{"id":3841,"url":"\/distributions\/3841\/click?bit=1&hash=69895412c209b560fe7920c439ce887a7b58ec02ef493f4c43e3049dee2bee04","title":"\u041d\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0435\u0431\u044f \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043d\u0443\u044e \u0438\u0433\u0440\u0443? \u041d\u0430\u0440\u0438\u0441\u0443\u0439\u0442\u0435 \u0441\u0430\u043c\u0438","buttonText":"\u041f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0431\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"ec453eee-3dd1-5815-b9ed-746d6414f7d9","isPaidAndBannersEnabled":false}
Gamedev
Smirnov School

Цветовая теория: связь насыщенности и цветового тона с яркостью

Известный художник Марко Буччи рассказывает о нюансе работы с цветом.

У себя на YouTube-канале художник-иллюстратор Марко Буччи рассказал об особенности цвета и о том, как насыщенность, цветовой тон и яркость влияют друг на друга.

Статья — пересказ этого видео.

Основы

Для начала разберемся в базовых терминах.

В правой области палитры вы выбираете цветовой тон — hue. Это просто название цвета: красный, зеленый, синий и т.д. Перемещаясь по палитре горизонтально, вы выбираете насыщенность цвета — saturation. Перемещаясь по палитре вертикально, вы выбираете яркость — value (еще этот параметр переводят как «светлоту», «светотеневой тон» или просто «тон» — мы для удобства здесь остановимся на «яркости»). Параметр яркости показывает, насколько цвет светлый или темный.

Цвет напрямую зависит от яркости. Вот, например, два цвета с разной насыщенностью:

Несложно сказать, что верхний цвет светлее, а нижний — темнее. Если вообще убрать насыщенность, мы сразу увидим, какая яркость у каждого из цветов:

Именно яркость делает рисунок читаемым, и поэтому она — одна из важнейших основ рисования. Что бы вы ни делали с цветовым тоном и насыщенностью, любое решение всегда будет сводиться к яркости (вы могли слышать такое выражение, как «тоновая каша» — так говорят обычно о нечитаемом рисунке, где из-за проблем с яркостью (тоном) сложно разобрать, что происходит).

Многие по ошибке считают, что цветовой тон и насыщенность не связаны с яркостью, ведь яркость выбирается по вертикальной оси палитры, а цветовой тон и насыщенность можно добавить после. Но это не так.

Более того, каждое цветовое решение влияет на яркость.

Насыщенность

Для начала рассмотрим пример с насыщенностью.

У нас есть палитра и холст. Используем здесь красный оттенок. Начнем с самого ненасыщенного и нарисуем небольшой образец. А после увеличим насыщенность, оставив при этом тот же уровень яркости в палитре цветов.

Сделаем еще несколько образцов, делая их все более насыщенными.

А теперь переведем изображение в черно-белое.

Яркость выходит разная — добавление насыщенности делает цвет темнее. При этом Photoshop показывает, что уровень яркости не изменился.

Но есть и треугольные палитры, и они оказываются чуть более точными визуально.

На изображении выше палитра цветов Corel Painter. Ее форма сама по себе говорит нам, что более насыщенный цвет будет ниже по яркости. Помните, как яркость Photoshop не отражала изменения в насыщенности? Если изменять насыщенность в палитре Corel Painter, ползунок значения яркости теперь сдвигается. Но и это не полностью передает действительность.

Для начала отметим, что не все цветовые палитры одинаковы. Вот, например, плагин Coolorus для Photoshop, тоже имеющий треугольную форму:

При изменении насыщенности ползунок яркости не двигается, оставаясь на отметке 100.

Цветовой тон

Теперь поговорим о влиянии цветового тона на яркость. Тут начинается самое интересное.

Сверху у нас остается наш предыдущий пример с красным цветом. Теперь повторим процесс с синим.

Уровень яркости использовался такой же, как для красного цвета, и теперь у нас есть два ряда образцов. Переведем их в ч/б.

Как видно на изображении выше, разные цвета при изменении яркости дают разное значение яркости. И это очень важный момент в понимании цвета, который может сбивать с толку при рисовании в цифровом формате.

Вернемся к палитре Corel Painter. Мы уже знаем, что она показывает нам снижение яркости при увеличении насыщенности.

Но неточность этой палитры состоит в том, что она снижает яркость каждого цветового оттенка одинаково. Как мы только что убедились на примере выше, это совсем не так.

Вот еще один особенно выразительный пример — нарисуем образец фиолетовым цветом с 50% яркостью:

Теперь выберем максимальную яркость и максимальную насыщенность, нарисуем еще один образец:

Переводим в ч/б:

Это сложно уложить в голове, но мы сместились вверх на половину палитры и получили более темный цвет.

Разумеется, это работает так не со всеми цветами. Например, возьмем желтый.

При увеличении насыщенности он не становится очень темным. У нас есть два образца, как и с фиолетовым цветом. Переходим в ч/б, и результат выходит более ожидаемым:

К слову, все то же самое происходит и с настоящими пигментами, дело не только в цифровом формате. Вот образцы ярких и очень насыщенных акриловых красок:

При переводе изображения в ч/б мы видим такое же поведение.

Чтобы помочь разобраться в этой теории цвета, Марко Буччи сделал специальную схему, которая может служить хорошим ориентиром. В ней два слоя.

Первый слой — это просто схема со всеми оттенками и различными уровнями насыщенности:

На втором слое те же уровни насыщенности, но в ч/б формате.

Разумеется, тут не отображено каждое мельчайшее изменение оттенка, но отражены наиболее существенные.

Скачать схему в PSD формате можно тут.

Как правильно переводить рисунок в ч/б

Существует еще одна проблема при рисовании в цифровом формате.

Допустим, мы хотим проверить читаемость рисунка, для чего нужно перевести его в ч/б. Неправильным способом будет использование настройки Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность). Когда мы снижаем насыщенность, яркость для всех цветов остается одинаковой, что не соответствует действительности.

Для примера мы используем Photoshop, но все то же самое происходит в Krita, в Corel Painter и в Clip Studio Paint. Один из надежных способов проверить рисунок в ч/б — переключить режим изображения на Greyscale (Градации серого).

Минус в том, что в данном режиме мы больше не можем рисовать в цвете, что делает использование этого способа не особо удобным.

Более хитрый способ заключается в создании нового слоя и заливки его белым цветом. После режим слоя переводится в Color (Цветность):

Этот способ работает в различных приложениях и является вполне надежным, хотя контраст, возможно, немного преувеличен.

Лучший способ проверки доступен только в Photoshop. Перейдите по вкладкам View (Просмотр) -> Proof Setup (Варианты цветопробы) -> Custom (Заказной).

Нажмите на выпадающий список и выберите Dot Gain 20%.

Теперь вы можете переключаться между цветным и ч/б режимами с помощью сочетания клавиш Ctrl+Y.

Применение цветовой теории в рисунке

Теперь на примере работы Буччи рассмотрим, как эта теория цвета на самом деле влияет на рисование. Вот небольшой набросок руки Марко:

Он преимущественно состоит из серых цветов, поэтому область сзади сделана яркой. И для нее специально выбран конкретный оттенок синего.

На выбор цвета напрямую повлиял тот факт, что этот оттенок синего дает более темные значения яркости при высокой насыщенности. Таким образом цвет выходит ярким и выделяющимся, но при преобразовании изображения в ч/б яркость получается довольно низкой. Это помогает выделить более светлый центральный элемент рядом:

Вот еще один пример, где наоборот нужны были насыщенные цвета, которые не читались бы как темные:

Для этого выбор палитры состоял в основном из цветов, которые, как правило, сохраняют свои значения яркости при увеличении насыщенности.

Эту теорию цвета полезно всегда держать в голове при рисовании.

Возможно, данный эффект связан с длиной световых волн. В любом случае, за объяснениями лучше будет обратиться к науке.

Существует англоязычный акроним ROY G BIV (Рой Джи Бив). Это измерения длины волны каждого цвета в порядке убывания. Длина волн крайне относительно совпадает со схемой значений яркости. Например, красный цвет не будет самым светлым при высокой насыщенности. Поэтому точного ответа дать сейчас нельзя.

Кто автор урока?

Марко Буччи — это известный художник-иллюстратор и преподаватель живописи из Канады. За 15 лет профессиональной деятельности Марко успел поработать с издательством Walt Disney Publishing Worldwide, производителями игрушек LEGO, Hasbro, Mattel Toys и Fisher-Price, разработчиком игр LucasArts, а также мультипликационными студиями Nelvana, GURU Studio, C.O.R.E. Digital Pictures и Yowza! Animation.

В качестве преподавателя Марко сотрудничал с Академией искусств Сан-Франциско, Колледжем Сентенниал в Торонто и другими учебными заведениями.

Дополнительные материалы

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Будущий щит

Можно же было просто в двух словах объяснить природу цвета, и что на самом деле меняет параметр яркости в cg-палитрах (по сути это не яркость, а именно множитель яркости от 0.0 до 1.0), и всё встало бы на свои места без кучи одинаковых примеров.

Ответить
Развернуть ветку
Olenь

А что вы посоветуете почитать или посмотреть по цвету для новичка? 🙏🏻

Ответить
Развернуть ветку
Будущий щит

Без понятия, я не художник (по крайне мере не профессиональный), просто по работе часто приходится сталкиваться с подбором и сочетанием цветов в разных условиях.

Ответить
Развернуть ветку
k. wintermute

Буду вторым гендером:
Марко бучи - популист и смотреть на его рисунки физически больно. Есть множество тех же ютуберов, которые в разы информативнее и техничнее учат азам рисования. Я уже молчу про то, что их рисунки выглядят намного конструктивнее и красивее, чем мазня бучи

Ответить
Развернуть ветку
Nekomata

Какие например ютуберы?

Ответить
Развернуть ветку
ulys13

Мне Sinix очень нравится, Marc Brunet тоже круто объясняет.

Ответить
Развернуть ветку
pirozhok

Oh, hi. I'm Mark (c)

Ответить
Развернуть ветку
ulys13

“As you know, my lessons are not free, pay with a like and subscribe”

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин
Яркость выходит разная — добавление насыщенности делает цвет темнее. При этом Photoshop показывает, что уровень яркости не изменился.

1. В видео идёт речь о Яркости (Brightness) и Значении (Value). Это разные вещи. В статье они преподносятся одинаково - как яркость.

2. Кроме Яркости есть параметр Светлость (Lightness) - он как раз и меняется.

3. Тот факт, что при обесцвечивании вдруг меняется Значение (Value) обусловлено тем, что невозможно провести этот процесс без потерь. Поэтому функция обесцвечивания предлагается в нескольких вариантах. Есть даже вариант без изменения Значения (Value), но тогда все цветовые пятна будут одинаковыми.

Ответить
Развернуть ветку
Smirnov School
Автор

Горячо благодарим за фидбек!💖

Ответить
Развернуть ветку
Olenь

А что вы посоветуете посмотреть или почитать по цвету для новичка? 🙏🏻

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

Я не специалист, просто имею самостоятельный опыт работы в графических редакторах. И посмотрел видео из статьи в оригинале ;)

Цвет - это физика. Предположу, что можно просто погуглить про физику цвета. А потом уже какую-нибудь теорию цвета от художников. Ну и про параметры из графических редакторов тоже можно погуглить.

Ответить
Развернуть ветку
Eclypz

Если интересуетесь цветом, то советую книгу - «Искусство цвета» Иттена Иоханнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Панькин

По поводу поведений цветов на экране стоит помнить что экран имитирует реальность а не вопсроизводит ёё, то-есть как наше зрение регистрирует желтый цвет не имея специальных светочувствительных клеток к желтому цвету в глазу, у нас их 3 которые чувствительны к 3 типам волн это те-же что и в мониторе красный синий и зелёный, так что когда монитор отдаёт в глаза равное значение красного и зелёного наши глаза интерпретируют это как желтый несмотря на то что волн ~600nm там нет и в помине.
Так например большинство вещей что мы видим как фиолетовые на самом деле состоят из волн двух цветов это красного и синего, ибо на ультрафиолет наши глаза реагируют крайне слабо и объект который преимущественно отражает только ультрафиолет будет выглядеть больше серым или белым но никак не фиолетовым.
Ещё один важный эффект в смешении цветов, и цветовом пространстве, RGB довольно ограниченная палитра по смешению цвета и компьютеры для экономии используют полное значение цвета (0-255) только в момент отображения - при попадании на экран, всё остальное время цвет хранится в памяти в виде квадратного корня этого значения, при просто передачи картинок это экономит их вес и отображаются они безовсяких проблем, но когда речь заходит про редактирование... в общем наложив один цвет на другой в RGB программа сложит их корни и поделит на 2 и при отображении выдаст на экран итоговое значение возведённое в квадрат то-есть вместо к примеру (81+144)/2=112.5 мы получим (9+12)/2 в квадрате 110.25 то-есть значение темнее, и так смешиваются все цвета выдавая результат темнее чем должен быть. Вариант как этого избежать использовать цветовое пространство Lab его поддерживает фотошоп.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Добыш

Марко Буччи прекрасен, обожаю его канал. Спасибо за популяризацию!
Всегда люблю ваши статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Smirnov School
Автор

Рады стараться!:З

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
pirozhok

А она норм, кстати? Вечно реклама высвечивается

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Windvile Batpony

Через год ващета

Ответить
Развернуть ветку
ulys13

Переводы это здорово, но хочется больше оригинального контента, есть же куча крутых рускоговорящих художников, можно было бы кого-то пригласить.

Ответить
Развернуть ветку
Smirnov School
Автор

Мы создаём разный контент, не только переводы с: Отметили Ваше пожелание)

Ответить
Развернуть ветку
Мартинас Белюнас

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Серегин

Может Марко и работал 15 лет у Диснея, но объяснять он нихуя не умеет. Я так и не понял, что он хотел донести. Хотя сам делал урок по цветовым гармониям, и людям он понравился.

Ответить
Развернуть ветку
Olenь

Где можно найти ваш урок7

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Серегин
Ответить
Развернуть ветку
Olenь

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Серегин

На здоровье.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин
Как видно на изображении выше, разные цвета при изменении яркости дают разное значение яркости. И это очень важный момент в понимании цвета, который может сбивать с толку при рисовании в цифровом формате.

Там есть несколько вариантов обесцвечивания. Если обесцвечивать по схеме HSL, то серые пятна у красного и синего будут одинаковыми.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

Короче, большая операций в видео базируется на Светимости (Lightness) и Значении (Value).

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кайгородов

Очень плохое объяснение спектральной световой эффективности монохроматического излучения, цветовых моделей и, возможно, алгоритма перевода изображения в оттенки серого.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Григорьев

Невозможно читать эту мешанину условных а не корректных терминов еще и с выдуманными для самой статьи условностями. Как человеку разбирающемся в теме сложно понять эту кашу текста, так новичков это невероятно запутает и сделает только хуже закашив все к хуям в голове. Минус за деструктивную статью.

Ответить
Развернуть ветку
Olenь

А что вы посоветуете почитать или посмотреть по цвету для новичка? 🙏🏻

Ответить
Развернуть ветку
shenmue

Что то не совсем понял формулировки на первой пикче и на второй вроде как это разные вещи то.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Трофимов

Перестал читать на "А теперь переведем изображение в черно-белое."
А как переводим то? По средним значениям rgb или художественно, как делает фш? Конечно вторым способом, ага.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 35 комментариев
null