Охота на Мэри Сью

Доброго всем времени суток. Наткнувшись здесь недавно на небольшую дискуссию о принадлежности Геральта из Ривии к славному роду Сью, я вспомнил, что довольно часто встречаю неоправданное обвинение тех или иных персонажей книг, фильмов или видеоигр в мэрисьюшности. Причина? В первую очередь довольно туманные представления о самом термине, сформированные на домыслах или прочтении по диагонали краткого значения на вики.

Охота на Мэри Сью

Как бы то ни было, я решил написать краткий опус в стиле ликбеза, посвященный теме Мэри Сью и ее признаков в персонажах поп-культуры. Небольшое замечание: вне зависимости от пола персонажа, я предпочитаю использовать каноничный термин «Мэри Сью», без «Марти Сью». Все же это ярлык, а не прозвище конкретного подопытного.

Часть 1. Скажи, как тебя зовут, и я скажу, кто ты.

Думаю, подробно останавливаться на истории появления самого термина не имеет смысла. Мэри Сью — центральный персонаж карикатурного произведения Паулы Смит «Повести Трекки». Согласно мнению большинства, автор специально собрал все имеющиеся штампы в одного персонажа для высмеивания тенденции, существующей до сих пор. Т.е. метафорическая Мэри Сью — квинтэссенция тех штампов, что позже станут признаками мэрисьюшности.

Однако возникает закономерный вопрос (ну, должен возникнуть): в чем проблема такого персонажа? Чем плох духовный наследник или предшественник Мэри Сью?

Два вопроса — два ответа:

1). За самим персонажем в принципе не интересно следить. Вас может удерживать сюжет или иные вещи от преждевременного удаления/выбрасывания данного шедевра, но точно не главный герой.

2). Низкая ценность творческого произведения. Как правило автор, не осиливший создание более глубоко персонажа, не способен подарить аудитории ни интересных идей, ни интересного опыта. Исключение, как и всегда, составляет намеренное омерисьюшивание главного героя (и то не всегда).

Позже я напишу , почему Мэри Сью и ее сподвижники нужны нам, но прежде разберемся с «начинкой» таких персонажей. Нет, Блацкович, фартук и бензопилу сегодня доставать не требуется.

Кто такие Мэри Сью? В современной поп-культуре (в основном для мемов-сравнений) используется термин «сын маминой подруги», который является синонимом Мэри Сью для не литературных персонажей.

Какие штампы кроются под знаменитой фамилией? Самый распространенный набор — рано потерять родителей, быть крайне умным и привлекательным, харизматичным, сильным. Быть лучше окружающих по меньшей мере в половине видов деятельности (желательно во всех), легко достигать поставленной задачи, быть признанным всеми (даже врагами), достичь успеха и власти и пользоваться успехом у интересующего вас пола. При этом персонаж, как правило, обладает чертами характера, в реальной жизни мешающих достижению хотя бы половины из перечисленного.

Духовный наследник Мэри Сью — тот, в успехе которого бесполезно сомневаться, который если и терпит досадные поражения (хотя какие там поражения? Скорей досадные неудачи), то в скором будущем наверстывает все сполна.

Духовный наследник Мэри Сью — ходячий сборник всего того, что мы желаем видеть в себе. Ну, или по крайней мере, желаем, чтобы видели это в нас.

Духовный наследник Мэри Сью — тот, под которого подстраивается весь мир.

Часть 2. Да здравствует наш суд — самый негуманный суд в мире!

Повторюсь — Мэри Сью является квинтэссенцией определенных штампов. При этом любое произведение — книга, фильм, игра — также является сборником штампов. Насколько оригинальным бы не было произведение, человеческий мозг лишь комбинирует ранее полученный опыт, а не создает новый. Это значит, что в любом произведении могут находится (хотя на самом деле находятся почти наверняка) некоторые из штампов, определенных как мэрисьюшные. Вопрос лишь в одном — насколько их много?

Т.е. для того, чтобы создать Мэри Сью, не обязательно использовать только ранее описанные приемы. Оригинальная Мэри Сью — лишь пособие, разбирающее и высмеивающее самые наглые штампы. Люди, пытающиеся писать литературные произведение, наверняка знают так называемые «тесты на мэрисьюшность», в которых можно пусть и не очень объективно, но измерить градус накала родства со Сью.

Таким образом, если в обсуждении некого персонажа поднимается тема мэрисьюшности, значит, с высокой долей вероятности в нем использованы некоторые из штампов этой дамочки.

Вместо долгого разбора теории предлагаю взять два примера и на их примере разобрать поднятую проблему. Первым примером будет Геральт, а точнее, его непричастность к данному ярлыку, а вторым… да какая разница, еще с первым не разобрались!

Часть 3. Ведьмак Геральт родом из Ри… Мэри Сью

Скажу сразу — я веду оценку не качества произведения или игры, а непосредственно персонажа, поэтому сразу ̶п̶о̶г̶о̶в̶о̶р̶и̶м̶ ̶о̶ ̶н̶а̶г̶р̶а̶д̶е̶ перейдем к делу.

Безусловно, как и многие фавориты поп-культуры, Геральт не обошелся без штампов Мэри Сью. Чего только стоят его мастерство фехтования, любовь чародеек и известность? Однако составим список из таких штампов:

* Потерял родителей в детстве — уже весомый штамп, поскольку именно таким штампом авторы усиливают ценность достижений персонажа, а также сопереживание ему.

* Не такой, как все. Ведьмаки, как нам известно, уже не совсем люди, а мутанты, значительно превосходящие нас по многим параметрам, а их редкость практически сталкивает нас с тем, что Геральт на протяжении большинства своих странствий (особенно в книгах) — единственный и не повторимый.

* Редкий профессионал редкого ремесла. Отличный штамп, ведь выходит, что у ведьмака нет особой конкуренции, так как спектр его действий значительно превосходит аналогичный у простых наемников в силу знаний о чудовищах и своей ведьмачей уникальности. Вдобавок к этому еще и превосходный фехтовальщик, не смотря на то, что убийство людей — не его профессия.

* Известность — если он не Сью, то, черт побери, как этот голодранец пользуется славой среди знати? Обычные наемники такого позволить себе не могут.

* Популярность среди женщин. Да еще каких! Могущественные чародейки, красивы, умны… а кто он такой? Ведь согласно описаниям, красавцем он не был!

* Очередной спасатель мира. Ну, тут нечего сказать — действительно, наш ведьмак, по сути, один из спасателей целого мира. Мэри Сью, да и только.

Геральт, Геральт, перс имбовый, Геральт, Геральт, вредный перс.

Что ж, если судит лишь по этой «вытяжке фактов», то становится ясно — это Мэри 2.0. Однако это неполная картина. Как я ранее заметил, у мэрисьюшности есть особенность — персонаж имбовый не в силу достижений, а потому что земля вертится вокруг него.

Определенно, штамп с ранней утерей родителей сильно надоел и распространен, однако, согласитесь, это лучше, чем когда автор родителей оставляет живыми-здоровыми, но абсолютно забывает об их существовании. Штамп серьезный, но сам по себе ничего не решающий.

С ведьмаками та же проблема — вроде и есть, но где-то там. Впрочем, с сюжетной стороны имеется обоснование — время ведьмаков на исходе, так как цель их ремесла уже практически исчезла. Нет спроса — нет предложения, поэтому ведьмаки скорее диковинные зверюшки в глазах людей, чем уважаемые трудяги опасного ремесла.

Однако работенки хоть и немного, но она есть, и с годами странствий Геральт набирается опыта работы и со стальным клинком, благо с его мутантскими отклонениями он имеет превосходство над большинством противников.

Относительно известности у меня лишь есть такое объяснение — дружба с Лютиком-бардом, а также несколько успешных заказов для глав государств. Да, это не слишком частое явление в реальности, но и прихотью самого Геральта тяжело назвать.

Относительно женщин… видимо, в целях повышения интереса аудитории Сапковский и проджекты специально создали это нелогичный штамп, однако в его защиту можно сказать одно — внимание со стороны женщин можно вызвать не только внешностью, но и демонстрацией

харизмы. Определенно.

Так себе выглядит обеление персонажа, не правда ли? Если и есть аргументы в защиту, то они крайне слабы на фоне проблем. Однако есть одно но: при наличии жирных штампов, Геральт не может заставить мир крутиться вокруг себя. Да, он известен у знати, но его если и жалуют, то только для выполнения работы, а то и вовсе изгоняют со своей территории. О нем слагают песни, но большинство потенциальных заказчиков не узнают его и гонят ни с чем. Он мастер своего дела, но постоянно голоден, ободран и довольно часто получает тяжелые травмы. Он наставник Избранной, но не способен в полной мере исполнить свои обязательства. Он постоянно теряет друзей, а в конце концов еще и умирает отнюдь не славной смертью.

У Геральта были все шансы стать Мэри Сью, но его спас жанр «серого» фэнтези.

Часть 4. Если здесь и есть опиум, то только у автора.

Да, я решил показать пример настоящего Мэри Сью. Последним таким персонажем, встреченным мной, стала героиня вышедшей в августе книги «Опиумная война» за авторством Ребекки Куанг. Думаю, не надо объяснять, что я не смогу доказать мэрисьюшность героя без спойлеров, Да? Ох, да ладно.

СПОЙЛЕРЫ!!! (точнее, краткий пересказ)

Итак, краткая история персонажа сильной и независимой (в прямом смысле слова): жила-была девочка Рин, что росла в приемной семье на уровне раба. Единственная возможность вырваться из круга ада — поступить в наикрутейшую академию, где готовили военачальников. Всего за два года наша умная героиня чуть ли не наизусть изучает программу для экзаменов и становится лучшей в своем регионе по количеству баллов. Едва приехав в академию, успевает съездить по морде высокородному отпрыску-однокурснику и настроить почти всех против себя. Чтобы не быть выкинутой с курса, повторяет свой трюк с обучением и становится лучшей по всем специальностям, в том числе в рукопашной схватке. Впервые за двадцать лет становится единственной студенткой особо курса подготовки, где ее обучают магии. Также выясняется, что она еще и одна из двух последних представителей мега крутого народа, повелевающего огнем. Начинается война, в которой она преуспевает в продвижении по службе, а также становится чуть ли не единой с одним из богов и уничтожает целую нацию. Занавес.

Казалось бы — но Рина, как и Геральт, постоянно терпела лишения. Почему он не Сью, а она Сью? Есть две причины: во первых, подача. В «Опиумной войне» само описание лишений происходит так буднично, что «ожоги на запястьях» абсолютно не запоминаются, однако запоминается сам результат. А он четкий — полное достижение цели. Немного мучений, и ты победишь всех, в том числе и тех, кто также не спал ночами и тренировался.

Во-вторых имеется линия, присущая многим Мэри Сью - «из грязи в князи». Из никого Рина стала чуть ли не самой главной в стране. А Геральт? Чего достиг он, кроме как любви чародеек да песен в свою честь? Как был презираемым ведьмаком, так им и остался.

Часть 5. В чем сила, Сью?

Итак, основные мысли я уже изложил, однако осталось одно «но»: так ли плохо быть Мэри Сью? Мы привыкли ругать за мэрисьюшность произведения, однако… так ли все плохо? Определенно, тенденция введения подобных персонажей пугает, но бичом является не сама Мэри Сью, а ее массовость. Я считаю, что должны выходить работы с подобными персонажами, но в гораздо меньших масштабах. Это как комедии с сортирным юмором — они отвратительны, и отвратительны более в своем количестве, однако полный отказ от них не менее ужасен.

Мэри Сью дарит аудитории свой, пусть и бесполезный опыт. Читая книги, смотря фильмы и играя в игры с такими персонажами, мы ставим себя на их место, становясь в фантазиях идеальными, становясь теми, кем человек в принципе быть не способен. Живущие в трущебах желают славы и богатства, избиваемые одноклассниками желают стать непревзойденными бойцами, а девств… Мэри Сью должна возвращаться к нам, но не так часто, как мы ее наблюдаем. Нам стоит не забывать, что небольшая ее частичка есть во многих произведениях.

5.5K5.5K открытий
204 комментария

Как по мне пример не очень, Мери Сью - это Рей из новых зв: бомжиха с пустынной планеты на раз-два ремонтирует корабли( сокол), на равных бъётся с обученным ситхом, управляет разумом, как оби-ван. Всё умеет, всё знает, всё легко и просто.

А Геральт как вообще оказался? Опять "фанаты" только в ведьмака3 играли и рассуждают. Ведьмаков с детства обучают ремеслу, готовят. Это не просто спецназ, это лучшие из лучших бойцы против нежети и прочих тварей. 

А то что бабы вешаются, так это заслуга не внешности, а харизмы, языка тела и ауры уверенности.

Ответить

Начнем с того, что Рэй жила одна в пустыне и по определению должна была уметь постоять за себя, даже будучи бомжихой.

Далее, естественно он починила корабль, она же всю жизнь промышляла разбором кораблей и наверное что-то знала о них.

Далее, ситха она победила не благодаря своей физической силе, а благодаря воле. На минуточку, долгое время сильнейшим джедаем галактики был маленький зелёный старичок, он шатал любого уж точно не благодаря своим физическим качествам.
Что до Рей и её воли, она знала чего хочет (найти родителей и узнать кто она), а Кайло напротив, явно испытывал некоторые внутренние метания, из-за чего дважды уступал Рей.

И в первый раз он как раз и научил её пользоваться Силой для подчинения воли. Эта сцена выглядела достаточно логичной.

Ну и наконец, не забывайте, что речь идёт не о твердой научной фантастике, а о фентези сказке про рыцарей, принцесс и волшебников в фантастическом сетинге. Тут есть Сила, которая может всё что угодно. А ещё - мндихларианы, благодаря которым даже 12ти летний мальчик может выигрывать гонки на выживание и космические сражения. И горстки героев, проникающих в самые охраняемые места галактики (к счастью для любителей реалистичности, с недавних пор не всегда успешно) и выживающих (опять же, с недавних пор - не всегда). Но штош поделать, таковы условности жанра.

В итоге, Рей может нравиться или нет, но эй точно далеко до настоящей Мери Сью (даже дальше, чем малышу Эни), однако она пассажир поезда под названием Хейттрейн, и каждое её действие будет рассматриваться под микроскопом с целью найти нестыковки, противоречия, недостатки. И апелляция к мерисьюшности тут очень удобна, т.к. этот термин имеет широкую трактовку и большое количество признаков, а значит под него можно подогнать почти любого персонажа.

Ответить

Про Рей согласен, но как и Цири - никто и не сомневается в их мэрисьюшности. Про Геральта речь зашла, поскольку сегодня такую дискуссию наблюдал

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ха-ха, в точку

Ответить

Марти Сью... Чтобы стать настоящим Марти Сью ему достаточно попасть под колесницу и переродиться в ином фентези-мире, а его произведение получит название "Я переродился в ином мире и собрал гарем из сильнейших ведьм". Но что-то мне подсказывает, что такое произведение уже зарезервировано...

Ответить

Кстати да, попаданцы сейчас тоже крайне часто попадаются

Ответить