реклама
разместить

Миф и реклама

Реклама в современном мире представляет собой один из важнейших социальных и информационных институтов. Ее роль несоизмеримо больше, чем кажется на первый взгляд. Из банального средства донесения до потребителя информации о товаре и способа повышения своей конкурентоспособности реклама доросла до феномена, который во многом формирует реальность. А в самой рекламе важное место занимает миф.

С «расколдовыванием» мира, казалось бы, произошло отмирание мифологического мышления. Архаичный способ восприятия мира, которым пользовались бесчисленные поколения людей до нас, практически исчез в классической своей форме, но самые глубокие архетипические черты мифа остались в индивидуальном и общественном сознании. Эти черты и нашли свое новое воплощение в рекламе.

Стремление рекламы к превращению в миф тесно связано с ее глобальной задачей – созданием потребностей. В этом, впрочем, ей тоже помогают массмедиа. Ж. Бодрийяр называет логику воздействия массмедиа «логикой Деда Мороза». Это значит, что СМИ действуют «не логикой тезиса и доказательств, но логикой легенды и вовлеченности в нее. Мы в нее не верим, и, однако, она нам дорога».

Поэтому детальная деконструкция рекламы и ее пристальное изучение является одной из важнейших исследовательских задач.Прежде чем приступить к описанию мифологического аспекта в рекламе, нужно разобраться с тем, что же такое миф и какой смысл мы сегодня вкладываем в это понятие. В современном представлении большинства людей слово миф означает «иллюзию», «вымысел» или полуреальные события, которые в ходе исторического процесса стали обрастать разными вымышленными подробностями. У понятия «миф» есть и другое значение, которое сформировалось в античном и раннехристианском обществе. В те времена воспринимали миф как «священную традицию». С его помощью обучали новые поколения, передавали им «первородное откровение», миф был для людей важнейшей истиной.

М. Элиаде пишет: «Миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена ”начала всех начал”. Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря деяниям сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность – Космос – или только её фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение или государственное установление...». По мнению исследователя, миф говорит только о произошедшем реально, о том, что себя в полной мере проявило. Персонажи мифа – существа сверхъестественные.Следует также отметить, что миф в таком понимании универсален для всех культур и для каждого общества. Утилитарность его применения позволяет эффективно использовать архетипические представления мифа в рекламе.

Самым ярким проявлением мифологического сознания в современном секуляризованном обществе несомненно является культ потребления, который выстраивается вокруг товаров определенных компаний или вымышленных героев фильмов, комиксов и так далее.В качестве примера такого «мифологизированного» товара можно привести телефон компании «Аpple». Эта компания обновляет свою линейку телефонов примерно раз в год. Внимание прикованное к этому событию буквально равносильно древним религиозным ритуалам. Сначала люди ждут день презентации новых товаров (как в мифологическом культе ждут день обновления Космоса, с которым связан посев урожая и другие жизненно важные вещи). Стоит отметить, что сама презентация в некотором смысле носит ритуализированный характер. Она проходит всегда на одной сцене, на сцене используется всегда один и тот же цвет, выступает один и тот же человек (в роли современного шамана). В то же время, если для древних культур с окончание ритуала обновления Космоса мир восстанавливался и можно было без страха продолжать работать, то для современного потребителя это является лишь вступлением к процессу инициации (покупки товара). Такое сильное стремление приобрести продукт исходит не только из желания приобрести определенный социальный статус, оно исходит также из рудиментарного мифологического сознания. Покупая телефон, человек бессознательно реализует свое желание выйти за пределы человеческих возможностей, реализует стремление к «первозданному совершенству», а телефон или другой подобный продукт всего лишь представляет собой ключ открывающий дорогу.

Как видим, космогонические и эсхатологические черты мифа все еще имеют свое сильное влияние на человеческое сознание, просто теперь они представлены в светских вариациях. Так, например, в древности предотвращение гибели Вселенной и обновление Космоса всегда было связано с приходом царя, героя или спасителя. В современной интерпретации, это проявляется в улучшении уровня жизни с приходом определенного политического кандидата или посредством применения универсального средства, которое и представлено в рекламе.

В мифах образ героя всегда представляет собой уникального человека, избранника судьбы и богов – личность, которая должна вернуть природе равновесие. В рекламе также активно культивируется образ героя, но герой из сакральной и избранной фигуры превращается в образ, с которым должен ассоциировать себя потребитель.

Таким образом, он воплощает собой абсолютно противоположные черты героя классического. В то время как древний мифический герой всегда ставит судьбу, вечность и предопределение выше личных мотивов, современный герой сконцентрирован исключительно на себе, вся реклама строится на эгоцентризме человека – его уникальности, избранности, и потому рекламируемый товар предназначен исключительно для него.

Отсюда и типичный для рекламной коммуникации способ общения между заказчиком и потребителем, первый из которых рационален, второй – иррационален. В результате рекламный текст, создаваемый от лица заказчика, выстраивается с позиции потребителя, подобно тому, как взрослый разговаривает с ребенком.

Такой анализ можно применить и ко многим другим маркам, компаниям или рекламным мероприятиям. Использование мифологических архетипов – это намеренная или бессознательная стратегия PR-отдела или отдела маркетинга. Используя мифологические архетипы, реклама всегда обращается к потребителю с позиции рационального, тогда как потребить находится в положении иррационального. Потребитель деконструирует понятные ему нарративы и впитывает то сообщение, которое до него хочет донести реклама.Таким образом, наиболее эффективной рекламой оказывается та, которая с помощью своего символизма способна задействовать древнейшие, то есть мифологические, аспекты человеческого сознания.

Миф и реклама
99
реклама
разместить
13 комментариев

мем смешной, а ситуация страшная 

1

Комментарий недоступен

4

Комментарий недоступен

3

Что я только что прочитал?

2

Но ведь её действительно нет....

Очень больно читать без разделителей

3
Раскрывать всегда
«Моддеры, ликуйте!»: Valve разрешила создавать новые игры на основе Team Fortress 2

Компания предоставила для этого официальные инструменты.

«Моддеры, ликуйте!»: Valve разрешила создавать новые игры на основе Team Fortress 2
265265
4444
2121
1313
55
33
11
11
11
Это отличная новость.
реклама
разместить
Как же мне жалко работягу, и как я полюбил после одного взгляда на него свою нормальную работу
Как же мне жалко работягу, и как я полюбил после одного взгляда на него свою нормальную работу

Зашел я щас в ароматный мир (я не алкаш, я чипсы купить хотел) и вижу двух продавцов: Один за кассой, второй в зале. И как же он напомнил мне меня самого во время работы в мебельном. 10 часов на ногах. Затравленный взгляд. Шаркание ножками сюда по магазину без права уйти от клиента и прийти к нему. Нельзя доставать телефон. Непонимание, что делать…

8181
2323
1111
77
11
11
Лоха из далека видно. Я в его возрасте был почетным работягой на заводике, производил изделия на благо родины, корешился там с пролетариатом и платил с зп за универ. Это было в 19 году.
Некоторых ведущих разработчиков Marvel Rivals уволили

Геймдиректор назвал игровую индустрию «странной».

Некоторых ведущих разработчиков Marvel Rivals уволили
276276
8585
2222
1818
99
77
22
а вы говорили шо мое письмо в ООН ето шутка
«Ваша судьба в ваших руках»: вышла Avowed

Ролевая игра от Obsidian теперь доступна для всех.

408408
105105
2727
88
55
44
11
11
11
Приятной игры, ребята!
Слухи о Far Cry 7: утечка раскрывает место действия, персонажей и антагониста
Слухи о Far Cry 7: утечка раскрывает место действия, персонажей и антагониста

Инсайдер, которого ранее пытался заставить замолчать Ubisoft, вновь раскрыл новые подробности о Far Cry 7. Согласно свежей утечке, седьмая часть популярного шутера может отправить игроков в Новую Англию — регион на границе США и Канады. Первоначальные слухи 2023 года указывали на Аляску, но теперь источники утверждают, что действие развернется сред…

6565
2222
55
33
33
Просто забыть шестерку и попытаться повторить успех петерки будет хорошим ходом
Чертовски дёшево: какой лучший ПК можно собрать за 66,6 тысяч рублей

Одновременно рецепт практичной сборки и объяснялка, как правильно собирать игровой компьютер.

Чертовски дёшево: какой лучший ПК можно собрать за 66,6 тысяч рублей
423423
6868
1919
1919
55
33
22
11
11
можно залить на ставки и поднять комп за миллион, или проиграть и пойти на трассу
Сегодня 21 год исполнилось Одиннадцатой, теперь ей можно всё!
Сегодня 21 год исполнилось Одиннадцатой, теперь ей можно всё!

Ждёте пятый сезон Stranger things?

4141
22
Для Overwatch 2 вышло крупное обновление — в игру добавили перки и лутбоксы

Стартовал 15-й рейтинговый сезон.

165165
5151
4747
77
66
11
11
Тщетные попытки выбраться из могилы. Особенно иронично возвращение сундуков после того, как с релизом ов2 они насильно открыли людям их коллекции ивентовых сундуков
[]