Вечера на хуторе — обзор фильма «Гоголь. Начало»

31 августа в прокат РФ выходит отечественный фильм «Гоголь. Начало» — экстравагантное переосмысление творчества и жизни известного писателя в формате детективного хоррора. Главный редактор DTF посмотрел картину и предлагает дождаться её появления на малых экранах, где ей, собственно, и место.

Вечера на хуторе — обзор фильма «Гоголь. Начало»

На особом положении

Говоря о «Гоголе», нельзя обойти вниманием особый статус этого фильма в российском прокате. Он выходит на экраны аккурат к началу учебного года, да ещё и с рекламной кампанией невиданных масштабов.

Фильм был снят продюсерами Валерием Федоровичем (генеральный директор ТВ-3), Евгением Никишовым (генеральный продюсер ТВ-3) и продюсерским центром «Среда» Александра Цекало. Отсюда поддержка холдинга «Газпром-Медиа» (ТНТ, ТВ-3 и другие), а также реклама на «России-1» и Первом.

Если вы ещё ничего не слышали о ней, то, вероятно, ещё услышите. В последние недели фильм продвигали даже через спортивные трансляции и, вероятно, в ближайшее время маркетинговая кампания только усилится.

Шерлок Гоголь

Другой важный момент: «Гоголь» — это частный проект, снятый без государственной поддержки. И с первых кадров фильма сразу становится понятно, почему.

В картине отсутствует какой-либо трепет перед личностью Гоголя. Писатель в исполнении актёра Александра «Это наша Земля!» Петрова изображен слабохарактерным писарем с жухлыми усиками, который в свободное от помощи следователям время топит камин своей поэмой «Ганц Кюхельгартен».

Героя-любовника из «Притяжения» Бондарчука почти не узнать
Героя-любовника из «Притяжения» Бондарчука почти не узнать

В фильме нет нравоучений и натужных напоминаний о том, что Гоголь — великий русский писатель. Напротив, его творческая деятельность задвинута на задний план и возникает только тогда, когда она нужна для поддержки хоррор-составляющей.

​Самый страшный кошмар Гоголя в «Начале» — рецензия Пушкина на его работы

Зато у Гоголя здесь есть суперспособность — находясь на месте преступления, он может связаться с тёмными силами и узнать у них, что на самом деле произошло. Обычно это выливается в судорожные каракули, которые потом приходится расшифровывать — чтобы было интереснее.

Вечера на хуторе — обзор фильма «Гоголь. Начало»

Собственно, видения Гоголя — главная движущая сила фильма и одна из его главных проблем. Таким вот «читом» сценаристы могут позволить себе закрыть любые сюжетные дыры, чем активно и пользуются. Стоит только расследованию зайти в тупик, как к писателю ночью приходит очередной таинственный незнакомец и раскрывает все карты.

В дополнение ко всему остальному Гоголь в фильме показан в популярном формате пассивного главного героя. Он как Уилл Тёрнер в «Пиратах Карибского моря» — человек самых честных правил, который в основном участвует в сюжетных событиях, но не становится их причиной. Однако последняя деталь по-своему играет фильму на пользу.

Писарь и его команда

Обычно, если в кино или сериале главный герой представляет из себя безвольный сюжетный инструмент, то вокруг него должны крутиться интересные персонажи. Так происходит и с «Гоголем».

У писателя есть свой собственный Альфред — крепостной Яким, он же источник множества комичных диалогов. Например, в одной из сцен Гоголь угрожает продать Якима крымским татарам, чтобы те отрезали тому язык за болтливость, а потом выкупить обратно — уже молчаливого.

Вечера на хуторе — обзор фильма «Гоголь. Начало»

​То же самое касается и других персонажей второго плана — брутального кузнеца с творческим началом, беспробудно пьющего от скуки сельского доктора и местного инспектора Лестрейда в лице чиновника Бинха (Евгений Стычкин), который хоть в нечисть не верит, но всегда появляется в конце расследования, чтобы забрать себе часть заслуг.

Но самая интересная роль досталась Олегу Меньшикову, который играет следователя — этакую расслабленную и самодовольную версию его же Фандорина из «Статского советника». Меньшиков, как и свойственно большому актёру, беззаботно переигрывает всех остальных участников фильма, и оттого обидно, что в кадре его не так много, как хотелось бы.

Говорят, что Олег щепетильно относится к выбору ролей, и почему он взялся за «Гоголя», понятно сразу: в его партии сценарий особенно хорош

Вечера на хуторе — обзор фильма «Гоголь. Начало»

Проблемы формата

Чтобы окончательно уйти от жанра «фильма, на который водят школьные классы», авторы «Гоголя» добавили в картину немало насилия и обнажённой натуры. Отправляясь на сеанс, стоит убедиться, что вы выбрали версию «18+», а не «16+».

Более «взрослая» из них содержит в себе и откровенные постельные сцены с голой грудью, и непривычный для русского кино уровень насилия — простреленные головы, пригвождённые к деревьям тела и многое другое.

Впрочем, от обоих вариантов можно получить почти одинаковое наслаждение. Главная «форматная» проблема фильма кроется в другой плоскости.

Вечера на хуторе — обзор фильма «Гоголь. Начало»

Дело в том, что «Начало» — это на самом деле никакой не фильм, а два эпизода дорогого сериала, склеенные в двухчасовую картину — между ними даже есть титр. Отсюда и название, напоминающее о первом «Бэтмене» Нолана.

«Начало» здесь значит не старт трилогии, а то, что продолжение зрители увидят когда-то потом

При этом нельзя сказать, что в плане картинки «Гоголь» не тянет на кинотеатральный прокат — напротив. Здесь прекрасная операторская работа, совсем не телевизионная режиссура и убедительные спецэффекты (хоть и не все). Проблемы заметны только в саундтреке (уж слишком он похож на музыку из ричьевского «Холмса») и гриме — парики на актёрах сидят странно, а сельские девки щеголяют накрашенными глазами, нарисованными бровями и накачанными губами.

Вечера на хуторе — обзор фильма «Гоголь. Начало»

Однако по своей структуре «Гоголь» — это всё-таки не фильм. Первый час — это пилот. В нём вместе со следователем Гуро (Меньшиков) писатель отправляется в село Диканька, где происходят странные убийства, после чего Николай Васильевич решает остаться на месте, пока не расплетёт весь клубок тайн.

У пилота, как водится на телевидении, есть и свой момент катарсиса, после которого резко начинается вторая серия, где происходит новое убийство — связанное с основной сюжетной линией лишь косвенно.

Если вы смотрите два эпизода шоу подряд дома, то у вас нет вопросов к тому, почему вы только что увидели две сюжетные арки. Но для двухчасового фильма, идущего в кинотеатрах, это совсем не подходящий формат. Мало того, что многие люди выйдут из зала с чувством незаконченности, так и на втором эпизоде — при всех его достоинствах — трудно не заскучать. Он неплох, но сильно сдаёт на фоне первого. В нём действуют уже не все персонажи из пилота, а накал страстей резко падает.

На этом месте у меня возникает серьёзная дилемма. «Гоголь» — это смелый российский эксперимент, который стоит поддержать всеми возможными средствами. Просто потому, что такое у нас снимают едва ли не впервые. Это сделанный решившими как следует оторваться людьми развлекательный контент, а не очередная натужная агитка про великое прошлое нашей страны.

Идея превратить Гоголя в главного героя процедурала, который расследует убийства, попутно встречаясь со всеми своими персонажами — русалками, ведьмами и чёртиками — изумительна. Это история из категории «так плохо, что даже хорошо».

Но как фильм для похода в кинотеатр я его посоветовать не могу. А вот дождаться, когда «Начало» стартует на ТВ-3 вместе с последующими эпизодами — вполне. Там и сюжет может раскачаться во что-то более внятное.

12K12K открытий
71 комментарий

Следующие части я так понимаю будут называться Темный Писарь, Темный Писарь Возрождение легенды

Ответить

"Гоголь против Пушкина" и "Лига Поэтов".

Ответить

Может лучше, Гоголь: Бессмертный и Николай?

Ответить

Там даже слоган фильма: "Самая темная ночь перед рассветом", так что будет не удивительно

Ответить

напомнило

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Еее, второй нормальный российский продукт. Предыдущим считаю "Метод" Быкова под патронатом того же Цекало

Ответить