Третья волна

Весной 1967 года в Калифорнии, в обычной средней школе десятиклассники проходили на уроке истории тему нацистской Германии. Урок получился такой, что позже войдёт в учебники по социологии.

Третья волна

Конечно, у учеников возник вопрос: как немцы всё это допустили? Позволили фашистам захватить власть, развязали войну, устроили немыслимые зверства? Кто-то из учеников заявил: дескать, немцы сами по природе такие звери, а нас, жителей свободной страны, такое затронуть не может. Другие вообще не верили и думали, что концлагеря и геноцид — выдумки. Но их учитель истории, Рон Джонсон, решил ответить по-своему. Благо, он был самым популярным учителем в школе, а сама школа была известна нестандартным подходом к обучению.

На следующем уроке он рассказал ученикам про силу дисциплины. Он предложил им сидеть, выпрямив спину, входить и выходить из класса, двигаясь в ногу, а на вопросы отвечать быстро и четко. Ученикам «игра» понравилась.

На второй день он рассказал про силу общности. Ученикам надо было хором кричать "сила в дисциплине! сила в общности!". Рон похвалил учеников за то, что хорошо справляются, сказал, что они — избранные среди остальных, и предложил знак, чтобы приветствовать «своих» — руку, поднятую к плечу. «Игра» была так увлекательна, что присоединились даже те, кто до этого вообще учебой не интересовался. Держали спину прямой и входили в класс в ногу уже без отдельных указаний.

Третья волна

На третий день Рон рассказал о силе действия: «групповая деятельность будет полезна в обучении»! Он предложил рассказывать ему о других учениках в школе, которые неправильно сидят за партой, или о тех, кто тоже хотел бы присоединиться. Также он дал название: «Третья волна», предложил вместе нарисовать флаг движения.

К ужасу Рона Джонсона, происходящее почти не встречало сопротивления. Родители нескольких учеников узнали о происходящем и позвонили ему, но тот их успокоил, сказав, что это просто репетиция к школьному спектаклю. Директор школы был доволен улучшившейся посещаемостью и даже приветствовал его рукой, поднятой к плечу.

Третья волна

В четверг Рон рассказал ученикам, что происходящее — часть глобальной программы по противодействию «бесчеловечной власти демократов», а в пятницу в полдень по телевидению состоится обращение лидера Третьей Волны. Ещё в этот день он объявил предательницами трёх девушек, которые всю неделю возмущались происходящим, и под ликование остального класса приказал вывести их и запереть в библиотеке (позже он тайно выпустил их, посоветовав завтра не приходить в школу) .

В пятницу к полудню класс был набит битком: пришли и ученики других классов, и даже те, кто всегда прогуливал школу. Все собрались у телевизора и ждали «обращение лидера».

По свидетельствам, в тот день у школы собралось более 200 человек, в том числе из соседних школ
По свидетельствам, в тот день у школы собралось более 200 человек, в том числе из соседних школ

Но вместо этого ровно в 12:00 на экране появились появилось не лицо «лидера», а кадры нацистских военных парадов и концлагерей. Рон Джонсон рассказал, что нет никакой «Третьей волны», что ученики так же легко пали жертвой внушения, как и в своё время жители Германии. Что они считали себя особенными и несущими великую цель, а на деле оказались лишь пешками в игре.

Слушайте внимательно, я должен сказать вам кое-что важное. Садитесь. Лидера нет. Нет такого понятия, как национальное молодежное движение «Третья волна». Вас использовали. Манипулировали. Своими желаниями толкнули туда, где вы сейчас находитесь. Вы не лучше и не хуже, чем немецкие нацисты, которых мы изучали.

Рон Джонсон

Кто-то из ребят рыдал, кто-то — молча ушел домой.

Об истории поначалу было мало известно — всем было так стыдно, что решили никому не рассказывать (похоже, урок оказался хороший). Историю можно было бы назвать выдумкой, но остались фото и записи в местной газете, а позже вышел документальный фильм Lesson Plan с интервью Рона Джонсона и других участников тех событий.

Рон Джонсон в 1967 и 2016 году в фильме Lesson Plan
Рон Джонсон в 1967 и 2016 году в фильме Lesson Plan

Сейчас эта история — обязательная часть школьной программы во многих странах. Может быть, нам тоже стоило в школах показывать этот фильм? Конечно, нет: это только эти американцы сами по природе такие звери, а нас, жителей хорошей страны, такое затронуть не может.

3636 показов
11K11K открытий
88 репостов
224 комментария

Позавчера шел по улице и услышал как два школьника, лет 9-11, орали "Слава России! Сдохните украинцы!".
Как же хотелось въебать с двух ног.

Ответить

Интересно, где же они эту кричалку взяли. Что-то напоминает, но не пойму что 🤔

Ответить

В следующий раз выдумай что-нибудь правдоподобнее

Ответить

ну школьников еще можно понять, критическое мышление все таки ближе к 13-14 начинает развиваться. А вот взрослых фанатов я не понимаю. Есть простой вопрос, который напрямую влияет на качество жизни любого человека - "что с этого мне"? Ок, представим рф захватила хохлов, калбитов и бульбашей- что изменится в жизни среднестатистического патриота, кроме закрашенной краски на атласе? - в большинстве случаев ничего, только ухудшится. Возникает резонный вопрос- зачем тогда поддерживаешь?

Ответить

Тебе бы в ответ уебали другие и были бы правы. А школьники да, неправы.

Ответить