Упавшая котлета остаётся на полу — тезисно о моём двухлетнем опыте работы в Burger King
О секретах бренда, внутренней кухне и, конечно же, еде.
Идея этого необычного для DTF материала зародилась совершенно случайно, когда мы в полурабочем чате обсуждали продажу бизнеса McDonald's в России. Сам того не замечая, я упомянул, что несколько лет назад будучи студентом подрабатывал в Burger King, хотя планировал до последнего скрывать этот факт и по возможности забрать его с собой в могилу.
Однако руководители прекрасного подсайта «Еда» настояли на том, чтобы я сделал тезисный текст о своём опыте работы, заверив меня, что многим людям это определённо будет интересно. Не знаю, такой ли «якорный» контент читатели хотели увидеть в «Еде», но вот он, прямо перед вами.
Сразу оговорюсь, что никаких срывов покровов тут не будет — я работал в обычном ресторане с адекватным руководством и хорошей командой, хотя некоторые факты вас могут удивить, если с фастфуд-индустрией вы знакомы исключительно как гость.
Отмечу и то, что я рассказываю исключительно об опыте работы в одном ресторане, который считался хорошим по меркам региона и получал высокие оценки по итогам квартальных проверок. Иногда я подменял ребят в других точках, но по паре смен трудно составить какое-то полное впечатление о команде и ресторане.
Стартовые классы, карьерный рост и основы работы
- Так называемых каст в Burger King не слишком много — после прохождения простейших собеседований и получения медицинской книжки новичок либо становится поваром и попадает на кухню, либо оказывается на кассе. Исторически так сложилось, что касса считается чуть престижнее, поскольку работа там не такая пыльная и в основном надо просто стоять, разговаривать с гостями, пробивать заказы и разливать газировку. Я же начинал именно с кухни, а на кассу перебрался только в последний год работы.
- Работники кухни занимаются всем, чем можно заниматься на кухне: нарезают овощи, заливают в тюбики кетчуп, моют посуду, жарят мясо, следят за фритюром, собирают бургеры, накладывают картошку, наггетсы и прочее. По правилам для всех этих процессов должны выделять как минимум одного человека, однако в реальности за мясо, фритюр и даже сборку закусок может отвечать один работник — если скорость позволяет. Иногда у ресторана попросту нет стольких людей или же администраторам приходится экономить, поскольку им надо укладываться в определённую сумму, которая складывается из выручки на текущий час. Если заказов очень мало, то лишних сотрудников снимают со смены и они либо дожидаются своего часа славы, либо идут домой. Со мной поначалу такое случалось очень часто — настолько, что я уже думал увольняться и переходить в соседние McDonald’s или KFC.
- По сравнению с кухней на кассе забот и правда меньше, но ответственность порой всё же выше, поскольку кассиры отвечают за деньги. Понятное дело, что никакой недостачи под конец смены быть не должно, иначе возмещать придётся самому. Помимо общения с гостями кассиры собирают заказы, наливают колу, подают десерты и отвечают за пополнение своих запасов.
- Спустя какое-то время кухонник может захотеть перейти на кассу, а работник кассы — на кухню. В таком случае предстоит выучить новые правила и доказать, что ты всё усвоил. Если всё нормально, то такого сотрудника переводят в универсала — это тот, кто спокойно может работать как на кухне, так и на кассе, а значит пользы от него куда больше. Часовая ставка у универсала тоже чуть больше.
- В последний год работы я был именно таким универсалом, причём мне доверяли не только работу на кухне и кассе, но и за их пределами. Так, я размораживал булочки, принимал поставки, а затем складировал всё это в морозильнике, проставляя даты и соблюдая ротацию (First In First Out), чтобы старая продукция всегда стояла спереди, а новая — в самом конце. Не могу с уверенностью сказать за всех, но я и большинство моих коллег с ответственностью подходили к работе и по максимуму старались соблюдать все нормы при приёме поставок. Хотя тотального контроля со стороны руководства не было, а на некоторые косяки и вовсе могли закрыть глаза.
- Помимо принятия поставок, универсалы могут закрывать ресторан после окончания смены или же наоборот открывать его за несколько часов до начала работы фастфуд-точки. Как правило, кроме менеджера в ресторан за несколько часов до открытия приходят двое сотрудников — по одному на кухню и кассу.
- После универсала можно дорасти до тренера — это по сути такой же универсал, который теперь должен обучать всех остальных и следить за своей группой подопечных, чтобы они вовремя сдавали все тесты и другие теоретические и практические задания. После тренера сотрудник может стать менеджером, у которого уже фиксированная оплата, а не часовая ставка, а затем уже — директором. В теории рост на этом не прекращается и успешного директора могут повысить до регионального директора, который отвечает сразу за несколько ресторанов.
Чистота на кухне, гигиена и качество продукции
- В Burger King очень много правил касательно чистоты рабочих станций и гигиены сотрудников, но на практике что-то всегда игнорируется. К примеру, каждый сотрудник должен раз в час мыть руки в 12 этапов, куда входят дезинфекция специальным раствором, а также очистка ногтей специальной щёткой. Тотальный контроль есть не всегда, поэтому некоторые сотрудники не моют руки каждый час, или, например, после перехода от одной станции к другой. Хотя по правилам должны. Во время многочасовых «запар» с наплывом гостей мытьё рук и замена перчаток зачастую уходят на второй, а то и третий план. Лично я немного помешан на чистоте и постоянном мытье рук даже будучи дома, поэтому у меня с гигиеной не было проблем. Но порой приходилось пренебрегать 12 пунктами и ограничиваться, скажем, обычной дезинфекцией без использования щётки.
- За чистоту на кухне и на кассе отвечают сами сотрудники. Они же моют полы, или например, каждые четыре часа меняют щипцы на разных станциях и растворы с дезинфекцией. Всё это фиксируется наклейками с таймером, которые потом проверяет менеджер. Контроля в этом плане больше, однако даже так правила могут неоднократно нарушать — иногда специально, а иногда неосознанно.
- Вся продукция приходит в сыром или замороженном виде. Как я уже упоминал, разморозкой занимаются сотрудники. Некоторые ингредиенты надо подготовить: маринованные огурцы и салат переложить в тары, соусы разлить по бутылочкам, а лук и помидоры — нарезать на специальных резках. У овощей есть свой срок годности, к примеру, салат хранится в холодильнике 12 часов, а на борту сборки бургеров — 2 часа. Но порой его могут использовать и после истечения этого времени — тогда просто меняют наклейку с таймером на новый. Это, конечно, считается серьёзным нарушением правил. Просрочки, которой можно отравиться, у нас не было, по крайней мере о которой знал я — все продукты так или иначе уходили в срок, а если что-то действительно залежалось, то это утилизировали.
- С мытьём посуды тоже строго. Согласно нормам всё надо мыть в шесть этапов с использованием трёх разных ванн, однако в реальности это не всегда соблюдается. Зона мойки самая изолированная из всех, поэтому работник на этой станции обычно предоставлен самому себе. По личным наблюдениям могу сказать, что большинство игнорировали правила и мыли посуду обычным «домашним» способом — без шести этапов и метода трёх ванн.
- Вся заморозка вроде котлет и картошки фри хранится в морозильниках — такая продукция не успевает портиться, поскольку спрос на бургеры и картошку есть всегда. Однако если приготовленная фри лежит слишком долго, то её могут выбросить и пожарить новую порцию.
- Если вы пришли в этот текст только ради заголовка, то этот пункт специально для вас. Да, если во время готовки что-то упало на пол, то поднимать его ни в коем случае нельзя. По крайней мере тому, кто занят на важной станции вроде сборки бургеров. В идеале упавшую котлету должен поднять, например, посудомойщик, который по всем правилам утилизирует испорченный продукт, а затем вымоет руки, соблюдая 12 пунктов чистоты. Ключевое слово — в идеале, но на самом деле это может сделать и другой работник. Если же все заняты, то котлета будет лежать на полу и ждать своей участи. Испорченный ингредиент не будут класть обратно в бургер — по крайней мере на моём опыте за два года такого ни разу не было. И я уверен, что в остальных ресторанах BK то же самое. Это злостное нарушение даже по меркам самых слабых и запущенных фастфуд-точек. А ещё такое действие отчётливо видно на камерах, за записью с которых постоянно следят региональные менеджеры аки Альянс из Half-Life 2.
- Добиться идеальной чистоты и качества в ресторанах быстрого питания вроде Burger King невозможно. Такие заведения работают на скорость и количество, а в погоне за ними всегда что-то страдает. Могу только сказать, что за те два года работы на всех этапах производства я не видел чего-то критичного, что могло бы повергнуть меня в шок и заставить задуматься о том, как вообще такое допускают. Правила в фастфуд-ресторанах всегда будут нарушаться, однако так или иначе все сотрудники стараются работать на совесть. К тому же базовая чистота и качество продукции в интересах самих сотрудников: их кормят той же едой, что и гостей.
Всё о бургерах — какое мясо, состав, сборка, хранение
- Бургеры — самый ходовой товар в Burger King наравне с картошкой и газировкой. Их добавляют во все наборы и почти все сотрудники кухни так или иначе работают для того, чтобы обеспечивать бесперебойную подачу сэндвичей. Самые популярные — это разные вариации Воппера и Биг Кинга. Хотя гурманы могут предпочитать более сложные бургеры вроде Гриль Кинга или Беконайзера.
- Котлеты в Burger King из говядины — за их поставку отвечает «Мираторг». Какое-то время франшиза экспериментировала и вводила бургеры со свининой, но они не прижились. Для тех, кто не любит говядину, BK предлагает бургеры из курицы или рыбы — для них используют котлеты в панировке, которые жарят во фритюре. Если вы обожаете рыбу, то всегда будете получать наисвежайший бургер, поскольку Фиш Кинг заказывают очень редко. Ещё есть куриные котлеты без панировки, которые тоже готовят в печи — их, например, кладут в Цезарь Ролл или уже не существующую Сырную Мэри.
- Мясо для бургеров жарят в специальной печи с конвейерной лентой — внутри неё горит небольшой огонь, так что слоган «Приготовлено на огне» можно считать достоверным.
- Маленькие котлеты готовятся 1 минуту и 50 секунд, а большие — 2 минуты и 35 секунд. В отличие от McDonald’s, работникам BK не надо переворачивать котлеты — нужно только вовремя следить за их падением в специальные пэны, а затем складировать их и относить в секцию сборки бургеров, где они, уже в другой печи, могут храниться 1 час. Если сотрудники не следят за ситуацией или не хотят списывать продукт, то готовые котлеты могут пролежать в горячей печи дольше одного часа. Это тоже нарушение.
- Простые бургеры вроде гамбургеров и чизбургеров могут храниться в зоне выдачи 10 минут, а сложные вроде Вопперов и Беконайзеров не хранятся вообще — их собирают на заказ. Иногда заказ могут отменить и тогда кассирам в срочном порядке придётся предлагать гостям какой-то конкретный бургер, потому что списание уже готового бургера плохо сказывается на отчётности.
- Если вы хотите получить самый свежий бургер, то попросите какой-нибудь дополнительный топпинг — к примеру, хрустящий лук или больше сыра. В таком случае куда больше шансов, что бургер вам сделают новый. Но не исключено, что сотрудник откроет уже готовый бургер, разберёт его и просто добавит дополнительные топпинги. А ещё можно попросить убрать какой-нибудь соус — вкус блюда будет уже другим, но зато вы с наибольшей вероятностью получите только что приготовленный бургер, а не тот, который уже успел полежать в печи.
- Бургеры собирают на скорость — за это обычно отвечают два человека. Первый начинает сборку, намазывает майонез, добавляет мясо, а второй накидывает оставшиеся ингредиенты вроде овощей и соуса, закрывает бургер, упаковывает и отдаёт сборщикам с кассы. Если же гостей мало, то за сборку всех бургеров может отвечать один опытный сотрудник.
- В плане ингредиентов всё просчитано до грамма. Сотруднику лишь надо соблюсти порядок сборки и отдать бургер как можно быстрее. В идеале надо выучить все рецепты, однако в крайнем случае можно подсмотреть таблички с рецептами, которые висят над зоной сборки. В первые дни было сложно справиться со всеми лопатками, щипцами, запомнить порядок сборки и при этом умудряться отдавать всё быстро, однако к такому быстрому темпу скоро привыкаешь.
- Качество бургеров зависит от многих факторов: от опытности сотрудника, его мотивации выкладываться на работе именно в данный момент, от загруженности ресторана и так далее. Но так или иначе бургеры стараются собирать по всем стандартам, поскольку недовольный гость всегда может попросить замену, а потом оставить плохой отзыв, что скажется на рейтинге ресторана.
- Сотрудников кормят такими же бургерами, однако для них доступно ограниченное меню из простых сэндвичей вроде гамбургера, чизбургера и чикенбургера. Если нет тотального надзора, то работники могут добавить своим коллегам какой-нибудь дополнительный топпинг или положить больше сыра — этого делать нельзя, но ради друзей и семьи можно рискнуть. Холодные напитки сотрудникам можно пить без ограничений — на выбор тот же ассортимент, что и для гостей, включая Pepsi и два вида Lipton.
- Лично я не очень люблю фастфуд, поэтому на работе практически не ел. Иногда брал что-то своё, иногда перекусывал закусками типа наггетсов или луковых колец (их брать тоже можно), но чаще всего просто дожидался конца смены. Но если я даже не ел на работе, то свой обед в виде бургера всё равно незаметно забирал домой и отдавал соседу по комнате. Мне не тяжёло, а ему халявная еда только в радость.
- По правилам все непроданные бургеры надо списывать и выбрасывать, однако иногда менеджеры могут закрывать на это глаза и разрешать работникам доесть их после смены. Но даже самые лояльные менеджеры не позволяют забирать домой оставшиеся бургеры, хотя это не всегда останавливает сотрудников.
Закуски, десерты и газировки
- Все закуски вроде наггетсов и картошки фри готовятся на фритюре, масло для которого меняют каждый день в конце смены.
- Фри в готовом виде не хранится очень долго, однако она может залежаться. Если вы хотите получить свежую картошку, то попросите сделать её без соли. С наггетсами сложнее, однако если вы не торопитесь, то можно попросить сделать новую порцию — вам вряд ли откажут.
- Горячие десерты вроде пирожков готовят заранее. Если хотите свежий, то надо уточнять на кассе. В противном случае вам могут дать залежавшийся пирожок. Он не испорчен, однако свои превосходные качества уже растерял.
- Холодные десерты обычно размораживают и держат в холодильнике, где они сохраняют свою нужную температуру. С ними куда проще, так как их не надо готовить и они долго хранятся.
- Газировки в фастфудах отличаются от бутылочных аналогов. Для ресторанов такие напитки приходят в виде сиропов, которые подключаются к специальным автоматам, где смешиваются с водой, а затем газируются. У каждой фастфуд-сети свои пропорции смешивания и по личным ощущениям могу сказать, что напитки в BK намного слаще, чем в KFC.
Кратко о том, что запомнилось за два года работы
- Иногда сотрудника в срочном порядке могли отправить в другой ресторан на такси, чтобы забрать какой-нибудь недостающий продукт — например, целую коробку котлет. Дорогу, естественно, оплачивали, однако без приключений всё равно не обходилось. К тому же порой тяжёлых коробок было сразу несколько и тогда приходилось тащиться с ними до машины. Такой бартер между ресторанами нигде не прописан и это всегда обмен «по-чёрному» — долг надо обязательно вернуть, иначе потом придётся объяснять начальству, куда пропала целая коробка мяса.
- Некоторые ингредиенты одалживали у ближайших «коллег по цеху» — соседних заведений вроде местных пиццерий. Было и такое, что за помощью обращались к McDonald’s, но очень редко, так как общих позиций практически нет, а булочки, мясо и всё остальное сильно отличаются.
- Как я уже говорил, после закрытия ресторана всё надо списывать и выбрасывать, но некоторые остатки всё же забирали себе. Я пару раз оставлял себе пончики, которые не успели распродать. И пирожки.
- Кроме работы внутри ресторана могли попросить выйти на улицу и постоять как аниматор с какой-нибудь доской. Это не самые лучшие воспоминания, особенно если в зимний сезон. А ещё я пару раз надевал костюм большого бургера и раздавал листовки — не худший опыт, но если давали выбор, то я всегда оставался на кухне. Там хоть есть ощущение, что ты работаешь.
- Очень быстрый темп работы — медлить на смене нельзя и всё требуют завершать в кратчайшие сроки, даже если это почти невозможно. Поначалу было сложно привыкнуть к этому, но со временем я освоился и даже бургеры мог собрать быстрее остальных.
- Ощущение сплочённости и какой-то командной работы. Я не сразу влился в коллектив ввиду своей застенчивости, однако со временем стал уверенно ощущать себя среди коллег. Особенно приятно было помогать новичкам, которые ничего не знают, а тут ты — универсал, начинавший с самых низов и прошедший все круги этого ада.
- Иногда в фудкорт приходили иностранные гости. В таких случаях на кассу всегда звали меня, поскольку я единственный в команде знал английский язык. Успевал даже задать несколько вопросов о том, как они вообще попали в наш город и какие у них впечатления. Многие отмечали, что у меня хороший разговорный английский.
- 12-часовые смены от открытия до закрытия. За это время ты проходишь все этапы, от тихих периодов, когда совсем нет гостей, до адских «запар», во время которых некому бывает отойти и поменять сиропы для газировок. А потом после такой длинной смены идёшь домой со спокойной душой, отдыхаешь и играешь в игры.
Текст мог быть ещё больше, однако с момента моей последней смены прошло приличное количество времени — некоторые детали уже успел позабыть, а что-то удалось восстановить по сохранившимся фотографиям и сообщениям. Если у вас остались какие-то вопросы о Burger King и фастфуд-индустрии в целом, то задавайте их в комментариях, а я постараюсь ответить максимально развёрнуто.
"В таком случае куда больше шансов, что бургер вам сделают новый. Но не исключено, что сотрудник откроет уже готовый бургер, разберёт его и просто добавит дополнительные топпинги".
Вот пидоры. Я всегда заказываю бургеры без лука, но частенько в них прямо чувствуется луковый вкус. Значит, лук там был, но его вынули! Я НЕ СУМАСШЕДШИЙ
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
В Macdonald’s никогда так не обманывали))) 1-0 в пользу мака😁
Не знаю насчет БК, но в маках прошаренные люди часто заказывают мясо без соли, чтобы уж точно получить свежак.
Заказывай без соуса ещё, верный вариант.