Оффтоп Федор Сивов
22 131

20 аркадных гонок, в которые стоит поиграть

От футуристических кораблей до тюнингованных спорткаров.

В закладки

В январе, вдохновившись колонкой читателя Gamasutra, мы запустили цикл статей о лучших представителях разных жанров. После рассказов о хоррорах, стелс-экшенах, JRPG и визуальных новеллах пришло время поговорить про аркадные гонки (о симуляторах расскажем позже).

Устаревшая классика

Destruction Derby

Следует отметить, что с жанром не всё так просто. На гонках возраст сказывается сильнее, чем на представителях других жанров. Ездить по угловатым, «мыльным» или корявым трассам неинтересно. Разве что физика в аркадах устаревает с годами не так сильно, как в симуляторах, потому что разработчики часто стараются сделать её уникальной.

Road Rash

Редкий случай, когда разработчикам удалось сделать мотогонку без занудства. Простую, брутальную и весёлую. Гонку не про лощёных железных коней, а про драки на байках, где в ход шли пинки, дубинки, цепи и монтировки. Агрессия добавляла азарта соревнованиям. Ну кто откажется дать обогнавшему сопернику по голове? Особенно если это твой друг в кооперативном режиме.

Road Rash устарела, да. Многих отпугнёт старая пиксельная графика и кондовый игровой процесс. Но таких игр сейчас не делают. Её названный наследник Road Redemption повторяет формулу серии и только.

Carmageddon

Переиздание Carmageddon для iPad

Фишка Carmageddon в жестокости и в чёрном циничном юморе — это гонка психов, не знающих, что такое мораль, которым ничего не стоит размазать по асфальту пешехода, переехать корову и уничтожить всех соперников ради победы. Это игровая адаптация «Смертельной гонки 2000», такая же беспощадная к правилам честных соревнований. Из-за чрезмерного насилия Carmageddon запрещали, оно же принесло ему успех. И именно насилие всё хуже реализовывали в каждом сиквеле. Но может, это просто мы поменялись и мир вокруг стал таким правильным, что в ремейке «Смертельной гонки» сбивать пешеходов ради дополнительных очков — уже чересчур.

FlatOut

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"752051e4-aa36-7c84-1917-8d60c060a3db","width":1280,"height":720,"size":566581,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"7eff0106-bc56-77fb-b173-dcab0961b904","width":1600,"height":900,"size":251861,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Flatout — прямой наследник Destruction Derby. Старые ржавые маслкары, пикапы и прочие развалюхи бодались, таранили друг друга, разрушали сараи и теплицы под аккомпанемент гаражных рок-групп. При особо серьёзных столкновениях из авто вылетал водитель, и на этой особенности построили ряд мини-игр: от боулинга до дартса.

Особое веселье — разбивать машины в режиме «Дерби», вымещая злость на противниках, смотреть, как мнётся метал, отваливаются капоты и бамперы. При этом управление с помощью руля было реализовано немногим хуже, чем в симуляторах, — ведь машины по-разному цеплялись за асфальт, грунт и снег, скользили по льду.

Ни одно из последовавших продолжений, к сожалению, не передало дух сельских гонок по бездорожью: во второй части упростили физику машин, составили саундтрек из популярной альтернативы, а третья и четвёртая — просто отвратительные гонки от других разработчиков.

Радует, что авторы оригинальной серии не пропали с радаров и продолжают своё дело. Сейчас они работают над Wreckfest и их новая работа чертовски напоминает FlatOut.

The Need for Speed: Most Wanted

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"57d58fcb-6213-0697-c8e8-67f7b5702f3b","width":1920,"height":1080,"size":199147,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"92ade898-c8ab-ec7d-7527-e079f5340af2","width":1280,"height":720,"size":149584,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Глядя на Most Wanted спустя годы, понимаешь, насколько это прекрасный образец Need for Speed. В ней работали все основные идеи серии. Уличные гонки в Рокпорте проходили днём и это, вкупе с «ржавой» осенней палитрой игры, придавало им особый шарм. Из прокачки убрали лишние «понты» вроде неоновой подсветки и сабвуферов в багажнике, но оставили самые важные детали, чтобы все соревнования можно было пройти на одном из первых японских спорткаров.

Заезды с полицией, где игрок обрушивал муляжные пончики с кофеен и строительные леса на стражей порядка, чтобы оторваться, оживляли пустой город.

Сюжет же состоял из штампов с плохими полицейскими, настырными соперниками и обаятельной красоткой, помогающей пострадавшему только из чувства солидарности.

Простенькие заретушированные ролики с персонажами лишь связывали состязания воедино; впрочем, отдельные моменты вспоминаются до сих пор: как сержант Кросс царапал твою машину, как нечестно у тебя отняли BMW M3 и как отчаянно хотелось её вернуть.

OutRun 2006: Coast 2 Coast

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"1bd4bf97-2904-81a0-b34a-d1ccf363f0e7","width":1680,"height":1050,"size":410991,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"adfd5434-3359-1df2-83b1-71879bfa7400","width":1680,"height":1050,"size":339494,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Ещё в 1986 году Out Run показала, как правильно делать дрифт. Стоило резко повернуть, ударить по тормозам, и Ferrari Testarossa уже легко уходила в занос. Машина сама держала положение, но её нужно было корректировать, чтобы уклоняться от трафика или смещаться со скольжением в другую сторону. Впоследствии на местный дрифт будут ориентироваться все.

Но только в серии Out Run резина горела не столько ради победы, сколько ради веселья и романтики. Это были поездки с ветерком в компании роскошной блондинки на переднем сидении, которую впечатляет только опасное вождение. Особенности оригинала и продолжений лучше всего переданы в OutRun 2006: Coast 2 Coast.

Test Drive: Unlimited

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"17c85367-201f-ac44-6dbe-bd4c3702d47e","width":1920,"height":1200,"size":315743,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"a4715be9-3b63-e9df-4400-a45c63590dd9","width":1276,"height":765,"size":1168359,"type":"png","color":"","external_service":[]}}}] }

Test Drive: Unlimited — идеальный отпуск автолюбителя на тропическом курорте. Игра начиналась с полёта на остров Оаху и пробной поездки на новом авто. Потом жизнь разгонялась: вы переодевались в цветастые шорты с майкой, надевали солнечные очки, подвозили моделей. Гонки приносили деньги на новые машины и дома с огромными гаражами, где можно хранить свою коллекцию.

В отрыве от состязаний, езда по острову быстро надоедала — там было нечем заняться. А полиция преследовала за нарушения так неуклюже, что лучше бы её не было вообще.

Так серия, начавшаяся с тест-драйва дорогих машин и прямого соперничества с NFS на ниве аркад про дорогие машины и уличные гонки, обрела своё лицо. Она рассказывала о роскошной жизни и карьере гонщика в живописном уголке мира. Задолго до Forza Horizon появилась гонка о том, как классно кататься на кабриолете и любоваться пейзажами.

К сожалению, разработчикам не удалось развить идею в продолжении: они так и не решились изменить что-то кроме места действия и автопарка машин.

Midnight Club: Los Angeles

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"b87cea18-d6b2-e91e-0158-c1759520fe6b","width":1280,"height":720,"size":264609,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"de50679d-69f3-0865-f4c1-52526688822d","width":1280,"height":720,"size":127644,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"b864ce26-911b-77ca-3d11-774280b1b150","width":1280,"height":720,"size":249343,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"d796277b-818d-cb9d-8c94-5e1ffacca414","width":1280,"height":720,"size":210576,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Перед выходом Midnight Club: Los Angeles уличные гонки в играх упёрлись в потолок. Need for Speed замучила концепцию Most Wanted так, что та уже не развлекала и приносила всё меньше дохода. Rockstar же встряхнули виртуальный стритрейсинг реалистичным подходом. С доработанной физикой из GTA IV машины проявляли характер, «поигрывали» подвеской в поворотах, у них чувствовался вес, а вид из салона создавал эффект присутствия.

Смоделированный на основе настоящего города, местный Лос-Анджелес поражал стройным построением улиц и дорог, по которым к тому же ходили пешеходы, каждый раз чудом уклоняющиеся от нагло вылетевшего на тротуар авто. Менялись погода и время суток: солнечное утро мог омрачить дождик и закончиться ближе к ночи. Заезды, как принято в Midnight Club и настоящих уличных гонках, не ограничивались глупыми искусственными стрелками, а проходили по контрольным точкам; зачастую маршрут от одной до другой можно было выбирать самостоятельно. Единственный способ избавиться от полиции — вилять по подворотням, исчезая из виду.

Из реалистичного подхода выбивались разве что спецспособности вроде ударной волны, замедления времени и возможности одним махом встать на боковые колёса. Новый облик мешал и в сюжете, где пафосных персонажей из третьей части сменили суровые практичные гонщики и разговоры о бизнесе на манер GTA. Зато серия, зародившая уличные гонки в играх, показала, что тема не изжила себя и её можно подать иначе.

Wipeout HD

Гонки на сверхскоростных летающих авто будущего поражают своей концепцией. Возможность мчаться по замкнутым футуристическим трассам на скорости около тысячи км/ч, стреляя попутно из ракетниц и пулемётов — захватывает. Сами трассы мучают резкими поворотами, извиваются змеёй в разных плоскостях, внезапно обрываются или уходят вниз, заставляя игрока выруливать в воздухе к уходящей вдаль кривой дороге.

Основы серии заложили в конце 1990-х годов первые две части. Wipeout HD же воплотил их лучшие черты, на самых заковыристых трассах из Pure и Pulse (выпусков на PSP) с графикой PlayStation 3.

Burnout Paradise

Нет гонки понятнее Burnout Paradise. При запуске игры Guns N' Roses напевают «Take me down to the paradise city»; город, в который мы попадаем, действительно райский, — ведь в нём можно и нужно разбивать машины и устраивать массовые аварии.

Удивительно, но самый первый Burnout был непримечательной гонкой, в которой только демонстрировали красочные повторы столкновений c трафиком. Во второй части ввели шкалу нитро-ускорения, заполняемую при опасных действиях вроде езды по встречной полосе или дрифта. Эта система мгновенно разлетелась по всем аркадным гонкам.

Лишь в Burnout 3 аварии вышли на первый план, а Revenge закрепила формулу. На разбивании машин соперников и массовых столкновениях с трафиком строились все гонки и состязания. За эту фишку серию до сих пор любят даже далёкие от гонок люди.

Burnout Paradise же бережно сохранил и развил наследие своих предшественников в открытом мире. К тому же ни в одной другой гонке машины так смачно не сминались в гармошку. Разве что во Wreckfest.

Pure

Pure — больше, чем гонка на квадроциклах. Это в первую очередь гонка про трюки и свободу полёта. Иногда просто приятно хорошенько разогнаться, откинуться на спинку сидения, наслаждаться высотой и открывающимся видом. Часто важнее набрать больше очков, выполняя сальто и опасные движения из мотофристайла — «супермена», «кордову», «гроб» и другие, — чем приехать первым.

Можно было пойти по пути MX vs. ATV — повторить дисциплину мотофристайла, её стадионные соревнования и академичные прыжки. Но Black Rock Studio, благодаря саундтреку с The Qemists, We Are Scientists, The Subways, Pop Levi и Wolfmother, необычным машинам и захватывающим дух затяжным прыжкам, удалось сделать задорную гонку.

Motorstorm: Pacific Rift

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"b05ea15d-063b-616b-ae72-44527f471259","width":1280,"height":720,"size":252377,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"6b893da5-0708-ff29-7149-f420afc84c3c","width":1280,"height":720,"size":212735,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"8b420487-66d0-03bc-e59a-ab2c1bcb0371","width":1280,"height":720,"size":271950,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"8b9d832f-a1da-3727-4356-fdb298b49129","width":1280,"height":720,"size":257846,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"e9574239-cc24-2676-8505-1dc289f45120","width":1280,"height":720,"size":178473,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"eca963e8-33fb-6d2c-1b70-d29b22de120d","width":1280,"height":720,"size":271882,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"a2edbe2b-a412-b025-7914-63df7f329915","width":1280,"height":720,"size":278592,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Иные аркадные гонки выезжают на любопытной теме, весёлой физике — Motorstorm же захватывал сложностью и изобретательными трассами. Evolution перенесла соревнования экстремалов из калифорнийских каньонов первой части на тропический остров, проложила маршруты по пляжам, густым лесам, горам, пещерам и подножиям вулканов. Для разных дорог подходили разные машины — бигфут разом перемахнёт через широкую реку, на мотоцикле проще промчаться по узенькому мосту рядом, спорткар лучше проедет по чаще, чем квадроцикл, на котором можно задеть ветку и разбиться.

Сложности добавляла агрессия оппонентов. Мотоциклист-соперник мог сбить вас с байка и погнать дальше, показывая неприличный жест. Наглецу на бигфуте ничего не стоило переехать другого гонщика в борьбе за лидирующую позицию, а водителю внедорожника — спихнуть противника в обрыв.

Особого драйва Motorstorm добавляли приятные мелочи. Задорный саундтрек, для которого звукорежиссеры игры записали свои ремиксы Nirvana, Aphex Twin и The Qemists (вдобавок к Queens of the Stone Age, David Bowie, Pendulum, Clutch и Slipknot). То, как на некоторых трассах участки с водой и лавой перегревали и охлаждали мотор машин, а в повторах красочно показывали разлетающиеся на мелкие детали авто. Как мультиплеер добавлял местным соревнованиям ещё больше веселья из-за непредсказуемости живых соперников.

Motorstorm до сих пор остаётся самой «адреналиновой» аркадой благодаря своим умным, но агрессивным соперникам и замысловатым трассам.

Split/Second: Velocity

Иногда гонкам просто не хватает хорошей постановки. Split/Second сама по себе неказистая, машинки в ней «дубовые» — почти брёвна на колёсах — которые и характера толком не проявляют, и в занос уходят с трудом.

Всё меняет подача. Мы участвуем в автошоу на выживание. Эффектные взрывы и аварии обеспечивают передаче зрелищность и рейтинги. Гонщики водят красиво, чтобы накопить очки на какой-нибудь впечатляющий «бабах». И тогда противников сносит огромный корабль в порту, на них обрушивается дамба, а перед вами открывается новая дорога и путь в лидеры.

Split/Second короткий, проходится часов за девять. Как и в конце сезона хорошего шоу вроде The Grand Tour, хочется ещё. Но, как бывает с недооцененными сериалами вроде «Светлячка», издатель (Disney) закрыл студию Black Rock из-за низких продаж игры и их оригинальных проектов мы больше не увидим.

Driver: San Francisco

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"b028c097-086d-0520-da08-7222349f20fe","width":1280,"height":720,"size":264942,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"f3ab32ee-7282-13dd-b2e3-8598d5f4aad1","width":1280,"height":720,"size":157352,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

В старых Driver форма брала верх над содержанием. Маслкары, с визгом жгущие резину в поворотах, атмосфера «Детектива Буллита», «Исчезающей точки» и британских детективных сериалов 1970-х годов — всё это завораживало сильнее рваного повествования, пустого города и кондовых перестрелок.

Driver: San Francisco — отличный пример того, что гонкам нужен хороший сюжет. Чаще всего история только слабо связывает набор соревнований, как в NFS: Run или The Crew.

Перенеся действие в солнечный Сан-Франциско, Reflections вспомнили главное — погони на авто они умеют делать лучше, чем симулятор бандита в духе GTA. За несколько сюжетных ходов разработчики отправили главного героя в кому и открыли простор для экспериментов в игре. Игрок мог вселяться в любого водителя в городе. Уже одна эта возможность захватывала — ведь вам были доступны все машины в округе!

Иногда это порождало смешные ситуации в побочных заданиях — когда, воплотившись в теле начинающего водителя, Таннер чертовски пугал сопровождавшего его инструктора искусным дрифтом. Но любопытнее было преследовать заклятого противника Джерико или его соратников в сюжетных заданиях, перескакивая из одной машины в другую или подстраивать аварии, вселившись в водителя грузовика.

Пускай всю историю игры можно описать в несколько предложений, это самый обоснованный случай добавления повествования в гонку.

Twisted Metal (2012)

В Twisted Metal стоит поиграть уже ради её уникальной концепции. Хороших гонок с оружием в принципе мало, а тут ещё и подходящий брутальный стиль.

Местные авто — безумные машины смерти. Фургончик мороженого, трансформирующийся в шагающего робота. Скорая помощь, запускающая в противников каталку с больным и бомбой. Два гигантских колеса с «запряжённым» между ними водителем, способные сливаться в одно шипастое. Все автомобили напичканы ракетницами и пулемётами, а управляют ими психи-священники, серийные убийцы-клоуны и сошедшие с ума байкеры.

Во времена первой и второй PlayStation перестрелки в любой из частей Twisted Metal были самым задорным развлечением для кооператива с друзьями. Выпуск 2012 года ничем не уступал в игровом процессе, кроме мультиплеера. Матчмейкинг переусложнили, сервера приходилось выбирать самостоятельно — это на консоли-то! Карты были слишком большие для шестнадцати человек, а противники — слишком живучие. В средней дуэли можно было несколько минут непрерывно вести огонь по неприятелю. Чтобы заинтересовать и увлечь игроков, проекту не хватало динамики.

И хотя с мультиплеером у Twisted Metal не задалось, он остаётся весёлой компанейской аркадой, и просто хорошей гонкой на выживание. При желании можно пойти дальше и проникнуться культовыми старыми частями — первой и Black, – Sony переиздавала их как на PlayStation 3, так и на PlayStation 4.

Trials Evolution

Серия Trials началась ещё в начале нулевых на мобильных устройствах под управлением Java. Наравне со многими она продолжала традиции игр по мотокроссу, заложенные в ExciteBike и Motocross Madness. Отличались маршруты: они были не искусственные, как в Elasto Mania и не простые и схематичные, как в Gravity Defied, а реалистичные. Со временем игра перебралась на консоли и ПК, обзавелась красивыми трёхмерными трассами с перспективой со стороны, но её суть осталась прежней.

В Trials, как и в настоящем мотокроссе, байкер едет по полосе препятствий и, управляя скоростью и весом мотоцикла, преодолевает расставленные на пути преграды из коробок, колёс и прочих объектов, въезжает на крутые склоны, перелетает с разгону пропасти.

В Evolution разработчики собрали по этой формуле самые изобретательные трассы в жанре. Искусственные препятствия из дров, металлолома или скал, разнообразили конструкциями с мёртвыми петлями, лифтами и качелями. Были и скоростные маршруты, на которых всё кругом взрывалось, а вы мчались и старались не разбиться на спусках, подъемах и в затяжных прыжках. В некоторых испытаниях нужно было проехать трассу внутри катящегося шара.

Во внутриигровом редакторе фанаты творили ещё более безумные вещи — у них получались треки на движущемся поезде, трассы, где мешал встречный ветер, они воссоздавали ExciteBike и пародировали Flappy Bird.

The Need for Speed: Rivals

Кошки-мышки с полицией — ключевую фишку NFS — переосмысливали два раза. Сначала ремейк Hot Pursuit 2010 года перенёс погони в онлайн. Затем NFS: Rivals, взяв все важные сетевые функции у предшественника, реализовала их в открытом мире — да так, что заслужила звание наследника самой первой Hot Pursuit. Как и в Most Wanted, сам по себе мир игры пуст и его наполняют не заданные, а случайные события — встречи с полицией. Только здесь это не обязательные для продвижения по сюжету испытания, а внешний раздражитель. Поймали — потерял все заработанные средства, не получится разжиться новой машиной или элементами тюнинга. У полицейских мотивация обратная — поймать гонщика и отнять куш.

Если в ремейк Hot Pursuit уже нет смысла играть из-за полупустых серверов, то Rivals хорош и без онлайна. Хотя всё же лучше успеть попробовать мультиплеер, пока он жив. В проекте осталась система Autolog с её социальными функциями, но соревнования с друзьями за лучшие результаты в гонках отошли на второй план. После выезда из гаража, Rivals сразу загружала вас в сессию с другими игроками, а в гонках и свободной поездке постоянно попадались живые соперники и стражи порядка, что только добавляло непредсказуемости.

Серия Mario Kart

Каждая следующая Mario Kart важна не нововведениями, а тем, что это часть одной из лучших серий кооперативных гонок. Например, трассы в Mario Kart 8 стали чуть безумнее и порой извиваются не хуже, чем в TrackMania, а новая механика «боданий» с противниками, благодаря которой пострадавший от удара получал ускорение, меняла тактику ведения гонок. Но вы ничего не потеряете, если сыграете в прошлую часть на Wii или на 3DS. А в переиздании восьмого выпуска для Switch — только приобретёте (отточенный сетевой режим, героев из Splatoon и трассы, созданные специально для режима сражений).

У каждой консоли Nintendo есть своя Mario Kart и основная суть не меняется от части к части. Персонажи игр компании гоняют на маленьких машинках и мотоциклах, таранят друг друга, кидают в противников черепах, разбрасывают по трассе бананы, собирают грибы-бонусы, чтобы ускориться.

Mario Kart не из тех гонок, в которую играют постоянно. Её покупают не для прохождения, а для того, чтобы состязаться в онлайне и на разделённом экране друзьями. Для этого нет аркады веселее.

Rocket League

Студия Psyonix ещё в Supersonic Acrobatic Rocket-Powered Battle Cars смешала в одной игре футбол и машины — два основных мужских хобби. Тогда проект затерялся из-за сложного названия и плохого продвижения.

Однако разработчики не сдались, отполировали механику, сменили название, рискнули в релизный месяц раздать игру бесплатно в PS Plus. В результате — более 10 миллионов проданных копий за два года и место в ряду киберспортивных дисциплин. Для индустрии Rocket League — идеальный пример работы над ошибками, прорыв проекта с простой, но выверенной концепцией в киберспорт.

Для нас с вами это задорная аркада с уникальной концепцией. Машинки не просто пинают мячик — они пулей носятся по полю, стенам и крышам местных стадионов, летают на реактивных двигателях, крутят в воздухе сальто и бочки. Это игра про то, как собрать свою команду (от двух до четырёх человек) по автофутболу и выступать с ней в сетевых матчах — веселья или победы ради.

Формально Rocket League не гонка, в ней не нужно приходить первым, показывать лучшее время, но от гонок в ней есть самое главное — машины и соревновательный дух.

TrackMania Turbo

Для фанатов серии TrackMania Turbo — повторение пройденного, выжимка лучшего из Nations, Sunrise и Stadium. Для всех остальных — стремительная гонка на время, бросающая вызов, и кооперативная забава. Заезды в TrackMania скоротечны, на один уходит от тридцати секунд до двух минут. Но каждый — это испытание из виртуозных виражей, которые уходят из одной плоскости в другую и закручиваются в мёртвые петли. Трассы игры по замысловатости напоминают американские горки, но на них не катаются, а соревнуются: изучают маршруты и оттачивают прохождение поворотов по идеальной траектории, чтобы домчаться по финиша ещё на одну сотую секунды быстрее.

Другая сторона TrackMania — кооператив. Он про веселье, про то, как управлять одной машинкой с двух геймпадов и синхронизировать действия, трюки и попытку остаться на экране, когда камера привязана к лидеру.

В мире, где кооператив всё больше уступает место сетевым соревнованиям, это, наравне с Mario Kart, лучшая гонка для вечеринки.

Forza Horizon 3

Игра-настроение, фестиваль музыки, гонок и просто большое автомобильное путешествие по Австралии. По местным лесам, полям, пустыне и побережью просто приятно ездить, любоваться пейзажами, смотреть, как восходит солнце, и мчаться навстречу закату. Но дело не только в красоте пейзажей открытого мира Forza Horizon — в нём кипит жизнь и есть море занятий.

По дороге от гонки до гонки не дадут заскучать полицейские радары, зоны скорости и дрифта, а где-то рядом, вне дорог, — трамплины. И результаты во всех испытаниях можно улучшать, пока не надоест или пока не пробьешься на вершину мирового рейтинга. Встречные гонщики рады посостязаться и в дуэлях: победив отдельных из них, можно сорвать хороший куш.

Forza Horizon 3 не заканчивается, когда пройдешь на золото всё гонки, чемпионаты и испытания, отыщешь все гаражи с раритетными автомобилями. Игрок — хозяин местного фестиваля и волен создавать свои соревнования, бросать вызов друзьям, чтобы те побили его результаты.

В любой момент игру можно продолжить проходить в сетевом кооперативе с товарищем и прогресс будет засчитываться обоим, а можно просто пойти в мультиплеер и состязаться с другими людьми. Можно заняться машинами: прокачивать их, создавать раскраски, участвовать в аукционах и постепенно формировать свою уникальную коллекцию.

В игре регулярно проходит событие Forzathon c заданиями — за их выполнение выдают редкие авто. С покупкой сезонного пропуска, откроется дорога к зимнему району Blizzard Mountain и трассам, похожим на Hot Wheels из одноимённых дополнений.

Словом, это бесконечное лето, которое не заканчивается, пока сам не поставишь в нём точку и не решишь двигаться дальше.

#топы #лучшиевжанре #золотойфонд

Статьи по теме
История скорости: развитие жанра гонок в гифках
15 визуальных новелл, в которые стоит поиграть
25 JRPG, в которые нужно поиграть
19 стелс-экшенов, в которые нужно поиграть
23 хоррора, с которыми нужно познакомиться
Каноны видеоигр: как быстро освоить классику десятилетней давности и старше
{ "author_name": "Федор Сивов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0442\u043e\u043f\u044b","\u043b\u0443\u0447\u0448\u0438\u0435\u0432\u0436\u0430\u043d\u0440\u0435","\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434"], "comments": 69, "likes": 54, "favorites": 31, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 4698, "is_wide": false }
{ "id": 4698, "author_id": 3237, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/4698\/get","add":"\/comments\/4698\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/4698"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

69 комментариев 69 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
9

Split/Second вспомнили, а Blur — нет. В свое время залипал в него

Ответить
0

Они вышли практически в одно время. Обе получились великолепными. Жаль только, что денег не досталось никому и обе студии закрылись.

Ответить
0

Blur хорошая. Вот только до неё было уж очень много похожих гонок с бонусами.

Ответить
0

Не соглашусь с вами по поводу физики машин в Split/Second, большинство машин все таки отличаются поведением и как раз в заносы почти все отправляются очень хорошо, ибо занос основной источник накопления очков для удара.

Ответить
–2

тоже непонял зачем нужен сплит секонд, когда есть блур

Ответить
10

Странный список. Тут есть ну ОЧЕНЬ средние Аутран, Пюре и Твистед '12, но позабыты реально легендарные вещи.

Давайте сделаем список более репрезентативным, потому что с теми же симкадами тут всё не просто плохо, а печально:
Самый первый Race Driver: GRID
Серия Project Gotham, особенно 3 и 4
Driveclub, конечно же
Need for Speed 5 на ПК
DiRT 2
F1 2007 от Sony

Тут понятно, что всё упирается в личный опыт, но список без той же PGR или любой игры от Codemasters выглядит наивно. И если уж до конца занудствовать, к автоаркадам Рокетлига не имеет никакого отношения. Это футбол с машинками.

Ответить
7

Тут дело даже не в личном опыте, а в ограничениях поджанра. Я для списка выбирал только аркадные гонки. А это игры, в который на машинах ездить весело, с ними можно творить чумовые вещи: разбивать, взрывать, вертеть в воздухе и т.п.

Гонки с упором на кольцевые заезды по настоящим трассам или более-менее серьёзные соревнования — это уже симуляторы. Даже если поведение машин в них далеко от реалистичного.

Все перечисленные вами игры как раз к ним и относятся. Большинство из них я включу в список автосимуляторов, в которые стоит поиграть.

Ответить
2

И совершенно неадекватно позабыт при этом поистине легендарный NFS Underground, сделанный на коленке, перенесённый на дату релиза РАНЬШЕ запланированной, но который взял и "выстрелил".

Ответить
6

The Need for Speed: Rivals серьёзно? а про Undergraund не слово ,да хотя бы Pro Street который почему недооценили ,да и вообще пол списка проходнечка .

Ответить
–1

Underground очень сильно устарел, к сожалению( Хотел перепройти обе части полгода назад и сам поразился как его не пощадило время. В первом очень скоро начинают повторяться трассы, а во втором пустой город. В своё время они захватывали из-за популярной темы, но сейчас уже тяжело играть.

Ответить
3

Ну если Underground устарел, то тогда надо было вместо Destruction Derby брать Demolition Racer с дрима, вместо Road Rash и Carmagedon брать те же игры, но более новые, а то странно получается. Underground кстати и до сих пор вполне нормально играется и точно не так устарел как те что я упомянул тут же.

Ответить
0

Destruction Derby как раз не в списке, я его привел в пример, как устаревшую гонку. Road Rash и Carmagedon тут только из-за уникальной концепции, ради которой их стоит хотя бы попробовать. Наследники Road Rash и Carmagedon, увы, всё испортили.

Ответить
–1

Ну я бы не стал советовать первый Road Rash для ознакомления, а то у молодого поколения могут глазки лопнуть от древней графики. Лучше тогда уже советовать последнюю, которая Jailbreak. То же самое с кармагедоном. У молодых геймеров, не у всех, глазки ласковые и не привыкли к такой графике, а ты хочешь что бы они у них вытекли))) И если ты все же советуешь именно первые части, то Destruction Derby очень сюда подходит и я бы не сказал что она устарела в плане концепции, графически естественно, но как гонка она и сейчас отлично играется. Сделали бы эту же часть с нормальной графикой и был бы успех, уверен на 99%)))

Ответить
5

NFS разобрали по сериям, а FlatOut в одну стопку. Первый сейчас будет довольно тяжело играть, тогда разработчики сильный акцент сделали на реалистичную разрушаемость, что подавляло веселье. Вторая часть в этом плане сделал большую работу над ошибками, балансом реализма и веселья, и по сути заместила дебютанта. С удовольствием проходил её на платину. не так давно, вместе с челленджами. Ultimate Carnage - это коспетически отполированная вторая часть, остальных изменений я не припомню. Ну а третья и четвёртая части - это уже другая песня от других людей, по единогласному мнению крайне неудачная. Bugbear уже к серии не имеет отношение давно.

Ответить
0

В Ultimate Carnage завален баланс. там трассы были спроектированы под 8 гонщиков, а в UC их 12. В итоге начало гонки всегда какая-то дикая куча-мала, которая вовсе не радует и добавляет ненужного рандома.

Ответить
3

Зачем TrackMania Turbo в списке вместо TrackMania United Forever? Именно United - "выжимка лучшего из Nations, Sunrise и Stadium", а не недоразумение по имени Turbo это попытка второй раз продать 4 окружения, которые отдельно продаются за 20 баксов каждое. Это роспись Nadeo в творческой импотенции и признание Ubisoft провала затеи с покупкой авторов ТМ.

Не могу мимо проходить мимо текста в которой советуют поиграть в TM Turbo. Купите лучше TM United Forever или скачайте бесплатную TrackMania Nations Forever. Это по настоящему уникальные игры. Ну или можно играть в Turbo вместе с десятком случайных людей.

Ответить
0

Понимаю о чём ты, но Turbo самая доступная для новичков: она показывает принципы серии, к тому же выходила на консолях. Если человеку понравится, то он начнёт копать дальше. Ну а знакомые с серией и так продолжат играть в Nations Forever)

Ответить
1

Правда вот не играет в неё никто. Лучше сразу пойти в Nations Forever. Там окружение всего одно к тому же, легче новичку освоить + да и за опытными игроками будет возможность посмотреть.

TrackMania хотя и очень хардкорна, но порог вхождения не слишком высокий. Если тебе нравятся гонки и погоня за рекордом, то точно будет весело. А еще там можно на годы зависнуть в редакторе трасс, ничего подобного тому какие трассы делали в TM еще нигде не видел.

Ответить
0

Да ладно, все таки в турбо добавили кучу кооперативных режимов, плюс на картах всякие новые фишки появились типа магнитных трасс и отключения двигателя, ну и просто новые типы поверхностей. Ну и просто повод выпустить ТМ2 на консолях в одном комплекте.

Ответить
3

Split Second: Velocity самое драйвовое из гонок, во что играл. Сколько раз не пытался - всегда заряжает. Действительно чувствуется скорость, рвение, мотивация. Как же грустно было узнать, что студия распущена и ничего больше от разработчиков мы не увидим.

Из последних игр серии Need For Speed больше всего понравились Hot Pursuit 2010 и The RUN.

Первый вернул серию в классический для неё сеттинг и сделал это очень удачно. Вторая не смотря на критику из-за глупого сюжета самая масштабная и интересная на моей памяти. Дебют Frostbite в гонках, трассы всех видов, целое путешествие через Штаты, просто обалденный саундтрек.

NFS Rivals, на мой взгляд, и половины этого не реализовал. Мир скомкан, кадры залочены, всё какое-то деревянное и совсем не весёлое. У Criterion с Hot Pursuit получилось лучше и это действительно был видный успех.

Ответить
0

еще в Split/Second в конце был крутой задел на вторую часть, но увы

Ответить
2

До сих пор помню в Test Drive Unlimited гонки длиной в 200км, где просто садишься за комп, включаешь свой музон в наушниках и гоняешь час/полтора до упора. И все 200км это нифига не кольца - а одна длиннющая трасса.
Жаль в очень похожей Forza Horizon, нет таких же гонок "помедитировать".

Ответить
2

А мне burnout paradise вообще не понравился, на мой взгляд гораздо слабее предыдущих двух частей. Бессмысленный город, отсутствие режима аварий..

Ответить
0

Наркоман? Там город, где тебя ничем не ограничивают в перемещениях даже в гонке А-Б. Если имеешь в виду "устрой погром" под режимом аварий, то он есть в игре, просто запрятан поглубже и совершенно необязателен, как и "проехай улицу на время быстрее других" и прочие не особо нужные состязания из предыдущих частей.

Ответить
1

нет ничего круче Rock n’ Roll Racing

Ответить
1

А серия Micro Machines?

Ответить
1

Мм.. заранее извиняюсь, за коммент, но пожалуй, лучшей темы для просьбы не найти. Помогите вспомнить аркадную гонку на ПК. Из особенностей: несколько персонажей со своими уникальными машинами (дед-ковбой на машине с рогами буйвола на капоте, пижон на оранжевом спорткаре, кто-то на эвакуаторе и тд); на трассах раскиданы бустеры по типу Марио-карт; по мере прокачки машины улучшались (в т.ч и внешним видом), а потом и вовсе менялись на более продвинутые. Лет ~15 назад обменял у кого-то в клубе на такой вот диск с игрой, а теперь не могу не найти, не вспомнить.

Ответить
1

US Racer.
В России издавалась фирмой "1С" под названием "Трасса 66".

Ответить
0

Та самая! ノ゚0゚)ノ Спасибо тебе большое!

Ответить
0

может interstate 76?

Ответить
0

Эх, не та. По воспоминаниям, уровень графики такой, как выдают PS2/Dreamcast примерно

Ответить
1

Re-volt тоже хорошая аркадная гонка

Ответить
0

Drivecluba конечно не хватает все - таки физика там эталонная для игр такого жанра.

Ответить
0

Физика в DC отвратительная. Для аркады она слишком замороченная, а для симулятора слишком аркадная. Игра для всех и ни для кого.

Ответить
0

Провёл в DC больше времени, чем наверное в любом другом рейсинге. Разве что в GT3 и Sega GT когда-то так же залипал. Физика отличная, автомобили отлично чувствуются, управлять каждым интересно, задания достаточно хардкорны. За одним заданием провёл несколько дней в попытках пройти на золото. На мой взгляд это игра для тех, кто любит челлендж и нравится чувствовать нюансы в управлении авто, но не настолько, чтобы заморачиваться с покупкой руля за 500 баксов

Ответить
0

DriveClub лучшая по графике и дизайну. До сих пор во время дождя гоняю с отвисшей челюстью. Но скучная она, скучная. В случаи с ней, лучше бы сделали симулятор и получилось бы круче Gran Turismo. Она вон в грядущей версии по графике будет сильно так себе. А там для кого как, но на мой взгляд, все детали важны в идеале.

Ответить
0

Мда, а где Crazy Taxi, где Vigilante 8? Или аффтор под стол ходил во время этих действительно шедевров и в статью запихал то что более менее на слуху?

Ответить
0

Про классику я писал отдельный текст: https://dtf.ru/5486-istoriya-skorosti-razvitie-zhanra-gonok-v-gifkah

Crazy Taxi там есть. Vigilante 8, при моей любви к ней, многое взяла у Twisted Metal и чуть менее важна для жанра.

Ответить
0

Извиняюсь не читал.

Ответить
–2

Можно было бы ссылку на этот материал дать в конце.

Ответить
0

Ну твои примеры не совсем гонки, хотя какого хрена тогда в списке аркадных гонок делает твистед. Это ж не гонки, хоть и на машинах, это типа боевая арена.

Ответить
0

Как уже указано выше, примеров ещё более лучших можно найти не один десяток.
От себя же вспомню про CrashDay. Как по мне, в разы лучше Twisted Metal, несмотря на чуть более разные концепции.

Ответить
0

Разбивать манишки можно было и до CrashDay в Burnout, гонки с оружием были в Twisted Metal. Я не могу её поставить в список только потому, что она неплохо соединяет их концепции и добавляет трюки

Ответить
0

Понятно что список составлялся чисто из ощущений автора, но для меня он странный. Если есть первый FlatOut, то надо было добавить и вторую часть, а так же Ultimate Carnage. Вспомнил про Midnight Club: Los Angeles, хотя логичнее было бы начать с Midnight Club 3, того что именно с этой игры серия стала отличной, правда всего на две части. Больше всего прикольнуло что упомянул старые Destruction Derby, Road Rash и Carmagedon, но на первой и второй плойке выходило много хороших аркадных покатушек. Для меня список довольно странный.

Ответить
0

По поводу FlatOut. Я считаю, что начинать знакомство с серией нужно с первой части. Вторая лучше играется, но она растеряла дух любительских гонок по бездорожью и стала более попсовой.

Midnight Club: Los Angeles вывел серию на следующий уровень, как и гонки про стритрейсинг в целом и я расписал почему. По той же причине я не причине (Burnout Paradise) я не писал про Burnout 3. Но и он и Midnight Club 3 навсегда останутся в сердце.

Про классику я писал отдельный текст: https://dtf.ru/5486-istoriya-skorosti-razvitie-zhanra-gonok-v-gifkah

Ответить
0

По сути серия Midnight Club менялась с каждой частью, но вот третья для меня лучшая аркадная гонка, а подбор музыки просто отличный. Можно было вспомнить ещё про ‎Demolition Racer, но с припиской No Exit, которая вышла на дримкасте. Так же на дриме была суперская San Francisco Rush 2049 и неплохая SEGA GT, которая типа грантуризмо, но с полу-аркадным управлением. Я могу очень много хороших аркадных гонок привести в пример, а если взять не только машинки, то тут и Sled Storm, и 3Xtreme, и серия SSX, и ещё куча примеров найдётся. Хочу сказать что у каждого свой список будет и мало кто согласится с твоим. Я вот точно нет. Согласен примерно 6-7 играми, остальное для меня абсолютно мимо.

Ответить
1

Раз уж о дримкасте речь зашла, на нём был отличный Metropolis Street Racing, вроде бы предшественник Gotham Racing. Я концепцию "кудос" оттуда узнал впервые. Также Vanishing Point, где помимо неплохих гонок были трюкаческие челледжы.

Ответить
0

Я про это же. Я просто не понял цель этого списка. Хочешь советовать современное, то не надо уходить на много лет назад. Хочешь что-то из старого, то не надо лезть в несильно ушедшие года. Отличных аркадных покатушек очень много. Такое ощущение что автор сам не понял для кого он делал этот список - для молодых игроков половина игр старьё ненужное, а у игроков с опытом этот список вызовет недоумение.

Ответить
0

Это список-рекомендация гонок, с которыми нужно познакомиться, чтобы понимать жанр.
Классику я собрал отдельно тут: https://dtf.ru/5486-istoriya-skorosti-razvitie-zhanra-gonok-v-gifkah
Road Rash и Carmageddon там и там только из-за концепции и потому, что они сейчас на слуху: их пытаются возрождать, пускай и не удачно

Ответить
0

Naild сюда вполне влез бы, раз уж Пьюр и Тривалсы.

Ответить
0

Most Wanted, а затем Midnight Club? Я когда попробовал MW поиграть - все время не отпускало от мысли, что перед мной Midnight Club 2.

К счастью ни MW, ни Rivals не зашли. В отличии от The Run и No limits.

Ответить
0

Почему скриншот мост вантеда из убогого ремейка 12 года?

Ответить
0

Поправили, спасибо.

Ответить
0

Ожидал увидеть Revolt 99-ого в списке(

Ответить
0

Я мало во что играл из этого списка, но Forza Horizon - это шикарная игра. Графика на высоте. Множество разнообразных трасс, испытаний, машин и просто красивых мест. К стати, это не только аркадная гонка. В Forza Horizon можно поднять сложность, и она превратиться в симулятор.

Ответить
0

Не превратится он в симулятор, но игра действительно хорошая.

Ответить
0

Когда в "устаревшие" попадают игры, которые до сих пор играются лучше современных, при этом выглядят очень хорошо (всё от Flatout и новее), список резко теряет силу. В моём понимании устаревшие игры - это 80-е - 90-е гг. И то ряд игр из поздних 90-х почти не устарел.

Ответить
0

Dirt, просто Dirt

Ответить
0

У FlatOut скриншот от второй части, хотя автор акцентирует внимание именно на первой.

Ответить
0

Поменяли. Спасибо, что заметили)

Ответить
0

Сейчас бы Ridge Racer ни разу не упомянуть

Ответить
0

Crazy Taxi?

Ответить
0

А еще на PSOne был "Crash Team Racing". Тоже весьма забавный.

Ответить
0

NFS: Hot Pursuit (классические) обе шикарны.
Juiced 2 зашёл очень хорошо.

Ответить
0

TDU великолепен, одна из лучших аркад, которые хорошо играются на руле. TDU 2 - ад.

Ответить
0

Hot Wheels: Velocity X - не самая лучшая гонка, но запомнилась именно своей аркадностью.

Ответить
0

В одном предложении упомянуть Hot Pursuit 2010 и назвать недоразумение вроде Rivals наследником Hot Pursuit. Да и вообще, "Underground очень сильно устарел", а Carmagedon не устарел, Flatout не устарел?

Ответить
0

Интересно, можно ли где-нибудь купить электронный вариант Test Drive Unlimited сейчас

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления