Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Начинающие художники часто ставят блики как попало. Иллюстратор Марко Буччи, работавший с Disney, показывает, как делать это реалистично — и объясняет, почему всё работает именно так.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Если разобраться, как именно свет отражается от объекта и как расположены плоскости на человеческом лице, работа с бликами становится понятнее.

Объекты в реальной жизни — даже гладкие, вроде сферы ниже — состоят из отдельных плоских граней, называемых «плоскостями».

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Представьте себе эти плоскости как крошечные зеркала, отражающие окружающую их среду. Когда появляется источник света, зеркала, которые находятся в правильном положении, отражают этот источник света прямо вам в глаза. Возникает яркий блик!

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Поскольку отражение зависит от угла падения света, положение блика на объекте будет меняться либо при движении камеры, либо при перемещении самого источника света. В обоих случаях плоскость, которая оказывается под правильным углом для отражения света в ваши глаза, визуально меняется. Есть только одно положение плоскости, которое даёт свету отразиться точно в ваши глаза. Посмотрите, где блик на этих примерах.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

С конкретного угла зрения и с конкретным источником света только одна плоскость находится под правильным углом, чтобы бликовать. От остальных свет будет отражаться мягче.

Однако более сложная форма, например, человеческая голова, имеет очень разнообразный набор плоскостей, которые могут создавать блики сразу в нескольких местах.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Важно выделять основные плоскости на каждом объекте и расставлять блики. Визуально блики считываются так, что дают глазу информацию как об объёме и форме объекта, так и о положении источника света.

Блики — лучшие друзья художника! Почему? Если взять изображение и сгладить все тона, то можно сделать изображение снова объёмным очень быстро, просто добавив блики. Они дадут глазу представление о форме.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Хотя блики всегда являются отражением источника света, можно разделить их на три категории: одноплоскостное отражение; гребенчатое отражение; многоплоскостное отражение.

1. Одноплоскостное отражение

Верхняя плоскость этого ящика освещена, но и только. Ничего не выделено, свет не отражается прямо в глазное яблоко.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Но когда источник света перемещается под правильным углом относительно нашего взгляда, вся верхняя плоскость превращается в блик, потому что теперь свет отражается прямо в глаза.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

В реалистичной 3D-модели можно перемещать свет, и на лбу появляется хороший одноплоскостной блик. А вот художник Дрю Струзан изображает тот же одноплоскостной блик на лбу Хана Соло.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Нужно помнить, что форма человеческого лба не идеальна. На обрубовке (гипсовые головы называются именно так) это просто «ровная плоскость», и это структурно верно, но посмотрите на фотографию реального лба. Его плоскость разбита порами, морщинами и дефектами поверхности кожи.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

2. Гребенчатое отражение

Расположение плоскостей на этих обрубовках очень наглядное, с чёткими гранями.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Структурно очень удобно, но не реалистично. В жизни большинство плоскостей очерчены не так идеально и имеют мягкие переходы. 3D-программы называют это «скашиванием», и это выглядит так: две плоскости получают что-то вроде промежуточного перехода между ними, некий переходный «гребень».

Бликует в основном это ребро. Оно ловит большую часть световой волны, и та отражается в глаза. Когда свет перемещается, можно увидеть, как блик бежит вдоль «гребня».

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Вот фото реальных лица и носа рядом с обрубовками:

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

По обрубовке видно, как расположены плоскости, но теперь нужно добавить промежуточную «гребенчатую» плоскость. Обратите внимание на блики, идущие вдоль плоскости гребня. Можете сами перед зеркалом покивать головой и полюбоваться на блик, бегущий вверх и вниз по переносице.

На неподвижной картине вы не можете показать это в нескольких положениях, поэтому выберите одно место и нарисуйте блик с небольшой шириной, чтобы показать природу дорожки. Опять же, это дает полезную информацию о форме и о положении источника света.

Вот фотография реального человека, а также Хан Соло ещё раз:

Помните, здесь встречаются две плоскости.
Помните, здесь встречаются две плоскости.

Приблизим губы с фотографии женщины. Здесь есть плоскость, направленная вверх, и плоскость, направленная вперёд. Если предположить, что угол правильный для отражения источника света, блик бежит по гребню, как по дорожке.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Не стоит забывать про несовершенства и мимику. При нейтральном выражении лица лоб довольно плоский, на нём не так много места для мелких бликов. Но с хмурым выражением лица внезапно появляются новые плоскости:

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

3. Многоплоскостное отражение

Многоплоскостное отражение происходит на пересечении трёх и более плоскостей.

Давайте снова посмотрим на нос. Здесь четыре основных плоскости. Точка, в которой они пересекаются, получает классическую точечную подсветку.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

У «гребня» в прошлых примерах была заметная ширина, а многоплоскостные блики существуют в гораздо более ограниченном пространстве. Поэтому они принимают вид маленьких точек.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Посмотрите на старую работу Буччи слева. Точечные блики, как правило, популярны среди начинающих художников, но на самом деле они не так уж и распространены в реальности.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

На картине Ричарда Шмида справа есть классический точечный блик на носу; ещё один, тоже классический, в глазах; менее распространённый на подбородке; и ещё один — который все забывают — прямо в уголке рта.

Блик в уголке рта самый «недооцененный». Его составляют три плоскости: кармашек в самом углу рта, сужение нижней губы и скошенный вниз край. Там, где они встречаются, если угол света правильный, получается этот приятный маленький блик.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Вот красивая работа Ruan Jia (справа). Можно заметить, что несмотря на разный стиль, расположение бликов одинаковое на двух картинах.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Давайте применим всё это на практике

Начнём с обычного лайна. Старайтесь не добавлять слишком много теней, потому что наша цель — передать большинство объема через блики.

Свет падает сверху слева.

Сперва одноплоскостные отражения: займемся областью лба над бровью, а потом той, что под носом. Не стоит просто раскрашивать их: если постараться передать текстуру кожи и форму мимических мышц, то картинка выйдет живее. Блик под носом будет менее ярким, чем на лбу, потому позволим ему немного сойти на нет.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Теперь гребенчатые блики, их будет довольно много:

— начнём с того, что проходит по переносице;

— ещё один штрих на нижнем веке;

— большой блик там, где боковая плоскость носа встречается со щекой;

— распространенный «гребень» идёт вдоль скулы;

— ещё один подчеркивает верхнюю губу и область «лука купидона»;

— блик на нижней губе;

В конце добавим небольшие вспомогательные блики: подчёркнём складки кожи, вызванные выражением лица и т. д. И не забывайте про ухо!

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Перейдём к многоплоскостным отражениям. Помните, это классические маленькие «точечные» блики.

— на кончике носа;

— в уголке рта;

— в уголке подбородка;

— в глазах. Эти, как правило, выглядят лучше всего, когда накладываются как на белок глаза, так и на радужку.

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Вы можете сделать эти наброски за считанные минуты и получить привлекательный 3D-эффект. Так что попробуйте! Успех зависит от понимания, как располагаются плоскости на форме головы (и любого другого объекта, который вы хотите нарисовать).

Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад

Текст перевела Середа Екатерина, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

295295
27 комментариев

СИЛЬНЕЕ

67
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

А мне больше интересно, для наглядности, увидеть как раз неправильные примеры :)

23
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

У плакатного арта совсем другие задачи и правила рисования. Он должен бросаться в глаза и запоминаться а не быть "реалистичным", так что пример неудачный.

13
Ответить

Неееет ты не понимаешь реалистичность единственное мерило качества
Все что не реалистично плохо

Увы но это распространённое мнение, у нас сейчас даже мультипликация идёт в реалистичность непонятно зачем

6
Ответить

Довольно интересная статья. При этом иногда фотографы тратят десятки часов выставляя дорогущий свет для борьбы с бликами, например, в портретном фото =))
Конечно, всё зависит от задачи и в ряде случаев блики могут сделать фото гораздо интереснее, чем в случае их отсутствия, но чаще это нежелательный эффект.

6
Ответить