Что такое «Бог из машины» и как его избежать

В закладки

Вам знаком момент, когда герои фильма попадают в действительно безвыходное положение? И вам интересно, каким же образом они собираются выбираться. Но затем происходит совершенно неожиданное (практически высосанное из пальца) спасение.

Это называется «Deus ex machina».

«Deus ex machina» - а в переводе с латыни “Бог из машины”- это выражение, означающее неожиданную и неправдоподобную развязку ситуации с вмешательством ранее не фигурировавшего в ней фактора.

Это определение придумали ещё древние греки. Многие постановки в античных театрах заканчивались тогда схождением с небес бога-олимпийца, разрешающего все конфликты. А словом “машина” в то время назывался механизм, который поднимал актера над сценой.

В современном же искусстве такой приём считается низкопробным и употребляется для указания на неожиданное разрешение трудной и, казалось бы, безвыходной ситуации чем-то извне.

Так, например, в фильмах о Диком Западе в самый критичный момент на горизонте показывались всадники во главе с шерифом и прерывали бандитскую расправу. Этот приём мелькал в вестернах так часто, что там он получил название - “Кавалерия из-за холмов”.

В русской речи также существует схожее выражение "Рояль в кустах", имеющее близкое по смыслу значение.

Вам не кажется, что такое чудесное разрешение конфликта обесценивает сам сюжет, делая всё происходящее прежде совершенно бессмысленным?

Объявление на DTF Скрыть

Конечно, некоторые писатели намеренно и оправданно используют этот приём в своих произведениях. Как, например, Уильям Голдинг в “Повелителе мух” или Михаил Булгаков в “Роковых яйцах”.


Но чаще всего этот ход является несерьёзным и показывает несостоятельность как писателей, так и сценаристов. Его довольно часто можно встретить в различных кинофильмах.

Например, в этом фрагменте из фильма "Трон: Наследие". На помощь Сэму и Кворре в решающий момент внезапно приходит Кевин Флинн.
В "Звёздных войнах" в роли "Бога из машины" выступил Хан Соло, который в последний момент пришёл на выручку Люку Скайуокеру во время атаки первой Звезды смерти.
В сцене из “Парка Юрского периода” - окружённые рапторами, персонажи попали в ловушку, из которой нет выхода. Но внезапно, казалось бы, из ниоткуда появляется ти рекс и нападает на одного из рапторов.Иными словами, сами герои не нашли выхода из напряжённой ситуации, и их неожиданное спасение пришло извне. Вот это и есть "Deus ex machina".

Но как этого можно было бы избежать?

Ответ на этот вопрос вы можете найти у классика мировой литературы Антона Павловича Чехова. Решение - это введённый им принцип драматургии под названием “Чеховское ружьё”. Или как его называют на западе - “Предзнаменование”.

Конкретно в нашем случае “Богу из машины” будет противопоставляться именно “Чеховское ружьё”. То есть неожиданное спасение будет отлично работать в связке с предзнаменованием этого события или фактора.

Например, в “Парке Юрского периода” предзнаменованием было бы любое событие, диалог, определённый шум или даже запах, которые потенциально могли привлечь ти рекса и оправдать его неожиданное появление.

А одним из весьма удачных примеров нам послужит фильм “Первому игроку приготовиться” по роману Эрнеста Клайна.

В одной из сцен фильма главный герой Парсифаль получает, на первый взгляд, совершенно бесполезный четвертак.
Но в самой кульминации ленты, когда глава IOI взрывает “катакализатор”, уничтожая абсолютно все аватары на уровне, лишь Парсифаль получает возможность на дополнительную жизнь.
А всё благодаря тому самому четвертаку, который, как оказывается, является мощным артефактом.

В контексте рассматриваемой темы фильм далеко не идеальный, так как в своём сюжете изобилует "Богами из машины". Но сам пример с монеткой очень удачный.

Изначально та первая сцена с четвертаком не имеет для зрителя никакого смысла, а лишь показывает некий отвлечённый момент. Но без неё кульминация ленты была бы не чем иным, как ещё одним “Богом из машины” в копилке этого фильма.

Видите, всё предельно просто. Всегда есть выбор между тем, чтобы использовать “Бога из машины”, или заменить его наиболее выгодным с точки зрения логики приёмом в сюжете вашей истории.

Хотя многое зависит от того, какого эффекта на зрителя добивается произвести автор в своём произведении.

Также об этом подробнее рассказываю и наглядно показываю в видео ниже.

{ "author_name": "Игорь Максимов", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e","\u043a\u0438\u043d\u043e","\u0432\u0438\u0434\u0435\u043e\u044d\u0441\u0441\u0435","narrative"], "comments": 77, "likes": 67, "favorites": 85, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 35957, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 07 Jan 2019 16:43:36 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
0
77 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
66

Вообще, в 4ом эпизоде есть огромный foreshadowing того, что Хана пытаются уговорить таки поучаствовать в миссии и он не с бодуна прилетает, а через преодоление себя и развитие как персонажа - это очень плохой пример для концепции deus ex machina.

Ответить
29

Я уже начал писать коммент, но вы опередили. Соло никаким образом не подпадает под понятие DEM, т.к. в принципе не "решает какие-либо неразрешимые проблемы", а просто спасает Люка, который взорвал бы Звезду Смерти в любом случае. То же самое с Орлами - они спасают героев уже ПОСЛЕ того, как те выполнили миссию, а не влияют на выполнение САМОЙ МИССИИ. Поэтому тут, скорее всего, мы имеем дело с каким-то непониманием концепции DEM.

Ответить
5

Если говорить про конкретный эпизод после уничтожения кольца - да. Но вот орлы в первом хоббите - просто идеальный пример, когда на дереве сидели уже считай трупы, но тут орлы...

Ответить
1

Ну хз... А если бы Гендальф что-нибудь наколдовал типа "летающих ёлок" или тупо "левитации", это бы считалось DEM? По идее нет, он же ведь маг. Может он и орлов заранее вызвал своим "очень сильным, но незаметным колдунством"? :)
Или они там просто случайно мимо пролетали?

Ответить
3

Может он и орлов заранее вызвал своим "очень сильным, но незаметным колдунством"?

В фильме, кстати, он именно это и сделал. И в целом там разные сюжетные линии связаны несколько более сильно, чем в книге

Ответить
6

Вот кстати в Хоббите подобная возможность действительно вызывала вопросы типа "А что, сразу на орлах нельзя было долететь?" - однако народ придирался именно к ВК, где приближающиеся орлы по идее запросто засекались Сауроном и сбивались летающими назгулами, так что до самого финала были неюзабельны (кроме побега из башни, который как раз и показывал зрителю подобную возможность, давая основание для финального спасения). В Хоббите же таких препятствий для полетов не было.

Ответить
3

Над хоббитом всё-таки довлеет первоисточник, который в основном состоит из "они идут туда-то и встречают того-то". В книге это нормально, но в кино (если это не какой-нибудь роуд-муви) такая структура обычно воспринимается как излишняя расфокусированность или вообще отсутствие сюжета. Так что в фильмах они пытались это исправить, но... так, чтобы не затрагивать общий сюжет

Вот Том Бомбадил, это да, это настоящий бог из машины)

Ответить

Дальний

realavt
1

Зря автор вообще SW и Толкина затрнул, сейчас ему ребрышки то пресчитают ))

Ответить
–1

Ну так можно все оправдать кроме откровенных глупостей. Типо вот рапторы хотят сьесть главных героев иии... прилетает Тони Старк и спасает. А вот то что Рекс пришел вполне логично, он там где-то в парке все время лазил, ну повезло, что именно сейчас пришел... на шум.

Я точно не помню вызывал Гэндальф орлов или нет, но если вызывал, то ладно. Я точно помню, что на башне Сарумана он их позвал и тогда это не выглядело по-дурацки.

Ответить
0

Я точно не помню вызывал Гэндальф орлов или нет, но если вызывал, то ладно.

Так и я не помню. Думал вы помните :)

Ответить
0

Вызывал-вызывал, так же само заговаривая мотылька, как и в ВК на башне. Как только все забираются на деревья, спасаясь от волков, он подцепляет его посохом с соседней ветки.

Ответить
0

Правда мотылек какой то супер скоростной, уж через чур быстро он до Орлов добрался, да и сам мотылек прям какой то Бог из машин, что в Властилине Колец появляется вовремя, что в Хоббите, но в оригинальной трилогии времени то хоть действительно много прошло.

Ответить
0

Правда мотылек какой то супер скоростной, уж через чур быстро он до Орлов добрался

Скорее информация передавалась от мотылька к мотыльку, по цепочке на большое расстояние :) В фильмах вызов занимает некоторое время - но да, один мотылек бы все равно так быстро не управился.

да и сам мотылек прям какой то Бог из машин, что в Властилине Колец появляется вовремя

Это потому что нам показывают лишь одного, ближайшего из мотыльков, которого выбирает Гендальф - логично предположить, что и без него в округе их хватает. В Хоббите именно этот мотылек всё это время тихо сидел на дереве и не отсвечивал, Гендальф сам его заметил и подтащил посохом к себе. В ВК да, мотылек сам подлетел.

Ответить
0

Мотыльки в реальной жизни не так часто встречаются (не берём случаи с лампами).

Ответить
0

Орки, эльфы и назгулы в реальной жизни тоже не так часто встречаются :) Не говоря уже о каменных великанах...

Ответить
0

Нельзя фентезийностью оправдывать всё. У Средиземья тоже есть свои законы и многие из них взяты из реального мира.

Ответить
1

Ну и ладно. Гендальф же не какой то там жалкий волшебник. Он по сути полубог этого мира.

Ответить
0

Разумеется, какая бы фентезийная чертовщина там не творилась - плотность популяции мотыльков на квадратный километр ни в коем случае не должна превышать аналогичные показатели из реальной жизни, это ключевой момент! :)

Ответить
0

Хоть твой коммент и был сарказмом. Но, действительно, так и должно быть. Или это должны быть какие-нибудь особые мотыльки (хотя бы с другой внешностью). Вариант с вызовом в ВК смотрится логичнее, чем просто нашёл в Хоббите.

Ответить

Фирменный

Николай
0

причем за все время существования Средиземья, Средиземье жило в средневековье -) Почти 10к лет -) real life!

Ответить
0

На Земле очень много регионов, в которых живут в средневековье (в лучшем случае) до сих пор.

Ответить

Дальний

Николай
0

Там врем еще до убийства экологии человеком ))

Ответить
0

Там кто-то выше написал, что таки вызывал. И если так, то хрен с ним, считай своими силами выбрались :)

Ответить
0

Я специально только что глянул этот момент, чтобы не полагаться на память - то же самое заговаривание мотылька, как и в ВК, зритель получил более чем внятное предупреждение :)

Ответить
0

Ну вот же - мотылек и есть Бог из машины :D

Ответить

Фирменный татарин

Pavel
1

мвахаха, да на миссию орлы не влияют, но они влияют Фродо и Сэм на судьбу героев. Без них бы они стали хорошей запеканкой и не было бы хэппи енда :) Мертвые, призванные на службу, тоже являются своеобразной dem, который спас Минас-Тирит :) Если бы Соло не сбил истребитель империи, сидевший на хвосте Люка, то ничего бы Люк не взорвал, хотя синдром штурмовика никто не отменял -)

Ответить
11

Да даже на самом банальном уровне если мыслить:
Соло представлен зрителю был? Был.
Его корабль представлен был? Был.
Люка он знал и находился с ним в хоть сколько-то неантагонистических отношениях? Знал и находился.

Как его можно подписать в бога из машины решительно непонятно.

Ответить
4

Так и с Кевином Флинном не получается никакого DEM. Он же заглядывает в комнату сына, видит что его и Кворы нет (т.к. она поехала за ним) и пускается на их поиски. А т.к. он создатель мира, знает всю его историю, да и вообще админ на сервере, то найти их не составит для него труда.

Ответить
0

Про Квору ошибся. Она вообще говорит Флинну, что сын поехал к определенному человеку по ее наводке

Ответить

Людской пёс_анон

18

Но по сути то, тот пример что вы описали с монеткой - тоже практически является "роялем в кустах". Роялем вообще является любое ВНЕЗАПНОЕ действие или эффект, о котором никто до этого не рассказывал, и не упоминал. Просто ВНЕЗАПНО оказывается, что эта штука работает именно так, и это помогает героям спастить. И мне, имхо, такой исход тоже совершенно не нравится.

Самые наилучшие и правдоподобные исходы - это когда есть особо хитрый герой, который что-то задумал, у которого есть хитрый план, или он знает больше об устройстве этого мира, и он, например, с помощью гг подготовил почву, битву, окружение таким образом, чтобы при определенных обстоятельствах герой мог спастись. Вот это мне кажется наиболее интересным и правдоподобным вариантом.

Например, часто видел в каких-то фильмах и сериалах, когда злодей стоит с пистолетом, и нажал на курок, чтобы убить главного героя, но пистолет не стреляет, и ОКАЗЫВАЕТСЯ что пистолет до этого кто-то подменил.

Ответить
5

Тоже возмутил пример с четвертаком. На тебе, мальчик, с нихуя супер имбовый артефакт, который обязательно поможет в кульминации. Отличный пример, что «ружьё» не только не обязано бороться с DEM, но и само может являться роялем в кустах.
И вообще, весь фильм состоит из подобной тупости, когда гг всегда находит решение проблемы тупо потому что он гг. Да и всё остальное в фильме тоже плохо, но не обращайте на мои брюзжания внимания – я всего лишь токсичный хейтер.

Ответить
4

В книге это куда лучше работало, так как гг монетка досталась большим трудом и вполне заслуженно (в результате рекордной игры в Пакмана). Действительно плохо, что в фильме решили упростить этот момент.

Ответить
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

И вообще, весь фильм состоит из подобной тупости

Тот случай, когда книга действительно НАМНОГО лучше, ибо испытания в ней были куда более логичными и ничего общего не имеющими с той фигней, что налепили в фильме. Ну то есть я ожидал, что в фильме многое кастрируют и перепортят, но не ожидал, что прям вот настолько плохо это всё будет.

Ответить
2

Отличный пример того, как должна оформляться статья для ролика с ютуба.
Спасибо. Было интересно почитать и видео в конце посмотрел с удовольствием.

Ответить
12

Предложенное вами решение качество сюжета улучшает не сильно.

Ответить

Ужасный лолипоп

10

Орлы очень спорная тема. Во-первых, их существование во вселенной обозначено в предыдущих фильмах, и выполняли они там схожую функцию. Во-вторых, орлы не несут повествовательной функции. Т.е. чисто условно история бы не изменилась, если бы Фродо и Сэма из под горы выносил условный Леголас, пробежавшийся с Врат. Или если бы гора разверзралась бы так, что у хоббитов был свободный путь. Орлы это метафора. Тут можно поспорить с тем почему их изначально не использовали, окей. Но это не deus ex machina.

Тут можно было вспомнить Битву Бастардов из GoT, когда Джон совершил ошибку в следствии действий Рамзи, о которых его предупредили. В итоге разгромленную армию Джона спасает Беляш с рыцарями Долины, и Джон не поплатился за свою ошибку. Но зритель знает, что он может быть придет, deus ex-овый здесь только тайминг.

Или вот как Станнис ранее разгромил армию Манса Налетчика, совершенно неожиданно после сезона радио-тишины влетев в противоположную часть мира с огромной армией (хотя намеки об этом вроде были).

[Спойлеры к последнему сезону GoT ] Или вот спасение Джона после глупейшей ошибки Беном-Холодные-Руки, который оказывается еще жив.

Вот где в попсе deus ex machina вовсю. А в материале какие-то слабые примеры.

Ответить

Дальний дебаркадер

Ужасный
0

Это орлы? Нет, это Леголас! *Тут должна быть смешная картинка с бегущим леголасом, несущим всю компанию*

Ответить
7

Четвертак - то же самое, что вы описали выше...
А орлы в LotR уже фигурировали... так что если следовать вашему же описанию, то это не "Б-г из машины"

Ответить
7

В "Звёздных войнах" в роли "Бога из машины" выступил Хан Соло, который в последний момент пришёл на выручку Люку Скайуокеру во время атаки первой Звезды смерти.

Некорректный пример. Нам показали, что его просили принять участие в сражении, и он, хоть и отказался, сомневался. Нормальный подготовленный сюжетный ход.

Ответить
5

Кстати по этому поводу весьма неплохо написано в книге "Психология для сценаристов"

Ответить
5

Как то странно. У Фродо и Сэма как бы уже и не было никаких неразрешимых проблем. Они даже и не собиралась пытаться выбраться из Мордора.

Ответить
4

Но в жизни, что самое интересное, довольно часто именно так и бывает.

Ответить
2

И все равно это лучше, чем Марта

Ответить
5

Конкретно тут проеб в том, что называет по имени, а не кричит - спаси мою мать.
И если бы был диалог маленького брюса с матерью, где она ему говорила что-то типа "люди не всегда то чем кажутся/дай людям шанс" или подобное, то и сцена бы с битвой выглядела в разы лучше
Но это до ужаса примитивный пример от меня. Я же не сценарист)
Но фильм во всём хромает как только может.

Ответить
–5

А еще это называется Рояль в кустах.

Ответить

Вероятный томагавк_два

REM1X
17

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
3

Наверное у многих жепа загорелась в данной сцене Фарго, а мне понравилось

Ответить
1

Так то ирония и постмодернизм. И вообще отсылка к "Человеку, которого не было". Этим ребятам можно.

Ответить
0

да нет, там это как раз преднамеренный ход. Весь сезон были намёки. А вот в первой серии этого сезона "свет в небесах" дико удивил.

Ответить
2

автор, а ты в курсе, что ВНЕЗАПНОЕ свойство монетки в виде доп.жизни и есть "бог из рояля в кустах"? если только до этого каким-то образом на подобные свойства монетки не было намёков.

Ответить
0

Ну, учитывая что аркадные машины принимают четвертаки, чтобы продолжить играть, то я бы сказал что в случае с RPI это вполне себе не Dude Sex Mash.

Ответить
2

если в самом фильме были сцены, которые намекали на эту связь - пожалуйста. я фильм не видел, и сужу сугубо из текста статьи, который звучит ну просто мегапротиворечиво.

в фильме была сцена до или после монетки с аркадным автоматом? или вся надежда на ностальгию и воспоминания? я вот никогда в аркадные автоматы не играл и, таким образом, нет у меня никаких подобных воспоминаний. для меня это по прежнему бог в рояле.

Ответить
0

Я тоже фильма не видел, но учитывая что RPI сильно полагается на культуру видеоигр, которая зарождалась с аркадных машин (в том числе) в той же америке, то разумно рассматривать четвертак как доп. жизнь.

Ответить
2

может быть, но опять таки - если на это были намёки. фильм не может просто не объяснять сам себя. это же не реальный мир, где нам всё знакомо и привычно и работает так, как мы ожидаем или помним. это фантастика, виртуальная реальность. откуда я знаю, как и что там работает? мне нужно получить некую инфу от фильма об этих деталях. если он её даёт - никаких проблем.

Ответить

Комментарий удален

Дальний дебаркадер

Граф
1
Ответить

Комментарий удален

Физический Артем

Граф
2

Только вот посмотрелка заведомо и полностью перекрывает в том числе и ваш список. Так как там собраны не "сценарные клише", а тропы - несколько более широкое понятие, относящееся ко всему постановочному искусству, в том числе и к моментам вне сценария.

Например, в нашей заглавной статье автор спутал три разных явления "Бог из машины", "Рояль в кустах" и "Появление кавалерии". Понятия пересекаются, но не тождественны. Например, бог из машины всегда является роялем в кустах, но лишь немногие рояли - боги. А кавалерия может как оказаться, так и не оказаться богом или роялем. Да и бог не всегда кавалерия, так как может не обязательно спасать героев. И так далее.

Ответить

Комментарий удален

2

Статья хорошая, примеры не удачные.

Ответить

Комментарий удален

1

Сетап и пейоф жеж.
Примеры с тиранозавром и соло не работают - они были большой частью фильма, не материализировались просто так и было бы намного хуже если бы они пропали в середине. Так то основные елементы сходятся в кульминации.
Первого игрока не смотрел, но похоже на ленивый макгафин в духе "вот мой счастливый мячик, который мне достался от отца"-"нужен круглый обьект чтоб остановить механизм самоуничтожения".

Ответить
1

Идеальные примеры из того что могу вспомнить - Защитники, где внезапно говорят что у них есть суперлазер и Трансформеры 2 с рейлганом.

Ответить
1

В документалке про "Юрский парк" говорилось, что этой сцены в сценарии изначально не было. С середины фильма тираннозавр не появлялся. Но Спилбергу нужен был катарсис в эпизоде, и было бы не справедливо, если бы Т-рекса не показали снова.

Ответить
1

А в одном моём любимом фильме "богом из машины" был натурально посланник божий. Приехавший на машине в самый нужный момент. В костюме кролика.

Ответить
0

Это небось "Быстрее чем кролики" квартета и?

Ответить
2

Донни дарко?)

Ответить
0

Неужели это лучше серии "пункт назначения"? ;)

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

В случае с ПИП, монетка это не особо полезный артефакт если подумать. Игроки не умирают в реале в случае смерти аватара. Умер в оазисе - начнешь персонажем 1 уровня без инвентаря (такой вот фуллут пвп). Монетка дает возможность возродится на месте сохранив свое имущество. Что толку умереть в битве с толпой противников, тут же воскреснуть и умереть еще раз (игроки в дота, любители Леорика, вы в теме). Великолепие этого сюжетного хода - все умерли, кроме ГГ, а значит он может спокойно доделать квест, а даже если преследователи зайдут в игру заного они окажутся черт знает где и помешать ему не смогут.

Ответить
0

Интересная информация, спасибо.

Ответить
0

Вот есть такой фильм - "Планета обезьян: Война". Там целую диверсию против злых солдафонов планируют. Но в конце солдафонов просто убивают другие солдафоны. А потом очень удобно сходит лавина.
Но всем нравится. "Один из лучших фильмов года" говорят. "Сценарий хороший" говорят.

Ответить
0

Но первые солдафоны ждут вторых солдафонов весь фильм и готовятся к встрече. Вполне ожидаемая развязка.
И лавина в горах от взрывов тоже не фантастическое совпадение...
Странная претензия.

Ответить
0

Претензия в том, что в фильме "Планета обезьян" обезьяны оказались ни при чем. Это, вроде как, их история, но интригу и финальный экшн к ней пришили от другой истории. Смысл "бога из машины" не в неожиданности, а в мгновенном решении проблемной ситуации, разрушающем стройность и логику повествования.
Ну и... оправдывать неуклюжий с точки зрения сценария ход законами физики... Сами понимаете..

Ответить
0

Deus ex machina

Ответить
0

«Кое-как встав с коленей, Татарский добрёл до стола, взял ручку и прыгающим паучьим почерком записал:
Плакат (сюжет клипа): длинный белый лимузин на фоне Храма Христа Спасителя. Его задняя дверца открыта, и из неё бьёт свет. Из света высовывается сандалия, почти касающаяся асфальта, и рука, лежащая на ручке двери. Лика не видим. Только свет, машина, рука и нога. Слоган:
...
СОЛИДНЫЙ ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД»

Ответить
0

Сложна.
Твоя вайфу из машины?

Ответить
0

Ни Соло, ни Флинн под это понятие не попадают. На протяжении всего фильма зрителя к этому моменту готовят и если сначала это кажется неожиданным, то вспомнив все намёки, уговоры и предпосылки, понимаешь что это было не избежать.

Ответить

Лишенный Филипп

0

Как, например, Уильям Голдинг в “Повелителе мух” или Михаил Булгаков в “Роковых яйцах”.

Или графоман Глуховский сто раз в своем Месте 2033)

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }