Стоит ли идти на курсы геймдизайна и как отличить плохие курсы от хороших

Стоит ли идти на курсы геймдизайна и как отличить плохие курсы от хороших

Я — человек позитивный, и пока все в рунете скучковались вокруг геймдева и пытаются определить жив пациент или мертв, я считаю, что разработка игр в России не загнется и на рынке не только останутся крупные игроки, но в будущем вернутся старые и появятся новые. Предлагаю вам заразиться моим оптимизмом и порассуждать на тему онлайн-обучения профессии геймдизайнера: возможно ли это вообще и как не облажаться с выбором школы.

Лично меня тренд на онлайн-образование только радует, потому что благодаря его доступности люди в любой с ноутбуком части России могут овладеть востребованной и высокооплачиваемой профессией: мир развивается быстрее, чем классическая система образования, которая просто не может в таком темпе разрабатывать образовательные программы по новым дисциплинам.

Тем не менее, не будем забывать, что онлайн-курсы — это очень прибыльное дело. Цена некоторых составляет десятки, а то и сотни тысяч рублей. Неудивительно, что продажа курсов для кого-то является не возможностью поделиться знаниями, а как следует заработать на «юнцах с горящими глазами».

В этой статье я постараюсь рассказать, стоит ли проходить курсы по геймдизайну, а также как определить качество курса просто пролистывая лендинг.

Но обо все по порядку, ведь выбор конкретного курса — это далеко не первый шаг, и даже не самый важный.

Шаг 1: оцените свои возможности

А возможности ваши очень сильно зависят от того, в каком городе вы живете. К примеру, в Питере или Москве очень много игровых студий, в том числе крупных, и они постоянно размещают вакансии на позицию младшего геймдизайнера, не требующую опыта (зачастую). В такой ситуации вы вполне можете ждать соответствующую вакансию и готовить портфолио, резюме и тестовое. О том как это все сделать, я писала в статье про трудоустройство без опыта.

Если вы живете в маленьком городе, где нет офисов крупных студий, там могут быть маленькие инди-студии, которые делают, скажем, гиперказуалки — одну игру за три дня. Такие студии редко размещают вакансии геймдизайнера, но вакансии тестировщика могут попадаться. Я неоднократно говорила, что путь из тестировщика в геймдизайнеры не очень хорош, потому что работа тестировщика кардинально отличается от работы геймдизайнера, и для обоих этих специалистов требуются совершенно разные хард и софт скиллы. Но в случае с маленькими студиями у вас есть реальный шанс в будущем ротироваться на должность геймдизайнера. Ну и вы как минимум приобретете релевантный опыт и понимание процессов разработки.

Шаг 2: определите свои цели

А целей у вас может быть две:

  • Инди-разработка, где вы самостоятельно делаете проект;
  • Трудоустройство в игровую компанию на позицию младшего геймдизайнера.

От этого и стоит отталкиваться при определении круга знаний, который вам необходим. Естественно есть общие знания, которые потребуются в обоих случаях (например, умение писать документацию, составлять ТЗ, считать баланс и так далее), но все же у каждой цели свой уклон.

Я буду инди!

В случае с инди-разработкой, кроме знаний по геймдизайну вам потребуются знания движков, программирования, рисования, иными словами — любые знания, до которых вы сможете дотянуться. Я бы даже сказала, что как раз в первую очередь вам нужны навыки практической работы с инструментами, а уже во вторую — работа с геймдизайнерской частью работы над игрой. То есть, начать надо, скажем, с изучения движков и 2D/3D графики.

Если вы хотите собрать небольшую команду и работать вместе, то это позволяет вам с большей степени сосредоточиться на геймдизайне. Но сюда уже нужно добавить управление командой, изучение пайплайна разработки, изучение площадок для публикации, потому что на таком проекте вы будете выступать еще и, фактически, продюсером.

Я хочу в компанию!

Если ваша цель — это трудоустройство в игровую компанию, то важны в первую очередь ваши геймдизайнерские качества. Нужно понимать, что в России вы сможете устроиться только в компанию, которая делает free-to-play игры, других альтернатив, к сожалению, у нас пока практически нет. Но даже те, что есть (Nival, MY. GAMES, Saber Interactive, например) требуют, чтобы вы сначала освоились в «младшей лиге».

Если вы выбрали этот путь, то знание движков вам, скорее всего, не потребуется, потому что работа над казуальным проектом будет заключаться в другом: вам нужно будет разрабатывать игровые механики, описывать их, взаимодействовать со специалистами из других отделов, считать баланс и так далее.

Еще один ключевой момент — это знание современного рынка игр. В компаниях, которые разрабатывают казуальные игры, всегда пристально следят за конкурентами, анализируют причины их успехов и неудач. Тренды меняются быстро и поэтому нужно держать руку на пульсе. К тому же, ваше тестовое задание скорее всего будет включать в себя вопросы о популярных играх, просьбы проанализировать те или иные механики, предложить улучшения для уже существующих игр.

Также полезным будет базовое знание аналитических метрик и чуть более подробное понимание самых ключевых из них (Retention, MAU, DAU, LTV, ARPU, ARPPU и так далее). Они могут встретиться вам уже на этапе тестового задания в вопросе, типа «Мы хотим повысить Retention 30-го дня. Предложите механику для нашей игры, которая сможет улучшить этот показатель».

Как выбрать курс по геймдизайну

Курсы, несомненно, будут вам подспорьем в трудоустройстве, на это обращают внимание как HR, так и ведущие специалисты на проекте. В статье про трудоустройство без опыта я собирала небольшую статистику по тому, какие курсы будут ценными в резюме соискателя, и курсы по геймдизайну победили все остальные:

Тем не менее, это не является обязательным требованием, многие люди устраиваются и без курсов за плечами. Совершенно точно на таких курсах вы получите базовые знания о геймдизайнерской терминологии, рабочих процессах, областях компетенций и научитесь не допускать какие-то самые базовые ошибки. Курсы могут повысить шансы попасть на работу в именитую компанию, делающую казуалки, но вас все равно возьмут работать только младшим геймдизайнером.

Если вы твердо решили пройти курсы, то вспомните снова свои реальные профессиональные цели и держите их в голове, пока вы разглядываете уникальное предложение со скидкой в кредит на лендинге курса.

1. Найдите преподавателя курса на LinkedIn

Посмотрите компетенции преподавателя: где он работал, как долго, на каких позициях. Здорово, если на LinkedIn есть информация о компетенциях специалиста на каждом проекте.

Если профиля преподавателя нет на LinkedIn — это тревожный знак. Тем не менее, его компетенции все же должны быть просто проверяемы. Например, он должен фигурировать в титрах выпущенной игры.

Пример:

На сайте курса написано:

«Наш преподаватель, Иван Иванов, работал над такими мощными проектами, как GTA5 и Red Dead Redemption 2, а также другими ААА проектами.»

Вы нашли профиль преподавателя на LinkedIn. Смотрим его профессиональный опыт.

Преподаватель начал карьеру программистом, спустя несколько лет стал геймдизайнером работал в качестве младшего геймдизайнера в течение полутора лет над GTA 5 и полгода над Red Dead Redemption 2. После этого он ушел в другую компанию, где он в течение года работал над еще не анонсированным ААА проектом.

Теперь давайте проанализируем его опыт более подробно.

  • То, что у преподавателя програмистский бэкграунд — это хорошо, потому что вы будете получать более комплексное понимание геймдизайнерских понятий, о которых вам будут рассказывать, ведь преподаватель знает разные стороны каждого вопроса.
  • Работа даже в качестве младшего геймдизайнера над такими проектами, как GTA 5 и Red Dead Redemption 2 — это уже очень крутой опыт. Тем не менее, работал наш преподаватель не в Rockstar, а в компании, которая занимается аутсорсной разработкой игр. Обычно такие компании не разрабатывают определяющие геймплей вещи, а занимаются, например, побочными квестами или проработкой определенных локаций и механик по идеям со стороны клиента, а то и просто по совершенно четким клиентским гайдлайнам. В худшем случае — занимаются ручным «мартышкиным трудом», на который заказчик не хочет тратить силы своей core-команды.
  • Если учесть, что преподаватель работал младшим геймдизайнером в аутсорс компании, то нужно иметь в виду, что скорее всего, он занимался довольно простыми вещами. То, что за два года он не вырос в миддла тоже не является плюсом.
  • Тот факт, что преподавателя пригласили после работать на ААА проект, говорит хорошо о его компетенциях — ведь он прошел собеседование и год проработал в компании. Но это первый проект студии и он еще не выпущен. Роль преподавателя неизвестна, как и качество самого проекта, поэтому опыт не совсем релевантен, его нельзя оценить.

Подытожим:

Онлайн школа в данной ситуации использует классический рекламный трюк. Вы смотрите на красивый лендинг и пребываете в уверенности, что идете учиться у монстра, который писал core механики для GTA 5 и Red Dead Redemption 2, а на самом деле попадаете к крепкому, но обычному специалисту, который точно не является супер-гуру. Естественно, он, скорее всего, неплохой геймдизайнер (опыт работы указывает на определенные компетенции), но соответствует ли цена курса тому, что предлагается в реальности?

2. Посмотрите выступления и статьи преподавателя на конференциях

Очень часто люди, которые сотрудничают со школами при этом еще и выступают в профессиональном сообществе. Если у преподавателя есть записи лекций с конференций уровня DevGAMM или White Nights — это отлично. Тот факт, что преподавателя туда пригласили, а коллеги пришли его послушать, говорит хорошо о его компетенции.

Послушайте лекции, попытайтесь составить собственное мнение, оцените умение преподавателя структурировать и подавать информацию. Можно еще почитать комменты, но не стоит сильно увлекаться, потому что мы с вами знаем, как оно обычно бывает в комментариях.

3. Тщательно оцените саму программу курса

Нужно убедиться, что в программе действительно есть жирные блоки по геймдизайну. Сейчас многие программы курсов состоят в основном из изучения движка (Unreal Engine или Unity). Изучение движка может занимать месяцы, поэтому когда смотрите на полугодовой курс за 120 тысяч рублей, вам это может показаться справедливой ценой за такой долгий срок.

Дело в том, что обучаться движкам можно как минимум дешевле в разы, а то и бесплатно, просто на уроках на YouTube. Например, прекрасный курс по Unreal Engine на Udemy (советую, потому что сама его проходила). Да и вообще на Udemy много хороших курсов, в том числе от самих Epic Games. Почти каждый день в году на этом сайте висит «распродажа» и все курсы там стоят по полторы-две тысячи.

Поэтому не позволяйте себя отвлечь «растягиванием хронометража» и не ведитесь на курсы, где упор сделан на изучение движка. Чем больше в курсе движка, тем меньше там реального геймдизайна. Если очень хочется изучить движок, начните с YouTube и сайтов с дешевыми курсами, и возвращайтесь к платному только если у вас ничего не получится.

Естественно, даже если вы выбрали путь трудоустройства в игровую компанию, знание движка все равно будет плюсом в вашу копилку, потому что сам факт того, что вы заморочились и изучили что-то сложное уже говорит о вас хорошо. Возможно, у вас даже появится шанс попасть на буткемп (бесплатная стажировка + обучение с возможностью трудоустройства в дальнейшем) в более крутую компанию, и там знание движка будет жирным плюсом. Тем не менее, внимательно оцените соотношение качества / количества знаний и суммы, которую за это нужно заплатить, так как знание, скажем, UE4 может не являться первоочередным в вашем резюме.

3. Узнайте все о формате курса

Самым лучшим будет курс, формат которого максимально похож на классическое образование:

  • Есть преподаватель и студенты;
  • Обучение проходит в режиме рил-тайм, где вы все собираетесь в определенное время и слушаете живую лекцию, а не смотрите заранее записанный видос;
  • Есть домашнее задание;
  • Домашнее задание проверяет сам преподаватель;
  • Есть возможность задавать вопросы;
  • Вы получаете фидбек по своей работе.

Многие курсы обещают все вышеперечисленное, но в каждом пункте есть подвохи. Меня звали преподавать в разные школы и поэтому я из первых уст могу сказать, на что стоит обратить внимание.

Подвох 1: «У нас живое обучение»

Очень многие курсы обещают рил-тайм образование, но представляют собой просто набор видеоуроков, записанных заранее. При этом там, конечно, есть живые вебинары, которые проходят изредка для создания иллюзии живого обучения. Из общения с преподавателем там только общий чат в Телеграме.

Такой формат имеет право на жизнь, но опять же, на цену курса надо смотреть через призму того, как на самом деле подается информация.

Подвох 2: «Мы даем обратную связь»

Многие видят плюс популярных онлайн-курсов именно в фидбеке от квалифицированного специалиста. Мол, если он будет проверять домашнюю работу и обсуждать ее со студентами индивидуально, можно быстрее понять все ошибки и быстрее научиться.

На деле же вашу домашнюю работу в большинстве случаев проверяют некие «кураторы», то есть люди менее компетентные, чем преподаватель. В редких удачных случаях этом могут быть геймдизайнеры-джуны, Чаще всего это бывшие студенты или вовсе какие-то сотрудники школы со шпаргалкой о том, «как должно быть». Самые экономные вообще работают в режиме «студенты проверяют работы друг друга».

Свяжитесь со школой и спросите подробно, как проходят занятия и кто будет проверять ваши работы. Если это будут кураторы, то спросите о их компетенциях, узнайте их имена и повторите шаг 1 — найдите их на LinkedIn.

Подвох 3: «Наш курс рассчитан на 1 год, у нас куча материала»

Создание курса — это дорого и занимает много времени. Поэтому для того, чтобы отбить затраты на аванс преподавателям, работу над лендингом и маркетинг, деньги надо начинать собирать заранее. Многие школы продают курсы, которые еще не закончены. То есть, преподаватель сделал первый блок, и школа запускает продажи курса: пока наберется группа, пока она пройдет первый блок, подоспеют и все остальные.

А потом преподаватель перестает работать и готовить материал, или случается еще какой форс-мажор, и вот вы рассчитывали на трудоустройство через год, а по факту вы получаете только второй блок к этому времени.

Подвох 4: «Мы вернем деньги, если вам не удастся найти работу. Учитесь сейчас, платите потом».

Тут можно только сказать одно: читайте оферту. В таких слоганах всегда есть звездочки и сносочки, которые, теоретически, могут заставить вас принять предложение о работе в ООО «Рога и Копыта» в городе Рязань за 20 тысяч рублей в год и заплатить дополнительную наценку за пост оплату.

В целом, я конечно описала идеальные критерии для выбора курса. Если курс представляет собой цикл видеозаписей, которые вы можете смотреть в любое время, или домашнее задание никто не будет проверять — это нормально, в конце концов, вы ведь будете учиться и получать знания. Но и цена у такого курса должна быть соответствующая.

5. Внимательно отнеситесь к обещаниям школы

На лендингах многих курсов можно увидеть текст «После окончания нашего чудесного курса, ваше резюме будет выглядеть так:» и пример резюме, которое представляет из себя красиво сверстанную бумажку где написано, что человек без опыта, но с курсом, хочет позицию ведущего геймдизайнера и зарплату 80 тысяч рублей. Это очень хитро, потому что глядя на это вы сразу понимаете, что стоимость курса вы отобьете в первый месяц работы.

Здорово звучит? Жалко, что неправда.

Я могу рассказать о зарплатах на примере Петербурга. В Москве они будут чуть повыше, в регионах — заметно ниже. Вы можете понять, сколько будут вам платить в вашем городе, если возьмете среднюю зарплату по городу и просклоняете пропорционально примеру Питера.

Средняя зарплата в Санкт-Петербурге — 40 тысяч рублей (или около того). А вот примерные зарплаты геймдизайнеров в этом городе (оптимистичные «доспецоперационные» вилки):

Стоит ли идти на курсы геймдизайна и как отличить плохие курсы от хороших

Естественно, чем круче компания, тем большую заработную плату она предлагает. Но имейте в виду, что даже закончив курсы вы все равно сможете претендовать только на роль младшего геймдизайнера (или миддла в инди-студии, который работает за зарплату младшего сотрудника или меньше) в виду отсутствия опыта. Естественно, никто не будет вам платить 80 тысяч рублей и авторы курса об этом прекрасно знают.

Если курс не прошел все предыдущие проверки, то наличие такого «примера резюме» на лендинге — это последний гвоздь в его гробик. Если в целом с курсом все хорошо, то это может быть просто причудой отдела маркетинга школы.

6. Почитайте отзывы о курсе

Я не случайно этот пункт выделила как последний, потому что отзывы наименее показательны. Все мы когда-то заказывали товар с блестящими оценками на AliExpress, а потом удивлялись, что качество у него совершенно кошмарное.

Почитайте отзывы и обратите внимание на тех студентов, которые после курса устроились работать геймдизайнерами и посмотрите на том же LinkedIn, какие компании их взяли к себе работать. Такое прочтение отзывов будет самой лучшей лакмусовой бумажкой качества курса.

Еще пара моментов, которые стоит помнить

  • Преподаватель — это не кандидат наук с педагогическим образованием и дипломом по профессии за плечами. Это просто человек с каким-то опытом работы в сфере.
  • Знания, которые вам дает преподаватель, основаны на его собственном опыте и могут быть субъективными. Некоторые аспекты работы геймдизайнера являются очень противоречивыми и даже опытные специалисты зачастую друг с другом не согласны. Соответственно, некоторые знания, которые вы получите на курсах, могут оказаться бесполезными или даже вредными, если ваш будущий руководитель просто работает иначе.
  • Курс должен дать вам понимание тех вещей, которые вам потребуются в дальнейшем в карьере. Есть курсы, которые направлены на то, чтобы вы впоследствии могли делать игры самостоятельно, а есть курсы, которые рассказывают о нюансах коммерческого free-to-play геймдизайна. Это видно по программе самого курса.
  • Не переплачивайте за то, что можно получить дешевле, или бесплатно. Знания движков / литературы / истории / программирования никак не связаны со знаниями по геймдизайну.

В решении идти на курсы, или не идти, отталкивайтесь только от своих финансовых возможностей и свободного времени, которым вы располагаете. Курс по геймдизайну может вам здорово помочь и дать отличный толчок на старте вашей карьеры. Обучение новому — это всегда круто. Главное, подойти к выбору образования с умом.

Больше статей можно найти в моем блоге Вконтакте:

157157
170 комментариев

Я очень скептически настроен ко всякого рода курсам геймдизайна, но статья при этом написана на удивление адекватно и по делу.

Единственное, с чем я в корне не согласен, так это с оптимизмом автора по поводу российского геймдева.

17

Любые курсы создаются как правило с ОДНОЙ целью : заработать бабла . Если фирма создает курсы ДОВОЛЬНО долго - то очень скоро - она начинает пилить курсы на подгруппы как Иван Смирнов - где идешь на штуку, а тебе говорят - ой извините - это анатомия, вы можете купить и пройти курс по анатомии отдельно, а это мы разбираем подробно на курсе по концепт арту, игровой 2д арт? запишитесь на курс Лепешкиной по созданию игрового арта в юнити!!!
Цель большинства курсов создать у человека ошущние движа - что бы он и дальше записывался на курсы.

Исключением как правило являются курсы внутри самой фирмы - где цель именно переподготовка лояльных сотрудников, и в которые человеку со стороны без рекомендации не попасть , и да такие курсы - как правило полностью бесплатны...

Возвращаясь к онлайн курсам - их как правило организовывают те люди - у котрых нет увлекательной работы и они ищут где заработать на стороне.

6

Комментарий недоступен

1

Как же я устал читать эту чушь.

Пожалуйста, если вы читаете это и хотите делать игры, а не мобильное казино - делайте игры. Никто и никогда не ищет ГД или ЛД с опытом в мобилках. Не верьте всем этим "ну щас я 8 лет поделаю три в ряд, а потом уеду в МашинГеймз делать Индиану!"

Я лично нанимал студентов на ААА проект. Видел как брали ребят с минимумом опыта - но репрезентативного. С играми на итч.ио например.

А мобильных и ф2п разрабов слушать на интервью просто невозможно. "Я знаю пятьсот способов выдоить денег!" Окей. А мне то ты зачем?.. Иди дои китов дальше.

Как же я от этого устал, а. Но если хоть один человек это прочитает и сделает правильные шаги - уже того стоит.

16

Удивительно, что никто из подобных комментаторов так и не объяснил почему мобилки это что-то плохое. Ну не играете вы в мобилки, не считаете их за игры, ну что поделать. Это же ваше мнение) Мир вообще становится светлее, если закрываешь глаза на фритуплей игры и идёшь своей дорогой, советую.

Вижу только чсв выше крыши, а судя по линкедину и местам работы, не так уж много нормального опыта, и на Кодзиму вы не тянете. Успехов, ваш путь только начался!

4

Снова здорова, опять это возведение в абсолют опыта трудоустройства одного человека, который полгода проработал в 4A Games. Два года прошло - ничего не меняется.

2

Спасибо за совет про итч.

1