Пять историй трудоустройства художником в геймдеве

Как сменить профессию вопреки обстоятельствам

Пять историй трудоустройства художником в геймдеве

Мы опросили пять художников из СНГ, чей путь в геймдев был тернистым. Кто-то сменил профессию после тридцати, кто-то учился ночами, так как не имел профильного образования, кто-то ради работы оставил семью на другом краю страны.

«Вы подходите по мастерству и навыкам, но не по возрасту»

Не хотелось бы иметь дело с компанией, где есть такие странные предрассудки​
Не хотелось бы иметь дело с компанией, где есть такие странные предрассудки​

Максим Богданов – 2D-аниматор в Playrix. В геймдеве он уже больше 15 лет, но за плечами у него богатая трудовая биография, насыщенная историями, не имеющими отношения ни к играм, ни к анимации.

Когда Максим был подростком, его семья попала в трудное финансовое положение. Тринадцатилетний парень был вынужден работать уборщиком на рынке, чтобы помочь матери. Потом переквалифицировался в грузчики (за это больше платили). После школы выучился на столяра и какое-то время работал паркетчиком и мебельщиком. Позднее – шиномонтажником в троллейбусном депо, слесарем. Но ни одна профессия его не радовала. Всю жизнь Максим любил рисовать, подростком даже пробовал продавать свои карикатуры в местные газеты. Рисунки брали, но деньги за них платить не торопились. В конце концов ему повезло: приняли художником-иллюстратором в редакцию детского журнала. «Тогда я понял, что нашел свое призвание», – говорит Максим.

Со временем призвание определилось более конкретно. Богданов узнал, что в его родном городе открываются маленькие студии, в которых разрабатывают компьютерные игры. Максим всегда был заядлым геймером, как-то даже попробовал сделать собственную игру в команде с другом. В 24 года ему довелось принять участие в разработке небольшого проекта для ПК. Это был восторг! Он понял, что хочет работать в геймдеве и готов учиться. Пришлось попотеть: вечерами после работы Максим самостоятельно осваивал Adobe Photoshop, Illustrator и Flash Аnimation, изучал возможности софта, пробовал рисовать и анимировать всё более сложные вещи.

​Максим Богданов, Playrix (Township, Fishdom и Wildscapes)

Серьёзных проблем, связанных с адаптацией к новому месту работы и к новой профессии, он не помнит.

Некогда было на этом зацикливаться, надо было схватывать всё на лету. Глаза горели, я был полностью поглощен творчеством, к слову, как и сейчас. Помню, однако, один момент, касающийся возраста. Мне прислали приглашение на интервью в известную геймдев компанию, а после интервью сообщили, что я “не подхожу по возрасту, но подхожу по навыкам и профессионализму”. Для меня тогда это прозвучало оскорбительно, и такой оффер я, конечно, принимать не стал. Не хотелось иметь дело с компанией, где есть такие странные предрассудки

Максим Богданов, 2D-аниматор в Playrix

Максим считает, что его жизнь изменилась к лучшему. Он был рад распрощаться с прошлыми местами работы и заняться играми.

Легко ли учиться у молодых?

​Лет уже немало, а учителя и начальники всё младше. Это не всегда приятно
​Лет уже немало, а учителя и начальники всё младше. Это не всегда приятно

Владимир Богданов — художник в G5 Entertainment на проекте Homicide Squad. Там он рисует интерфейсы, иконки и фишки для головоломок.

Владимир родился и вырос в Якутии, и до сорока лет зарабатывал на жизнь чем придётся: служил матросом на рыболовном судне, подряжался на сезонные подработки. Когда стало легче с интернетом, начал подрабатывать графическим дизайном и вёрсткой, потом уехал на заработки в европейскую часть России. В геймдев попал спонтанно. Друзья, зная об увлечении Владимира дизайном, предложили попробовать новую отрасль. Основной мотивацией были деньги: дома осталась семья, которую нужно было кормить.

Как дизайнер Владимир был хорош, его работы получали награды на конкурсах. Профессиональных художников в Калининграде не так много, поэтому в G5 его взяли без диплома, на основе портфолио. Было страшно уходить с привычного пути, но риск оправдался. Команда приняла новичка хорошо, с задачами он справлялся. Удалось закрепиться и перевезти семью. Пробелы в навыках восполнял по ходу работы — было трудно, но привычно. Как говорит Богданов, если часто меняешь род занятий, учиться приходится постоянно.

​Опыт отрисовки логотипов пригодился для новых задач Владимир Богданов
​Опыт отрисовки логотипов пригодился для новых задач Владимир Богданов

Жизнь у меня так сложилась, что приходилось выживать. Это был своеобразный опыт, я научился находить общий язык с кем угодно. В чём-то пришлось через себя переступать: лет мне уже немало, а учителя и начальники всё младше. Это не всегда приятно, но никакая дорога ровной не бывает. Главное – работать, кормить семью. О том, что пошёл в геймдев, не жалею, в целом жизнь стала лучше и легче. Иногда только скучаю по прежним коллегам и далёким друзьям

Владимир Богданов, Художник в G5 Entertainment

Бармен, у которого была мечта

​Зарубежные студии неохотно берут в интерны тех, кому за 30
​Зарубежные студии неохотно берут в интерны тех, кому за 30

Валентин Демченко – концепт-художник на проекте Raid украинской компании Plarium. Сейчас ему тридцать семь. Валентин с детства хотел стать профессиональным художником, но удалось ему это только в тридцать два года.

В юности Демченко сменил немало профессий. Успел поработать охранником, продавцом, барменом и стеклодувом, но свободное время всегда посвящал рисованию. Он стал ближе к мечте, получив работу дизайнером в студии наружной рекламы, а после вновь дизайнером, но уже в типографии. В конце концов Валентин твердо понял, что хочет в геймдев. Тогда он уволился отовсюду и ушел на фриланс — подтягивать навыки. Спустя три года труд дал результаты: с Демченко связались представители компании Plarium, предложили работу и помогли переехать в Украину.

В то время термин “концепт-художник” был не слишком популярен. Быстро учиться не получалось, понадобилось около трёх лет, чтобы добиться приемлемых результатов для работы в студии. Особых проблем в геймдеве, связанных с возрастом, не припомню. Когда начинал работать на фрилансе, столкнулся с неадекватными задачами и необязательными заказчиками. А вот со студией повезло, здесь сразу всё было идеально. О решении сменить профессию не жалею

Валентин Демченко., Старший концепт-художник, Plarium
​Работы из портфолио Валентина Демченко
​Работы из портфолио Валентина Демченко

Валентин резюмирует свой опыт так: менять профессию в среднем возрасте не поздно, но сложно. У взрослых меньше времени и возможностей учиться. Возникает страх не оправдать собственных ожиданий на фоне более молодых коллег, да и зарубежные студии неохотно берут в интерны тех, кому за 30.

Из физиков в лирики: пять лет без отдыха

​Смена деятельности всегда требует дополнительных навыков и времени
​Смена деятельности всегда требует дополнительных навыков и времени

Сейчас Григорий Лебидько — художник по персонажам в канадском отделении Epic Games. По образованию он инженер, и до двадцати шести лет спокойно работал по специальности. Занимался установкой и настройкой серверного железа, участвовал в сборке нескольких суперкомпьютеров. Игры его увлекали ещё в школе, но к программированию душа не лежала. Зато рисовать нравилось всегда.

Игры нравились с детства, но кодить я не хотел. Поэтому я решил попробовать себя в арте. Изначально рассматривал не только игры, но и иллюстрацию, и другие области. Но на тот момент геймдев был для художника самым простым и адекватным по деньгам карьерным путем. По крайней мере, был понятен путь до художника в студии.

Григорий Лебидько, художник по персонажам в Epic Games, автор курсов Smirnov School

Дорога в геймдев оказалась не такой уж простой. Пять лет Григорий посещал подготовительные курсы в Академии живописи. Поступать и получать второе образование значило бы ещё несколько лет просидеть на шее родителей. Этот вариант его не устраивал, тем более, что платили инженеру вполне прилично. Все выходные, с девяти утра до семи вечера, он проводил на курсах, и ещё два вечера в неделю посвящал наброскам. Потом около двух лет дополнительно изучал концепт-арт. Как объяснил Григорий, сейчас проще и быстрее выучиться онлайн, но тогда в интернете почти не было хороших обучающих ресурсов. Учёба дала плоды: в двадцать шесть лет Лебидько получил первое предложение о работе от игровой студии.

Григорий считает, что работа с более молодыми (а значит, и более энергичными) коллегами не дает расслабиться. Нужно показывать не просто такие же, но даже лучшие результаты – если, конечно, хочешь делать карьеру, а не сидеть годами на вспомогательных ролях. Поэтому Григорий постоянно учится и совершенствует свои навыки, недавно плотно изучил 3D моделирование.

Работы ​<a href="https://www.artstation.com/spirit" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Григория Лебидько</a>. Автор работал над Fortnite, Skyforge, Darksiders III, Remnant: From the ashes
Работы ​Григория Лебидько. Автор работал над Fortnite, Skyforge, Darksiders III, Remnant: From the ashes

Работай упорно и с умом, и результат придёт. Если ты сам сделал выбор, о чем жалеть? Смена деятельности всегда требует развития новых навыков, а оно требует времени, даже если сфера относительно близкая. Я в таких случаях стараюсь прагматично оценить, что я вкладываю и что приобрету в результате. Задать себе вопросы: «зачем/для чего/чтобы что», и исходя из этого решать, стоит ли игра свеч.

Григорий Лебидько

«Нужно много задротить —и всё получится»

​Есть в жизни решения о которых я жалею, но не решение о смене работы
​Есть в жизни решения о которых я жалею, но не решение о смене работы

Евгению Постебайло тридцать два. По образованию он программист, но в геймдев его привёл вовсе не код: ещё на первом курсе он начал подрабатывать иллюстрацией, и после учёбы продолжал рисовать обложки и буклеты для музыкальных альбомов (в основном это был тяжелый и экстремальный метал: кровь, чудовища, зомби, графическое насилие). Сейчас он – тим лид и концепт-художник в Plarium.

Сменить профессию Евгения подтолкнула любовь к видеоиграм. В шесть лет ему подарили Денди, с тех пор он не вылезал из виртуального мира и всегда хотел создавать что-то в этой области. Первую постоянную должность в геймдеве он получил пять лет назад, а перед этим ещё год работал удалённо, набираясь опыта в концепт-арте. Может показаться, что нет большой разницы между иллюстратором и концепт-художником. По факту, разница огромная, объясняет Евгений. Хотя оба занятия связаны с рисованием, сферы очень разные, и в процессе обучения всплыло множество тонкостей, в которые приходилось вникать.

Было не страшно, но трудно. Концептом заняться удалось не сразу, поначалу пришлось поработать с иллюстрациями, иконками и другой мелочью. Евгения это не напрягало: любой опыт важен, и эти навыки ему потом пригодились. Было трудно после работы из дома привыкнуть к офису. Выяснилось, что коммуникации — тоже навык, который нужно прокачивать. На вопрос, как быстро ему удалось перестроиться на новые рельсы, Евгений отвечает со смехом:

Быстро не бывает, это всегда долгий и непростой путь. Нужно много задротить, смотреть, запоминать, пробовать, анализировать. Какого-то определённого секрета нет и, наверное, не будет – нужно "всего лишь" потратить на это дело десятки тысяч часов своей жизни. Но подобные решения, как по мне, принимаются легко и просто, ведь ты идёшь делать то, что с детства любишь. Есть в моей жизни решения, о которых я жалею, но точно не это.

Евгений Постебайло, тим лид и концепт-художник в Plarium
​Концепты Евгения Постебайло
​Концепты Евгения Постебайло

Автор: Анна Лунёва специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации.

Открыт набор на курс «Референсы и драфты». Автор курса — художник по персонажам в Fortnite (Epic Games) Григорий Лебидько, куратор группы — арт-директор Александр Труфанов. Курс для тех, кто любит и умеет рисовать, и хочет плотно прокачать навык дизайна персонажей до уровня «мидкор» и выше. Скажите, что пришли с DTF и мы с радостью предоставим вам приятную скидку.

Работа студента курса.​ Анатолий Иванов
Работа студента курса.​ Анатолий Иванов
1414 показов
6.4K6.4K открытий
24 комментария

Переехал это я значит в Питер в 2007-8. имея небольшой опыт работы в рекламном агентстве в маленьком городе на должности дизайнера. 
Время не самое удачное было, но я пытался найти работу "по душе". Сначала в вебдизе. после решил попробовать свои силы в геймдизане - с работой не получилось, а деньги очень были нужны (на что-то надо было жить, а накопленные деньги кончались). Устроился работать в магазин по продаже дисков, в свободное время рисовал. После устроился продавцом в сексшоп (платили мало, но работа была веселая). После устроился подмастерьем в кузницу и проработал там год. После работал на заводе маляром порошковой окраски... по тем временам очень хорошо платили и освобождаться я в 16.30. По вечерам фрилансил, как мог (рисовал иконки и немного персонажей).
Однажды мне позвонила подруга и сказала -  "тут художник нужен, не хочешь попробовать" -  я хотел. Компания была маленькая и никто не знал как надо делать игры (но это реально лучшее место где я работал). Там я проработал достаточно долго и после сменил еще 3-4 компании. Работал с Tencent и Prope Ltd. (очень помогли с контактами)
С тех пор и работаю, сам на себя - оказываю услуги по консультации разработчиков и игровых компаний в сфере работы над графикой, UX и взаимодействии с арт-отделом. ( почти Арт-директор по вызову). Как то так. 
Иногда скучаю по кузнечному цеху. 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

О, можешь про кузницу рассказать?) Интересная ли работа и что делали там?)

Ответить

Евгению Постебайло

Ответить

(не мое)

Ответить

Господи, как жизненно Т_Т

Ответить

Нелегкий путь от человека до художника для игр "три в ряд". 
сори за сарказм 

Ответить