Виртуальную реальность применили в борьбе со старческой деменцией

Эксперимент получился не очень масштабным, но дал положительные результаты.

Британская компания Tribemix, специализирующаяся на сетевом маркетинге, создала программу Dementia VR. С помощью виртуальной реальности она позволяет людям, страдающим старческой деменцией, увидеть расслабляющие и живописные пейзажи.

Программа была реализована с помощью организации по уходу за пожилыми людьми Quantum Care и VR-шлема Oculus Rift. На это начинание обратил внимание портал Eurogamer.

Виртуальную реальность применили в борьбе со старческой деменцией

История болезни

Деменция, в России часто называемая старческим маразмом — распад психических функций, вызванный поражением головного мозга, наиболее часто встречающийся у пожилых людей. Он выражается в утрате приобретённых ранее знаний и невозможности приобретения новых и может привести к болезни Альцгеймера или болезни Паркинсона. По данным Всемирной организации здравоохранения, деменцией страдает более 45 миллионов людей.

В это число вошли и соседи Алекса Смэйла (Alex Smale) — бывшего сотрудника Bitmap Brothers, в 2014 году основавшего Tribemix.

Нашим друзьям Стэну и Далси было 99 и 94 года. В течение двух последних лет из-за неуверенности в своей памяти они превратились из активных людей, самостоятельно ходящих по магазинам, в затворников.

Алекс Смэйл, основатель Tribemix

Тогда Смэйл решил провести соседей по любимым местам с помощью Oculus Rift, Google Maps и iPad. Вскоре он создал 3D-локацию пляжа, чтобы его друзья смогли почувствовать себя на каникулах. Виртуальная реальность оказала положительное влияние на Стэна и Далси, и в результате этого у Смэйла появилась идея программы Dementia VR.

Один из моих друзей работает в доме престарелых, так что я попросил его познакомить меня с человеком, с которым мы сможем обсудить то, как мы можем помочь пожилым людям. Так я встретился с представителями Quantum Care, которые были открыты и приветливы, и объяснили мне всё о деменции.

Алекс Смэйл, основатель Tribemix
Виртуальную реальность применили в борьбе со старческой деменцией

Dementia VR

Работа над программой велась в течение года. Целью разработчиков было создать виртуальный опыт, который будет одновременно расслабляющим и провоцирующим мозговую активность. По словам Смэйла, именно поэтому он предпочёл простые 3D-пейзажи панорамам реальной местности из Google Maps.

Да, от этого пострадал реализм, но контроль, который пациенты имеют над 3D объектами, намного важнее. Страдающие деменцией люди очень чувствительны, так что простая способность приблизить камеру к пролетающим мимо птицам очень много значит для них.

Алекс Смэйл, основатель Tribemix

Во многом из-за подобной чувствительности программа подразумевает постоянный надзор за пациентом. Смэйл понимает, что не каждому из них придётся по вкусу Dementia VR и даже тем, кому программа пришлась по душе, не всегда будет хотеться прибегать к её услугам. Разработчик подчеркнул, что программа используется исключительно по желанию пользователя.

То, как работает Dementia VR, можно увидеть в составленном компанией презентационном ролике. Смэйл поблагодарил пациентов, разрешивших снять их на видео и заявил, что показанное в нём — верхушка айсберга.

Вы не видите то, насколько они спокойны. Иногда кажется, что они уснули, но потом они начинают описывать место, в котором они находятся и ты понимаешь, насколько они расслаблены.

Алекс Смэйл, основатель Tribemix

Создатель программы сделал особенный акцент на чувстве покоя. По его словам, Dementia VR не пытается вернуть пациентов в реальный мир — вместо этого она старается избавить их стресса, вызванного состоянием, в котором они находятся. Подобный подход, заявил разработчик, помог множеству пользователей уменьшить провалы в памяти.

Смэйл выразил надежду, что достижения его программы не остановятся на этом. Разработчик верит, что дальнейшие исследования, связанные с ней приведут к улучшениям в области диагностирования и лечения деменции.

Две государственные больницы помогают нам с изучением данных, собранных о пациентах, воспользовавшихся программой. Мы надеемся, что со временем она поможет сократить число употребляемых ими лекарств и улучшит их аппетит. Но даже просто наблюдать за тем, как к ним возвращаются воспоминания из детства — настоящее чудо.

Алекс Смэйл, основатель Tribemix

Также создатель Dementia VR подчеркнул, что несмотря на то, что Tribemix — коммерческая компания, все работы, связанные с программой, оплачиваются домами престарелых и бесплатны для пациентов.

Мы стараемся, чтобы цена наших услуг была как можно более низкой, а Oculus помогают нам с поставкой VR-шлемов. Самая серьёзная проблема — наличие ПК, позволяющих работать с виртуальной реальностью, так что мы ждём звонков от производителей компьютерного оборудования.

Алекс Смэйл, основатель Tribemix

Смэйл убеждён, что его программа может помочь людям и надеется на её широкое распространение.

Доступный VR-опыт для больных

Dementia VR — не первый случай, когда виртуальная реальность приходит на помощь людям с ограниченными возможностями.

В 2015 году в США была запущена программа Honor Everywhere, позволяющая смертельно больным ветеранам Второй мировой войны посетить расположенные в стране мемориалы памяти.

В 2012 Национальный научный фонд США запустил программу BreakThru, позволяющую студентам, страдающим от болезней, замедляющих обучение, попробовать себя в науке.

Виртуальную реальность применили в борьбе со старческой деменцией

В Стэнфордском университете с 2003 года работает Virtual Human Interaction Lab, цель которой — с помощью виртуальной реальности изучить человеческое тело и распространить информацию о том, какие затруднения испытывают люди с инвалидностью. Лаборатория регулярно проводить эксперименты похожие на тот, что в декабре 2016 года провёл глава Сбербанка Герман Греф.

Компания DeepStream VR разработала VR-приложения SnowWorld и Cool!, первое из которых применяется для облегчения болей, испытываемых ожоговыми пациентами, а второе — для помощи людям, страдающим от психических расстройств, связанных с длительным лечением, а также различных социальных расстройств.

Cool!
Cool!
1515
Начать дискуссию