История и анализ дизайна Человека-Паука

Недавно Человеку-Пауку исполнилось 62 года.

Несмотря на столь преклонный возраст, его пёстрое трико до сих пор популярно в массмедиа вроде игр, комиксов и кино.

Но почему?

В этой короткой статье разберёмся, как художник Стив Дитко обеспечил всемирную любовь костюму болтливого паутиноплёта.

История и анализ дизайна Человека-Паука

Приятного чтения!

Оглавление

История

5 июня 1962 года на американские полки вышел комикс Стэна Ли и Стива Дитко с обложкой Джека Кирби — Amazing Fantasy #15.

История и анализ дизайна Человека-Паука

Человек-Паук быстро стал хитом продаж, и за прошедшие десятилетия история его публикации обросла разными мифами. Сегодня считается, что костюм героя придумал Дитко, а Кирби просто помог с обложкой.

Но эту точку зрения разделяют не все.

Я создал Человека-паука. Я нарисовал первую обложку. Я создал персонажа. Я создал костюм. Я создал все эти книги, но не мог работать над всеми ними параллельно. Мы отдали тайтл Стиву Дитко. Он лучше всего подходил для этой работы и замечательно её проделал.

Джек Кирби для The Comics Journal #134 (1990), 82 стр.
Джек «The King» Кирби
Художник и сценарист комиксов, со-создатель Мстителей и Фантастической Четвёрки

«Король» действительно создал Человека-Паука со Стэном и придумал ему костюм, вот только выглядел он совершенно иначе; судя по мемуарам Дитко — как Капитан Америка с паутинным пистолетом.

И это были не единственные отличия.

5 готовых страниц Паука от Кирби не имели ничего общего с персонажем, которого мы знаем сегодня. Герой появлялся только на открывающем сплэше [это один сплошной рисунок на всю страницу] и в конце; он прыгал на зрителя с паутинным пистолетом.

Также появлялись тётя Мэй и дядя Бен, полицейский в отставке, похожий на генерала «Тандерболта» Росса. Всё действие происходило дома, где мальчик нашёл особое кольцо и превращался во взрослого супергероя Человека-Паука.

Стив Дитко в зине Avenging World (2002)
Стив «Sturdy» Дитко
Художник комиксов, со-создатель Человека-Паука и создатель Доктора Стрэнджа

Непосредственно Стэн оказался не в восторге от страниц Кирби.

Мне не понравилась его работа. Она не была плохой — просто это не тот герой, которого я хотел; он выглядел слишком идеально.

Приведённые слова Стэна Ли из The Steve Ditko Reader (2002)
Стэн «The Man» Ли
Сценарист комиксов Marvel, со-создатель Человека-Паука, Мстителей, Фантастической Четвёрки

Кроме того, Дитко (изначально только инкер, художник тушью в Amazing Fantasy #15) указал на схожесть концепта Кирби с другим его творением, Мухой для Archie Comics. Он тоже носил пистолет и превращался в героя-насекомое с помощью особого кольца.

Через пару дней Стэн отказался от идей Кирби, написал новый синопсис и обратился к Дитко за другим обликом Человека-Паука.

Костюм — это ключевой элемент образа персонажа, поэтому я создал его ещё до работы над комиксом. Например, способность цепляться к поверхностям означала, что протагонист не носит жёсткие ботинки; паутинный пистолет в кобуре я заменил на веб-шутер на запястье и так далее.

Я сомневался, что Стэн одобрит сплошную маску, но всё равно оставил её для сокрытия мальчишеского лица Питера. Это также добавляло загадочности, помогало читателю по-своему представить выражение лица Паркера и, может, самому стать человеком под маской.

В кратком синопсисе Стэна не было веб-шутеров на запястье, потайного пояса, конкретного костюма или паучьих движений. Это всё мои идеи.

Стив Дитко в зине Avenging World (2002)

Человека-Паука в привычном нам виде скорее создал именно Стив Дитко, что ясно при сравнении его детальных биографических материалов и комментариев со словами Кирби и Ли. Однако даже в этих материалах не упоминается, возможно, главный референс Дитко в создании паучьего дизайна. Речь идёт о костюмах Бена Купера.

В 1954 году его компания выпустила коллекцию детских хэллоунских нарядов, и один из них напоминает итоговый дизайн стенолаза.

Совпадение?

Не думаю: наряд перестали выпускать в 1962 году, а год спустя Купер получил лицензию Marvel на производство костюмов уже их Человека-Паука. Эти костюмы продавались до 1976 года, аж 13 лет. Возможно, Купер посчитал долгосрочное сотрудничество с Marvel выгоднее одноразовой компенсации за плагиат. Его компания давно обанкротилась, поэтому правды мы уже не узнаем.

Но означает ли это, что Стив Дитко украл дизайн Человека-Паука?

Даже если Дитко видел костюм Купера (что вероятно; Cooper Inc. тогда была крупнейшим производителем хэллоуинских нарядов), то изменил его так, что назвать дизайн «украденным» язык не повернётся. У костюмов слишком разные цвета, блокинг, линзы и паутина.

Уместнее будет сказать, что Дитко позаимствовал элементы Купера и переделал в особую композицию.

Цвет

До нулевых годов комиксы печатали на станках с ограниченной цветовой палитрой. Чёрные объекты приходилось подчёркивать синими хайлайтами, будь то тёмные волосы Брюса Уэйна или слизкая, чёрная поверхность суперзлодея Венома.

The Amazing Spider-Man #375 (1993) сценарий Дэвида Микелайни, рисунок Марка Багли
The Amazing Spider-Man #375 (1993) сценарий Дэвида Микелайни, рисунок Марка Багли

Поэтому консенсус фанатов заключался в том, что синие и фиолетовые оттенки в оригинальном костюме Паркера возникли из-за технических ограничений тех лет, а костюм на самом деле был красно-чёрный. Даже в последних фильмах с Томом Холландом герой носит красно-чёрное одеяние именно в дань уважения «классике».

Но судя по всему, это просто один большой миф, и паучье трико было красно-синим с самого начала.

Для секций с паутиной я взял тёплый красно-оранжевый цвет, а для других частей тела — холодный синий. Такая гамма давала приятный контраст, прибавляла таинственности и подчёркивала узор паутины.

Стив Дитко для The Comics! v.12 #11 (11.2001)

Приятный контраст, упомянутый Дитко, возникает в результате частного проявления хроматической аберрации — эффекта хромостереопсиса. Это когда определённые цвета (в данном случае красный и синий) как бы «вибрируют», толкают или подавляют друг друга, если их поставить вместе.

Как раз «столкновение» красных и синих цветовых масс делает фигуру Паучка такой интенсивной, подчёркивая его энергичный характер.

The Amazing Spider-Man Annual #1 (1964), сценарий Стэна Ли, рисунок Стива Дитко
The Amazing Spider-Man Annual #1 (1964), сценарий Стэна Ли, рисунок Стива Дитко

Однако здесь важны не только цвета, но и формы, которые они принимают. Кроме энергичной гаммы паутиноплёт по меркам своего времени также обладает крайне новаторским колорблокингом, цветовым делением.

Комиксовые персонажи того периода делились на простейшие цветовые пятна, как правило квадраты. Круги или треугольники встречались редко и были маленькие. Человек-Паук в этом плане нарушил визуальные каноны: его доминантное цветовое пятно — это не стабильный квадрат, а вертикальная треугольнообразная стрелка. Она гораздо эффективнее подчёркивает рост и динамизм героя.

Ещё в костюме интересно устроено цветовое преломление.

Если руки Капитана Америка строго сине-бело-красные, то руки Паучка синие лишь изнутри, а снаружи они преломляются красным цветом. Торс Питера красный внутри, но синий снаружи. И наоборот на спине. Это задаёт больше движения и разбавляет силуэт с разных ракурсов.

По традиции комиксных дизайнов (и многих экшен-героев в принципе), самые активные зоны тела — руки, ноги, торс — визуально маркированы контрастным цветом. Так за фигурой проще следить в пространстве 
По традиции комиксных дизайнов (и многих экшен-героев в принципе), самые активные зоны тела — руки, ноги, торс — визуально маркированы контрастным цветом. Так за фигурой проще следить в пространстве 

Вершину визуальной иерархии в паучьем костюме занимает именно цвет и его формы: можно удалить с трико паутину и даже символы, но образ героя всё равно считается из-за броского колорблокинга. Классическое трико без него представить просто невозможно.

Эмблемы

В костюме не один, а два символа, что для супергероев той эры — не считая Супермена — тоже нетипично. Задний символ маркирует и как правило оптически расширяет спину, а передний маркирует грудь.

И тут, на мой скромный взгляд, кроется маленький недочёт, из-за которого передний символ Дитко работает лишь вполсилы.

В хорошем дизайне каждый элемент — тем более доминанта/композиционный центр вроде эмблемы — работает с этим дизайном в тандеме и подчёркивает его сильные стороны. Самая сильная сторона паучьего костюма — это стрелка на торсе, и в идеале символы должны усиливать или хотя бы поддерживать эту вертикаль.

Но Дитко рисует эмблемы с горизонтальным флоу, где ножки оттопырены во все стороны сразу. Это не так удачно гармонирует с костюмом по сравнению с более вертикальными символами, что с конца 70-ых остаются стандартом и по сей день.

Линзы

Линзы делятся на белое стекло/ткань и её чёрную оправу.

The Amazing Spider-Man Annual #1 (1964), самые сбалансированные линзы Дитко
The Amazing Spider-Man Annual #1 (1964), самые сбалансированные линзы Дитко

Стекло имитирует глазное яблоко, верхняя и нижняя грань оправы выступают как надбровная дуга и нижнее веко соответственно. Это интуитивно понятное анатомичное деление. Поэтому через сужение и расширение, уменьшение и увеличение линз можно показывать эмоции Питера под маской. Сам Дитко, впрочем, почти этого не делал.

Умеренные, суженные линзы Дитко всегда обладали особым таинственным шармом, ведь никогда не ясно наверняка, какую эмоцию они показывают: злость, подозрение, удивление, озорную насмешку или грусть. Может, всего понемногу? В конце концов, Паркер в оригинальном ране часто метался между эйфорией и депрессией.

Лично мне всегда казалось, что эти линзы передают тянущую тоску. Даже их форма напоминает капли дождя или слезинки. Как бы Паркер не притворялся, его взгляд будто бы всё равно источал боль.

Трибьют Стиву Дитко от Райана Майнердинга, главы виз-дев отдела Marvel Studios 
Трибьют Стиву Дитко от Райана Майнердинга, главы виз-дев отдела Marvel Studios 

Но это уже совсем умозрительные наблюдения, конечно.

Веббинг

Если цвета, символы и линзы — это фундамент костюма, то паутинный орнамент, или веббинг, можно назвать его вишенкой на торте.

Концепт веббинга для «Человека-Паука» (2002) от Уоррена Мэнсера 
Концепт веббинга для «Человека-Паука» (2002) от Уоррена Мэнсера 

Узор паутины как элемент визуального интереса задаёт лёгкий вертикально-горизонтальный ритм и легко читается благодаря простой сетчатой конструкции.

Гайд на веббинг по концепту художника комиксов Паоло Риверы (автор гайда неизвестен)
Гайд на веббинг по концепту художника комиксов Паоло Риверы (автор гайда неизвестен)

Правда, простая она только с виду. На самом деле при переносе 2D костюма в 3D медиа придётся знатно попотеть, чтобы ячейки паутины выглядели равномерно со всех сторон.

Через плотность веббинга можно слегка регулировать визуальный вес костюма в целом или на отдельных зонах в частности.

Поначалу Дитко рисовал веббинг плотным, что нагружало и придавало трико мистический вайб. Со временем Дитко, видимо, банально устал рисовать паутинки, и узор стал попроще, разгрузив композицию.

Веббинг Человека-Паука — это ещё одна уникальная дизайнерская штука; попробуйте вспомнить хотя бы пять других комиксных (и удачных) персонажей со сплошным орнаментом на весь костюм.

Suit-up, офактуривание и гаджеты

Подробно раскрыл данные темы вот в этом и другом материале, поэтому здесь пройдёмся совсем вкратце.

The Amazing Spider-Man Annual #1 (1964)
The Amazing Spider-Man Annual #1 (1964)

Сцена супергеройского переодевания работает как бесшовная склейка между обывательским эпизодом и экшеном. Как и в любом боевике с секвенцией suit-up'а или suit-off'а, в общем-то.

Офактуривание служит индикатором ставок в экшене.

Оно надламывает супергеройский миф и превращает его в историю смертных людей самым первобытным образом — через насильственные травмы. Опять же, как в любом хорошем боевике.

Фантастичные гаджеты Паркера тоже устроены интересно, но уже с точки зрения промышленного дизайна.

Веб-шутеры управляются через механизм рычага, сидят на руке, как обыкновенные часики и перезаряжаются канистрами с паутиной. Они часто сбоят, как любое реальное устройство. Их преимущества и недостатки можно использовать для интересного экшена и демонстрации Паркеровской смекалки.

Тони Старк летает в титановом экзоскелете с репульсорами, Хэнк Пим ходит в насекомо-коммуникабельном костюме с пим-частицами, Фантастическая Четвёрка носит униформу из нестабильных молекул.

А Человек-Паук в то же время носится в спандексе с портативным автоматическим пистолетом с нелетальными паутинными пулями, и пугает грабителей фонариком со своим логотипом.

Довольно приземлённый арсенал по меркам вселенной Marvel.

Итоги

Больше полувека назад появился один из самых запоминающихся дизайнов персонажа во всём мире.

Он отличается энергичной гаммой, высокой динамикой, сильной вертикалью с диагоналями, а также простым и эффектным ритмом. Он легко угадывается издали, его приятно рассматривать вблизи. Композиционные решения в нём смотрелись оригинально что тогда, что сейчас. Он выглядит органично в двумерных медиа и его можно интересно подать в фотореалистичном 3D.

Стив Дитко — гений. И его гениальность заключается в том, что даже 60 лет спустя костюм Человека-Паука остаётся удивительным.

ㅤㅤ

ㅤㅤ

ㅤㅤ

ㅤㅤ

Если вы узнали что-то интересное, не забудьте оставить реакцию и комментарий. Критика с аргументами всегда приветствуется.

Спасибо, что потратили время на статью, и до скорых встреч!

102102
1414
66
11
11
11
35 комментариев

статью написал Дмитрий Уткин

11
Ответить

ОН ВЕРНУЛСЯ

10
Ответить
8
Ответить

НЕВОЗМОЖНО

7
Ответить

Возвращение джедая.
А почему в арт?

5
Ответить

Вроде самый подходящий раздел

Ответить

Интересная статья с разговорами о дизайнерских фичах про восприятие. Годно.

5
Ответить