Какое будущее ждёт Nintendo Labo

И можно ли назвать эксперимент удачным.

Анонс Nintendo Labo в январе 2018-го всех удивил: известная видеоигровая компания собралась производить картонный конструктор, выступающий ещё и контроллером для игры.

Nintendo не чужды эксперименты: в своё время именно необычная система управления стала залогом успеха Wii. Но в этот раз японцы решили не просто переизобрести устройство ввода, а, скорее, позволить игрокам придумывать его самим: с помощью Labo можно не только использовать готовые решения Nintendo, но и создавать простые игры с нуля.

Мы изучили доступные наборы Labo и поговорили с Казунари Сузуки — главным менеджером по продукции Nintendo в Европе — о концепции Labo и о будущем проекта.

Какое будущее ждёт Nintendo Labo

Первые восторги

Сначала я собрал простенькую картонную машинку, которая передвигается за счёт вибрации джойконов, а управляется с экрана Switch. Первое, что бросается в глаза — понятная и очень удобная инструкция по сборке, в которой с лёгкостью разберётся даже ребёнок.

Первые журналисты, попробовавшие Labo в феврале, предупреждали о хрупкости картона, но, как ни странно, опасений он не внушает: материал прочный и плотный, но при этом на нём отчетливо видны линии сгибов. Детали послушно гнутся именно там, где нужно, и неумышленно повредить их при сборке почти невозможно.

Но, к сожалению, запасные детали в наборах не предусмотрены. В некоторых странах за небольшую сумму продаются дополнительные листы с картонным конструктором, но в России их почему-то купить нельзя. Так что быстро заменить, например, повреждённые клавиши от пианино не выйдет: придётся что-то придумывать.

Картон как материал был выбран из-за того, что в Японии многие играют с ним в детстве: вырезают из картона игрушки и поделки. Также он ассоциируется с чем-то «домашним» и хорошо передаёт DIY-дух.

Казунари Сузуки, главный менеджер по продукции Nintendo в Европе

Поначалу даже сборка самой простой игрушки затягивает: безжизненный кусок картона оживает и начинает двигаться, приятно жужжа, — выглядит как магия.

Более сложные конструкции вроде пианино или удочки тоже удивляют: после часа кропотливой сборки неказистая игрушка становится чем-то большим, чем просто странной DIY-поделкой. Особенно впечатляет то, с какой простотой в Nintendo нашли применение технологиям из джойконов: в случае с пианино, например, инфракрасный сенсор считывает маркеры на опускающихся клавишах и переводит их в ноты.

Nintendo нечасто выпускает игрушки, но всегда изучает рынок, пытаясь придумать что-то оригинальное, сделанное «по-нинтендовски». И Labo — как раз такой случай.

Казунари Сузуки, главный менеджер по продукции Nintendo в Европе

Nintendo пока выпустила два набора Labo: «Ассорти» и «Робот», к каждому из которых прилагается соответствующий картридж с игрой (или играми, в случае с «Ассорти»). Но планы компании этим не ограничиваются: судя по всему, японцы очень хотят превратить Labo в большой и узнаваемый бренд: представитель Nintendo сказал мне, что уже в июне будут анонсированы новые наборы. Первый месяц продаж Labo, правда, не впечатляет: всего в Японии разошлось примерно 200 тысяч копий конструктора. В остальном мире, судя по всему, сопоставимые цифры.

Картонные кнопки и рычажки позволяют взаимодействовать с игрой на совершенно ином уровне: создаётся ощущение, что происходящее на экране и вправду часть конструкции
Картонные кнопки и рычажки позволяют взаимодействовать с игрой на совершенно ином уровне: создаётся ощущение, что происходящее на экране и вправду часть конструкции

Первые разочарования

Но идеально здесь не всё: игры в Labo очень простые и надолго их не хватает. Причём иногда этому способствуют очень странные дизайнерские решения: например, в игре с пианино почему-то нельзя сохранять и экспортировать записанные песни, хотя весь инструментарий к этому располагает. Из-за этого приходится прибегать к сторонним методам — например, подключать к Switch смартфон или компьютер через 3.5-миллиметровый «джек», чтобы хоть как-то вытянуть трек из приставки.

В наборе «Ассорти» меня особенно заинтересовал «Дом»: поначалу он показался мне интригующим аналогом «тамагочи», в котором нужно ухаживать за зверьком, напоминающим гибрид мыши и игрушки Фёрби. Но оказалось, что это простой набор мини-игр, причём слабо между собой связанных.

Какое будущее ждёт Nintendo Labo

Мини-игры здесь разные: от заездов на вагонетке в духе Donkey Kong до боулинга. Их интересно исследовать впервые: о количестве игр заранее не сообщают, предлагая обнаружить их самому, путём переставления рычажков и кнопок в разные слоты вокруг дома. За успешное прохождение дают конфеты, позволяющие кастомизировать зверька, но на этом всё: никаких поводов возвращаться к ним нет.

И так во всём: большинство игр из набора «Ассорти» можно пройти за час-полтора. С одной стороны, собирать конструктор и изучать всё было чертовски весело, с другой — после пары часов не знаешь, что со всем этим делать. Картонные игрушки получаются не то чтобы очень красивыми, поэтому их ценность в качестве коллекционных предметов тоже под вопросом.

Мотоцикл разочаровал меня больше всего: ощущения от езды здесь точно такие же, как в Mario Kart 8, поэтому игра совсем не удивила
Мотоцикл разочаровал меня больше всего: ощущения от езды здесь точно такие же, как в Mario Kart 8, поэтому игра совсем не удивила

Если в случае с набором «Ассорти» поверхностность игр можно объяснить их количеством (всего четыре штуки), то с «Роботом» простоту уже так просто оправдать не получается.

Причём, опять же, набор вызывает двоякие чувства. На сборку костюма робота уходит примерно четыре часа, и собирать его очень весело. Несмотря на всю нелепость конструкции, — костюм смотрится довольно забавно на взрослом человеке — втягиваешься очень быстро. Возможность топтать врагов и превращаться в танк — звучит вроде бы просто, но когда ты сам в костюме робота, а не управляешь всем с геймпада, затягивает процесс в сто раз сильнее.

То, что Nintendo смогли превратить картонную коробку с рычажками и верёвками в исправно работающий костюм робота с помощью одних только базовых контроллеров от Switch — это невероятно. Но, несмотря на весь триумф технологий, сама игра получилась поверхностной: в ней всего несколько небольших челленджей, пройти которые не так уж и трудно. Это расстраивает, учитывая, что набор, в среднем, стоит 5500 рублей в российских магазинах — дороже, чем любая ААА-игра на релизе.

Labo пытались устроить так, чтобы играть было интересно как взрослым, так и детям: это проект для всех.

Казунари Сузуки, главный менеджер по продукции Nintendo в Европе

Напрашивается вывод: несмотря на все попытки Nintendo продвигать Labo как массовую вещь, все вышедшие наборы, похоже, подходят в первую очередь детям. Прилагающиеся к наборам игры больше похожи на продвинутые технодемки, чем на законченный продукт. И это обидно, учитывая всю инновационность затеи: Labo был бы значительно круче, будь игры в наборах чуточку комплекснее.

Развлеки себя сам

У Labo есть ещё одна любопытная особенность: Toy-Con Garage. Это, по сути, отдельное приложение, поставляемое с каждым набором, которое позволяет придумывать собственные игры с помощью визуального программирования.

В интернете люди делают впечатляющие вещи с Toy-Con Garage, но для подобных опытов нужно много свободного времени и усидчивости

Работает это так: на экране игрок создаёт ячейки с условиями «если, то». Благодаря ним можно придумывать простые схемы, например: «если сработает тепловой датчик, то контроллер завибрирует». При желании, всю конструкцию можно значительно усложнить, создав ветвистое древо из условий и следствий: фантазию тут почти не ограничивают.

Кто-то даже воссоздал с помощью Labo одну из битв с боссом из Undertale

Несмотря на простую графику (картинка в таких играх состоит из белых геометрических фигур на чёрном фоне), с помощью Toy-Con Garage можно использовать весь функционал джойконов и создавать интересные вещи: YouTube уже забит видео со сложными поделками.

Но увлечёт такое развлечение определенно не всех: для того, чтобы сделать что-то стоящее в Toy-Con Garage, нужно потратить уйму времени. Скорее всего, по душе это придётся взрослым и детям постарше: разобраться во всех тонкостях приложения не так-то просто.

Labo — привлекательный и амбициозный проект, которому отчаянно не хватает глубины: игры, предложенные Nintendo, быстро надоедают. Toy-Con Garage действительно предлагает богатый инструментарий, но всё-таки это довесок к продукту, а не основная его часть.

Сейчас Labo находится в странном положении: при всей инновационности, продажи у проекта не высоки, а предложенные наборы подходят в большей степени детям, а не взрослым. Возможно, Nintendo смогут удивить всех в июне: в этом месяце проходит E3, и компания обещает анонсировать новые наборы конструктора.

4040
50 комментариев

А по-моему, здорово, когда компании пытаются придумывать что-то новое, пускай и не идеальное. Мне только ценник кажется странным, хотя ума не приложу, сколько стоит производство одного Labo.

23
Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить

Ценник и в правду странный: дополнительный картон на западе стоит дёшево. Выходит, большую часть суммы просят за софт.

4
Ответить

Это как с любой формой искусства, без рисков невозможно добиться прогресса.

Ответить

ВНЕЗАПНО игрушка для детей не пользуется спросом у взрослых. Да как так то?

10
Ответить

У Нинтендо огромный опыт создания игр, в которые играют как взрослые так и дети (например, Марио или Покемоны). В маркетинговой кампании лабо настойчиво напирали на то, что это продукт для всех, но в этот раз не вышло.

5
Ответить

Никогда такого не было и вот опять!

2
Ответить