Все что нужно знать о Киберпанке

Просто красивая гифка

С конца 90-х, вплоть до 2013, общий культурный жанр Киберпанка для меня вроде как существовал, но находился в одной лодке с тем же Стимпанком, Миддлпанком, Сандалпанком и другими производными захватившими практически все возможные направления от ретрофутуризма и фентезийных, до неофутуризма и совсем узких направлений, как то Аэропанк и Силкпанк. И если сам киберпанк, как полноценный жанр в нескольких видах искусств все это время не так чтоб сильно отвечал текущим веяниям, то что говорить о его производных ? Сразу хочу отметить свою минимальную вовлеченность в культурные тренды, что никак не мешает их оценивать, по-простецки делая срез на том уровне, который доступен мне. Следовательно, цель этой жанровой персоналии не в навязывании мнений, а об ознакомлении с вопросом и неких субъективных мыслишек.

Первый тизер.... потом пришла тишина

Думаю, вполне очевиден ответ на вопрос, почему эта тема вылезла (для меня) из тени только недавно. Во всем виновата CD Project RED, которая так же, в свое время, открыла для меня мир Ведьмака и погрузила на долгие, долгие часы. До первого тизера Cyberpunk в 2012 году, я интересовался жанром только в отношении артов. !! По запросу в гугле "киберпанк арты" есть такое количество визуального контента, что просмотреть их все - забей. Элементы киберпанка, конечно же, в большем объеме вплетены в современную культуру, поэтому как обособленный жанр антиутопического настроения он встречается не очень часто (хотя это спорное заявление, если брать во внимание только кино). Предугадывая потенциал CDPR, я, и без Е3-шного ролика возложил на Cyberpunk 2077 процент доверия обратно-пропорциональный желанию зачищать "знаки вопроса" на островах Скеллиге. Делать предзаказы, в отношение остального, не в моем стиле, но кроме РДР2, это единственная игра, которой я готов заплатить фулл прайс за какой нибуть "супер делюкс голд спешл едишн плюс сизн пасс" заранее!!. И для этого мне не нужны геймплейные ролики, обещания Кичиньского, и сравнении графики. Со стороны - это конечно же глупость, однако есть в этом мире вещи, которые найдут место в твоем виш листе просто потому что. Ну и, как это для меня случилось перед Ведьмаком 3, я хочу создать для себя максимально глубокий уровень бэкграунда, погрузиться в кибер-спейс, зарядиться некой новой для себя энергией, и конечно же to find a new fucking experience.

<i>Сильно аугментированная девушка</i>
Сильно аугментированная девушка

Для начала нужно выяснить откуда ноги растут. Уверен, что большинству известно имя Айзека Азимова, дедушка с мощнейшими бакенбардами, который кроме всего прочего - крутой фантаст, автор тех самых трех законов робототехники, автор великолепной гепталогии "Фундация". Так вот, он издавал фантастическое издание "Amazing Stories", где печаталась практически вся тогдашняя фантастика, обычно в виде рассказов и коротких повестей. в 1983 году выходит рассказ "Киберпанк" от писателя-фантаста Брюса Бэтке, который, не очень-то считает себя писателем. Рассказ не имел ничего общего с прилагательными жанра кроме панка и компьютеров, однако словечко зацепилось за другого писателя-фантаста (уже настоящего) Брюса Стерлинга, который и обозначил его в границы новообразованного поджанра. (Что не совсем истина, которую я обозначу ниже). Если описать киберпанк в двух словах, причем касаясь любых его проявлений - то это сай-фай-нуар-антиутопия. Просто, да ? Золотые годы пришлись на восьмидесятые, начало девяностых, а потом жанр как бы начал смешиваться с действительностью, от чего стал менее востребованным. Как и в любой другой жанровой культуре - есть определенный костяк, сообщества которые как могут поддерживают эти направления, но массовой или трендовой культурой сегодня, киберпанк уж ни назвать.. (Собственно вплоть для Е3 2018). С 1983 года как минимум, а то и раньше существует несколько этапов развития этого направления, для которой именно литературное всегда задавало эдакий вектор, однако, с появлением игры такого масштаба, эта направляющая видимо сместится в сторону игры. Конечно Cyberpunk 2077 не первая попытка возродить тему, с начала 10-х делают много ремейков на подобную тематику как в кино, так и в играх, но такого резонанса как-то не случалось, чаще по причине высокого уровня говняности оных. Для примера - "Вспомнить Все" "Трон: Наследие" "Призрак в доспехах" "Судья Дредд" "Робокоп". Из игр могу выделить только Deus Ex, хотя это 100% посткиберпанк, конечно если я правильно понимаю разницу между ними.

Интересовались ли Вы этим жанром до того как узнали о Cyberpunk 2077
ДА
НЕТ
МНЕ И СЕЙЧАС НЕ ИНТЕРЕСНО

Определение понятия Киберпанка, каковы его прилагательные, преамбулы и данности.

  • Будущее. Максимально Урбанистическое Мегаполисное будущее, где техногенная среда полностью поглотила природу. Антиутопические намеки и настроения, но в немного другом русле нежели классическая "Оруэловская" антиутопия. Процветает тоталитарный капитализм. Главная ценность - информация, а главные герои, как правило, охотники одиночки, хакеры и киберпреступники. Корпорации выступают главной политической и законообразующей силой. Часто, уклон в японские по сути формы существования (Муравейник). Огромная, специально подчеркнутая разница между богатыми и бедными. Киберпространство - обычно очень живая среда обитания, некая "уравняловка", где, как правило (но не обязательно) важен скилл, а не бабки и процветает хакерская деятельность. Аугментации и все проблемы с ними связанные. Наркотики - как злободневный и привычный стимулятор, мотиватор и причина конфликтов. Искусственный интеллект наравне, а иногда и гораздо круче людей во многих аспектах. Всего одна фраза, которая хорошо отражает и объясняет суть киберпанка - "High Tech, Low Life" (Высокие технологии, низкий уровень жизни)
<i>Главный слоган</i>
Главный слоган

Значимые для развития поинты

  • до 1983 года - как минимум две знаковые личности - Филип Дик с практически культовым романом "Do Androids Dream of Electric Sheep?" (Мечтают ли Андроиды об робоовцах), экранизацией которого стал небезызвестный Бегущий по Лезвию (Blade Runner). Говоря без обиняков - автор книги скорей делал упор на антиутопические темы, размышления на тему социального неравенства и сношения мозга, Ридли Скотт же, не передал, на мой глупый, субъективный взгляд, эти мысли на экран, однако визуально, определил стиль жанрового ответвления антиутопии про который я тут распинаюсь. Вторая личность - Уильям Берроуз - в жанре киберпанка конечно не писал, но, будучи самым значимым представителем бит-поколения и знатным распиздяем, стилистически на жанр повлиял значительно... Тот же "Голый завтрак" пропитан панковским вонючим духом и бунтарскими настроениями. Есть, конечно, еще личности повлиявшие на становление или каким-то другим образом дополнили жанр, углубившись в дебри можно выйти на Бестлера, Галуйе и даже на Кафку, котя это уже совсем вскользь.
  • в 1983 - 84 годах был написан тот самый, знаковый и каноничный роман "Нейромант" (Neuromancer), впервые! в жанре Киберпанк, фантастом по имени Уильям Гибсон. Роман этот первым советуют всем для ознакомления с жанром, является первой книгой в трилогии "Киберпространство" и давно уже приобрела статус эталонного представителя жанра. Интересно то, что чувак на 100% гуманитарий, литературовед, и с компьютерами и кибернетикой в целом никак не пересекался. Учтите, что на дворе 80-е, и комп не в каждом доме стоит... Все технические стороны Нейроманта были прописаны после консультаций с закадыкой-Стерлингом, в итоге получился очень неслабый сай-фай боевик с атмосферой, за что и получил несколько значимых литературных премий (Хьюго, Небьюла). В итоге, само название "Киберпанк" с успехом ввел в обиход американский писатель-фантаст, редактор и критик Гарднер Дозуа, который читал и Гибсона и Бэтке.
  • Уильям Гибсон конечно стоит фронтменом всего направления, однако, на мой скромный взгляд, Брюс Стерлинг сделал как минимум не меньше для развития жанра. Поэтому, я бы поставил их на одной планке, кстати совместный роман этих двух ребят "Дифференциальный Исчислитель" (The Difference Engine) сразу после своего выхода был признал одним из удачнейших представителей жанра. Также Стердинг, будучи новатором и лидером по натуре собрал вокруг себя костяк писателей фантастов, позже называемых - киберпанки, которые создали своеобразный пласт, собственно олицетворяя все направление. Сам же Брюс собрал и отредактировал киберпанковский сборник Mirrorshades, в котором и были собраны короткие опусы его друзей - фантастов.
<i>Молли "Нейромант" Уильям Гибсон </i>
Молли "Нейромант" Уильям Гибсон

Для подведение итогов в литературной части приведу список того что стоит почитать из хорошего киберпанка.

<i>Cyberpunk 2077 ?</i>
Cyberpunk 2077 ?

Остаточное. Закончилось все это на сегодняшний день, странным произведением японца Кэндзи Сиратори под названием "Кровь Электрическая". Это самая странная херня, которую я пробовал читать. Для правильного восприятия скажу, что по сравнению с этим романом, Джойсовский Улисс читается как флайер из ночного клуба. Я собственно, не осилил, потому как сюжета нет, завязки и персонажей тоже, а все что есть - это логи робота-маньяка который убивает наркоманов чтобы из частей разных тел состряпать себе свое.. Написана книга сразу на 4х языках - на японском, английском, латыни и С++. она издана с переводом английского и японского на русский, но это вообще никак не помогло. На мой взгляд событие это в некотором роде отражает некую точку в литературной части киберпанка как жанра. (После электрической крови у этого странного автора были еще произведения в таком же стиле, но я даже думать о них не буду).

Кроме литературы, киберпанк имеет нишу и в других направлениях культуры, пропустить которые - оторвать жирный кусок от жанра. Немного о кино.

Во-первых Blade Runner Ридли Скотта, о нем свое мнение я написал выше, повторятся не буду, скажу только, что визуальное восприятие киберпанка как жанра обычно формируется как раз таки после этого фильма, поэтому смотреть обязательно. Далее, я хотел написать про Трон и Трон:Наследие, но в очередной просматривая трейлер, понял, что нихера это не киберпанк, потому как наличие виртуального мира в реальном еще не делает фильм "киберпанковским", в итоге заранее составленный список сильно поредел... В нем нет и самой попсовой Матрицы, от которой я когда-то был в дичайшем восторге. То, что большая часть лора, крутых сцен и теории спижжено из многих источников сразу (например само слово Матрица в отношении киберпространства у Гибсона), я узнал много позже, но это не суть. Многие, по незнанию, считают Матрицу эталоном киберпанка, хотя мрачное будущее плюс компы - не равно киберпанк . То что подходит в самую точку - это провальные Джони Мнемоник и Отель: Новая Роза все того же Гибсона. Новая Роза как-то прошла мимо меня, а вот от Мнемоника я кайфую и по сей день, я даже не могу объяснить почему! Это кино с яйцами. Корпорация Бессмертие - отличный представитель голливудского киберпанка. События фильма проходят в 2009 году, и да...там все плохо. Смотреть стоит только совсем упоровшимся по теме. Далее "Нирвана" - один из любимейших фильмов с развитием идеи ИИ до абсолюта. Персонаж компьютерной игры просит создателя удалить его из кода, чтобы перестать умирать каждый раз как жопорукие геймеры берутся за геймпад. Классная идея, исполнение, правильный сценарий, музло и реверанс перед буддистским конгломератом. Еще там играет "непревзойденный" Кристофер Ламберт )

Tron 1982. Вот вам и CGI

Немного об играх. Ну тут фавориты более менее понятны.

Все ждут Cyberpunk 2077 от поляков. Я жду больше всех. Меня радует сингловость проекта в противовес всеобщему ко-опу. Я хочу огромную сингловую ролевую игру в сай-фай тематике с характеристиками , кучей интересных и разнообразных доп.сюжетных линий, такую чтоб часов на 100+, но без тупого размазывания однообразного геймплея по карте а-ля Мафия 3. Все так и будет.Дальше по порядку.

Deus Ex (серия) - легендарная серия, которая по пути к славе как-то устала и потихоньку скатывается. Некоторые верят в силу "через одного", говоря о том что первый деус был очень крут, второй - говно, Human Revolution - был чуть менее крут чем первый, а Mankind Divited - туфта (только потому что там не было ничего нового по сравнению с революцией ?!) Вообще мнений много, факты говорят о том, что последний деус провалился, а значит будущее у серии туманно. Я все EX-ы люблю и уважаю. Стэлс + нелинейное прохождение сюжетки, миссий, можно почти никого не убивать. Меня всегда радует такие возможности, не смотря на общую камерность игры - вариативность прохождения немного нивелирует и прикрывает "кишку" карты.

Далее еще одна игра Remember Me - боевка своеобразная (чтоб не обидеть), но привыкнуть можно ради хорошего сюжета и обалденных, проработанных до мелочей видов "Нового Парижа".

System Shock - отличный, атмосферный, пугающий. Сейчас играть в него - вряд ли бы посоветовал дабы не спугнуть внешним видом, но если графические ограничения 1994 года не критичны - то велкам. Каноничный ИИ-антагонист в качестве вишенки на торте.

Shadowrun - очень крутая старая РПГ по мотивам очень популярной киберпанковской настолки. Есть версия для сеги и для нинтендо, а еще есть продолжение сделанное на деньги кикстартера. Я не буду разводить полемику о качестве игр, скажу только что все они отлично передают киберпанковские каноны.

<i> Еще одна игра в тему: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstore.steampowered.com%2Fapp%2F464060%2FRUINER%2F&postId=21929" rel="nofollow noopener" target="_blank">Ruiner</a></i>
Еще одна игра в тему: Ruiner

Ну и чтобы захватить еще более широкий материал - напишу пару строк об самых известных настольных играх на взятую мной тему

  • Cyberpunk - настольная рпг 1988.. Было несколько изданий, самым известным из которых стало второе издание Cyberpunk 2020. Сай-фай сеттинг, корпорации которые заменили правительства и отдельными героями за которых и нужно играть. Система основана на развитии характеристик и достаточно реалистичных сражениях. То есть можно, например, умереть от одной шальной пули испытав болевой шок, можно потерять конечность и бинты тут не помогут.
  • Shadowrun - намного более популярная настолка в которой классно смешивается киберпанк и фентези. Я в нее не играл, но понимающие люди ее возводят на верхнюю ступеньку топов настольных игр в этом жанре.
<i>Стандартная картинка в статьях про киберпанк </i>
Стандартная картинка в статьях про киберпанк

P.S.

Надеюсь что не вызову негодований по поводу написанного у давнишних знатоков жанра. Еще раз подчеркиваю, что это МОЕ мнение, МОЕ понимание вопроса. Моя нынешняя заинтересованность киберпанком как пластом культуры мотивировала меня на некий синопсис, который я и решил показать. Некоторые ссылки на ресурсы коими я пользовался при написании будут ниже, также прошу обратить внимание на ссылки в самом тексте, я уделил время, для того чтобы сделать прочтение немного более комфортным и полновесным. Все изображения, рисунки и фото использованные в статье были найдены в гугл.картинках, некоторые в DevianArt - авторы указаны. Спасибо.

Все что нужно знать о Киберпанке
4646
53 комментария

автор тех самых трех законов робототехники, автор великолепной гепталогии "Фундация"Мдэ

15
Ответить

Это точно.
Есть несколько переводов названия цикла "Foundation" Азимова, я предпочитаю "Основание", но чтобы вот так в лоб, просто транслитерировать, это что-то новое.

9
Ответить

Статья неплохая, но некоторые, хм, "речевые обороты" заставляют просто сидеть и скрежетать зубами.

10
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

И все-таки там космоопера. А вот как автор не упомянул ничего российского или японского - непонятно и жаль.

1
Ответить