Как рисовать стекло: 10+ советов и приемов

Расскажем о свойствах стекла, которые помогут убедительно изображать прозрачные предметы. В конце статьи — удобный чек-лист.

Как рисовать стекло: 10+ советов и приемов

Главная задача для художника при рисовании стекла — придать объекту форму, но при этом сохранить его одновременно прозрачным и видимым. Сделать это бывает непросто из-за уникальных свойств стекла, которые могут сбивать с толку. Однако разобраться можно с любым материалом.

Сделайте видимым фон

Главное свойство стекла — прозрачность. Это способность материала пропускать сквозь себя световое излучение, благодаря чему мы можем видеть, что находится за ним. В то же время в стеклянном изделии отражаются и окружающие предметы. Все дело в очень гладкой поверхности — хоть свет и проходит сквозь стекло, часть фотонов все равно отражается от поверхности материала.

Чем меньше в стекле посторонних примесей и дефектов, тем лучше оно пропускает свет. Слева направо: пустынное стекло, древняя стеклянная чаша, современная посуда.
Чем меньше в стекле посторонних примесей и дефектов, тем лучше оно пропускает свет. Слева направо: пустынное стекло, древняя стеклянная чаша, современная посуда.

Стекло — осязаемый объект, поэтому оно не может иметь идеальную прозрачность.Часть лучей отражается от материала, часть — рассеивается пылью и мельчайшими неровностями, которые появляются в ходе использования. Поэтому стоит учитывать, что цвета объектов, находящихся за стеклом, будут чуть менее насыщенными.

Искажайте и преломляйте фон за стеклянным предметом

Если посмотреть на комнату сквозь стеклянный стакан, можно заметить, что изображение получится не таким уж идеальным. В центре стакана комната будет видна четко, а вот по краям — исказится. Происходит это потому, что световые лучи меняют свое направления в местах, где поверхность стекла преломляется. Комната, наблюдаемая сквозь стакан, будет искажаться и повторять форму его стенок.

Чем сильнее изогнута поверхность стекла, тем сильнее искажается наблюдаемый предмет. Эффект усиливается, если сосуд наполнен жидкостью, которая работает, как линза.
Чем сильнее изогнута поверхность стекла, тем сильнее искажается наблюдаемый предмет. Эффект усиливается, если сосуд наполнен жидкостью, которая работает, как линза.

Необязательно пытаться нарисовать искажение со стопроцентной точностью и реалистичностью, наш мозг не отличит реальную дисторсию от подделки. Достаточно при рисовании искаженного фона придерживаться основных правил: например, что в стеклянном шарике мы получим полностью перевернутую картинку, так как это двояковыпуклая линза. Референсы в этом деле — лучший помощник.

Как рисовать стекло: 10+ советов и приемов

Чтобы упростить себе задачу при рисовании фона, который мы видим сквозь стеклянное изделие, важно представить его, как трехмерный объект. Для этого на отдельном слое можно нарисовать сетку по форме предмета и затем опираться на нее, деформируя фон по направляющим.

Также стекло обладает способностью преломлять световые лучи. Проходя сквозь его поверхность, луч немного меняет направление движения. Преломленный свет попадает на сетчатку глаз и нам кажется, что объект находится ближе или дальше, чем на самом деле.

Для удобства посмотрим, как это работает на примере с плоским стеклом и страницей из книги. При наложении стекла текст на правой половине страницы становится ближе, чем слева. Это происходит потому, что лучи, отраженные от бумаги, преломляются стеклом. В итоге мы видим текст ближе — на месте соединения преломленных лучей.

Справа приведена схема происходящего процесса. В вопросах преломления света гладь воды в сосуде действует аналогично поверхности стекла. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DaVEVAIDRVXM&postId=1207404" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Справа приведена схема происходящего процесса. В вопросах преломления света гладь воды в сосуде действует аналогично поверхности стекла. Источник

Расставьте блики, отражения и тени

Это те вещи, благодаря которым изделие из стекла на рисунке обретает форму. Убедительность изображения и читаемость объекта во многом зависит от того, насколько грамотно расставлены блики и показано взаимодействие с объектами окружения.

Как ставить блики

Блик повторяет форму источника света

Стекло — очень гладкий материал, который хорошо отражает свет в виде сфокусированного пучка. Поэтому блики будут яркими и четкими — они повторяют форму источника света, наложенную на поверхность стекла (за исключением матового стекла, о котором поговорим чуть ниже). Поэтому если свет исходит от окна, то блик будет выглядеть, как прямоугольник, искаженный по стенке стакана.

Окно, которое является источником света, по-разному вытягивается в зависимости от формы фужера.
Окно, которое является источником света, по-разному вытягивается в зависимости от формы фужера.

Блик отражается на второй стенке сосуда

Стекло не только отражает, но и пропускает свет. Поэтому основной блик имеет близнеца поменьше на противоположной стенке сосуда. Он будет не столь ярким и четким, поскольку стекло задерживает и рассеивает часть фотонов.

Слева видно отражение блика с внешней стенки сосуда.
Слева видно отражение блика с внешней стенки сосуда.

Как рисовать отражения

Окружение отражается в стекле по тем же принципам, что и блики, поскольку они и есть отражение света. Предметы и детали интерьера также искажаются и повторяют форму изделия. Чем они ближе — тем яснее и четче отражаются. На сосудах отражения лучше видны по краям. Там меньше расстояние между стенками и свет не так хорошо проходит сквозь материал. Из-за этого фон виден хуже, а отражения — лучше.

При рисовании отражений нужно следить за формой поверхности и прозрачностью кисти.
При рисовании отражений нужно следить за формой поверхности и прозрачностью кисти.

Четкости отражений по краям объекта способствует еще и эффект Френеля. Он заключается в следующем: чем меньше угол между линией взгляда и плоскостью, тем сильнее свет будет отражаться от нее. Это значит, что свет, проходящий по касательной к поверхности отразится с большей вероятностью, чем тот, что попадает прямо на центр предмета. Таким образом, отражений будет больше по краям стеклянного изделия, а в середине они будут едва заметны.

Схема действия эффекта Френеля для плоских и цилиндрических предметов. Он применим и к большинству других материалов.
Схема действия эффекта Френеля для плоских и цилиндрических предметов. Он применим и к большинству других материалов.

При работе с отражениями важно не переусердствовать и не превратить поверхность стекла в зеркало.

Как рисовать тени

Стекло отбрасывает тень, несмотря на то, что оно прозрачное. Однако, падающая тень не будет сплошной. Ее середина будет подсвечена светом, проходящим сквозь стекло. Затем идет мягкий переход к границам теневой области. Тени будут выражены сильнее там, где толще стекло, например на дне стакана. Края падающей тени тоже будут выделяться, поскольку там стенки находятся ближе друг к другу и препятствуют прохождению световых лучей.

Падающая тень имеет характерный засвет и передает цвет жидкости, которая заполняет сосуд.
Падающая тень имеет характерный засвет и передает цвет жидкости, которая заполняет сосуд.

Помните о фокусировке и рассеивании света

Каустика — это оптический эффект в виде ярких световых пятен, которые можно наблюдать на дне водоема в солнечный день. Лучи света отражаются от искривленных поверхностей, фокусируются в одной точке и дают яркий блик. Лучшей формой для образования каустики является полукруг — стенки сосудов выступают в качестве линзы, которая собирает световые лучи в один пучок. Затем свет рассеивается и мягко подсвечивает пространство рядом с бликом.

На схеме сверху видно, как ведут себя световые лучи при отражении от поверхности. Снизу — примеры каустики от стакана с жидкостью и колебаний воды.
На схеме сверху видно, как ведут себя световые лучи при отражении от поверхности. Снизу — примеры каустики от стакана с жидкостью и колебаний воды.

Главные условия образования каустики — искривленная поверхность, направленный свет и некоторое расстояние до поверхности, на которую падает тень. Если объект будет слишком близко, то лучи не успеют собраться в один пучок и создать яркое пятно света. В целом же просчитать вид каустики достаточно сложно — лучше поискать подходящие референсы.

На практике эффект с фокусировкой и рассеиванием света чаще всего можно наблюдать в сосудах, заполненных жидкостью. Она выступает средой, в которой световой луч рассеивается и подсвечивает противоположную стенку сосуда и жидкость на той стороне. При этом место, куда попадает луч света будет темнее, поскольку он еще не успел растерять свой фокус и рассеяться. Получается, что самая темная сторона такого сосуда — со стороны света, там же стоит блик; а противоположная сторона будет подсвечена.

Жидкость рассеивает световой луч и тот мягко подсвечивает дно стеклянного сосуда. Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fasherauf&postId=1207404" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ashera Uf</a>
Жидкость рассеивает световой луч и тот мягко подсвечивает дно стеклянного сосуда. Автор: Ashera Uf

Покажите толщину материала

При рисовании важно помнить, что стекло может иметь разную толщину — от половины миллиметра до пары десятков сантиметров. Этим стекло отличается от мыльного пузыря, стенки которого всегда тонкие и едва заметные. Показав толщину, материала вы сделаете изделие из стекла более осязаемым. Зритель сможет представить его вес и прочность.

Толщина подбирается в зависимости от назначения изделия. Для изящного фужера стекло делают тонким и невесомым, а для защитных целей — очень толстым.
Толщина подбирается в зависимости от назначения изделия. Для изящного фужера стекло делают тонким и невесомым, а для защитных целей — очень толстым.

Как показать толщину материала? Разберем на примере сосудов, поскольку их приходится рисовать чаще всего. Нужно сперва определить, на какие части изделия приходится основная нагрузка — они должны прочными, а значит толстыми. Обычно это элементы, с которыми взаимодействуют — ножки фужеров, ручки кружек, бутылочные горлышки. Толстым будет и дно сосудов, которые ставят на плоскую поверхность — изделие не разобьется от повседневных действий и будет более устойчивым.

Стекло толще в тех местах, которые должны быть прочными.
Стекло толще в тех местах, которые должны быть прочными.

После этого показываем толщину стенок, разделяя визуально пространство между окружением и внутренностью сосуда. Если стекло тонкое, то достаточно просто слегка наметить его очертания. На толстых участках разделение сред будет заметнее — между внутренней и внешней поверхностью стекла расстояние станет больше, а фон сильно исказится.

<p>Стенки стекла разделяют внутреннее и внешнее пространство бокала. Чем они толще, тем заметнее разделение.</p>

Стенки стекла разделяют внутреннее и внешнее пространство бокала. Чем они толще, тем заметнее разделение.

Чтобы стекло выглядело выразительнее, можно действовать по принципу контраста. На темном фоне толщину стекла делать светлее, а на светлом — темнее. Ту часть, что находится напротив источника света, тоже стоит сделать посветлее.

Как рисовать цветное и матовое стекло

Теперь, когда мы немного разобрались в рисовании классического прозрачного стекла, можно поговорить и о частных случаях.

Цветное стекло

Получается путем добавления химических добавок. Чаще всего это оксиды металлов. Показатель прозрачности при этом варьируется — чем больше добавок, тем больше света задерживается материалом. Фон через стекло может быть четко видимым или едва различимым. Окружение, видимое сквозь стекло, а также отбрасываемая им тень, приобретают цвет стекла.

Тон становится темнее по мере утолщения стекла.
Тон становится темнее по мере утолщения стекла.

Матовое стекло

Это стекло, которое делается полупрозрачным путем механической обработки или нанесения на его поверхность специальных составов. В результате поверхность стекла становится шероховатой.

Мельчайшие неровности обладают рассеивающим эффектом, из-за чего материал хуже пропускает и отражает свет. Поэтому на матовом стекле нет четко выраженных бликов и отражений. Форма предмета передается в большей степени за счет мягких переходов между светлыми и темными участками.

Объекты, которые находятся за таким стеклом, будут выглядеть размытыми и нечеткими. За счет рассеивания они кажутся большими, чем на самом деле.

Часто матовое стекло используют в качестве интерьерного решения для разделения зон.
Часто матовое стекло используют в качестве интерьерного решения для разделения зон.

Резюмируем чек-листом:

Текст написал Дудниченко Богдан, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

112112
7 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Интересно, как раз сейчас пытаюсь сделать очки для своего персонажа в Zbrush, пока понятия не имею как со стеклом быть, но мб что то полезное найду в вашей статье. Спасибо.

1
Ответить

а в збраше то какие проблемы могут быть, в BRP все есть

Ответить

Как сделать стекло в eevee

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить