Струны настроения: нейромедиаторы

Не секрет, что нашим поведением управляет разнообразная химия в мозге. Но что, если я вам скажу, что вы в принципе ничего не можете без этой химии? Это будет отчасти ложью, однако, не слишком далёкой от истины. Сразу предупрежу, статья довольно тяжёлая и больше напоминает анонс серий из "Агента Паранойи", так что если вам покажется, что тут написана какая-то дичь - в целом, вам не показалось.

В статье будет описано: моё мнение по поводу того какая химия управляет мозгом, возможные применения для игроков и разработчиков игр, вайн на плохих специалистов и лурчанка.
Надеюсь, эта статья и парочка примеров помогут вам немного лучше ощутить мир. И приготовиться к пришествию актуальных нейроинтерфейсов.

Ну и да, PIXAR тоже делал кое-что в этом направлении. Неточностей более чем море, но в целом - очень в кассу.

Введение (увлажняю-прочищаю горло ненужными словами)

Началось всё это с того, что я давно пытаюсь написать, а уже год как дописать (по отдельности всё проверено и работает) свою реализацию искуственного интеллекта, который должен работать на шизофрении, используя её как базовый элемент. Ожидается, что это достаточно дёшево (с адовыми оптимизациями и хаками, короче - как обычно) сможет стать искусственным разумом. Однажды, я наткнулся на типизацию игроков "BrainHex", которая дала мне толчок к описанию такого потенциального жанра, как "хоррор-РТС". Она не слишком используется в разработке игр, поскольку она очень комплексна, а некоторые знакомые мне ГД гордятся отсутствием знаний программирования и для них эта комплексность становится непреодолимой. Вопрос о том, зачем неграмотные и не желающие учиться писать сказители ставят задания литературным неграм - оставим в стороне.

Однако, небольшое исследование и практика показали, что типология BrainHex оказалась крайне поверхностной и минималистичной. Это, конечно, не "Бартл 2.0", которого я могу сравнить разве что с моим конлангом "аа иу" (там всего 5 абстракций), но вполне себе "tuki tiki" с её 32 словами (упрощённый потомок языка "toki pona"). И, естественно, когда из всех нейромедиаторов вы выбираете 6+1 - получается ладж, немного.

Спустя некоторое время я перебрал BrainHex и у меня получилось немного более полное описание, включающее в себя иное трактование терминов (спасибо правильным вопросам от собеседников!), дающее их иное функциональное трактование.

Осторожно! Ниже будет приведена устаревшая (не актуальная) версия, она не учитывает ГАМК и глицин, как и тонну других нейромедиаторов. Проблема составления нормального списка в отвратительном качестве справочной литературы. Чтобы понять, что имеет в виду медицинская документация нужно знать химию, физику и физиологию на системном уровне (т.е., например, "почему после острого поднимается настроение", "как мысленное поглаживание кошки снимает приступ аллергии на кошачью шерсть"), при этом в самих документах данных подсказывающих куда смотреть обычно столько же, сколько в законах (чуть менее чем нисколько).
Про то, чтобы в справочной литературе нормально указали "в каких случаях наблюдается какой эффект" - и говорить не приходится.

"Ну штош", каждый защищает свои знания от масс, прикрываясь "всеобщей безопасностью" как умеет.
"...но тут пришли программисты и всем стало страшно", хе-хе.

Итак, я уже устал увлажнять-прочищать горло ненужными словами, на это можно убить день, другой день, а вам ещё нужно дочитать статью. (Тут отсылка на одну песню, кто её узнал - респект, кто не узнал - тому песня).

Песня про то как жизнь ломает человека и делает таким же как те, от кого он бежит. Если интересен перевод - на телефоне некоторые переводчики могут в распознавание текста с экрана.

Собственно, к делу.

По итогу, мною был собран нижеследующий список базовых нейромедиаторов, пригодных для описания поведения человека. Далее приведена лишь их функциональная роль. Повторюсь, это устаревший набор, в нём не учитывается глицин, ГАМК, глутамат и иже.

- Эндорфин - базовое "хорошо". Конфетка, за которой мы тянемся. - Окситоцин - запах повреждённого растения. Для животных - обещание того, что там будет "хорошо", желание обнять, слиться, вобрать в себя. - Серотонин - обещание того, что здесь будет окситоцин. У многих животных вырабатывается при поглаживании другими.
- Дофамин (допамин) - ожидание порядка.
Собственно, самой дофаминовой игрой является "Papers, please!", где каждое действие игрока направлено на поиск дофаминового подкрепления и всё это фиксируется печатью, звук который по удолетворению можно сравнить разве что с жарким дыханием/стоном. А потом "выкуривание сигаретки" в виде распределения денег в конце уровня.
- Кортизол - "ошибка", "срыв ожиданий", "ожидание проблемы".
Выделяется каждый раз, когда ожидание не сбылось: из темноты не выпрыгнул маньяк (а мы его ждём), документы оформлены не по форме, мы пропустили ошибку... Конечно, это лучше запоминается, чем простой порядок.
- Тестостерон - "Я ОХРЕНЕНЕН!".
Да, именно так, капсом. Причём тестостерон ещё и имеет 5 шансов отъесть прекурсоры у кортизола, т.е. чем больше крутости - тем меньше мелочных страхов, на них тупо не остаётся ресурсов. Естественно, это полезно для выживаемости и запоминается ещё лучше, чем страх от ожидания побоев за ошибку (дофамин+кортизол+норадреналин).
- Норадреналин (норэпинефрин) - "ща будут бить".
Подготавливает тело к получению ран/побоев. Собственно, снижение уровня норадреналина вызывает раскрытие ран, как у Джеки в Киберпанке.
- Адреналин (эпинефрин) - "ЩА БУДУ БИТЬ!".
Подготавливает тело к тому. что надо будет раздвавть люлей, либо драпать. Либо драпать раздавая люлей. Короче - что-то делать и быстро. Вообще, тут было бы лучше "бить" написать матом, больше бы смыслов влезло. Важно: адреналин вырабатывается из норадреналина, т.е. ярость поглощает страх. Собственно, многие именно так и проходят хорроры - ругаются на бабаек, повышая ярость.

Повторюсь в третий раз: это устаревший набор! Он не полный, я это знаю и предупреждаю.

В нём отсутствуют:
- Глицин ("снизить вольтаж!") - снижает силу возбуждения
- ГАМК ("поднять сопротивление!") - снижает силу передачи напряжения, но не совсем.
- Глутамат ("поднять вольтаж!") - повышает чувствительность и реагирование
- Эстрадиол ("важны малейшие оттенки") - снижает порог допустимых различий
...и далее по списку, хотя они крайне немаловажны для описания поведения и реакций.

А теперь - попробуйте описать всё что происходит в... голове? Ну пусть будет голове этих персонажей, возможно - даже каждую мысль. Причём как "набор ощущений - выброс гормонов".

Зачем оно нам надо?

А теперь вопрос: и что мы можем этим сделать? На самом деле, не так уж и мало, но стоит помнить, что эмоции мимолётны как запах, а чувства важны лишь в контексте паттернов в памяти (стоит - благоухает).

Например, даже используя мой ограниченный набор - можно рассчитать сценарий, который будет следить за реакциями игрока. По сути - это будет такой чат-бот, который будет прикидывать паттерн поведения и высчитывать "так, он напугался, но он много помогает милым к нему НПЦ. Значит подкинем ему котёнка и квест на его защиту, в конце которого его будут благодарить". По сути это нам даёт возможность выбросить под забор такую категорию специалистов как "плохие психотерапевты". Потому что когда игра сама в состоянии сформировать нужный паттерн поведения (для игры или для жизни) - услуги людей, который имеют проницательность уровня "бревно" станут откровенно не нужны.

Для разработчиков это означает более интересное следствие: игра, которая следит за прогрессом игрока и помогает ему сформироваться под игру. Вы выпустили Дум, но его купила Изабель? Игра поможет ей научиться получать удовольствие от раздирания демонов. Думгай взял Animal Crossing? Прекрасно, дополняем убийство демонов нужными активностями - и вот Том Нук уже не икебана на колючей проволоке с сердцем, бьющемся на постаменте - а сшит назад и получает свою мзду за навязанный игроку домик.

То есть можно забыть про фразу "ММО только для социальных игроков" и сочувственно вздыхать на соло-игроков. Игры смогут, наконец, действительно лечить (уделяя клиенту 100% времени, не жалуясь, что он недостаточно хочет испытывать боль чтобы излечиться) и действительно калечить (но это сложнее, потому что хорроры с этим до сих пор не сильно справляются, хотя казалось бы).

...вообще - голодно это делать и требует много сил. Так что буду благодарен благочестивым донам за поддержку дальнейшей работы. Ну или лайк-комментарий-репост для продвижения.

Некоторые миксы "эмоций":

- Окситоцин+дофамин - "обещание хорошо"+"ожидание Порядка" - комфорт.
- Кортизол+норадреналин - "срыв ожиданий"+"будут бить" - страх.
- Кортизол+адреналин - "срыв ожиданий"+"БУДУ БИТЬ" - ярость.
- Окситоцин+адреналин+дофамин - "обещание хорошо"+"БУДУ ДЕЙСТВОВАТЬ"+"ожидание Порядка" - энтузиазм.

Но при этом есть важный момент.
Кортизол+норадреналин+адреналин создают опасную смесь. Если оно пополняется ситуацией, например мать стращает провалом ЕГЭ, в школе тебя называют бомжом заранее, а врач давит на страхи (твои родители умрут, ты никому не нужен) требуя перестать плакать и отвечать на вопросы (и вы будете смеяться, но вот ни разу это не была шутка) - есть неиллюзорный шанс получить панику, либо кое-что поинтереснее.

Страх (кортизол+норадреналин) заставляет сжаться, а адреналин требует действовать. И так как такое состояние не привычно, то память возвращает всё меньше пригодных паттернов поведения. И если поднять давление выше определённой планки, может произойти одно из следующих событий:
- "Переключение".
Сознание теряет контекст и при наличии параллельного сознания (да хоть персонаж из сна ещё не рассосался почему-то) - подсознание перекидывает ответственность на более стабильное сознание. И помолимся за врача, что это "более стабильное сознание" будет воспитано на докторе Хаусе и просто унизит его как дешёвку, а не на вытесненных воспоминаниях об избиении, изнасилований отчимом и боевиках со всяким гуро. Да, пострадавшему придётся доказывать, что это был аффект, но вот за доводившего - не чокаясь.
- "Ступор".
Сознание теряет контекст и при отсутствии параллельного сознания может впасть в ступор до восстановления рабочего состояния.
- "Паника".
Сознание теряет контекст, но его хватает, чтобы продолжать выбирать варианты действий. И если из вариантов останется только окно 8-го этажа в кабинете у психиатра... (да, тоже реальный случай).

Тут, конечно, стоило бы пояснить за работу мыслей и памяти, бессознательного и подсознания, но это на ещё одну статью. Потому очень коротко.

Насколько я понял, мышление использует следующий механизм: у нас есть некий паттерн с органов чувств, образ. Но он запоминается не "в моменте", а "в динамике" (потому у змей есть баг - они "не замечают" статичные предметы), к тому же каждый образ должен быть приправлен эмоциями, ведь если образ не имеет эмоционального следа - то он не важен.
Примерно как не важно то, что у тебя, читатель, сейчас что-то где-то чешется, но до этих слов ты, дорогой читатель, не замечал.
И когда нужно что-то вспомнить - проверяются связанные с текущими активными "паттернами" ("образами") воспоминания - возможные паттерны, которые подходят под текущий эмоциональный профиль. Ведь когда убегаешь от тигра - мысли о землянике уже не столь актуальны.

Пример: при попытке вырвать смертельно опасную вещь грабитель триггернул реакции "ступор" и "паника". При этом паника выдала решение "крепко сжать". Однако это видео больше подходит к "Пример-1: родители-уроды" ниже, как пример усугубления травматического опыта (в конце мать наругала Шино за то, что она убила грабителя, который уже был "в крови": "ты же девочка" и "это неприлично") на фоне критической ситуации. Спойлер: клин клином вышибло, к концу арки с ней всё стало нормально. А вот травящим одноклассницам немного поплохело, хе-хе.

Пример 1: родители-уроды.
Дано: ничего особеного, просто родители* не достаточно гладили, устраивали рукоприкладство или словесно давили, в том числе оставляя в эмоциональном вакууме.
* Под словом "родители" понимаются эмоционально-значимые старшие с учётом контекста гендерной роли (роли "отца" и "матери" таки различаются).
Пример: "эй, метёлка, почему не убралась как следует?", "да кто ж тебя так убираться учил?!", "До тёти всего-то пересадка в Луизане в час ночти. Тебе 11, ты брата довезёшь, ему уже 7 есть".
Цепочка: серотонин->кортизол.
Абстракция: "своя группа" -> "проблема"
Результат: у человека нет друзей, тяжело знакомиться. Он может нормально общаться в интернетах (нет ощущения "своя группа"), но при этом как-то влиться даже в онлайн-коллектив не может.

Пример 2: "успешный человек".
Дано: ушлый делец, который ломится в интересное место и выходит с новыми клиентами.
Цепочка: кортизол ("опа, чё такое") -> кортизол+норадреналин+дофамин ("все боятся") -> адреналин+тестостерон+дофамин ("просто сделай!") -> дофамин+эндорфин+тестостерон ("Оружие не убивает - я убиваю.") -> дофамин+серотонин+тестостерон ("Порядок: я нужный и лучший!")
Результат: Тут очевидно, что у человека надежда на свои силы - это правильно и это очевидно. Более того не понятно зачем вообще отказываться от действия - оно же ведёт к ощущению крутости!
"Возможность -> страх -> действие -> результат" - вот формула успеха! Как можно быть размазнёй, если всё так просто?

Пример 3: "нытик".
Дано: ботаник, который прекрасно разбирается в задачах, но при этом - абсолютно не может ни сменить работу, ни познакомиться.
Цепочка: серотонин+кортизол ("проблемы дома") -> дофамин+тестостерон ("я смогу") -> кортизол+норадреналин ("если не получится мне ж это 5 лет припоминать будут", "огребу") -> кортизол+норадреналин+серотонин ("нужна помощь").
Результат: В этом случае можно заметить, что мысль об успехе является спусковым крючком для негативного потока, т.е. призывы к пути "успешного человека" абсолютно бессмысленны. Более того: страх другой, он собран из других частей.
"Проблемы -> {попытка решения -> ещё большие проблемы} -> отказ от ответственности -> покой" - как в таких условиях вообще можно говорить хоть о каких-то достижениях?
Вернее, даже не так: вы серьёзно считаете, что фраза "пока сам не захочешьи не попробуешь - ничего не добьёшься" вообще может такого человека замотивировать?

Замечу, что это набрано по неполной и признанной автором (мной) устаревшей системе. Дальнейшая разработка позволит описывать поведение гораздо тоньше и точнее, если даже не создать игру, которая сможет плавно корректировать поведение, создавая и укрепляя новые паттерны.

Всем дочитавшим сей свиток - саншайна ин да маг и мастерписного жаркого! Зря я что ли лез в эту кроличью нору?)

Послесловие

Естественно это далеко не всё, что было найдено или придумано в процессе.
Хочется рассказать и о том, как работают мысли и сознание, в чём разница между бессознательным и сознанием, написать притчу о том, как из ребёнка алкоголика (простого и забитого) - появляется с помощью института пламенный революционер, про те игры, которые помогли создать это, про мой шизанутый ИИ "Найра" и про жанр компьютерных игр, который ещё никто не создал: хоррор-РТС.

Создавать это было интересно и прикольно, но сложно и долго. Потому буду благодарен благочестивым донам за поддержку дальнейшей работы. Ну или лайк-комментарий-репост для продвижения.

1717
17 комментариев

Скоро книга от Сапольски выйдет по этому поводу. Очень жду её потому что мужик хорошо рассказывает про отсутствие свободы воли.

2
Ответить

книжки курпатова тоже неплохи ( красная таблетка). А так да, человек это биоробот. Отсутстие эго это по сути и есть осознание этого простого факта. Когда видишь, как под психоделиками/антидепресантами/скачками гормонов у тебя резко меняется настроение, желания, жизненые ориентиры, поведение начинаешь сомневаться вобще в том, что у тебя есть хоть какой то контроль над собой.

2
Ответить

А что за книга?

Ответить

Хочется рассказать и о том, как работают мысли и сознание, в чём разница между бессознательным и сознанием

Вот это высказывание вызывает очень большой скепсис. Тут виднейшие учёные не могут понять, что такое сознание и как оно работает, а вы уже поняли. Но, несмотря на это, было бы любопытно почитать ваши следующие работы. Спасибо за статью. Какие книги использовали, может быть, статьи?

Ответить

Потому что "виднейшие учёные" идут по пути QA - у них есть тесты и теория предшественников. И они не могут просто так взять и выкинуть все наработки - потому что это антинаучно - раз, потребует прорываться через тонну осуждения - два.

Пример: когда в конце 1980-х в США вышла книга "пластичность мозга" на неё обрушились с очень жёсткой критикой: она постулировала, что человек мыслит не "душой", а "мозгом". И болезни мозга могут влиять на мышление. Тот факт, что ранения и ЧМТ были до того - уверенно игнорировались и назывались "промыслом божьим".

Я же, не будучи в медицинской системе, пошёл по пути обратной разработки через воспроизведение багов: вместо того, чтобы улучшать тест я создавал раз за разом новые модели, задача которых была воспроизводить баги и ошибки, о которых я читал.

Самой сложной проблемой был сон. Вообще, я его до сих пор до конца не понял, от поклонников осознанных сновидений вообще добиться нормальной информации не получилось. Тем не менее, мне кажется, что я в достаточной степени усложнил модель, чтобы она естественным образом воспроизводила не только "прямой функционал", но и МКБ-10 (расстройства психики).

То есть да - это антинаучно, потому что я опираюсь исключительно на "сырой" материал и минимально - на работы Линде (а тот в свою очередь - на разнообразные школы психотерапии), Эрикссона и Менегетти. С другой стороны - предсказательность у теории вполне приемлемая.

1
Ответить

Какие книги использовали, может быть, статьи?- Базовая теория - результат попытки впихнуть 1000 "разумных" ботов в 32Мб ОЗУ на 120 МГц процессоре и IDE харде.
- Базовый принцип: "Эстетика энергоэволюционизма", Веллер.
- Обратная разработка: Хабр, поиск по статьям Test Driven Development
- Медицинские материалы: катастрофически плохое качество как сырых данных (нет контекста), так и выводов (крайне поверхностные и направлены не на исследование,а на "приведение в норму"). Я мог бы сослаться на "Психиатрические разборы в клинической практике" - но качество материала хуже чем на Тумблере(!).
- Сырые данные: тумблер, телега (блоги и рассказы). Читал "в глубину", для понимания динамики, выводы воспринимались отдельно.
- Дополнительная медицинская теория: Менегетти "Имагинаторика", Линде "Эмоционально-образная терапия".

Ответить

Ну, есть цикл переведенных декций по биохимии человека. Не книга, но оно уже есть и точно полезно.

Ответить