Не учатся ничему некоторые и учиться не хотят! В игрушки компьютерные наигрались, а полезных навыков — ноль... Или не ноль?

Рассказываю, почему после Dark Souls не растёт стрессоустойчивость на работе, а Microsoft Flight Simulator не поможет управлять реальным самолётом — и какие игры всё-таки прокачивают жизненные умения.

Написал NikRedArrow
Специально для торговой площадки FunPay

Где они? Где, я спрашиваю, те самые ТОП-менеджеры, которые по двенадцать часов сидели в Цивилизации? Где логисты, построившие сотню заводов в Factorio, и дизайнеры интерьеров, начинавшие с обустройства дома в Minecraft?

Не учатся ничему некоторые и учиться не хотят! В игрушки компьютерные наигрались, а полезных навыков — ноль... Или не ноль?

Ещё с конца нулевых, когда видеоигры из категории «для гиков» перешли в разряд развлечений для всех, можно было встретить статьи вроде «10 полезных навыков, которым учат игры» или «Научись летать с помощью Microsoft Flight Simulator». Неужели врали?

Ладно, я утрирую. Никто не обещал, что пара сотен часов в Total War сделает тебя полководцем, а две недели в Farming Simulator — агрономом. Но в Интернете до сих пор можно найти десятки статей с одним и тем же заголовком: «Чему учат компьютерные игры». Тему исследовала даже Федерация компьютерного спорта России (да, такая есть).

Как же мне хочется поставить следом легендарное «ПЕРВЫЙ СКИЛЛ, ПОТОМ ТРЕТИЙ», увидев первый пункт...
Как же мне хочется поставить следом легендарное «ПЕРВЫЙ СКИЛЛ, ПОТОМ ТРЕТИЙ», увидев первый пункт...

Я же попробую разобраться, почему в большинстве случаев игры ничему не учат, и заодно расскажу, чему на самом деле научился благодаря им. А после зайду ещё дальше — попробую найти проекты, которые реально помогут получить профессию и полезные навыки. А может, даже и вовсе изменить жизнь. Да, это наглый байт. Но верить в чудо-то никто не запрещал?

«Попса»: языковые навыки, кругозор и скорость реакции

Но пойду я от обратного и для начала катком пройдусь по «попсовым» навыкам. Итак, в чём же статьи нам не врали, но недоговаривали? На что способны компьютерные игры на самом деле?

  • Они действительно развивают внимание и в целом прокачивают мозги. Замеры делали многие: тут тебе и исследование учёных университета штата Джорджиа в Атланте, и работа профессора факультета психологии и педагогики Женевского университета Дафны Бавельер. И скорость реакции у игроков действительно была выше (1, 2, 3).
  • Игры мотивируют. Вспоминаем Dark Souls и соревновательные игры, которые многих учат не сдаваться и идти к победе.
  • Активный геймплей учит контролировать ситуацию и оперативно принимать решения. «Лига Легенд», Dota, различные MMORPG — внутри этих игр действительно есть настоящие «шахматисты», способные опережать соперника на несколько ходов. Мой тиммейт, орущий так, что трещит микрофон, когда я влетаю один в пятерых, не даст соврать.
  • Компьютерные игры действительно помогают учить языки. Многие, кто часами сидел в старых проектах без русификатора со словарём, сейчас неплохо читают на английском, и я в том числе. Правда, как и любой навык, язык забывается без практики.
  • Они расширяют кругозор и обогащают знаниями (временами сомнительными) об окружающем мире. Как выжить в дикой природе? Как построить дом? Как спастись от лося? Последняя ситуация, кстати, реальный пример.

Четырнадцать лет назад двенадцатилетний школьник спас себя и младшую сестру от нападения лося: мальчик криками и жестами отвлёк зверя от девочки, а когда тот пошёл за ним, упал и притворился мёртвым. Лось просто обнюхал его и ушёл. «Использовал тот навык, который изучается на 30 уровне» — добавил юный геймер, рассказывая о случившемся.

Именно таким умением в далёком 2007 году обладали охотники в World of Warcraft.

Не учатся ничему некоторые и учиться не хотят! В игрушки компьютерные наигрались, а полезных навыков — ноль... Или не ноль?

Звучит круто, да? Но во всех перечисленных примерах есть свои нюансы.

  • Самая высокая скорость реакции у игрока в «Контру» — в самой игре, где ему знаком каждый образ и спрайт.
  • Фанат Dark Souls едва ли проявит такую же мотивацию и стрессоустойчивость на работе, столкнувшись с расплывчатыми требованиями начальства и конфликтами в коллективе.
  • Любитель скатать пару каток в «Доту» запросто может потеряться в критической ситуации, столкнувшись с новыми вводными и банально не зная, как выпутаться из передряги.
  • Изучивший английский по «Скайриму» едва ли сможет написать письмо своему другу из Англии или поболтать с ним в «Дискорде». Прочитать и понять — может быть, написать — вряд ли.
  • А того самого школьника, вполне возможно, могли пришибить копытом. Почему? Потому что лоси не действуют по логике мобов из «Варкрафта».

Уже поняли, в чём загвоздка? Правильно. Мозг игроков привык к играм, но он не привык к реальности. И более того: игровой опыт — это именно что «игровой» опыт.

Проблема «модели» — игра ≠ реальность

Игры — это развлечение. И они созданы, чтобы дарить приятные впечатления и увлекать.

Не учатся ничему некоторые и учиться не хотят! В игрушки компьютерные наигрались, а полезных навыков — ноль... Или не ноль?

Какие-то проекты, вроде мобильных — настоящие «дофаминовые ямы», награждающие игрока за каждый клик фонтаном эффектов и «плюшками». Они просты, но все мы помним, сколько денег приносит мобильный рынок?

Какие-то пытаются соблюдать баланс «кнута и пряника», жёстко наказывая игрока за провалы, но следя за тем, чтобы награда была соразмерна и справедлива. Да, для Миядзаки понятие «приятный игровой опыт» несколько… отличается от общепринятого, но кайф от победы над боссом-то вы чувствуете лютый?

Не учатся ничему некоторые и учиться не хотят! В игрушки компьютерные наигрались, а полезных навыков — ноль... Или не ноль?

А какие-то проекты, делая упор на реализм, подходят лишь для ярых фанатов симуляторов или хардкорного гейминга, вынуждая игрока следить за десятком параметров и прилагая инструкцию к некоторым игровым механикам на пару страниц.

Но зато потом можно похвастаться, как посадил самолёт в чистом поле или три часа организовывал логистическую цепочку поставок провизии и медикаментов для своей армии на другом континенте.

Не учатся ничему некоторые и учиться не хотят! В игрушки компьютерные наигрались, а полезных навыков — ноль... Или не ноль?

Но, несмотря на разные условия, всё это — игры. По сути, все они — упрощённая модель реальности. Упрощённая. Модель.

Даже хардкорные симуляторы упускают правила дорожного движения, влияние воздушных карманов на движение в пространстве, эффект лесопосадок на эрозию почвы и график вакцинации саженцев, бюрократию, воздействие фондового рынка и зарплатные ожидания сотрудников от твоей компании.

Представьте Farming Simulator с физикой грязи, как в Snowrunner
Представьте Farming Simulator с физикой грязи, как в Snowrunner

Потому что это скучно. Ну не верю я, что многим будет в кайф собирать пшеницу десять часов, следя за уровнем масла и топлива. Или планировать свой маршрут так, чтобы лишний раз не гонять машину и не портить поле, ругаясь со своим товарищем на «Камазе», который вздумал вильнуть и перекурить, а у вас горит график и… Извиняюсь, увлёкся. Да и вкусы бывают разные, и не мне, как человеку, двенадцать часов кряду фармящему сет с правильными аффиксами в очередной гаче, говорить о репетитивности геймплея…

Но в случае с гачами, что бросаются в тебя дофаминовыми плюшками каждые десять секунд, всё окупается: стоит только взглянуть на отчёты по ежемесячной выручке той же Zenless Zone Zero или Genshin Impact.

Выручка гача-проектов на мобильном рынке за май-июнь 2025
Выручка гача-проектов на мобильном рынке за май-июнь 2025

А вот в случае с «Камазом» и Петровичем проблема даже не в том, чтобы найти игрока, а в том, чтобы привлечь разработчика. На таких проектах, какими бы душевными и проработанными они ни были, много не заработаешь. Хотя, как показывает инди-рынок, рано или поздно, в попытках выделиться, разработчики придумывают самые разные концепции. Но мало кто рискует воссоздать реалистичную скорость процессов.

Так километры превращаются в метры. Часы — в минуты и секунды. А громоздкие алгоритмы действий с кучей переменных, которые необходимо учитывать — в лаконичную кнопку «Посадить». Да ещё и с точным расчётом прогнозируемой прибыли и очерченным «квадратом» под засев. Можно ли стать после такого агрономом или фермером?

Впрочем, кто знает: может, ситуация с популярностью «соулс-лайк» проектов повторится уже здесь, и игроки устанут от аркадности и геймплейной простоты, предпочтя ультра-хардкорные и неспешные проекты?

Результат: поверхностные знания и вредные навыки

Вот и получается, что данные, полученные в симуляции, в упрощённой модели, работают только в ней. Игры не дают механической памяти. Не заставляют учитывать десятки переменных и нюансов, из-за которых всё может пойти наперекосяк. Не симулируют реальные паттерны поведения диких зверей или реакцию людей с оружием на ваши попытки в «стелс-прохождение».

А реакция — навык оперативного реагирования и принятия решений в критических ситуациях, хорошо работает только тогда, когда список «критических ситуаций» отрепетирован: на вас в очередной раз напал «скриммер», вас «ганганул» лес, а босс провёл свою излюбленную серию из восьми атак катаной. Да, вы реагируете мгновенно, но лишь потому, что всё это уже «было».

Не учатся ничему некоторые и учиться не хотят! В игрушки компьютерные наигрались, а полезных навыков — ноль... Или не ноль?

И более того — игры вселяют некоторым ложное чувство уверенности и готовности к критическим ситуациям. Да, вполне вероятно, любитель The Forest, Green Hell или The Long Dark знает о том, как противостоять дикой природе и стихии, а фанат Forza Motorsport в теории может выдать хороший результат на трассе.

Не учатся ничему некоторые и учиться не хотят! В игрушки компьютерные наигрались, а полезных навыков — ноль... Или не ноль?

Вот только не стоит забывать об инстинктах. Стоит столкнуться со стаей собак на улице, услышать их рык и увидеть вставшие загривки — и сознание наполнит первобытный ужас. Звуки леса, в котором ты заблудился, будут пугать до дрожи. Рефлексы первоклассного гонщика спасуют в тот момент, когда коробка передач начнёт непривычно дрожать под ладонью, колёса скрипеть, а руль — активно пытаться вырваться в ответ на неконтролируемый занос.

Хаос. В реальности против нас работает не только страх, но и сам мир — случайными процессами и внешними факторами вселяя панику в отточенные с помощью игр алгоритмы поведения. Ведь вместо полоски стамины или здоровья в реальности мы будем чувствовать усталость и боль. И уже они заставят сердце биться громко и быстро, несмотря на то, что в играх такие ситуации возникали не раз и не два.

И что же, всё потеряно? Неочевидные навыки

Игры, выходит, ничему не могут нас научить и просто дарят приятные эмоции? Не совсем так. Вернее, совсем не так. Эффект от некоторых проектов есть, причём достаточно весомый. Но есть определённые правила для того, чтобы «виртуальный» навык стал реальным.

Начну издалека. Любители 4Х-стратегий — ребята серьёзные. В Stellaris, Hearts of Iron или Europa Universalis они вынуждены следить за десятками переменных и оперативно отслеживать изменения в состоянии своего государства. Более того, им нужно планировать действия на десятки шагов вперёд, своевременно подстраиваясь под разные ситуации.

Не учатся ничему некоторые и учиться не хотят! В игрушки компьютерные наигрались, а полезных навыков — ноль... Или не ноль?

Да, едва ли они смогут встать во главе государства, но при этом необходимость держать в голове большой массив данных, вполне возможно, поможет им заниматься тем же в реальности. Этакая прикладная тренировка многозадачности.

Похожий эффект имеют игры, где всё завязано на автоматизацию и создание производственных цепочек. Это всё ещё упрощённые «модели» реальности, но здесь вступает в дело глубина проработки геймплея и тот факт, что на настоящем производстве для прогнозирования эффективности и выстраивании логистики применяются, по сути, те же принципы.

Не учатся ничему некоторые и учиться не хотят! В игрушки компьютерные наигрались, а полезных навыков — ноль... Или не ноль?

Factorio, Satisfactory, Production Line: Car factory simulation и даже GregTech сборки Minecraft — некоторая «упрощённость» этих проектов нивелируется их масштабируемостью.

Построить завод по производству металлических слитков — легко. А как насчёт того, чтобы масштабировать его эффективность в десятки, сотни раз? Или попытаться реализовать его планировку, учитывая различные подходы к архитектуре ПО?

Да, в последнем случае энтузиасты с Хабра действительно попытались разобрать, насколько те или иные архитектурные стили, используемые при создании программ, подходят для создания сложного заводского комплекса в Factorio. С таймингами достижения ключевых моментов и разбором плюсов и минусов каждого подхода.

Планирование многокомпонентных производственных линий с учётом энергопотребления и географии местности, утилизации побочных продуктов и оптимизация темпов производства для непрерывного потока продукции — именно так некоторые проводят вечер после работы. И вот программа бакалавра «Автоматизация технологических процессов и производств» играет новыми красками и уже не кажется такой страшной.

Наконец, навык, который, пожалуй, получили многие из нас.

Пространственное мышление и ориентирование на местности. Именно этот навык с годами переносится в реальность отчётливее всего. Во многих проектах игрок вынужден постоянно использовать карту, чтобы ориентироваться в открытом мире.

Подобные видео существуют практически для всех частей ArmA и похожих игр, ведь информация о позициях и передвижениях врага в этих играх даёт гигантское преимущество 
Подобные видео существуют практически для всех частей ArmA и похожих игр, ведь информация о позициях и передвижениях врага в этих играх даёт гигантское преимущество 

Более того, в некоторых играх на карте не отображается иконка игрока, вынуждая того ориентироваться на местности, полагаясь только на визуальные образы. И вот уже поход из точки А в точку Б превращается в небольшое приключение с попытками найти ориентиры и сопоставить их с картой, чтобы узнать, где ты находишься. А после этого — в нахождение дополнительных ключевых точек, которые помогут не заблудиться на пути к цели.

Но почему эти умения, пусть и далеко не идеально ложатся на реальный мир, но уже не кажутся балластом из категории «забавные факты, которые мне никогда не пригодятся»? Что между ними общего?

Их не упрощали.

Они, появившись в игре, требуют от игрока практически то же самое, что и их аналоги в реальности. Здесь впору вспоминать разработчиков Eve Online, которые официально добавили в игру поддержку таблиц Excel, чтобы бухгалтерам крупных планов было удобно рассчитывать торговый баланс и разрабатывать экономическую стратегию клана.

Вот и ответ. Чтобы получить полезные, прикладные навыки в игре, достаточно… перестать играть. И подойти к процессу получения умений, как к настоящей учёбе. Тут я, конечно, утрирую. Но логика проста: чтобы получить навыки, полезные в жизни, нужно создать условия, максимально приближённые к реальным.

По этой причине, кстати, сразу же отпадают навыки, требующие работы руками. Или для реализации которых требуется глубокий анализ органами чувств. Выживать в виртуальном лесу и настоящем — совсем разные вещи. Как и работать в столярной мастерской или чинить автомобиль.

Но всё-таки есть ли игры, которые дают реальные навыки. Вот прям без купюр?

А если зайти чуть дальше?

Есть такие проекты, которые зачастую сосредотачиваются на самом умении, потому привычной для нас «игры» в них не так уж и много. Принцип в таком случае простой: берётся нужный навык, вокруг него создаётся набор упражнений или «испытаний», помогающий освоить новую область. А после всё это маскируется под игру путём добавления стимулов и штрафов — например, очков результата, таблицы лидеров и других привычных нам механик.

Самый яркий пример — симулятор Rocksmith, позволяющий подключить электрогитару к компьютеру через специальный провод. После виртуальный репетитор учит тебя азам игры на инструменте через серию упражнений и заготовленных песен. Следуя подсказкам на экране, вполне можно заучить ту или иную гитарную партию, а после удивить всех друзей и подруг красивым соло.

И это работает! Ты учишься музыкальным приёмам, тренируешь мышечную память и начинаешь неплохо лабать, но лишь до определённого уровня. Всё же разработчикам пришлось добавить некоторые «окна», в которые нужно попасть, зажав ноту. И если учиться только по игре, ты так или иначе будешь «гулять» и сбиваться с ритма, периодически фальшивя. Да и правильную постановку рук никто не отменял. Как и нотную грамоту, навыки групповой игры и сотни других нюансов и вспомогательных навыков.

Окей, гитара — это сложно. Может, что-то более компьютерное?

Да легко! Взять, к примеру, хардкорную и забавно-мрачную The Textorcist: The Story of Ray Bibbia. Это — абсурдная смесь из Bullet Hell и… клавиатурного симулятора. Хочешь победить противников? Набирай прямо на клавиатуре текст, который герой зачитывает из священной книги. При этом надо не забывать и двигаться, зажимая Shift и перемещая героя с помощью WASD.

Это, к слову, и мешает переносу игры в разряд просто клавиатурных тренажёров. Научит ли она быстро набирать текст? Ну, тут зависит от скорости реакции. Но смотреть на клавиатуру этот проект, если вы не забросите его после первой пары врагов, точно отучит.

Наконец, есть целая отрасль «игр для программистов». Они не сделают из вас сеньоров за одно прохождение, но зато в лёгкой и интересной манере помогут разобраться с некоторыми темами при должном усердии. К примеру, Turing Complete позволит практически с нуля построить процессор и запрограммировать его. while True: learn() познакомит игрока с комбинаторикой, расскажет о нейросетях и принципах машинного обучения.

А если вы хотите более «игрового» подхода, можете взглянуть в сторону ММО-стратегии Screeps — там игрок программирует поведение всех своих «юнитов»: от передвижения до алгоритмов добычи ресурсов и атаки.

Окей. Через игры можно получить реальные навыки. А если зайти ещё дальше? Туда, где от игр уже ничего не осталось, но внешне эти программы на них похожи? Такое тоже есть.

Это устройство комплексного тренажёра самолета «Сухой суперджет-100». Все лётчики, которые летают на этой модели, регулярно сдают экзамены как раз в нём, демонстрируя свои навыки пилотирования и способность реагировать на внештатные критические ситуации.

Никаких тебе «таблиц лидеров» — только принимающий зачёт инструктор, сидящий на месте бортинженера и регулярно подкидывающий «подлянки» экзаменуемым с помощью специальной консоли: то топливный насос вырубится, то ветер вдруг поднимется до ураганных значений.

Такие тренажёры есть для многих профессий: судоводителей, диспетчеров, логистов. Суть у них одна — максимально достоверно передать реальный профессиональный опыт. Это уже не игры. Но зато навыки из них можно получить самые, что ни на есть, реальные. С поправкой на совершенство техники, конечно.

Жизнь через призму игры — геймификация и почему она не всегда работает

А что, если пойти от обратного? Начать получать не навыки из игры, а сделать игрой получение навыков?

Поздравляю, вы открыли геймификацию! Те самые «ачивки» в личном кабинете магазинов, различные полоски прогресса в курсах онлайн-школ, страйки в Duolingo и другие приёмы, которые маркетологи и UX-дизайнеры используют, чтобы удержать нас на сайте или в приложении подольше.

Сервисы изучения языков, вроде LinguaLeo, зашли, пожалуй, дальше всех в геймификации своего функционала
Сервисы изучения языков, вроде LinguaLeo, зашли, пожалуй, дальше всех в геймификации своего функционала

И это работает: согласно различным исследованиям, удержание в таких случаях увеличивается на десятки процентов, как и прилежность учеников онлайн-курсов. Но только в том случае, если у пользователя есть соблазн задержаться подальше.

«Тогда давайте превратим всю нашу жизнь в игру» — воскликнули геймеры. И повыходила куча приложений, вроде Habitica или LifeRPG, которые позволяет создать персонажа, а после прокачивать его, выполняя задания, которые ты сам себе поручаешь.

Ставим себе цели и задания, выполняем их, качаем персонажа и приобретаем на последнего всяких шмот
Ставим себе цели и задания, выполняем их, качаем персонажа и приобретаем на последнего всяких шмот

Вот на этом большинство пользователей и отсеиваются — ведь внешняя мотивация обычно работает куда лучше, чем внутренняя. И морковка, которую ты сам вешаешь перед своим носом — это примерно то же самое, что и попытка защекотать самого себя.

Приложения и попытки превратить жизнь в РПГ популярности не получили: людей с достаточным уровнем самодисциплины вполне устраивают ежедневники и планеры. А тру-геймерам не понравилось делать двойную работу: строить планы, высчитывая их сложность и достойную награду, а после приниматься за скучную часть — за их выполнение.

В итоге получается забавная картина. Чем больше в игре «игры», тем меньше она даёт нам полезных в реальности навыков. И напротив, чем меньше проект любезничает с игроком, тем легче перенести виртуальный опыт в реальность.

Интересно, проводил ли Маск параллели между своей деятельностью и Kerbal Space Program?..
Интересно, проводил ли Маск параллели между своей деятельностью и Kerbal Space Program?..

Сейчас золотой серединой, пожалуй, являются игры, позволяющие поверхностно узнать об области знаний и понять, интересно ли вам её дальнейшее изучение. Играя в Kerbal Space Program, вы едва ли получите приглашение в NASA или письмо от Илона Маска, но зато узнаете, на каких принципах и законах основываются космические полёты и с какими испытаниями сталкиваются все причастные к этой отрасли.

Пройдут годы, мы получим настоящие капсулы виртуальной реальности, и тогда возможность получить реальные навыки за компьютером будущего станет вопросом времени и усилий.

Хочешь отправиться на Эверест и стать скалолазом? Вперёд! А может, попробуешь научиться пилотировать самолёт по-настоящему? Легко! Правда, возникает вопрос: захотят ли геймеры получить сей незабываемый опыт? Ведь в комплекте с реализмом идут часы упорного труда и, вполне возможно, неприятные ощущения от виртуальных синяков и натруженных мышц.

Нужны ли будут какие-либо навыки к тому моменту?
Нужны ли будут какие-либо навыки к тому моменту?

Пока же стоит признать, что большинство игр не спешат одаривать нас полезными навыками. Но и пустым времяпрепровождением я назвать их точно не могу. Благодаря бессонным ночам в Skyrim я неплохо поднял восприятие английского на слух и правильное произношение, которому удивился мой репетитор. Да и словарный запас тоже нехило «располнел» за времена, когда русификатора для той или иной игры я не находил, а исследовать виртуальный мир хотелось.

Day Z, Arma и проекты в открытом мире научили ориентироваться на местности, лишь поглядывая на карту. А также быстро запоминать её наизусть, что потом не раз выручало меня в путешествиях по незнакомым городам. Имея под рукой только Google Maps, я без проблем находил всё мне необходимое и уже через пару дней уверенно бродил по уже «открытым» маршрутам.

Удивительно, но свой вклад внесла и вторая часть Dark Souls. Благодаря этой игре я научился досконально запоминать нужные маршруты и потом идти на автомате. Настолько, что даже спустя десять лет могу в мыслях пробежать большую часть локаций проекта «от» и «до», помня при этом местоположение противников и коротких путей. А после поступления в ВУЗ, та же участь постигла закоулки и узкие улочки половины Саратова.

Но, конечно, ни воеводы, ни оратора, ни пилота игры из меня не сделали. Но я и не пытался выучить профессию благодаря Microsoft Flight Simulator. А что вы думаете по поводу всего этого? Какие навыки вам удалось перенести из игр в реальности? И какие «геймерские» привычки стали спутниками вашей жизни?

79
10
6
5
3
2
1
109 комментариев