{"id":3842,"url":"\/distributions\/3842\/click?bit=1&hash=4c67e91a2a588f03561899c61c4eabfeb37008500c6498f3b9533b2e8845d454","title":"\u041e\u0431\u043e\u0436\u0430\u0435\u0442\u0435 \u043a\u043e\u043f\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0432 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445? ","buttonText":"\u0412\u0430\u043c \u0441\u044e\u0434\u0430","imageUuid":"11cfcef6-3125-52d0-8ef8-49fb205d3efe","isPaidAndBannersEnabled":false}
Gamedev
Илья Сергеич

Выгорание в геймдеве. Откуда берется, как пережить и кто виноват. Доводим свои проекты до победного конца

Всем привет. Сегодня хотел бы поговорить на очень популярную тему не только в геймдеве, но и в целом в айти сообществе. Сколько мифов и интересных вещей было уже рассказано на эту тему. Я и сам несколько раз переживал похожее - вплоть до того, что после нескольких лет работы в геймдеве хотел кардинально сменить свою сферу деятельности.

Типичное окончание мили на проекте

И по сей день я наблюдаю среди моих коллег тех, кто уже выгорел или находится на пороге. В этой статье я бы хотел немного поговорить об этом явлении и о том, что я вынес для себя за годы работы в геймдеве.

Откуда это берется?

Начнем с того, что выгорание преследует не только разработчики - в эту же группу входят врачи, спасатели, учителя, социальные работники и другие представители профессий, в которых оценивается важность ошибки. Однако если же хирург получает результат от своих действий практически сразу и видит значимость его вклада - то разработчик может не наблюдать его в течении многих лет. И это только одно из отличий выгорания.

Не стоит говорить, что это проблема "соплей" или же выдуманная проблема - это реальное расстройство, чем то схожее с группой невротических расстройств, которое может сильно и надолго выбить человека из колеи. В основном такое случается по тем же причинам, что и неврозы (а иногда еще и усугубляются наличием второго) - конфликтами эмоциональных реакций и логики, подавленными потребностями и др.

Рассмотрим типичные симптомы, характерные для группы эмоционального и профессионального выгорания:

  • Эмоциональное истощение, зачастую переходящее в депрессию или неврастению;
  • Деперсонализация и дереализация - чувство нереальности просиходящего, либо то что вы находитесь не в своем теле;
  • Редукция личностных и профессиональных достижений, занижение самооценки;
  • Повышенная тревожность и раздражительность;
  • Физическая усталость вплоть до сильной астении;
  • Панические атаки - отдышка, тремор, чувство сердцебиения и нехватки воздуха, боли в груди, ком в горле и др.;
  • Обострение других невротических расстройств, о которых я писал ранее.

И это только основной набор симптомов, но он, как и с любыми невротическими расстройствами может только расти и перемешиваться между собой.

Самое интересное - идентификация выгорания, как и невротических расстройств на ранних этапах - практически невозможна, поскольку как и любое расстройство данного спектра - оно ударит резко и со всей силы. А выходить из этого состояния можно вплоть до нескольких лет.

Поэтому лучше максимально снизить влияющие на это факторы, которые мы рассмотрим ниже.

Кто виноват?

Однозначного ответа нет - и не будет. Как и в случае с любыми невротическими расстройствами, выгорание имеет накопительный эффект и ему предшествует огромное количество факторов, как внутренних или социальных, так и управленческих. Далее разберем каждый из факторов, чтобы в дальнейшем было проще их избегать.

Особенности профессии

Да, некоторые факторы связаны с самими особенностями профессии и их просто нужно принять, минимизировав их влияние на свой эмоциональный фон.

  • Профессия разработчика требует большой отдачи при частой монотонности происходящего и отсутствие физически ощутимой отдачи от конечного резульатата;
  • Усредненные нормы для ведения задач при разном темпе работы для каждого отдельно взятого человека;
  • Высокие зарплаты и преувеличение ответственности, тогда как люди с низкими зарплатами могут позволить себе больше филонить. Хотя это относится и к социальным факторам неравенства и возложения на себя большей ответственности без физических мотиваторов на фоне других профессий.
  • Воспитание. Да, да - еще в детстве нам закладывают множество неверных установок, оценочных суждений и прививают любовь к эмоциональному уничтожению себя. Об этом написано достаточно много статей от авторитетных источников, которые вы с легкостью можете нагуглить.

Личностные и внутренние факторы

Как и в любом другом расстройстве - личностные факторы играют большую роль, поскольку эмоциональные расстройства в первую очередь корректируются через изменение нашего восприятия мира.

  • Перфекционизм. По своей сути перфекционисты всегда страдают, поскольку лучшие решения как правило созданы лентяями для лентяев, ведь все помнят - что лень двигатель прогресса. Касательно перфекционизма - у нас в СНГ это большая проблема, когда команды стараются упороться максимально в качество продукта или идеального кода, забывая о том, что ничего идеального не бывает, при этом начинают выгорать, делая ошибки, замыливая свой глаз и снижая в конечном счете качество продукта.
  • Высокая тревожность, как один из факторов. Вечные переживания о том, что "а вдруг" приводят к излишней напряженности и быстрому эмоциональному истощению.
  • Занижение самооценки и недооценка своего вклада. Это же может происходить на фоне недостаточной социальности в офисе или на удаленке, отсутствие мотиваторов и положительных шагов от руководства и др.
  • Старание подстроиться под общий темп работы - тем самым утонув в кранчах, при этом забывая, что каждый человек индивидуален.
  • Сдерживание потребностей. Это общая причина всех невротических расстройств, не только выгорание. Постоянные запреты и забивание болта на свои мелкие (или не очень) внутренние прихоти - приводят к излишнему напряжению.
  • Низкая физическая активность. Как бы это не было банально - движение это жизнь. Не обязательно наматывать круги в спорт зале или же тягать железо - достаточно хотя бы раз в день выходить на улицу и посмотреть на мир вокруг себя, а не только внутри себя и рабочих процессов.
  • Завышенные/заниженные ожидания от жизни. К примеру, вы в 17 лет думали о том, как в 25 будете разъезжать на ламбогини и тратить миллионы долларов, либо же наоборот, слишком недооценивали то, чего добьетесь через пару лет и начинаете думать о том, что вы это не заслуживаете / заслуживаете большего.
  • Нарушение баланса работы и жизни. Самое банальное что может быть - это нарушение баланса, когда вы приходя с работы начинаете думать о работе или о том, как прошел рабочий день.

Естественно - работа над личностными факторами - дело рук самих утопающих и не стоит забывать, что лучшая инвестиция - это инвестиция в себя.

Социальные факторы

Одна из немаловажных и недооцененных групп факторов риска, которые тоже следует учесть - это социальные факторы, ведь каким бы вы не были интровертом - люди по своей природе социальные существа.

  • Инстаграмный синдром. В целом - он может быть связан вообще с огромным количеством расстройств в нашем мире. Мы листаем инстаграм наших друзей, коллег, наблюдаем за тем - как круто они живут, отдыхают, а у нас - сплошная рутина, боль и переработки. Но мало кто в такие моменты задумывается и критически оценивает ситуацию, ведь в инстаграм обычно идут только лучшие моменты жизни и, как правило, мы не знаем что ждет их дома и на работе вне камер смартфона.
  • Недостаточная сплоченность коллектива. Одна из проблем, присущих по большей мере крупным корпорациям, где общество начинает разделяться на группки по интересам (как это было замечено ранее в сериале Кремниевая долина - "Они всегда кучкуются по 5 человек. У программистов один вечно тощий и длинный, один коротышка азиат, жирдяй с хвостом, чудик с дурацкой бородкой и обязательно один индус. Как будто они специально делятся на идеальные группы". Расширение социальных контактов и повышение сплоченности - расширяет кругозор и позволяет переключатся от разговоров в духе "дженерики говно, давайте их не использовать" на что-то новое.
  • Отсутствие маленьких разговоров ни о чем. Как бы банально это не было - данный подход помогает. Назовем это перекуром для мозга - когда нужно поговорить о погоде, новом сезоне Ведьмака, обсуждение мемесов про котиков или любой другой отвлеченной чепухе, помогающей сделать передышку для мозга. В особенности этот фактор относится к сотрудникам на удаленке.

Обычно решением социальных проблем занимается либо People Partner, либо HR отдел, однако за частую я видел, что этим не занимается никто. А иногда нужно прямо вытаскивать из-за столов разработчиков пинками под жопу, чтобы они переключили свое внимание, как бы тяжело это им не было.

Проблемы менеджмента

Еще одна частая проблема - это проблема менеджмента в компании. Руководители часто забывают, что самое ценное что у них есть - это далеко не крутой продукт, а здоровая команда, которая сможет поддерживать и воплощать в жизнь еще более крутые продукты. Поэтому часто можно заметить напор на критику, чем шаги вперед. Особенно часто это случается, когда в компании всего один руководитель который начинает терять фокус и распыляться на множество задач сразу - управленческие, продюссерские и бюрократические, либо начинает оценивать все с точки зрения себя, а не индивидуальности каждого человека.

  • Первая проблема, которая может встретиться часто - выжигающие спринты с усредненными темпами и результатами задач. Невозможно максимально эффективно выстроить работу, когда сводишь индивидуальность каждого сотрудника к усредненным коэффицентам и работаешь на результат мили.
  • Переоценка сложности и важности задач. Здесь же опять просто руководители забывают о том, что продукт - не самое важное в их команде. Просто стоит задать себе вопрос - что будет лучше, сделать продукт на две недели раньше и выжечь своих сотрудников, либо сохранить сотрудников, сделав проект несколько медленнее, но при этом дав им возможность в спокойной реализации следующих продуктов.
  • Отсутствие позитивных шагов. Разработчики не видят физического воплощения трудов долгое время, в отличии от тех же врачей, поэтому здесь не работает классическая модель кнута и пряника. Пряники получаются значительно реже, чем кнуты.
  • Отсутствие чувства общего вклада. Переносы релиза фичи, которую делает разработчик, выбор её в мусор или же отсутствие общих собраний для формирования общего вижна развития продукта (очень часто такие встречи устраивают только для верхнего менеджмента и распределяют задачи уже непосредственно лиды, а разработчики не могут принять участие в формировании задач и выборе того, чем они хотят заняться в долгосрочной перспективе).
  • Отсутствие программы дежурств. Хорошим тоном при развитии продукта стоит программа дежурств. Такой подход закрепляет ответственность разработчика за отдельную фичу, тем самым разработчик с большим вниманием и осознанием своего вклада будет относится к данной задаче, ведь в случае если на продакшне что-то сломается, то исправлять это будет именно он, а не так, что каждый загребает косяки за другими с перекладыванием ответственности.
  • Отсутствие аналитического и интуитивного подхода при формировании задач. Оценка задач производится зачастую без индивидуального подхода. Дело в том, что кто-то может работать быстро, но при этом допускать развитие багов, а кто-то работает медленно, но пишет более читаемый код с хорошей документацией. Здесь помогает индивидуальная оценка при закладывании спринтов, общий разбор бэклога и парное программирование.
  • Выполнение больше одной задачи одновременно. В TO-DO листах никогда не должно быть больше одной задачи в одно время. Однако некоторые начинают этим пренебрегать, отправляя разработчика заделать дыры на прошлом проекте, при этом активно внедряя в его текущий спринт нового проекта.

В целом проблема менеджмента решается подключением толкового проджект-менеджера и People Partner (ну или активно содействующего внутренней атмосфере HR), совместной работе над бэклогами и фокусом руководителей на чем-то одном.

Как помочь себе и другим, когда выгораешь быстрее AMOLED дисплея?

Способов искоренить выгорание на 100% нет, но как и в любых других эмоциональных расстройствах - есть правила гигиены и улучшения качества жизни, а самое главное труда, чтобы максимально снизить факторы, приводящие к этому.

  • Нормализация режима дня и работы. Никаких кранчей, никаких ночных просмотров кинчиков. Строгий режим дня. В 18:00 встал и пошел домой или гулять, вне зависимости от того, закончена задача или нет. Если начальство не понимает и не принимает такого - значит для них продукт важнее команды и выгорание вам обеспечено.
  • Физическая активность и прогулки. Чтобы дать возможность мозгу переключиться на окружающий мир, а не абстракции в коде;
  • People Partner и социальный менеджмент для нормализации здорового коллектива в команде. В целом нужно осознать, что здоровая команда куда важнее быстро законченного продукта и заработанных в моменте денег;
  • Фокус только на одной текущей задаче. Не распыляться и не хватать все подряд;
  • Внедрение программы дежурств. Подробнее можно почитать простым языком здесь;
  • Выполнение самых трудных задач утром - остальное вечером;
  • Переключение внимания во время работы. Устраивайте мелкие перерывы и разговоры ни о чем, без фиксации мыслей на рабочей задаче.
  • Переключение внимания на новые задачи. Монотонность убивает. Если вы чувствуете, что слабо развиваетесь выполняя одно и то же - попробуйте попросить задачу сложнее и интереснее, где у вас не так много опыта.
  • Регулярный аудит состояния сотрудников. Оцените эмоциональное состояние членов команды. Гораздо лучше дать им небольшой отпуск, чем потерять на совсем.
  • Любые, даже самые малые успехи следует поощрять, ведь разработчики зачастую не видят конца и края проектам, которые могут разрабатываться по несколько лет, в отличии от того же хирурга, который видит оценку своей работы практически сразу.
  • Общие разборы бэклога, взаимная критика (конструктивная) и принятие узких мест проекта. Выполняя бэклог и обсуждение продукта не стоит взваливать это лишь на проджект менеджера и лида, следует включать всю команду, чтобы видеть полную дорожную карту, иметь возможность выбора задач.
  • Не требовать невозможного и не проецировать себя на других. Если вы, как руководитель работаете сутками или же испытываете трудности, не стоит перекладывать ответственность на разработчиков и подавать пример, вызывая чувство вины у всех.
  • Обновляйте рабочее место, изучайте новые инструменты. Все, что может сменить рутину и постигать новое - отличный вариант для смены фокуса с монотонности.
  • В тяжелых случаях обратитесь к специалисту. Распутать ком сложенных воедино десятков факторов, которые привели к выгоранию - самостоятельно практически не возможно.

Итоги

Выгорание не миф и не сказка. Лечить его сложно, потерять сотрудников и команду в угоду продукту - затея не самая лучшая, а работа над факторами, которые как снежный ком могут привести к этому - это не только личная работа над собой, но и как любая работа - командная. Здесь снижать факторы должны все, начиная от руководства и заканчивая самим разработчиком.

Все чаще я видел, как в некоторых студиях работает штатный психолог, который решает основные проблемы тех, кто уже выгорел или находится близко к этому. И это звучит не так уж плохо, не смотря на то, что в нашей стране до сих пор считают, что если ты идешь к психологу - ты конченный шизофреник.

Полезные статьи и ссылк для того, чтобы подчерпнуть больше о выгорании:

Ну и на последок, интересно было бы узнать, бывало ли у вас выгорание и как вы с ним справлялись.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Арсений Мирный

90% выгорания от ощущения бесцельности (либо проекты в стол, либо слишком большой поток небольших задач и так далее). Человеку нужна психология вознаграждения на разных уровнях и деньги не единственное.

Ответить
Развернуть ветку
Madzai Sa
90% выгорания от ощущения бесцельности (либо проекты в стол, либо слишком большой поток небольших задач и так далее)

Т.е. работы которую работает 90% населения?

Ответить
Развернуть ветку
mxrdekaii

90% населения ходит в детские сады для взрослых
Я тебе говорю как человек, который такое образование получил

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Либо завышение этих целей (сделай и убейся любой ценой) вне оценки важности команды, как единицы, которая дороже продукта

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Николаев

Как пожарный подписываюсь под каждым словом. Нас тоже психологи каждый квартал проверяют.

Ответить
Развернуть ветку
Витя Буторин

Я "выгорел" с мелким личным проектом на "пару месяцев". Хотел расширить, так скажем, кругозор и взялся делать отоме (визуальная новелла, ориентированная на женскую аудиторию). Но все затягивалось, плюс я взял на себя слишком много и... Пара месяцев превращается в пару лет.

Сейчас я добиваю мелкие шереховатости и натурально испытываю отвращение к написанному. Каждый раз, когда сажусь за редактуру текста или доработку технических моментов, становится неприятно. Не уверен, что это выгорание, если честно, но жить так тяжко.

Но я добью это. Из личной упертости добью, даже если все потом утонет в критике.

Ответить
Развернуть ветку
Rick Rose

Как я тебя понимаю, прозвучит банально, но думаю у тебя все получится)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Apanasik
Ответить
Развернуть ветку
Superior Friden Craw

Берите пример с человека.

Игры поколения релизит, про геймдев постит, пилит высококачественные отзывы, разрабатывает инструментарий для геймдиректоров и умудряется не выгорать. А не это вот всё.

Ответить
Развернуть ветку
sloa

Где-то я читал что в основе выгорания лежит регулярное принесение жертв без достижения результата.
Найти бы сейчас этот тред. Там много интересного было.

Ответить
Развернуть ветку
Оборонный мангал

У @Andrey Apanasik вроде была статья на эту тему.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Apanasik

У меня про кранчи была статья. Кранчи часто становятся причиной выгорания.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Кранчи одна из мощных причин да

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Если найдешь кидай обязательно

Ответить
Развернуть ветку
sloa

Нашел, это не статья, это просто тред на форуме.

https://news.ycombinator.com/item?id=5630618

В верхнем посте чувак пишет про жертвы.

А немного ниже есть другой пост, про надпочечники.

С переводчиком можно +/- сносно читать по-русски.
https://news-ycombinator-com.translate.goog/item?id=5630618&_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=wapp

Ответить
Развернуть ветку
Денис Стрелкин

Около года подрабатывал по вечерам и ночам на второй работе (геймдев), включая выходные (до этого занимался геймдевом как хобби, также в вечернее и ночное время). Выгорания не было, так как параллельно слушал всякие интересные подкасты, совмещал приятное с полезным. Бросил вторую работу не из-за выгорания, а из-за ощущения, что какого черта я должен клянчить три недели подряд свою зарплату. Лучше займусь своими делами. Затем начал свою игру делать и сейчас литературу читаю для повышения знаний в нужных для проекта областях.

Пока есть цель и видимый путь, думаю сложно выгореть. Как только встречаешь сильное сопротивление и твое творчество превращается в превозмогание, вот тогда думаю есть огромный риск перегореть. Но у всех по-разному, знаю людей которые выгорали на казалось бы простой и понятной работе. Думаю тут от самого человека зависит, у каждого свои причины для выгорания.

Ответить
Развернуть ветку
KindlyWolf

Как выгоравший настолько, что не мог кодить несколько лет, статью считаю пустословием и словоблудием. Ощущение, что кто-то обчитался self-help книжек и разразился такого же рода шлаком, что в них пишут всякого рода бестолочи. Ничего из перечисленного лично мне не помогало и не поможет. Автор отталкивается от того, что ЧТО-ТО В НАШЕМ КОДЕРЕ НЕ ТО. То он закомлпексованный и работает больше других, то ему скучно потому что на рабочем столе не менялся обстановка. А если человек адекватный и любые проблемы осознает и щелкает как орешки, то что? "Штатный психолух". Ну-ну. Поговорим и пройдет. Нейронные пути другие прорежутся, ага.

Ответить
Развернуть ветку
Счастливый дым

Я начинаю выгорать из-за того, что приходится каждый день думать дохуя, а я ленивый и хочу ничего не делать. В какой-то мере я Хирамару Казуя, простите за аниме.

Ответить
Развернуть ветку
start_with_zero

Как преподаватель согласен. Со второго курса магистратуры чувствую себя все более и более ватным, пока не взгреют)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Черкасов

Баланс важен. Слишком легко - выгараешь, слишком сложно - выграешь, мало движа - выгараешь, кранчи - выгараешь.
Ищешь нормального работодателя, занимаешься тем что нравится, соблюдаешь режим работы и отдыха (для всех индивидуален) - кайфуешь.

Ответить
Развернуть ветку
Указанный бокал

Я могу дать совет, чтобы не выгорать.
Но он вам не понравится, ибо напрямую связан с импрувом.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

😀

Ответить
Развернуть ветку
Отличный Никита

чел ты

Ответить
Развернуть ветку
Указанный бокал

Где не прав то? Импруваться надо, иначе пизда.
Делаешь заведомо никому не нужный проект - выгорешь. Но не выгорешь, если импрувнешься в искусстве до такой степени, что придёт понимание ценности твоего проекта.
Можно найти мотивацию внутри себя, но нужна работа над собой, ментальная, умственная.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Morozov

Околошкольник, который целыми днями играет в игрульки и срёт на синем дваче (читать как: не работал ни дня в своей жизни), рассуждает о выгорании и учит людей работать

Ответить
Развернуть ветку
Mackarn Mackarovich

У меня произошло выгорание на старте работы над проектом, когда я узнал что игру с моими с геймплеными и стилистическими идеями уже звонили в ранний доступ

Ответить
Развернуть ветку
Mackarn Mackarovich

завезли*

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 27 комментариев
null