Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Иллюстратор из Disney Марко Буччи показывает, как как добиться динамики в рисунках и сфокусировать внимание зрителя там, где вам нужно.

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Вот чёрный экран. Посмотрите на него.

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Ваш взгляд блуждает по этому пространству, ни на чём не сосредотачиваясь.

Теперь немного магии.

Теперь взгляд следует за белым кроликом, и вы ничего не можете с этим поделать!

Почему так происходит? Наши глаза просто жаждут РАЗНИЦЫ. Разница, контраст, различие между формами, цветами, объектами — это секрет неотразимости всех интересных картин.

На повторение обычно скучно смотреть. Модель, которой стоит подражать, выглядит примерно так:

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Контрасты и различия притягивают взгляд, но эта концепция может проявляться по-разному:

  • Разница в светлоте: светлый против тёмного
  • Разница в формах: жёсткие и мягкие
Обратите внимание на угловатые формы тёмной фигуры и мягкие, скруглённые – у белой
Обратите внимание на угловатые формы тёмной фигуры и мягкие, скруглённые – у белой
  • Разница в направлении

  • В потоке

  • В размере

  • В уровне активности

  • В цветовой температуре

Попробуйте поупражняться, набрасывая такие абстрактные картинки:

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Во всех этих примерах глаз не может не «зацепляться» за различия. Смотреть на них, как на абстрактные композиции в приведенных выше примерах – полезно, потому что это заставляет задуматься о визуальном языке.

Разберем принцип контраста на кадре из «Унесенных призраками»

Художники Studio Ghibli — мастера в том, чтобы хорошо реализовывать принцип различий. Этот кадр в основном состоит из стены и дорожки (тотем повторяет форму арок, потому на него пока не будем обращать внимания).

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Чтобы использовать эту композицию как пример, Марко Буччи упростил картинку:

«Я нарисовал бы кадр так, если бы делал это на первом курсе», — Марко Буччи. Он сгладил стену, убрал скульптуру, изменил камни-плитку, убрал тень от дерева
«Я нарисовал бы кадр так, если бы делал это на первом курсе», — Марко Буччи. Он сгладил стену, убрал скульптуру, изменил камни-плитку, убрал тень от дерева

Предметы и архитектура по-прежнему читаемы, но картинка стала менее интересна. Почему? В упрощённом варианте стена одинакового тона и цвета сверху донизу (1).

В оригинале есть разница цвета и тона (2) – посмотрите, как выигрышно это смотрится по сравнению с примером (1).

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Формы на стене с упрощённой версии повторяются и чем-то напоминают шахматную доску. Маленькая арка, большая арка… скучновато. Возможно, добавление некоторых уравновешивающих диагоналей и разных по размеру фигур могло бы помочь избавиться от одинаковости арок:

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

На стене вообще много места для того, чтобы поиграть с разными контрастами. Опять же, в упрощённой версии все камни очень одинаковые. Даже их очертания имеют одинаково резкие края:

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Повторение — это противоположность различиям, и так легко сделать слишком много одинаковых объектов! Как можно добавить различия, не пририсовывая новых окон?

Посмотрите на оттенки штукатурки в оригинальном кадре. Различия в цвете, тоне и текстуре добавляют интересности и самой форме, почти меняют её. Посмотрите, какие использованы цвета — глаз ловит контур цветового пятна, а не окна:

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Что тут вообще происходит? Большинство использованных цветов являются производными красного. Но в отмеченной области небольшой кусочек текстуры имеет голубоватый оттенок.

Но чтобы выглядеть синим в этом контексте, цвету необязательно БЫТЬ синим, лишь казаться таким по отношению к основному цветовому тону стены:

Если присмотреться, он скорее фиолетовый
Если присмотреться, он скорее фиолетовый

Цвет остаётся связанным с красным, но все же достаточно отличается, чтобы выглядеть как почти противоположный оттенок. И даёт нам новую форму – на контрасте цвета. Теперь арки – разные.

Тени от дерева за кадром спроектированы в виде диагоналей, уравновешивая горизонтали:

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Булыжники на земле в оригинальном кадре разных размеров, если смотреть внимательно. Даже их края различаются: где-то мягче, где-то жёстче.

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Вы никогда не рисуете ТОЛЬКО стену или ТОЛЬКО булыжники. Вы должны использовать принцип различия, добавляя разные объекты, чтобы вся картинка смотрелась интересно.

Разберем пример с рисованием по референсу

В рисовании по фотореференсу тоже можно использовать эти принципы:

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Фотография неплоха, но стоит немного усовершенствовать композицию, дав больше различий.

На этом фотореференсе хорошо то, что в области 1 – большая детальность, а в области 2 – почти пусто. Это тоже контраст!
На этом фотореференсе хорошо то, что в области 1 – большая детальность, а в области 2 – почти пусто. Это тоже контраст!

Можно изучить эту разницу в быстром — почти абстрактном — эскизе, используя инструмент прямоугольного выделения и оттенки серого.

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

В части, где расположен дом, больше форм и больше контрастов – а на переднем плане почти ничего не происходит. Слишком много места отводится менее активной части. Можно попробовать создать такие же контрасты, но в более сжатом виде. Вот, что получится:

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Но теперь получается другая проблема: контрастные области расположились так, что делят изображение ровно пополам, нарушая баланс композиции:

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

У этой проблемы есть решение. На картине Ричарда Шмида происходит нечто похожее:

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Тем не менее, Шмид добавил линии из мелких деталей — травы, теней — которые словно переносят зону контрастов из более интересной и «насыщенной» формами верхней половины в менее интересную нижнюю половину и связывают их вместе:

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Линии в композиции помогают распределить различия и контрасты более приятным глазу образом. Возвращаясь к фотореференсу – он немного несовершненен из-за слишком большого количества повторений между горизонталями и вертикалями:

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Нужно и здесь добавить различий. Хотя стоит быть осторожными: если убрать что-то, задающее всю структуру, например, сделать дом покосившимся – это изменит весь смысл картинки.

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Однако дерево и его тени дают много исходного материала, чтобы избежать эффекта «шахматной доски». Стоит поработать с деревом и тенями отдельно, чтобы найти разные формы:

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Итак, будь то фотореференс или воображение, всегда стоит иметь в виду эти концепции, прежде чем приступить к рисованию.

Поскольку композиция более или менее ясна, можно начать рендеринг одной области, и логичнее всего выбрать наиболее насыщенную деталями, потому что она будет задавать тон всему.

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Уже ясно, сколько фигур должно в ней быть и как проходят линии. Позже можно использовать другие области композиции, чтобы сбалансировать всё изображение соответствующим образом. В некоторых частях фотографии, например, где дерево отбрасывает тени на дом, это особенно удобно.

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Выбранный стиль не имеет значения: эти приёмы работают и в гиперреализме, и в казуальности, потому что относятся к основам дизайна. Однако некоторые стилистические решения весьма схожи. Например, использование цвета. Дом на фото светло-голубой, но делать его одного цвета на картине – скучно. Помните стену из первой части? Поиграйте с некоторыми родственными оттенками и сделайте их более привлекательными, добавив различия.

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Уменьшите масштаб и попытайтесь понять, как внесённые изменения сочетаются с остальной частью композиции.

На каждом этапе надо избегать появления «шахматной доски» — линий, которые пересекаются примерно под одним и тем же углом. Они делают изображение «мёртвым», лишают его динамики.

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Но подъездная дорожка, лужайка, стена, сад… иногда сама натура прямо-таки стремится к этому. Придётся сильно перепроектировать их, чтобы они отличались от дома:

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Абстрактный подмалёвок композиции сильно расходится с фото на переднем плане. Но иначе не избежать повторения параллельных линий конструкции дома.

Можно использовать любую технику, программу и уловку, чтобы облегчить себе жизнь на этом этапе.

Например, использовать 3D-программу Blender. Сопоставим перспективу камеры с картиной и соберём каменную изгородь с реальной 3D-геометрией и 3D-источником света, чтобы получить реалистичное изображение. Важно отметить, что на количество форм (камней в кладке, бликов света и т.д.), будет напрямую влиять набросок из предыдущего этапа.

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Как будет готов рендер, можно наложить его на рисунок. Поместите его туда, сгладьте слои и просто продолжайте работать.

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Когда все абстрактные формы станут обрисованы и превратятся в конкретные объекты, картина готова.

Ранние абстрактные решения, которые вы принимаете на этапе планирования композиции — это то, что проведет вас через трудный процесс рендеринга и сделает все эти часы не потраченными впустую. Ужасно, когда картина почти готова, и вдруг вы видите, что переусложнили часть, которая не должна притягивать к себе внимание.

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

На финальном этапе, добавляя маленькие цветы и растения, вы тоже по сути опираетесь на ранние композиционные решения: их будет больше или меньше в зависимости от желаемого эффекта и того, как сильно должна быть заполнена и акцентирована область.

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Различия в форме, краях, контрастности, плавности, температуре цвета… Это то, что делает финальное изображение привлекательным.

Как сделать рисунки интереснее при помощи контрастов и различий

Перевод выполнила Середа Екатерина, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделлеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

9090
3 комментария

у меня глаза кровоточат от этих цветных переходов между тенью и светом. Слишком уж похоже на хроматическую аберрацию.

6

У него всегда такие. Еще ассоциация с рисунками нарисованными нейросетью. Такие же мыльные переходы и блюр везде.

1

Да я согласна с тобой