Нужно ли бороться со злом? Ответ — в английской литературе
короче: нужно
Хороший комментарий относительно зла и о том, как следует к нему относиться оставили переводчики Каррик и Каменкович в конце книги при переводе "Властелина Колец" — одним из самых культовых и гениальных произведений, созданным Толкином, посвящённому раскрытию природы зла, а также раскрытию того, как следует с ним поступать тем, кто сталкивается с ним не только в играх, но и в повседневной жизни.
«Шиппи пишет, что в ВК Толкин пытается примирить два взгляда на зло — «оба старые, оба авторитетные, живые до сих пор и, по видимости, противоречащие друг другу…» Первый взгляд довольно широко распространен в христианской традиции; согласно этому взгляду, зла как такового не существует, зло есть отсутствие добра. Зло не было сотворено Богом, оно не имеет онтологического корня и представляет собой продукт злоупотребления свободной волей, руководимой желанием отделиться от Бога и жить самостоятельно. В комментируемой фразе явственно слышится отзвук этой точки зрения. Не будучи само сотворенным, зло лишено способности творить и способно только привносить небытие в уже созданное — т.е. искажать, портить первоначальный замысел... Никто не может судить sub specie aeternitatis <<С точки зрения вечности (лат.).>> o том, что теперь происходит. Все, что мы знаем, причем большей частью из собственного опыта, — это что все труды зла, вся его огромная мощь и постоянный успех — пропадают впустую.
Другой взгляд на зло признает за ним собственную реальность. Это отношение к злу неизбежно напрашивается из повседневного опыта и подразумевает, что со злом надо бороться. Несмотря на кажущуюся очевидность, в чистом виде эта точка зрения встречает множество возражений. Древние христианские святые, которые, казалось бы, имели богатейший опыт общения с активными демоническими силами, предостерегали от признания за ними настоящей реальности и вступления с ними в борьбу «на равных»: небытие именно этого и добивается, говорили они, — признания за ним равных прав с бытием. В своей крайности рассматриваемый взгляд приводит к манихейству — модели мироздания, в которой добро и зло признаются равноправными противниками, а Вселенная — ареной вечной борьбы между ними. В то же время первая точка зрения в своей крайности вообще отрицает всякое противодействие злу. О «непротивлении» писал в своем трактате «Утешение философией» римлянин Боэций. Трактат Боэция в средневековой Англии был переведен на древнеанглийский образованнейшим человеком своего времени и знаменитым воином — королем Уэссекса Альфредом, жившим и правившим в XI в. Король–христианин не только по имени, но и по многим оставшимся в памяти истории поступкам, Альфред вел тяжелые бои с викингами, и в ереси «непротивления злу» его не упрекнешь никак. Возможно, именно поэтому, переводя Боэция, он внес в его текст некоторые изменения, отстаивая взгляд, который представляет собой середину между двумя крайностями. То же можно сказать и о Толкине: он как бы продолжает линию короля Альфреда, оставаясь верным первой точке зрения, но допуская активное сопротивление злу, более того — делая это сопротивление моральным императивом для своих героев».
Вот такая длинная цитата
Если раньше я полностью разделял точку зрения Боэция, то теперь я придерживаюсь точки зрения короля Альфреда Великого. Иначе какой смысл вообще в этих пафосных словесах?
Хотя силы добра в этой, созданной Богом Вселенной кратно превосходят силы зла и именно добру суждено одержать в этой битве сокрушительную победу — это вовсе не значит, что мы можем просто сидеть и ждать этого сложа руки.
Я к тому, что возможно именно нам самим и придётся этим — потому что это наше предназначение. Причина существования зла, заключается в том, чтобы активно с ним бороться, а не бездействовать, и в конечном итоге его победить.
Другой причины существования зла по-просту нет. Иисус сказал «не клянись вовсе», но то было сказано иудеям, «заблудшим овцам Израиля», полностью погрязших в законе («потому что делами закона не оправдается никакая плоть; ибо законом познаётся грех» — пишет апостол Павел).
Настало время новых клятв. Поэтому я хочу принести клятву:
Я буду всей душой и сердцем служить свету на стороне добра.
Не только в играх, но и в жизни.
Я специально делаю это заявление официально и публично.