Трагичная история AG.ru

Как один из старейших и самых крупных игровых сайтов рунета превратился из портала с многомиллионной аудиторией в заброшенную страницу.

Имя Absolute Games знакомо практически любому отечественному геймеру, а некоторым из них и печальная история его падения. На сегодняшний день сайт AG.ru всё ещё функционирует, однако уже продолжительное время не обновляется. Последняя рецензия, размещённая на сайте, датируется мартом 2015 года, а последняя новость декабрём 2016. Давайте же вспомним историю создания и развития Absolute Games и попытаемся понять, что именно произошло с одним из некогда самых влиятельных порталов об играх.

Всё началось в 1996 году, когда двум московским студентам, Вячеславу Голованову и Андрею Шевченко, разделявшим страсть к компьютерным играм, пришла идея о создании игровой энциклопедии. Андрей выступил в качестве дизайнера и редактора базы, Вячеслав писал статьи и описания игр. Также, к работе над проектом был привлечён знакомый Андрея, увлекавшийся программированием. Ему выпала роль в создании движка нового проекта.

После того, как тестовая версия энциклопедии была готова и в базе содержалось около 10 игр, встал вопрос об обеспечении финансирования. Друзья связались с некоторыми из компаний – издателей. Одна из них, компания «Акелла» в итоге дала команде зелёный свет и студенты получили на осуществление своей задумки $7500, что по тем временам казалось баснословной суммой.

Работа над амбициозным проектом продолжалось и в итоге друзьям удалось занести в базу более 3000 игр, к каждой из которых прилагались скриншоты, описание, а к некоторым также чит-коды, трейнеры, файлы сохранений и некоторые другие материалы. В начале была разработана версия программы энциклопедии для DOS, затем и для Windows.

Уже в середине 1997 года, «Акелла» начала выпуск дисков с версией энциклопедии, содержащей информацию по 2500 играм, затем, в 1998 году по 3000, а после этого и 3500. В итоге, программа возымела большой успех среди геймеров. Вячеслав Голованов и Андрей Шевченко сделали себе имя и в 1997 их даже пригласили работать в только что созданный журнал «Навигатор игрового мира».

Технологии на стояли на месте и в 1998 году у всех на слуху была активно развивающаяся сеть интернет. Весной того же года Андрею пришла идея о создании интернет – версии энциклопедии. Вячеславу пришлась по нраву идея и началась активная работа над сайтом. Первые версии выглядели довольно неказисто, но авторы постоянно старались улучшить что-либо. Постепенно, в команду начали приходить новые люди, некоторые члены приходили из игровых журналов.

Сайт в 1998 году
Сайт в 1998 году

Сайт зарабатывал с помощью рекламы, продавая площадки для размещения баннеров. Однако расходы по мере роста масштабов проекта росли, а доходы совсем не увеличивались. Помощь и спасение пришли совершенно неожиданно. В 2000 году начался бум доткомов (который в будущем приведёт к известному их краху) и многие крупные компании начали искать возможности инвестиций в недавно образовавшийся интернет – сектор.

С командой Absolut Games связался иностранный банк, предложивший провести переговоры от имени фирмы, выражавшей желание купить проект. Практически сразу после этого поступило ещё несколько предложений о покупке от ряда других компаний. Среди них были Rambler (который в итоге спустя года выкупит AG, после чего сайт придёт в упадок) и Golden Telecom (в последствии будет поглощён компанией «ВымпелКом»). Помимо названных имелись предложения от ряда неизвестных компаний, а также от пиратского издателя и локализатора игр «7th Wolf». Именно Golden Telecom предлагал самые выгодные условия и был наиболее серьёзен в своих намерениях, поэтому выбор пал на сотрудничестве с ним.

Новый владелец предоставил солидное финансирование и современную техническую базу. С этого момента начался «золотой век» проекта AG.ru. Команда получила возможность ездить на международные игровые выставки, такие как Е3 в Лос-Анджелесе и European Computer Trade Show в Лондоне. Аудитория сайта постоянно росла и преумножалась. В 2001 году покинул проект Вячеслав Голованов, но к большому счастью, это не сказалось на его развитии.

Подробнее об истории создания AG.ru можно прочитать здесь.

В 2003 году сайт приобретает свой фирменный облик, который не претерпел серьёзных изменений и по сей день, являясь одним из самых узнаваемых символов российской игровой журналистики.

Сайт в 2003 году
Сайт в 2003 году

В новой версии сайта, создатели запустили систему, названную GEO (Games Encyclopaedia Online). В неё были включены все данные об играх, копившиеся у команды с 1998 года: «Энциклопедия Игр 3500», база читов «9 жизней», внутренняя база AG, базы по демо - версиям, рецензиям, галерее и т.д. Разработчики пополняли базу каждый день и гордо заявляли, что ждут дня, когда она будет насчитывать в себе 10 000 игр.

Претерпел изменения и раздел новостей. Теперь, все новости разделялись на категории, по которым можно было выбрать интересующие события. Кроме того, каждая новость теперь привязывалась к конкретной игре и зайдя на страницу любой игры, посетитель сразу видел все новости, связанные с ней. Такого ещё не было ни у кого.

Отдельного упоминания стоит ежегодное голосование за лучшие игры "Absolut Top", в котором посетителей каждый раз ждало новое оригинальное оформление и множество номинаций. Результаты голосований и внешний вид оформления каждого из них можно посмотреть здесь.

Команда AG не собиралась останавливаться на достигнутом и начала открывать отдельные проекты в рамках сайта, посвящённые различным сериям игр. Так появились «Wasteland Chronicles» (проект, посвящённый играм серии Fallout и им подобным), Grand Theft AG (GTA), «Летописи Тамриэля» (The Elder Scrolls) и ГотикAG.

В 2005 году, во время проведения итогов «Премии Рунета», сайт занят 17 место среди сайтов, оказавших максимальное влияние на развитие Рунета. Тем временем, количество зарегистрированных пользователей перевалило за 90 000.

В том же году, увидев потенциал в развитии интернета на мобильных телефонах, команда создала WAP-версию AG.ru.

В Декабре 2008 было решено перестать отдавать приоритет именно ПК – играм и расширить свою базу играми на консолях: PlayStation, Xbox 360, Nintendo Wii и т.д. Уже в 2009 году, по рейтингу компании Alexa Internet сайт Absolute Games занимал второе место, что было несомненным успехом. Сайт не сдавал позиции, несмотря на наличие на тот момент довольно серьёзных конкурентов в лице сайта журнала «Игромания», «Games – TV» и «Канобу».

Началом конца можно считать 2011 год, когда AG был выкуплен компанией «Рамблер - Игры». Позднее, AG.ru стал частью «Kanobu Media» . По задумке «Rambler», «Kanobu Media» должен был объединить в себе помимо AG.ru и самого «Канобу» такие проекты как Gameslife.ru и Ogl.ru. Однако руководство «Канобу» всё основное внимание и усилия концентрировало именно на собственном сайте.

Разногласия между командой сайта и «Канобу» росли и последней каплей стало решение о снижении зарплатного фонда внештатным авторам ровно наполовину. После данного случая, вся команда AG, в полном составе покинула проект, оставив на сайте новость об уходе и его причинах (которую позднее удалили сотрудники «Канобу»).

«Kanobu Network» набрала новую команду для сайта, однако из-за недостатка финансирования проекта и внимания к нему, новости и обновления появлялись всё реже. Как итог – к концу 2016 года, портал превратился в полностью заброшенный сайт.

В Декабре 2017 года, когда стало окончательно ясно, что возрождение и дальнейшее развитие портала не имеет перспектив, основатель «Канобу» Гаджи Махтиев объявил о продаже AG.ru за абсурдную сумму в 30 млн рублей. При этом, ранее, в октябре 2016 было объявлено о создании «рекомендательного сервиса с базой данных об играх», под названием «RAWG», что по сути является идейным клоном AG.

Пока что, остаются неясными причины подобного отсутствия внимания к Absolut Games и попыток создать с нуля аналогичный сервис. Очень обидно, что такой масштабный и известный проект с богатым прошлым ушёл в историю. Остаётся только надеяться, что команда, которая вела и развивала сайт все эти годы сможет реализовать себя в своей новой работе и что из этой истории будут извлечены правильные уроки.

270270
212 комментария

И ни слова про riotpixels. Ну это уж совсем как то непрофессионально. Он конечно не процветает, но даже не упомянуть куда ушла команда аг? Rly?

130

Ни слова про RP, Номада, платную подписку, скандальные рецензии, карточки и много чего :) Надо вторую часть писать.

59

Да там вся концовка пустая - ни слова о том, какие высеры вместо рецензий пошли у новой команды, какие отзывы были на форумах. Подробности конфликта и ухода не помешали бы.

36

А ещё ни слова про форумы, где для каждой популярной игры создавались отдельные темы для обсуждений, советов по прохождению, решению технических проблем и т.д.
В таких темах обычно создавались подробные FAQ по основным вопросам, возникающим у игроков, и всегда можно было активно обсудить любые другие вопросы по игре. Такого организованного и разнопланового общения по конкретным играм сейчас уже не встретишь. Всякие темы вконтактике, школофорумы playground'а и обсуждения в стиме и рядом не стоят. Люди уже не горят желанием обсуждать и описывать организованно игры. Каждый пытается индивидуально прославиться очередным гениальным летсплеем на ютубе.

22

Комментарий недоступен

6

Вот-вот. Две сотни лайков за историю без интересных фактов и деталей. Вообще ни о чем.

1

Для меня до сих пор самое трагичное падение это ЛКИ. Подшивку журналов храню до сих пор.

60