Эмуляторы и пиратство: что можно и нельзя

Эмулировать консоль — законно, но вот этика под вопросом.

В закладки

Вечные вопросы эмуляции: это скопированный код или собственная разработка? Пособники пиратства или борцы за наследие игровой индустрии? Нарушение авторских прав или следование букве закона?

Автор портала PCgamer связался с разработчиками эмуляторов и юристом по интеллектуальной собственности и выяснил, что об эмуляции говорит законодательство.

DTF публикует перевод статьи.

Если вы следите за новостями в мире эмуляторов, то эта история должна быть вам знакома.

Nintendo выпускает новую Legend of Zelda для своей консоли. Её сразу же нарекают одной из лучших когда-либо созданных игр, и оценки она получает самые высокие. Определённо, новая Zelda — лучшая причина для покупки последней консоли большой N.

И вот, спустя неделю после релиза, эмулятору на ПК удаётся её запустить. Речь идёт о The Legend of Zelda: Ocarina of Time. Да, это произошло 18 лет назад.

Порт Ocarina of Time на GameCube, работающий на эмуляторе Dolphin с HD-текстурами

Ранее я рассказывал о невероятно быстром прогрессе авторов эмулятора Wii U, Cemu. За несколько недель они решили самые большие проблемы игры и запустили новую Breath of the Wild на своём эмуляторе. На моих глазах эти удивительные успехи Cemu разожгли дискуссию о законности эмуляторов и их связи с пиратством ПО.

Некоторые фанаты принимали в споре более активное участие, чем обычно. Неудивительно, ведь Zelda — флагман Nintendo Switch на запуске. Игроки видят в эмуляторе путь к пиратству, ворующему возможную прибыль от продажи игр и консолей из карманов Nintendo.

Mario Kart 8 на Cemu

То же самое случилось в начале 1999 года, когда эмулятор UltraHLE запустил новую игру Nintendo, Ocarina of Time. И игра тоже была главной причиной для покупки консоли — Nintendo 64. Спустя несколько дней разработчики UltraHLE отключили свой сайт, а Nintendo пригрозила им судом, но в итоге туда никто не обратился.

Пока что разработчики Cemu не получали судебных исков, но обнаружилась одна деталь, усложняющая обсуждение правовых и моральных норм эмуляции новой Breath of the Wild: команда Cemu получает 24 тысячи долларов каждый месяц через Patreon (на данный момент 40 — прим. ред.).

Я решил поговорить с людьми, стоящими за разработкой эмуляторов, чтобы понять их позицию по вопросу этичности эмуляции. Связь с пиратством, открытая и закрытая разработка и что происходит с появлением денег.

Что разработчики эмуляторов думают о пиратстве

UltraHLE, эмулятор N64

Существует простая и вечная дилемма, с которой сталкиваются разработчики эмуляторов: если они создадут эту программу, то появятся пираты. Специалисты, с которыми я общался, негативно относятся к пиратству, но не считают его достаточно веской причиной для прекращения разработки эмуляторов.

К сожалению, эмуляция развязывает пиратам руки. Это бесполезно отрицать. Но её можно применять и в благих целях. Это то же самое, что спорить про ружьё, нож или машину.

Byuu, автор эмулятора higan

Byuu занимается разработкой эмуляторов ради сохранения игр. Ранее он уже создал знаменитый и, наверное, идеальный эмулятор SNES под названием bsnes (теперь higan). Если вы не так хорошо разбираетесь в эмуляции, то просто знайте: это событие впечатляет намного больше, чем может показаться.

Чтобы идеально сэмулировать чип SNES в 3,58 Гц, вам понадобится современный процессор на 3 и больше МГц. Поэтому почти все эмуляторы используют какие-то хаки и другие ухищрения, чтобы игры запускались на ПК с приемлемой частотой кадров. Только самые внимательные пользователи смогут различить хорошую и идеальную эмуляцию, но для сохранения наследия видеоигр эта разница очень важна.

Mega Man Legacy Collection

На протяжении многих лет Byuu собирал в свою коллекцию все существующие игры на Super Nintendo и Super Famicom. Проект по сохранению наследия SNES включает в себя создание идеальных образов всех игр и ручное сканирование руководств и упаковок в высоком разрешении.

Сохранение истории видеоигр также стало целью фонда Фрэнка Чифальди (Frank Cifaldi). Он работал в GameTap и помогал в создании Mega Man Legacy Collection. Фрэнк также работал консультантом при создании Disney Afternoons Classics Collection.

Disney Afternoons Classics Сollection

«Пиратство — это неправильно, — сказал Чифальди во время беседы по Skype. — Оно вредит индустрии. Но я не считаю, что в этом нужно винить эмуляцию. Я могу пойти и прямо сейчас купить мышьяк. Но это не значит, что я заставлю кого-нибудь его выпить. Поэтому связывать пиратство с существованием эмуляторов — полный бред. Это так не работает».

The Legend of Zelda: Breath of the Wild подняла такой шум, которой мир эмуляции не слышал многие годы. Скорее всего, со времён Ocarina of Time. Во время запуска Switch некоторые взволнованные фанаты настаивали на том, что разработчики эмуляторов должны подождать окончания продаж игры. Тогда эмуляция не повлияла бы на продажи игр и консолей от Nintendo.

Чифальди не согласился: если разработчики будут ждать десять лет, то людям может стать просто неинтересно.

New Super Mario Bros.

Он говорит: «Люди хотят запустить её сейчас, через десять лет их уже может и не стать. У меня плохо получается оплакивать низкие финансовые показатели огромной корпорации. Поэтому я совсем не расстроюсь, если кто-нибудь незаконно сэмулирует Breath of the Wild».

Byuu считает, что эмулировать уже не продающиеся игры и системы «более приемлемо с этической стороны». Но основная идея у него такая же, как у Фрэнка: эмулировать нужно как можно раньше, чтобы с наилучшим шансом сохранить функционал и игры системы.

Super Mario Sunshine на Dolphin

Он написал: «Если говорить о моральной стороне вопроса, то становится очевидно, что авторские права теперь работают на интересы компаний, а не игрового сообщества. Я полностью согласен с аналитикой гарвардского профессора Руфуса Поллока (Rufus Pollock). Он пишет, что для общественности наиболее оптимальный срок действия авторского права составляет 14 лет. Я верю в гражданское неповиновение, особенно когда цена за бездействие — это потеря нашего игрового наследия. Не хочется, чтобы игры постигла участь кино, когда работа первых 50 лет индустрии канула в Лету. Но с подходом последних лет (DRM, загружаемый контент, необходимые онлайн-составляющие и т.д.) я уверен, что в будущем мы просто потеряем огромную часть наших игр».

Невозможно доказать, сколько человек пиратит игры ради эмуляции. Но на просторах интернета существует бесчисленное количество сайтов с образами игр, которые одновременно продаются в Virtual Console или в виде переизданий, как Mega Man Legacy Collection. В случае с Breath of the Wild, множество незаконных загрузок могут предназначаться для взломанных Wii U.

Okami

Пьер Бурдон (Pierre Bourdon), разработчик эмулятора Dolphin, в свою очередь утверждает, что очень небольшая часть игроков пользуется эмуляторами. В своей последней версии Dolphin команда разработчиков добавила встроенный сборщик данных, который появляется при первом запуске эмулятора. Он предлагает пользователю заполнить анонимную анкету. Естественно, кто-то отказывается, но Бурдон сказал мне, что эмулятором каждый день пользуются около 50 тысяч человек. Для сравнения, Nintendo продала около 20 миллионов GameCube и 100 миллионов Wii. Даже если половина пользователей Dolphin запустит эмулятор, то это будет меньше одного процента «консольной» базы игроков.

Чифальди и Бурдон спорили о том, как игровая индустрия «демонизирует» эмуляторы, из-за чего их стали ставить в один ряд с пиратством. «Если бы мы не боролись с эмуляторами, а взяли их на вооружение, то уже продавали бы пользователям отличную возможность запускать свои игры на ПК. Вместо этого мы защищаем себя, когда пользуемся эмуляторами для выпуска старых игр», — сказал Чифальди. Бурдон привёл технический аргумент: когда появляется новая консоль, эмуляция — не то, что сначала используют пираты. Но она всегда следует за пиратством.

The Legend of Zelda: Skyward Sword на Dolphin

«Чтобы правильно сэмулировать систему, нужен полный доступ к консоли. Без него у вас не получится провести процесс обратного инжиниринга и понять, как работает система. И, как оказалось, полный доступ к консоли довольно быстро приводит к пиратству. Со временем пиратить становится только легче, появляются прошивки вместо чипов и прочее.

Пиратить Wii U можно уже почти полтора года. К этому времени Cemu только появлялся, даже версии 1.0.0 не было. Если у вас есть консоль, то спиратить игру гораздо проще, чем запустить её на эмуляторе. Меньше технических заморочек, стабильность и прочее. Это едва ли относится к новым эмуляторам. Никто в здравом уме не посоветовал бы вам проходить BotW в первый раз на Cemu. Вы бы просто испортили себе всё удовольствие от игры».

Cubeman 2

Несмотря на поддержку эмуляции в целом, разработчики, с которыми я побеседовал, выразили сомнения по поводу закрытой разработки Cemu. Неожиданный рост популярности Cemu создаёт возможность, хоть и небольшую, которая может поставить под удар все остальные эмуляторы.

Почему эмулятор Wii U вызывает противоречия

Во время жизненного цикла Wii Dolphin был популярным и мощным эмулятором, который часто мог запускать новые игры с небольшими проблемами производительности. Последняя большая игра из серии Zelda, Skyward Sword, спустя несколько недель выглядела на Dolphin намного лучше, чем сейчас Breath of the Wild на Cemu. Nintendo не обращалась в суд тогда, так почему должна сейчас?

Super Smash Bros.

Может, они и не будут (представитель Nintendo не дал никаких комментариев). Но есть факторы, которые могут заставить Nintendo принять другое решение: деньги и открытость. Пока представители игровой индустрии «душат» пиратов, разработчики эмуляторов сталкиваются с этими моральными вопросами внутри своей сферы.

The Legend of Zelda: Breath of the Wild

Бурдон сказал мне, что команда Dolphin из принципа отказывается от пожертвований. Как только в дело вступают деньги, то появляется возможность оказать влияние на команду разработчиков. Или нужно будет в первую очередь исправить баг именно этого человека, или поставить в приоритет ту игру, в которую хочет поиграть крупный инвестор. Однако открытый код Dolphin намного важнее, он — результат обратного инжиниринга. Это значит, что ни одна строчка кода Dolphin не попадает под соглашение Nintendo о неразглашении технических данных.

Splatoon

Открытость проекта, вероятнее всего, спасла Dolphin от судебных разбирательств в период Wii. Кто угодно, в том числе и Nintendo, мог посмотреть на весь код Dolphin. Это облегчало поиски авторского кода или подозрительных исправлений, которые могли незаконно подсмотреть в материалах компании. Всё потому, что обратный инжиниринг совершенно законен.

Kirby's Return to Dream Land

Бурдон объяснил: «Можно сэкономить кучу времени, если немного схитрить и подглядеть в коммерческие документы (комплекты разработчика, утечки и др.), чтобы узнать, как работает консоль. Обычно во многих проектах по эмуляции такое не одобряется. Есть риск получить исковое заявление. В этом вопросе у нас нет сомнений насчет законности: это всё незаконно. В открытых проектах процесс разработки достаточно прозрачен.

Если приводить в пример Dolphin, то мы обо всём публично заявляем, проверяем наш код в присутствии других людей и т.д. Это не гарантирует того, что наши сотрудники тайком не подглядели в документацию, но сделать это становится сложнее. У нас чёткая позиция по этому вопросу: я исключил возможность любого взаимодействия с нами для многих людей. Они ясно давали понять, что их работа строилась на незаконно добытых документах».

Это и есть причина противоречий вокруг Cemu, даже среди эмуляторского сообщества. Мы не знаем, как выглядит исходный код, или какой информацией пользовались инженеры для обратного инжиниринга Wii U. И сами разработчики молчат (разработчик Cemu отказался давать интервью).

Speed Racer: The Videogame

«Если говорить о закрытом проекте, то единственное, что можно наблюдать со стороны, — это результат разработки, — рассуждает Бурдон. — Рабочий процесс непрозрачный. Это заставляет сомневаться, не пользовались ли разработчики «лазейками» в виде незаконных документов. В конце концов, кто это заметит? Это подвергает проект риску: если дело дойдёт до суда, то отсутствие в проекте честной работы вскроется при расследовании. А вместе с ним станут доступны исходный код, логи переписки и т.д. Но это плохо и для нашей «экосистемы». Закрытые проекты могут получить преимущество перед открытыми. Пользователей обычно не волнуют долгосрочные вопросы, вроде «будет ли этот эмулятор работать через пять лет».

One Piece: Unlimited Adventure

Год назад разработчик Cemu, Exzap, объяснил, почему проект закрытый. Он утверждал, что так работа идёт быстрее, и её проще контролировать. Часть его объяснений звучит благородно: «онлайн-составляющая для нас не в приоритете. Это сделано для того, чтобы люди не пользовались эмулятором для читерства в онлайне и не портили игру всем остальным». Но другие его мысли говорят именно о том, что вертится на языке у других разработчиков эмуляторов: «нежелание делиться кодом с людьми, которые не уважают усилия и время, затраченные на достижение цели».

Этот аргумент трещит по швам, если подумать, кто будет наиболее заинтересован в этом коде — другие разработчики.

Xenoblade Chronicles X

Бурдон говорит, что в эмуляторском сообществе важно делиться знаниями. Команда Dolphin поделилась кодом с авторами других эмуляторов, и Бурдон открыто говорит, что смотрит на код других проектов для вдохновения. «Многие люди работают над эмуляторами и привносят в проекты что-то хорошее. Если разобраться, то становится видно, что у множества эмуляторов одинаковая архитектура. Можно сказать, мол, это потому, что очевиднее всего использовать такую архитектуру. Я бы поспорил, потому что очевидной она становится из-за того, что люди сделали её стандартом. Закрытые проекты нарушают баланс распределения информации».

Неожиданно появляются люди, присваивающие себе достижения работы других проектов, но делиться с сообществом они не хотят.

Хроно судили не за эмуляцию, но суть вы поняли

Byuu, чья работа — полностью открытая, высказался более грубо. Он пишет: «Очень малое число эмуляторов — полностью независимые разработки. Cemu это может нравиться или не нравиться, но большинство команд не в восторге. Большая часть эмуляторов создана на основе работы десятков людей, которые задолго до этого занимались обратным инжинирингом «железа», написанием документации и выпуском исходного кода. Я считаю, что пользоваться благами уже сделанной работы и не делиться в ответ — жутко эгоистично. Напоминает ситуацию, когда кто-то берёт из банки «возьми монетку — положи монетку» всю пригоршню и сует себе в карман, просто потому что может».

Phoenix Wright: Ace Attorney

Негативное влияние закрытых разработок вовсе не выдумано. Byuu сказал, что эмуляция Sega Saturn «страдала целое десятилетие» из-за постоянного потока закрытых проектов. Бурдон добавил, что многие команды разработчиков обещают открыть свой код. Но когда к проекту теряют интерес или заканчивают над ним работать, то никто не сдерживает своих обещаний. Продолжить работу становится невозможно. Этот пост команды Dolphin от 2015 года показывает, насколько трудно разобраться с лицензией на открытое программное обеспечение.

Phoenix Wright: Ace Attorney

Конечно, закрытые проекты могут достичь цели сохранения наследия видеоигр, к которой так стремятся люди, вроде Byuu. Просто шансов на это гораздо меньше, а рисков для сообщества — больше. И хотя закрытые проекты могут работать абсолютно честно, но в данный момент только разработчики Cemu знают, насколько чистый у них код.

Допустим, Nintendo решает, что Cemu серьёзно угрожает прибыли компании и решает подать на разработчиков в суд. Что потом? В ходе рассуждений в интернете все сошлись на том, что эмуляторы попадают в «законную серую зону». Но меня такое объяснение не устраивало, поэтому я обратился к юристу Марку Лорбеки (Mark Lorbiecki), чтобы он помог мне понять, какое место занимают эмуляторы в неустойчивом мире авторского права.

The Legend of Dragoon

Законны ли эмуляторы?

На рубеже веков Sony попыталась засудить создателей эмуляторов Bleem! и Virtual Game Station. Эти эмуляторы продавались в рознице. Sony проиграла оба суда. В первом деле, Sony против Connectix, окружной суд постановил, что Virtual Game Station очернила бренд Sony и нарушила авторские права. Окружной суд второй ступени отменил эти постановления и вернул дело в юрисдикцию окружного суда, который отказал Sony в большей части исковых требований. Это нарушение коммерческой тайны, недобросовестная конкуренция и др.

Эти судебные дела формируют наше понимание о законности эмуляторов. До тех пор, пока эмулятор не содержит исходного кода и является продуктом обратного инжиниринга, он попадает в категорию законного использования. При особых условиях, оно разрешает нелицензированное использование объекта авторского права.

Эмуляторы PS2, например PCSX2, не используют файлы BIOS, необходимые для запуска игр. Эти файлы защищены авторским правом Sony: вам нужно или достать файлы из своей консоли, или скачать их (незаконно) из интернета. Но «перепасовка» между окружными судами показывает, что слова про «законную серую зону» имеют под собой основание. Суд работает не так шаблонно, как вы могли подумать.

Tekken 3

Как объяснил мне в переписке Марк Лорбеки (Mark Lorbiecki) из Lowe Graham Jones, очень важно понять разницу между авторским и патентным правом, и тем, что применимо в данном случае. Он пишет: «Программное обеспечение защищено авторским правом. Защита этого права действует только на реализацию идеи, а не на саму идею. В этом разница между патентом и авторским правом. Это разграничение — более известное, как «разделение идеи и реализации» — закреплено в §102 п. (б) Закона об авторском праве и в §102 п. (б) 17 раздела Кодекса США. В них устанавливается, что защита авторских прав не распространяется на какую-либо идею, процедуру, процесс, систему, способ работы, концепцию, принцип или открытие, независимо от формы описания, объяснения, демонстрации или исполнения объекта защиты авторского права в данной работе».

Metal Gear Solid

Таким образом, если создатель эмулятора может провести обратный инжиниринг процесса или концепции исходного кода без использования этого кода, то он в безопасности. Но у судов другой взгляд на защиту компьютерного кода авторским правом. К тому же, Верховный суд никогда не разбирал подобные случаи, поэтому судам нижней инстанции не на что ориентироваться.

Resident Evil 3: Nemesis

«Окружные суды ломали голову и спорили в попытке определить, что является защищённой реализацией, а что нет, — пишет Лорбеки. — Апелляционный суд США постановил, что в случае, когда обсуждается нематериальная часть защищённой реализации компьютерной программы, необходимо проводить тест «абстракция — фильтрация — сравнение». Этот тест, созданный Апелляционным судом США для окружного суда второй степени, который взяли на вооружение и другие окружные суды. Тест опровергает утверждение, что какой-либо объект, выполняющий функцию, не подлежит защите авторским правом».

Crash Bandicoot

Другими словами, суд может постановить, что код считается за оригинальную реализацию, а она, в свою очередь, защищена авторским правом. Именно это и случилось в деле 2014 года, Oracle против Google. Google написали для Android 37 API, которые были очень похожи на те, которые использовали Oracle. Суд постановил, что эти API попадают под защиту авторского права. Но главным различием было то, что дело Oracle против Google по сути было про возможность защиты кода авторским правом, а не про правомерное использование этого кода. Google не проводили обратный инжиниринг API Java, а скопировали их структуру.

Suikoden II

Когда суд постановил, что эти API попадали под защиту авторского права, у Google не было выбора, кроме как оспаривать правомерное использование. Как объяснил портал Motherboard, правомерное использование не очень подходило к делу об API.

Но это сработало: в 2016 году присяжные решили, что переделанный Google код этих API подходит под конституционное правомерное использование. Это значило, что авторские права Oracle уже не работали. Если бы решение суда оказалось другим, оно серьёзно повлияло бы на технологическую индустрию, так как переделанные API — обычное дело.

WWF Smackdown!

Эмуляторы ещё не доходили до суда, который настолько серьёзно проверял бы «оригинальную реализацию» кода игровой консоли. Но защита правомерного использования была использована в деле Sony против Connectix. Connectix не написали похожий исходный код: они провели обратный инжиниринг кода, чтобы узнать, как он работает. В юридической среде это называется «промежуточным копированием». Затем Connectix написали собственный код, выполняющий те же функции. Этот анализ дела от 2001 года хорошо объясняет причины и влияние решения суда о правомерном использовании.

Toy Story 2

«Анализ The Ninth Circuit поддерживает разработчиков ПО, использующих промежуточное копирование до тех пор, пока их работы попадают под определённые минимальные стандарты. Во-первых, копирование должно быть необходимо, чтобы попасть под защиту правомерного использования. Это было наиболее наглядно в деле с Sega. Во-вторых, конечный продукт не должен содержать защищённых элементов оригинальной работы. Если в конечном продукте есть защищённая реализация, то разработчик сразу попадает из зоны правомерного использования в зону прямого копирования. Скорее всего, в этом случае факторы правомерного использования сместятся в сторону поисков нарушений. Работа также должна быть изменяемой. Решение по делу Connectix ясно дало понять, что изменяемость — критически важный параметр при анализе первого и четвёртого законодательных факторов правомерного использования.

Spider-Man

Изменяемость крайне важна, ведь мы говорим о коммерческом характере продукта. Копирование становится причиной серьёзных финансовых убытков. Защита правомерного использования может не сработать, если продукт сочтут неизменяемым. Например, компания, разрабатывающая копию продукции конкурентов с помощью обратного инжиниринга, скорее всего, будет нарушать закон. Это даже с учётом того, что программное обеспечение, защищённое авторским правом, использовали только для промежуточного копирования».

Spyro the Dragon

До тех пор, пока в эмуляторе не будет исходного кода, он будет под защитой правомерного использования, как было с Virtual Game Station. Nintendo с лёгкостью может посмотреть на открытые эмуляторы, такие как Dolphin, и убедиться, что там нет их исходного кода. Тут даже не нужно будет обращаться в суд. Но что делать с закрытыми разработками? Здесь уже наверняка нужно будет разбираться в суде. И очень сложно сказать, возможно ли будет применить правомерное использование.

Resident Evil

Если закрытые эмуляторы, вроде Cemu, создавались на основе документации или исходного кода Wii U, то правомерное использование сюда не подойдёт. Лорбеки объясняет: «Если в Cemu использовали оригинальный код Nintendo (при условии, что Nintendo это докажет), то эмулятор незаконен. Если команда Cemu будет настаивать на том, что они увидели код Nintendo, изучили, а затем изменили его, написав другой код, выполняющий те же функции, то это будет разновидностью кода. За это последует такое же наказание, как и за копирование. Если же в Cemu изучили, как работает оригинальный код, при этом не видя этот исходный код, и написали свой, выполняющий те же функции, то это, скорее всего, законно».

Final Fantasy VII

Кампания Cemu на Patreon важна с этической точки зрения, но это не делает эмулятор более или менее незаконными. Если вы будете настаивать на том, что ранний доступ к сборкам считался за «продажу» эмулятора, то одной этой продажи недостаточно для того, чтобы Nintendo обратилась в суд для защиты авторского права. В конце концов, Sony проиграла Connectix, которая продавала свои эмуляторы в магазинах. Согласно анализу выше «суд признал потенциальное снижение продаж PlayStation, но этот фактор перевешивала изменяемость продукта Connectix». Единственный эффект от Patreon — привлечение внимания.

Legend of Legaia

Даже если бы мы знали, насколько оригинальный код у Cemu, мы не могли бы точно сказать, как обернулся бы судебный процесс. Наше понимание закона об авторском праве в США постоянно меняется, как показало дело Oracle против Google, метавшееся от одной стороне к другой. Oracle апеллировала к вышеуказанному решению, и новое постановление о правомерном использовании могло бы серьёзно повлиять на будущие процессы, связанные с эмуляторами. Интерпретация правомерного использования в деле Sony против Connectix выглядит как надёжная защита обратного инжиниринга кода консоли. Но и такая защита может рано или поздно закончиться.

Это ночной кошмар для эмуляторского сообщества: что судебный процесс может закончиться совсем не так, угрожая не только одному эмулятору, но всем одновременно. Теперь вам понятно, почему программистов так волнует этика эмуляции. Неважно, занимаются ли они этим ради технических испытаний или сохранения игровой истории. Держитесь подальше от этических проблем, и остальной части сообщества не придётся, надеюсь, разбираться с проблемами юридическими.

#технологии #истории

{ "author_name": "Александр Котенко", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438"], "comments": 71, "likes": 44, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 5619, "is_wide": false }
{ "id": 5619, "author_id": 5297, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/5619\/get","add":"\/comments\/5619\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/5619"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

71 комментарий 71 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
8

Думаю , что вполне этично использовать эмулятор консоли спустя несколько лет после окончания её жизненного цикла , когда уже никто из производителей и разработчиков совсем ее не поддерживают или если она уже стала коллекционной

Ответить
9

Плюсую. Игры консолей, которые на 90% мертвы, а на 10% фиг найдешь, есть только один способ поиграть - эмуляторы. Вот только в игры с моей любимой Dreamcast я могу поиграть только на эмуляторах.

Ответить
7

*коллекционной редкостью.
P.S. Очень не хватает на сайте редактирования комментария после отправки .

Ответить
5

ещё б в таких случаях эмуляторы сами производители консолек писали, чтоб максимально близкий эквивалент железа получался. тогда и игры покупать не западло, да и символическую сумму (баксов в 10) за покупку самого эмулятора от производителя запросто можно назначить. думаю, в долгосрочной перспективе всё только в пользу будет работать.

Ответить
2

В целом-то согласен. Проблема в том, что абсолютно никто не оказывается заинтересован в разработке эмуляторов уже после окончания жизненного цикла платформы (ну, не считая там скажем NES и иже с ними, но это культ, а вот мелких платформ, особенно старых компьютеров, днем с огнем не найдешь - тот же PLATO System в пример). В теории, было бы неплохо через несколько лет перевалить это с плеч энтузиастов на плечи создателей оригинальных консолей, потому как, как очень верно написал Антон выше, это действительно было бы ближе всего к оригинальному железу. Тут, собственно, было бы можно устроить и монетизацию, и подключить интернет-магазин (как это сделали, к слову, создатели Dolphin), чтобы покупать игры, а не пиратить их - в общем, проблема в целом решаема. Однако главная сложность в том, что компании-разработчики крайне консервативны в этом плане, и воспринимают эмуляцию исключительно как отросток пиратства (хотя некоторые компании таки даже пользуются ею на официальной основе - единичные случаи вроде SEGA Classics и NES Mini) и не хотят думать об этом как о возможности заработка. Ну и плюс добавляется то, что эмулятор еще надо писать, а большинству это делать просто-напросто лень. Зачем тратить деньги, время и человеко-ресурсы на уже устаревшую и умирающую платформу? Они не видят особого смысла.
Но, конечно, надежда все еще есть, и я ее очень лелею. Было бы прекрасно увидеть лет через 10, в конце жизненного цикла какой-нибудь Playstation 5, ее эмулятор на ПК и некстгене. И я бы, честно скажу, не пожалел бы денег, чтобы купить и его, и игры на него. Потому что цель - сохранение игр с платформы - была бы достигнута.

Ответить
0

Этично, но меня терзает вопрос об тех людях, которые могут не дожить до эмулятора. ????

Ответить
4

Хотелось бы оспорить мнение, что пиратство губит игровую индустрию. Мне кажется, её губят сырые и недоделанные игры, как андромеда, например, или сотни игр в раннем доступе, которые там и лежат по нескольку лет, как h1z1. Говоря о шлаке, вспоминается серия игр CoD, которая скатилась не по вине пиратства, а по вине криворукости разрабов и отсутствия желания делать что-то стоящее. Конечно, разрабы негодуют, как это так, что их продукт можно опробовать бесплатно и осознать, что это полный шлак, не стоящий своих денег. Также стоит упомянуть много случаев, когда игра с торрента так западает в душу, что бежишь её мигом покупать в стиме. У меня такое было. И, если бы я её не смог опробовать бесплатно, я бы и не покупал.

Ответить
12

Не особо поддерживаю пиратство, но в большинстве случаев те, кто пиратят игры, не купили бы их в любом случае. Также это отличный вариант для опробования игры, ведь демки сейчас не очень активно выпускают.
Но надо рассмотреть некоторые пределы. Взять, например, сериал "Игра престолов". У него огромное количество пиратских просмотров, люди сильно зацепились, и если вдруг не станет возможности пиратить, то многие пошли бы покупать подписку на HBO ради одного GoT, чтобы узнать продолжение истории. Профит потерялся.
Чтобы точно ответить на вопрос, нам нужны чёткие статистические данные, которые никто, конечно же, не предоставляет.

Ответить
–1

Нужно не торренты зыкрывать, а удобные и доступные по цене сервисы. Как пример, в этом году я буду смотреть игру престолов в OKKO прямо на PS4 (подписка на амедиатеку). Потому что там удобно и серии с хорошей озвучкой появятся в тот же день, что и во всем остальном мире. А вот смотреть сериалы в Нетфликс я не буду, т.к. в платной подписке очень мало сериалов с переводом.

Ответить
0

делать удобные и доступные по цене сервисы, разумеется, а не закрывать =)

Ответить
8

Разработчики и издатели вкладывают время, силы и деньги в проект, который может как выстрелить, так и нет (причём качество игры, как показала история, вовсе не служит гарантией успеха). Они рискуют. Их траты могут оказаться напрасными.
Вы читаете об игре, смотрите трейлеры и покупаете. Игра может оказаться хорошей или плохой. Вы рискуете. Ваши траты могут оказаться напрасными.
Это честная система.

У подхода "сперва сворую, а потом с барского плеча подкину деньжат, если захочется" нет оправданий.

Ответить
14

Оправдание есть. В продуктовом магазине ты выбираешь наиболее свежие товары; перед покупкой кроссовок ты обуешь их, походишь, проверишь каждый шов, присмотришь цветовые варианты; когда ты покупаешь технику, ты удостоверяешься, что она удовлетворит твои нужды, что в ней нет брака.
Для игр возможности проверки долгое время не было. Демки не показывали реального положения дел. Сейчас Steam даёт возможность вернуть деньги, потрогав игру 2 часа. Это хорошая система, но не идеальная. Когда покупателю дадут честную возможность проверки качества, тогда и будем говорить, что пиратство - чистейшее зло. А пока что мы даже не копии игр покупаем, а "право их использования" и множество строчек мелким шрифтом. Игра - такой же товар, как и кроссовки. Должна быть возможность их поносить, а если не подойдут - обменять или сдать обратно.

Ответить
0

Это некорректное сравнение.
Качество еды можно оценить, только купив, заплатив и попробовав. Истекший срок годности - исключительный случай, аналогов которому для интеллектуальной собственности просто не существует.
Обувь. При производстве обуви основные затраты идут на работу над конкретной партией. Выкройки стоят относительно небольших денег. Если модель не поплуярная - её просто прекращают производить. Основные затраты на производство игры осуществляются задолго до печати дисков. Если игра не популярна, производить несёт огромный убыток.

"когда ты покупаешь технику, ты удостоверяешься, ты удостоверяешься, что она удовлетворит твои нужды"
Очень интересно, как именно вы это делаете. Приходите в магазин за mp3-плеером и живёте в нём три следующих года? Нет, вы смотрите на технические характеристики, проверяете на брак конкретный экземпляр (а не всю модель) и покупаете на свой страх и риск.

"Игра - такой же товар, как и кроссовки."
нет.

Ответить
11

Это сравнение показывает, что для каждого из типа товаров должна быть система проверки качества потребителем и замены товара, если это качество оказалось неудовлетворительным. Я не хочу покупать нерабочую игру и ждать к ней патчей несколько месяцев, пока они закроют все косяки.
И игры сейчас обросли false advertisement. Мне обещают, что они горы свернут, я захожу внутрь, играю 2.2 часа, дохожу до места гор - а их там нет! Что делать? Ничего. Я не куплю телефон, если мне обещали функцию звонков, а их внутри не оказалось, только плашка с обещанием добавить в будущем.

Ответить
0

Это скорее разговор о том, что сейчас стало нормой выпускать забагованные игры, даже на Xbox и PlayStation.

Но пиратство существовало и тогда, когда неработающая после покупки игра была редкостью даже на PC.

Ответить
1

Поэтому стоит сконцентрироваться именно на том, что есть сейчас, а не на сферическом пиратстве в вакууме.
Раньше и демки были. Как бы они ни были прилизаны и малоинформативны, всё же пользы от них было много больше, чем от трейлеров и проплаченных рецензий. Сейчас нет и этого.

Ответить
0

Т.е. только реклама видеоигр вам врет? А про рецензии вы слышали?

Ответить
0

как правило, откровенный бракованный mp3-плеер можно-таки сдать обратно, заменить или отремонтировать за счёт гарантии продавца, так что ежели купил товар и в итоге в скором времени выяснилось, что он бракован, деньги всё-таки не теряешь (ну, в большинстве случаев, по крайней мере).

Ответить
0

Если плеер некорректно воспроизводит некоторые частоты (а именно это сродни небольшим багам в играх), то никто ничего не вернёт. =(

Ответить
1

при определённых условиях в короткий период времени обычно такое можно менять (там уже на местах сами продавцы и менеджеры пытаются выкручиваться и не делать этого, но это уже тема другого разговора). то есть, условно в течении месяца ты можешь пойти и поменять его.
ну и опять, одно дело - маленький бажек, другой дело - поломанный нахрен продукт, чей брак раскрывается уже сильно позже "второго часа игры".
Потому что даже на примерах тех же демок можно видеть, как пытаются в положительном свете презентовать даже добротную игру. вспомнить хотя бы демку дума, где был первый уровень, который оказывался чуть ли не самым оптимизированным во всей игре, а следующий же за ним этап уже был достаточно "проседающим", если играть при тех же настройках. но, опять же, это тоже фигня и с этим можно жить.

Ответить
0

Можно пример критического бага сильно позже 2 часов игры?

Ответить
2

да запросто, вспомнить хотя бы тот же call of cthulhu с его game-braking багами под конец. между прочим, на xbox-версии даже.
вообще даже речь была не столько именно о багах, сколько о "плохости" игры, потому что зачастую по первым двум часам (ну, это только в стиме и некоторых других площадках на пк, на консольках в любом случае не вернуть купленную игру, если прям сильно не заморочиться). бывает, что игра начинается очень даже неплохо, а часу к третьему-четвёртому всё становится ужасно. с другой стороны, если уже наиграл условно там десяток часов, наверное, возврат и правда не слишком правильный в такой ситуации.

Ответить
2

Если для вас система, в которой рискует конечный потребитель, является честной, то с вами не о чем говорить.

Ответить
3

С другой стороны этично ли требовать покупку специфичной консоли к игре?

Ответить
2

С другой стороны, этично ли требовать покупать музыкальный альбом, если он есть на торренте?

Ответить
24

Плохой пример, так как в данном случае, для прослушивания купленного альбома, тебе не надо докупать к нему дорогущий плеер

Ответить
0

Я боюсь спрашивать, на чём именно вы в таком случае будете крутить диск.

Ответить
11

сгодится любой плеер, а не только официальный

Ответить
0

Сгодится только плеер с должными характеристиками.
Если вы найдете в продаже клон Switch под логотипом "Денди", то сможете запустить Зельду и на нём. Вас никто не ограничивает.

Ответить
10

фишка в том, что формат чтения дисков, как и форматы самого аудио, не помечены коммерческой тайной одной единственной условной корпорации.
плюс, "клон Switch под логотипом "Денди"", во-первых, не существует, во-вторых, он нелегален. в отличии от любого рандомного плеера, который условно может крутить и читать этот формат дисков. по-моему, более, чем понятно, и незачем выдумывать нелепые отмазки из разряда "если предположить..."

Ответить
0

Фишка в том, что вы не запустите диск на плеере для кассет или проигрывателе для винила. Этот продукт предназначен для конкретных устройств.
Точно так же вы запустите "Зельду" только на конкретном устройстве. То что вам не нравится логотип на этом устройстве - дело вашего личного вкуса.

Ответить
1

не, ты, похоже, суть не улавливаешь.
смотри, допустим, у меня есть винил, но нет проигрывателя, актуального на момент выхода той или иной пластинки. я иду и покупаю просто новый проигрыватель этого типа, благо эксклюзивных прав на их производства нет у какой-то конкретной конторы.
а теперь с играми: допустим, у меня есть игра от того же сатурна, который в тексте упоминается, но самого сатурна у меня нет, как и нет устройства, которое может запустить эту игру. как и нет устройств на рынке в принципе, кроме оригинального сатурна, пусть даже и пиратского (как в случае с китайскими клонами фамикома, но это вот прям единичные случаи со старым железом). и для запуска игры у меня есть лишь два пути: потратиться (нехило так) на покупку сатурна и надеяться, что он будет рабочим или попытаться поиграть на эмуляторе.

я думаю, разница более чем очевидна, уже не знаю как тебе пояснить-то окончательно

Ответить
1

Клон Switch и есть эмулятор

Ответить
5

Никто и не требует. Игра продаётся отдельно от консоли. Можете купить и поставить на полочку.

Ответить
3

К Nintendo вообще много этичных вопросов. Например:
Этично ли принуждать покупать фигурки amiibo, чтобы разблокировать УЖЕ ИМЕЮЩИЕСЯ в игре комплекты брони/персонажей? При том из-за коллеокционности разные фигурки имеют разную цену.

Ответить
1

Так amiibo покупают не ради внутриигровых бонусов.
То что их можно как-то использовать в игре - просто приятный бонус, которым очень многие вообще не пользуются.

Ответить
0

Как раз таки было бы неэтично продавать игрушки, которые дают что-то чего нельзя получить в игре, таким образом вынуждая игроков покупать их в дополнение к игре.

Ответить
1

Ну в то же BotW, чтобы разблокировать дополнительные наборы брони нужно либо использовать определенные фигурки. Либо сделать копии NFC меток, что вызывает множество вопросов о законности данного метода.
Я бы еще понял, если бы данные предметы можно было получить сделав какие-то специфичные действие в игре (найти в очень сложном подземелье, купить в игре и т.д.),а фигурки бы просто давали "короткий путь". Но это сейчас в прямом смысле контент, который уже есть в игре, но доступ к которому можно получить только за дополнительную плату в реальности.

Ответить
0

Странно, мне казалось там только стрелы, еда, обычный шмот вываливаются. Надо бы попробовать заюзать свои амибо с Линком =)
Но в любом случае это же примерно то же что покупка каких-нибудь костюмов в других играх. Т.е. вещь необязательная для прохождения.

Ответить
0

А, понял. Ну, такая форма DLC, на самом деле не самое худшее ему применение, тут хоть реальный коллекционный предмет дают.

Ответить
0

Я точно видел такое не только у Нинтендо, только у тех примеров даже фигурок не было: просто онлайн покупка уже имеющихся комплектов брони/оружия/ресов/персов.

Ответить
–1

Да, как минимум, Activision этим часто грешит. Но это тоже неправильно.

Ответить
–1

С другой стороны этично ли требовать покупку дорогой видеокарты к игре?

Ответить
0

Да что там видеокарты. Требуют же компьютер купить и квартиру с розетками.

Ответить
0

опять же, сгодится очень широкий ассортимент этих самых комплектующих (видеокарт хотя бы), а не только те, которые официально для этого нужны, а остальные несовместимы.

Ответить
0

Если бы в геймдеве было комьюнити разработчиков работающих за еду и сливающие код своих игр в интернет, то да, было бы не этично.

Ответить
4

Тут даже вопрос не стоит. Эмуляторы нужны и без них никак. К сожалению не все платформодержатели и разработчики заинтересованы в том, чтоб сохранить библиотеку своих старых игр. Они даже исходный код умудряются потерять порой. У меня сердце кровью обливается когда очередная консоль (на очереди PS3) с огромной библиотекой игр уходит в небытие. Уже сейчас сложно достать кое-каике игры, ведь их даже в PSN не выпустили. И стим тоже не безгрешен. Постоянно из библиотеки удаляются игры. Например, я хочу поиграть в Dirt 3 и american mcgee's alice. Но я не могу их купить. Их нет в продаже. Так если разработчикам больше не нужны деньги, почему я должен мучиться моральными муками о вреде пиратсва для разработчиков этих игр?

Ответить
3

У нас, ПеКа-бояр, есть такое понятие, как abadonware - если разработчика нет, продукт отсутствует в продаже, то и ущерб терпеть некому.

Ответить
0

ПС3 и xbox 360 видимо повторят похожий временной опыт NES, когда над стабильным эмулятором работали годами все из-за того что в те годы не было хорошо прописанных стандартов для разработки и из-за этого у каждого разработчика был свой диалект ассемблера и иногда уникальные картриджи в плане архитектуры. И это были реальные танцы с бубном для
разработчиков эмуляторов.
С ПС3 и xbox 360 сложности из-за уникальных свистоперделок в архитектуре, которые были страшным сном для разработки мультиплатформенных игр. В итоге получилось так что графика на релизе консолей сильно отличалось под закат. И все это чтобы быть ещё более сложными в эмуляции.

Ответить
0

Вспоминаю Ведьмак 2, где релиз для ПС3 держали чуть дольше, чем на ПК. Хотя мы никогда не узнаем этого, либо юридические вопросы, либо технические.

Ответить
3

С ужасом ожидаю того будущего, когда пельмени можно будет варить только в кастрюле от определённого производителя, а лепка домашних пельменей будет нарушением патентного законодательства.

Ответить
3

Я сбился со счёта сколько в статье раз написано одно и тоже.

Ответить
–1

Кто-нибудь TL;DR может написать?

Ответить
26

tl;dr — эмуляция это здорово, основная жопоболь идёт от нинтендодетей которые считают свою консоль особенной, и когда у них эту "особенность" отнимают — они бесятся и говорят о неэтичности и пиратстве.

Ответить
–3

Вы точно этот материал читали?

Ответить
14

TL;DR — это правильно и хорошо. Но только если код оригинальный, а не спизженный у разработчиков консоли.
CEMU, который может запустить новую Зельду, это закрытый проект. Иначе говоря, непонятно откуда пацаны код взяли. Если будет суд и окажется, что CEMU нарушили закон, под горячую руку попадут и все остальные эмуляторы.

Ответить
2

Если кратко то: реверс-инжиниринг вполне законен, сони проиграла суд с разработчиками эмулятора.
Сбор денег на разработку эмулятора может обернуться желанием нинтендо повоевать в суде. И если создадут прецедент (у пиндосов прецедентное право) то хуже будет всем разработчикам эмуляторов, и не только для консолей.

Ответить
0

Законность эмуляторов - "серая зона" в судебной практике США. До сих пор были только единичные случаи судебных исков, по результатам которых сложилась следующая схема: если эмулятор написан с помощью чистого реверс-инжиниринга, то это "вроде" законно. Но если окажется что при разроботке был использованн исходный код (украденный, подсмотренный в документации для разработчиков, и проч.) это может быть квалифицированно как копирование, что "незаконно". Однако данная схема имеет весьма шаткие юридические основания и может изменится по результатам новых судебных процессов (право в США прецедентное, всеж таки)

Разработчик Dolphin, (эмулятора с открытым кодом) обвиняет разработчиков CEMU (эмулятора с закрытым кодом), что если Нинтендо их засудит и в ходе расследования окажется что они что-то где-то подсмотрели, подобный прецедент может поставить под угрозу не только их эмулятор, но и все остальные.

Ответить
2

Статья - графомания, сабж - инфоблядство. Кто-то вилкой ест, а кто-то - людей убивает. Давайте запретим вилки! Будем есть только ложкой! Ой, а ведь ею тоже убить можно. Я не стану продолжать логическую цепочку и сразу перейду к её последнему звену: нужно запретить людей.

У меня ладонь от лица не отлипает от всей этой одноклеточной псевдо-этики. Вопрос об этичности априори не состоятелен, когда мы говорим об инструменте, а не том, кто его использует (иначе мы бы до сих пор жили в пещере и жрали сырое мясо).

Все этические вопросы нужно задавать людям, которые игры скачивают из интернета. Нищеброды, нищеёбы, "идейные пираты". Проще говоря: кто этот человек, плавающий под знаменем пиратского флага? Впрочем, для не глупых людей вопрос риторический. Так или иначе, говоря о Nin, я бы не стал всех этих людей осуждать.

В любом случае, у Nintendo всё прекрасно. А SWITCH пиратству не погубить по меньшей в мере в силу специфики консоли и её аудитории.

Ответить
0

Хорошо сказано)
Однако были случаи, когда разработчики "инструментов" таки приходили к вопросам морали, вспомните хотя-бы Сахарова и его термояд.
Сравнивать эмулятор приставки со сверхмощным оружием абсурдно, но факт в том, что да, разработчики всеже несут определенную отаетственность за свои творения. Хотя в конечном счете это их личное дело, безусловно

Ответить
0

А я щитаю, что у нинтондо нужно только пиратить, с таким то отношением.

Ответить
0

С каким отношением? В чем отличия от остальных?

Ответить
1

Она гадит в подъездах и развалила экономику РФ же.

Ответить
0

Не читал, но так понял, что у мариобоев пригорело, что можно играть на ПК в последнюю богоподобную Зельдочку.

Ответить
0

Тест

Ответить
0

Что тут?

Ответить
1

Тут белое изображение. Раньше с телефона (iPhone) через safari не отправлялись изображения на dtf, vc и tj. Вечно висела отправка. Сейчас на dtf все ок, на tj и vc по прежнему

Ответить
3

Скоро все наши проекты переедут на эту новую платформу :)

Ответить
0

белая картинка

Ответить

Комментарий удален

0

Я пишут текст и нажимаю Ctrl + Enter
Я пишут текст и нажимаю два раза Ctrl + Enter

Я пишу текст и нажимаю Enter
Я пишу текст и нажимаю два раза Enter

Текст

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Игру с лучшим стелсом никто не заметил
Подписаться на push-уведомления