в автоматическом режиме, что положительно повлияло на качество и количество прекрасных произведений культуры. Знаменитый фильм “Пятая точка” завоевавший в США 8 Оскаров, появился именно благодаря усилиям корпорации “ТриМ-рекордс”. Кроме того, корпорация “ТриМ- рекордс” постоянно спасает крайне редкие произведения классиков прошлого - Донцовой и Робски. Кстати, дети, их книги вы уже проходили на уроках русской литературы. Корпорация “ТриМ -рекордс” неоднократно организовывала...

Неожиданно зазвонил телефон - меня срочно требовали в бухгалтерию.

- Что это вы себе позволяете? - главбух школы не церемонился и начал отчитывать меня прямо с порога - Вы уже 4 раза использовали чужой товарный бренд в своих лекциях! Корпорация... эээмм … вы знаете какая корпорация! Так вот, эта корпорация, в качестве благотворительной помощи, разрешила использовать бесплатно свой бренд, но это не значит, что вы можете бесконечно пользоваться ее добротой! Ваш лимит упоминаний уже был исчерпан и последние упоминания были лишними. Школа не может позволить нерадивым учителям подрывать ее бюджет и потому мы вычтем авторские отчисления и штраф за нелегальное использование бренда из вашей зарплаты! Вот ваш квиток.

Он раздраженно бросил распечатку на мою сторону стола. Сумма вычетов превышала половину зарплаты.

- Нужно было внимательно читать лицензионное соглашение! Вы пришли на работу к нам и обязаны были прочитать его полностью! Вы “галочку” ставили? Ну, вот видите?! Какие могут быть претензии??

Вечером я брел по улице домой. Голограммы певицы вновь предлагали купить новый смартфон. Реклама была везде. Она лилась из неоновых вывесок, экранов, колонок, витрин, проливаясь бушующей полноводной рекой, вдоль русла улицы.

Я свернул на темный переулок и тут же был ослеплен фарами приближающихся машины. Визг тормозов. Сильный удар сбил меня с ног..

-Эй, ты, придурок! Убирайся отсюда! - Из машины вышел крепыш и заорал на меня.

Я с трудом встал. Голова кружилась. Сильно болела ушибленная нога.

Вдруг из той же машины послышался женский крик:

- Меня похитили! Вызовите полицию!

Крепыш попытался отшвырнуть меня с дороги. Я успел схватить его за куртку и на дорогу повалились мы оба. Врезав ему с локтя, я незаметно для себя оказался на спине. Крепыш владел бросками самбо. Противник с видом ликующего неандертальца уселся на мое поверженное тело и бил кулаками по моей хомосапиенской морде. Я пытался отвечать, но асфальт к которому я был прижат не давал мне размахнуться. Мои удары становились все слабее и слабее. Еще немного и эволюция исправила бы свою оплошность отдав пальму первенства неандертальцу.

Ни с того ни с сего, крепыш вскочил. Его глаза бешено бегали под массивными надбровными дугами. Казалось, что он сам не понимает, что с ним происходит. Крепыш выхватил из нагрудной кобуры пистолет. Инстинктивно я напряг мышцы пресса. По эффективности такая защита могла сравнится с попыткой закрыться от пули газетой.

Но крепыш удивил меня. Он приставил пистолет к виску и нажал на спуск. Выстрел вытряхнул содержимое черепной коробки на стену, освежив серо-бурыми тонами потускневшие граффити.

"Вами был использован звук выстрела из бесплатного банка звуковых эффектов. спасибо, что воспользовались продукцией корпорации "ТриМ-рекордс"" - громко зачитал смс его смартфон.

-Ключи от наручников у него в кармане! Скорее!! - женский голос из машины показался мне очень знакомым.

На нервно подкашиваются ногах я подошел к трупу. Забрал из грязной штанины ключи и зачем-то подобрал пистолет. Звуки сирен заставил меня двигаться быстрее. Я подбежал к машине и открыл заднюю дверь. Изможденный я рухнул на женские колени. Девушка отобрала у меня ключи и освободившись от наручников перелезла на водительское сиденье. Я успел только заметить красивую женскую попку мелькнувшую между креслами и отключился.

Не знаю сколько я был в отключке. Очнувшись, я обнаружил себя в том же автомобиле, на том же заднем сиденье, но пейзаж за стеклом сменился на пригородный лес. Девушка сосредоточенно вела машину по полупустому шоссе. В салоне было темно и только редкие встречные автомобили освещали фарами ее лицо. Это была та самая девушка из рекламы смартфонов.

- Кто это был? -спросил я про крепыша.

-Мой поклонник. Он преследовал меня уже около полугода. Сначала писал дебильные любовные письма. А вот сегодня, решился на похищение. Я думала, что вы ранены и теперь везу в частную клинику. Там осмотрят вас лучше, чем в публичной больнице.

- Я в норме, но этот парень крепко мне врезал.

- А я узнала вас! - сказала женщина - Вы учитель истории в школе? И зовут вас- Калитин, верно?

- Да. - коротко ответил я. Откинувшись на сиденье я осмотрел машину. Эта была самая новая и очень дорогая марка “Бентли”. Роскошный кожаный салон, панели отделанные редкими породами древесины, позолоченные элементы дизайна- все демонстрировало, что у хозяйки нет проблем с зарплатой.

- Вы не узнали меня? Я - Жанна Лавью.

- Теперь узнал. Совсем недавно смотрел рекламу с вашим участием.

- А я вас сразу узнала! Вы преподавали Мировую историю в моем классе, много лет назад. Да уж… самая бесполезная наука, как оказалось… Ой, извините! Я не хотел Вас обидеть.

- Я не обижен. История в наше время не самый популярный предмет. А вот у Вас, смотрю, все в порядке?

- Это? - она махнула на интерьер машины - это мелочи! Для меня главное, что я при деле.

В частной клинике, кроме гематом и сотрясения, серьезных травм не обнаружили. Рекомендовали остаться на несколько дней, но я упрямо хотел домой.

- Анализ крови показал, что Вам недавно ввели сильное обезболивающее. Вы чем-то болеете? - врач клиники взглянул на меня. Так могут смотреть только врачи - будто рентгеном просветил.

- У меня был рак мозга, но вчера мне ввели последний имплант и я опять здоров. - радостно сообщил я.

- Если я в чем-то и был и уверен в своей жизни, так это в том, что у Вас никогда не было рака.

Жанна все это время ждала меня в машине. Она пересела на заднее сиденье, освободив место нанятому робоводителю.

- Я не хотела Вас бросать тут одного. Обратный путь до города не близкий.

- Вы представляете, что меня лечили от рака, которого у меня никогда не было! И это называется современная медицина! Дипломированные врачи на этот раз серьезно лопухнулись. Завтра же пойду с ними разбираться! Все-таки это лечение обошлось совсем не дешево. Одни авторские отчисления за использование запатентованной медицинской техники вылетело мне в копеечку!

Жанна внимательно взглянула на меня и включила музыку. Она отхлебнула из фляжки и предложила мне. Зазвучало ласковое фортепьяно “Sleep Away”. Музыка отлично гармонировала с выпитым виски.

- Заметили? - неожиданно спросила Жанна.

- Неужели пианист сфальшивил? - попытался пошутить я. - Если честно, у меня не настолько хороший музыкальный слух ,чтобы это заметить.

- Вовсе нет! Вы заметили, что Вам не пришла смс с оплатой авторских?

- Хмм.. - я полез проверять смартфон - Действительно странно...Что-то совсем удивительное..

- Просто в этом автомобиле не работает система корпорации “ТриМ - рекордс”.

Эта новость шокировала меня даже больше, чем ошибка лечащего врача.

- Вы шутите!? Эта система работает везде! Даже в космосе, на МКС, космонавты платят отчисления, когда слушают музыку или смотрят фильмы. Система ловит сигнал даже под землей! Помните, какие-то хиппи пытались организовать на заброшенной штольне пиратский клуб? Их вычислили именно благодаря этой системе. В новостях рассказывали, что пиратов выкуривали газом. Платить за удовольствие должны все! Именно благодаря этой безотказной системе мы имеет такое количество талантливых музыкантов, поэтов, творцов!

Жанна смотрела на меня так, будто внутренне решаясь совершить нечто страшное.

- Поезжайте со мной, пожалуйста! - предложила она. - Я должна показать вам еще одно место где не работает система.

Мы подъехали к загородному особняку окруженному высоким забором. Ворота были закрыты, но охрана пропустила Жанну и меня без лишних вопросов. Со стороны дома звучала громкая музыка. Мы зашли внутрь. Огромное помещение холла, освещала лишь цветомузыка и лампы на столах. Гости веселились, танцевали, что-то кричали на французском. Мы пошли между танцующими людьми, мимо столиков заваленных выпивкой. Артисты выступали на эстраде. Галерка была отделена от зала полупрозрачным стеклом. Стекло прекрасно справлялось со своей работой - громкая музыка из холла слышалась совсем чуть-чуть. Мягкие кожаные диваны, приглушенный свет, собственный официант отлично располагают к спокойной беседе. Я сел на диван. Только сейчас я по-настоящему взглянул на Жанну. Платиновые волосы подстриженные под Жаклин Кеннеди убраны под широкий белый ободок. Отличная фигура обтянутая шелковым красным платьем на бретельках, под которым ничего не было. Ярко красная помада. Золотые серьги и бусы. Сумочка подобранная в тон к платью. Она отлично выглядела. Жанна плюхнулась на диван закинув ножки на столик.

Она закурила, пряча свой пристальный взгляд за завесой табачного дыма.

- Помните, вы недавно сказали, что авторское право дает нам много прекрасных авторов? И в школе нас учили тому же самому. Учитесь, детишки, говорили учителя, и вы пополните мир прекрасным! Помните?...

- А разве это не так? Посмотри сколько авторов! Такого расцвета культуры еще не знало человечество! И все благодаря защите авторов. В прошлом такого авторского права невозможно было бы вообразить.

Незаметно для себя мы перешли на “ты”.

- Видишь, вон того длинного на сцене? Знаешь его? - спросила Жанна, указывая на артиста за стеклом.

- Конечно же. Это хоть и немолодой, но чрезвычайно талантливый Кирилл Филлипов. Он и певец и композитор и актёр. Каждый год его смотрят миллиарды зрителей, но его популярность только растет.

- Он глухой.

- Что? - переспросил я.

- Он глухой - стряхивая пепел сигареты сказала Жанна. - Он слышит только очень громкие звуки. За всю жизнь он не сочинил ни одной песни. В его репертуаре исключительно копии чужих старых песен. Он повторяет все - музыку, костюмы, жесты. Поет он под фонограмму, записанную каким-то никому не известным певцом. А знаешь, почему это для всех секрет и до сих пор его так никто и не вывел “на чистую воду”?

- Почему?

- Просто потому, что он скупил почти все музыкальные хиты прошлого и запретил любое воспроизведение этих работ. Они изъяты из архивов. Фактически эти произведения были вычеркнуты из мировой истории. Теперь на них этот бездарь делает деньги. Очень много денег. Заработав на чужом таланте очередной миллион, они снова скупают старые хиты.

- Но неужели не нашлось никого, кто бы это разоблачил?

- Как можно его разоблачить, что-то если нельзя даже упоминать защищенные авторским правом композиции? В начале его карьеры, конечно же, пытались что-то делать с этим. И знаешь где сейчас эти люди? В тюрьмах. Они осуждены за нелегальное использование чужого контента. Стоило какому-то блоггеру выставить клип-оригинал и показать совпадения с клипом-копией, как тут же приходил страйк от автоматической системы корпорации “ТриМ-рекордс”. Три страйка, по современным законам, приравниваются к 30 годам тюрьмы. Желающих что-либо разоблачать из года в год становилось все меньше и сейчас в мире нет ни одного музыкального критика.

- Как же нет? Есть даже целый канал “Критик ТВ”.

- Это те критики, которые наперебой хвалят вообще любое дерьмо? Они не могут сказать что-то против авторов, которые милостливо разрешили им использовать свой контент в своих передачах. 30 лет тюрьмы - не забыл?

- А писатели?

- Посмотри на столик в центре. Видишь брюнета? Это - Коста Пагода. Он известный писатель.

- Да вижу. Он “Гамлета” переписал? - я еще пытался саркастически шутить.

- Он бы и рад переписать что-нибудь, но он не грамотный. Коста бросил школу во 2-м классе и стал супер-популярный писателем, не зная что такое суффикс и деепричастный оборот. И знаешь, что ему помогло стать “живым классиком”?

- Деньги?

- Да и еще полсотни “литературных рабов”. Это они пишут за него все книги. Сколько у него уже произведений? Три сотни, кажется? За 7 лет!? По целому роману в неделю! Он написал книгу “Добрый вечер” и добился того, что теперь любое упоминание этого словосочетания является использованием товарного бренда и соответственно должно оплачиваться. Система защиты авторского контента тут же внесла словосочетание в базу. Теперь люди приветствуя вечером друг-друга платят ему отчисления. Следом он написал книги “Добрый день”, “Здравствуйте!” и что-то там еще в том же духе. Я уж и не помню..

- Неужели нет закона против этого? -я все еще надеялся на закон.

- Ну, может в прошлом и было что-то подобное. Ты же историк, должен знать?

- Учебники истории нам поставляет корпорация.

- Тогда понятно. Сейчас все законы настолько отточены правообладателями что сделать ничего нельзя. Лет пять назад был случай. Ребята-блоггеры создавали свой контент сидя в собственной машине на обсуждении только что просмотренном фильма. Они не использовали ничего из защищенного законом контента, только в комментариях под видео кто-то из зрителей раскрывал название фильма. Это были последние независимые критики в стране. Они рассказывали о всех недочетах режиссеров. Правообладатели долго думали как их подловить. Блоггеры попали в тюрьму за нелегальное использование дизайна салона автомобиля. Автоконцерну было плевать на них, но правообладатели из кинобизнеса смогли уговорить автомагнатов предъявить обвинения. Эта система, которая должна была защищать талантливых авторов, плодит бездарей, которые наживаются на ней. Они скупают лоббистов-законников и те принимают законы исключительно в их пользу. Нет такого закона, который не принял бы капиталист ради 300% прибыли.

- Но ты же сама автор? И вроде бы талантливая? Сама пишешь песни, сама их и исполняешь - польстил я.

- Видимо это меня и погубит. - непонятно к чему сказала Жанна. - Две недели назад у меня скупили все произведения. Представляешь, дали полную цену, даже за незаконченные или просто неудачные песни. Подчистую выгребли...

- Ну значит, точно талантливая, если на твои песни такой спрос! - улыбнулся я.

Жанна не заметила моего подхалимажа. Она курила очередную сигарету и смотрела куда-то в зал.

- А почему ты решила мне все это рассказать? - я решил нарушить молчание.

Жанна опять промолчала, собираясь с мыслями.

- Я долго была при деле, но... но сегодня у меня обнаружили рак... Завтра мне должны вживить противораковый имплант... Я просто боюсь... Побудь со мной еще немного!?

Жанна прильнула ко мне. Ее глаза молили о помощи. Жаркое нежное тело жгло меня в бедрах. Руки обвили мою шею. Я обнял ее и прошептал на ухо:

- Я буду с тобой этой ночью!

Я проснулся еще затемно. Солнце на Востоке не было заметно из-за высотных зданий города. По улицам клубился туман. Обнаженная Жанна спала рядом обнимая подушку. Свет неоновых реклам за окном освещал ее бархатную кожу с легким загаром. Одевшись, я поцеловал ее в шею и ушел.

Рассказ Жанны будто подкрепил мои смутные подозрения и размышления. Решение было принято давно, подсознательно и сейчас я четко знал, что нужно делать. Я слишком долго был одним из мелких винтиков огромной системы мошенничества. Кому-то мысль о том, что он мелкий болтик может показаться унизительной, но я, наоборот, был рад этому сравнению. Только будучи мелким винтиком, я могу незаметно выпасть из этой системы и попробовать заклинить ее движение. Огромный механизм безусловно перемолет меня, выплюнет на асфальт, переломанным куском бесформенного металла, но у меня будет шанс выбить зубчик из ее шестерни. Я буду тем первым, кто заставить систему сбоить все больше и больше, пока она совсем не развалится. "Я буду первым" - эта мысль грела мне душу, пока я шел, сражаться с корпорацией.

Серверный центр "ТриМ-рекордс" был типичным блочным сооружением, при строительстве которого функциональность была единственным приоритетом. Здесь, на защищенных серверах, хранились огромная часть патентов. Бумажных документов уже давно никто не составлял, так что уничтожив этот сервер я лишу правообладателей огромного количества нечестных приобретений. Есть огромная вероятность, что купленные у Жанны патенты, так же находятся здесь.

Дежурным сисадмином в этом здании был мой верный друг детства. Этой ночью он был единственным человеком. Стас, так звали моего друга, дежурил редко. Это была огромная удача, что именно сегодня его оставили на всю ночь. Он должен мне помочь. В пору юности, я спас его тонущего в ледяной полынье и теперь он был у меня в долгу.

Мы сидели вместе со Стасом в его небольшом кабинете. Пили кофе с коньяком. Я рассказал ему все, продемонстрировал огнестрельный трофей, и предложил ему разыграть нападение. - Это может сработать, хмм... Тут, недавно, новый модуль охранной системы поставили. - поразмыслив сказал Стас - Вообщем, чтобы войти нужно вводить свой идентификационный номер гражданина. Ты помнишь его?

- Да. Естественно.

- Так-так... Я введу номер на главном компьютере, а ты в этот момент войдешь. В одиночку сделать этого не получится - время между вводом и открытием двери слишком маленькое. Только потом ты меня свяжешь и поставишь синяки на голове.

Мы начали действовать. Стас открыл стальные двери в серверную. Пока я шел до прозрачной пластиковой двери в комнату, где были стояли огромные ящики набитые оборудованием, он уже добежал до главного компьютера. Стас лихорадочно вводил что-то на клавиатуре.

- Говори идентификационный номер! - через комнату прокричал он.

- NF-404.

Нетерпеливо дергая ручку двери я обнаружил, что она открыта. Я зашел в сердце серверного здания. Большие черные ящики мигали лампочками разных цветов, как новогодняя елка.

- Дверь!! - крикнул мне Стас, но было поздно. Замок был автоматическим и успел захлопнуться.

Прибежал Стас.

- Быстрее открой с той стороны! У тебя мало времени! - кричал он мне через дверь.

- Почему мало? - спросил я, протягивая руку к замку. Но тут случилось странное. Мои ноги, вдруг, ослабли и я повалился на пол. Я попытался размять их руками. Ноги не чувствовали прикосновений. Что-то я не учел в своем плане.

- Что происходит? - крикнул Стас.

- Я совсем ничего не понимаю - ответил я, но быстро понял, что эту фразу Стас сказал не мне. Стас говорил с кем-то по телефону.

- Он должен был застрелится. Почему у него только отказали ноги?..Что? ... Что значит не откалибрована? ... И что теперь мне делать? ... Нет.. Нет.. Я не могу проникнуть в комнату. Нет... Хорошо... Жду...

- Стас... ты меня сдал? - задал я риторический вопрос.

- Калитин, я ценю все что ты для меня сделал, но сейчас я не могу выпасть из-за тебя из дела. Мне светит крупное повышение в корпорации и огромные перспективы! Мне уже пообещали вытащить противораковый имплант... Что? Неужели, ты до сих пор не догадался? Эта болезнь не передается воздушно-капельным путем, так что невозможно, чтобы все вокруг тебя болели раком. Да, имплант нужен корпорации для контроля над запатентованными научными организациями частями тела. Не стоит думать, что твое тело это твоя собственность. Вот ты историк, а не знаешь, что в начале нашего века научные организации начали патентовать некоторые ткани организма. Дескать, чтобы никто не мешал исследовать их. Что, такого в учебниках не пишут? Конечно же не пишут. Менталитет человечества не позволит думать, что кто-то владеет твоим телом, кроме тебя. Постепенно, весь человеческий организм был запатентован. Корпорация просто выкупила у институтов эти патенты. А вот, буквально, несколько недель назад был принят закон, что правообладатель организма, может отключать человеку право на использование тела. Корпорация шла к этому закону очень долго. Эпидемия рака, которую придумали купленные СМИ, позволила корпорации вживлять импланты, основная задача которых - следить за соблюдением авторского права на использование организмов. Если человек нарушает лицензионное соглашение, что его просто отключают. С человеком просто случается инфаркт. Ну, или суицид, если сердце крепкое, а психика расшатанная.

- Стас, это называется убийство. - сказал я валяясь на бетонном полу серверной. Я не сожалел о предательстве друга. Я размышлял, что можно сделать в этой ситуации... По-тихоньку, я пополз к щитовой.

- Я бы назвал это приговором. Все по закону! Нужно решение суда по твоему дела. Хотя решение чаще всего выносит судебный робот на основе прецедентов, чтобы не тратить впустую время судей, но все же это законный приговор суда! Представь, что очень скоро преступность исчезнет совсем и навсегда! Не будет грабителей, убийц, насильников. Малейшее подозрение на незаконные действия и хлоп! - приговор приводят в исполнение моментально, где бы не находился преступник! Не нужны будут полицейские, армия. Они станут творить искусство! Наша культура расцветет еще больше! Уже сейчас многие не желают копаться в грязи механиками, дворниками, рабочими. Все хотят быть при деле и творить собственный контент. Эти места уже массово заменяют роботами... Эй! Ты куда это пополз? - Стас, заболтался и только сейчас заметил мои передвижения. - Ну, не глупи Калитин! Сейчас у тебя все равно все органы отключатся.

Стас видел мои передвижения через прозрачную пластиковую дверь, но помешать мне не мог. Он еще что-то говорил, но я уже не слушал. Мой план родился спонтанно. Я не был уверен, что все сработает как надо. Но стоило попробовать. В серверной стоял шкаф со значком высокого напряжения. Если я подам ток на корпус крепления хардов, что это должно уничтожить моментально все данные на них. Проводником смертельного тока буду я сам.

Я вытащил пистолет и отстрелил замок на щитовой. Открыл дверь, но тут предательски отказала левая рука. Мне пришлось правой, еще действующей рукой закидывать ее на нижний металлический элемент крепления серверов. Я чувствовал, что с моим организмом происходит, что-то плохое. Появилась сильная боль в суставах, судороги сотрясали тело, во рту пахло желчью, тошнило. Нужно спешить! Я хотел было уже закинуть руку в щитовую, чтобы создать живой проводник, но и последняя рука отказала. Остался только один подвижный орган. Я посильнее намочил язык слюной и уронил голову на высоковольтные шины. Яркая вспышка света прожгла мое сознание. Я не умер. Я просто разорвал лицензионное соглашение в одностороннем порядке.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Константин Погодаев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 16, "likes": 4, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "craft", "id": 92026, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 09 Jan 2020 13:57:48 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 92026, "author_id": 167399, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/92026\/get","add":"\/comments\/92026\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/92026"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 87848, "last_count_and_date": null }
16 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Блин, надеялся на вдумчивый анализ мира, где все играют по правилам, возможные проблемы и штрихи, чем этот мир будет отличаться от нашего, а получил гипертрофированную антиутопию с абсурдным лором и стандартной концовкой, где абсурд возведен в абсолют. Эх, расстроился

Ответить
0

Мир из рассказа гипертрофированием и отличается от нашего. Иначе это была бы не антиутопия, но реализм. А в какой антиутопии был такая же концовка, если она настолько стандартная?  

Ответить
1

Ты же сам ввел классный зачин в самом начале. У тебя есть мир без пиратства, только лицензии. ИМХО, гипертрофированность здесь нафиг не нужна, миры уже различаются, зачем идти по легкому пути и доводить до абсурда? 

А в какой антиутопии был такая же концовка, если она настолько стандартная? 

в какой антиутопии была концовка, где главный герой гибнет в попытке сломать ужасную и несправедливую систему? Дай подумать... Ах да, В КАЖДОЙ ПЕРВОЙ
p.s. Вот еще что хотел добавить - ты мир вообще не исследовал с позиции торрентов. То есть как они положительно влияют, как отрицательно, что бы изменилось без них. Вместо этого - просто взял и высмеял соломенное чучело самых глупых аргументов защитников копирайта. 

Ответить
0

Ну иногда она ещё их ломает и возвращает в себя, впрочем это равносильно гибели персонажа, просто без налёта героизма.

Ответить
0

Ну, с таким уровнем обобщений - да, концовка стандартная. Примерно такая же стандартная как и в "Анне Карениной" - там же она умирает от любви, как и главный герой в "Гамлете". Везде плагиат - авторы воруют столетиями друг у друга концовки. 

Ответить
0

когда читаешь Каренину, то не знаешь куда ее заведет путь. Рельсы? ух ты. Когда читаешь Гамлета, ты понимаешь, что персонаж слишком чужд для мира и слишком много умничает, но ты не знаешь, куда это его заведет наверняка. В Эре правообладания ты в самом начале понимаешь что это антиутопия, и думаешь, дай угадаю, герой попытается сломать систему и вероятно умрет? Вот в чем разница. Мне кажется не стоит загонять себя в рамки жанра, это же должно быть увлекательное приключение, а не рельсы из пункта а в пункт б.

Ответить
0

Формат рассказа все определяет. В романе, повести можно запутать повествование - формат и число знаков позволяет. В рассказах нет такого пространства для сюжетных маневров. В рассказах Зощенко я легко угадываю концовку, даже в детективных рассказах догадаться, что убийца - садовник, не представляет труда. Но у меня не детектив, я изначально хотел, чтобы читатель понимал к чему все идет и что осталось всего-лишь дочитать, чтобы убедится в этом. Все-таки 30 тыс знаков не сожмешь в zip-файл, чтобы уместить в нем все. Это как короткометражка - либо ты четко и кратко подаешь свою мысль, либо вообще никто ничего не поймет..

Хотя ты единственный из прочитавших рассказ, кто был недоволен концовкой. Я не пытаюсь переубедить тебя, просто высказываю позицию так, если бы это был не мой рассказ, а я сам был случайным читателем. 

Ответить
0

Я согласен (разумеется), что рассказ несет в себе определенные рамки. Но ведь это не только ограничения, но и возможности. Ты можешь избежать тех мест, где ты чувствуешь свою слабину, как автор и оставить только самое интересное. По поводу Зощенко - так у него же не про концовку. Ты его читаешь и смеешься, он вызывает улыбку иронией, чем там все закончится вообще неважно, пусть это даже кульминация иронии. Зощенко пишет так хорошо, что его рассказы, как мороженое - ты не ждешь последней ложки, а наслаждаешься каждой. Касательно детективов - если с первой страницы очевидно, что убийца садовник - это плохой детектив, потому что весь смысл жанра в том, чтобы тебе было сложно догадаться, кто виноват. Но это неудивительно, детектив - был очень популярным жанром среди писателей, поэтому плохих детективов достаточно. А жанр антиутопии позволяет проследить курс развития общественных норм и порядков и подсветить их, показать, устройство мира при новых вводных, задуматься, может даже испугаться, но никак не посмеяться с абсурдности мира. А насчет концовки - ты прав, это не что-то сокровенное в жанре, но борьба гг против системы только подчеркивает искусственность и ломает веру в мир. 

Мне очень понравилось, как об этом писал Юдковский - поставь себя на место *каждого* персонажа - поступил бы ты также? Будь ты Стасом, ты бы озвучил аргумент в споре, что мгновенное отключение тела позволит искоренить преступность? Ты веришь в такой набор клише? Тебе не было бы стыдно так говорить? Почему ты делаешь Стаса идиотом? Почему изрекая клишированные глупости он отвлекся? На что? На формулирование этой чуши? Закрыл глаза и вывел философское изречение? Почему весь твой мир населен идиотами, которые проглотили байку про рак? Без торрентов не будет ученых? Я бы прочел такую логическую цепочку. 
Про девушку вообще говорить не хочу - это же картонка, которая нужна для экспозиции и секса, даже не двухмерный персонаж

Ответить
0

За девушку обидно - не прочувствовал ты ее. Жаль.. А Стас описан пафосным самодовольным кретином, потому что он пафосный самодовольный кретин, только и всего. Вот он действительно - картонка, обоина на которой должно быть лучше видно самопожертвование ГГ. 

Почему все проглотили байку про рак? А что если и этот термин "рак" защитить авторским правом и сажать на 30 лет тех, кто пытался бы его использовать? Защитить авторским правом использование научных трудов других авторов - смогли бы ученые раскрыть заговор? Много найдется ученых готовых сгинуть в тюрьмах ,чтобы донести до людей правду? Ну один, ну два, пусть даже целых три! Но с таким законодательством их бы быстро нейтрализовали и люди остались бы в информационной изоляции. Впрочем именно это и произошло. Люди верят в то, что им внушают. В данном случае в эпидемию рака.  

Ответить
0

Согласен с комментарием выше. Гиперболы и гротеск - это конечно круто, но если переборщить, они превращают произведение в абсурд.

Впрочем, если целью изначально был стёб над борцами за свободный контент и их страхами, а нарочито старомодный литературный стиль в духе детективов 80х, со всеми этими красивыми незнакомками, сексами при первой встрече, драками в переулках, "случайными" совпадениями и конечно же Заговорами - всё это такой тонкий постмодернисткий ход, тогда ещё можно что-то обсуждать.

Но я, если честно, не любитель, так что вряд ли смогу поддержать беседу.

Ответить
0

Красотка - из 80х, верно. Все дело в том, что "сильных и независимых" девушек из 10х брать не хотелось.  Сомневаюсь я, чтобы ради них мужчины шли умирать добровольно. 

Ответить
0

А вот вы в каком смысле... Я больше про типаж, а не социальный статус. В этом смысле, что любопытно, у вас как раз "сильный-независмый" персонаж - богатая, всего добилась сама, явно входит в элиту, играючи водит за нос самую могучую корпорацию в мире, также играючи манипулирует мужчинами и т.п.
Поправил, кстати, в своём коментарии "устаревший стиль" на "старомодный", т.к. не закладывал изначально отрицательную интонацию.

Ответить
0

Хмм.. она не водит за нос корпорацию. Корпорация скупила все ее творчество - оптом. Разве это значит, что она сильная и обманула корпорацию? Мне кажется, что ее просто купили с потрохами. И девушка это понимает - появляется мотив для "секаса на первом свидании". Она хочет найти сильного мужчину ,потому что слаба и беззащитна, а вокруг лишь безвольная "богема". Встретив мужчину явно не из ее мира старается привязать его "секасом". 

Понятно, что на утро она бы одумалась, выгнала бы ГГ из дома и вновь стала бы марионеткой корпорации, но в ту ночь она хотела быть под мужской защитой. 

Ответить
0

Автор, ты шикарен! Я даже зарегался на дтф ради того, чтобы оставить этот коммент.

Не слушай диванных критиков в комментариях - они не видят за деревьями леса. Откройте глаза, ребята - сама идея этого рассказа перекрывает все недочёты. Слишком гипертрофированно, говорите? Пфф, а как ещё говорить об одной из важных проблем современности, которую власти и корпорации, наоборот, предпочитают тактично замалчивать, действуя втихомолку? Нереалистично и неестественно, значит? А ведь сейчас всё к этому и идёт, но большинство этого просто не видит. Проработка и раскрытие персонажей здесь не важны: во-первых, формат не позволит расписать каждого из них максимально подробно, а во-вторых, они вторичны, ведь цель рассказа не в том, чтобы раскрыть их, а в том, чтобы донести до людей идею. 
Так что, Автор, ты всё правильно сделал - о таких вещах нужно говорить, их нужно представлять как можно ярче и нагляднее, чтобы больше людей услышало, увидело и _задумалось_ о том, что нас ждёт. Смело неси свою мысль в массы, подобно революционерам прошлого ("Свободу информации! Долой копирастов!" - хотел бы я услышать что-то подобное из уст персонажа-лидера ячейки пиратов, как жаль, что на такого не нашлось места в твоём рассказе), и знай, что ты не одинок в своих мрачных представлениях о будущем. Вечный респект тебе, и надеюсь, что кто-нибудь ещё услышит и поймёт, что над нами нависла большая угроза, и с этим надо что-то делать. 
Калитин нашел в себе смелость стать первым. Сможем повторить?

Ответить
0

Спасибо, люблю развернутые комментарии. Действительно о проблемах правообладания сейчас не принято говорить. Хотя прецедентов для такого обсуждения хватает. К сожалению, лобби правообладателей уже сейчас изменяет мир и законы под себя. Эта проблема постоянно растет в масштабах и вскоре будет угрожать развитию всего человечества. 

Ответить
0

Я до сих пор не могу понять, вся эта натужность и неестественность - это какая-то черта современной российской литературы или что?

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chvjx", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbl", "p2": "gnwc" } } } ]