Выгорание в геймдеве. Откуда берется, как пережить и кто виноват. Доводим свои проекты до победного конца

Всем привет. Сегодня хотел бы поговорить на очень популярную тему не только в геймдеве, но и в целом в айти сообществе. Сколько мифов и интересных вещей было уже рассказано на эту тему. Я и сам несколько раз переживал похожее - вплоть до того, что после нескольких лет работы в геймдеве хотел кардинально сменить свою сферу деятельности.

<i>Типичное окончание мили на проекте</i>
Типичное окончание мили на проекте

И по сей день я наблюдаю среди моих коллег тех, кто уже выгорел или находится на пороге. В этой статье я бы хотел немного поговорить об этом явлении и о том, что я вынес для себя за годы работы в геймдеве.

Откуда это берется?

Начнем с того, что выгорание преследует не только разработчики - в эту же группу входят врачи, спасатели, учителя, социальные работники и другие представители профессий, в которых оценивается важность ошибки. Однако если же хирург получает результат от своих действий практически сразу и видит значимость его вклада - то разработчик может не наблюдать его в течении многих лет. И это только одно из отличий выгорания.

Не стоит говорить, что это проблема "соплей" или же выдуманная проблема - это реальное расстройство, чем то схожее с группой невротических расстройств, которое может сильно и надолго выбить человека из колеи. В основном такое случается по тем же причинам, что и неврозы (а иногда еще и усугубляются наличием второго) - конфликтами эмоциональных реакций и логики, подавленными потребностями и др.

Рассмотрим типичные симптомы, характерные для группы эмоционального и профессионального выгорания:

  • Эмоциональное истощение, зачастую переходящее в депрессию или неврастению;
  • Деперсонализация и дереализация - чувство нереальности просиходящего, либо то что вы находитесь не в своем теле;
  • Редукция личностных и профессиональных достижений, занижение самооценки;
  • Повышенная тревожность и раздражительность;
  • Физическая усталость вплоть до сильной астении;
  • Панические атаки - отдышка, тремор, чувство сердцебиения и нехватки воздуха, боли в груди, ком в горле и др.;
  • Обострение других невротических расстройств, о которых я писал ранее.

И это только основной набор симптомов, но он, как и с любыми невротическими расстройствами может только расти и перемешиваться между собой.

Самое интересное - идентификация выгорания, как и невротических расстройств на ранних этапах - практически невозможна, поскольку как и любое расстройство данного спектра - оно ударит резко и со всей силы. А выходить из этого состояния можно вплоть до нескольких лет.

Поэтому лучше максимально снизить влияющие на это факторы, которые мы рассмотрим ниже.

Кто виноват?

Однозначного ответа нет - и не будет. Как и в случае с любыми невротическими расстройствами, выгорание имеет накопительный эффект и ему предшествует огромное количество факторов, как внутренних или социальных, так и управленческих. Далее разберем каждый из факторов, чтобы в дальнейшем было проще их избегать.

Особенности профессии

Да, некоторые факторы связаны с самими особенностями профессии и их просто нужно принять, минимизировав их влияние на свой эмоциональный фон.

  • Профессия разработчика требует большой отдачи при частой монотонности происходящего и отсутствие физически ощутимой отдачи от конечного резульатата;
  • Усредненные нормы для ведения задач при разном темпе работы для каждого отдельно взятого человека;
  • Высокие зарплаты и преувеличение ответственности, тогда как люди с низкими зарплатами могут позволить себе больше филонить. Хотя это относится и к социальным факторам неравенства и возложения на себя большей ответственности без физических мотиваторов на фоне других профессий.
  • Воспитание. Да, да - еще в детстве нам закладывают множество неверных установок, оценочных суждений и прививают любовь к эмоциональному уничтожению себя. Об этом написано достаточно много статей от авторитетных источников, которые вы с легкостью можете нагуглить.

Личностные и внутренние факторы

Как и в любом другом расстройстве - личностные факторы играют большую роль, поскольку эмоциональные расстройства в первую очередь корректируются через изменение нашего восприятия мира.

  • Перфекционизм. По своей сути перфекционисты всегда страдают, поскольку лучшие решения как правило созданы лентяями для лентяев, ведь все помнят - что лень двигатель прогресса. Касательно перфекционизма - у нас в СНГ это большая проблема, когда команды стараются упороться максимально в качество продукта или идеального кода, забывая о том, что ничего идеального не бывает, при этом начинают выгорать, делая ошибки, замыливая свой глаз и снижая в конечном счете качество продукта.
  • Высокая тревожность, как один из факторов. Вечные переживания о том, что "а вдруг" приводят к излишней напряженности и быстрому эмоциональному истощению.
  • Занижение самооценки и недооценка своего вклада. Это же может происходить на фоне недостаточной социальности в офисе или на удаленке, отсутствие мотиваторов и положительных шагов от руководства и др.
  • Старание подстроиться под общий темп работы - тем самым утонув в кранчах, при этом забывая, что каждый человек индивидуален.
  • Сдерживание потребностей. Это общая причина всех невротических расстройств, не только выгорание. Постоянные запреты и забивание болта на свои мелкие (или не очень) внутренние прихоти - приводят к излишнему напряжению.
  • Низкая физическая активность. Как бы это не было банально - движение это жизнь. Не обязательно наматывать круги в спорт зале или же тягать железо - достаточно хотя бы раз в день выходить на улицу и посмотреть на мир вокруг себя, а не только внутри себя и рабочих процессов.
  • Завышенные/заниженные ожидания от жизни. К примеру, вы в 17 лет думали о том, как в 25 будете разъезжать на ламбогини и тратить миллионы долларов, либо же наоборот, слишком недооценивали то, чего добьетесь через пару лет и начинаете думать о том, что вы это не заслуживаете / заслуживаете большего.
  • Нарушение баланса работы и жизни. Самое банальное что может быть - это нарушение баланса, когда вы приходя с работы начинаете думать о работе или о том, как прошел рабочий день.

Естественно - работа над личностными факторами - дело рук самих утопающих и не стоит забывать, что лучшая инвестиция - это инвестиция в себя.

Социальные факторы

Одна из немаловажных и недооцененных групп факторов риска, которые тоже следует учесть - это социальные факторы, ведь каким бы вы не были интровертом - люди по своей природе социальные существа.

  • Инстаграмный синдром. В целом - он может быть связан вообще с огромным количеством расстройств в нашем мире. Мы листаем инстаграм наших друзей, коллег, наблюдаем за тем - как круто они живут, отдыхают, а у нас - сплошная рутина, боль и переработки. Но мало кто в такие моменты задумывается и критически оценивает ситуацию, ведь в инстаграм обычно идут только лучшие моменты жизни и, как правило, мы не знаем что ждет их дома и на работе вне камер смартфона.
  • Недостаточная сплоченность коллектива. Одна из проблем, присущих по большей мере крупным корпорациям, где общество начинает разделяться на группки по интересам (как это было замечено ранее в сериале Кремниевая долина - "Они всегда кучкуются по 5 человек. У программистов один вечно тощий и длинный, один коротышка азиат, жирдяй с хвостом, чудик с дурацкой бородкой и обязательно один индус. Как будто они специально делятся на идеальные группы". Расширение социальных контактов и повышение сплоченности - расширяет кругозор и позволяет переключатся от разговоров в духе "дженерики говно, давайте их не использовать" на что-то новое.
  • Отсутствие маленьких разговоров ни о чем. Как бы банально это не было - данный подход помогает. Назовем это перекуром для мозга - когда нужно поговорить о погоде, новом сезоне Ведьмака, обсуждение мемесов про котиков или любой другой отвлеченной чепухе, помогающей сделать передышку для мозга. В особенности этот фактор относится к сотрудникам на удаленке.

Обычно решением социальных проблем занимается либо People Partner, либо HR отдел, однако за частую я видел, что этим не занимается никто. А иногда нужно прямо вытаскивать из-за столов разработчиков пинками под жопу, чтобы они переключили свое внимание, как бы тяжело это им не было.

Проблемы менеджмента

Еще одна частая проблема - это проблема менеджмента в компании. Руководители часто забывают, что самое ценное что у них есть - это далеко не крутой продукт, а здоровая команда, которая сможет поддерживать и воплощать в жизнь еще более крутые продукты. Поэтому часто можно заметить напор на критику, чем шаги вперед. Особенно часто это случается, когда в компании всего один руководитель который начинает терять фокус и распыляться на множество задач сразу - управленческие, продюссерские и бюрократические, либо начинает оценивать все с точки зрения себя, а не индивидуальности каждого человека.

  • Первая проблема, которая может встретиться часто - выжигающие спринты с усредненными темпами и результатами задач. Невозможно максимально эффективно выстроить работу, когда сводишь индивидуальность каждого сотрудника к усредненным коэффицентам и работаешь на результат мили.
  • Переоценка сложности и важности задач. Здесь же опять просто руководители забывают о том, что продукт - не самое важное в их команде. Просто стоит задать себе вопрос - что будет лучше, сделать продукт на две недели раньше и выжечь своих сотрудников, либо сохранить сотрудников, сделав проект несколько медленнее, но при этом дав им возможность в спокойной реализации следующих продуктов.
  • Отсутствие позитивных шагов. Разработчики не видят физического воплощения трудов долгое время, в отличии от тех же врачей, поэтому здесь не работает классическая модель кнута и пряника. Пряники получаются значительно реже, чем кнуты.
  • Отсутствие чувства общего вклада. Переносы релиза фичи, которую делает разработчик, выбор её в мусор или же отсутствие общих собраний для формирования общего вижна развития продукта (очень часто такие встречи устраивают только для верхнего менеджмента и распределяют задачи уже непосредственно лиды, а разработчики не могут принять участие в формировании задач и выборе того, чем они хотят заняться в долгосрочной перспективе).
  • Отсутствие программы дежурств. Хорошим тоном при развитии продукта стоит программа дежурств. Такой подход закрепляет ответственность разработчика за отдельную фичу, тем самым разработчик с большим вниманием и осознанием своего вклада будет относится к данной задаче, ведь в случае если на продакшне что-то сломается, то исправлять это будет именно он, а не так, что каждый загребает косяки за другими с перекладыванием ответственности.
  • Отсутствие аналитического и интуитивного подхода при формировании задач. Оценка задач производится зачастую без индивидуального подхода. Дело в том, что кто-то может работать быстро, но при этом допускать развитие багов, а кто-то работает медленно, но пишет более читаемый код с хорошей документацией. Здесь помогает индивидуальная оценка при закладывании спринтов, общий разбор бэклога и парное программирование.
  • Выполнение больше одной задачи одновременно. В TO-DO листах никогда не должно быть больше одной задачи в одно время. Однако некоторые начинают этим пренебрегать, отправляя разработчика заделать дыры на прошлом проекте, при этом активно внедряя в его текущий спринт нового проекта.

В целом проблема менеджмента решается подключением толкового проджект-менеджера и People Partner (ну или активно содействующего внутренней атмосфере HR), совместной работе над бэклогами и фокусом руководителей на чем-то одном.

Как помочь себе и другим, когда выгораешь быстрее AMOLED дисплея?

Способов искоренить выгорание на 100% нет, но как и в любых других эмоциональных расстройствах - есть правила гигиены и улучшения качества жизни, а самое главное труда, чтобы максимально снизить факторы, приводящие к этому.

  • Нормализация режима дня и работы. Никаких кранчей, никаких ночных просмотров кинчиков. Строгий режим дня. В 18:00 встал и пошел домой или гулять, вне зависимости от того, закончена задача или нет. Если начальство не понимает и не принимает такого - значит для них продукт важнее команды и выгорание вам обеспечено.
  • Физическая активность и прогулки. Чтобы дать возможность мозгу переключиться на окружающий мир, а не абстракции в коде;
  • People Partner и социальный менеджмент для нормализации здорового коллектива в команде. В целом нужно осознать, что здоровая команда куда важнее быстро законченного продукта и заработанных в моменте денег;
  • Фокус только на одной текущей задаче. Не распыляться и не хватать все подряд;
  • Внедрение программы дежурств. Подробнее можно почитать простым языком здесь;
  • Выполнение самых трудных задач утром - остальное вечером;
  • Переключение внимания во время работы. Устраивайте мелкие перерывы и разговоры ни о чем, без фиксации мыслей на рабочей задаче.
  • Переключение внимания на новые задачи. Монотонность убивает. Если вы чувствуете, что слабо развиваетесь выполняя одно и то же - попробуйте попросить задачу сложнее и интереснее, где у вас не так много опыта.
  • Регулярный аудит состояния сотрудников. Оцените эмоциональное состояние членов команды. Гораздо лучше дать им небольшой отпуск, чем потерять на совсем.
  • Любые, даже самые малые успехи следует поощрять, ведь разработчики зачастую не видят конца и края проектам, которые могут разрабатываться по несколько лет, в отличии от того же хирурга, который видит оценку своей работы практически сразу.
  • Общие разборы бэклога, взаимная критика (конструктивная) и принятие узких мест проекта. Выполняя бэклог и обсуждение продукта не стоит взваливать это лишь на проджект менеджера и лида, следует включать всю команду, чтобы видеть полную дорожную карту, иметь возможность выбора задач.
  • Не требовать невозможного и не проецировать себя на других. Если вы, как руководитель работаете сутками или же испытываете трудности, не стоит перекладывать ответственность на разработчиков и подавать пример, вызывая чувство вины у всех.
  • Обновляйте рабочее место, изучайте новые инструменты. Все, что может сменить рутину и постигать новое - отличный вариант для смены фокуса с монотонности.
  • В тяжелых случаях обратитесь к специалисту. Распутать ком сложенных воедино десятков факторов, которые привели к выгоранию - самостоятельно практически не возможно.

Итоги

Выгорание не миф и не сказка. Лечить его сложно, потерять сотрудников и команду в угоду продукту - затея не самая лучшая, а работа над факторами, которые как снежный ком могут привести к этому - это не только личная работа над собой, но и как любая работа - командная. Здесь снижать факторы должны все, начиная от руководства и заканчивая самим разработчиком.

Все чаще я видел, как в некоторых студиях работает штатный психолог, который решает основные проблемы тех, кто уже выгорел или находится близко к этому. И это звучит не так уж плохо, не смотря на то, что в нашей стране до сих пор считают, что если ты идешь к психологу - ты конченный шизофреник.

Полезные статьи и ссылк для того, чтобы подчерпнуть больше о выгорании:

Ну и на последок, интересно было бы узнать, бывало ли у вас выгорание и как вы с ним справлялись.

120120 показов
5.5K5.5K открытий
33 репоста
29 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

90% выгорания от ощущения бесцельности (либо проекты в стол, либо слишком большой поток небольших задач и так далее)

Т.е. работы которую работает 90% населения?

Ответить

Либо завышение этих целей (сделай и убейся любой ценой) вне оценки важности команды, как единицы, которая дороже продукта

Ответить

Как пожарный подписываюсь под каждым словом. Нас тоже психологи каждый квартал проверяют.

Ответить

Я "выгорел" с мелким личным проектом на "пару месяцев". Хотел расширить, так скажем, кругозор и взялся делать отоме (визуальная новелла, ориентированная на женскую аудиторию). Но все затягивалось, плюс я взял на себя слишком много и... Пара месяцев превращается в пару лет.

Сейчас я добиваю мелкие шереховатости и натурально испытываю отвращение к написанному. Каждый раз, когда сажусь за редактуру текста или доработку технических моментов, становится неприятно. Не уверен, что это выгорание, если честно, но жить так тяжко.

Но я добью это. Из личной упертости добью, даже если все потом утонет в критике.

Ответить

Как я тебя понимаю, прозвучит банально, но думаю у тебя все получится)

Ответить