Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

Как реализм ломает стереотипы жанра RPG.

На 13 февраля 2018 года запланирован релиз Kingdom Come: Deliverance — долгожданной RPG от студии Warhorse и Даниэля Вавры, создателя первой «Мафии». Главная особенность игры — упор на историчность и реализм, а также полное отсутствие фэнтезийных элементов. Но одно дело — в очередной раз услышать слова о «реализме» из очередного интервью Вавры, и совсем другое — испытать его на своей шкуре.

Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

Я провёл в исторической RPG около пяти часов, и всё это время меня не покидала одна и та же мысль — эта игра абсолютно всё делает не так, как принято, ломая все законы и стереотипы. Для наглядности я оформил рассказ о своих впечатлениях от игры и от некоторых конкретных игровых ситуаций и механик в формате «ожидания и реальность».

Прибытие в город

Ожидания

Мой персонаж прибывает в густонаселённый средневековый город. В жизни у каждого из местных NPC наверняка множество проблем, которые может решить только наш герой. Во-первых, лишь он обладает способностью перемещаться на длинные дистанции, что делает его незаменимым, когда дело доходит до «подай-принеси». Во-вторых, хороший сценарист всегда придумает правдоподобную причину, почему именно этот NPC доверяет столь важное дело незнакомцу. Например, классическое «в этом деле нужен кто-то, кого в городе ещё не знают».

Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

Однако, как известно, Kingdom Come делает упор на реализм, поэтому здешние квестодатели, скорее всего, окажутся «неприветливыми». Как в «Готике» или недавней Elex. Первое время будут давать мелкие поручения, постоянно делая акцент на том факте, что мне не доверяют, что я никто и звать меня никак, но через некоторое время потеплеют и проникнутся уважением.

Реальность

В отличие от NPC из «Готики», здешних и «неприветливыми»-то трудно назвать. Им просто нет до вас дела — по-настоящему. Они не бросаются презрительными фразами, не ворчат о том, что вам нужно заслужить их доверие — они просто вас не замечают.

У них нет для вас никаких квестов не потому, что у вас недостаточно высокий показатель репутации, а потому что у них нет никаких оригинальных поручений, которые может выполнить только незнакомец. Они просто гуляют по городу, торгуют, болтают друг с другом — как настоящие горожане в настоящем средневековом городе.

Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

Один квест мне выдал старик, который считал, что я должен ему денег. Услышав, что денег у меня нет, он подсказал мне способ подзаработать — только чтобы у меня было чем с ним расплатиться. Другой встреченный мной NPC, как оказалось, был должен денег мне — он поделился со мной слухами о месторасположении клада, поставив условие, что в этом случае я от него отстану. Остальным обитателям города я не был должен, и они не были должны мне — следовательно, и разговаривать нам с ними было не о чем.

Горожане были готовы поделиться со мной парой мыслей об идущей войне или о жизни в городе, но дальше этого беседа не заходила. Гуляя по улицам, я чувствовал себя никому не нужным и чужим… как, вероятно, и должен себя чувствовать средневековый крестьянин, впервые оказавшийся в чужом городе.

Cкептики скажут, что всё это объясняется тем, что для игры просто написали не слишком много квестов. Может быть это и так, но, так или иначе, их недостаточное по нашим привычным меркам количество действительно работает на атмосферу. К тому же, возможно, местные NPC действительно начнут нам доверять после достижения определённого уровня репутации — тут она, кстати, привязана к конкретному поселению.

Диалог с вельможами

Ожидания

Несколько влиятельных феодалов собрались в одной комнате и обсуждают повестку дня. Посреди разговора на пороге оказывается мой персонаж и привлекает их внимание.

Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

Конечно же, мне предстоит сыграть важную роль в этом разговоре. Феодалам несколько раз понадобится услышать моё мнение по тому или иному вопросу, а над их головами иногда будет появляться надпись в духе «он это запомнит», которая повлияет на наши дальнейшие взаимоотношения.

Плюс к этому, мне дадут возможность продемонстрировать характер — например, дадут выбор, поклониться или нет, — как в «Ведьмаке», — или дадут продемонстрировать отношение к собеседникам при помощи ироничных и дерзких вариантов ответа. В финале правитель выдаст мне особое задание, с которым никто, кроме меня, не сможет справиться.

Реальность

На самом деле повлиять на разговор вельмож у вас не получится. Весь этот диалог — просто катсцена длиной в несколько минут. Наш герой по большей части будет подобострастно кланяться и соглашаться со всем, что ему скажут. Сначала это вызывает раздражение — но потом приходит осознание того, что разговор настоящего средневекового крестьянина с настоящим средневековым феодалом вряд ли мог выглядеть иначе.

Наш герой не Геральт, не Довакин и уж тем более не Вершитель Судеб из Tyranny — никого из сильных мира сего не заботит его мнение ни по одному вопросу, а если он позволит себе не поклониться, то игра, вероятно, закончится.

Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

В финале разговора наш герой действительно получит задание — его господин позволит ему заняться тем, чем он и так хотел заняться. Герой потерял меч, который должен был доставить — вельможа даст понять, что меч этот ему не сдался, и вокруг полно других, но заметив, что протагонист сильно переживает по этому поводу, великодушно разрешит его поискать.

Никакой секретной спецмиссии по спасению мира и баснословной награды — он скажет примерно следующее: «Так и быть, я позволю тебе заняться этим. Но только из уважения к твоему отцу». После того, как он примет главного героя на службу (тоже исключительно из жалости и уважения к памяти отца), остальные NPC дадут вам понять, что не понимают, с чего вдруг вам оказали такую честь.

Прогулка по открытому миру

Ожидание

Открытый мир, как известно, должен быть живым и наполненным всевозможными «активностями». Если я сверну с дороги и пойду в лес, то через несколько метров меня обязательно будет ждать какая-нибудь интересная встреча. На меня нападут дикие звери, я набреду на лагерь разбойников, меня позовёт на помощь попавший в беду NPC. Может быть, я даже набреду на какие-нибудь малозаметные руины и найду там редкий артефакт.

Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

Реальность

Открытый мир Kingdom Come: Deliverance ничего вам не должен. Прогулка по лесу в игре мало чем отличается от прогулки по лесу в реальной жизни: шансы встретить там что-то помимо деревьев не так уж велик, а по мере удаления от населённых пунктов они лишь снижаются.

Карта Kingdom Come берёт за основу реально существующую местность и досконально её воссоздаёт — и никто не собирается вставлять посреди глухого леса какие-нибудь заброшенные монастыри просто чтобы вам было интереснее играть. Лес — он и есть лес.

Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

Городская стража

Ожидание

Скорее всего, меня ждёт увлекательная квестовая линейка — что-то в духе «Гильдии бойцов» из The Elder Scrolls. Мы будем выслеживать преступников, нападать на лагеря разбойников и всячески развлекаться. По пути нас ждут разнообразные драматичные ситуации — например, мы попадём в засаду, и всех стражников кроме меня перебьют.

Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

Реальность

Узнав, чем мне придётся заниматься в должности стражника, я был слегка шокирован. Как ни удивительно, новоявленному стражнику придётся… патрулировать улицы. Нет, не улицы, кишащие бандитами или другими врагами, а самые обыкновенные улицы, на которых течёт мирная жизнь. Не перемещаться от квеста к квесту, а по-настоящему патрулировать — неспешно брести по улицам по заранее заданному маршруту.

По пути вы не натолкнётесь на что-то интересное — единственным происшествием за весь день будет разговор с местной попрошайкой. И эта монотонная ходьба не приведёт к кульминации: когда день закончится, ваш напарник просто завернёт в ближайшую таверну и предложит вам расслабиться после трудового дня.

Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

На словах это всё звучит достаточно скучно, но в самой игре эпизод смотрелся очень органично. Мы просто неспешно шагали по городу, я смотрел по сторонам и вполуха слушал байки напарника. Он рассказывал мне о тонкостях работы стражника, о недавних происшествиях (не удивлюсь, если окажется, что всё это сценаристы тоже почерпнули из каких-нибудь исторических документов), делился мнением о правителе и его окружении. Сам того не замечая, я погружался в мир игры.

К тому моменту, как мы присели отдохнуть, я уже настолько проникся «реализмом» Kingdom Come, что мои фантазии о квестовой линейке из Elder Scrolls показались мне нелепыми. Я в настоящем средневековом городе, и я новоиспечённый стражник. Как вообще можно ждать от такой ситуации чего-то более захватывающего и непредсказуемого, чем неспешная ходьба по улицам?

Детективный квест

Ожидание

Преступник скрывается в монастыре, и наша задача — вычислить его и устранить. Наш герой притворяется, что хочет стать послушником, ему открывают двери в монастырь. Теперь дело за тем, чтобы расспросить всех подозреваемых и обшарить все закоулки обители в поисках улик. Нас ждёт короткий, увлекательный, наполненный событиями квест.

Реальность

Подозреваемых действительно можно расспросить, а закоулки монастыря — обшарить. Вот только сделать это быстро у вас не получится — в монастыре действует распорядок дня. Утром нужно молиться, затем идти в трапезную — это один из редких моментов, в которые вам удастся пообщаться с другими послушниками и монахами.

Затем вам дадут какое-нибудь скучное задание, которое должно занять у вас целый день. Например, собирать растения или копаться в библиотечных книгах. В любой другой игре такие задания смотрелись бы ужасно: собирать растения? Серьёзно? Неужели сценаристы не смогли придумать более захватывающего задания? Но в мир Kingdom Come эта рутина вписывается так органично, что ты немедленно идёшь выполнять приказ руководства, даже не думая жаловаться.

В конце дня вы должны будете отправиться в келью и остаться там на ночь. За малейшее отклонение от расписания вам сделают выговор, а за повторное нарушение — не раздумывая выгонят из монастыря.

Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

То, что изначально казалось лёгким детективным квестом, на поверку оказывается изнуряющим симулятором средневекового монаха. Вы будете отсчитывать время, перемещаться из комнаты по расписанию, и, если останется время — собственно, проходить квест. И такой нетипичный подход совершенно не удивляет — «реализмом» Kingdom Come проникаешься быстро.

Сон и еда

Ожидание

Любой, кто играл в RPG, знает, что самый надёжный способ восстановить здоровье — это сон. Где-то для этого нужно найти кровать, где-то, как в том же «Ведьмаке», просто «помедитировать». Но после сна или медитации персонаж всегда здоров, полон сил, и готов продолжать приключения.

Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

В Kingdom Come постоянно приходится «ждать»: ночью большинство NPC спит за закрытыми дверями, а встречи всегда назначаются на определённое время — например, «после полудня» или «перед закатом». Если не прийти вовремя, NPC не будет вас дожидаться и просто уйдёт. Чтобы попытаться встретиться с ним снова, достаточно просто нажать на кнопку «ждать» и выбрать нужное количество часов, или дойти до кровати. Что может быть проще?

Реальность

На самом деле, злоупотребление «ожиданием» или даже сном — прямой путь к смерти. Главному герою Kingdom Come постоянно нужно есть, чтобы заполнять полоску «сытости». Расходуется эта полоска быстрее, чем можно представить: если вы проспали всю ночь, то проснётесь, скорее всего, голодным. «Голодным» — то есть с дебаффами ко многим важным показателям. Если подолгу не спать, от дебаффов тоже никуда не деться — бессонницу никто не отменял.

Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

В результате, единственный вариант — это использовать появившееся свободное время на поиск еды, а спать только тогда, когда это действительно необходимо. Kingdom Come — это ещё и средневековый симулятор выживания.

Военные действия

Ожидания

Наш отряд собирается атаковать позиции неприятеля, но перед этим проводится небольшое совещание. Командир заявляет, что атаковать можно с трёх разных сторон, и я прекрасно понимаю, к чему он клонит — это ведь не первая RPG в моей жизни.

Если командиры что-то решили обсудить в моём присутствии, да ещё и предлагают три варианта, то очевидно, что выбирать из этих вариантов придётся мне. Я жадно ловлю каждое их слово, пытаясь сложить в голове цельную картину и понять, какой из трёх предложенных планов военных действий — наилучший. Это будет ответственное решение — возможно, мне удастся спасти жизни нескольких солдат.

Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

Реальность

Эта сцена окончательно сломала все мои представления о жанре. Я действительно был уверен, что мне придётся принимать решение, а если вдруг нет, то моим мнением хотя бы поинтересуются. Даже после всего, что со мной уже случилось в течение игры.

Но этого не произошло. Разговор вдруг просто прекратился: командир неожиданно принял решение, и мне не дали вставить ни слова. Закованные в броню воины бросились в бой, и мне не оставалось ничего, кроме как присоединиться к ним.

Kingdom Come: Deliverance — ожидания и реальность

Я вздохнул и побежал навстречу приключениям. В мир, где твоё мнение никого не интересует, а ты должен чувствовать благодарность просто за то, что с тобой поговорили. В мир, где нужно следить за временем, чтобы не пропустить утреннюю молитву, и постоянно носить с собой кусок хлеба, чтобы не умереть от голода. В суровый, неприветливый к игроку мир Kingdom Come: Deliverance — в котором я наверняка проведу ещё не один десяток часов.

11 показ
26K26K открытий