Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Рассказываем, как работать с вектором, почему его лучше использовать при отрисовке пропсов и на что обращать внимание при рисовании.

Растр слева и вектор справа. Работа художницы студии <a href="https://canoeband.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Canoe</a> <a href="https://www.artstation.com/asherauf" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ксении Сеньковской</a>
Растр слева и вектор справа. Работа художницы студии Canoe Ксении Сеньковской

Когда нужно отрисовать пропсы или стикеры, часто используют вектор — с ним края изображения получаются ровными, а работа выглядит аккуратней. Но это не единственное достоинство вектора в геймдев-индустрии — подробнее о них поговорим в статье и рассмотрим на примерах, как работать с инструментом.

Вектор и его место в геймдев-индустрии

В геймдеве используют векторную графику, потому что такие изображения можно бесконечно увеличивать и уменьшать без потери качества. Кроме того, их края будут ровными и четкими.

При увеличении векторного изображения глаз и мордочка кота остаются в изначальном качестве
При увеличении векторного изображения глаз и мордочка кота остаются в изначальном качестве

Если рисовать скетч с помощью обычной кисти в Фотошопе, получится растровое изображение. Растровыми считают и обычные фотографии. В отличие от векторных, при увеличении на растровых картинках видны пиксели.

Глаз кота при увеличении словно покрывается кубиками — это и есть пиксели
Глаз кота при увеличении словно покрывается кубиками — это и есть пиксели

Чтобы сделать векторное изображение в Фотошопе, нужно использовать инструменты Перо и Фигуры, подробнее о них поговорим ниже. Когда картинка готова, ее или отдельные части можно заливать цветом.

Поэтому вектор используют не только для отрисовки казуальных пропсов для игр, но и для создания стикеров. Иногда растровую и векторную графику могут объединять — например, рисовать казуальную иллюстрацию животного и на одном слое использовать Перо, а на другом добавлять текстуры и градиенты. Это помогает сделать изображение реалистичней, как если бы оно было полностью растровым.

В геймдев-индустрии художнику мало знать пару инструментов в Фотошопе — для одних работ может пригодиться вектор, а для других — кисть. Поэтому для работы важно освоить программу и знать не только слои и кисти.

Никогда не останавливайтесь на достигнутом, изучайте новые инструменты и программы — так вы станете супер-крутым специалистом. Художник должен знать хотя бы примерно принцип работы программ анимации, программ сбора игр и т.д. Ведь именно мы создаем графику для всего этого. Наше незнание усложняет жизнь нашим коллегам. Поэтому для достижения качественной работы все приемы хороши. Пользуйтесь!

Ксения Сеньковская, Художница студии Canoe

Преимущества векторных рисунков для художников

Условно можно выделить четыре преимущества векторных изображений в контексте работы — они экономят время, не изменяются в качестве при растяжении, мало весят и выглядят ровными и аккуратными.

Экономят время. Если освоить вектор, простую иконку для игры можно сделать за пару минут. Например, основу баночки с зельем можно отрисовать с помощью эллипса и пера, после чего залить цветом. Конечно, для реалистичности картинку надо будет рендерить, зато основу получится сделать быстро.

Не изменяются в качестве. Как бы не увеличивали векторную картинку, ее качество не изменится. Кроме того, линии и обводка останутся плавными и четкими, даже если изображение обработать повторно, заскринить, а потом снова обработать.

Изображение заскринили, добавили эффекты и немного увеличили — его качество не изменилось. <a href="https://www.artstation.com/diegomonardes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Diego Monardes</a>
Изображение заскринили, добавили эффекты и немного увеличили — его качество не изменилось. Diego Monardes

Мало весят. Векторные изображения легкие, поэтому они не будут утяжелять игру или долго прогружаться. Например, в игре Cooking Craze персонажи, объекты и иконки — полностью векторные.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Выглядит ровными и аккуратными. Неважно, будет ли предмет нарисован пером или с помощью фигуры — его края всегда будут ровными и четкими. Такие картинки выглядят качественными и аккуратными, а для геймдева это важно.

Вектор слева vs растр справа
Вектор слева vs растр справа

Векторные инструменты и как с ними работать

Как уже сказали выше, для создания векторного изображения нужно использовать Перо и Фигуры. При создании каждой фигуры в Фотошопе появляется новый слой, на котором она будет находиться.

Если тапнуть на каждый векторный инструмент в Фотошопе, то рядом с ним появится меню с набором дополнительных инструментов. У Пера это обычное Перо, «Свободное перо», «Перо кривизны», «Перо+», «Перо-» и «Угол».

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Перо помогает создавать фигуру произвольной формы из точек, линий и лучей. Например, при работе с пером можно сделать треугольник — для этого ставят три точки: просто отмечают мышью каждую и отпускают.

Важно в конце закрыть фигуру — для этого нужно дойти до первой точки и тапнуть на нее. Если нужно сделать плавный переход без углов, при создании зажимают кнопку мыши и оттягивают. После этого около точки появятся усики — это лучи. Если их двигать, можно изменять направление линии и скруглять ее.

Инструмент «Свободное перо» помогает рисовать изображения разной формы. Это выглядит так, будто рисунок делают с помощью обычной кисти. Но края по-прежнему будут ровными.

Инструмент «Перо кривизны» появился в версии Фотошопа от 2018 года. Он упрощает работу с Пером. Для отрисовки любого предмета достаточно отметить точки, которые автоматически соединяются линиями. Инструмент интуитивно пытается понять, какая фигура нужна, поэтому подстраивает форму под расположение точек. Так, они могут быть ровными, а могут быть изогнутыми — зависит от того, какую часть нужно отрисовать.

«Перо+» добавляет дополнительные точки на уже готовое векторное изображение — так его можно сильнее искривить. Например, нарисовали профиль персонажа — теперь нужно сделать небольшой выступ, чтобы отметить нос. Для этого на линии лица отмечаются дополнительные точки, положение и усики которых можно изменять.

«Перо-», наоборот, убирает лишние точки. Например, если одна точка искривляет линию, а она должна быть ровной.

«Угол» настраивает положение усиков уже после окончания отрисовки. Например, нужно сделать более явный угол, чтобы отрисовать ухо кота. Нужно нажать на «Угол», выбрать точку и подвигать ее усики.

Векторы представлены и обычными геометрическими фигурами. Среди них есть окружность, прямоугольник, прямоугольник со скругленными краями, шестиугольник, линия и пятно. В зависимости от того, с какой фигурой работают, функции на панели редактирования меняются.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Окружность можно делать произвольной — это необязательно ровный эллипс. Но если нужно сделать ровный круг, тогда на панели редактирования указывают одинаковые высоту и ширину — фигура выравнится.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

У прямоугольника можно делать обводку, менять ее ширину и вид. Кроме того, фигуру можно превратить в квадрат — на панели редактирования нужно указать одинаковую ширину и высоту.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Прямоугольник со скругленными краями можно скруглить еще сильнее, чтобы сделать овал.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

У шестиугольника можно изменять количество его углов. Например, сделать семь углов вместо шести.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Линия тоже изменяется — ее можно сделать прерывистой или цельной, сделать шире или тоньше.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Пятно можно видоизменять — на панели редактирования вверху есть раздел с фигурами. Например, там получится превратить пятно в стрелки, галочки или письмо.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

В вектор можно превратить и текст — для этого нужно выбрать инструмент Текст и написать нужное слово или букву. На панели со слоями текст будет выделяться иконкой с буквой Т. Чтобы превратить его в вектор, нужно нажать правой кнопкой мыши на слой и выбрать «Преобразовать в кривые».

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Операции и редактирование векторных фигур

Чтобы редактировать фигуры и изменять их положение или вид, можно использовать панель редактирования, стрелки и операции.

Панель редактирования. Панель редактирования появляется после нажатия на Фигуры или Перо. Там можно менять цвет заливки, добавлять или убирать обводку любого цвета. Кроме того, можно изменять вид обводки — это может быть пунктир или единая линия. Важно перед работой с вектором на панели указывать, что это фигура. Если указать вместо фигуры пиксели, тогда изображение получится растровым.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Стрелки. Чтобы изменять положение точек или фигур после отрисовки, можно использовать стрелки — инструмент расположен на панели слева и отмечен значком курсора.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Белая стрелка двигает точки — например, когда нужно из тупого треугольника сделать равнобедренный. Если нажать на белую стрелку, откроется меню — в нем будет инструмент с черной стрелкой. Когда нужно двигать фигуру по полю и изменять ее положение, нужно зажать ее черной стрелкой и подвигать.

С помощью белой стрелки можно изменить расположение точек и сделать другую фигуру, а с помощью черной — сдвинуть целую фигуру на другое место
С помощью белой стрелки можно изменить расположение точек и сделать другую фигуру, а с помощью черной — сдвинуть целую фигуру на другое место

Операции. При работе с фигурами на панели редактирования есть иконка квадрата — это операции, которые можно проделать с фигурами.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

С помощью операций фигуры можно объединить, вычесть друг из друга, извлечь пересекающуюся часть или выделить пересекающуюся часть. Принцип такой: сначала отрисовывается первая фигура, потом на панели нужно выбрать одну из операций. Например, объединение. Если нарисовать другую фигуру поверх первой, то они автоматически объединятся и окажутся на одном слое. Но при этом они не становятся одной фигурой — их по-прежнему можно изменять отдельно друг от друга.

Объединение. При объединении две фигуры соединяются в одну. Например, можно объединить два квадрата и сделать прямоугольник, но они по-прежнему могут изменяться независимо друг от друга.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Вычитание друг из друга. Чтобы вычесть верхнюю фигуру из нижней, достаточно нарисовать основную фигуру и нажать на «Вычесть переднюю фигуру» в операциях. Потом поверх отрисовывают вторую — тогда контур второй фигуры вырезается из первой.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Извлечение пересекающейся части. Нужно по той же схеме отрисовать фигуры друг за другом и нажать на команду извлечения в середине пути — часть, которая была пересечением, исчезнет.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Выделение пересекающейся части. В этом случае делается все то же самое, что и при извлечении, только команда будет другая — «Область пересечения фигур». Тогда на поле останется только часть, которая была пересечением двух форм.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

В операциях есть функция «Объединить компоненты фигуры» — если выбрать одну фигуру после любой операции и нажать эту команду, тогда компоненты сольются. Это значит, что изменять объект по частям не получится.

Простой план векторной отрисовки от художницы Ксении Сеньковской

Разберем работу с вектором на примере отрисовки основы тарелки с супом.

Чтобы сделать иллюстрацию, сначала нужно использовать эллипс и с его помощью сделать дно тарелки, тарелку и суп внутри.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Для отрисовки ингредиентов супа тоже используется эллипс, а также прямоугольник со скругленными краями и перо. Чтобы изменять положение точек — например, из ровного прямоугольника сделать скошенный — нужно использовать белую стрелку.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Заливка рисунка происходит с помощью градиента, чтобы изображение получилось более живым.

Как использовать вектор, чтобы рисовать ровные и четкие пропсы: обзор инструмента и примеры

Когда основа готова, можно и дальше ее изменять — для этого создают корректирующий слой и выделяют контур фигуры. Теперь работа с цветом и размером фигуры происходит на новом слое.

Финальный вид работы
Финальный вид работы

Кроме того, некоторые объекты можно полностью рендерить в векторе — это значит, что можно там же расставить тени или блики света с помощью фигур.

Например, вот это изображение делали и рендерили полностью в векторе. Автор: <a href="https://www.artstation.com/asherauf" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ксения Сеньковская</a>
Например, вот это изображение делали и рендерили полностью в векторе. Автор: Ксения Сеньковская

Обязательно ли использовать вектор?

Использовать векторную графику можно тогда, когда это облегчает работу или указано в техническом задании. Например, чтобы отрисовать иконки в игре или мелкие казуальные детали. Тогда эти детали не будут перегружать игру из-за тяжелого веса, как если бы их рисовали растровыми.

В остальном зависит от вас — если вам кажется, что лучше и легче отрисовать некоторые детали растровой картинки вектором, то сделайте это.

Важно помнить особенности работы с вектором — их три:

1. На слое с фигурой нельзя изменить кривые цвета или настроить яркость с контрастностью — для этого придется создавать корректирующий слой и работать на нем.

2. Картинку не получится обработать с помощью фильтров.

3. Вектор может влиять на стилистику из-за четкого деления слоев на основные фигуры.

Чтобы научиться использовать любой инструмент или программу, нужно некоторое время потратить на обучение. Поэтому рекомендуем больше практиковаться — тогда у вас получится довести подобные навыки до автоматизма.

Статью написала Анастасия Терентьева. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

8181
13 комментариев

Какой-то бред написан в теоретических выкладках, как будто автор надёргал рандомных фактов из интернета для галочки. Я много работал с вектором, причём именно в плане использования готовых svg картинок в мобильных и браузерых проектах. Разберу пролёты.

Начнём с"преимуществ" вектора:

Экономят время.Ничего не экономят. Вектор сильно ограничен, именно поэтому для игр с "конфетной графикой" это точно не подходит - его придётся переводить в растр и допиливать там то, что не может вектор. В противном случае, все эти блики и отражения придётся делать вручную десятками дополнительных векторных объектов что занимает больше времени, чем "махнуть кистью". Вектор хорош для конкретных визуальных стилей "на любителя"

Не изменяются в качестве. Как бы не увеличивали векторную картинку, ее качество не изменится. Кроме того, линии и обводка останутся плавными и четкими, даже если изображение обработать повторно, заскринить, а потом снова обработать.

Не совсем понял о чём речь. Вектор действительно может быть масштабирован без потери качества, но тогда его нужно делать чисто вектором. Если что-то нарисовать вектором и заскринить - это уже будет растр, который при масштабрировании уже не будет вести себя как вектор. Поэтому если после обработки нужно что-то увеличить, то придётся брать базовый вектор, увеличивать и всю обработку проделывать с нуля. Или извращаться с корректирующими слоями так что в исходнике потом чёрт ногу сломит.

Мало весят. Векторные изображения легкие, поэтому они не будут утяжелять игру или долго прогружаться. Например, в игре Cooking Craze персонажи, объекты и иконки — полностью векторные.

Всё зависит от самой картинки. Если вектор сложный из множества объектов, то та же svg может весть больше чем аналогичного размера растр. Персонажи из приведённой игры очень сильно рискуют в этом плане. Плюс тот код SVG что генерируется редактором - это страх божий и об оптимизации там речи быть не может. Там просто может пустых тэгов навалить.

Ну и самый важный момент - это то, что в игре вектор всё равно сперва рендерится в растр, а потом выводится. А векторная графика гораздо медленнее в рендере, чем растр, а значит - на слабых девайсах (телефонах тех же) это всё может тормозить. Особенно сложные объекты типа персонажей.

Вы может и выиграете в занимаемом ассетами месте, но точно проиграете в производительности. Именно поэтому в мобильных играх всё-таки часто используют растр, а не вектор. Ну и с вектором не все девайсы работают одинаково, что тоже накладывает ограничения.

Выглядит ровными и аккуратными. Неважно, будет ли предмет нарисован пером или с помощью фигуры — его края всегда будут ровными и четкими. Такие картинки выглядят качественными и аккуратными, а для геймдева это важно.

Да, вектор зачастую выглядит аккуратнее. Но вот на картинке ниже приведённой цитаты справа арт выглядит плохо только потому что его плохо нарисовали (без деталей типа бликов), а не потому что это растр.

Использовать векторную графику можно тогда, когда это облегчает работу или указано в техническом задании. Например, чтобы отрисовать иконки в игре или мелкие казуальные детали. Тогда эти детали не будут перегружать игру из-за тяжелого веса, как если бы их рисовали растровыми.

Вектор в качестве ассетов имеет смысл использовать только если это флэтовые иконки какие-нибудь без изысков. Всякие градиенты, фильтры и прочее в векторе могут отрендериться движком некорректно. Да и сомневаюсь я, что оптимизированный png 24*24 будет меньше, чем векторный аналог.

В статье ценна только идея наброска предварительного "каркаса" вектором, который потом будет облагорожен растровыми инструментами. А так, все нормальные художники запрашивают размер ассетов у геймдизов/юайщиков, и рисуют х4 или х8, чтобы потом при уменьшении все погрешности сгладились меж пикселей.

36
Ответить

ага, главный плюс вектора в аккуратности графики, экономия времени и использование вектора внутри игры или сайта вери сомнительно, как минимум из-за того что рендерить сотни шейпов ресурсоёмко

4
Ответить

Горячо благодарим за фидбек! Передали автору💞

Ответить

На финальной версии тарелки с супом видно, что финалили ее уже мазками. А вектор там только как маска, для удобства и четкости контура. На других работах то же самое. Не вводите людей в заблуждение.
И преимущество того, что вектор меньше весит сомнительное. В движке игры, скорее всего, картинки уже в растре.

11
Ответить
7
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

да вот у меня аналогичный вопрос.

Ответить