Есть ли сейчас СТРОЙБАТ? - теперь есть. СТРОЙБАТ вернулся в армию РФ!
Солдаты срочной службы должны модернизировать БАМ и помочь военной науке
Руководство страны возвращается к советской практике привлечения военнослужащих к решению народнохозяйственных задач. Правительство готовит к утверждению устав «Военно-строительной компании (ВСК), которая указом президента Владимира Путина была образована в октябре 2019 года. Эта структура объединит строительные активы Минобороны, в том числе оставшиеся после расформирования в 2017 году военно-технические (строительные, дорожно-строительные и т.п.) подразделения Федерального агентства специального строительства – Спецстроя.
ВСК уже строит не только военные, но и важные народнохозяйственные стратегические объекты (заводы, АЭС, дороги, мосты, аэродромы и т.п.). То есть Минобороны, как и во времена СССР, будет продолжать выполнять несвойственные ему функции.
Созданный в 1990-х на обломках военно-строительных организаций СССР Спецстрой погряз в коррупции, из-за чего и был ликвидирован. Теперь же, по замыслу Кремля, создается более закрытая организация, которая должна победить эту проблему. Путин, посещая во вторник Минобороны, напутствовал генералитет: «Наше конкурентное преимущество сохранять нужный нам уровень обороноспособности России – за счет мозгов, за счет интеллекта, за счет лучшей организации работы, за счет минимизации воровства и разгильдяйства».
Согласно открытым данным, численность военно-строительных формирований (ВСФ) в составе ВСК должна быть не менее 13,6 тыс. военнослужащих. Именно на столько президентским указом увеличена штатная численность Вооруженных сил с 2017 года в связи с расформированием Спецстроя и передачей имеющихся в его подчинении ранее штатов инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований в ведение Минобороны.
Создаваемые в армии и на флоте ВСФ в Минобороны не называют стройбатами. Они с подачи тогдашнего вице-премьера Сергея Иванова были ликвидированы решением президента в 2006 году. Но именно военно-строительные формирования в ВСК будут заниматься (и уже занимаются) строительством наиболее сложных стратегических объектов в отдаленных местностях, в том числе в Арктике.
На важных военных должностях в ВСК вряд ли будут использовать солдат по призыву. Это будут сержанты-контрактники, прапорщики и офицеры. Источники в военном ведомстве говорят, что туда в основном набирают специалистов с высшим и среднетехническим образованием. Но это не значит, что потенциал молодых призывников не будет использован для организации помощи в решении оборонно-производственных и народнохозяйственных задач.
На итоговой коллегии Минобороны глава военного ведомства Сергей Шойгу заявил о высокой эффективности созданных недавно в армии и на флоте четырех научно-производственных рот (НПР). Призванные в эти подразделения солдаты, имеющие рабочие специальности, трудятся сейчас на предприятии «Севмаш» (Северодвинск), 13-м судоремонтном заводе ЧФ (Севастополь), заводе «Янтарь» (Калининград), в Конструкторском бюро приборостроения им. Шипунова и в НПО «Сплав» (Тула). Их общая численность – около 400. Но уже в будущем году эта цифра будет увеличена на порядок, поскольку, как заявил Шойгу, практику применения НПР считают «необходимым распространять на все оборонные предприятия». То есть подобных производственных рот в стране совсем скоро появится не менее нескольких десятков (а может быть, и сотен).
«Думается, проблем с призывом рабочей молодежи в НПР не будет. В них можно будет направлять и призывников, ограниченно годных к военной службе, ведь в таких ротах они будут в основном заниматься тем, чем занимались на гражданке», – сказал «НГ» военный эксперт полковник Владимир Попов.
Другую важную задачу в решении народнохозяйственных проблем руководство РФ видит в том, чтобы с помощью армии достроить Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). На итоговой коллегии Шойгу заявил, что «во исполнение поручения Верховного главнокомандующего для строительства второй ветки Байкало-Амурской магистрали от Тынды до Комсомольска-на-Амуре Министерством обороны совместно с администрацией президента прорабатывается вопрос создания пяти железнодорожных бригад вне численности Вооруженных сил». Подобную идею Сергей Иванов, будучи министром обороны, пытался инициировать в 2005 году. Тогда она была отвергнута. Сейчас об этой идее говорит Минобороны в рамках поручения Владимира Путина. Согласно открытым данным, кроме Хакасии в районе БАМа дислоцируются две железнодорожные бригады (в городах Комсомольск-на-Амуре и Свободный). Если будут созданы еще пять бригад, то по составу группировка железнодорожных войск (ЖДВ) на БАМе почти не будет уступать той, которую сформировали в 1980-х годах, когда строилась первая ветка.
В июле 2019 года Владимир Путин, поздравляя ветеранов БАМа по случаю 45-й годовщины начала строительства магистрали, заявил, что перед страной стоит масштабная задача по ее модернизации, увеличению пропускной способности в 2025 году до объемов свыше 200 млн т грузов в год. Президент выразил уверенность, что «текущее поколение железнодорожников, строителей, рабочих и инженеров справятся с поставленными задачи и достойно продолжат дело первопроходцев БАМа». Но, получается, «текущим поколением железнодорожников и первопроходцев» сейчас, как и 40 лет назад, должны выступить солдаты-срочники.
Статус и структура
«ВПК» создается в форме публично-правовой компании. Насколько известно, это всего лишь третья организация такого рода, созданная в нашей стране с 2016 г. Такая форма была выбрана по ряду причин, связанных с характером будущей деятельности и особенностями работы.
В марте министр обороны Сергей Шойгу отмечал, что результатом создания ППК «ВПК» станет переход к единой некоммерческой структуре военного строительства со статусом единого исполнителя работ. За счет этого строительство военных объектов выводится из коммерческого сектора, а также обеспечиваются соблюдение государственных интересов и безопасность военно-строительного комплекса.
Стали известны некоторые особенности структуры новой организации. В интервью для РБК замминистра обороны Тимур Иванов указал, какие структуры войдут в ее состав. В «ВСК» будет не менее 11 различных организаций. Это будут 20-й и 31-й проектные институты Минобороны, Главное управление обустройства войск, а также пять строительных предприятий (по одному в каждом военном округе и на Северном флоте) и три специализированные организации по строительству аэродромов, гидротехнических сооружений и объектов ядерной сферы.
Планируется избавиться от лишних подрядчиков. Собственными силами компания сможет выполнять порядка 60% работ.
Цели и задачи
Как следует из названия, основной целью «Военно-строительной компании» станет военное строительство во всех его проявлениях. Компания станет генеральным подрядчиком по строительству военных и специальных объектов – за исключением проектов в интересах отдельных ведомств. Благодаря наличию военно-строительных частей, компания также станет основным исполнителем работ. При этом ей все равно придется привлекать сторонних подрядчиков.
Большие проекты
В течение последних лет Минобороны продолжает строительство различных объектов военного назначения по всей стране, и в будущем этот процесс не прекратится. Так, в Госпрограмме вооружений на 2018-2027 гг. на проекты строительства заложены траты в размере 1 трлн рублей. Результатом использования этих денег и выполнения утвержденных планов станет появление новых военных объектов и модернизация старых – по всей стране и в интересах всех видов вооруженных сил.
Основные проекты такого рода сейчас предусматривают модернизацию аэродромов и военно-морских баз, а также обновление инфраструктуры РВСН и создание новых объектов в Арктике. Ведутся работы на 5000 зданий и сооружений. Только в интересах ядерных сил с начала года построили 501 здание.На следующий год запланировано завершение строительства арсеналов для хранения боеприпасов и оружия. Также в нескольких районах запланировано развертывание новых частей и вооружений. К примеру, в 2020 г. на Курильских островах начнут службу береговые комплексы «Бал». В 2021-м следует закончить обновление и перестройку инфраструктуры для РВСН. Министерство обороны также предлагает присоединиться к строительству космодрома «Восточный».
Поводы для критики
В отечественных СМИ уже появились критические оценки нового шага Минобороны. Утверждается, что появление новой «ВСК» может негативно сказаться на стоимости, качестве и эффективности работ.
Главный повод для критики – монополизация отрасли. При строительстве инфраструктуры и социальных объектов это может привести к известным проблемам, связанным с отсутствием конкуренции. Монополизация строительства может привести к росту стоимости, изменению сроков или снижению качества. Пока не определен механизм взаимодействия ППК «ВСК» с субподрядчиками. Как решат эти вопросы, и к чему это приведет – станет ясно позже.
Высказываются претензии к идее типового строительства. Такой подход позволяет ускорить и удешевить массовое строительство схожих объектов. Однако он затрудняет модернизацию проекта и внедрение новых решений. Удастся ли «ВСК» решить эту проблему – другой важный вопрос.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь ссылками в социальных сетях. Спасибо за внимание!