Игромания. Январь 2000

Решил для небольшого погружения в прошлое, ну и для прокачки чтения - "полистать" на досуге журнал Игромания, начиная со старых выпусков.

Игромания. Январь 2000

Вступление.

Сам начал на постоянной основе читать журнал с середины 2004. Для юнца (тогда 14-15 летнего) - погружение в большой мир игр был сравним с праздником. Так что каждый месяц я ходил на другой край своего небольшого города, т.к. именно там раньше всего появлялся новый выпуск. Почему именно Игромания, ведь была куча альтернатив? Так совпало. Мне стало интересна тематика игровых журналов, а Игромания выделялась тогда дизайном и объемом дисков. Читался если не каждый блок, то явное большинство, ну и про становление на тот момент Видеомании на дисках говорить можно только в ключе полного сноса башки. Ради неё даже упросил маму в дальнейшем купить DVD привод в компьютер.

<i>Выпуск, с которого всё началось для меня.</i>
Выпуск, с которого всё началось для меня.

Хотя, по прошествии лет, уже многое выветрилось, остались только точечные воспоминания: выпуски с Е3 и о Сталкере. Поэтому, в качестве исторического интереса решил, что нужно бы посмотреть и оценить мысли старых лет. В начале не хотел погружаться слишком глубоко, поэтому скачал журналы с 2002 года, однако потом любопытство взяло верх и все же стартовал начиная с 2000 года.

Да, я не "эксперт" в игровой индустрии. Более того, мой игровой опыт тех лет можно считать нулевым. Даже половина того, что я уже читал в журнале - прошла мимо меня. А уж хиты конца 90х - начала 2000х и вовсе в большинстве своём для меня пропущенный этап. Помню отчетливо только GTA Vice City, Counter-Strike (на тот момент 1.4-1.5), The Sims, C&C: Generals, Казаки. Поэтому знакомство с большинством игр было именно через печатную прессу, и последующие уже разборы серий на Ютубе. Многие моменты в старых выпусках, которые попросту никак не тригернулось в памяти - могут быть пропущены.

Так что есть смысл самостоятельно посмотреть старые выпуски. Я вот увидел пост в ТГ канале, о коллекции старых журналов, собранных в одном большом электронном архиве, сформированным благодаря работе форумчан Old-Games.

Ну и на последок перед стартом. Статья хоть и будет частично посвящена критике, но не принимайте её сильно на счёт авторов и владельцев журнала. Как мне кажется, там только одна объективная претензия, всё остальное лишь моё желание произвести некий анализ и даже провести параллели с миром сегодняшним. Я всего лишь хотел поделиться эмоциями от прочтения старого журнала той эпохи, которую я застал с молоком на губах. Ничего не имею против, если вы сочтёте меня ничего не сведущим нубом, т.к. даже сокращение ЦТФ мне подсказали во время стрима.

Что-то меняется, но что-то остается неизменным.

Вид журнала преображался на протяжении долгого времени. Разделы появлялись и исчезали. Так, быстро пролистав вариант за 1999 год (да-да, активно вчитываться я буду, начиная с 2000 года, но для проверки тезисов, залез и поглубже), был замечен большой блок, посвященный ТВ сериалам. Да и раздел про игры представлял из себя совмещенные обзор и прохождение. Но всегда любой журнал начинался со слов главреда. В этот раз редакция поставила нас перед фактом, что журнал преобразился. И главред заверяет, что это только начало. Частично, это так, но тем не менее значительную часть все еще занимают текстовые прохождения игр.

Приветствую. То, что ты держишь в руках, - первый номер журнала, аналогов которому до сих пор в мире не существовало. Во многом - это прежняя «Игромания», которую ты хорошо знаешь и любишь. Но вместе с тем это и совершенно новый журнал. Обновленный. Изменившийся. С рубриками, которых ты не найдешь больше нигде. С уникальным дизайном. Журнал, сделанный профессиональным авторско-редакторским составом, вобравший в себя опыт практически всех отечественных и многих зарубежных игровых изданий, воплотивший в себе все лучшее и наиболее важное. Журнал, который, цитируя слоган компании «Inlerplay», делается геймерами для геймеров.

Мы не заявляем, что мы лучше всех. Мы - другие. Ты не найдешь здесь многостраничной болтологии на тему свежевышедших и находящихся в разработке игр. Зачем, когда можно высказать все в нескольких точных предложениях. Есть более интересные вещи. Какие? Журнал перед тобой - смотри. И помни, что это только начало.

Главред. Денис Давыдов
Игромания. Январь 2000

Зафиксируем фразу:

"Ты не найдешь здесь многостраничной болтологии на тему свежевышедших и находящихся в разработке игр".

Она потребуется дальше.

Но вот то, что никогда не изменится - это полноценная реклама (не продажные статьи, а именно рекламные вставки) всевозможного если не "мусора", то уж точно "проходняка". Вещей, который сейчас смотрятся как "кринж" в журнале полно, но это авторское, и оно дает почувствовать дух того времени, ну или как минимум оценить "авторский стиль". А вот реклама, которая, наверное, служила и задней обложкой для дисков - это отдельный элемент "наслаждения" тем временем. Увы, в журнале за январь "навалить кринжа" получилось не столь обильно. Всего одна страничка. Но, надеюсь, это только начало.

Остальная реклама - это скорее альманах того времени в плане цен на интернет. Но и помимо провайдеров есть вариации. Вообще конкретно этот номер сильно рекламой не переполнен (по крайней мере в прямом понимании). Но всё еще изменится.

Про самое плохое и про ЧЭРС

Наверное главное "фи" этому выпуску я могу передать именно вёрстке журнала. Да, с одной стороны во мне говорит избалованный интернетом человек, отвыкший читать "колонки" на страницах. С этим я не спорю. Однако, в работе верстальщика есть ряд упущений:

  • Вот ты читаешь текст, видишь прямо по середине страницы жирный разрыв на всю ширину (скрин 1). Глазами я перескакиваю на следующую колонку. Но нет, там не продолжение предложения, что я читал до этого.
  • Попавшись пару раз ты принимаешь правила игры, и дальше уже такие разрывы воспринимаешь как просто графическую вставку, но потом ты встречаешь схожее оформление (скрин 2), но уже с правильной логикой. То ли посменная работа, то ли что?
  • Мелкие огрехи "остатков текста". Для понимания - надо взглянуть на 3 и 4 скрины. На первой странице идет текст о квесте "ШтЫрлиц", однако описание не вмещается полностью и переброска ма-а-аленького куска текста идет на следующую страницу. Причем на ней сразу, перед продолжением, вставлен скриншот из следующей игры. А если вернуться на предыдущую страницу, то слева вверху вполне достаточно места для умещения всего обзора на одной странице, если выкинуть ненужный для этого раздела арт Лары (которой в этом выпуске будет и так достаточно)
  • Смена формата страницы "просто так". 5 скрин показателен. Просто посередине предложения нам предлагают читать статью уже в новом оформлении задников. "Я художник, я так вижу"

Да, у нас тут всего-ничего. Делает ли в целом это вёрстку плохой? Скорее нет. Просто надо привыкнуть к "старому формату".

Из субъективного - использование некоторых сокращений автором, о которых может не знать человек, только знакомящийся с игровой индустрией. Вот в статье корректно прописывается полное название Total Annihilation серии. А уже через страницу, в разговоре про совсем другое - TA: Kingdoms. Идешь, гуглишь. Но это вопрос к тому, насколько я, само собой, нуб, (ну хоть не "трактор"). Неудобно - но даже плюс для меня с точки зрения поиска расшифровок.

В противовес этому явлению, в номере также есть "Чумовой Экшено-Русский Словарь". Большинство вещей в нём известны и современным геймерам. Но в подтверждении моего бесспорного "ламерства", ряд слов мне показался в новинку:

Игромания. Январь 2000

Борнуться - окочуриться от результата собственной неразумной деятельности. Произошло от комментария, выдающегося компьютером в «Кваке» в момент смерти игрока от собственной ракеты - «player become bored with life» (досл. «игроку стала скучна жизнь»). Впоследствии глаголом «борнуться» стали называть любую смерть, вызванную чем-л., кроме вражеского оружия. Сюда входят неудачные прыжки с большой высоты, неожиданные встречи с собственными гранатами/минами, длительные ныряния с летальным исходом, продолжительные лавовые/кислотные ванны и проч. Исключительно квакерский термин.

Джибзы — от англ. gibs (сокр, от giblets) — потроха. Куски, но которые рвет жертву оверкилла. Духовная награда меткому гранатометчику. Составляет одну из главных эстетических ценностей шутера.

Тракторист - специальная разновидность ламера. Недоквакер, использующий в управлении исключительно клавиатуру без мыши. Термин «тракторист» был введен старшим опером Гоблином, первопроходцем квакерского просвещения (просвинцовывания), грозой ламеров и «эстетствующих п.», являющимся также по совместительству моим другом и соратником. Тракторист подлежит повсеместному и безжалостному истреблению в педагогически-садистских целях, совмещенному с всевозможными издевательствами и унижениями.

Урюкен — от англ, hooh-ryu-ken — английская транскрипция японского «удар-дракон-тигр». Произошло от названия магии двух бойцов Street Fighter 2 (кстати, один из немногих случаев, когда два бойца обладают одним и тем же видом магии). Урюкен — это удар, стопроцентно отбивающий любую атаку с воздуха. Одним из основных видов атак в 2D-файтингах атаки в прыжке; в большинстве же 3D-файтингов воздушные атаки значительно менее эффективны. Урюкен, таким образом, является одним из самых полезных видов магии, даже учитывая, что противника, стоящего но земле, урюкеном зацепить очень сложно. Аналогичные удары в других файтингах также часто зовутся урюкенами.

Железный цех.

В дальнейшем всё, что связано с софтом и железом, переедет в соответствующие разделы. Мне кажется это лучше, чем то, как раскиданы тематические части в этом номере. В новостях в игровом журнале есть как про "гамесы" (слово, используемое одним из авторов), так и про индустрию в целом, и про железо. Потом спустя 30 страниц вновь раздел, скорее про железо в виде "Вопросы - ответы". В полноценный раздел "Железный цех" мы вернемся пролистав 80 страниц.

Помимо названия ряда компаний, что уже давно изменили своё профилирование или закрылись вовсе, для меня интересным было увидеть текст про "первые массовые системы СЖО".

Игромания. Январь 2000

А так же можно прочитать большую (+-3 страницы) статью про "современные видеокарты" Nvidia Geforce 256, 3dfx Voodoo4, S3 Savage 2000, ATI Rage Fury MAXX. Как говорилось в горце - "There could be only one", вот и сейчас у нас осталась только одна Nvidia (конечно, ATI жив, но сейчас нигде не присутствует в названиях, оставив AMD Radeon).

+ Куда уж без красивой вставки про "мыльность текстурок".

Ну и в конце статьи - база.

Игромания. Январь 2000

************************************************

Забавный момент. В юности, когда читал рубрику "ответы - на вопросы" всегда представлял себе автора ответов как отдельного автора, а видимо на тот момент это уже был собирательный образ всей редакции.

Игромания. Январь 2000

Так что по играм?

Как я уже говорил, Игромания января 2000 года скорее идет на пол пути к привычным (для меня) игровым изданиям. Большую часть всё ещё занимают прохождения свежевышедших игр. В них всё же есть элемент "обзоров", однако под них или под их вариацию, выделили отдельный раздел. Правда количество текста и его проработка сведена почти к нулю. Это о-о-очень краткая выжимка.

Даже Planescape: Torment уделено половину страницы. Я в него, понятное дело не играл, и открыв по соседству видео игрового процесса для погружения как то молниеносно провел параллели с Baldur's Gate 3, и улыбнулся, увидя в первых строчках "В Baldur's Gate играл?"

Выше - скрины из игры на остаток страницы. 
Выше - скрины из игры на остаток страницы. 

Если вы думаете, что современные СНГ-геймеры не любят Nintendo и вечно удивляются присутствию в топах - не переживайте, это наследственное. Автору простительны ошибки в названии и склонениях "Pokeman", всё же для широкого круга Покемоны доберутся только через год на ОРТ.

Да, возможно, краткость - сестра таланта, но вот такие микрообзоры даже на что-то хорошее не дают по полной уловить проблемы и преимущества игры. 18 релизов просто перечислены на 6 страницах. Видимо разделять их мы будем на самые громкие, которым выделено аж половина листа, и на "проходняки", которым достались четвертинки, и от этого размера еще забираем шапку. Я позволю себе скинуть их все, чтобы вам не пришлось

В будущих "Игроманиях" так же будет незначительно отведено место совсем проходным проектам, однако нормальные обзоры уже будут занимать от двух листов. Надеюсь, скоро доберусь по хронологии. Тут же, увы, только общими мазками пытаешься понять, почему автор одному проходняку ставит 7-ку, а второму - 3ку (ну ладно, в этом примере всё понятно). Хотя, наверное фразу про "болтологию" от главреда ребята поняли в прямом смысле.

С играми "в разработке" всё так же - четвертинки, но тут это не напрягает. Минимум информации для подстегивания интереса - в самый раз. Про крупные "ожидания" поговорим чуть попозже. Но, опять же повторюсь, "нынешний" журнал всё ещё наполовину - про прохождение, а не про обзоры.

Тут, наверное, список уже будет известен в большей степени сообществу. Лично из списка выделю Freelancer, ибо в своё время от него кайфовал. Oni, Sudden Strike, MDK2 - для меня это достаточно известные игры. А вот Summoner, которой подарили половину листа - я как то и не вспомнил, хотя и понятно, студию Volition сейчас мы все знаем совершенно по другим играм - Red Faction и Saints Row. Читать про Halo в ключе "экшн от третьего лица" и видеть пулемет в позе, с которой бы так же выглядел Томми Версетти.

Позволю вернуться в последний раз к цитате про "болтологию о невышедших играх". Помимо "западных" релизов журнал достаточно много уделил внимания отечественному геймдеву. И в рассказе о посещении "ниваловцев" целая колонка занята рассказом в литературном ключе о путешествии в их офис. Это разговор об Аллодах 3D, в последствии "Проклятые земли". До "а какая в Kreed вода" еще далеко, про маркетинговость статей мы, тогдашние ребята, не в курсе, и если читать в таком ключе, то даже получаешь удовольствие, как тебе поясняют механики игры, как в нормальных обзорах, и без литературных кульбитов.

Я пропустил эту игру, но плохого о ней не слышал, только то, что камней там не дают.

Ну и сами прохождения. Тут все зависит от автора. Часть обзоров с подробной механикой игр находится тут, просто не каждый рассказ изобилует подробностями геймплея.

Но порой встречаются и интересные вставки.

Игромания. Январь 2000

А ты точно не реклама?

Не знаю почему, но раздел "Клубная жизнь" про истории из компьютерных клубов мне кажутся если не выдумкой, то специально отредаченными версиями. Тут две истории, одна, про баталию в клубе за сердце девушки-геймера. Вторая - про командную баталию, но уже в премии "Эдвард Руки-полторашки".

Проблема обоих текстов - во вставках, которые в обычных рассказах ты бы не встретил:

- Мы пошли не в какой то клуб, а в тот самый (реклама которого есть в журнале), и мне друг во всех подробностях рассказал как пройти до него (карта в рекламе тоже есть). А когда я спустился - да там такая атмосферааааа.

Тут сразу вспоминается анекдот "Гена и Чебурашка купили косячок" 
Тут сразу вспоминается анекдот "Гена и Чебурашка купили косячок" 

- Пиво - это рулез, особенно прикольно пиво "Лакинское".... если ты забыл, то "Лакинское"... "Лакинское", "Лакинское".... вот тебе еще картинку тех этикеток, чтоб не ошибся. Ах да, там в клубе была такая атмосфераааааа....

И если прочитав первую историю я сразу прикола не заметил, вторую историю пропустил, но когда добрел до рекламы клуба - всё встало на места, вернулся ко второй, чтобы убедиться.

Ненужное ИМХО.

Помимо конкретных обзоров были и попытки в анализ игровой индустрии, разговор о душевной структуре игр. В нашем случае - разговор об атмосфере в играх. Правда потом всё свелось конкретно про Экшоны, а в итоге скатилось банальному - ты боишься, что тебя убьют, соответственно страх формирует атмосферу. Как мне кажется - слишком просто, но в качестве статьи на страницу - вполне себе.

Игромания. Январь 2000

От этого автора мы наберемся такими словами как "гамезы", "Анрыл".И тут становятся ясны частично претензии в адрес Quake III: нет сюжета - нет страха.

Дальше, увы для меня, рассуждение уходит в "Манифест Легиона" от лица комьютерной смерти. Никогда не любил подобные вставки в журналах, для этого все же есть, например, "Мир фантастики", где это, наверное, должно смотреться органичнее. Да, это субъективщина, сам это понимаю, и раз вы тут, значит читаете тоже графоманство ноунейма. Но уж ничего поделать с собой не могу. Когда ждал журнал целый месяц, то да, вычитывал и подобные вставки, но, скорее всего, лучше бы читал школьную литературу.

Игромания. Январь 2000

Туда же отправляется и победитель в номинации «Кринж номера» - выдуманный сценарий киноадаптации Doom. Там сердечко скручивается на этапе описания, мол Id Software судилась с церковью из-за украденных конкретным сценаристом денег (лол чё), ну а дальше первых двух "сцен" я не ушел. Это слишком для меня. Я пока не знаю, может быть я соберу всех из этой номинации, и потом устрою "Игроманский оскар", но сейчас - я пытался, но не смог, простите меня.

CD-Мания.

Ах да, тогда CD диски для журнала - были одной из основных причин покупки именно Игромании для меня. На момент 2000 года тут всё как у остальных:

- демки

- патчи

- утилиты/софт

- драйвера

- карты для киберспортивных дисциплин.

Итоги

Новая-старая "Игромания" в целом - в равной степени близка и далека от моего первого знакомства в 2004 году. Я отдаю себе отчет, что в большей степени я был ближе к "Видеомании", которая как раз зародилась в то время. Однако и печатную часть я зачитывал до дыр. Ставить какие то оценки и ожидания от выпуска тут нет смысла, просто маленький рассказ чтеца.

Сначала у меня была решимость прочитать все выпуски, что я и буду делать, но вот озвучивать ли мысли по каждому из них - наверное ненужная затея. Печатая данный текст, я все же вижу что за ранний период 2000х у меня недостаточно историй и эмоций, которыми я готов поделиться.

1414
3 комментария

Все еще лежит где-то дома, а остальные - "новыми" журналами, да)

4
Ответить

Старые игровые журналы были офигенные. Зачитывал их настолько что, недавно пересматривая их, понял что каждую статью помню.

2
Ответить

Эх, у меня не такая хорошая память, хотя я до "своих" номеров еще не добрался

Ответить